Научная статья на тему 'Роль Симбирской чувашской школы в распространении ремесленно-технических знаний (к 140-летию Симбирской чувашской школы)'

Роль Симбирской чувашской школы в распространении ремесленно-технических знаний (к 140-летию Симбирской чувашской школы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
696
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ГИМНАЗИЯ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РЕМЕСЛЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HANDCRAFT-TECHNICAL KNOWLEDGE'S / SCHOOL / A GRAMMAR SCHOOL / THE MINISTRY FOR NATIONAL ENLIGHTENMENT / UNIVERSITY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / NATIONAL STAFF / THE TEACHER / AN EDUCATIONAL DISTRICT / INSTITUTE OF NATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснов Николай Николаевич

Статья посвящена первому национальному учебному заведению чувашского народа, основанному в 1868 г. гимназистом И.Я. Яковлевым. Благодаря поддержке передовой русской интеллигенции Симбирская чувашская школа развивалась непрерывно. В 1871 г. Министерство народного просвещения перевело ее на свой бюджет, с этого года она приобрела статус национального учебного заведения. Ныне традиции Симбирской чувашской учительской школы продолжает Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, являющийся центром образования, науки, культуры и международного сотрудничества студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL IN DISTRIBUTION OF HANDCRAFT-TECHNICAL KNOWLEDGES (TO THE 140-ANNIVERSARY OF SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL)

The article is dedicated the first national educational institution of Chuvash people founded in 1868 year by gymnasium student I.J. Jakovlev. Due to support forward Russian intelligent's the Simbirsk Chuvash school developed continuously. In 1871 the Ministry of national enlightenment has transferred it's to the budget and from this year she has acquired the status of a national educational institution. Nowadays traditions of Simbirsk Chuvash teacher's school are prolonged by the Chuvash state university name it I.N. Uljanov being the most major educational institution, the centre of education, science, crop and international student's youth.

Текст научной работы на тему «Роль Симбирской чувашской школы в распространении ремесленно-технических знаний (к 140-летию Симбирской чувашской школы)»

Н.Н. КРАСНОВ

РОЛЬ СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЫ В РАСПРОСТРАНЕНИИ РЕМЕСЛЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (к 140-летию Симбирской чувашской школы)

Поворот в настроении чувашского народа в направлении к свету и знаниям начался, хотя и не сразу, но именно со времени основания чувашской школы в Симбирске.

И.Я. Яковлев

Ключевые слова: школа, гимназия, Министерство народного просвещения, университет, учебные заведения, ремесленно-технические знания, национальные кадры, учитель, учебный округ, институт народного образования.

Статья посвящена первому национальному учебному заведению чувашского народа, основанному в 1868 г. гимназистом И.Я. Яковлевым. Благодаря поддержке передовой русской интеллигенции Симбирская чувашская школа развивалась непрерывно. В 1871 г. Министерство народного просвещения перевело ее на свой бюджет, с этого года она приобрела статус национального учебного заведения.

Ныне традиции Симбирской чувашской учительской школы продолжает Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, являющийся центром образования, науки, культуры и международного сотрудничества студенческой молодежи.

THE ROLE OF SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL IN DISTRIBUTION OF HANDCRAFT-TECHNICAL KNOWLEDGES (TO THE 140-ANNIVERSARY OF SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL)

Turning movement in a direction to light and knowledge began from mood of Chuvash people, though and not at once, but from time of the grounding of the Chuvash school in Simbirsk.

I.J. Jakovlev

Key words: school, a grammar school, the Ministry for national enlightenment, university, educational institutions, handcraft-technical knowledge's, national staff, the teacher, an educational district, institute of national education.

The article is dedicated the first national educational institution of Chuvash people founded in 1868 year by gymnasium student I.J. Jakovlev. Due to support forward Russian intelligent's the Simbirsk Chuvash school developed continuously. In 1871 the Ministry of national enlightenment has transferred it's to the budget and from this year she has acquired the status of a national educational institution.

Nowadays traditions of Simbirsk Chuvash teacher's school are prolonged by the Chuvash state university name it I.N. Uljanov being the most major educational institution, the centre of education, science, crop and international student's youth.

Эта школа являлась источником возрождения чувашской культуры и центром подготовки национальных кадров. Здесь же началось широкое распространение ремесленно-технических знаний среди чувашского населения. Первые ее ученики были дети крестьян, прибывшие на учебу в Симбирск в лаптях. Все они первоначально учились в Симбирском уездном училище, которое готовило учителей.

