Такой подход в рамках данной специальности дает студенту возможность получить знания и умения через исследовательский процесс. Овладев таким подходом к образованию, выпускник-бакалавр легче войдет в рынок труда и приспособиться к любым новым требованиям, которые предъявит ему его профессиональная практика, сможет продолжить образование на другом уровне или пройти повышение квалификации, свободно применяя вариативные исследовательские подходы в обучении.
Литература
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод, пособие. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2005.114 с.
2. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: материалы для опыт,-эксперим. работы в рамках Концепции модернизации росийского образования на период до 2010 г. М., 2002.
3. Кудрявцев А.П., Степанов А.В. Архитектурное образование: проблемы развития. М.: Эдиториал УРСС, 2002.152 с.
4. Мязина Е. Пять рублей за один. Чиновники собрались писать историю успеха инновационной экономики // Известия. 2002. 8 июля.
5. О стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года: указ президента Чувашской Республики от 21.03.2008 г. № 25 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2008. № 3. С. 149.
6. Теличенко В.И. Как наполнить уровни высшего строительного образования инновационным содержанием // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. Информационный журнал. 2008. №5 (112). С.70-73.
САКМАРОВА ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры архитектуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SAKMAROVA LARISA ALEKSEEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 37. 033 (-512. 111) : 37 (092)
О.П. ТЕРЕХОВА
РОЛЬ И.Н. УЛЬЯНОВА В ПРОСВЕЩЕНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШСКОГО НАРОДА
Ключевые слова: пришкольные десятины, экологическое просвещение, ознакомление с лучшими способами обработки земли, развитие садоводства, огородничества, природоведческие экскурсии, открытие школ, подготовка учителей.
Установлено, что деятельность великого просветителя И.Н. Ульянова, 180-летие со дня рождения которого готовится отметить Чувашская Республика и Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, способствовала зарождению, развитию и становлению чувашской национальной школы, имела большое значение в развитии просвещения и экологической культуры среди чувашского народа, в подготовке преданных своему народу учителей, распространении экологических знаний. Подчеркнута целесообразность творческого использования идей и опыта И.Н. Ульянова по экологическому воспитанию учащихся в современной образовательной системе.
О.Р. TEREHOVA
I.N. ULYANOV'S ROLE IN EDUCATION AND FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE CHUVASH PEOPLE
Key words: school dessiatinas, ecological education, acquaintance., with the best ways of processing, the earths, development of gardening, truck farming, naturalists'excursions, opening of schools, preparation of teachers.
It is established that from the date of which birth the Chuvash Republic and the Chuvash state university of a name of I.N. Uljanova is going to note activity of great educator I.N. Ulyanov, the 180 anniversary, promoted origin, development and formation of the Chuvash national school; was of great importance in development of education and ecological culture among the Chuvash people, in preparation of the teachers betrayed to the people, distribution of ecological knowledge. The expediency of creative use of ideas and I.N. Ulyanov's experience on ecological education of pupils in modern educational system is underlined.
Одним из важнейших аспектов теоретической разработки путей совершенствования системы образования является осмысление исторического опыта, накопленного школьным образованием. Многие исследователи отмечают, что любые преобразования могут быть успешными лишь при условии использования поло-
жительного опыта как современных педагогов, так и исторического опыта предшествующих поколений. В данном аспекте возрастает актуальность дальнейшего изучения опыта реализации педагогических идей И.Н. Ульянова, его соратников и последователей в распространении грамотности, развитии просвещения и экологической культуры среди чувашского народа. Ульянов был постоянным учителем, другом и покровителем чувашского педагога И.Я. Яковлева в его неустанной деятельности по просвещению чувашей. И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев проводили в жизнь передовые педагогические идеи, применяли лучшие методы управления народными училищами, готовили новые кадры педагогов, руководили учительскими съездами. Во многом они творчески относились к работе, искали новаторские подходы, поэтому существует объективная необходимость использования педагогического наследия выдающихся просветителей в образовательно-воспитательном процессе современной школы.
Становление и утверждение национальной системы воспитания осуществлялись в течение многих столетий. Для нерусских народов России начало процесса образования нации относится к середине XIX в. Этот процесс благотворно отразился на росте национального самосознания, положительно повлиял на формирование национальных культур.
