Научная статья на тему 'Физическое и трудовое воспитание учащихся в педагогической системе И. Н. Ульянова'

Физическое и трудовое воспитание учащихся в педагогической системе И. Н. Ульянова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ИНСПЕКТОР / INSPECTOR / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / РЕМЕСЛА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / CRAFT / LABOUR UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Т.С.

Раскрывается один из аспектов многосторонней деятельности инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова физическое и трудовое воспитание учащихся в инспектируемых им учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICАL AND LABOUR UPBRINGING OF PUPILS IN PEDAGOGICAL SYSTEM OF I.N. ULYANOV

One of the aspects of many sided teaching activity of the inspector and director of Simbirskaya province school I.N. Ulyanov is revealed pupils physical and labour upbringing at the inspected schools.

Текст научной работы на тему «Физическое и трудовое воспитание учащихся в педагогической системе И. Н. Ульянова»

УДК [37.037.1+37.035.3] (091):796.01

ФИЗИЧЕСКОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И.Н. УЛЬЯНОВА

Т.С. Сергеев - доктор исторических наук, профессор Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Чебоксары

PHYSICАL AND LABOUR UPBRINGING OF PUPILS IN PEDAGOGICAL

SYSTEM OF I.N. ULYANOV

T.S. Sergeev - Doctor of Historical Sciences, professor Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev

Cheboksary

e-mail: tikhon-sergeev@yandex. ru

Ключевые слова: школа, учитель, инспектор, физические упражнения, ремесла, трудовое воспитание.

Аннотация. Раскрывается один из аспектов многосторонней деятельности инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова - физическое и трудовое воспитание учащихся в инспектируемых им учебных заведениях.

Key words: school, teacher, inspector, physical training, craft, labour upbringing.

Abstract. One of the aspects of many sided teaching activity of the inspector and director of Simbirskaya province school I.N. Ulyanov is revealed - pupils physical and labour upbringing at the inspected schools.

Введение. Современная Россия, вступающая на путь обновления и правового государства, нуждается в воспитании всесторонне подготовленных специалистов, конкурентоспособных в условиях рыночных отношений. При этом большое значение приобретает привитие детям с малых лет физической культуры и навыков труда. В этом отношении можно найти немало поучительного в педагогическом наследии педагога-демократа и интернационалиста, просветителя народов Поволжья второй половины Х1Х века Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886 гг.).

Методы и организация исследования. Нами использованы опубликованные монографии, статьи, периодическая печать, годовые отчеты И.Н. Ульянова, документы из сборников документов. Выдвигаемые тезисы подтверждаются по возможности конкретными примерами.

Результаты и их обсуждение. Работая 14 лет учителем физики и математики в гимназиях Пензы и Нижнего Новгорода(1855-1869), 5 лет инспектором (1869-1874), около 11 лет директором народных училищ Симбирской губернии (1774-1886), И.Н. Ульянов оставил добрую память в сердцах учеников и сослуживцев добросовестным отношением к учительской и административной работе. Как инспектор и директор народных училищ за сравнительно короткий срок он добился открытия 250 школ (треть из которых приходится на «инородцев» - чувашей, татар, мордвы), 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском удельном училище 47 педагогов, через открытую им 1872 г. Порецкую учительскую семинарию - 125 учителей-«ульяновцев», добился удвоения числа учащихся и за-

метного улучшения методов и приемов преподавания отдельных школьных предметов [4, с. 293].

Последователь педагогической системы К.Д. Ушинского, И.Н. Ульянов выработал свою педагогическую концепцию, сформулировал главную цель своей просветительской деятельности, основной стержень которой составляло служение народу через школу, которая должна была воспитывать человека образованного и сильного духом, способного бороться с «невыгодными жизненными условиями» [8, с. 109]. Он считал, что все учебные занятия должны быть подчинены воспитательным задачам школы, претворению в жизнь принципа воспитывающего обучения, сознательности и прочности усвоения основ наук, связи теории с практикой [8, с. 136-137].

Педагогическая концепция И.Н. Ульянова сложилась в результате многолетней школьной практики, обобщения опыта сотен рядовых педагогов, систематического наблюдения и обобщения их результатов деятельности в многонационально крае. Немаловажное значение при этом имела опора на собственный опыт семейного воспитания.

И.Н. Ульянов уделял немалое внимание привитию учащимся элементов физической культуры и выработке у них правильных двигательных навыков. Хотя для занятий гимнастикой тогда не отводилось специальных часов, учащиеся под руководством учителя выполняли простые физические упражнения во время большой перемены или в ходе уроков. На съезде директоров и инспекторов народных училищ Симбирской губернии (25 июля - 2 августа 1880 г.) в числе 13 крупных вопросов повестки дня стоял вопрос «О гимнастике».

