Научная статья на тему 'Добровольчество и благотворительность как направление деятельности Симбирской чувашской учительской школы'

Добровольчество и благотворительность как направление деятельности Симбирской чувашской учительской школы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО (ВОЛОНТЕРСТВО) / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / СИМБИРСКАЯ ЧУВАШСКАЯ ШКОЛА / SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL / И. Я. ЯКОВЛЕВ / I. YAKOVLEV / VOLUNTARY WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гималиев Вагиз Галялдинович, Илларионова Маргарита Васильевна

Статья посвящена краткому обобщению деятельности И. Я. Яковлева и Симбирской чувашской учительской школы по организации благотворительности и добровольчества в конце ХIХ начале ХХ в. Раскрыта роль И. Я. Яковлева в гражданско-патриотическом воспитании учащихся Чувашской школы и вовлечении их в социальную практику оказания помощи нуждающимся. В статье рассмотрены события военного времени 1914 года: встречи раненых воинов, прибывших в г. Симбирск на излечение; издание и распространение брошюр патриотического содержания среди населения; организация мероприятий на военно-патриотическую тему; проводы в действующую армию преподавателя гимнастики и военного строя, капитана В. З. Лепарского и др., побудившие учащихся высших классов Симбирской чувашской школы к уходу добровольцами на фронт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTARY WORK AND CHARITY AS THE FOCUS OF SIMBIRSK CHUVASH TEACHERS’ SCHOOL

The article is devoted to a brief synthesis of the activity of I. Yakovlev and Simbirsk Chuvash teachers’ school on the organization of charity and voluntary work in the late 19th and early 20th centuries. It reveals the role of I. Yakovlev in the civil-patriotic education of students of the Chuvash school and their involvement in the social practice of helping those in need. The article considers the events of the war period of 1914: receiving the wounded soldiers who arrived in the city of Simbirsk for treatment, publishing and distributing patriotic leaflets among the population, organizing the events of military-patriotic nature, giving farewell to Gymnastics and Line Training teacher, captain V. Leparsky and others who encouraged the students of Simbirsk Chuvash school to join the army.

Текст научной работы на тему «Добровольчество и благотворительность как направление деятельности Симбирской чувашской учительской школы»

УДК 37.068:[37.018.5:371.4Яко]"19"

В. Г. Гималиев1, М. В. Илларионова2

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

1Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

2Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Статья посвящена краткому обобщению деятельности И. Я. Яковлева и Симбирской чувашской учительской школы по организации благотворительности и добровольчества в конце XIX - начале ХХ в. Раскрыта роль И. Я. Яковлева в гражданско-патриотическом воспитании учащихся Чувашской школы и вовлечении их в социальную практику оказания помощи нуждающимся. В статье рассмотрены события военного времени 1914 года: встречи раненых воинов, прибывших в г. Симбирск на излечение; издание и распространение брошюр патриотического содержания среди населения; организация мероприятий на военно-патриотическую тему; проводы в действующую армию преподавателя гимнастики и военного строя, капитана В. З. Лепарского и др., побудившие учащихся высших классов Симбирской чувашской школы к уходу добровольцами на фронт.

Ключевые слова: добровольчество (волонтерство), благотворительность, Симбирская чувашская школа, И. Я. Яковлев.

Актуальность исследуемой проблемы. В последние годы в нашей стране все больше актуализируются и по-новому осмысливаются вопросы добровольчества (волон-терства) и благотворительности. В некоторых регионах России накоплена позитивная практика вовлечения молодежи в добровольческое движение, однако в его развитии остаются нерешенные проблемы, связанные прежде всего с недоверием населения к этому роду деятельности и недостаточной его информированностью. В этой связи является своевременным Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» в 2018 г., в рамках которого рекомендовано проведение различных мероприятий во всех субъектах Российской Федерации [5].

