Научная статья на тему 'Этноэстетический подход к формированию технологической культуры в систематике современного школьного образования'

Этноэстетический подход к формированию технологической культуры в систематике современного школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА / АРХАИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / TECHNOLOGICAL CULTURE FORMING / ETHNO-AESTHETIC DIDACTICS / ARCHAIC TECHNOLOGIES / ETHNIC IDENTITY / PEDAGOGICAL PROJECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Геннадий Андреевич

Статья посвящена значимости основ этноэстетики в поиске парадигм формирования технологической культуры учащихся и его особенностям в систематике современного школьного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Геннадий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-Aesthetic Approach to Technological Culture Forming in the Systematization of Modern School Education

The article is dedicated to the significance of the fundamentals of ethno-aesthetics in the search of paradigms for schoolchildren's technological culture forming and its peculiarities in the systematization of modern school education

Текст научной работы на тему «Этноэстетический подход к формированию технологической культуры в систематике современного школьного образования»

УДК [373. 5. 016 : 67] +373. 5. 017. 925 + 373. 5. 036

ББК 74. 268. 5

Никитин Г еннадий Андреевич

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра методики преподавания технологии и предпринимательства Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева г. Чебоксары Nikitin Gennady Andreevich Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Technology and Enterprising Teaching Methods Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev

Cheboksary

Этноэстетический подход к формированию технологической культуры в систематике современного школьного образования

Ethno-Aesthetic Approach to Technological Culture Forming in the Systematization of Modern School Education

Статья посвящена значимости основ этноэстетики в поиске парадигм формирования технологической культуры учащихся и его особенностям в систематике современного школьного образования.

The article is dedicated to the significance of the fundamentals of ethno-aesthetics in the search of paradigms for schoolchildren’s technological culture forming and its peculiarities in the systematization of modern school education.

Ключевые слова: формирование технологической культуры,

этноэстетическая дидактика, архаичные технологии, этническая идентичность, педагогическое проектирование.

Key words: technological culture forming, ethno-aesthetic didactics, archaic technologies, ethnic identity, pedagogical projecting.

Закон «Об образовании» Российской Федерации наметил важный поворот

к личности от «педоцентризма» к «детоцентризму». Переход к личностной парадигме стал приоритетным в системе технологического образования. Тем не менее в ней остается знаниево-просветительская тенденция обучения учащихся технологии, которая заметно тормозит практикоориентированный, культурологический подходы к общему образованию.

Сущность вышеназванных подходов позволяет нам предположить, что перед началом трудовой деятельности в полиэтническом пространстве каждый

учащийся должен овладеть элементами технологической культуры. Целостность ее формирования традиционно осуществляется посредством освоения естественнонаучных, общетехнических, специальных технологических наук, но использование для этой цели духовных составляющих национальной культуры, таких, как этноэстетика, не только обогащают этот процесс, но и способствуют социальной адаптации учащихся. Отсюда на общую дидактику, дидактику технологического образования и этноэстетическую дидактику ложится ответственность за формирование технологической культуры нового поколения учащихся. От этого зависит, какое у них сложится мировоззрение, какие ценности станут для них приоритетными в будущей жизнедеятельности.

При этом кризисные явления в обществе добавляют серьезные проблемы в подготовку учащихся к жизни. Они просматриваются в прогрессирующем отставании духовности с одной стороны, а с другой - снижении значимости сущности образовательной области «Технология», недостаточной разработанности механизма технологического образования. Известно, что от ранней качественной трудовой подготовки зависит успех производственного, духовного потенциала в стране, заключающегося в гармонии технологических и профессиональных, межличностных и межнациональных отношений.

Узость и односторонность обучения школьников технологии заставляет переосмысливать, сопоставлять прошлый и нынешний опыт подготовки подрастающего поколения к трудовой жизни. В современной научной философской, психолого-педагогической, социологической, методической литературе все чаще делается акцент на культурологическое образование. Положительные тенденции в нем требуют целесообразной реализации национально-регионального компонента в решении искомой проблемы.

