Научная статья на тему 'Формирование технологической культуры учащихся в контексте этноэстетической дидактики'

Формирование технологической культуры учащихся в контексте этноэстетической дидактики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Геннадий Андреевич

В статье рассматривается процесс формирования технологической культуры учащихся. Отмечены основные положения этноэстетической дидактики и дидактики технологического образования, систематизированы подходы к данному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Геннадий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование технологической культуры учащихся в контексте этноэстетической дидактики»

УДК [37.016:37.017.925]:7

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ TECHNOLOGICAL CULTURE IN THE CONTEXT OF ETHNOAESTHETIC DIDACTICS

Г. А. Никитин

G. A. Nikitin

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования технологической культуры учащихся. Отмечены основные положения этноэстетической дидактики и дидактики технологического образования, систематизированы подходы к данному процессу.

Abstract. The article deals with the process of developing technological culture of students. The basic statements of ethnoaesthetic didactics and didactics of technological education are indicated, the approaches to this process are systemized.

Ключевые слова: этноэстетическая дидактика, формирование технологической культуры.

Keywords: ethnoaesthetic didactics, development of technological culture.

Актуальность исследуемой проблемы. В рамках нашего исследования внимание уделяется совершенствованию содержания технологического образования, качество которого, по нашему мнению, во многом зависит от эстетических факторов местных культур. Приоритетным, как и в прошлые века, выступает вечный вопрос - как подготовить детей к трудовой жизни, особенно сегодня, в условиях острой нехватки в стране технических специалистов, с одной стороны, а с другой - отсутствия ориентира к ценностям труда, который в виде элемента этноэстетики сопровождает каждого человека в течение жизни.

Очевидной становится значимость инновационного подхода к внедрению в учебные дисциплины социальных практик подготовки к жизни, используемых в процессе формирования технологической культуры как школьников, студентов, так и учителей технологии, повышающих профессиональную квалификацию. В этом процессе важными факторами выступают выявление важных категорий этноэстетической дидактики и интегрирование их в дидактику технологического образования [4].

Материал и методика исследований. В ходе исследования осуществлен теоретический и практический анализ культурологической, социологической, технологической, психолого-педагогической литературы.

В определении уровня сформированности технологической культуры учащихся использовались методы анкетирования, тестирования, анализа, экспертизы, мониторинга качества учебно-творческих работ. Проводились лекции, практические занятия, встречи с мастерами народных ремесел, художниками-профессионалами, выездные курсы «Учителя - мастера народных промыслов», обсуждались материалы на круглых столах, разрабатывались планы-конспекты уроков технологии, кружковых занятий, учебно-творческие работы учащихся, новые методики, педагогические технологии и т. д.

Результаты исследований и их обсуждение. Одной из сторон общей культуры является технологическая культура. Чтобы определить ее сущность, нужно выяснить содержание понятия «технология».

Технологию (древнегр. techne - искусство, мастерство, умение и logos - учение, наука), с одной стороны, можно рассматривать как науку, а с другой - как практическую деятельность человека. Во-первых, это наука о преобразовании материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, т. е. наука о способах преобразовательной деятельности человека. Во-вторых, это интегрированная область знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека. Она синтезирует знания физики, химии, биологии и других наук и показывает их практическое применение. В-третьих, это наука о способах производства в конкретных сферах и видах человеческой деятельности [8].

На эмпирическом (практическом) уровне технология рассматривается как определенная последовательность производственных операций и действий, обеспечивающих изготовление конкретных товаров и услуг: космического корабля, платья, стола, салата и т. д. В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном и личностном планах. В социальном плане - это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном производстве и духовной жизни, в личностном - это уровень овладения человеком современными способами познания и совершенствования себя и окружающего мира в лучших традициях этноэстетики.

Итак, под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность людей в материальной и духовной сферах производства, когда главным критерием оценки и применения новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека, природы и технологической среды.

Технологическая культура определяется как преобразующая творческая природосообразная деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоциональнонравственное отношение к данному виду деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия. Это сформированная на категориях этноэстетиче-ской дидактики культура труда, эстетика человеческих отношений, культура дома, дизайна, графическая, информационная, предпринимательская, экологическая, потребительская, проектная культура.

