Научная статья на тему 'Историко-этнографический музей при Симбирском чувашском институте народного образования'

Историко-этнографический музей при Симбирском чувашском институте народного образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ / И. Я. ЯКОВЛЕВ / СИМБИРСКАЯ ЧУВАШСКАЯ ШКОЛА / ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / СИМБИРСКИЙ ЧУВАШСКИЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснов, Кириллова Ольга Васильевна

В статье раскрывается история создания историко-этнографического музея при Симбирском чувашском институте народного образования. И. Я. Яковлев, основатель Симбирской чувашской школы, ее учителя сумели собрать и сохранить немало исторических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-этнографический музей при Симбирском чувашском институте народного образования»

УДК 37.0:069.015(091)(470.42)

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ПРИ СИМБИРСКОМ ЧУВАШСКОМ ИНСТИТУТЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

HISTORICAL AND ETHNOGRAPHICAL MUSEUM UNDER THE SIMBIRSK CHUVASH INSTITUTE OF NATIONAL EDUCATION

Н. Г. Краснов, О. В. Кириллова

N. G. Krasnov, O. V. Kirillova

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрывается история создания историко-этнографического музея при Симбирском чувашском институте народного образования. И. Я. Яковлев, основатель Симбирской чувашской школы, ее учителя сумели собрать и сохранить немало исторических ценностей.

Abstract. The article reveals the history of creation of historical and ethnographical museum under the Simbirsk Chuvash Institute of National Education. I. Y. Yakovlev, the founder of the Simbirsk Chuvash School, the teachers managed to collect and save many historical valuables.

Ключевые слова: И. Я. Яковлев, Симбирская чувашская школа, историко-

этнографический музей, Симбирский чувашский институт народного образования.

Keywords: I. Y. Yakovlev, Simbirsk Chuvash School, historical and ethnographical museum, Simbirsk Chuvash Institute of National Education.

Актуальность исследуемой проблемы. Возникновение историкоэтнографического музея при Симбирском чувашском институте народного образования явилось первой попыткой придать общественное и государственное значение делу сохранения и восстановления исторических памятников культуры чувашского народа. Он был открыт официально 9 мая 1921 г. в бывшей домовой церкви. Обращение к истории организации музея представляется актуальным в связи с извлечением теоретического и практического опыта.

Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили архивные источники, в том числе из личного архива автора статьи, философская и педагогическая литература. Методику исследования составили теоретический анализ и синтез, сравнительно-сопоставительные методы.

Результаты исследований и их обсуждение. Создание музея при Чувашском институте народного образования стало результатом выполнения декрета СНК от 5 декабря 1918 г. «Об охране научных ценностей». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и

В. Д. Бонч-Бруевичем. В нем говорится: «В целях охраны и предотвращения возможного уничтожения научных ценностей и правильного использования и распределения их Совет Народных Комиссаров постановил:

1. Поручить научному отделу Народного комиссариата просвещения принять все необходимые меры к учету и охране всех научных ценностей, находящихся на территории российской республики, как то: научных музеев, коллекций, кабинетов, лабораторий и сооружений, научных установок, приборов, пособий и пр., и принять их в свое непосредственное ведение или передать их в ведение соответствующих научных или научноучебных учреждений.

2. Виновные в неисполнении постановлений научного отдела для проведения в жизнь настоящего декрета подвергаются ответственности по строгости революционных законов» [4].

Сам факт создания чувашского музея лишь при Советской власти говорит о многом: в условиях царизма даже мысль о его организации была «крамолой» - ведь И. Я. Яковлева и без того обвиняли в «сепаратизме» и «национализме». Между тем основатель Симбирской чувашской школы, ее учителя сумели сохранить немало исторических ценностей. Часть экспонатов, собранных Яковлевым, учителями и воспитанниками Симбирской чувашской школы и сельских училищ Казанского учебного округа еще в 60-х гг. XIX в., и поныне хранится в музее при Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, в Чувашском национальном музее, Ульяновском краеведческом и в других музеях. Из Симбирской чувашской школы много ценных материалов по истории народного образования поступило в музей народного просвещения, созданный при управлении Казанского учебного округа. Такие музеи были во всех учебных округах царской России. 29 мая 1914 г. И. Я. Яковлев выслал в музей учебного округа 35 фотографий с видами сельскохозяйственной фермы школы, а также о пребывании министра народного просвещения России (1910-1914 гг.) Л. А. Кассо в Симбирской чувашской школе [9].

