Н.Г. ИЛЛАРИОНОВА
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВУЗОВСКОГО МЕМОРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ И.Я. ЯКОВЛЕВА
Мемориально-педагогический музей И.Я. Яковлева Чувашского государственного педагогического университета основан в 1968 г. на общественных началах по инициативе и активном участии ученого-яковлеведа Н.Г. Краснова (ныне директор Института И.Я. Яковлева ЧГУ им. И.Н. Ульянова, профессор, известный исследователь творческого наследия И.Я. Яковлева) [5].
Первый вузовский музей республики начал формироваться в 1966 г. в результате организации при кафедре педагогики лаборатории по исследованию наследия И.Я. Яковлева и проблем современного педагогического образования.
Впервые вопрос о создании специальной лаборатории прозвучал на собрании-встрече студентов и преподавателей пединститута с воспитанниками Симбирской чувашской учительской школы, состоявшейся 10 ноября 1965 г.
Этому событию предшествовала большая организационная работа. Согласно приказу №89 (14 октября 1965 г.) по Чувашскому педагогическому институту имени И.Я. Яковлева для подготовки и проведения встречи была образована комиссия в составе: Николаева В.Н., проректора по учебной работе; Прокопьева И.П., секретаря Чувашского обкома КПСС; Волкова Г.Н., доцента кафедры педагогики; Ухьянкина С.П., доцента кафедры педагогики; Петрова Ю.А., председателя профкома [1].
Комиссии предстояла большая работа по установлению и уточнению адресов выпускников Симбирской чувашской учительской школы, составлению и отправлению писем, организации приема гостей и т.д., а также необходимо было получить согласие внуков И.Я. Яковлева на участие в этом мероприятии. В процесс подготовки к встрече были вовлечены также комсомольские и профсоюзные активы студентов и преподавателей института.
На эту встречу прибыли ученики И.Я. Яковлева из многих городов и сел Чувашии, поступили приветственные телеграммы от внуков просветителя и выпускников Симбирской чувашской учительской школы, проживающих в Москве, Ленинграде и других городах СССР. На собрании-встрече присутствовали 520 студентов и преподавателей пединститута. В состав президиума собрания вошли ученики И.Я. Яковлева и руководители института. Собрание краткой вступительной речью открыл ректор института Анатолий Семенович Марков, впоследствии долгие годы стоявший у руля первого высшего учебного заведения Чувашии. Обращаясь к присутствующим, он сказал: «Товарищи, нам бесконечно дорого имя И.Я. Яковлева. Его мысли о дружбе с великим русским народом, между всеми народами, его самоотверженный труд на благо родного народа является образцом для подражания современной молодежи, всех наших студентов -будущих учителей» [2]. Затем слово предоставилось воспитанникам Симбирской чувашской учительской школы. С воспоминаниями о чувашской школе, об Иване Яковлевиче и Екатерине Алексеевне Яковлевых поделились С.П. Горский, профессор пединститута, Е.Д. Римова, преподаватель пединститута, А.И. Токсина, певица, заслуженная артистка Чувашской АССР, учителя И.А. Афанасьева, И.П. Ермошкина, А.Т. Варфоломеева, Ф.К. Кузьмин и др.
Перелистывая пожелтевшие от времени станицы протокола собрания-встречи, поражаешься глубокой преданности и благодарности учеников своему Учителю. Их воспоминания такие непосредственные, такие впечатляющие, словно видишь этих людей, слышишь их. «Мы единственные свидетели жизни Ивана Яковлевича, - говорит Ф.К. Кузьмин - его интенсивной педагогической и органи-
заторской работы; общими силами, коллективным трудом лиц, близко знавших его, собирая все новые штрихи и детали его облика, жизни и деятельности, должны поработать по созданию образа нашего выдающегося педагога» [1].