Этноэстетический подход к формированию технологической культуры в нашем понимании - это такая организация учебно-воспитательного пространства по подготовке к жизни, где в процессе изучения разнообразных технологий осуществляется практическое вхождение учащихся в

окружающуюся жизнь, в особенности культуры общества и освоение общечеловеческих ценностей как норм этносоциальной адаптации. В его реализации важное значение придается педагогическим компонентам этноэстетики, которые будут выполнять функции механизма гуманизации формирования технологической культуры учащихся в структуре общего образования. Сформированность выражается в эстетическом проявлении индивидуальности к окружающей жизни, технологиям, стремлении к самопознанию, творческому саморазвитию, самоопределению и самоутверждению в мире этнокультурных ценностей.

Этнокультурологический подход к формированию технологической культуры учащихся предполагает учет этнической идентичности личности учащихся. Его факторами выступают национальность, ментальность, принадлежность человека к определенной этнической общности, конфессиональность и др.

Под этнической идентичностью понимается система ценностных отношений человека к этносоциальной среде, различающихся по следующим типам признаков: климато-географических, антропо-биологических и

социокультурных.

В нашем случае этнокультурная идентификация происходит в развитии качеств толерантности, умении находить в каждой культуре, народных обрядах, традициях общечеловеческих ценностей, осуществлять их в установке общественных и межличностных согласий, определять между людьми разных национальностей общие созидательные цели.

Необходимым условием для их реализации является интеграция системы технологического образования в культуру этносов, а по большому счету, этнокультуру - в систему общего образования. Следовательно, этноэстетический подход к формированию технологической культуры становится действенным механизмом поликультурной идентификации, где педагогические составляющие этноэстетики будут выполнять регулирующую функцию.

Поликультурная идентификация - это инструмент создания естественных условий формирования технологической культуры учащихся и средство решения в этом процессе важнейших проблем духовного развития личности учащегося. Вышесказанные утверждения повышают требования к научной обоснованности всех культур, включая архаичные технологии, проникая в глубь истории подготовки детей к трудовой жизни, возвращаясь к истокам этноэстетических ценностей.

Опыт эволюции этнических систем образования разных стран поучителен в целостном процессе формирования технологической культуры. Сопоставление прошлых и современных проблем трудовой подготовки проявляет их идентичность со многими сегодняшними инновациями в педагогике. Для этого достаточно сопоставить труды известных педагогов, например Т.Кампанеллы, Т. Мора, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Г.Н. Волкова, Дж.Пита, П.Р. Атутова, В.Д. Симоненко и др.

Анализ этнопедагогики показывает, что этноэстетическая дидактика направлена на овладение жизненными знаниями через созидание. Поэтому личностная парадигма должна быть ориентирована на проектирование педагогами исторического наследия подготовки молодежи к трудовой жизни, как педагогическому опыту, способному помочь приблизить учащихся к окружающим высоким технологиям, посредством освоения доступных и привлекательных для них архаичных технологий художественной обработки материалов.

Актуальность проблемы этнокультурологического подхода к образованию подтверждается высказываниями известного профессора Г.Н. Волкова: «Могу сказать с уверенностью, что решающий путь к возрождению народов лежит через возрождение традиционной, демократической культуры воспитания. Вне этой культуры нет и быть не может никакой культуры. Народная педагогика, народное воспитание, традиционная культура воспитания - основа основ нашей жизни» [1, 9]. Деятель этнопедагогики Г.Н. Волков под народом, в наиболее чистом виде, подразумевает детей. Он предупреждает, что

когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации [2, 34].

Сложившаяся ситуация обостряет проблему общего образования в контексте ориентации на личность как человека культуры, особенно в структуре технологического образования по развитию «творческого, активного ребенка, подготовленного к обучению в течение жизни» в условиях социокультурного пространства [4, 6]. В системе технологического

образования личностно-деятельностный аспект этнокультуры берется в качестве аксеологического метопринципа, позволяющего эффективно использовать основы эстетики этносов в формировании технологической культуры учащихся.

