УДК 37.015 (470.344) «18/19» Е 912
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУРСОВ ПРИ СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
ACTIVITY OF FEMALE PEDAGOGICAL COURSES AT SIMBIRSK CHUVASH TEACHERS' TRAINING SCHOOL AT THE CLOSE OF THE XIX BEGINNING OF THE ХХ CENTURIES
А. Л. Ефимов A. L. Efimov
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье исследуются вопросы организации женских педагогических курсов в стенах Симбирской чувашской учительской школы, показан вклад просветителя И. Я. Яковлева в организацию курсов подготовки учительниц в дореволюционной Чувашии.
Abstract. The issues of the organization of female pedagogical courses in Simbirsk Chuvash teachers' training school are investigated in the article, the contribution of educator I. Y. Yakovlev to the organization of the courses preparing female teachers in pre-revolutionary Chuvashia is shown.
Ключевые слова: педагогические курсы, женское образование, Симбирская чувашская учительская школа, инспектор чувашских школ И. Я. Яковлев, Казанский учебный округ, Министерство просвещения, Чувашия.
Keywords: pedagogical courses, female education, Simbirsk Chuvash teachers’ training school, the inspector of Chuvash schools I. Y. Yakovlev, Kazan educational district, the Ministry of national education, Chuvashia.
Актуальность исследуемой проблемы. На современном модернизационном этапе российского общества одной из актуальных является проблема формирования национальной системы образования. Обращение к истории организации дореволюционных женских педагогических курсов с целью извлечения полезного опыта прошлого представляется весьма актуальным как с теоретической, так и практической точки зрения.
Материал и методика исследований. В работе исследуются вопросы организации женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе с использованием специально-исторических методов исследования, с привлечением архивных источников и опубликованной литературы. Методологической основой данной статьи являются научные принципы историзма и объективности. Использованы подбор и анализ фактов и историко-хронологический метод их интерпретации.
Результаты исследований и их обсуждение. Отметим, что во второй половине XIX - начале XX в. профессиональных учителей готовили в ведомстве Министерства народного просвещения: в учительских семинариях, а также на педагогических курсах. Оп-
ределенная работа по курсовой подготовке и переподготовке учительниц в дореволюционный период проводилась и в чувашских школах. Целенаправленную работу в этом плане проводили видные деятели просвещения нерусских народов Поволжья и Приура-лья Н. И. Ильминский, И. Н. Ульянов, И. Я. Яковлев и другие.
Педагогические учительские курсы в системе образования чувашей в последней трети XIX в. признавались Министерством народного просвещения и Попечителем Казанского учебного округа «мерой полезной, а поэтому и необходимой, они всегда с готовностью брали под свое покровительство это дело, давая ему надлежащий ход своими распоряжениями и указаниями» [11, 195]. В исследуемый период квалификационный уровень учительских кадров в национальных районах России был крайне низким. Почти две трети учителей не имели педагогического образования [8, 112]. Такое плачевное состояние не могло не беспокоить общественность. Земства пытались организовать на свои средства педагогические курсы для подготовки учителей и повышения их образовательного уровня. Подобные же курсы учителей церковноприходских школ и школ грамоты открывало духовное ведомство.
Под руководством И. Н. Ульянова в 1869 г. в Симбирской губернии были организованы первые учительские курсы. На них прошли двухгодичную подготовку 60 стипендиатов земств. Педагогические курсы, как правило, действовали в течение 1-3 лет. На них зачислялись окончившие городские трех- или четырехклассные и сельские двухклассные училища. При зачислении на курсы поступающие проходили конкурс по оценкам в аттестате. Однако педагогические курсы как организации временного характера были недостаточно обеспечены средствами и педагогическими кадрами, не всегда отвечали своим целям [8, 113] .