© Гималиев В. Г., Илларионова М. В., 2018

Гималиев Вагиз Галялдинович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2 Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: vagizgimaliev@mail.ru

Илларионова Маргарита Васильевна - заведующая музеем И. Я. Яковлева Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: illarvas_m_v_1937@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2018

Среди мер, направленных на популяризацию волонтерского движения, развитие добровольческой деятельности молодежи, приобщение к богатейшим традициям волон-терства и благотворительности, важное значение имеют те, которые связаны с граждан-ско-патриотическим воспитанием подрастающего поколения. В решении данных задач значительную роль играет обращение к истории добровольческого движения в России, целенаправленное изучение и обобщение опыта, накопленного в сфере добровольческой и благотворительной деятельности. В этом отношении представляет немалый интерес опыт Симбирской чувашской учительской школы, 150-летие которой отмечается в 2018 г.

Материал и методика исследований. В работе использованы труды И. Я. Яковлева и ученых-яковлевоведов, исследующих проблемы просвещения народов Поволжья в конце XIX - начале ХХ в., а также архивные источники. Был проведен историко-педагогический анализ первоисточников и обобщение фактического материала.

Результаты исследований и их обсуждение. Как отмечается в Большой Российской энциклопедии, «добровольчество - один из способов комплектования вооруженных сил, основанный на привлечении в их ряды добровольцев. Главные принципы добровольчества - добровольность, бескорыстие, идейная мотивация исполнения воинского и гражданского долга» [1, с. 159]. Однако понятие «добровольчество (волонтерство)» в обществе воспринимается шире, это не только добровольная служба в рядах Вооруженных Сил, но и безвозмездное личное участие людей в мероприятиях по оказанию помощи нуждающимся, в работе в сфере различных социальных услуг: гуманитарных, медицинских, экологических, культурных, экономических и других.

В историю добровольчества (волонтерства) России вписаны славные страницы, связанные с польской интервенцией в начале XVII в., Отечественной войной 1812 г., русско-турецкой, Первой мировой и Великой Отечественной войнами. К примеру, в 1611 г. в отряды ополчения, действующие под предводительством нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, вступили жители окружавших Нижний Новгород городов и селений, а также представители нерусских народов Поволжья: вотяки, мордва, татары, черемисы, чуваши и др. Поход ополченцев на Москву закончился победой и освобождением Москвы, Калуги и других городов от польских интервентов.

В контексте нашего исследования считаем актуальным обращение к истории добровольческого движения и благотворительности в Поволжье, которые ярко представлены в наследии чувашского педагога-просветителя И. Я. Яковлева.

Известно, что И. Я. Яковлев, выросший в приемной семье, где воспитывался наравне с родными детьми усыновителей, с малых лет принимал участие в сельскохозяйственном труде, который в крестьянских семьях считался главной ценностью. Кроме того, в своих воспоминаниях, описывая отличительные черты чувашского народа (трудолюбие, честность, доброта, гостеприимство, миролюбие, застенчивость и др.), он особо подчеркивает участливое отношение крестьян к чужой беде, готовность оказать помощь нуждающемуся.

До настоящего времени в чувашских селениях сохранилась форма коллективного труда «ниме» - добровольная бесплатная помощь односельчанину в строительстве дома, уборке урожая и т. д., а в случае пожаров - коллективные усилия людей не только в возведении дома, но и в сборе одежды, продуктов питания, помощь в приобретении домашних животных и т. д.

Начальный же этап просветительной деятельности И. Я. Яковлева, с детства впитавшего в себя характерные черты своего народа, связан с благотворительностью:

в 1868 г. он, будучи учащимся Симбирской гимназии, на свои средства (добывал частными уроками) в квартире С. Д. Раевского открыл школу в целях подготовки учителей для чувашских школ, которая в течение нескольких лет содержалась на скудные средства гимназиста Яковлева и частные пожертвования симбирян.

В 1870 г. И. Я. Яковлев окончил Симбирскую классическую гимназию с золотой медалью и в том же году поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. До отъезда в г. Казань, обеспокоенный тем, что школа может прекратить свое существование, так как он «принужден покинуть мальчиков, не обеспечив их в материальном отношении» [7, с. 41], И. Я. Яковлев пишет докладную записку директору Симбирской гимназии И. В. Вишневскому. Подчеркивая важность начатого им дела просвещения чувашского народа «посредством школ и людей, вышедших из среды самих чуваш» [7], он просит содействия Вишневского в помощи со стороны земств и частных лиц. Самому же Яковлеву на содержание школы удалось собрать по подписным листам около 400 рублей.