В заключение было принято решение: это мероприятие считать началом ежегодных яковлевских педагогических чтений. В пункте 2 отмечено: «Для изучения и издания трудов И.Я. Яковлева создать при институте на общественных началах лабораторию И.Я. Яковлева» [2]. Тогда же было решено обратиться в Совет Министров Чувашской АССР по поводу празднования в 1968 г. 100-летия Симбирской чувашской школы и 120-летия со дня рождения просветителя, в связи с чем просить:
«б) учредить медаль имени И.Я. Яковлева для награждения активных деятелей просвещения;
в) установить в Чебоксарах памятник И.Я. Яковлеву;
г) издать избранные сочинения И.Я. Яковлева и воспоминания учеников о нем...» [1].
Эта встреча оставила заметный след не только в деятельности Чувашского государственного педагогического института, но и всей республики. Впервые после семнадцатилетнего перерыва (последняя встреча воспитанников Симбирской чувашской школы состоялась в 1948 г. в дни празднования 100-летия со дня рождения И.Я. Яковлева. 24 апреля 1958 г. на расширенное заседание ученых советов Чувашского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики и Чувашского государственного педагогического института, посвященное 110-летию со дня рождения И.Я. Яковлева, было приглашено ограниченное количество учеников И.Я. Яковлева) по инициативе коллектива педагогического института встретились ученики просветителя, что можно считать точкой отсчета всех добрых начинаний по исследованию и распространению педагогических идей просветителя.
В течение 1965-1968 гг. таких мероприятий было проведено несколько. Помимо этого кафедра педагогики устраивала педагогические семинары,на которые приглашались учителя и воспитанники Симбирской чувашской школы.
В 1966 г. руководителем созданной по приказу ректора лаборатории по исследованию наследия И.Я. Яковлева был назначен доцент Н.Г. Краснов, в состав сотрудников лаборатории вошли члены кафедры педагогики, студенты, учителя, а также видные ученые СП. Горский, В.Г. Егоров (ученики И.Я Яковлева) и В.Д. Димитриев.
Для лаборатории выделили специальное помещение. По словам Н.Г. Краснова, «так началась работа по изучению жизни и деятельности И.Я. Яковлева и сбору материалов о нем» [2, 4].
Исходным моментом его интереса к наследию просветителя Н.Г. Краснов считает период его работы учителем в Тюрлеминской средней школе Козловского района Чувашской АССР после окончания в 1955 г. факультета иностранных языков Чувашского педагогического института. Здесь он познакомился с семьей известного ученика И.Я. Яковлева поэта-переводчика Г.А. Коренькова. Благодаря его родственникам он наладил переписку с воспитанниками Симбирской чувашской школы, а с проживающими в Тюрлеме учениками И.Я. Яковлева «неоднократно встречался, записывал их воспоминания» [2, 6].
Интерес к жизни и деятельности выдающегося чувашского педагога-просве-тителя у Н.Г. Краснова возрастает в годы учебы в аспирантуре Московского государственного института иностранных языков. К тому же в библиотеке института он познакомился с дочерью А.В. Смоленского, преподавателя физики и математики Симбирской чувашской учительской школы. Она, близко знавшая семью сына про-
светителя, так как передала внукам собранные отцом фотографии И.Я. Яковлева и учащихся Симбирской чувашской школы, обещала представить Н.Г. Краснова им.
Последовавшее затем предложение Г.Н. Волкова посетить семью сына И.Я. Яковлева, а также знакомство Н.Г. Краснова с внуками просветителя послужило большим мотивационным толчком для его дальнейшей работы. По совету Г.Н. Волкова он стал помогать Ольге Алексеевне и Ивану Алексеевичу Яковлевым в систематизации книг И.Я. Яковлева, однажды разбирая литературу и рукописные материалы, «обнаружил до этого неизвестный первоначальный вариант поэмы «Нарспи» К.В. Иванова» [2, 2].