В Казанской губернии первые временные педагогические курсы для учителей и учительниц чувашских школ были открыты в г. Цивильске с 15 по 31 августа 1882 г. Инициатива их устройства принадлежала Цивильскому уездному земству. С 20 июня по 5 июля того же года подобные курсы для учителей и учительниц Чебоксарского уезда были проведены в с. Бичурино при Бичуринском двухклассном училище [11, 195]. С 1 по 10 августа 1883 г. были открыты временные педагогические курсы для учителей и учительниц Ядринского уезда при Аликовском двухклассном училище. В числе 25 вопросов на курсах предметом обсуждения был вопрос о «причинах малочисленности девочек и средствах для их привлечения в школу» [7].
С 1 августа по 15 сентября 1884 г. при Симбирской центральной чувашской школе были открыты временные педагогические курсы. Необходимость курсов мотивировалась тем, что воспитанники Симбирской чувашской школы по окончании в ней курса, будучи определены учителями в глухие чувашские селения, отдаленные от городов, имели мало возможности сталкиваться с русскими образованными людьми. Поэтому уровень их развития и знания русского языка со временем снижался; ввиду чего являлось крайне желательным проводить периодически педагогические курсы, собирая в Симбирскую чувашскую школу учителей из числа ее воспитанников для теоретических и практических занятий.
С 20 июля по 20 августа 1891 г. при Симбирской чувашской учительской школе были открыты временные педагогические курсы для учителей чувашских училищ Ядрин-ского уезда [1, 4]. Эти курсы, проводимые инспектором чувашских школ Казанского
учебного округа Иваном Яковлевичем Яковлевым, были полезными для совершенствования методики проведения учебной и воспитательной работы с учащимися. При проведении образцово-показательных занятий на курсах принимали участие преподаватели мужского и женского училищ Симбирской чувашской учительской школы.
Отметим, что женское училище в Симбирске 1 июля 1890 г. было переименовано в женское чувашское училище при школе. С 1876 г. по 1892 г. включительно в ней обучались и окончили курс 110 девочек. В 1892/93 учебном году женское училище состояло из 2 отделений, в которых обучалось 50 человек: 41 девочка и 9 мальчиков [10, 23].
Не дожидаясь официального разрешения, осенью 1900 г. на базе функционировавшего с 1891 г. женского училища И. Я. Яковлев открыл при Симбирской чувашской учительской школе женские педагогические курсы на 20 человек, которые были узаконены в начале 1902 г. Бюджет курсов был утвержден в сумме 2240 руб. [2]. В дальнейшем число воспитанниц колебалось в пределах 25-28 человек [4]. Первоначально на курсах обучались лишь год, с 1905 г. обучение длилось уже два года. По этой причине на курсы принимали раз в два года. 1 октября 1907 г. женское училище претерпело очередное преобразование и получило статус женского двухклассного приходского училища. На его содержание министерство выделяло 3700 руб., а Православное миссионерское общество -3300 руб. в год [5]. К 1908 г. оно имело собственный дом с усадьбой.
1 июля 1912 г. женские педагогические курсы в Симбирске были преобразованы в трехгодичные с годовым бюджетом 6 тыс. руб. [5]. Выпускницы курсов получали специальность «учительница начального училища». К 1 января 1914 г. на них обучались 73 слушательницы, в том числе 52 чувашки, 21 русская [5]. Теоретические и практические занятия включали 30 часов в неделю. Кроме общеобразовательных предметов, изучались педагогика, дидактика, чистописание с методикой, гигиена, гимнастика. Каждая курсистка проводила в базовой начальной школе не менее 10 зачетных уроков. Рукоделию и скрипичной игре обучались во внеклассное время [5].
