Научная статья на тему 'Вклад чувашского просветителя И. Я. Яковлева в подготовку женских педагогических кадров'

Вклад чувашского просветителя И. Я. Яковлева в подготовку женских педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИЛИЩЕ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ И. Я. ЯКОВЛЕВ / СИМБИРСКАЯ ЧУВАШСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ENLIGHTENER I. Y. YAKOVLEV / SIMBIRSK CHUVASH TEACHERS’ SCHOOL / FEMALE EDUCATION / SCHOOL / MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION / TEACHERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимов Лев Архипович, Ефимов Евгений Львович

В статье исследуется проблема подготовки женских педагогических кадров чувашским просветителем И. Я. Яковлевым в Симбирской чувашской учительской школе в дореволюционный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE CHUVASH EDUCATOR I. Y. YAKOVLEV TO FEMALE TEACHERS' TRAINING

The article studies the contribution of the Chuvash enlightener I. Y. Yakovlev to the training of female teachers in the Simbirsk Chuvash TeachersSchool in the pre-revolutionary period.

Текст научной работы на тему «Вклад чувашского просветителя И. Я. Яковлева в подготовку женских педагогических кадров»

УДК 37.01:373

ВКЛАД ЧУВАШСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ И. Я. ЯКОВЛЕВА В ПОДГОТОВКУ ЖЕНСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

CONTRIBUTION OF THE CHUVASH EDUCATOR I. Y. YAKOVLEV TO FEMALE TEACHERS' TRAINING

Л. А. Ефимов, Е. Л. Ефимов L. A. Efimov, E. L. Efimov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье исследуется проблема подготовки женских педагогических кадров чувашским просветителем И. Я. Яковлевым в Симбирской чувашской учительской школе в дореволюционный период.

Abstract. The article studies the contribution of the Chuvash enlightener I. Y. Yakovlev to the training of female teachers in the Simbirsk Chuvash Teachers’ School in the pre-revolutionary period.

Ключевые слова: женское образование, училище, Министерство народного просвещения, педагогические кадры, просветитель И. Я. Яковлев, Симбирская чувашская учительская школа.

Keywords: female education, school, Ministry of National Education, teachers, enlightener

I. Y. Yakovlev, Simbirsk Chuvash Teachers ’ School.

Актуальность исследуемой проблемы. Развитие женского просвещения в российской провинции является неотъемлемой частью российской истории, ибо оно дополняет картину формирования женского образования в стране в целом, углубляет понимание сложности данного процесса. Исторический опыт, накопленный женской школой в дореволюционной Чувашии, может служить источником для понимания сущности ее генезиса.

Материал и методика исследований. В статье исследуются вопросы подготовки женских педагогических кадров для национальной школы в 1879-1918 гг. Для этого привлекаются малоизвестные в региональной историографии архивные материалы. Методологической базой работы являются научные принципы историзма и объективности. В ходе исследования в основном использовались подбор и анализ фактов и историкохронологический метод их интерпретации.

Результаты исследований и их обсуждение. В конце XIX в. в чувашском крае начался процесс развития женского профессионального образования. Наиболее распространенной сферой профессиональной деятельности женщин Чувашии стал педагогический труд. Но женские профессиональные учебные заведения были еще малочисленны. Официальное и общественное мнение по вопросу профессиональной подготовки женщин было однозначно: на женщину смотрели, прежде всего, как на мать, хозяйку, в соответствии с этим выстраивалась и система женского образования.

Основные учебные заведения, где получали подготовку девушки - кадры интеллигенции Чувашии, связанные со сферой народного образования, находились в Казани и Симбирске. Из алфавитных списков, опубликованных в «Материалах для истории народного образования», узнаем, что из 215 учителей начальных школ Ядринского и Цивиль-ского уездов по состоянию на 1886 г. окончили Казанскую учительскую семинарию 13 человек, Казанскую земскую женскую учительскую школу - 13, Симбирскую центральную чувашскую школу - 10, остальные - уездные двухклассные и другие начальные училища. Все законоучители - 67 человек - окончили Казанскую духовную семинарию [8, 24]. Подавляющее большинство учителей начальных сельских школ были детьми крестьян и сельского духовенства. Например, в 1911 г. из 133 учителей начальных школ Ядринского уезда 55 человек были выходцами из крестьян, 5 - из духовенства и 3 - из мещан и купцов. Из 107 учителей Цивильского уезда 60 были детьми из крестьян, 41 - из духовенства, 6 - из мещан и купцов [8, 17]. А по Казанской губернии выходцы из крестьян среди учителей начальных школ составляли: в земских - 46,0 %, в школах Министерства просвещения - 81,0 %. Среди учителей всех типов начальных школ Казанской губернии на лиц крестьянского происхождения приходилось 48,0 % [7, 11].