После окончания аспирантуры Н.Г. Краснов работал на факультете иностранных языков Чувашского пединститута, затем - на кафедре педагогики. В то время кафедрой заведовал бывший народный комиссар просвещения Чувашской АССР, бывший директор Чувашского педагогического института доцент В.Т. Харитонов, один из первых исследователей истории просвещения чувашского народа. Вместе с Г.Н. Волковым, доцентом кафедры педагогики, он поддерживал энтузиазм и все возрастающий интерес молодого педагога Н.Г. Краснова к личности И.Я. Яковлева и оказывал содействие во всех его начинаниях.
Необходимо также отметить, что на кафедре работали ученые-педагоги, заинтересованные в исследовании и пропаганде педагогического наследия И.Я. Яковлева. Педагогическим кружком руководил доцент Г.Н. Волков, внесший большой вклад в дело увековечивания памяти выдающегося чувашского педаго-га-просветителя и сохранения его бесценного наследия.
С назначением доцента Н.Г. Краснова руководителем лаборатории по исследованию наследия И.Я. Яковлева начинается кропотливая работа в архивах и библиотеках городов Чебоксар, Казани, Ульяновска, Москвы, Самары, Ленинграда и др. в целях поиска материалов, касающихся деятельности И.Я. Яковлева и его чувашской школы, продолжается переписка с воспитанниками Симбирской чувашской школы, родственниками просветителя, учеными, работниками архивов и научных учреждений. Устанавливается тесная связь с внуками просветителя Анной Алексеевной и Екатериной Алексеевной Некрасовыми.
В то же время начинаются хлопоты о передаче Чувашскому государственному педагогическому институту книг из личной библиотеки И.Я. Яковлева и его сына, доктора исторических наук, члена-корреспондента Академии наук СССР профессора А.И. Яковлева, которые после смерти Алексея Ивановича были присланы в Чувашский научно-исследовательский институт внуками просветителя Иваном Алексеевичем и Ольгой Алексеевной Яковлевыми.
В ЧНИИ книги содержались в подвальном помещении в несоответствующих условиях хранения для таких ценных документов истории. В результате неоднократных ходатайств библиотека, состоящая из более 2000 книг, была передана Чувашскому педагогическому институту имени И.Я. Яковлева и составила основу будущего музея просветителя, хотя вначале предполагалось создание на ее базе мемориального кабинета И.Я. Яковлева [7].
На очередной встрече (5 мая 1967 г.) коллектива пединститута с воспитанниками Симбирской чувашской учительской школы обсуждались вопросы, связанные с подготовкой к празднованию 100-летия Симбирской чувашской школы и 120-летия со дня рождения И.Я. Яковлева в ноябре 1968 г. В повестку дня также было включено сообщение Н.Г. Краснова о работе лаборатории по исследованию наследия И.Я. Яковлева. Он ознакомил присутствующих с ее деятельностью по изучению архивных документов, сбору материалов для создания кабинета чувашского просветителя в Чувашском педагогическом институте, отметив большую помощь учеников И.Я. Яковлева в этом благородном деле, а также работу
студентов института в исследовании «педагогического творчества И.Я. Яковлева и истории создания и развития Симбирской чувашской школы» [3, 9].
К этому времени, кроме личной библиотеки просветителя, лаборатория располагала многочисленными фотографиями, документами об И.Я. Яковлеве и его школе.
Во многие регионы Советского Союза с подписью ректора А.С. Маркова или заведующего лабораторией шли письма-обращения с просьбой оказать помощь в поиске материалов для создания мемориального кабинета И.Я. Яковлева, а с сентября 1967 г. - для организации в институте музея просветителя. География адресов обширна: Россия, Латвия, Казахстан, Украина и т.д.
Вот отрывок из письма Н.Г. Краснова в Латвию: «...просим сообщить о латышском педагоге, авторе учебников по русскому языку Дависе. Ни в каком учебнике мы не нашли данных о нем. По его учебнику чувашские учащиеся изучали русский язык в Симбирской чувашской учительской школе, основанной И.Я. Яковлевым в 1868 году. И.Я. Яковлев часто выезжал в Прибалтику, был лично знаком со многими педагогами вашего края...» [4].