«Признавая занятия гимнастикой важным дисциплинарно-воспитательным средством, значительно ослабляющим неблагоприятное влияние на детей продолжительных школьных занятий и встречая притом со стороны многих лиц не вполне сочувственное отношение к этим занятиям, - записано в резолюции, - съезд постановляет настаивать на повсеместном введении их в программу школьного обучения в размере одних вольных движений, исполняемых детьми под руководством учителя, или в классной комнате, или (весной и осенью) на открытом воздухе, вблизи училища» [8, с. 176]. Для учителей рекомендовался курс гимнастики Шмидта, предусматривавший личный показ упражнений учителем. При этом преподаватели-священники и учителя с физическими недостатками, препятствующими свободному движению частей тела, освобождались от занятий гимнастикой [8, с. 177].

Важной составной частью учебно-воспитательного процесса являлось трудовое воспитание, особенно через обучение ремеслам, которое И.Н. Ульянов проводил с большим энтузиазмом. Это соответствовало жизненным потребностям населения Симбирского края с развитыми отхожими промыслами. Инспектор И.Н. Ульянов постоянно обращался в министерство народного просвещения и в земские органы с ходатайствами о введении ремесленного обучения в народных училищах. По его предложению вводилось обучение сапожному, портняжному, столярному, токарному, гончарному, переплетному ремеслам, а для девочек -рукоделию. В отчете за 1870 г. он с удовлетворением отмечал тесную связь этих занятий с повседневными делами крестьян (8, с. 76). Учащиеся занимались ремеслами во внеурочное время.

По инициативе И.Н. Ульянова в некоторых народных училищах открывались ремесленные классы, в уездных городах - ремесленные училища. В 1871 г. на средства графа В.В. Орлова-Давыдова было открыто Симбирское ремесленное училище, где велось обучение слесарному, кузнечному, столярному, чугунолитейному, токарному по металлу, токарному по дереву ремеслам. По рекомендации И.Н. Ульянова в программу обучения ввели здесь техническое черчение применительно к ремеслам, приучали к рисованию и черчению с натуры предметов, составленных из простых геометрических тел, знакомили с масштабом. Выпускники получали аттестат мастера или подмастерья, следовательно, официально приобретали трудовую квалификацию [2, с. 180]. Металлострогальная машина и универсальный сверлильный станок, изготовленные учащимися ремесленного училища, были удостоены диплома 2-го разряда на Нижегородской промышленно-художественной выставке 1882 г. [7, с. 113].

И.Н. Ульянов добился от губернского земского собрания выделения в 1873 г. для обучения ремеслам 2400 рублей, из расчета по 300 рублей каждому из восьми народных училищ, находившихся в разных уездах, причем выбранный вид ремесла должен был соответствовать «местным удобствам и надобностям» и согласован с местной уездной управой [6, с. 239]. К тому времени ремесленные классы имелись в 7 двухклассных училищах, 4 уездных и 4 городских училищах [2, с. 188]. Трудовое обучение было хорошо налажено в шестилетних ремесленных училищах в Симбирске, Буинске, Курмыше, Сызрани, в четырехлетних ремесленных школах в Курмыше, Сызрани, Буинске.

В 1873 г. в Симбирской чувашской школе, открытой гимназистом-чувашом И.Я. Яковлевым за год до прибытия И.Н. Ульянова в этот губернский город, было введено преподавание сапожного и переплетного дела, в 1878 г. - столярного и токарного по дереву, кузнечного и слесарного по металлу, в 1897 г. - резьбы по дереву, лозоплетения и т.д. Весной и летом будущие учителя трудились на сельскохозяйственной ферме, осваивая навыки сельскохозяйственного труда.

В середине 1880-х гг. при содействии И.Н. Ульянова была открыта Симбирская трехгодичная школа кройки и шитья для 80 учащихся. Обеспеченная лучшими учителями-практиками и необходимым оборудованием, эта школа, как и Симбирское ремесленное училище, славилась на выставках своими изделиями [4, с. 192].

Воспитанию трудовых навыков способствовали так называемые «пришкольные десятины». Согласно отчетам следовавшего за И.Н. Ульяновым директора народных училищ И.В. Ишерского, из 142 участков засаживались огородными овощами 112, преимущественно плодовыми и ягодными кустами - 69. При семи училищах имелись пасеки, в среднем по 15 ульев. Весной и летом под руководством учителя дети работали на пасеке. Но дети привлекались к опытничеству только в 77 училищах [1, с. 22-24, 120-121]. Занятия на пришкольном участке чаще всего имели прагматический характер - они частично удовлетворяли материальные потребности школы.