В Симбирской губернии в 1895 г. из 422 учителей земских училищ 185 (43,9 %) были выходцами из крестьян, 100 (25,0 %) - из духовенства, 92 (21,8 %) - из мещан и только 21 (5,0 %) - из дворян и чиновничества, остальные 18 человек - из других сословий [1, 135].

Анализ подготовки национальных кадров учителей для чувашских начальных женских школ показывает, что в рассматриваемый период благодаря деятельности Казанской учительской (женской) семинарии, Симбирской чувашской учительской школы, Казанской земской женской школы и других педагогических учебных заведений произошло значительное увеличение числа сельской педагогической интеллигенции среди чувашского населения. Улучшилась и подготовка учительниц - педагогические учебные заведения стали открываться непосредственно в местах компактного проживания чувашей, что способствовало улучшению уровня образованности учительниц и организации учебно-воспитательной деятельности начальных школ Чувашии. Конечно же, в этом огромна заслуга женского отделения (училища, педкурсов) Симбирской чувашской учительской школы, женских гимназий и училищ Министерства народного просвещения.

Количественное увеличение женщин-педагогов в системе образования чувашского края в дореволюционные годы определялось целым рядом факторов: профессиональнопедагогическим (недостаточное число профессиональных педагогов-мужчин); политическим (с позиции государства деятельность педагогов-женщин была менее опасной по сравнению с деятельностью педагогов-мужчин, способных повлиять на своих учеников нежелательными воззрениями, революционными взглядами); идеологическим (женская эмансипация составляла часть демократической идеологии того времени); социальным (отсутствие у женщин, получивших образование, широких возможностей для профессионального приложения своих сил при существовании необходимости социального выживания себя и своих семей: конец XIX - начало XX в. - время, когда женщина-работница, зарабатывающая гораздо меньше, чем мужчина, продолжает трудиться, ибо ее заработок - как раз как дополнение к недостаточной зарплате мужа); философско-педагогическим (существование взгляда на естественную предрасположенность женщин к педагогической деятельности).

Отметим, что в Симбирской губернии значительное внимание подготовке учите-лей-женщин уделяла Симбирская дирекция народного образования. В 1869 г. были организованы первые курсы по подготовке и переподготовке учительниц. В период с 1869 по 1873 г. были подготовлены 47 педагогов. Большинство из них получали среднее образование в епархиальных училищах и Мариинских гимназиях (с краткими программами обучения) [2, 134].

Одну из ярких страниц в истории женского профессионального образования в чувашском Поволжье занимает деятельность И. Я. Яковлева. «Я знал о тяжелом положении чувашской женщины в деревне, которое мало чем разнится от такого же положения русской крестьянской женщины, - читаем в воспоминаниях И. Я. Яковлева. - ...Мне казалось несправедливым, чтобы в то время, когда для мужчины-чуваша открывалась дорога к просвещению, женщины-чувашки оставались бы в невежестве» [13, 285]. Заняв должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, с присущей ему энергией и настойчивостью он стал ходатайствовать перед Министерством народного просвещения о разрешении открыть при Симбирской чувашской учительской школе особое женское училище. Такое разрешение было дано, но без финансирования, с условием содержания его на частные средства. И. Я. Яковлев добивается через К. П. Победоносцева привлечения Православного миссионерского общества к содержанию женского училища как двухклассного. Женское двухклассное приходское училище при Симбирской чувашской учительской школе, хотя и без статуса учреждения Министерства народного просвещения, обеспечивало школы указанного и других ведомств учительницами, давало образование многим чувашским женщинам губерний Поволжья и Приуралья [10, 31].

В подготовке женских педагогических кадров для чувашских школ просветителю И. Я. Яковлеву оказал активную поддержку И. Н. Ульянов.