Сотни таких писем были отправлены в областные и республиканские архивы, в библиотеки, научно-исследовательские институты, вузы, воспитанникам Симбирской чувашской учительской школы, ученым-исследователям педагогического наследия Н.И. Ильминского, И.Н Ульянова, Я.С. Гогебашвили, И. Алтынса-рина, М.Е. Евсевьева и др.
Так накапливался фонд будущего музея выдающегося чувашского педагога-просветителя.
Идею о создании музея, по воспоминаниям Н.Г. Краснова, подал доцент кафедры педагогики С.П. Ухъянкин. Один из известных исследователей истории пионерского движения Чувашии, он часто бывал в научных командировках в городе Арзамасе. Под впечатлением открытия музея А.П. Гайдара в этом городе он предложил организовать в институте музей И.Я. Яковлева. Эта инициатива была подхвачена сотрудниками лаборатории и поддержана руководством института. Кроме того, как говорит Н.Г. Краснов, по вопросу создания музея они советовались со специалистами государственных музеев Чебоксар, Москвы, Ульяновска, которые рекомендовали организовать не мемориальный кабинет, а мемориальный музей просветителя. Сотрудники музея В.И. Ленина (г. Ульяновск) даже преподнесли в дар будущему музею И.Я. Яковлева несколько фотографий.
Ректорат выделил помещение, и коллектив единомышленников (сотрудники лаборатории, воспитанники Симбирской чувашской школы, преподаватели художественно-графического факультета) приступили к организации музея.
Для создания музейной экспозиции были необходимы подлинные вещи и документы, отражающие жизнь и деятельность И.Я. Яковлева, преподавателей и учащихся созданной им чувашской школы в Симбирске. В этом значительную помощь оказали родственники просветителя, которых заинтересовала мысль о создании музея. Как пишет Н.Г. Краснов, они «с огромным энтузиазмом поддержали наши начинания» [2].
Приводим фрагмент одного из писем, поступивших в пединститут в начале 1968 г.:
«Для меня все, что касается его (И.Я. Яковлева. - Н.И.) и Симбирской чувашской школы, очень дорого, - ведь я там выросла и жила со дня рождения и до окончания средней школы. А верную спутницу жизни деда - Екатерину Алексеевну, в честь которой и меня так же назвали, я звала мамой. На моих руках она умерла, спустя шесть лет после деда. А он, как известно, последние годы жизни до самой смерти жил у нас - своей дочери и моей матери - Лидии Ивановны...
Из нашего дома на Соломенной сторожке близ Тимирязевской Академии, мы и проводили деда на место последнего упокоения на Ваганьковское кладбище...
Я с удовольствием помогу Вам в сборе материалов чем могу. Но, как Вы, вероятно, знаете, основной архив деда, хранившийся в семье его старшего сына -покойного историка, члена-корреспондента Академии наук Алексея Ивановича Яковлева, был передан в Отдел рукописей Государственной библиотеки имени В.И. Ленина. У меня хранится юбилейный фотоальбом Симбирской чувашской школы, а также некоторые семейные фотографии деда. Все эти материалы я охотно предоставлю для пересъемки ..., портрет маслом Ивана Яковлевича хранится у моей сестры - Анны Алексеевны Некрасовой... С искренним уважением Е. Некрасова» [8].
Вскоре от внуков начали поступать личные вещи И.Я. Яковлева и членов его семьи, предметы быта и изобразительного искусства, посуда, фотографии, документы и др. Из личных вещей просветителя необходимо отметить подаренные внуками будущему музею шапку и шпагу от форменной одежды действительного статского советника. Этот четвертый гражданский чин по табели о рангах (давал потомственное дворянство) И.Я. Яковлев получил в 1904 г. за многолетнюю государственную службу. Соответственно каждый чин имел собственную военную форму.
