Научная статья на тему 'Социокультурная значимость ремесленного труда в школе И. Я. Яковлева'

Социокультурная значимость ремесленного труда в школе И. Я. Яковлева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМЕСЛЕННЫЙ ТРУД / ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА В СИМБИРСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснов Николай Николаевич

Социокультурная значимость ремесленного труда в школе И. Я. Яковлева исходит из его целевых установок: подготовка будущих учителей к активной культурно-просветительной деятельности в сельском социуме; вооружение будущего учителя ремесленными знаниями и умениями для применения их в педагогической деятельности; подъем технологической культуры и культуры производства среди сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная значимость ремесленного труда в школе И. Я. Яковлева»

УДК [371.035.3(470.344)(091)]

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕМЕСЛЕННОГО ТРУДА В ШКОЛЕ И. Я. ЯКОВЛЕВА

THE SOCIOCULTURAL SIGNIFICANCE OF THE CRAFT WORK IN I. Y. YAKOVLEV'S SCHOOL

Н. Н. Краснов N. N. Krasnov

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Социокультурная значимость ремесленного труда в школе И. Я. Яковлева исходит из его целевых установок: подготовка будущих учителей к активной культурнопросветительной деятельности в сельском социуме; вооружение будущего учителя ремесленными знаниями и умениями для применения их в педагогической деятельности; подъем технологической культуры и культуры производства среди сельского населения.

Abstract. The sociocultural significance of the craft work in I. Y. Yakovlev's school arises from its objectives: training of future teachers aimed at the cultural and educational activity in the rural society; supplying a future teacher with craft knowledge and skills to be used in teaching; the increase of the technological and production culture level of the rural population.

Ключевые слова: ремесленный труд, трудовая подготовка в Симбирской учительской школе, социокультурная значимость труда.

Keywords: craft, craft lessons in the teacher’s training school in Simbirsk, sociocultural significance of craft.

Актуальность исследуемой проблемы. Современная школа, находясь в процессе разработки инновационных подходов к организации трудового обучения, ориентируется на развитие у учащихся тех трудовых, технологических знаний и умений, которые найдут применение в жизни, помогут в выборе будущей профессии, подготовят к результативному общественно полезному труду.

В историко-педагогических исследованиях проблема трудового воспитания в учебных заведениях России XIX в. рассматривается в работах Л. Г. Толстого, И. Н. Ульянова, К. Д. Ушинского и др.; Поволжья - К. Ш. Ахиярова, Г. Н. Волкова, И. Я. Яковлева, А. В. Рекеева, И. И. Иванова.

В трудах Н. Г. Краснова раскрываются различные аспекты трудовой подготовки будущих учителей в Симбирской чувашской учительской школе: сельскохозяйственный, ремесленный, технический, художественный.

Однако анализ научной литературы по проблеме исследования свидетельствует об отсутствии работ, раскрывающих социокультурный контекст трудовой подготовки учащихся. Данное положение актуализирует проблему исследования, сконцентрированную

на анализе истории становления и развития ремесленного труда в истории образования в Чувашском крае, в частности, в Симбирской чувашской учительской школе для использования ее положительного опыта в образовательном процессе современной общеобразовательной школы.

Зародившиеся в Симбирской чувашской учительской школе традиции обязательного обучения будущих народных учителей необходимым в жизни и профессиональной деятельности ремеслам стали основой как ремесленно-технического обучения в училищах и школах, так и организации первых ремесленных мастерских в Чувашском крае.

Материал и методика исследований. В статье использованы архивные материалы, раскрывающие хронологию и содержание деятельности учебных и производственных мастерских Симбирской чувашской учительской школы (приказы, инструкции, предписания и др.), находящиеся в фондах Центрального государственного архива Чувашской Республики, в личном фонде профессора Н. Г. Краснова. Основным методом исследования стал метод получения ретроспективной информации (теоретический анализ и обобщение архивных материалов).

Результаты исследований и их обсуждение. При организации мастерских И. Я. Яковлев исходил из необходимости обучать учащихся ремеслам, востребованным в сельской жизни.

