Научная статья на тему 'Образовательная стратегия педагогической системы И. Я. Яковлева'

Образовательная стратегия педагогической системы И. Я. Яковлева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
256
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / РЕМЕСЛО / УЧИТЕЛЬ / ГИМНАЗИЯ / ТЕХНИКА / ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА / ЗЕМСТВО / СТАНКИ / МАСТЕРСКИЕ / БУКВАРЬ / ЯЗЫЧНИК / СЕЯЛКА / МОЛОТИЛКА / БОРОНЫ / ПЛУГИ / КУЗНИЦЫ / SCHOOL / TRADE / TEACHER / GYMNASIA / TECHNOLOGY / PEDAGOGIC / SYSTEM / MACHINE-TOOLS / WORKSHOPS / PRIMER / PAGAN / SEEDING-MACHINE / HARROW / PLOUGH / SMITHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснов Николай Герасимович, Краснов Николай Николаевич

Рассмотрены вопросы формирования, развития педагогической системы И.Я. Яковлева, функционировавшей более 50 лет (1924-1868). За этот период он вместе со своими единомышленниками организовал различные учебные заведения по подготовке национальных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL STRATEGY OF I.YA. YAKOVLEV PEDAGOGICAL SYSTEM

Formation, development of the pedagogical system of I.Yа. Yakovlev that functioned for more than 50 years (1924-1868) have been studied. During this period with his associated he organized different educational institutions for training national cadres.

Текст научной работы на тему «Образовательная стратегия педагогической системы И. Я. Яковлева»

ГОРБУНОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и информатики в технических системах, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

GORBUNOV VLADIMIR IVANOVICH - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Management and Informatics in Technical Systems Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 373(430.344)19/20

Н.Г. КРАСНОВ, Н.Н. КРАСНОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И .Я. ЯКОВЛЕВА

Ключевые слова: школа, ремесло, учитель, гимназия, техника, педагогика, система, земство, станки, мастерские, букварь, язычник, сеялка, молотилка, бороны, плуги, кузницы.

Рассмотрены вопросы формирования, развития педагогической системы И.Я. Яковлева, функционировавшей более 50 лет (1924-1868). За этот период он вместе со своими единомышленниками организовал различные учебные заведения по подготовке национальных кадров.

N.G. KRASNOV, N.N. KRASNOV EDUCATIONAL STRATEGY OF I.Ya. YAKOVLEV PEDAGOGICAL SYSTEM

Key words: school, trade, teacher, gymnasia, technology, pedagogic, system, machine-tools, workshops, primer, pagan, seeding-machine, harrow, plough, smithy.

Formation, development of the pedagogical system of I.Yа. Yakovlev that functioned for more than 50 years (1924-1868) have been studied. During this period with his associated he organized different educational institutions for training national cadres.

Начало широкому распространению ремесленно-технических знаний среди чувашского населения положила Симбирская чувашская учительская школа. Первые ее ученики, крестьянские дети, прибыли на учебу в лаптях. Правда, один из них, А. Рекеев, приближаясь к городу, обул сапоги, подаренные ему А.И. Баратынским, первым учителем И.Я. Яковлева. Все они первоначально учились в Симбирском уездном училище, которое готовило учителей. В начале 70-х гг. XIX в. инспектор народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов организовал для этих учеников обучение сапожному, а затем и переплетному ремеслам.

В 1871 г. Министерство народного просвещения приняло Симбирскую чувашскую учительскую школу на свой бюджет. И.Н. Ульянов позднее преобразовал ее в центральную чувашскую школу. К 1875 г. в чувашских селах было 8 школ: Аликовская, Бичуринская, Ходаровская и др. С этого времени Симбирская центральная чувашская школа стала первым профессиональным учебным заведением в истории чувашского народа по подготовке национальных кадров. В сентябре того же года она перешла во введенье инспектора чувашских школ Казанского учебного округа И.Я. Яковлева. В это время в ней обучались 52 мальчика. В школе были сапожная мастерская, 2 токарных станка для изготовления домашней мебели и различные инструменты [15. С. 52].

В 1879 г. Симбирскую чувашскую школу окончило 18 юношей. К этому времени для воспитанников была сшита 31 пара сапог, роздано 18 пар (пара стоила 3 руб.). Среди выпускников русских было 4 человека, татар - 1, остальные чуваши. Все они обязаны были распространять среди крестьян свой опыт по сапожному и столярному ремеслам путем организации учебных мастерских при школах. Первые такие мастерские возникли в двухклассных школах, а затем и в одноклассных.