В начале 1870-х годов инспектор, а затем директор народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов организовал для этих мальчиков обучение сапожному, а затем и переплетному ремеслам. В 1871 г. Министерство народного просвещения приняло Симбирскую чувашскую учительскую школу на свой бюджет. В l875 г. И.Н. Ульянов преобразовал ее в центральную чувашскую школу.

С этого времени она стала первым профессиональным учебным заведением в истории чувашского народа по подготовке национальных педагогических кадров. В сентябре 1875 г. она перешла в введенье инспектора чувашских школ Казанского учебного округа И.Я. Яковлева. Эту должность он занял сразу по окончании университета. В это время в школе обучались 52 мальчика. В ней были сапожная мастерская, 2 токарных станка для изготовления домашней мебели и различные инструменты.

В 1879 г. Симбирскую центральную чувашскую школу окончило 18 юношей, успешно сдавших выпускные экзамены. К этому времени для воспитан-

ников была сшита 31 пара сапог, роздано 18 (пара стоила 3 руб.). Среди выпускников были: русские - 4, татары - 1, остальные чуваши. Все они обязаны были распространять вместе с местным земством свой опыт по сапожному и столярному ремеслам среди крестьян, путем организации учебных мастерских при школах. Первые такие мастерские возникли, среди чувашей, в двухклассных школах, а затем и в других. Например, в Аликовском двухклассном училище, Бичуринском, Кошки-Новотимбаевском и других.

13 декабря 1878 г. И.Я. Яковлев писал в Симбирскую губернскую земскую управу: «Более 20 мальчиков научились сами шить довольно чисто простые личные сапоги, башмаки и ботинки, точно так же до 15 воспитанников усвоили переплетное мастерство» [13]. В 1885 г. Чебоксарское уездное земство обратилось к И. Я. Яковлеву с просьбой помочь в организации обучения столярному и токарному ремеслам. И.Я. Яковлев ответил: «Найти сначала лицо, близко заинтересованное и вполне преданное идее улучшения быта чуваш, путем ознакомления ремеслами» [5, Л. 53]. Просьбы земства И.Я. Яковлев выполнил. В мастерских Симбирской чувашской учительской школы земские стипендиаты обучались разным ремеслам с 1878 г., когда в ней появилась кузница. Как правило, их выпускали к началу сезона ковки лошадей. Причем земские стипендиаты должны были быть выходцами из местной крестьянской среды, чтобы они долго служили на местах. В июне 1889 г. в Чебоксарах была открыта кузнечная мастерская для местного населения, «прообразом которой послужила мастерская Бичуринского училища, а для последнего мастерская Симбирской центральной чувашской школы» [5, Л. 10].

Симбирская чувашская учительская школа к 1917 г. выпустила более 1200 народных учителей двенадцати национальностей. Наиболее важный вклад в распространение среди сельского населения ремесленно-технических и естественнонаучных знаний в те годы внесли выпускники 1879 года выпуска и их ученики, а именно: П.М. Миронов, автор 12 учебников по математике, Н.М. Охотников, составивший серию учебных пособий по физике и математике, Г.А. Алексеев, организатор вместе с И. Я. Яковлевым Кошкинского кружка трудовой помощи населению в распространении сельскохозяйственной техники, передовых агрономических знаний, опыта создания первых детских яслей среди крестьян Буинского уезда Симбирской губернии. В.И. Маненков (Старостин псев.) стал литератором, народником, печатался во многих газетах Поволжья. Некоторые выпускники 1879 г. продолжали учебу в других учебных заведениях: Н.М. Охотников - в Казанском университете на физико-математическом факультете, П.М. Миронов - в Оренбургском учительском институте, к сожалению, судьба многих других выпускников пока нам не известна.

Деятельность школ и их учителей, т.е. своих бывших воспитанников И.Я. Яковлев проверял два раза в год - осенью и весною. Хотя по положению о народных училищах 1874 г. инспектор обязан был проверять каждую школу не менее одного раза в год. Поэтому он всегда знал о работе своих учеников на всех ее этапах и был готов в любое время оказать помощь, и, если жизнь требовала, не только научную. В июле 1876 г. он сообщал о результатах первой поездки по Симбирской и Казанской губерниям попечителю учебного округа: «В самом деле, такое положение, как, например, в местах со сплошным населением на расстоянии десятков верст не встречается ни кузнецов, ни слесарей, ни портных, ни плотников, никаких других ремесленников и кустарных промыслов, ни благоустроенных сельских хозяйств, по истине представляется печальным» [9].