Самое последнее преобразование произошло 7 января 1916 г., когда попечителю Казанского учебного округа был представлен проект № 10 о преобразовании Симбирской чувашской учительской школы в Симбирскую учительскую семинарию [3]. В 1916 г. в женском училище окончило курс 28 девочек, а общее количество всех девочек, окончивших курс в этом училище со времени его открытия, к 1916 г. достигло 471. К концу 1916 г. всех воспитанниц состояло: в 1 классе - 30, во 2 классе - 34, а всего - 64 человека. Из них русских - 14, чувашек - 50 [6]. В отчете «О состоянии работы школы и находящихся при ней мужского и женского училищ и женских педагогических курсов за 1916 г.», найденном нами в ГИА ЧР, сказано: «Женское училище еще до передачи, но после возбуждения вопроса об этом с 1 октября 1907 г. было преобразовано в двухклассное приходское училище МНП по уставу 1828 г., и с этого времени на его содержание от Министерства выделялось по 3700 руб. в год. По условиям передачи Православное Миссионерское Общество обязалось отпускать на содержание училища по 3300 руб. в год, из которых 600 руб. по-прежнему должны быть выдаваемы законоучителю и настоятелю при школе домовой церкви. По разъяснению Департамента Народного Просвещения от 23 августа 1912 г. обязательство Православного Миссионерского Общества вошло в силу со времени составления дарственного акта о передаче Женского училища в ведение Министерства Народного Просвещения, т. е. с 6 октября 1908 г.» [6].
С учебно-воспитательной стороны женское училище и организованные при нем педагогические курсы во многом обязаны жене Ивана Яковлевича Е. А. Яковлевой. Начиная с 29 сентября 1878 г. она была настоятельницей этого училища [6]. За все время 37-летнего существования женского училища она принимала самое деятельное участие в обучении, а в особенности в воспитании учениц, занимаясь с ними лично и руководя персоналом училища.
Следует обратить внимание на то, что до открытия при школе женских педагогических курсов воспитанницы женского училища подвергались специальным испытаниям на звание инородческой учительницы при Казанской учительской семинарии или при Управлении Казанским учебным округом, или при Симбирской гимназии. Рост числа учительниц в ходе их подготовки в Симбирской чувашской учительской школе имел своим следствием значительное увеличение числа женских школ и контингента учащихся-девочек в Чувашском крае. В результате плодотворной и результативной деятельности просветителей И. Н. Ульянова, И. Я Яковлева, стоявших у истоков женского образования в Чувашии, к 1911 г. в 718 городских и сельских школах обучалось 945 девочек, что составляло 24,6 % от общего числа учащихся.
В 1918 г. педагогические курсы прекратили свое существование. По подсчетам Н. Г. Краснова, со времени основания и до конца 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе и на женских педагогических курсах при ней обучались 1233 человека [9, 106]. За все годы функционирования женское училище и педагогические курсы (18781918 гг.) окончили 505 девочек. Десять воспитанниц Симбирской чувашской школы еще до революции сумели получить высшее образование: В. П. Назарова, А. И. Сергеева окончили высшие женские педагогические курсы в Петербурге; А. И. Ларионова - высшие женские педагогические курсы в Казани; М. В. Свешникова - женские медицинские курсы в Петербурге и другие.
Резюме. Исследование показывает, что женское училище и педагогические курсы при Симбирской чувашской учительской школе, руководимые чувашским просветителем И. Я. Яковлевым, дали плеяду женщин-педагогов и общественных деятелей Чувашии, которые внесли достойный вклад в подготовку учительниц и в развитие просвещения и культуры чувашского народа.
ЛИТЕРАТУРА
8. Временные педагогические курсы, устроенные при Симбирской чувашской учительской школе в 1891 году для учителей чувашских начальных училищ (С кратким очерком таких же курсов 1884 года). -Симбирск : Типография И. С. Хапкова, 1899. - 34 с.
9. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. 207. - Оп. 1. -Д. 286. - Л. 50.
10. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 1154. - Л. 2.
11. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 506. - Л. 14.
12. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 974. - Л. 10.
13. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 3. - Д. 4. - Л. 56.
14. ГИА ЧР. - Ф. 501. - Оп. 1. - Д. 38. - Л. 1.
15. Ефимов, Л. А. Школы Чувашского края в Х1Х-ХХ вв. / Л. А. Ефимов. - М. : РИЦ «Альфа», 2003. - 536 с.
16. Краснов, Н. Г. И. Я. Яковлев и его потомки / Н. Г. Краснов. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 246 с.
17. Православный собеседник. - 1893. - № 11.
18. Яковлев, И. Я. Становление системы образования чувашского народа / И. Я. Яковлев. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. - 454 с.