13 декабря 1878 г. И.Я. Яковлев сообщал в Симбирскую губернскую земскую управу: «Более 20 мальчиков научились сами шить довольно чисто простые личные сапоги, башмаки и ботинки, точно так же до 15 воспитанников

усвоили переплетное мастерство» [15. С. 52]. В 1885 г. Чебоксарское уездное земство обратилось к И.Я. Яковлеву с просьбой помочь в организации обучения столярному и токарному ремеслам. И.Я. Яковлев ответил: «Найти сначала лицо, близко заинтересованное и вполне преданное идее улучшения быта чуваш путем ознакомления ремеслами» [3, 7, 10-13]. Просьбу земства И.Я. Яковлев выполнил. В мастерских учительской школы земские стипендиаты обучались разным ремеслам, в том числе и кузнечному делу. Как правило, кузнецов выпускали к началу сезона ковки лошадей. В июне 1889 г. в Чебоксарах была открыта кузнечная мастерская для местного населения, прообразом которой послужила мастерская Бичуринского училища, а для последней -мастерская Симбирской центральной чувашской школы.

Следует заметить, что Симбирская учительская школа к 1917 г. выпустила более 1000 народных учителей, но наиболее значительный вклад в распространение ремесленно-технических и естественнонаучных знаний внесли выпускники 1879 г.: П.М. Миронов, автор 12 учебников по математике, Н.М. Охотников, составивший серию учебных пособий по физике и математике, Г.А. Алексеев, организатор кошкинского кружка трудовой помощи населению в распространении передовых агрономических знаний, строительства первых детских яслей в Буинском уезде.

Деятельность школ и их учителей И.Я. Яковлев проверял два раза в год, осенью и весною. (По положению народных училищ 1874 г. инспектор обязан был проверять каждую школу не менее одного раза в год.) В ходе инспектирования встречался с местным населением, изучал их социальное и экономическое положение. В июле 1876 г. он сообщал о результатах первой поездки по Симбирской и Казанской губерниям попечителю учебного округа: «В самом деле, такое положение, как например, в местах со сплошным населением на расстоянии десятков верст не встречается ни кузнецов, ни слесарей, ни портных, ни плотников, никаких других ремесленников и кустарных промыслов, ни благоустроенных сельских хозяйств, поистине представляется печальным» [9. С. 467-468].

Социально-экономическое положение крестьян этих губерний, их образ жизни, отношение к религии, школе известны были И.Я. Яковлеву еще в годы учебы в зем-лемерно-таксаторских классах. Во время полевой практики ему часто приходилось жить среди чувашских язычников, отступников, чуждавшихся русской культуры. Поэтому он стремился к созданию научной системы образования чувашского народа на русско-православной основе, начало которой положил в годы студенчества. Обучаясь на первом курсе университета, он перевел на чувашский язык и издал на новом составленном им алфавите брошюру «Начальное учение православной христианской веры» (Казань, 1872). Им были переведены и изданы с помощью учеников Симбирской школы Евангелие от Матфея (Казань, 1873), Евангелие от Марка и Луки (Казань, 1874). В дальнейшем была организована комиссия при Симбирской чувашской учительской школе для перевода и издания всего Нового Завета (издано в 1911 г.). Перевод Старого Завета приостановился в связи с событиями 1917 г.

И.Я. Яковлев являлся ревностным последователем и распространителем православия среди своих сородичей, ставшего основой всей его системы образования. Просвещение он максимально приблизил к духовно-нравственным и социально-экономическим нуждам народа, чтобы свет науки и Евангелия был одинаково доступен всем, детям и взрослым, широко пропагандировал принцип самообразования народа.

Каждый образованный человек добытые им знания должен был передавать другим. Важность этого принципа он подчеркивал и в своем последнем обращении к сородичам - «Завещании родному чувашскому народу».

С целью распространения общего и профессионального образования среди взрослых 28 июня 1874 г. Министерство народного просвещения предложило

организовать «... или воскресные школы, или особые уроки» [1. С. 25]. Первый учитель Кошкинской школы Игнатий Иванов проводил для взрослых отдельные занятия для обучения чтению, письму на чувашском и русском языках. Еще до открытия этой школы он проходил педагогическую практику до весны 1871 г. в Казанской крещенотатарской школе, занимался переводами и готовился к сдаче экзаменов название учителя.