И. Я. Яковлев 29 сентября 1878 г. доложил попечителю Казанского учебного округа: «В текущем сентябре в Симбирскую центральную чувашскую школу из Казанской и Симбирской губернии поступило 11 девочек из чуваш в возрасте от 7 до 14 лет, большей частью неграмотных, и должно иметься в виду поступление еще нескольких девочек» [11, 754]. Из Министерства народного просвещения было получено письмо: «Благодарность И. Я. Яковлеву за рвение к распространению образования среди женского населения. Для этого желательно было бы открытие женского отделения для девочек при начальных училищах, а также такого же отделения при Симбирской чувашской школе для приготовления учительниц» [9, 34]. Эта благодарность послужила толчком к дальнейшим более смелым действиям И. Я. Яковлева. 20 мая 1878 г. он представил на имя министра народного просвещения записку относительно открытия чувашского двухклассного женского училища. Документ был составлен 6 ноября 1876 г. в соответствии с предложением министра народного просвещения о мерах поддержки развития женского образования чувашского населения.

В 1877-1878 гг. среди чувашского населения стало известно об открытии женской школы в г. Симбирске. За короткое время женское отделение приобрело большую известность со стороны чувашских крестьян, которые стали уже охотно отдавать своих дочерей в Симбирскую школу. Не только родители, но и сами девочки неоднократно обращались к инспектору чувашских школ И. Я. Яковлеву письменно и лично с просьбой о принятии в школу. Первые два с лишним года женское отделение содержалось на частные средства. Только в марте 1881 г. на его содержание Министерство народного просвещения стало отпускать по

1975 руб. в год [6, 5]. В 1890 г. в связи с преобразованием центральной школы в учительскую Министерство прекратило отпуск средств на женское отделение, и вновь до 1892 г. возникли проблемы в его развитии. С 1892 г. оно стало получать субсидию миссионерского общества -по 2700 руб. в год. В дальнейшем женское отделение было переименовано в женское училище и снова перешло в ведение Министерства народного просвещения. В 1900 г. при училище открылись женские педагогические курсы [12, 26].

Таким образом, женское училище начало функционировать под названием «женского отделения при мужской центральной чувашской школе» и сохранилось до 1 июля 1890 г., затем оно было переименовано в «женское чувашское училище при школе». Ближайший надзор и наблюдение за ним, а также обучение русскому языку и рукоделию приняла на себя жена И. Я. Яковлева - Е. А. Яковлева, выросшая и воспитанная в семье Н. И. Ильминского.

В 1892/93 учебном году женское училище состояло из двух отделений, в которых обучалось 50 человек: 41 девочка и 9 мальчиков; в 1-м отделении - 25 девочек и 2 мальчика: во 2-м - 16 девочек и 7 мальчиков; девочек из чувашей - 37, из русских - 4, мальчиков из чувашей - 8, из русских - 1. 9 малолетних мальчиков приняты в женское училище по особо уважительным причинам из местностей, подверженных влиянию магометанства. Все учащиеся бесплатно пользовались готовым помещением, столом, учебными принадлежностями, баней. Учебный план женского училища был составлен в объеме курса двухклассных училищ Министерства народного просвещения. Преподавались такие предметы, как Закон Божий, церковное пение, русский и церковно-славянский языки, арифметика, краткая русская история, география, рукоделие, чистописание, рисование и черчение.

И. Я. Яковлев осенью 1900 г. открыл при Симбирской чувашской учительской школе на базе функционировавшего с 1891 г. женского училища женские педагогические курсы на 20 человек. Эти курсы были узаконены в начале 1902 г. Их бюджет был утвержден в сумме 2240 руб. [12, 24]. В дальнейшем число воспитанниц колебалось в пределах 25-28 человек [3, 50].

Женские педагогические курсы в Симбирске с 1 июля 1912 г. были преобразованы в трехгодичные с годовым бюджетом 6 тыс. руб. [3, 26]. К 1 января 1914 г. на них обучались 83 слушательницы, из них 52 - чувашки, 31 - русская [3, 79]. Первоначально на педагогических курсах обучались лишь год, но с 1905 г. обучение уже длилось два года. По этой причине на курсы принимали раз в два года. 1 октября 1907 г. женское училище претерпело очередное преобразование и получило статус женского двухклассного приходского училища. К 1908 г. оно имело собственный дом и усадьбу рядом со школой. Выпускницы курсов получали специальность «учительница начального училища». Самое последнее преобразование произошло 7 января 1916 г., когда попечителю Казанского учебного округа был представлен проект № 10 о преобразовании Симбирской чувашской учительской школы в Симбирскую учительскую семинарию [3, 80]. В 1918 г. курсы прекратили существование. Все эти изменения в статусе учебного заведения могли быть достигнуты благодаря огромной воле просветителя, а также четко выработанным учебновоспитательным программам для обучения девочек.