К числу неутомимых тружеников на ниве народного просвещения относится и Илья Николаевич Ульянов (1831-1886). Он родился в г. Астрахани в семье портного. И.Н. Ульянов отличался от сверстников большими способностями и страстным желанием учиться. Из-за ранней смерти отца он был вынужден много трудиться, чтобы обеспечить семью. Благодаря большой заботе старшего брата Василия младший Ульянов получил возможность окончить астраханскую начальную школу и гимназию. Преодолев большие препятствия в связи с тем, что он был выходцем из «податного сословия», успешно сдав вступительные экзамены, юноша был принят в Казанский университет. Ссылаясь на отсутствие у Ульянова всех положенных документов как у податного человека, министерство народного просвещения отказало в ходатайстве университета принять его в число «казеннокоштных студентов». Лишь позже благодаря успехам в учении и хлопотам Н.И. Лобачевского ему назначили стипендию.
По окончании Казанского университета в 1854 г. Илья Николаевич сдал экзамены на право преподавания математики и физики в средних учебных заведениях и получил назначение на должность учителя математики и физики в Пензенский дворянский институт. Приступив в 1855 г. к обязанностям учителя в Пензенском дворянском институте, И.Н. Ульянов быстро зарекомендовал себя высокообразованным специалистом, человеком редких душевных качеств, скромным и тактичным педагогом, подававшим своей деятельностью и поведением личный пример коллегам и воспитанникам. Он организовал метеорологическую станцию, создал прекрасный физический кабинет. Стараниями И.Н. Ульянова и других активных педагогов в Пензе удалось открыть библиотеку-читальню на общественные средства, сумели создать воскресную школу для рабочих.
В 1864 г. он начал работать в Нижнем Новгороде в дворянском институте и гимназии учителем физики, математики. И.Н. Ульянов показал себя хорошим специалистом в области естественных наук, педагогики и методики. По ходатайству руководства Казанского учебного округа в ноябре 1869 г. он был переведен на должность инспектора народных училищ, а в 1874 г. его назначили директором народных училищ Симбирской губернии. В первые же месяцы работы он объехал все народные училища губернии, установил их плачевное состояние. По его просьбе все уездные училищные советы представили информацию об имеющихся училищах для детей-инородцев. На основе полученных сведений составил сводную ведомость по уездам об училищах. Всего по губернии насчитывалось 120 училищ, в которых обучалось 5107 мальчиков и 1068 девочек. Из них в Симбир-
ском уезде было 12 училищ, в них обучалось 617 мальчиков, в Сенгилеевском -12, обучалось 106 мальчиков и 14 девочек, в Сызранском - 7, обучалось 225 мальчиков и 9 девочек, в Карсунском -18, обучалось 297 мальчиков и 2 девочки, в Алатырском - 8, обучалось 13 мальчиков и 25 девочек, в Ардатовском - 19, обучался 331 мальчик и 76 девочек, в Курмышском - 10, обучалось 1237 мальчиков и 204 девочки, в Буинском - 44, в них обучалось 2281 мальчик и 638 девочек [5. Л. 28].
За период работы И.Н. Ульянова в Симбирской губернии количество школ достигло 463, а число чувашских школ - 38, количество учащихся в них удвоилось. Следует отметить рост числа девочек, охваченных обучением. Благодаря заботам И.Н. Ульянова было построено более ста новых школьных зданий, при этом сметы и чертежи составлены лично самим И.Н. Ульяновым. При многих школах были организованы библиотеки. Инспектор И.Н. Ульянов часто выезжал в школы, только за 1870-1872 гг. им посещено и проверено 182 школы.
Открытие училищ И.Н. Ульянов не рассматривал как самоцель. Для него важно было, чтобы они своим высоким уровнем учебно-воспитательной работы как можно больше привлекали детей, способствовали подъему культуры народа. В первые годы его деятельности в Симбирской губернии только около 20% мальчиков и 3% девочек от общего количества детей обучались в сельских школах. В целях вовлечения большей части детей школьного возраста в образовательный процесс он настоятельно требовал от земской управы оснащения училищ жилыми помещениями для размещения учеников, приходящих из отдаленных селений, чтобы они могли переночевать там в ненастную погоду [4. Л. 178].