Один из родителей учеников Т. Томасов из села Сугут-Торбиково Ядринского уезда Казанской губернии в 1912 г. представил в переводческую комиссию при Казанском учебном округе рукопись «Букварь для домашнего обучения с начальными прописями». Комиссия переслала ее И.Я. Яковлеву для рецензирования. Он написал следующий отзыв: «Идея составить «прописи» заслуживает внимания, но, к сожалению, в прописях Томасова много существенных недостатков. Придерживаясь этих прописей при обучении письму, сначала нужно пройти все возможные элементы букв. Такой порядок распределения материала мне кажется неудобным, как с точки зрения практической, так и педагогической» [5].

Как видим, рукопись была составлена не педагогом. Однако сам факт составления «Букваря для домашнего обучения» - беспрецедентный случай в истории чувашского книгоиздания. Он подтверждает факт распространения среди чувашей идеи самообразования, что только своим трудом и умом народ может создать условия для образования (дальнейшая судьба рукописи Томасова неизвестна).

Опыт Симбирской школы И.Я. Яковлев распространял в сельских школах. В каждую поездку по чувашским деревням он удивлялся: «Почему чуваши пашут землю сохой, а не плугом, как русские, татары?» Причина заключалась в том, что тогда в чувашских деревнях почти не было кузниц, где сельские мастера могли бы изготовлять бороны, упрощенные плуги, различные телеги. Кузнецы нужны были не только для ковки лошадей, но и для борьбы с хищными зверями. В 1890 г. в Чебоксарском уезде хищниками были уничтожены 78 лошадей, крупный рогатый скот - 55, свиней, овец и коз - 177. Местные крестьяне в кузницах изготовляли разные капканы, самострелы, саморезы, колокольчики, с помощью которых они уничтожали хищников. Кроме того, кузницы служили местом подготовки технических специалистов-любителей по различным ремеслам. Некоторые выпускники Симбирской учительской школы, работая в сельских школах, становились мастерами по кузнечному делу или столярному ремеслу. «Можно указать случаи, - писал И.Я. Яковлев, - когда бывшие ученики школы, если им почему-либо не удавалось сделаться учителями, находили себе работу в качестве профессиональных столяров» [14. С. 363]. Они же могли работать и музыкантами. Так, в музыкальной команде войск Восточного фронта в 1919 г. находились 13 воспитанников той же школы. Все это естественно. В школе Ивана Яковлевича учащиеся занимались пением, музыкой, а девочки - рукоделием, домоводством, мальчики - различными ремеслами. Одаренные учащиеся занимались отдельно по избранной специальности. Следует отметить, что игра на скрипке и духовых инструментах не входила в учебную программу. Однако просветитель содержал специалистов-преподавателей по этим предметам на свои средства. Он готовил учителей широкого профиля. С 1893 г. здесь преподавались основы сельского хозяйства, а также применения техники для уборки урожая.

Обучение ремеслам было необязательным для всех, так как база и средства школы были ограниченны, а желавшие занимались в классное время по три часа. В отчете подчеркнуто: «Обучение ремеслам имеет целью содействовать распространению их среди чувашского населения, которые им, можно сказать, совершенно не известны». К сожалению, названные изделия распространялись плохо ввиду бедности крестьян и дороговизны самих изделий, хотя они продавались дешевле, чем у акционерных обществ. Так, представители акционерного общества ВДМ в Казани и Симбирске ручную молотилку продавали за 70 руб., а

в чувашской школе - за 20 руб. Некоторые детали машин производились в мастерских школы, тем не менее и упрощенные машины оставались недоступными для многих крестьян. Однако И.Я. Яковлев не переставал пропагандировать важность внедрения техники в крестьянском хозяйстве. Однолемешный плуг, купленный на свои деньги, он передал довольно богатому крестьянскому обществу для общего пользования. Однако оно вернуло его обратно, так как «крестьяне не могли управлять плугом, как бы их ни учили». Все это еще раз убедило И.Я. Яковлева в необходимости распространения среди крестьян ремесленнотехнических знаний. Поэтому подготовка учителей в школе необходимо было непрерывно совершенствовать с учетом социально-экономических условий жизни сельских жителей. В дальнейшем в мастерских школы под руководством опытных мастеров-педагогов производилась в основном мебель, в то же время будущие наставники молодежи продолжали обучаться различным ремеслам.

