Научная статья на тему 'Краснов Н. Г. И. Я. Яковлев и его потомки. 2-е изд. , доп. / Н. Г. Краснов. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1907. 480 с'

Краснов Н. Г. И. Я. Яковлев и его потомки. 2-е изд. , доп. / Н. Г. Краснов. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1907. 480 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
400
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краснов Н. Г. И. Я. Яковлев и его потомки. 2-е изд. , доп. / Н. Г. Краснов. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 1907. 480 с»

Краснов Н.Г. И.Я. Яковлев и его потомки. 2-е изд., доп. / Н.Г. Краснов. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1907. 480 с.

Книга состоит из 9 глав, 17 приложений, черно-белых и цветных фотоснимков. Многие материалы в ней, в частности вся 9-я глава, публикуются впервые. Это издание посвящено 160-летию И.Я. Яковлева и 140-летию Симбирской чувашской школы, основанной им в 1868 г.

Исследованию жизнедеятельности И.Я. Яковлева, его научного наследия посвящено немало работ как в нашей республике, так и далеко за ее пределами. Это вполне естественно. Его имя вошло в энциклопедические словари, в историко-этнографическую и педагогическую, религиозную литературу многих стран мира, на которые ссылается автор книги. Ее название вполне оправданно, ведь потомки чувашского просветителя оказались продолжателями благородных традиций своих отцов и дедов.

Однако мы вынуждены отметить, что не вся изданная за долгие годы литература о жизни и деятельности выдающегося просветителя И.Я. Яковлева и Симбирской чувашской учительской школе отвечает требованиям теории и методологии научного исследования. Голословные заявления о том, что Иван Яковлев был «врагом чувашского народа», то ли сепаратистом и русификатором, то ли националистом, в совершенстве владел всеми древними и современными западноевропейскими языками, в том числе и венгерским, что он всю жизнь служил только религии, что он открыл тысячу чувашских школ (хотя до революции 1917 г. всего в России было немногим более 700 чувашских школ) и т.п., не соответствуют действительности. Н.Г. Краснову же присущи исключительная объективность и правдивость оценки деятельности чувашского просветителя.

Грешно И.Я. Яковлева очернять. Он не нуждается в выдумках для его восхваления. Н.Г. Краснов же свободен от таких пороков. Ему присущи честность, объективность и правдивость в исследовании и освещении титанической деятельности патриарха чувашского просвещения.

Автор книги - известный исследователь научного наследия И.Я. Яковлева, а также истории просвещения и педагогической мысли чувашского народа с древнейших времен, автор ряда крупных монографий и множества статей, опубликованных и за рубежом, куда он неоднократно выезжал для исследовательских целей. Он же является составителем и редактором издания многотомного собрания сочинений И.Я. Яковлева. К настоящему времени издано 5 томов, 6-й составляется и будет выпущен к 160-летию просветителя. В этих изданиях отражены результаты многостороннего исследования всего наследия просветителя и ближайшего его окружения в течение полувека.

Исследование Н.Г. Краснова сочетает в себе биохронологический и историко-теоретический подходы к исследуемой проблеме. На общероссийском фоне исторических событий автор показывает становление личности педагога-новатора, зарождение и непрерывное совершенствование чувашского национального образования путем создания двуязычных учебников, новых типов образовательных учреждений и издания переводной учебной и научнопопулярной литературы по разным отраслям знаний. И.Я. Яковлев представлял собой теоретика и организатора систем образования чувашского народа, начиная с двуязычной (национально-русской) начальной школы и кончая профессиональными учебными заведениями. В начале 1900-х годов последние переросли в агрохозяйственную мужскую учительскую школу и женские педагогические курсы, призванные готовить учителей со знаниями основ сельского хозяйства. В годы обучения воспитанники их имели на ферме свои опытные участки,

на которых выращивали различные сельскохозяйственные культуры. За ними они ухаживали вплоть до начала уборки урожая. Урожай с этих участков реализовали штатные работники фермы. Полученный доход должен был покрывать расходы, связанные с содержанием и образованием каждого отдельного воспитанника. Так решал И.Я. Яковлев проблемы отсева учащихся за невзнос платы за обучение и пансионатское содержание.