Одной из мер удержания детей в школе являлось освобождение учащихся от платы за обучение. Эту меру И.Н. Ульянов использовал в довольно широких масштабах. 11 марта 1884 г. он, как директор народных училищ, освободил от платы за обучение 22 учеников Апатырского городского трехклассного училища (ныне Чувашской Республики). Аналогичных случаев было немало.
По предложению И.Н. Ульянова Симбирское земское собрание в 1873 г. обсуждало вопрос о введении обязательного обучения грамоте в тех селениях, где имелись училища. Это предложение было отклонено, всеобщее обязательное обучение было признано «преждевременным». Однако сама смелость мысли, высказанной в то время, характеризует И.Н. Ульянова как беззаветно преданного деятеля в области народного образования.
Основными дидактическими принципами, которыми руководствовался Илья Николаевич, были воспитывающее обучение, развитие активности и самостоятельности учащихся, сознательность и прочность усвоения знаний, наглядность обучения и др. Он всегда поощрял тех учителей, которые упражняли учеников в решении задач и примеров с данными, взятыми из окружающей действительности, известной и близкой детям. Илья Николаевич восторгался, когда ему приходилось слушать хороший урок с применением наглядных пособий и предметов из окружающей жизни. В 1878 г. в Сыресинском училище И.Н. Ульянов слушал урок
А. Волкова по естествознанию на тему «Глина и песок». К уроку были приготовлены учителем в стеклянных банках разные сорта глины и песка, а также глиняные изделия - посуда, игрушки, кирпич. Вначале было предложено ребятам разгадать загадку из книги К.Д. Ушинского: «Был я на копанце, был я на топанце, был на пожаре, был на базаре; молод был - семью кормил, стар стал - пеленаться стал, умер - выкинули в поле, там меня ни зверь не ест, ни птица не клюет». После размышления дети ответили: «Горшок» и весело засмеялись, когда им был показан горшок с кашей, закутанный тряпкой. Были проведены опыты и наблюдения по определению качества глины, песка и др. После чего была прочитана статья из книги. Илья Николаевич дал высокую оценку этому уроку [4. Л. 113-114].
О том, как похвалил урок Муравьевой Клавдии Ивановны, вспоминала заведующая Апатырского начального училища П.Г. Ануфриева и сама молодая учительница-практикантка К.И. Муравьева.
И.Н. Ульянов большое внимание уделял доступному учащимся сельскохозяйственному труду по выращиванию огородных культур на «пришкольной десятине», ознакомлению детей с лучшими способами обработки и удобрения земли и влиянием их на повышение урожайности, а также обучению различным ремеслам и мастерствам, связанным с бытом жителей той или иной местности. Он заботился, чтобы учителя в школе закреплялись на продолжительный срок. При проверке школ говорил о необходимости разведения культурного огорода и сада на пришкольных десятинах.
По ходатайству И.Н. Ульянова 10 ноября 1872 г. была открыта Порецкая учительская семинария. Здесь готовили учителей для русских, мордовских и чувашских школ. В семинарии воспитанники занимались по лучшим по тому времени учебникам и пособиям К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, В.И. Водовозова, Н.Ф. Бунакова, Б.А. Евтушевского и др. Педпрактику проходили в начальном училище. «В Порецкую учительскую семинарию из Ходарского инородческого училища Курмышского уезда был приглашен учитель А.Л. Рождественский, затем в 1877 г. был переведен учитель В. Лебедев, также ранее работавший в Ходарском училище» [3. С. 9-10]. Директором был назначен преподаватель естествознания
В.А. Ауновский, ранее работавший вместе с И.Н. Ульяновым в Пензе, Нижнем Новгороде и Симбирске. Исследователи отмечают, что за период дореволюционного существования семинария подготовила 765 учителей. Учащиеся из чувашей или знающие чувашский язык после окончания Порецкой учительской семинарии направлялись обязательно в чувашские училища. Так, из выпуска 1876 г. (15 чел.) 33,3% всех выпускников были назначены в училища, ныне находящиеся в пределах Чувашской Республики. Эти факты говорят о большой роли Порецкой учительской семинарии в культурном развитии чувашского народа.