И. Я. Яковлев разработал и высылал сельским учителям программы сбора материалов по истории народного образования, предметов старины, фольклорных памятников и др. Недавно мы обнаружили часть одной из этих программ, озаглавленную «Примечание». Вот ее содержание:

«Примечание:

а) Покорнейшая просьба - известить и других обучавшихся (окончивших и не окончивших курс) в Симбирской чувашской школе и в женском при ней училище о присылке означенных сведений, так как нет возможности (за неимением адресов) выслать всем подобные листы.

б) Было бы весьма желательно получить сведения и о тех воспитанниках и воспитанницах, коих нет в живых.

в) Хорошо было бы получить и фотографические карточки (можно семейную или одиночную, какая есть).

Все присланное (ответные листы и фотографические карточки) будет принято с глубокою благодарностью и будет храниться при Симбирской чувашской школе как вещественный памятник о бывших ее воспитанниках и воспитанницах и послужит ценным материалом для составления истории Симбирской чувашской школы и просвещения чуваш.

По заполнению означенного листа выслать его по адресу: город Симбирск, Чувашская школа.

Р^. Кроме ответов на вышеприведенные вопросы, желательно бы также получить и некоторые другие данные как необходимый материал к составлению истории Симбирской чувашской школы и развития образования среди чуваш. Посему не соблаговолите ли Вы составить (на русском или чувашском языках, целиком и частями, как найдете для себя удобным) исторический очерк, предметом которого будут Ваши личные наблюдения и Ваш личный опыт: чем Вы задавались, какие средства Вами применялись и какие результаты достигнуты. Как Вы оцениваете общие принципы и приемы работы? Не соблаговолите ли написать свои воспоминания, относящиеся к тому или иному моменту Вашей деятельности, Вашим учебным годам и Вашему пребыванию в Симбирской школе в частности. Форма изложения, отрывочность и необработанность пусть Вас не стесняют, важна лишь фактическая точность и беспристрастие написанного Вами, всякое малое сообщение будет иметь цену.

Посылку ответов на вопросы не нужно ставить в зависимость от выполнения исторического очерка и воспоминаний. (Ответы могут быть сейчас же присланы, а воспоминания после).

Может быть, пожелают поделиться своими наблюдениями и выводами относительно образования чуваш лица, не обучавшиеся в Симбирской чувашской школе, и таковые сообщения будут приняты также с глубокою благодарностью.

Инспектор Симбирской чувашской учительской школы

И. Я. Яковлев. Гор. Симбирск. 22 февраля 1910 г.» [1].'

Программа сбора предметов быта и культуры постоянно расширялась. В период каникул учащиеся обязаны были записывать образцы устного народного творчества своего края, писать сочинения на темы: «Памятные случаи в моей жизни», «Языческие верования в нашей деревне», «Бытовые народные обряды в нашей деревне» [10] и т. д. Сочинения учащихся и собранные материалы хранились в библиотеке школы. Наиболее интересные работы, представлявшие определенную дидактическую ценность, использовались при составлении учебников по родному языку. Так, сочинения одних из первых учеников Симбирской чувашской школы И. Бюргановского «Как я научился креститься», А. Кузнецова «Как я сломал часы» помещены в букваре для чувашей с присоединением русской азбуки (Симбирск, 1902). Кроме того, сельские учителя собирали на местах фольклорные памятники, предметы старины. Так Симбирская чувашская школа становилась местом сосредоточения экспонатов будущего музея. По мере возможности И. Я. Яковлев использовал их в учебно-воспитательных целях. В 1908 г. в Симбирске были изданы «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» (116 страниц), в 1912 г. - вторая часть этого сборника (114 страниц). В 1908 г. к 40-летию школы Яковлев выпустил литературный сборник «Сказки и предания чуваш» объемом 114 страниц. Однако большая часть собранных материалов не находила применения. Поэтому Симбирская чувашская школа превращалась в хранилище различных вещей чувашской старины, памятников устного народного творчества. Их коллекционирование особенно увлекало учащихся и учителей школы в 1889 г., когда в ней начал учительствовать А. В. Смоленский, автор работы «Чувашские приметы о погоде и влиянии ее на сельское хозяйство». С помощью учащихся он собрал несколько видов чувашского гигроскопа и другие самодельные приборы, использовавшиеся чувашскими крестьянами для предсказывания погоды.