Социально-экономическое положение крестьян этих губерний, их образ жизни, религиозное брожение, отношение к школе известны были И.Я. Яковлеву давно, еще в годы учебы в землемерно-таксаторских классах. В период практики ему часто приходилось ютиться среди чувашских язычников, отступ-

ников, чуждавшихся русской культуры, православия. Поэтому он стремился к созданию доступной системы образования чувашского народа на национальнорусской основе, начало которой он положил еще в годы студенчества. Обучаясь на первом курсе, он первым из православных перевел на родной (чувашский) язык и издал на новом составленным им же алфавите брошюру «Начальное учение православной христианской веры» (Казань, 1872). В студенческие годы им были переведены и изданы с помощью своих учеников Симбирской школы: Евангелие от Матфея (Казань, 1873), Евангелие от Марки и Луки (Казань, 1874). В дальнейшем им была организована переводческая комиссия при Симбирской чувашской учительской школе для перевода и издания всего Нового Завета (издано в 1911 г.). Переводы издания Старого Завета приостановились в связи с событиями в стране 1917 г.

И.Я. Яковлев являлся ревностным последователем и распространителем среди своих сородичей православия, составлявшего основой всей его системы образования, которую он максимально приблизил к духовно-нравственным и социально-экономическим нуждам народа, чтобы свет Евангелия и науки был одинаково доступен всем - детям и взрослым. Для этого он широко пропагандировал принцип самообразования народа. Каждый образованный человек должен был передавать знания другим, своим близким, родителям и т.д. На важность соблюдения этого принципа в жизни он указал и в своем последнем обращении к сородичам «Завещании родному чувашскому народу» (1921 г.). Всего подобных обращений у него было три: 1903 г. (на чувашском языке) и 1911 г. (на русском языке).

В тогдашних условиях жизни образование одинаково нужно было не только детям, но и взрослому населению, родителям, особенно для распространения ремесленно-технических знаний среди сельского населения. Во время инспекционной поездки И.Я. Яковлев проводил показательные уроки, беседы с учащимися о важности совместных занятий с родителями. Все это способствовало росту числа сторонников принципа самообразования народа, стремившихся вносить свой вклад в это важное общественное педагогическое движение. Один из родителей Т. Томасов из села Сугут-Торбиково Ядринско-го уезда Казанской губернии в 1912 г. представил в переводческую комиссию при Казанском учебном округе рукопись «Букварь для домашнего обучения с начальными прописями». Комиссия прислала ее И.Я. Яковлеву для рецензирования. 5 июля того же года он написал следующий отзыв: «Идея составить «Прописи» заслуживает внимания, но, к сожалению, в Прописях Томасова много существенных недостатков. Придерживаясь этих прописей при обучении письму сначала нужно пройти всевозможные элементы букв. Такой порядок распределения материала, мне кажется, неудобным, как с точки зрения практической, так и педагогической»*.

Как видно, рукопись была составлена не педагогом. Однако сам факт составления «Букваря для домашнего обучения» - феноменальный случай не только в истории чувашского книгоиздания. В то же время он подтверждает широкое распространение среди чувашского населения принципа самообразования народа и его понимание, что только своим трудом и умом он может создать условия для образования.

Для домашнего обучения родителей и других членов семьи можно было использовать регулярно издававшиеся на чувашском языке школьные буквари и другие учебники. Именно на это была направлена вся методика преподавания школьных дисциплин в Симбирской чувашской учительской школе. К тому же чувашские буквари печатались крупным шрифтом, чтобы они были доступ-

* Отзыв хранится в личном архиве автора статьи.

ны всем. Поэтому И.Я. Яковлев не считал, очевидно, нужным издавать особые буквари для домашнего обучения.

Опыт Симбирской чувашской учительской школы И.Я. Яковлев широко распространял в сельских школах, а крестьяне особенно нуждались в технических знаниях для улучшения условий труда и жизни. При каждой поездке по чувашским деревням он удивлялся: «Почему чуваши до сих пор пашут землю сохой, а не плугом, как русские, татары ...?». По его убеждению, причина заключалась в том, что тогда в чувашских деревнях не было кузниц, где сельские мастера-самоучки могли бы изготовлять бороны, упрощенные плуги, различные телеги и другие орудия земледелия.