В 1899 г. Министерство народного просвещения создало особую комиссию для обсуждения вопроса о постановке ремесленного и технического обучения в начальных училищах. Она пришла к заключению, что в сельских училищах желательно введение, по мере возможности, занятий по ремесленно-техническому обучению со второго класса с учетом местных условий и потребностей сельского населения. Рекомендовано было ввести работы в мастерских преимущественно по дереву с использованием опыта Новобугской учительской семинарии Херсонской губернии и Петербургского учительского института, в которых готовили учителей для обучения учащихся изготовлению в школьных мастерских 35 наименований изделий в одноклассной школе, а в двухклассной - до 65, например, совка для муки, кочерги для золы, скамеечки для доения коров и пр. В целом система таких работ должна быть «выработана применительно к потребностям и понятиям сельских жителей». Таким образом, Министерство поддерживало расширение функций сельской школы. Она должна была обучать детей не только основам грамоты, но и ремесленно-техническим знаниям, а через них родители также могли приобщаться к таким знаниям. Для решения этой важной социально-экономической задачи необходимо было готовить учителей широкого профиля. Таких учителей Симбирская центральная чувашская учительская школа готовила еще в 1870-х гг.

Кружок трудовой помощи

В перспективе стояла задача по организации в крупных населённых пунктах с двухклассным или одноклассным училищем образовательно-хозяйственных учреждений для оказания многосторонней помощи местному населению путем распространения ремесленно-технических знаний в крестьянской среде. При поддержке попечительства о домах трудолюбия и работных домах (они возник-

ли еще при Екатерине II) И.Я. Яковлев организовал такое учреждение в с. Кош-ки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии. В организации этого учреждения принимало участие уездное земство. В этом селе было двухклассное училище, в котором учились дети чувашских, русских и мордовских крестьян, родители которых также участвовали в создании этого учреждения под названием «Кошкинский кружок трудовой помощи».

Благодаря хлопотам И.Я. Яковлева здесь были открыты ветеринарнофельдшерский пункт, почтовое отделение, а в период летних каникул и уборки урожая в пустующих учебных классах организовывали сезонные детские сады-ясли. Общественные детские сады-ясли впервые появились на родине И.Я. Яковлева в XIX в. под его руководством.

Летом 1901 г. изделия кружка получили медаль и 25 руб. на Киятской выставке, которая проводилась Буинским земством. В июле 1901 г. строительство здания было завершено. В нем были установлены 20 верстаков и различное оборудование. Здание было освящено, по этому случаю председатель правления В.Л. Персиянинов послал телеграмму императрице Александре Федоровне. На торжественном заседании по случаю открытия И.Я. Яковлев высказал желание открыть в Кошках сельскохозяйственную школу.

С осени кружок мобилизовал крестьян на борьбу с эрозией путем укрепления берегов и оврагов. С 1901/1902 учебного года правление решило ввести новое ремесло - плетение корзин. Желающих учиться было много, но помещения не позволяли всех принимать. Занятия продолжались в течение 11 ч: в первую смену занимались взрослые, а во второю - учащиеся двухклассного училища. За 1899/1900 учебный год они усвоили 22 номера столярной программы. Все обучались бесплатно. Рабочие обязаны были платить взносы. В 1900 г. было собрано 34 руб. Буинское земство выделяло на расширение строительства 300 руб. С 1901 г. кружковцы начали изучать черчение и рисование применительно к столярному и токарному ремеслам. В 1901 г. заведующий мастерской Г.А. Алексеев написал представителю попечительства официальное письмо с просьбой помочь организовать при кружке «приют для престарелых, которые свои земли передали бы кружку. Старики по возможности работали бы в саду, огороде, а зимою в мастерских». К сожалению, приют не был открыт.

Правление утвердило руководящие правила. § 1: «Цель - практическое обучение желающих соответствующему местным условиям ремеслу, а также его усовершенствование. Мастерская предназначается как для подростков, окончивших и не окончивших народную школу, так и для взрослых лиц, желающих обучаться означенному ремеслу или совершенствоваться в нем». На нужды этого кружка И.Я. Яковлев как учредитель потратил 1714 руб. 60 коп. в 1899 г.