В 1871 г. при поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова эта школа была признана Министерством народного просвещения как Симбирская чувашская школа и на ее содержание выделены небольшие денежные средства.

После окончания Казанского университета по распоряжению попечителя учебного округа П. Д. Шестакова И. Я. Яковлев был назначен исполняющим обязанности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, а в феврале 1883 г. приказом министра народного просвещения утвержден в должности инспектора [4, с. 177].

Первые годы инспекторской деятельности И. Я. Яковлева совпали с началом русско-турецкой войны и освободительного движения народов Балканского полуострова против османского ига. В связи с этим И. Я. Яковлев организовал в Симбирской чувашской школе сбор средств среди преподавателей и учащихся, «сочувствующих святому делу», с целью «облегчить участь раненых воинов и смягчить горькую судьбу их семейств, оставленных отцами» [4, с. 9]. В подписном листе, поступившем в июне 1877 г. в Казанское управление Общества попечения о больных и раненых воинах, значатся фамилии И. Я. Яковлева, преподавателей Н. М. Архангельского, Д. Ф. Филимонова, Д. П. Павлова, И. В. Богоявленского и десяти учеников школы, пожертвовавших значительные суммы. Так же поступил И. Я. Яковлев во время русско-японской войны, собрав в Симбирской чувашской школе 80 рублей в «пользу Красного Креста и детей-сирот» погибших воинов. Кроме того, в школу «было принято несколько солдатских детей-сирот» [2, с. 319].

Из-за неурожая в Поволжье в 1890 г., а также эпидемии холеры умирали сотни жителей нескольких губерний, больше всего страдали дети. И. Я. Яковлев и воспитанники Симбирской чувашской учительской школы организовали сбор пожертвований для голодающих больных. И. Я. Яковлев и преподаватели школы ежемесячно отчисляли в фонд помощи больным и нищим 2 % из своего жалованья [1, с. 313].

В 1911-1912 гг. в связи с недородом из-за засухи голодало большинство населения Поволжья и многих губерний центральной России. В это трудное время И. Я. Яковлев обращался во многие инстанции и благотворительные общества с просьбой о выделении средств на организацию общественных столовых для голодающих детей. Весной 1912 г. от Московского общества грамотности поступило 3000 рублей для оказания помощи голодающим детям Буинского уезда Симбирской губернии.

Как отмечает Н. Г. Краснов, «эти столовые, организованные по инициативе и под руководством И. Я. Яковлева, сыграли значительную роль в спасении детей от голодной смерти ...» [2, с. 320].

Созданная И. Я. Яковлевым Симбирская чувашская школа благодаря неимоверным усилиям своего основателя постоянно развивалась и со временем превратилась в целый комплекс учебных заведений, куда входили: мужское и женское начальные училища, женские педагогические курсы и мужская учительская школа, учебные мастерские, домовая церковь, сельскохозяйственная ферма.

В строительство школьных зданий И. Я. Яковлеву часто приходилось вкладывать свои средства. К примеру, на переустройство здания школьных мастерских под домовую церковь при Симбирской чувашской школе он добыл деньги «путем займа в Симбирском обществе взаимного кредита и у частных лиц» [4, с. 189].

Для обучения будущих учителей сельскому хозяйству Симбирской чувашской учительской школе был необходим земельный участок. В 1911 г. школой было приобретено 264 десятин земли, на которой началось строительство жилых домов, конюшни, коровника, складских помещений, погреба и др. На обустройство сельскохозяйственной фермы И. Я. Яковлеву пришлось потратить немало собственных средств, о чем он пишет управляющему Казанским учебным округом: «Свои личные средства я предполагал употребить на устройство фермы без всякой гарантии на их возвращение, но лишь с пожеланием, чтобы они были выданы мне обратно, когда это признано будет возможным, и даже не предрешая, будет эта возможность когда-нибудь или нет» [9, с. 289].