В начале 1915 г. из указанных учебных заведений за невзнос платы за обучение был отчислен только один воспитанник, а раньше число таковых доходило до 10 и более, особенно в голодные годы. В книге довольно подробно и интересно описана работа воспитанников на ферме, а также ее штатных работников с применением сельхозтехники (четырехлемешные плуги «IDEAL», жнейки, молотилки и др.) В необходимых случаях к ним приезжали работники Кошкин-ского кружка трудовой помощи, о котором подробно рассказано в 9-й главе. Валовой доход за 1914 год составил 4353 руб. 45 коп. (с. 439). Урожай был собран, по словам И.Я. Яковлева, ниже среднего, так как весна была холодная, тем не менее некоторые учащиеся старших классов на заработанные деньги купили себе вещи, погасив долги за обучение, а другие внесли определенные суммы в кассу помощи воспитанникам, созданную в 1910 г. Автору следовало бы вкратце описать положение и назначение этой кассы. В первом издании книги она вообще не упоминается.

И.Я. Яковлев все же был рад и таким первоначальным скромным успехам, но с началом войны, затем революции, как пишет автор книги, совершенствовать начатое новое дело было трудно. Он отчаянно боролся и в таких условиях за сохранение всего созданного, а ферма имела более 300 га земли. Об этом свидетельствуют новые архивные материалы, приведенные в книге. Нам кажется, что яковлевская система подготовки учителей широкого профиля являлась таким новшеством того периода, подобно которому тогда в России не было, что подтверждает и письмо члена совета министра народного просвещения Н.А. Бобронникова к И.Я. Яковлеву от 18 октября 1917 г.

И.Я. Яковлев расширял учебные программы подготовки учителей для сельских школ с учетом их предстоящей профессиональной и общественной деятельности в крестьянской среде. Такие учителя, как пишет автор, становились проводниками научных знаний на селе, прежде всего по сельскому хозяйству и применению техники в обработке земли и т.д. Этот опыт нуждается, как нам кажется, в дальнейшем исследовании с учетом социально-экономических условий жизни чувашей того периода. И.Я. Яковлев стремился к распространению передовых агрономических и ремесленно-технических знаний среди крестьян через учительство, так как у чувашей тогда не было школы по изучению даже основ сельского хозяйства. Создание Яковлевым агрохозяйственного комплекса педагогических учебных заведений автор рассматривает в хронологической последовательности как последнее творение в его многогранном творчестве, которое еще не отмечено нашими историками-педагогами. Оно началось в 1868 г. с основания в Симбирске частной школы для подготовки сельских учителей и завершилось преобразованием ее в комплекс с учебно-производственным хозяйством образовательных учреждений, который выпустил к 1917 г. более 1000 учителей широкого профиля. На его базе только в годы советской власти возникло первое в истории чувашского народа сельскохозяйственное учебное заведение (техникум), к чему Яковлев стремился еще в 90-е годы XIX в.

Автор книги всесторонне обосновал выводы и положения данными архивных документов и литературных источников России и ряда зарубежных стран. Почти каждая страница книги содержит по нескольку ссылок на самые различные источники. И в этом мы видим научную ценность монографии. Вообще в

его работах привлекает читателя глубокий, тонкий и скрупулезный источниковедческий подход. Он ввел в научный оборот большое количество малоизвестных и даже неизвестных источников, как архивных, так и литературных, включая зарубежные. При том источниковая база весьма разнообразна, что вполне обеспечивает достоверность исследования. К проблемам методологического характера примыкает вовлеченность современного материала и смежных к истории образования областей - религиоведения, социологии, истории общества и др. Несмотря на большой временной диапазон представленных материалов и разнообразия жанров исследования (55 лет активного поиска!) автору удалось концептуально интегрировать и нетривиально представить научное наследие Яковлева в единстве его методологических, теоретических и практических аспектов. Причем интегрирующей идеей выступает в книге преданность Яковлева делу чувашского народного просветительства в его историческом развитии. В исследовании Яковлев представлен как истинный педагог и мыслитель, просветительская концепция которого отражала коренные интересы и чаяния духовного развития родного народа, взаимосвязь общероссийского и национального компонентов его менталитета, светской и религиозной их составляющих, что подтверждает и такой факт. В 1912 г. из с. Сугут-Торбиково Ядринского уезда Яковлев получил рукопись «Букварь с прописями для домашнего обучения», составленную А. Томасовым. Очевидно, автор составил его для самообразования крестьян (с. 424). Однако сложившаяся тогда политическая обстановка не позволила Яковлеву заниматься изданием совершенно нового в истории чувашского просвещения типа школьного учебника. Автор книги показал многообразие форм благотворного влияния Яковлева на свой народ, поддержавший его в формировании национального менталитета и народного самосознания, сохранении и развитии самобытной культуры в тяжелейших условиях царизма. Для решения самых различных социальных и педагогических задач народного просвещения он создал школу и руководил ее непрерывно в течение более 50 лет.