Собранный школой материал по чувашской словесности широко использовал Н. И. Ашмарин при составлении многотомного словаря чувашского языка. Коллекцией школы интересовались многие русские и зарубежные ученые-тюркологи: Ю. Месарош, член Будапештской академии наук, профессор Б. Мункачи, академик В. В. Радлов, профессор Н. А. Фирсов, коллекционер-писатель А. В. Жиркевич и др. И. Я. Яковлев лично знал Месароша и Мункачи, давал им уроки чувашского языка. Мункачи приезжал в Симбирск в 1885 г. Сохранилось его письмо И. Я. Яковлеву: «Не имея, к моему искреннему сожалению, случая лично с Вами проститься, считаю долгом письменно выразить Вам мое глубокое почтение и благодарность за Ваш радостный прием и помощь в моих трудах. От души желаю Вам всего хорошего». Вот как рассказывается о работе венгерского ученого в Симбирске в одном из дореволюционных местных изданий: «Жил долгое время в чувашской школе с целью ознакомления с чувашским языком, бытом, поэзией и т. д. У одного учителя из чуваш было большое собрание чувашских песен, которые он венгерцу часто напевал с аккомпанементом фисгармонии или рояли. Венгерец приходил в восторг от своеобразных чувашских напевов и находил, что многие мелодии напоминают ему лучшие места, созданные творческой силой великих композиторов. За сборник чувашских песен венгерец предлагал довольно крупную сумму, но учитель предполагал издать песни сам, не уступив их ему» [6]. Теперь мы выяснили имя этого коллекционера. Им оказался, как выяснилось из писем самого Б. Мункачи, хранящихся в архивах Академии наук Венгрии, преподаватель русского языка Симбирской чувашской школы П. В. Васильев. В 1878-1889 гг. он одновременно заведовал библиотекой, составил генеральный каталог всех коллекций школы. К сожалению, этот каталог не сохранился.

Б. Мункачи и П. В. Васильев совместно исследовали исторические корни многих чувашских пословиц, поговорок, преданий, пытались обосновать их происхождение языковыми, историческими и археологическими данными. 30 сентября 1885 г. Мункачи писал из Симбирска президенту Венгерской академии наук И. Буденцу о своем успешном изучении чувашского языка при всесторонней помощи И. Я. Яковлева и других преподавателей его школы: «Живу среди чувашей в г. Симбирске. У них собрано много памятников устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, старинные слова). В этом деле с ними легко работать, сравнивать венгерский язык с чувашским» [3]. Письмо было написано на венгерском языке. В другом письме от 21 октября 1885 г. Б. Мункачи сообщал о том, что он просмотрел «Корневой чувашско-русский словарь» Н. И. Золотницкого, после чего у него появилось желание съездить к чувашам-вирьял Ядринского уезда. Однако И. Я. Яковлев и П. В. Васильев убедили его, что диалект вирьял можно изучить в Симбирской чувашской школе с помощью хранимых здесь вирьялских фольклорных памятников. И. Я. Яковлев познакомил его с учащимися школы из Ядринского уезда - носителями вирьялского диалекта [там же].

Коллекциями Симбирской чувашской школы интересовался другой видный ученый В. В. Радлов, работавший в 1872-1884 гг. инспектором татарских, башкирских и киргизских (казахских) школ Казанского учебного округа, а затем переехавший в Петербург.

И. Я. Яковлев вспоминал о нем: «Перед отъездом в Академию наук Радлов не раз предлагал мне передать ему рукописи мои с записанными чувашскими песнями, поговорками, сказками и т. п. Но я, зная судьбу записей священника алтайской миссии, этого не сделал, а передал в большей части Н. И. Ашмарину, они и сейчас должны храниться».

В Симбирской чувашской школе хранились рукописные сборники чувашских народных песен, легенд и сказаний, составленные во второй половине XIX в. По рассказам Г. И. Комисарова, выпускника этой школы (1903), И. Я. Яковлев показывал ему и другим историкам интересные рукописи о взятии Казани Иваном Грозным, о посещении Петром I чувашских дубовых лесов, расположенных на правом берегу Волги, о Севастопольской обороне 1854-1855 гг. в период Крымской войны. Б. Мункачи тоже упомянул в одном из своих писем из Симбирска о чувашских преданиях на исторические темы. Многие исторические события отразились в народной летописи - фольклоре. Ведь Петр I действительно посетил дубовые леса Казанской губернии. 15 мая 1722 г. он отправился вниз по Волге и 27 мая достиг Казани. По дороге осматривал корабельные рощи и в Казани же распорядился о мобилизации «для работ по вырубке и доставке корабельных лесов татар, мордвы и чуваш без всякой платы, о хранении заповедных лесов и разведении дубовых лесов в местах, наиболее способных произрастанию этой породы по нагорной стороне Волги, в нынешних уездах Чебоксарском, Козьмодемьянском и Свияжском» [11]. К сожалению, ни одна из рукописей с легендами на исторические темы до нас не дошла.