Кузнецы нужны были и для того, чтобы подковать лошадей, и даже для борьбы с хищными зверями, которых тогда было много. Они приносили большой урон крестьянскому хозяйству. Так, в 1890 г. в Чебоксарском уезде по данным отчета местного земства были уничтожены: лошадей - 78, крупный рогатый скот - 55, свиней, овец, коз - 177 [2]. Местные крестьяне в кузницах изготовляли разные капканы, самострелы, саморезы, колокольчики с помощью которых они уничтожали хищников не только зимой, но в течение всего года. Кроме того, кузницы служили местом подготовки технических специалистов по различным ремеслам. Здесь же изготовлялись крепежные материалы, инструменты, орудия для обработки земли и др.

Некоторые выпускники Симбирской чувашской учительской школы, работая в сельских школах, становились мастерами по кузнечному или столярному ремеслу. «Можно указать случаи, - писал И.Я. Яковлев, - когда бывшие ученики школы, если им почему-либо не удавалось сделаться учителями, находили себе работу в качестве профессиональных столяров» [12]. Они могли работать также музыкантами. Так, в музыкальной команде войск Восточного фронта в 1919 г. находились 13 воспитанников той же школы [4]. Все это вполне естественно. В Симбирской чувашской учительской школе ее учащиеся занимались пением, музыкой, а девочки - рукоделием, домоводством, а мальчики - различными ремеслами.

Одаренные учащиеся занимались отдельно по избранной специальности. Следует отметить, что игра на скрипке и духовых инструментах не входила в учебную программу. Однако И.Я. Яковлев содержал специалистов-преподава-телей по этим предметам на свои средства. Он стремился готовить для сельских школ учителей широкого профиля. С 1893 г. в этой школе изучали основы сельского хозяйства, а затем и применение техники в нем.

В конце 1870-х годов в Симбирской центральной чувашской школе с помощью иностранных фирм и местного земства И.Я. Яковлев организовал производство упрощенных земледельческих орудий и разных сельскохозяйственных машин с целью распространения их среди крестьян, что подтверждает такое объявление: «В Симбирской центральной школе, на берегу р. Свияга, продаются за весьма умеренные цены изделия учебной ее мастерской: молотилки с конным приводом, сеялки, веялки, сортировки, деревянные и железные бороны зигзаги и коленчатые с валиком» (Симбирская земская газета. 1882. № 300).

По данным отчета школы за 1883 г. в ее мастерских кроме сельхозтехники выпускали мебель, обувь, астролябии и другие изделия. Прилагаем список изделий с указанием цен:

1. Плуг однолемешный - 13 0 руб. 10. Койка железная - 7 руб.

2. Классная доска - 3 руб. 11. Маслобойка - 10 руб.

3. Классные счеты - 15 руб. 12. Циркуль - 1 руб.

4. Стол - 13 руб. 13. Классный стол трехместный - 8 руб.

5. Комод липовый - 20 руб. 14. Полусапожки - 5 руб.

6. Шторы - 5 руб. 15. Молотилка (ручная) - 20 руб.

7. Соха - 14 руб. 16. Картофельная терка - 5 руб.,

8. Детская койка - 12 руб. а также сеялки, веялки, сортировки,

9. Борона - 15 руб. косули - цены не указаны [3, Л. 18].

В 1883 г. обучение ремеслам было не обязательным для всех, так как помещение и средства были ограничены, а желавшие занимались в классное время по три часа. В отчете подчеркнуто: «Обучение ремеслам имеет целью содействовать распространению в их чувашском населении, которые им, можно сказать, совершенно не известны» [3, Л. 26].

К сожалению, не все указанные изделия могли купить чувашские крестьяне из-за своей бедности и дороговизны самих изделий, хотя они продавались по более низким ценам, чем цены у акционерных обществ. Так, представители акционерного общества РАМ в Казани и Симбирске ручную молотилку продавали за 70 руб. [6], а чувашская школа - за 20 руб. Некоторые детали машин производились в мастерских школы, тем не менее и упрощенные машины оставались недоступными для многих чувашских крестьян. Однако И.Я. Яковлев не переставал пропагандировать идею важности внедрения техники в крестьянское хозяйство. Однолемешный плуг, приобретенный им, он передал довольно богатому крестьянскому обществу для общего пользования. Однако оно вернуло его обратно, так как «крестьяне не научились управлять плугом, как бы их ни учили, ссылаясь на то, что соха лучше и легче».