Технологическая культура тесно взаимосвязана с технологическим образованием.

В отечественной педагогической науке в настоящее время существует несколько подходов к определению сущности технологического образования (П. Р. Атутов,

iGi

В. М. Казакевич, В. П. Овечкин, Г. В. Пичугина, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев,

Н. Н. Шамрай), которое рассматривается как прогрессивная линия развития общества, производства и человека; как процесс развития творческих способностей личности, технологической культуры и технологической компетентности учащегося через реализацию собственных умений и навыков; как способность приобретать и систематизировать знания; как результат - адаптация личности к социальным и технологическим изменениям и умение решать различного рода технологические задачи (стандартные и творческие). Технологическое образование учитывает особенности технологического профиля класса, школы, специализации профессиональной подготовки, компетентность учителей технологии.

Основными категориями этноэстетической дидактики, включенными в дидактику технологического образования, являются: преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки (духовные, трудовые, технологические, хозяйственные, поведенческие и др.), а также цель (формирование умения ориентироваться в меняющемся мире, способность к эффективной самореализации, получение профессионального технологического образования), содержание, организация, виды (традиционные виды труда: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство, пчеловодство и др.), принципы (при-родосообразность, культуросообразность, ценностная направленность, самостоятельность и др.), формы (помочи, календарно-обрядовые праздники), методы (анализ творческих работ, мозговая атака, алгоритмический метод, обращение к детям как к взрослым, авансирование, доверие, восхищение, твердое или ласковое слово, намек или усмешка), средства моральной и психологической подготовки к труду (национальное искусство, игры, быт, традиции, обычаи и др.), естественные факторы (природа, идеал, условия), результаты обучения (мировоззрение, полученные знания, умения, навыки) [7].

Дидактика технологического образования предусматривает:

- «постановку научных задач, решение которых позволит выявить природу и характер взаимосвязи принципов, методов, средств дидактики технологического образования и этноэстетической дидактики;

- организацию и раскрытие методов исследования теоретических и практических задач в рамках поставленных проблем» [1, 14].

Действенными выступают педагогические компоненты этноэстетики, отраженные в архаичных технологиях народных ремесел и художественных промыслов, в памятниках материальной и духовной культуры. Заметим, включение чувственных элементов народных сказаний, смысловой трактовки декоративных украшений в изучение учащимися технологий не становится самоцелью, а выступает условием организации эстетики труда на различных видах занятий. В них упор делается на овладение технологическими знаниями, умениями и навыками обработки конструкционных материалов, ткани, пищевых продуктов, строительных, ремонтно-отделочных работ. Например, ученикам школ эти знания пригодятся в выборе профессии, студентам - в профессиональной подготовке, учителям - в совершенствовании методик, проектировании педагогических технологий обучения.

Эффективность формирования технологической культуры учащихся в контексте этноэстетической дидактики усиливается использованием взаимодополняющих компе-тентностного, системного, синергетического и информационного подходов [3, 22].

Компетентностный подход (В. А. Болотов, Г. Н. Волков, А. Е. Земляков, Л. В. Кузнецова, Р. П. Мильруд, Т. Н. Петрова, Г. К. Селевко, М. Г. Харитонов, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской [6]) является подходом, методологически обеспечивающим результаты технологического образования, а технологическая компетентность рассматривается как база, способствующая упрочению духовности, становлению творчества в техносфере, как условие, критерий и результат актуализации творческих возможностей личности. Технологическая компетентность - это основа для решения стандартных и творческих задач. Например, для нас приемлемы «компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, как субъекту деятельности, общения; компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; компетенции, относящиеся к деятельности человека» [2, 34-42].

В целом компетентностный подход ориентирует педагогов на проектирование методик обучения технологии на основе этноэстетической дидактики; они позволяют школьникам формировать трудолюбие, развивать творческие способности, студентам начального и высшего профессионального образования - утвердиться в готовности включиться в этносоциальную среду по специализации, слушателям курсов по повышению квалификации - осуществить педагогическую творческую самореализацию.