Организованные учителями наблюдения учащихся над окружающей средой давали ценные результаты. Порецкая семинария вела переписку с Главной физической обсерваторией, находящейся в Санкт-Петербурге, по вопросам организации метеорологических наблюдений. Опыт работы Ульянова по метеорологическим наблюдениям в Пензе был перенесен в Порецкую учительскую семинарию. В Порецкой учительской семинарии были созданы необходимые условия для введения обязательного обучения воспитанников садоводству, столярному и переплетному делу. И.Н. Ульянов требовал подготовки и привития учащимся семинарии навыков работы на пришкольной десятине по разведению сада, уходу за садовыми и огородными культурами. В 1876 г. было введено изучение пчеловодства.
В отчете учительской семинарии за 1873/74 уч. год отмечалось, что до наступления морозов воспитанники ежедневно по 2 часа занимались в саду и огороде (при семинарии сад и огород занимали 8 гектаров) или предпринимались экскурсии в соседний лес в сопровождении наставников. Кроме изучения окружающей местности и природы во время экскурсии воспитанники отбирали кустарники и деревья для посадки в саду, принадлежащем семинарии, так как ставилась цель собрать в этом саду по возможности все породы деревьев и кустарников данной местности. Выпускники семинарии хорошо знали местные породы деревьев и растения, что было очень важно при проведении экскурсий и классных занятий в народном училище.
В зимнее время учащиеся семинарии занимались в мастерских столярным и токарным делом. Изготовленные в мастерских предметы (переплетные станки, табуретки, шкатулочки, токарные изделия и др.) продавались населению, а на вырученные деньги приобретались необходимые материалы, инструменты, садовые и огородные принадлежности.
«Знания и трудовые навыки, полученные учащимися семинарии по переплетному и столярному делу, навыки по ведению культурного садоводства,
огородничества и пчеловодства помогали молодым учителям лучше вести воспитание и обучение крестьянских детей в начальном училище. Под их руководством дети с большим интересом занимались на пришкольных десятинах. Обогатившись знаниями и практическими навыками садоводства и огородничества, они содействовали повышению культуры садоводства, огородничества и пчеловодства на селе» [4. Л. 99]. Работа таких учителей в сельских школах способствовала поднятию авторитета народных училищ в глазах населения, народ видел, что учителя распространяют не только грамотность, но и полезные в крестьянстве сельскохозяйственные знания. В архивных документах Порецкой учительской семинарии сохранились письма их воспитанни-ков-учителей, в которых они делились опытом работы на пришкольной десятине. Учитель Г. Егоркин (с. Горки Ардатовского уезда Симбирской губернии) сообщал, что завел пасеку для распространения в окружающей среде рациональных способов и приемов пчеловодства. С учениками старшего отделения он ежегодно прочитывал на уроках классного чтения книжечку Бутлерова «Как разводить пчел». На пасеке велись практические занятия.
Некоторые учителя наряду с разведением садоводства и огородничества снабжали местное население семенами, рассадой, саженцами и т.п. Так, учитель А. Терехин (Атяшевская школа Ардатовского уезда Симбирской губернии) в своем письме извещал: «В течение трех лет посадил на участке 1200 кв. сажен 80 яблонь, 62 вишни, 4000 яблоневых дичков (из них привито до 3000 штук), малины - 200 кустов, смородины черной и красной - 230 кустов, крыжовника - 100 кустов. Ежегодно садится до 400 корней земляники, которой теперь до 3500 кустов. Много акаций, березок, сирени и других деревьев. Ежегодно выращиваю до 1500 корней капусты, много моркови, свеклы и других овощей. Есть парники в 15 рам. Выращиваю огородные семена и распространяю их по окрестным селениям. В прошлую весну наделил семенами капусты и моркови до 2000 человек» [4. Л. 100].
Благодаря руководству, помощи, советам и указаниям И.Н. Ульянова семинария имела возможность готовить и выпускать подготовленных народных учителей, любящих народ и готовых ему преданно служить. Директора и инспектора народных училищ разных губерний в своих сообщениях в семинарию очень хорошо отзывались о воспитанниках Порецкой семинарии, отмечали их теоретическую и практическую подготовленность к своим обязанностям и т.п.
