И. Я. ЯКОВЛЕВ И И. Н. УЛЬЯНОВ - ОРГАНИЗАТОРЫ ЖЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ
I. Y. YAKOVLEV AND I. N. ULYANOV AS ORGANIZERS OF WOMEN'S PEDAGOGICAL EDUCATION IN SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL
А. Л. Ефимов Т. С. Сергеев
В статье раскрывается роль инспектора народных училищ Казанского учебного округа И. Я. Яковлева и инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова в организации и развитии Симбирской чувашской учительской школы и женского училища и женских педагогических курсов при ней во второй половине XIX - начале ХХ в., вклад выпускниц этого учебного заведения в развитие просвещения и культуры народов Поволжья.
Ключевые слова: школа, учитель, женское училище, педагогические курсы, чуваши, И. Я. Яковлев, И. Н. Ульянов.
A. L. Efimov, T. S. Sergeyev
The article examines the role of the Kazan educational district public school inspector I. Y. Yakovlev and the Simbirsk province public school inspector I. N. Uly-anov in organizing and developing Simbirsk Chuvash teacher training school, women's school and women's teacher training courses in the second part of the 19th -early 20th century, as well as the role of the graduates of these teacher training schools in developing education and culture of the Volga region peoples.
Keywords: school, teacher, womens school, pedagogical courses, Chuvash people, I. Y. Yakovlev, I. N. Ulyanov.
В современной обновляющейся России большое значение имеют обучение и воспитание всесторонне подготовленного специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночных отношений. В этом отношении для наших современников много поучительного в научно-педагогическом наследии педагогов-интернационалистов, просветителей народов Поволжья И. Н. Ульянова (1831-1886) и И. Я. Яковлева (1848-1930), которые, работая школьными инспекторами соответственно 16 и 28 лет, в условиях пореформенной крепостнической России боролись за равное обучение и воспитание детей независимо от пола, национальности, вероисповедания, социального положения, места проживания и т. д.
Жизненная судьба этих тружеников педагогической науки и практики была трудной и во многом схожей. Оба они - выходцы из низов, из простого трудового народа, с детства познавшие и испытавшие нужду и лишения и своим трудом пробивавшие себе путь в жизни. Оба будущих корифея педагогического труда выросли в неполных семьях: Илья Ульянов лишился отца в пятилетнем возрасте, Иван Яковлев вырос круглым сиротой. Достойные выпускники Казанского университета, оба продолжительное время работали инспекторами народных училищ в многонациональном Среднем Поволжье. Отцы многодетных семей, они общались не только на работе, но и дружили семьями. М. А. Ульянова и Е. А. Яковлева были настоящими семейными педагогами.
Педагог с 30-летним стажем, будучи инспектором (1869-1874) и директором народных училищ Симбирской губернии (1874-1886), И. Н. Ульянов добился открытия 250 школ (треть из них приходится на нерусские селения),
через открытую им в 1872 г. Порецкую учительскую семинарию - 125 учителей-«ульяновцев». При нем число учащихся удвоилось, а доля девочек в школах с 7% выросло до 15% [1, с. 293]. Например, в училищах Алатырского уезда в 1869 г. было 27 учащихся, в 1884 г. - 289, то есть их контингент за 15 лет вырос в 11 раз [2, с. 162].
И. Н. Ульянов немало потрудился над тем, чтобы вовлечь возможно больше мордовских, чувашских, татарских девочек в школу. Он писал: «Что касается девочек-чувашек, то они совсем не обрусели и совершенно не знают русского языка, почему я считаю полезным и необходимым открыть женские школы для обучения девочек-чувашек в селах Старых Алгашах и Средних Ти-мерсянах Симбирского уезда, введя вместе с грамотой и обучение рукоделию, необходимому в крестьянском быту» [3, с. 16-17]. В отчете за 1870 г. он писал: «В женских и смешанных школах Буинского и Симбирского уездов девочки приучаются к рукоделью: они вяжут чулки, вышивают полотенца и т. п., что вообще необходимо для домашнего (блага) - быта» [4, с. 76]. При этом И. Н. Ульянов настаивал, чтобы была возможность девочкам обучаться в двухклассных училищах до 15-летнего возраста, а не 12-летнего, как предусматривалось Инструкцией для двухклассных и одноклассных училищ от 4 июня 1875 г. В письме попечителю Казанского учебного округа от 14 августа 1877 г. он напоминал, что «сама жизнь вызывает учреждение женских городских училищ не ниже двухклассных и было бы желательно преобразовать некоторые из женских приходских школ в двухклассные, трех- и четырехклассные, смотря по обнаружившейся в них надобности» [5, с. 4].
ВОПРОСЫ
ИСТОРИИ
Благодаря стараниям И. Н. Ульянова в Симбирской губернии было открыто несколько чувашских и мордовских женских училищ.