Все это еще раз убедило И.Я. Яковлева и педагогический совет школы в необходимости распространения научных знаний среди крестьян, особенно ремесленно-технических, а это во многом зависело от умелой работы самих сельских учителей. Поэтому подготовку учителей в школе необходимо было непрерывно совершенствовать с учетом социально-экономических условий жизни сельчан. В дальнейшем в мастерских школы под руководством опытных мастеров-педагогов производилась в основном мебель, в которых будущие учителя в то же время продолжали обучаться и различным ремеслам.

В 1907 г. на съезде директоров народных училищ и руководителей учительских школ Казанского учебного округа И.Я. Яковлев заявил: «30 лет как введено в Симбирской чувашской учительской школе столярное ремесло. Благодаря этому ежегодная выручка от работы учеников доходит до 10 тысяч рублей» [7]. Ее выпускники учебные мастерские организовали и в сельских школах, что поддерживало и Министерство народного просвещения.

В 1899 г. оно создало особую комиссию для обсуждения вопроса о постановке ремесленного и технического обучения в начальных училищах. Она пришла к заключению, что в сельских училищах желательно введение, по мере возможности, занятий по ремесленно-техническому обучению со второго класса с учетом местных условий и потребностей сельского населения. Рекомендовано было также ввести работы в мастерских преимущественно по дереву с использованием опыта Ново-Бугской учительской семинарии* и Петербургского учительского института, в которых готовили учителей для выполнения учащимися в школьных мастерских до 35 номеров изделий в одноклассной школе, а двухклассной до 65. Например: совок для муки, кочерга для золы, скамеечка для доения коров и т.д. В целом система таких работ должна быть «выработана применительно к потребностям и понятиям сельских жителей» [1].

Таким образом, Министерство народного просвещения также поддерживало расширение функции сельской школы. Она должна была обучать детей не только грамоте, но и основам ремесленно-технических знаний, а через них ро-

* Входило в Херсонскую губернию Одесского учебного округа.

дители, крестьяне также могли приобщаться к таким знаниям. Для решения этой важной социально-экономической задачи необходимо было готовить учителей широкого профиля. Таких учителей Симбирская центральная чувашская учительская школа начала готовить еще с 1870-х годов.

Симбирская чувашская школа непрерывно развивалась, в 1890 г. стала учительской, а затем семинарией. Ее воспитанники распространяли среди населения ремесленно-технические и агрономические знания на протяжении почти 50 лет. Под руководством И.Я. Яковлева силами преподавателей и учащихся в Симбирске был создан в 1880 г. переводческо-издательский центр, выпускавший на русском и чувашском языках учебники, учебные пособия и научнопопулярную литературу по многим отраслям знаний. К 1917 г. он выпустил около 130 названий книг и брошюр. Особенно важное значение имели такие издания, как «Сборник популярных листков по медицине Пироговского общества врачей». Симбирск,1903. 154 с. Иллюстрирован; С.М. Вишневский. Брошюра для чуваш о том, как избавиться от болезней глаз. Симбирск, 1894. 13 с.; И.Я. Яковлев. Отчет о состоянии сельскохозяйственной фермы за 1912 год. Симбирск, 1913. 228 с. и др. Фактически этот отчет обобщил 20-летний опыт школы по развитию сельского хозяйства среди чувашей с помощью своих воспитанников, которые работая в условиях села, были обязаны организовать образцовые сады и огороды на пришкольных участках, а также учебно-производственные мастерские, призванные распространять среди населения ремесленнотехнические, естественнонаучные и агрономические знания.

Программа подготовки таких учителей постоянно расширялась. «Все воспитанники школы, - подчеркивается в ней, - в продолжение первых четырех лет обучения должны пройти курс ручного труда по дереву и металлу по программе учительских семинарий и институтов. За этот период они изучают разные виды ремесел. Например, по кузнечному должны были знать ковку железа для придания ему требуемой формы, начиная от гвоздей с круглыми головками до разных болтов квадратных, шестигранных и прочих, загибать железо под прямым, острым и тупым углами, сваривать железные части, наваривать железо сталью» [11].