В музее больше всего сохранилось материалов по истории создания Симбирской чувашской школы. Эти материалы систематизировал А. В. Жиркевич, поддерживавший творческие связи с И. Я. Яковлевым еще в начале 1900-х годов. Он часто приезжал в Симбирск к своим родственникам и тогда же начал интересоваться чувашским просветителем.

После отставки от военной службы Жиркевич переехал в Симбирск и в 1916 г. начал постоянно ходить в чувашскую школу, записывать воспоминания И. Я. Яковлева. Часть этих воспоминаний была издана в Чебоксарах в 1982 и 1983 гг. В 1918 г. Яковлев поручил Жиркевичу систематизировать собранные материалы для организации музея. В подготовке к его созданию активно участвовали В. Н. Орлов, А. В. Рекеев, И. Н. Юркин, Ф. Т. Тимофеев. Жиркевич развернул оживленную переписку с первыми учениками чувашской школы, с ее выдающимися воспитанниками. 20 мая 1920 г. он записал в своем дневнике: «Вчера я весь день в музейной комиссии, одобрили проект устава будущего чувашского музея. Во вторник его внесут в общую организационную комиссию по устройству первого чувашского института» [5].

А. Рекеев и И. Юркин передали в дар будущему музею свои драгоценные коллекции первых чувашских книг, букварей, старинных рукописей XVП-XVШ вв. о чувашах. Коллекция Рекеева была оценена в 300 тыс. руб., а Юркина - 40 тыс. руб. [2]. Организацией музея занималась группа местных специалистов во главе с И. Я. Яковлевым. Ее работой заинтересовалась и московская комиссия, направленная Наркомпросом РСФСР для изучения условий создания Чувашского института народного образования в Симбирске и проверки деятельности губоно. Один из членов комиссии - И. Ефимов писал 9 апреля 1920 г. А. И. Яковлеву: «У всех идет слаженная работа. Только по одному вопросу есть расхождения, именно: на должность заведующего Симбирским чувашским музеем при курсах В. Н. Орлов, Н. И. Колосов и Иван Яковлевич рекомендуют назначить Жиркевича. Савандеев и Прокопьев склонны назначить на эту должность Юркина, и я последнюю

кандидатуру предложил бы, так как это работник, проявивший себя, или же тому и другому дать работу в музее» [8]. Так и было решено. 9 мая 1921 г. состоялось официальное открытие музея как части Чувашского института народного образования со своими штатными работниками: А. В. Жиркевич стал директором, а И. Н. Юркин - инструктором. Чувашская общественность приветствовала создание историко-этнографического музея в Симбирске, благодаря чему творения народа стали его доступны для ознакомления.

Резюме. Иван Яковлевич Яковлев сохранил для будущего ценнейшие памятники истории и культуры родного народа. Еще в годы учения в университете вместе со своими первыми учениками он начал собирать бесценные реликвии истории отечества с древнейших времен. Сбор таких материалов под его руководством с каждым годом принимал широкий масштаб. В это благородное дело он постоянно вовлекал учащихся и преподавателей Симбирской чувашской школы, а также сельских школ. Его давнее желание организовать музей истории чувашского народа реализовалось - такой музей и был создан при Симбирском чувашском институте народного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Из личного архива Краснова Н. Г.

2. МО архива РАН. - Ф. 665. - Оп. I. - Д. 102. - Л. 1.

3. НА АН Венгрии. - MS 5443/81-I.

4. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973 тт. - М., 1974. - С. 481.

5. ОР ГМТ в Москве. Дневник Жиркевича за 1921 г. - Л. 748.

6. Симбирские епархиальные ведомости. - 1897. - № 14. - С. 566.

7. Фонд рукописей Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве. Дневник Жиркевича за 1920 г. - Л. 262.

8. ЦГА РФ. - Ф. 206. - Оп. I. - Д. 11.

9. ЦГА ЧР. - Ф. 207. - Оп. I. - Д. 1131. - Л. 19.

10. ЦГА ЧР. - Ф. 207. - Оп. I. - Д. 144; Д. 44.

11. Яковлев, И. Я. Воспоминания / И. Я. Яковлев. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1983. - 288 с.

Sl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.