Особое внимание уделил И. Н. Ульянов открытой чувашом-гимназистом И. Я. Яковлевым в 1868 г. Симбирской чувашской школе интернатного типа на четырех сельских подростков, содержавшейся за счет личных средств ее организатора. И. Я. Яковлев нашел активную поддержку со стороны передовых представителей интеллигенции, особенно Ильи Николаевича Ульянова (1831 — 1886), назначенного в сентябре 1869 г. инспектором народных училищ Симбирской губернии [6, с. 44]. Пока И. Я. Яковлев учился в Казанском университете (1870-1875), благодаря стараниям инспектора И. Н. Ульянова его школа была принята на государственное содержание, для нее подыскали учителя, владеющего чувашским языком. Когда Яковлев вернулся в Симбирск, в основанной им школе обучалось уже 52 ученика. Вся семья Ульяновых поддерживала детище И. Я. Яковлева и принимала в его судьбе деятельное участие [7, с. 143-149].
Задавшись целью придать чувашской школе характер учительской семинарии, уже с 1875 г. ставший инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, одновременно остававшийся руководителем Симбирской чувашской школы И. Я. Яковлев обращался с ходатайствами в различные инстанции. Однако Министерство на первое время ограничилось лишь разрешением строить при школе церкви. Только 4 апреля 1877 г. эта школа официально была преобразована в центральную чувашскую школу с разрешением готовить учителей для чувашских школ Казанского учебного округа «впредь до открытия в этом округе чувашской учительской школы» [8, с. 6]. Затем И. Я. Яковлев задался целью открыть женский класс (отделение) при этой школе. Однако царское правительство не спешило открывать женские учебные заведения. Убедившись в бесполезности ходатайств, И. Я. Яковлев решил открыть женское училище за свой счет. 29 сентября 1878 г. он писал попечителю Казанского учебного округа: «В текущем сентябре месяце в Симбирскую центральную чувашскую школу из Казанской и Симбирской губерний поступило 11 девочек из чуваш в возрасте от 7 до 14 лет, большею частью неграмотных и имеется в виду поступление нескольких девочек» [9, с. 207]. Девочки-чувашки изучали Закон Божий, чтение, письмо, русский язык, арифметику, церковное пение, рукоделие. Домоводство включало в себя приемы ведения домашнего хозяйства, уход за детьми, кройку и шитье. Обучение продолжалось 6 лет. Позднее, когда стали поступать в основном окончившие двухклассные училища, обучались в течение 5 лет, в том числе 2 года в педагогических классах.
С 1882 г., когда число учениц удвоилось, Министерство все же утвердило бюджет женского училища при Симбирской чувашской школе в размере 1975 руб. Это равнялось пятой части бюджета всей школы. Тогда в основных классах этой школы обучалось 80 человек (из них чувашей 73), в начальном училище - 19, в женском отделении - 21 человек [10, с. 4].
В 1884-1885 гг. И. Я. Яковлев построил новое здание в три этажа, в котором первый и второй этажи каменные, третий - деревянный. Третью часть верхнего этажа занимала квартира И. Я. Яковлева, а остальные две трети -женское отделение.
В 1890 г., когда было утверждено Положение о Чувашской учительской школе, означавшее преобразование ее в учительскую семинарию, женское отделение не вошло в структуру учебного заведения и должно было закрыться. Согласно Положению от 6 февраля 1890 г., женское училище могло существовать только на частные средства. Поэтому в 1890-1892 гг. учителя и воспитательница проводили занятия безвозмездно, за счет личных средств руководителя школы. События получили неожиданный поворот после посещения в июле 1891 г. Симбирской чувашской учительской школы и педагогических курсов обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. В следующем году он передал «яковлевской» школе 2000 руб. Кроме того, Православное миссионерское общество начиная с 1 июля 1892 г. ежегодно выделяло на женское училище 2700 руб. [11, с. 116-117].
В 1892/93 учебном году женское училище состояло из двух отделений, в которых обучалась 41 девочка. Все учащиеся пользовались бесплатно готовым помещением, столом, учебными принадлежностями, баней, чисткой белья, но носили свою одежду. Учеба и повседневный быт шли по установленному на многие годы распорядку. Воспитанницы жили дружно, скромно, строго выполняя христианские обряды.
Наряду с Казанской инородческой, Казанской татарской, Вольской, Порецкой учительскими семинариями, Казанской земской женской, Казанской татарской, Самарской земской женской учительскими школами, открытое И. Я. Яковлевым женское училище при Симбирской чувашской школе вносило заметный вклад в расширение контингента учителей. Если в 1868 г. было всего 15 учителей-чувашек, то через тридцать лет - 558 (в 40 раз больше!), в том числе 176 учительниц [12, с. 48, 343].
К сентябрю 1900 г. из окончивших женское училище Симбирской чувашской школы 48 учительниц работали училищах разного ведомства Симбирской (21 человек), Казанской (14), Уфимской (8), Самарской (4), Саратовской (1) губерний. Они успешно привлекали девочек для учебы в школе [13, с. 8 об.].