Так И.Я. Яковлев стремился развивать в начальной школе у крестьянских детей любовь к естественнонаучным и техническим знаниям. С этой целью он широко использовал учебные книги известных пропагандистов таких знаний среди детей: Л.Н. Толстого, А.Г. Баранова и К.Д. Ушинского. Впервые книги для чтения Л.Н. Толстого были переизданы им на чувашском языке несколько раз, а «Первая книга для чтения» даже четыре раза. «Книга для классного чтения в начальных школах» А. Баранова полностью была переведена и издана также в Симбирске (1907. 297 с.). Учебные книги К.Д. Ушинского были использованы для составления «Первой книги для чтения после букваря на чувашском языке» (Симбирск, 1909-1912). По примеру Л.Н. Толстого И.Я. Яковлев хотел издать также 4 книги для чтения на родном языке для каждого класса. При этом он имел в виду не только школьников, но и родителей, семью в целом, чтобы распространять домашнее самообразование, технические и естественнонаучные знания. Образцом для этого служили учебные книги Толстого, включая его «Новую азбуку», в которых помещены доступные детям рассказы о телеграфе, мельнице, Архимеде, Гальвани, Вольте и др. Однако Казанский учебный округ не поддержал инициативы И.Я. Яковлева. Мало того, он не выделил средств для издания на чувашском языке первой части «Сборника задач и примеров для обучения начальной арифметике» А.И. Гольденберга. Таким образом, все попытки создать детскую литературу по естественнонаучной тематике с использованием творчества родного народа не имели успеха. Эта вполне естественно. Реакционеры Министерства народного просвещения часто обвиняли И.Я. Яковлева в сепаратизме, национализме за защиту прав детей своего народа учиться на родном языке. В

1903 г. он был отстранен от должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа «... по соображениям общеполитического характера» [8], - как официально заявил Министр народного просвещения Г.Э. Зенгер. Эту должность И.Я. Яковлев занимал с 1875 г. сразу по окончании университета.

В дальнейшем министерство постепенно уменьшало финансирование средств на издание учебников и учебных пособий на чувашском языке. С 1908 г. чувашские буквари издавались только в сокращенном варианте. Работая в таких условиях, И.Я. Яковлев все же сохранил свою школу.

Симбирская чувашская школа внесла огромный вклад в дело сохранения и развития культуры чувашского народа. В настоящее время начинания И.Я. Яковлева, традиции его школы продолжает развивать Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Он является самым большим вузом в республике, центром образования, науки, культуры и международного сотрудничества студенческой молодежи. Здесь на двадцати факультетах обучаются по 62 специальностям около 20 тысяч студентов, включая иностранных из 32 стран.

В университете функционируют различные научно-исследовательские институты, в том числе институт по исследованию научно-педагогического наследия И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева, созданный по личной инициативе ректора, известного во многих странах мира ученного и академика Л.П. Куракова. По его инициативе в г. Ульяновске в бывшем здании Симбирской чувашской школы 1998 г. было открыто подразделение университета для обучения чувашской диаспоры Среднего Поволжья. Подобные учебные заведения ныне функционируют в республиках Татарстан и Башкортостан. Все это привело к росту уровня высшего образования среди чувашей и притоку абитуриентов в университет. Так продолжает Чувашский государственный университет начинания И.Я. Яковлева, который писал: «Поворот в настроении чувашского народа в направлении к свету и знаниям начался, хотя и не сразу, но именно со времени основания чувашской школы в Симбирске» [10]. Автор этих строк родился и вырос в языческой семье и рано испытал последствия язычества, изолировавшие веками чувашей от света Евангелия и науки. Созданная им школа была призвана проводить этот свет в среду чувашских крестьян. Такая историческая задача была выполнена при поддержке русской интеллигенции, и И.Я. Яковлеву удалось превратить свою частную школу в целый комплекс учебных заведений с учебно-производственными мастерскими и подсобным хозяйством. Он функционировал в различных формациях 88 лет как начальная школа, учительская школа и семинария, педагогические курсы, институт народного образования с сельскохозяйственным техникумом и педагогическое училище. За этот период в этих учебных заведениях учились и окончили их несколько тысяч человек, работавших во многих городах и селах нашей страны.