Для такой работы была принята специальная Программа по труду, предусматривающая 15 пунктов, обязательных для выполнения в учебном процессе, работе в мастерских. Из нее следует, что каждый воспитанник школы в первые четыре года обучения должен пройти курс ручного труда по дереву и металлу по Программе учительских семинарий и институтов. Как видим, задача ставилась на уровне профессионального образования с таким учетом, чтобы систематическое обучение приемам ремесла по обработке дерева и металла обеспечивало будущему учителю «приноровление к обиходу сельской крестьянской жизни» [2].

Важная роль на занятиях отводилась сведениям по технике обработки дерева и металла. Необходимыми при обработке дерева были такие умения, как поперечное и продольное пиление дерева, обстругивание брусков разного сечения; высверливание и долбление отверстий в дереве, разные виды соединения брусков, склеивание дерева с целью дальнейшего изготовления столов, стульев, табуреток, полок, шкафов, топорищ, валиков для белья, ящиков, и т. д.; в работе по металлу - вытачивание разных ручек и балясин; в слесарном деле - нарезывание болтов, гаек, сверление отверстий, склеивание железных частей, изготовление разных шарниров; в кузнечном деле - ковка железа требуемой формы (гвоздей с круглыми головками до разных болтов квадратных, шестигранных), изгиб железа под прямым, острым и тупым углами, сваривание железных частей; в работе по жести - изготовление ведер, рукавов для железных печей, ковшей, леек, коронок.

Следует отметить, что в учебном процессе учитывалось желание воспитанников заниматься сверх программы по труду «для прохождения положенного по программе и для дальнейших усовершенствований и на вакационное время» [2].

Процитируем те положения Программы, которые свидетельствуют о праве учеников на выбор вида ремесла: «Учащиеся, в зависимости от рода их подготовки и цели обучения, могут быть допущены на более сокращенный курс, а равно и к изучению лишь одного вида труда: по дереву или металлу... При классах ручного труда могут открываться с надлежащего разрешения и временные летние курсы как для практических заня-

тий, так и для сообщения необходимых теоретических сведений... Учащиеся, прошедшие полный курс обучения, а равно временно занимавшиеся на курсах, получают о том свидетельства с обозначением пройденного вида ручного труда и степени успехов» [2].

Интерес представляет положение о необходимости устраивать выставки изделий, инструментов, также показательных работ учащихся и мастеров-преподавателей. Здесь подчеркивается роль внешнего оценивания производственной деятельности учащихся в развитии у них мотивации к овладению ремеслами. В школе ремесленно-техническое обучение не ограничивалось работой в мастерских, И. Я. Яковлев требовал, чтобы «заведующий классами ручного труда обладал специальной подготовкой в объеме ремесленных или других промышленных учебных занятий или же по своей предшествовавшей практике мог не только руководить работами, но и преподавать графические искусства и технику ремесла» [2], что придавало обучению комплексный характер. При таком подходе происходило развитие как сугубо технических навыков, так и художественноэстетических качеств учащихся.

И. Я. Яковлев неоднократно ходатайствовал перед Министерством народного просвещения об открытии для инородцев ремесленных, технических училищ. Для того чтобы поставить на прочную основу обучение сапожному мастерству, были приобретены специальные столы и необходимые инструменты. Для нужд мастерских летом 1873 г. были приобретены учебные принадлежности на сумму 55 руб. Благодаря этому в новом учебном году началось практическое изучение учащимися сапожного дела, при этом учебно-практическим процессом руководил симбирский мастер А. Самойлов.

Также с 1873 г. началось обучение переплетному делу как учебному предмету. Эти навыки учащимися применялись при выпуске самодельных книг, журналов.

В Симбирской чувашской учительской школе были организованы учебнопроизводственные мастерские, где учащиеся приобретали умения работать на токарном, слесарном станках, выполняли столярные работы. И. Я. Яковлев готовил учащихся к тому, чтобы в случае неимения работы учителем или по другим причинам они могли работать по рабочим специальностям. По его словам, «если им почему-либо не удавалось сделаться учителями, находили себе работу в качестве профессиональных столяров» [3, 363].