Воспитанники Порецкой учительской семинарии, педагогических курсов, делегаты учительских съездов (они созывались при И.Н. Ульянове 8 раз) всячески расширяли масштабы физического и трудового воспитания и обучения, распространяли среди населения агрокультурные знания: разводили сады и огороды, пасеки, выращивали семена огородных культур и распространяли их по окрестным селениям. Члены училищных советов Анненков, Воейков, Нагаткин, Назарьев, Языков, имевшие частные школы, прислушивались к пожеланиям И.Н. Ульянова. Так, В.Н. Назарьев устроил на своем хуторе временную мастерскую, где нанятый столяр по привезенным из Петербурга чертежам заготавливал учебные пособия [6, с. 88]. В 1891 г. при Порецкой учительской семинарии была открыта метеорологическая станция 2-го разряда. Бывший воспитанник Порецкой учительской семинарии М.Я. Громи-лов, преподававший в этом учебном заведении гимнастику, создал в 1912 г. первую в Ала-тырском уезде футбольную команду под названием «Спорт», через два года - Алатырское уездное спортивное общество «Стрела», которая на территории Чувашии была единственной спортивной организацией вплоть до создания отделов всевобуча в 1918 г. [3, с. 50]. Таких примеров благотворного влияния И.Н. Ульянова и выпускников, основанных им учебных заведений на физическую и трудовую подготовку будущих специалистов, в том числе и учителей, было немало.

Заключение. Хотя физическое и трудовое обучение при И.Н. Ульянове официально еще не вводилось и не имело широкого распространения (в ремесленных классах училось всего 130 человек; не было апробированной программы по физическому и трудовому воспитанию; отсутствовало соответствующее индустриальное окружение, которое могло стимулировать ремесленное обучение и т.д.), тем не менее, предпринимавшиеся И.Н. Ульяновым усилия дали соответствующие всходы. Они свидетельствовали о новаторском подходе педагога-демократа к этой сфере учебно-воспитательного процесса и не потеряли актуальности.

Литература

1. Ишерский, И. Народные училища Симбирской губернии в 1891 и 1892 гг. / И. Ишерский. - Симбирск, 1895. - С. 9.

2. Кондаков, А.И. Директор народных училищ / А.И. Кондаков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1964. -319 с., ил.

3. Сергеев, Т.С. Факел знаний : к 125-летию Порецкой учительской семинарии и 40-летию школы-интерната им. И. Н. Ульянова / Т.С. Сергеев, А.К. Краснов. - Екатеринбург; Чебоксары : УралНАУКА, 1998. -147 с.

4. Сергеев, Т.С. Научно-педагогическое наследие И.Н. Ульянова и современность / Т.С. Сергеев. - М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - 288 с.

5. Систематический сборник постановлений Симбирского губернского земского собрания. - Симбирск, 1901. - 555 с.

6. Суперанский, М.Ф. Начальная народная школа Симбирской губернии / М.Ф. Суперанский. - Симбирск, 1906. - 326 с.

7. Трофимов, Ж.А. И.Н. Ульянов и Московская политехническая выставка 1882 года / Ж.А. Трофимов // Вестник Ленинского мемориала. - Ульяновск, 2006. - Вып. 8. - С. 108-113.

8. Ульянов, И.Н. Избранное : статьи, документы, материалы / сост. А.Л. Карамышев. - Саратов : При-волж. кн. изд-во, 1983. - 248 с.

Literature

1. Isherskyi, I. National schools of Simbirskaya province in 1891 and 1892 / I. Isherskyi. - Simbirks, 1895. -

P. 9.

2. Kondakov, A.I. The Director of national schools / A. I. Kondakov. - 2nd edition - M. : Prosveschenije, 1964. - 319 p.

3. Sergeev, T.S. The torch of knowledge (To 125th anniversary of Poretskaya teachers seminary and to 40th anniversary of I.N. Yljanov's boarding school) / T.S. Sergeyev, A.K. Krasnov. - Ekaterinburg, Cheboksary : Ural-NAYKA, 1998. - 147 p.

4. Sergeev, T.S. Scientific and educational heritage of I.N. Ylyanov and modernity / T.S. Sergeev. - M. : MGGU named after M. A. Sholohov, 2009. - 288 p.

5. Systematic collection of the Simbirsk regional land assembly's regulations. - Simbirsk, 1901. - 555 p.

6. Superanskii, M.F. National elementary school of the Simbirsk province / M. F. Superanskii. - Simbirsk, 1906. - 326 p.

7. Trofimov, Zh.A. I.N. Ulyanov and Moscow polytechnic exhibition in 1882 / Zh.A. Trofimov // Vestnik of Lenin memorial. - Ulyanovsk, 2006. - № 8. - P. 108-113.

8. Ulyanov, I.N. Selected : articles, documents, materials / compiler A.L. Karamyshev. - Saratov : Privolzh. publishing house, 1983. - 248 p.

Статья поступила в редакцию 14.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.