Автор книги впервые всесторонне исследовал многогранность педагогического опыта И.Я. Яковлева, многофункциональность созданных им различных образовательных учреждений. Результаты его исследования показали, что никто из просветителей Поволжья того периода не смог практически сделать столько, сколько сделал Яковлев. В истории просвещения народов Востока России впервые им был создан и внедрен в жизнь новый тип школы для начального образования - национально-русская двуязычная школа.

В исследовании обсуждение источников занимает две линии: Яковлев -Ильминский, Ильминский - Яковлев. Автор книги совершенно справедливо указывает на имевшую раньше одностороннюю оценку влияния Ильминского на Яковлева, но когда идет речь о политической поддержке первого, она несомненно, поскольку влияние Ильминского в верхних эшелонах власти было велико. В педагогическом же плане, как замечает автор книги, Ильминский много заимствовал из опыта Яковлева и об этом сам писал в «Программах школы для крещеных инородцев Восточной России» (с. 239). В этой программе Ильмин-ской дважды обращается к дидактическим новшествам И.Я. Яковлева. Автор книги считает, что их педагогические отношения нужно характеризовать как отношения сподвижников, а не как учителя и ученика.

Среди особенно важных компонентов национального просветительства, внедрявшихся Яковлевым, автор подчеркивает роль просветителя в становлении чувашской письменности, создании школьных учебников, вероучительной, научно-популярной литературы и национально-русской начальной школы, кото-

рые были необходимы народу для развития национального самосознания, сближения с русским и другими народами.

Двуязычная начальная школа Яковлева, как уже отметили, явилась важным изобретением в педагогической науке того времени. Она служила базой для создания национальных школ многих народов Востока России. Все это отражено в статье автора «Национальная двуязычная школа», опубликованной в журнале Российской академии образования «Педагогика» (1998. №4).

В книге подробно описана деятельность Яковлева как организатора творческого коллектива из числа своих воспитанников и единомышленников, которые по его примеру бескорыстно трудились во имя развития культуры родного народа. Они вместе организовали школы, ясли-сады и составляли, переводили и издавали школьные учебники и различные книги, создали вместе первый богатейший чувашский национальный музей (см. приложение № 8). Так готовил И.Я. Яковлев новые поколения просветителей народа, которым он оставил письменные обращения (приложение № 2,3).

Рецензируемая книга Н.Г. Краснова посвящена целостному и всестороннему анализу деятельности и научного наследия чувашского педагога, просветителя И.Я. Яковлева. Автору удалось освободиться от присущих прежних политизированных и идиологизированных оценок исторических фактов и отдельных аспектов И.Я. Яковлева.

Монография Н.Г. Краснова - крупное научное исследование, посвященное актуальной в межнациональном контексте проблеме, всесторонне раскрывающее значение научно-педагогического наследия И.Я. Яковлева и тем самым вносящее существенный вклад в разработку в историю начального и педагогического образования Поволжского региона и России в целом.

Таким образом, известный исследователь жизнедеятельности И.Я Яковлева и его научного наследия Н.Г. Краснов всесторонне обобщил многолетний труд. Автор ищет и находит истину в фактах, не прибегая, как некоторые авторы книг об И.Я. Яковлеве, к выдумкам и фальшивым преувеличениям личности просветителя. Иван Яковлевич Яковлев не нуждается в выдумках и преувеличениях. Он велик сам по себе. Н.Г. Краснов все свои положения, заключения и выводы аргументирует, анализируя многочисленные источники; имея педагогическую, филологическую и историческую подготовку, исследует педагогическую систему, деятельность и идеи просветителя компетентно, на уровне современной науки.

До сих пор не написана историография яковлевоведения. Она посильна лишь такому крупному яковлевоведу, как Н.Г. Краснов. Мы рекомендуем автору данной книги подготовить и опубликовать обстоятельную, объективную историографию яковлевоведения. В Башкортостане профессор А.А. Кондратьев опубликовал книгу об учителях - выпускниках Симбирской чувашской учительской школы. О выпускниках этой школы, работавших в Чувашии, такая книга еще не выпущена. Кому бы заняться подготовкой этой книги...

Мы считаем, что этот труд с учетом продолжающегося вклада автора в составление и издание многотомного собрания сочинений Яковлева может быть выдвинут на соискание премии Чувашского государственного университета в области науки и техники.

Доктор исторических наук, профессор В.Д. Димитриев

Доктор педагогических наук, профессор

И.В. Павлов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.