Органичной частью дела национально-культурного подъема чувашского народа И. Я. Яковлев считал просвещение женщин, что, по его мнению, необходимо как в интересах укрепления семьи, так и для улучшения жизни народа. В открытую им в 1868 г. Чувашскую школу девочек не принимали, что не отвечало социально-просветительной цели И. Я. Яковлева. На его обращение в учебный округ по поводу организации женского училища при Симбирской чувашской школе ответа не последовало. И в 1878 г. без разрешения учебного округа И. Я. Яковлев начал набирать девочек в будущее женское отделение, о чем сообщил попечителю учебного округа: «В текущем сентябре месяце в Симбирскую центральную чувашскую школу из Казанской и Симбирской губерний поступило 15 девочек из чуваш от 7 до 14 лет, большею частью неграмотных, имеется в виду поступление еще нескольких девочек . Все расходы по женскому отделению приняты мною на свои частные средства.» [9, с. 51]. Следует отметить, что женское отделение с 1878 по 1881 г. содержалось исключительно на личные средства И. Я. Яковлева [9, с. 179].

Кроме того, в 1908 г. И. Я. Яковлев купил на свои деньги земельный участок на реке Вараксарке близ села Старые Айбеси Буинского уезда Симбирской губернии для чувашской женской трудовой общины, которой руководил в течение многих лет и вкладывал немалые денежные средства в ее развитие [3, с. 33].

Известно множество случаев материальной поддержки И. Я. Яковлевым преподавателей и учащихся Симбирской чувашской школы, сельских учителей, крестьян.

В учебно-воспитательной работе Симбирской чувашской учительской школы серьезное внимание уделялось гражданско-патриотическому воспитанию. «Во время прохождения в Симбирской школе курса я всегда старался развить в чувашах, воспитанниках школы, любовь к родине - России, чувство долга, патриотизм ...», - пишет И. Я. Яковлев в своих воспоминаниях [8, с. 64]. С этой целью в учебную программу школы были вклю-

чены изучение истории Отечества, географии, проведение занятий о выдающихся событиях в России, чтение патриотических книг. Под руководством И. Я. Яковлева совершались поездки учащихся по историческим местам, организовывались торжественные мероприятия в честь знаменательных дат в истории России. К примеру, в дни празднования 100-летия Отечественной войны 1812 г. во всех классах было организовано проведение бесед о мужестве и отваге воинов русской армии и партизан, которые, не щадя своей жизни, защищали Родину, в церкви Симбирской чувашской школы отслужили панихиду по погибшим воинам, были проведены заупокойная литургия, всенощные бдения, молебен. После богослужения в одном из классов школы в память об Отечественной войне 1812 г. состоялось «по особо выработанной программе литературное утро». Кроме того, учащиеся приняли участие в общем параде на Соборной площади г. Симбирска [4, с. 704].

Как известно, могучим средством воспитания чувашский просветитель считал музыку и пение. В репертуар хоров и оркестров Чувашской учительской школы входили арии и хоры из опер патриотического содержания («Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Мазепа» П. И. Чайковского, «Волшебный стрелок» К. Вебера и др.).

Вопросы патриотизма и гражданственности обострились в Симбирской чувашской учительской школе в годы Первой мировой войны. Говоря об этой разрушительной войне, начатой Германией с целью поработить европейские страны, в том числе и Россию, в ходе которой немецкие войска разоряли города и селения, убивали мирных жителей, расхищали музеи и библиотеки, оскверняли церкви, И. Я. Яковлев писал: «Все это слишком противоречило нравственным началам, усвоенным воспитанниками школы, и не могло их не возмутить до глубины души» [6, с. 20], и они «слились в единодушном порыве помочь Отечеству в борьбе с врагом» [6, с. 3].

В целях разъяснения сути данной войны, воодушевления людей на готовность встать на защиту Родины в первые же месяцы начавшейся войны в Симбирской чувашской школе перевели на чувашский язык брошюру «Война с Германией и Австрией», и она была издана на средства школы и распространена среди чувашского населения. Кроме того, в письмах сельским учителям и священникам И. Я. Яковлев и учителя школы просили их организовать сбор «пожертвований на нужды войны» и изготовления необходимых вещей для армии [6, с. 4].