В мастерских Музея изобразительного искусств имени А.С. Пушкина отреставрировали (здесь работали супруг Е.А. Некрасовой известный искусствовед-египтолог В.В. Павлов и их дочь Е.В. Павлова) и передали создаваемому музею подлинные фотографии, портрет И.Я. Яковлева, написанный с натуры маслом в 1921 г. в Симбирске художником Д.С. Архиповым (портрет экспонировался в музее Симбирского чувашского практического института народного образования и затем хранился у А.А. Некрасовой). Об истории создания этой работы в своем дневнике 25 января 1921 г. А.В. Жиркевич (вел записи воспоминаний о И.Я. Яковлеве) пишет:
«У Яковлевых я застал молодого художника Архипова, чуваша, с которым раннее встречался и познакомился в чувашской кухне-столовой. Он пишет масляными красками портрет с Ивана Яковлевича и начал его, в смысле сходства, довольно удачно...
...Художник Архипов довольно удачно продолжает писать портрет И.Я. Яковлева. Мне приятно наблюдать за его работой... Архипов - самоучка, не получивший серьезного художественного образования, мечтающий о таком образовании, поэтому надо удивляться, как он удачно справляется со своей задачей...
...Прежде Иван Яковлевич, когда я заговаривал об его портрете, и слушать об этом не хотел. А теперь ежедневно, охотно, высиживает на сеансах по два, три часа, облекаясь даже в особый, приличный сюртук...» [9, с. 2-4].
От них же поступает уникальная работа поэта-классика, художника К.В. Иванова портрет Кати Некрасовой (внучки просветителя), рисунок карандашом, на обороте которого рукой художника сделана надпись: «24 ноября 1913 года. Конст. Иванов. СЧУШ».
В июне 1968 г. внуки просветителя О.А. и И.А. Яковлевы через проректора по научной работе пединститута Г.Н. Волкова принесли в дар будущему музею различную посуду, принадлежавшую И.Я. и Е.А. Яковлевым.
Создание историко-документальной экспозиции по истории чувашской школы было невозможно без активного участия и широкой общественности - бывших выпускников школы и их учеников, друзей и родных. Они дружно откликнулись на просьбы-обращения лаборатории и приняли деятельное участие в сборе материалов. Постепенно фонд будущего музея пополнялся также предметами, подаренными ими. В частности, скрипку своего дяди, воспитанника Симбирской чу-
вашской школы А.В. Владимирова, передала заведующая кабинетом марксизма-ленинизма пединститута О.Ф. Владимирова, а выпускница женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе И.А. Петрова (Афанасьева) подарила свидетельство об окончании этих курсов, где имеются подписи председателя совета учительской школы, инспектора школы действительного статского советника И.Я. Яковлева и членов совета И.Д. Дормидонтова, В.Н. Никифорова, В.А. Орлова, О.А. Андреева и др., и ученические тетради.
Уникальной фотографией, изображающей группу учащихся Симбирской чувашской учительской школы выпуска 1903 г. и ее преподавателей, среди которых инспектор школы И.Я. Яковлев, преподаватели П.И. Ильин, С.Я. Князев, Д.И. Ко-чуров, Н.И. Турченко, В.Н. Никифоров, священник М.Н. Лебяжьев и др., обогатился основной фонд музея. Что примечательно, на этой фотографии И.Я Яковлев снят в форменной одежде с орденами и медалями. Это пока единственная фотография-композиция, сохранившаяся доныне.
Интересен источник и способ поступления этого оригинального памятника истории: Н.Г Краснов разыскал его в доме Г.А. Коренькова (ученика И.Я. Яковлева) на чердаке, под сеном. Фотография была в плохом состоянии: изображения некоторых лиц было обесцвечены от времени и условий хранения - многих невозможно было узнать. Требовалась срочная реставрация. Эту работу выполнили в мастерских Музея изобразительного искусства имени А.С. Пушкина, и фотография заняла свое место в экспозиции открываемого музея.