При школе действовали несколько мастерских, в которых воспитанники изготовляли мебель, оконные рамы, классные доски, поступавшие в преобразуемые или вновь открываемые чувашские училища. Так, в 1891 г. в Аликовское училище поступило семь школьных столов; в Байглычевское, Среднеалгашинское, Большеаксинское училища -семь комплектов учебной мебели. Особой гордостью школы было изготовление в 1893 г. для Симбирской мужской школы тридцати дубовых полированных столов. Здесь была применена полировка, выполненная по системе Эрисмана. Это говорит о том, что в школе И. Я. Яковлева ремесленный труд развивался на основе использования мировых технических достижений.

Следует отметить, что для того, чтобы ремесленные изделия отвечали всем техническим требованиям, И. Я. Яковлев выписывал образцы земледельческих орудий (плуги) из Америки, Германии, Англии. Они так удачно переделывались применительно к сельскохозяйственным условиям Симбирской губернии, что быстро раскупались крестьянскими хозяйствами, при этом цена была умеренной.

Преподаватели столярного и слесарного дела Н. Н. Никоноров и А. С. Гаврилов, будучи искусными резчиками по дереву, с учениками изготовляли изделия, имеющие не только утилитарное, но и высокое художественное значение, в частности, иконостасы для церквей. В сугубо производственных целях выполнялись заказы системы железнодорожного транспорта (рамы для фонарей), а для населения - сундуки, различные орудия труда.

По мере накопления большого количества изделий ремесленного производства на территории школы И. Я. Яковлев размещал в губернских газетах объявления об их продаже. Так, к примеру, в 1882 г. было объявлено: «В Симбирской центральной школе, на берегу р. Свияги продаются за весьма умеренную цену изделия учебной ее мастерской: молотилки с конным приводом, сеялки, веялки-сортировки, деревянные и железные бороны-зигзаги и коленчатые с валиком и вальками, плуги двух- и трехлемешные, косули; там же по заказу вновь приготовляются различные земледельческие орудия машины и исправляются старые, а равно отливаются медные подшипники» [1]. Такая работа школьных мастерских всегда получала высокую оценку: в 1890 г. машины, орудия труда и различные изделия, выполненные учениками Симбирской школы, получили «почетный отзыв» на научно-промышленной выставке в Казани [2].

Такая работа по соединению обучения с производительным трудом позволила Симбирской школе стать передовой в Казанском учебном округе. Ярким подтверждением тому стала организация с помощью попечителя округа поездки учащихся и учителей на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в г. Нижний Новгород (1896 г.). Затем была организована поездка по городам Казани, Нижнему Новгороду, Костроме, Ярославлю, Рязани. Вместе с учащимися в поездке приняли участие лучшие учителя Аликовского, Тюрлеминского, Тораевского училищ.

Таким образом, подготовленные в Симбирской чувашской учительской школе учителя становились не только специалистами-профессионалами в своем учебном предмете, но и овладевали необходимыми ремесленно-техническими навыками, тем самым приобщали сельское население к передовым технологиям производства.

Применение в школе новых станков и приспособлений для изготовления изделий из дерева и металла внесло значительные изменения в культуру сельских жителей. В частных хозяйствах стали появляться сельскохозяйственные орудия нового поколения, усовершенствованные и приспособленные к применению в местных условиях. Все это способствовало повышению культуры производства на селе.

Резюме. Известно, что ценность труда определяется его целями, имеющими как личностную, так и общественно-полезную характеристику. В этом контексте деятельность Симбирской чувашской учительской школы под руководством И. Я. Яковлева по развитию ремесленного труда имеет большую социокультурную значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Симбирская земская газета. - 1882. - № 300.

2. Центральный государственный архив Чувашской Республики (ЦГА ЧР). - Ф. 207. - Оп. I. -Д. 138. - Л. 14.

3. Яковлев, И. Я. С думой о народном просвещении : из переписки. Ч. 2 / И. Я. Яковлев. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. - 438 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.