В августе 1914 г. на заседании совета Чувашской школы было решено ежемесячно отчислять 2 % из жалованья учителей и служащих на военные нужды, поддержать мнение Попечительского совета учебного округа о желательности открытия лазаретов в городах Поволжья и предложить под лазарет в Симбирске два здания на сельскохозяйственной ферме школы. Однако Казанский учебный округ не ответил на представление И. Я. Яковлева по этому вопросу. Тогда по решению совета школы от 2 сентября 1914 г. стали готовить под лазарет помещения в самой Чувашской школе, но не было средств для их оборудования и содержания большого количества раненых. В связи с этим И. Я. Яковлев вынужден был обратиться за помощью к попечителю школы Н. Я. Шатрову, который живо откликнулся и выделил денежные средства на устройство лазарета и его содержание. 16 ноября 1914 г. состоялось открытие лазарета для 50 раненых воинов.

Как писал И. Я. Яковлев, «раненые воины в лазарете пользуются самым внимательным уходом и теплым сердечным отношением» [6, с. 17]. Накануне праздников священник В. Н. Никифоров проводил всенощную для тяжелораненых, воспитанники школы часто устраивали литературно-музыкальные вечера с исполнением патриотических песен и чтением книг такого же содержания, а преподаватели школы посещали лазарет, чтобы

«в задушевных беседах поддерживать» в раненых «бодрое настроение» [6, с. 17]. Кроме того, воспитанницы женского отделения шили белье для раненых и больных, утепленные жилеты, кисеты для табака и т. п.

События военного времени (встреча раненых воинов, прибывших в г. Симбирск на излечение, гибель родных и близких в районах военного действия, печальные газетные известия о ходе войны, письма с фронта, беседы на военную тему, чтение литературы патриотического содержания и, наконец, пример преподавателя гимнастики и военного строя капитана В. З. Лепарского, добровольно ушедшего на фронт) пробудили в учащихся высших классов Симбирской чувашской учительской школы «вполне понятные патриотические чувства», и они «твердо и сознательно решили поступить добровольцами в действующую армию» [6, с. 21].

В своих прошениях о разрешении допустить добровольцами в армию 15 воспитанников выразили мотивы поступка: «ввиду тяжелого положения нашего дорогого Отечества» [7, с. 22]. Из 15 человек Дмитрий Милюткин по настоянию родителей отказался от своего желания поступить добровольцем, так как должны были призвать его старшего брата, а Данилу Семенову комиссия отказала по состоянию здоровья [6, с. 22]. И. Я. Яковлев позаботился об изготовлении для уходящих на фронт добровольцев теплой одежды, обуви, воспитанницы женского отделения вязали и шили белье. Наставники и воспитанники мужского отделения собрали для них посильные пожертвования.

16-17 ноября 2014 г. двумя партиями, под звуки оркестра и гимна школа проводила своих питомцев в действующую армию. В ходе войны школа поддерживала связь со своими воспитанниками-добровольцами, которые в письмах сообщали, что «ужасы войны переносятся ими твердо, дух их бодр и решимость пожертвовать жизнью для Родины остается непоколебимой» [6, с. 29]. Некоторые из учеников пали смертью храбрых в бою с врагом, большинство из них были ранены, многие награждены Георгиевскими крестами [4, с. 737].

Следует отметить, что в апреле 1919 г. учащиеся-коммунисты Симбирской чувашской учительской семинарии (преобразована в 1918 г.) также добровольно вступили в ряды Красной Армии и воевали против армии Колчака в составе Первого Симбирского рабочего полка, которым командовал воспитанник Симбирской чувашской учительской школы И. С. Космовский, погибший в бою с белоказаками в июле 1919 г. [АМЯ ЧГПУ].

Резюме. Изучение и обобщение опыта Симбирской чувашской школы, накопленного в сфере добровольческой и благотворительной деятельности, богатейших традиций волонтерства и благотворительности в России будут способствовать успешному решению проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Целенаправленное использование исторического опыта добровольческого движения, его актуализация позволяют развивать социальную активность молодежи и эффективные формы их вовлечения в добровольческую деятельность. Опыт организации волонтерского движения в прошлом может быть использован при разработке концепций и программ развития добровольчества в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая Российская энциклопедия : в 30 т. Т. 3. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2005. - 767 с.

2. Краснов Н. Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1992. - 416 с.

3. Плечов Г. Н. Вараксарская чувашская женская трудовая община: феномен социально-просветительной теории и практики И. Я. Яковлева. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2017. - 136 с.