Небезынтересна судьба другой бесценной реликвии. Это портрет И.Я. Яковлева (рисунок карандашом), написанный с натуры в 1920 г. художником Н.Ф. Федоровым-Некрасовым, преподавателем рисования, черчения и чистописания Симбирской чувашской учительской школы. По словам А.В. Жиркевича, ему «удалось уговорить И.Я. Яковлева дать снять с него портрет Некрасову», а 6 октября 1920 г. отмечает в записях: «вчера посетил Яковлевых, у которых давно не был, пил у них чай. Я спрашивал старика Яковлева: доволен ли он портретом, нарисованным с него Некрасовым? Старик ответил, что у него на портрете сердитое выражение» [10, с. 24-25]. Портрет экспонировался в музее Симбирского чувашского практического института народного образования. Впоследствии среди других музейных предметов оказался в личном фонде А.В. Жиркевича в Музее Л.Н. Толстого (г. Москва). Эти материалы «пришлось затребовать через Министерство культуры РСФСР для организации музея при Чувашском государственном пединституте» [6].
Помимо подготовки к открытию музея, коллектив института готовился к юбилейной научной сессии, посвященной 100-летию Симбирской чувашской школы и 120-летию со дня рождения И.Я. Яковлева. По замыслу организаторов музея его открытие предполагалось приурочить к юбилейным торжествам.
Структуру, содержание и направление музея, концепцию построения композиции научно разработали профессор Г.Н. Волков и доцент Н.Г. Краснов. Эта концепция определяла идейное содержание композиции, принципы отбора предметов из имеющегося музейного собрания, их группировку, композицию. Музейные предметы в своей совокупности должны были способствовать раскрытию определенных тем, связанных с жизнью и деятельностью И.Я. Яковлева и его школы.
Экспозиция зрительно должна была конкретизировать исторические события, характеризовать условия жизни и деятельности просветителя, содействовать восстановлению его облика.
Заведующий кафедрой черчения, труда и методики его преподавания И.И. Григорьев составил проект будущего музея. Что примечательно, в оформле-
нии интерьера музея проектом предусмотрено широкое использование дерева и стекла.
Художественное проектирование экспозиции осуществлено преподавателем художественно-графического факультета М.А. Зобниной.
Официальное открытие музея состоялось по завершении научной сессии 22 ноября 1968 г. Красную ленту разрезали внуки просветителя - А.А. Некрасова и Е.А. Некрасова. С приветственным словом выступил ректор института А.С. Марков (ныне декан физико-математического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова), экскурсию провел доцент Н.Г. Краснов. Первыми посетителями были внуки и ученики И.Я. Яковлева, участники юбилейных торжеств.
Литература и источники
1. Архив музея И.Я. Яковлева. Ед. хр. № 87. Инв. № 1226.
2. Архив музея И.Я. Яковлева. Ед. хр. № 45. Инв. № 1228.
3. Архив музея И.Я. Яковлева. Ед. хр. № 40 Инв. № 1229. Л. 1.
4. Архив музея И.Я. Яковлева. Ед. хр. № 39. Инв. № 1228.
5. Марков А.С. Полвека служения высшей школе. Воспоминания. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. 232 с., ил.
6. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. 155 с.
7. Педагогические семинары. Чебоксары, 1968. Вып. 3. 41 с.
8. Фонд рукописей музея И.Я. Яковлева. Ед. хр. № 41. Инв. №1234.
9. Фонд рукописей музея И.Я. Яковлева. Ед. хр. № 40. Инв. №325.
10. Фонд рукописей музея И.Я. Яковлева. Ед. хр. № 40. Инв. №324.
ИЛЛАРИОНОВА НАТАЛИЯ ГЕРАЛЬДОВНА родилась в 1979 г. Окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева, ныне обучается в Гамбургском университете ФРГ. Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук. Область научных интересов - использование педагогического наследия И.Я. Яковлева в системе подготовки педагогических кадров. Имеет 14 опубликованных работ.