Огромны заслуги учебного комплекса перед отечеством. В нем учились не только будущие учителя и агрономы, но и писатели, деятели культуры и искусств, командиры вооруженных сил нашей страны, генералы (один из них генерал-майор Н.В. Соколов, удостоился звания Героя Советского Союза), ученые (участники Великой Отечественной войны, проф. И.И. Корнилов стал лауреатом государственной и Ленинской премий), заслуженный деятель науки Татарской АССР проф. И.В. Данилов и др.

В Симбирской чувашской школе, на базе которой образовался учебный комплекс, были созданы: новая чувашская письменность, первые двуязычные школьные учебники для изучения родного и русского языков (двуязычные буквари), новый тип начальной школы (национально-русский) с 4-летним сроком обучения, ставшим всеобщим в системе образования нерусских народов (христиан) Востока России, аграрно-педагогическая школа для подготовки сельских учителей широкого профиля, прообразом которой была Симбирская чувашская школа.

14 ноября 2008 г. в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова состоялась научная конференция, посвященная знаменательной дате в истории чувашской культуры, 140 лет тому назад в г. Симбирске гимназистом Иваном Яковлевым была организована школа для подготовки сельских учителей, ставшая источником возрождения всей чувашской культуры, прообразом университета.

Открывая конференцию, ректор университета академик Л.П. Кураков остановился на основных этапах развития этого необычного учебного заведения, которое возникло как частная школа на квартире гимназиста. При моральной и материальной поддержке передовой русской интелегенции школа продолжала развиваться. Со временем она стала учительской школой, семинарией, институтом народного образования - центром подготовки национальных кадров, пропагандистов научных знаний. За 88 лет своего существования (1868-1956) из ее стен вышли более 10 тысяч учителей широкого профиля, музыкантов, агрономов.защитников нашего отечества в годы первой и второй мировых войн.

В работе конференции приняли участие министр образования и молодежной политики Г.П. Чернова, ректор Чебоксарского духовного училища отец Михаил, представитель общества «Россия православная» В.А. Смирнов, а также почетные гости правнук И.Я. Яковлева, заслуженный артист РФ, актер Московского театра имени М. Ермоловой В.В. Павлов и его дочь студентка МГУ им. М.В. Ломоносова О.В. Павлова. От имени многолюдного коллектива студентов и преподавателей всех присутствующих приветствовал ректор университета академик Л.П. Кураков. Он вручил правнуку В.В. Павлову диплом и мантию Почетного доктора университета. После торжественной части выступил В.В. Павлов с театральной постановкой по рассказу Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека». Представление прошло с большим успехом.

Работа конференции продолжилась на следующий день в Батыревском районе. География содружества коллектива Чувашского государственного университета с потомками И.Я. Яковлева постоянно расширяется. В дальнейшем они пожелали принять участие в составлении и издании последующих томов сочинений чувашского просветителя.

Литература и источники

1. Анастасиев А. Народная школа. Настольная справочная книга / А Анастисиев. 8-е изд. М., 1912. Ч. 1. С. 193.

2. ГИА ЧР. Ф. 15. Оп. 1. Д. 829. Л.19.

3. ГИА ЧР. Ф. 207. Оп. 1. Д. 26 (публикуется впервые).

4. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 190. Оп. 1. Д. 39. Л. 38.

5. Государственный исторический архив Чувашской Республики [ГИА ЧР]. Ф. 15. Оп. 1. Д. 948 (публикуется впервые).

6. Казанский календарь на 1884 год. Казань, 1883. С. 7.

7. Начальное обучение. 1907. № 10. С.497.

8. Российский государственный исторический архив. Ф. 733. Оп. 172. Д. 2075. Л. 35.

9. Труды историко-археографического института АН СССР. Т. 16. Материалы по истории народов СССР. Вып. 6. Татарская АССР. М.: Л., 1936. С. 467-468.

10. Яковлев И.Я. Верьте в Россию и любите ее / И.Я. Яковлев. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. С. 304.

11. Яковлев И.Я. Программа по труду / И.Я. Яковлев. Симбирск, 1893. С. 3.

12. Яковлев И.Я. С думой о народном просвещении / И.Я. Яковлев. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та. С. 363.

13. Яковлев И.Я. Становление системы образования чувашского народа / И.Я. Яковлев. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. С. 92.

КРАСНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - преподаватель физики, средняя общеобразовательная школа № 59, Россия, Чебоксары (krasnivnikol@vandex.ru).

KRASNOV NIKOLAY NIKOLAYEVICH - teacher of Physics, Secondary Comprehensive School of № 59, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.