4. Плечов Г. Н. Основные вехи и социально-просветительное содержание деятельности инспектора чувашских школ И. Я. Яковлева. - Чебоксары : ИПК «Чувашия», 2016. - 800 с.

5. Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2017 № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-06122017-n-583-o-provedemi/.

6. Яковлев И. Я. Война и чувашская школа в Симбирске. - Симбирск : Типо-литогр. Губ. Правления, 1915. - 31 с.

7. Яковлев И. Я. Из переписки. Часть I. - Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1989. - 320 с.

8. Яковлев И. Я. Моя жизнь. Воспоминания. - М. : Республика, 1997. - 696 с.

9. Яковлев И. Я. С думой о народном просвещении: из переписки. Часть 2. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. - 438 с.

ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

1. Архив музея И. Я. Яковлева Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева [АМЯ ЧГПУ]. Ед. хр. № 6. Инв. № 710.

UDC 37.068:[37.018.5:371.4^KO]"19"

V. G. Gimaliev1, M. V. Illarionova2

VOLUNTARY WORK AND CHARITY AS THE FOCUS OF SIMBIRSK CHUVASH

TEACHERS' SCHOOL

1I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia 2I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article is devoted to a brief synthesis of the activity of I. Yakovlev and Simbirsk Chuvash teachers' school on the organization of charity and voluntary work in the late 19th and early 20th centuries. It reveals the role of I. Yakovlev in the civil-patriotic education of students of the Chuvash school and their involvement in the social practice of helping those in need. The article considers the events of the war period of 1914: receiving the wounded soldiers who arrived in the city of Simbirsk for treatment, publishing and distributing patriotic leaflets among the population, organizing the events of military-patriotic nature, giving farewell to Gymnastics and Line Training teacher, captain V. Leparsky and others who encouraged the students of Simbirsk Chuvash school to join the army.

© Gimaliev V. G., Illarionova M. V., 2018

Gimaliev, Vagiz Galyaldinovich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages № 2, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: vagizgimaliev@mail.ru

Illarionova, Margarita Vasilyevna - Head of the Museum of I. Yakovlev, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: illarvas_m_v_1937@mail.ru

The article was contributed on March 22, 2018

BecmnuK WnY um. K. H. Xrneieea. 2018. № 2(98)

Keywords: voluntary work, charity, Simbirsk Chuvash school, I. Yakovlev.

REFERENCES

1. Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya : v 30 t. T. 3. - M. : Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya, 2005. - 767 s.

2. Krasnov N. G. Vydayushhijsya chuvashskij pedagog-prosvetitel'. - Cheboksary : Chuv. kn. izd-vo, 1992. - 416 s.

3. Plechov G. N. Varaksarskaya chuvashskaya zhenskaya trudovaya obshhina: fenomen social'no-prosvetitel'noj teorii i praktiki I. Ya. Yakovleva. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash. un-ta, 2017. - 136 s.

4. Plechov G. N. Osnovnye vekhi i social'no-prosvetitel'noe soderzhanie deyatel'nosti inspektora chu-vashskikh shkol I. Ya. Yakovleva. - Cheboksary : IPK «Chuvashiya», 2016. - 800 s.

5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 06.12.2017 № 583 «O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda do-brovol'ca (volontera)» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-06122017-n-583-o-provedenii/.

6. Yakovlev I. Ya. Vojna i chuvashskaya shkola v Simbirske. - Simbirsk : Tipo-litogr. Gub. Pravleniya, 1915. - 31 s.

7. Yakovlev I. Ya. Iz perepiski. Chast' I. - Cheboksary : Chuv. kn. izd-vo, 1989. - 320 s.

8. Yakovlev I. Ya. Moya zhizn'. Vospominaniya. - M. : Respublika, 1997. - 696 s.

9. Yakovlev I. Ya. S dumoj o narodnom prosveshhenii: iz perepiski. Chast' 2. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash. un-ta, 1998. - 438 s.

SOURCES AND MATERIALS

1. Arkhiv muzeya I. Ya. Yakovleva Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva [AMYa ChGPU]. Ed. khr. № 6. Inv. № 710.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.