Системный подход к искомой проблеме обусловливает необходимость формирования технологической, этноэстетической картины мира у учащихся - системы накопленных обществом научно-технических знаний, педагогического опыта в рамках унаследованных этнокультурных закономерностей подготовки подрастающего поколения к трудовой жизни, что в свою очередь предусматривает хронологическое отслеживание влияния этноэстетических традиций на освоение учащимися архаичных технологий рукоделий, ремесел, художественных промыслов, техники и современного дизайна. При этом особое внимание обращается не только на ознакомление с эффективными технологиями и освоение их в практической деятельности, но и на показ возможностей интеграции технологий преобразовательной деятельности в этносоциальную среду [5, 43].

Социальное ориентирование содержания технологической культуры в структуре единой научной картины мира предполагает аккумулирование технологических знаний со знаниями других компонентов наук, такими как социокультурный, психологопедагогический и этноэстетический. Системный подход дает предпосылку развития целостного представления о ценностях трудовой жизни в окружающем социуме, без которого не будут достаточно эффективными профессиональная самореализация, творческое саморазвитие, самосовершенствование личностных нравственно-эстетических и технологических качеств.

Применение синергетического подхода позволило выделить вариативные ресурсы формирования творческих возможностей учащегося в процессе технологического образования, приводящие к качественным изменениям. Это этноэстетические ресурсы педагогического процесса, творческой среды, субъекта, обеспечивающие его переход к творческому саморазвитию, эффективность творческой деятельности. Синергетический подход рассматривается как практикоориентированный метод научного познания технологической картины мира посредством духовно-нравственных факторов местной педагогической культуры, позволяет критически подходить к последним достижениям педагогической науки в проектировании новых моделей формирования технологической культуры.

iG3

Ценность информационного подхода заключается в умениях искать, получать, перерабатывать, материализовать необходимую информацию как этноэстетического, так и технологического содержания в конечный продукт. Например, в проектировании методик обучения учащихся технологиям народных рукоделий, ремесел данный подход позволяет выявить и анализировать, наглядно и доступно представить эстетические образы изделий, их конструкции. Учебное содержание направляется на активизацию этноэстетического сознания учащихся, к идеалу красоты, а художественный образ - на эстетическое восприятие, осмысление выбранной информации на подсознательном уровне. Средствами данного подхода являются следующие: аудио-визуальные, мультимедийные, наглядной агитации, предметы материальной и духовной культуры, учебные и творческие работы учащихся и т. д.

Значимость использования элементов этноэстетики в процессе формирования технологической культуры связана с потребностью:

- определения этноэстетических идеалов и национальных интересов в проектировании модели человека XXI века [6];

- приведения в соответствие механизма подготовки учащихся к трудовой жизни на основе этнокультурных ценностей и технологических достижений современного общества;

- разработки средств, форм и методов использования исторических, этнографических, искусствоведческих, технологических, педагогических и других областей знаний как базы социальной адаптации учащихся;

- признания учащегося в качестве субъекта, объекта формирования технологической культуры [7, 34].

Резюме. Интегрирование категорий этноэстетической дидактики и дидактики технологического образования позволяет активизировать механизмы эстетического воздействия на развитие духовных, профессиональных качеств в целостном процессе формирования технологической культуры как школьников, студентов, так и учителей технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дидактика технологического образования : книга для учителя : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. П. Р. Атутова. -М. : ИОСО РАО, 1997. - 230 с.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

3. Колин, К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение / К. Колин // Вестник высшей школы (Alma mater). - 2000. - № 2. - С. 22.

4. Никитин, Г. А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики / Г. А. Никитин. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 92 с.

5. Никитин, Г. А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей / Г. А. Никитин. - Чебоксары : Отд-ние оператив. печати Чуваш. Госкомстата ЧР, 2000. - 118 с.

6. Петрова, Т. Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика / Т. Н. Петрова. -М. : Прометей, 2000. - 201 с.

7. Симоненко, В. Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Н. В. Матяш ; под общ. ред. В. Д. Симоненко. - Брянск : БГПУ, 1999. - 230 с.

8. Универсальный словарь иностранных слов русского языка / под ред. Т. Волкова. - М. : Вече, 2000. - 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.