В отчете кружка за 1912/1913 учебный год есть такие данные: число обучающихся учеников из разных селений 20. Кружок существует 14 лет. Кроме столярного и токарного обучались ремеслам плотничному, печному, лесопильному, конопаточному, корзиночному. Кружок оказывает помощь населению в развитии плодоводства, огородничества, скотоводства, птицеводства, пчеловодства, травосеяния, удобрения земли, в распространении сельскохозяйственной техники: плугов, жнеек, веялок, сеялок [4]. Проведено 6 лекций по ведению образцового хозяйства на примере хозяйств Чехии и Моравии для всего населения. Кружок имеет столяра-мастера, кассу трудовой помощи, библиотекаря, казначея, библиотеку, ясельные принадлежности. Старшие ученики изготовили улья Дадона, мебель для населения. Эти ученики как поощрение получают отдельную оплату. На летний период ученики распускаются по домам. Они обучаются производству, работают бесплатно, но как только приобретут необходимые навыки, им подлежит назначить плату сообразно производительности их труда и доходов предприятия. В отчете за 1912 г. особо отмечено, что кружок

имеет ясельные принадлежности. Очевидно, учителя двух кошкинских училищ, как и раньше, организовывали летом ясельные группы.

В ходе посещения Всероссийской промышленной выставки в 1896 г. И.Я. Яковлев ознакомился со строительством «огнеупорных» домов, привез литературу, чтобы «перенять этот опыт и распространить его, так как пожары часто уничтожают целые деревни, но почему-то распространение не получила чемурная постройка», вспоминал он позднее.

Очевидно, в эти годы Сорокин и Скалкин продолжали работать в русских школах, куда они были направлены по окончании Симбирской чувашской учительской школы. Позднее они могли работать в кружке трудовой помощи в селе Кошки. К сожалению, пока не выявлено отчетов о деятельности этого кружка за 1915-1916 гг. Начало Первой мировой войны затормозило развитие кружка и его подразделений. Он объединил вокруг себя все культурно-просветительные и хозяйственно-бытовые службы села. Кошкинский кружок способствовал благоустройству многих населенных пунктов Буинского уезда, распространению ремесленно-технических и сельскохозяйственных знаний, земледельческих машин, возникновению первых дошкольных воспитательно-образовательных учреждений в форме сезонных детских садов и яслей.

Результаты влияния деятельности кружка трудовой помощи характеризуют и такие данные: в 1910 г. в с. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии проживало: женщин - 601, мужчин - 662, из них: столяров -8, пильщиков - 5, бондарей - 2, шерсточесальщиков - 2, кузнецов - 1, слесарей - 2, портных - 1, сапожников - 112. Образование взрослого населения входило в педагогическую систему И.Я. Яковлева. Она была сложна и непрерывно совершенствовалась.

Литература

1. Анастасиев А. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц: в 2 ч. М., 1912. Ч. 1.

2. Воробьев К. Кустарно-ремесленные промыслы по данным подворной переписи 19101911 гг. в Симбирской губернии. Симбирск, 1916. С. 34, 90.

3. ГАУО. Ф. 190. Оп. 1. Д. 39. Л. 138.

4. Журналы и доклады Буинской земской управы. Очередной и чрезвычайной сессии 27 мая 1914 года. Симбирск, 1913. С. 74.

5. НА НИИ Ульянова-Яковлева при ЧГУ. Кар. Т. «Рецензии». Д. 7. Л. 31.

6. Начальное обучение. 1907. № 10. С. 407.

7. ОР РГБ. Ф. 361. Карт. 57. Л. 56.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1976. С. 317.

9. Труды историко-археографического института. Т. 16. Материалы по истории народов СССР. Вып. 6. Татарская АССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. С. 467-468.

10. ЦГА ЧР. Ф. 15. Оп. 1. Д. 948. Л. 52.

11. ЦГА ЧР. Ф. 207. Д. 26. Л. 18.

12. ЦГА ЧР. Ф. 207. Оп. 1. Д. 21. Л. 22.

13. ЦГА ЧР. Ф. 501. Оп. 1. Д. 481. Л. 232

14. Яковлев И.Я. С думой о народном просвещении. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998.

438 с.

15. Яковлев И.Я. Становление системы образования чувашского народа / сост.: Л.П. Кура-ков, Н.Г. Краснов, Г.Н. Плечов; гл. ред. Н.В. Федоров. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 454 с.

КРАСНОВ НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков № 1, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

KRASNOV NIKOLAY GERASIMOVICH - doctor of pedagogical sciences, professor of Foreign Languages Chair № 1, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

КРАСНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - преподаватель физики, средняя общеобразовательная школа № 59, Россия, Чебоксары ([email protected]).

KRASNOV NIKOLAY NIKOLAYEVICH - teacher of Physics, Secondary Comprehensive School № 59, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.