В 1916 г. в женском училище окончили курс еще 28 девочек. Количество выпускниц со времени его открытия к 1916 г. достигло 471 человека. К концу 1916 г. в 1-м классе было 30 воспитанниц, во 2-м классе - 34, а всего - 64 человека. Из них русских - 14, чувашек - 50 [3, 56].

Рост числа учительниц и контингента учащихся-девочек в школах чувашского края явился следствием успешной деятельности Симбирской чувашской учительской школы. Если к 1869 г. на территории современной Чувашии функционировали 58 чувашских школ с 2080 чувашскими детьми, в их числе девочек было только 13,0 %, то в результате плодотворной и результативной деятельности в области женского образования просветителей И. Н. Ульянова, И. Я. Яковлева к 1911 г. в 718 городских и сельских школах обучалось 945 девочек, что составляло 24,6 % от общего числа учащихся [10, 29].

К концу 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе и на женских педагогических курсах при ней обучались 1233 человека. За все годы функционирования училища и педагогических курсов (1878-1918 гг.) профессиональную подготовку прошли 505 девочек [5, 106]. Не случайно первый нарком просвещения А. В. Луначарский назвал Симбирскую чувашскую школу «единственным источником возрождения чувашского народа» [4]. Почти во всех чувашских школах учительницами были бывшие ученицы Симбирской чувашской учительской школы. Это обстоятельство помогло школам приобрести доверие и хорошую славу среди нерусских школ Поволжья. В 1930 г. в Чувашском педагогическом институте 80,0 % преподавателей были выпускниками и выпускницами яковлевской школы.

Резюме. Исследование показывает, что разработанная и реализованная И. Я. Яковлевым в практической деятельности система просвещения чувашского народа оказала значительное влияние на развитие женского педагогического образования в чувашском крае, подняла уровень духовно-нравственного, культурного развития, материального благосостояния и статуса чувашских женщин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимов, В. Н. Деятельность Симбирского земства по народному образованию / В. Н. Акимов // Журнал Министерства народного образования. - СПб., 1908. - 135 с.

2. Антология педагогической мысли России в первой половине XIX века / сост. П. А. Лебедев. - М. : Педагогика, 1987. - 342 с.

3. Государственный исторический архив Чувашской Республики. - Ф. 501. - Оп. 1. - Д. 207.

4. Известия ВЦИК. - 1928. - 16 октября.

5. Краснов, Н. Г. И. Я. Яковлев и его потомки / Н. Г. Краснов. - Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 1998. - 106 с.

6. Материалы к истории Симбирской чувашской школы, мужского и женского при ней приходских двухклассных училищ с трехлетними педагогическими курсами. - Симбирск : Типо-литография губернского правления, 1915. - 32 с.

7. Народное образование в Казанской губернии. Попечители и учащиеся сельских школ. - Казань : Типография губернского правления, 1907. - 28 с.

8. Народные училища Казанской губернии. Материалы для истории народного образования. - Казань : Типография губернского правления, 1888. - 24 с.

9. Национальный архив Республики Татарстан. - Ф. 92. - Оп. 1. - Д. 1269.

10. Плечов, Г. Н. Концепция чувашского женского образования в социально-педагогической системе И. Я. Яковлева / Г. Н. Плечов // Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева. - 1998. - № 2 (3). - С. 28-46.

11. Симбирская чувашская учительская школа и женское при ней училище // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительственном Синоде: № 22 (еженедельное издание с прибавлениями). -1902. - 2 июня. - 894 с.

12. Харитонов, В. Т. Симбирская учительская школа - центр просвещения чувашского народа / В. Т. Харитонов. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1968. - 126 с.

13. Яковлев, И. Я. Моя жизнь. Воспоминания / И. Я. Яковлев. - М. : Республика, 1997. - 485 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.