Отношение И.Н. Ульянова к учителям характеризуется исключительной чуткостью и вниманием. Хороших и добросовестных учителей, не имевших учительского звания, он побуждал к сдаче экзамена на звание народного учителя и помогал им в этом. Так, учитель Кошкинского чувашского министерского училища Игнатий Иванов при помощи Ильи Николаевича подготовился, выдержал экзамен и получил свидетельство на звание учителя сельского училища. Особо отличившихся своим усердием учителей Илья Николаевич всячески поощрял. Только в 1871 г. он представил попечителю Казанского учебного округа список учителей (50 человек) на предмет денежного вознаграждения. В нем значились 8 учителей из чувашских училищ: учительница Раскильдинского чувашского училища Зеленцова Агриппина, Тойсинского - К. Андрианов, Ново-Айбесинского - Г. Веселицкий, Убе-евского - С. Фармаковский, Ходаровского училища - А. Рождественский, Хомбусь-Батыревской земской школы - М. Силецкий, Сыресевской - Ф. Орлинский и др. Подобные ходатайства И.Н. Ульянов представлял ежегодно [5. Л. 29].
Разносторонняя административная и инспекторская деятельность И.Н. Ульянова включала в себя многие аспекты: реструктуризацию существующей сети школ, открытие новых одно- и двухклассных училищ, строительство школьных зданий, подготовку и усовершенствование учителей на курсах и в Порецкой учительской семинарии, снабжение школ передовыми учебниками и учебными
пособиями, проверку качества преподавания, привлечение усилий и средств общественности к школьному процессу и т.д.
Большую помощь И.Н. Ульянов оказал И .Я. Яковлеву и его школе. В годы работы директором народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов добился увеличения средств на содержание Симбирской чувашской школы. Он обеспечивал чувашскую школу учебниками, учебными пособиями и книгами для чтения, помог организовать мастерские по сапожному и переплетному делу, назначил руководителем А. Самойлова. В Симбирской чувашской школе благодаря ходатайству И.Н. Ульянова было введено обучение ремеслам: сапожному, токарному, переплетному делу, были организованы столярная, токарная, слесарная и кузнечная мастерские. В Симбирской чувашской школе, как и в Порецкой учительской семинарии и в начальных школах, руководимых И.Н. Ульяновым, отводилось видное место обучению сельскохозяйственному труду. И.Я. Яковлев приложил немало усилий, чтобы идеи своего учителя И.Н. Ульянова претворить в жизнь. Таким образом, содержание учебно-воспитательной работы в Симбирской чувашской школе строилось И.Я. Яковлевым на основе прогрессивных идей русских педагогов и непосредственного общения с И.Н. Ульяновым.
И.Н. Ульянов немало сделал для распространения грамоты среди женщин-чувашек. Одновременно с введением уроков грамоты в чувашских женских училищах внедрялись занятия по рукоделию, необходимые в семейном быту. И.Н. Ульянов считал, что женщина-мать является создателем семейного уюта и поэтому ей полезно приобрести хотя бы простейшие навыки по рукоделию (вязание, изготовление половиков, художественная вышивка и т.д.).
Порецкая учительская семинария пользовалась известностью далеко за пределами Симбирской губернии. Поступали в семинарию заявки с просьбой прислать выпускников на замещение учительских вакансий. Эта семинария вполне заслуженно стояла в ряду лучших учительских семинарий страны. Судя по неполным сведениям, собранным семинарией к своему 25-летнему юбилею (1897 г.), ее воспитанники учительствовали: а) в Симбирской губернии - 98 человек; б) Астраханской губернии - 32; в) Кубанской губернии - 6; г) Саратовской губернии - 1; д) Нижегородской губернии - 21; е) Пензенской губернии - 2; ж) Вятской губернии - 12; з) Оренбургской губернии-2 [6. Л. 310, 315].
И.Н. Ульянов вписал яркую страницу в историю культуры чувашского народа. В результате активной деятельности И.Н. Ульянова в 70-80 годы XIX в. в Симбирской губернии количество школ достигло 463, из них Ульяновым было открыто 250 школ (52 в городах и 198 в сельской местности), а число чувашских школ-38, количество учащихся в них удвоилось. Количество школ, которые посетил И. Н. Ульянов, до сих пор точно не установлено. По подсчетам краеведа В.К. Воробьева, за 16 лет своей работы И.Н. Ульянов лично осмотрел 784 школы в 193 селениях [1. С. 172].
Исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося деятеля народного образования в России педагога-демократа И.Н. Ульянова. Достигнув высот науки и культуры, всю свою жизнь он посвятил служению людям труда. Более 16 лет своей неутомимой энергии, весь свой опыт, знания и благородные стремления вложил Илья Николаевич в любимое дело своей жизни - просвещение трудящихся масс Симбирской губернии, населенной в основном «инородцами» - чувашами, татарами, мордвинами. Именно в эти годы ярко проявились его огромная энергия, талант крупного организатора, беспредельная любовь к трудовому народу. И.Н. Ульянов внес огромный вклад в экологическое просвещение учащихся и населения Чувашского края. Большое внимание он уделял состоянию пришкольных десятин, ознакомлению учащихся с лучшими способами обработки и удобрения земли, влиянием их на повышение урожайности. Порецкая учительская семинария, открытая по ходатайству И.Н. Ульянова, внесла достойный вклад в разви-
тие народного образования чувашей, привитие учащимся семинарии навыков работы на пришкольной десятине по разведению сада, уходу за садовыми и огородными культурами, пчеловодству. Обогатившись знаниями и практическими навыками садоводства, пчеловодства, огородничества, выпускники обучали этому делу и учеников, и их родителей.
Свято хранит имя И.Н. Ульянова чувашский народ. Оно присвоено Ходар-ской средней школе (1940), Порецкому педагогическому училищу (1947), Чувашскому государственному университету (1967), в котором открыт музей И.Н. Ульянова. Именем педагога-демократа названа площадь в г. Чебоксары. Лучшие студенты университета удостаиваются стипендии имени И.Н. Ульянова. Материалы о нем представлены в музее И .Я. Яковлева при Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я. Яковлева, в музее истории народного образования Чувашии, в музее И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. По распоряжению губернатора Ульяновской области от 5 июля 2005 г. №720-р ежегодно 26 июля, в день рождения И.Н. Ульянова, на территории Ульяновской области проводятся мероприятия, посвящённые Дню отца.
Литература
1. Воробьев В.К. О деятельности И.Н. Ульянова по открытию новых школ в Симбирской губернии // Вестник Ленинского мемориала. 2006. Вып. 8. С. 172-179.
2. ГАУО. Ф. 99. Оп. 1.Д. 1035. Л. 178
3. Сергеев Т.С. Мечта сбылась. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1969. 31 с.
4. ЦГА ЧР. Ф. 207. Оп. 1.Д. 110. Л. 32, 99,113-114.
5. ЦГА ЧР. Ф. 501. Оп. 1. Д. 417. Л. 28-29.
6. ЦГА ЧР. Ф. 508. Оп. 1. Д. 292. Л. 310, 315.
ТЕРЕХОВА ОЛЬГА ПАВЛОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры материаловедения и экологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
TEREHOVA OLGA PAVLOVNA - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of faculty of mate-riology and ecology, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 811.112.2:378
E.B. ТОЛСТОВА
ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Ключевые слова: менталитет, национальный образ мира, межкультурная коммуникация, немецкий язык
Рассмотрены положительные характеристики немецкого народа, отражающиеся в его языке, выявлен воспитательный потенциал немецкого языка. Представлены основные факторы, оказавшие влияние на картину мира и менталитет германцев; отражение его стереотипов в лексике и грамматике современного немецкого языка; воспитательный потенциал процесса обучения ему.
E.V. TOLSTOVA
REFLECTION OF NATIONAL MENTALITY IN GERMAN LANGUAGE AND ITS EDUCATIONAL POTENTIAL
Keywords: mentality, national world image, cross-cultural communication, the German language.
Positive characteristics of Germans reflected in their language are considered, educational potential of German language is elicited. Presented are the main factors which influenced the picture of the world and mentality of Germans; reflection of its stereotypes in the vocabulay and grammar of the modern German language; educational potential of teaching the German language.
К.Д. Ушинский по проблеме формирования национального менталитета писал: «Каждый народ имеет свою особенную национальную систему воспитания, ... в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих, ... национальный характер есть именно та почва, в которой коренится народность» [7. С. 71]. По его мнению, лучшим орудием передачи жизненного опыта от одно-