Не дожидаясь официального разрешения, И. Я. Яковлев осенью 1900 г. открыл при Симбирской чувашской учительской школе женские педагогические курсы на 20 человек на базе функционировавшего с 1891 г. женского училища, которое было узаконено в начале 1902 г. Бюджет курсов был утвержден в сумме 2240 руб. [12, с. 50 об.]. В дальнейшем число воспитанниц колебалось в пределах 25-28 человек.
1 октября 1907 г. женское училище при Симбирской чувашской школе было преобразовано в двухклассное приходское училище. На его содержание Министерство выделяло 3700 рублей, а Православное миссионерское общество - 3300 руб. в год [14, с. 10-11].
Женские педагогические курсы в Симбирске с 1 июля 1912 г. были преобразованы в трехгодичные с годовым бюджетом 6 тыс. руб. К 1 января 1914 г. на них обучались 73 слушательницы, в том числе 52 чувашки, 31 - русская [14, с. 79-80]. Теоретические и практические занятия занимали 30 часов в неделю. Кроме общеобразовательных предметов изучались: педагогика, дидактика, чистописание с методикой, гигиена, гимнастика. Каждая слушательница проводила в базовой начальной школе не менее 10 пробных уроков. Рукоделию и скрипичной игре обучались во внеклассное время.
Преподавательский и административный состав курсов, состоящий из 14 человек, был достаточно опытным. И. Я. Яковлев читал воспитанницам женского училища и слушательницам педагогических курсов педагогику, дидактику, логику, училищеведение. Его жена Е. А. Яковлева, заведовавшая женским училищем, вела гигиену, домоводство, русский язык, литературу и другие предметы, причем чаще всего бесплатно. Она проработала в Симбирской чувашской школе с 1878 по 1922 г. и оставила добрую о себе память. Воспитанницы хорошо отзывались о ней, называли ее «русской мамой» [15].
К началу 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе, в мужском и женском начальных училищах и на женских педагогических курсах насчитывалось 273 учащихся из чувашей, русских, мордвы. Их обучением и воспитанием занимались 35 человек. В библиотеках хранилось около 14 тыс. книг, в учебных кабинетах - более 2 тыс. учебных пособий. В распоряжении учебных заведений находилось более 300 гектаров земли, большая животноводческая ферма, пасека, сад, огород, питомник, учебно-производственные мастерские. Учительская школа и женские педагогические курсы выпускали специалистов широкого профиля, близко знавших крестьянский быт и имеющих навыки сельскохозяйственного и ремесленного труда. По данным на 1911 г., школ, обучавших садоводству, огородничеству и пчеловодству, в Казанской губернии было 59, Вятской - 46, Самарской -33, Саратовской - 32, Астраханской - 2, Симбирской -112 [16, с. 112-119].
По подсчетам Н. Г. Краснова, со времени основания к концу 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе и на женских педагогических курсах при ней обучались 1233 человека [15, с. 106]. На женщин приходится третья часть питомцев национальной учительской школы. Женское училище и педагогические курсы при Симбирской чувашской школе дали плеяду женщин-педагогов и обще-
ственных деятелей (М. Д. Трубина, А. Ф. Фаддеева, Е. Я. Орлова, Е. Д. Ванерке, О. В. Урукова, И. Д. Глухова, М. Н. Николаева, Ф. Д. Дмитриева (Ижедер), А. И. Овчинникова, А. И. Токсина и др.), которые внесли достойный вклад в просвещение и культуру родного народа, претворив в жизнь заветы выдающихся просветителей народов Поволжья И. Я. Яковлева и И. Н. Ульянова.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сергеев Т. С. Научно-педагогическое наследие И. Н. Ульянова и современность: Моногр. - М.: МГГУ, 2009. - 388 с.
2. Суперанский М. Ф. Начальная народная школа в Симбирской губернии. - Симбирск, 1906.
- 326 с.
3. Макаров М. П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш. - Чебоксары: Чувашгосиз-дат, 1958. - 159 с.
4. Ульянов И. Н. Избранное: статьи, документы, материалы / Сост. А. Л. Карамышев. - Саратов: Приволж. кн. изд-во (Ульяновское отделение), 1983. - 248 с.
5. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). - Ф. 99. - Оп. 1. - Д. 192.
6. Циркуляр по Казанскому учебному округу. -1876. - № 3.
7. Сергеев Т. С. Роль семьи Ульяновых в судьбе Симбирской чувашской учительской школы // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2008.
- № 1 (57).
8. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. 207. - Оп. 1. -Д. 6.
9. ГИА ЧР. - Ф. 501. - Оп. 1. - Д. 207.
10. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 38.
11. Яковлев И. Я. Становление системы образования чувашского народа / Сост. Л. П. Кураков, Н. Г. Краснов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 2004. - 453 с.
12. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 153.
13. Первая перепись населения 1897 года. - СПб., 1905.
14. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 286.
15. Краснов Н. Г. Иван Яковлев его потомки. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 352 с.
16. ГИА ЧР. - Ф. 506. - Оп. 1. - Д. 506.