Естественно, сказанное нуждается в систематике, для чего требуется раскрытие сущности и роли этнокультуры, ее компонентов этноэстетики в обществе и ее интеграции в структуру общего образования, соответственно и в систему технологического образования. Здесь важна характеристика влияния этих механизмов на личность учащихся, их способность не только осуществлять адаптацию выпускников учебных заведений в социальноэкономической среде, но и действенность в аспекте сохранения, развития национальной культуры, ее этноэстетических ценностей.

Следует учитывать и то, что этноэстетический подход к формированию технологической культуры учащихся обусловлен генетической предрасположенностью к малой исторической родине, интересом к творению, где не последнее место занимает накопленная жизненная практика в доступных обучаемым бытовых ремеслах и рукоделиях.

Преемственности освоения архаичных технологий художественных промыслов уделяется должное внимание в этноэстетической дидактике. Ее идеей является формирование совершенного человека только в активной жизнедеятельности. «Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности. К

комплексным формам организации жизни молодежи следует отнести многочисленные обычаи и традиции, обряды и праздники. Одно из первых мест в этом ряду у всех народов занимают трудовые традиции и обычаи, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску» [2, 5758]. Среди носителей этноэстетической дидактики в формировании технологической культуры большим педагогическим эффектом развития духовности обладают традиции коллективной безвозмездной помощи, например «ниме, алылмаш» - у чувашей, «помочь» - у русских, «вума» - у марийцев, «толока» - у украинцев, белорусов, «хошар, хашар» - у узбеков и таджиков и т.д.

В этом процессе действенным средством этноэстетической дидактики с ее приемами практического воздействия на личность через чувства выступает смысл уклада жизни, заложенных в предметах быта, народных сказаниях, устном творчестве. В них тонко подмечено, что труд и трудовое воспитание являются не только необходимым условием практической подготовки молодежи к жизни, но и средством общего технологического, физического, умственного, духовного развития личности. С тех времен дошли до нас поговорки, пословицы и не утратили актуальность по сей день [3, 48].

Дифференциацию методов, связанных с формированием трудовых, эстетических, нравственных и других качеств личности можно найти в песнях, сказках, играх, загадках, пословицах, и т.д. Например: «Пословицу сказал -дорогу указал, поговорку - душу утешил», - утверждали народные воспитатели. По содержанию данной поговорки можно определить присутствие в традиционной этноэстетической культуре воспитания педагогического принципа и метода естественного воздействия на человека. Соответственно, эти «приводные ремни» этноэстетической дидактики направлены прежде всего на развитие трудолюбия, творческого отношения к труду, выработки терпения и скромности, соучастия и сочувствия и т.д. Более образно чувственная сторона педагогической действенности поговорки представляется в следующих сказаниях: «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка», «Не всякий столб -

околица, не всякая речь - пословица», «На всякого Егорку живет поговорка» [6,

3].

Эффективность использования народных сказаний в формировании технологической культуры учащихся и в том, что их содержание пробуждает чувства, вызывает интерес и укрепляет мотив к определенной деятельности. Соответственно, эти психологические явления включают работу ума, воображения, представления, вводят в атмосферу принятых в обществе этических норм в соответствии с ментальным уровнем понятий об эстетических категориях добра и зла. Заметим, функции содержания народных сказаний, таких как загадки, пословицы преимущественно направляется на умственное, творческое, эвристическое, а поговорок и песен - на эстетическое, трудовое, духовное развитие личностных качеств. В совокупности они должны отражаться в формировании у учащихся такого ментального свойства этносов, как трудолюбие. Соотношение использования их зависит от возрастных особенностей учащихся, от места деятельности, эстетики трудовой атмосферы, причем как умственной, так и физической.

Наш опыт убеждает: в процессе учебного труда использование в качестве примера фрагментов сказок, поэм, стихов, эпосов, мифов и т.д. способствует развитию трудолюбия. Среди этнодидактических средств эффективностью обладают поэма К.В. Иванова «Нарспи», аллегорическое стихотворения П. Хузангая «Вольный кузнец», стихи С.В. Эльгера и т.д. Например, поэмы «Летние сутки» в переводе А. Казакова, учащиеся ощущают лирику эстетики чувашских земледельцев. Поэт, характеризуя содержательную метафору старинных сказок, показывает, как фантастические образы коней и удальцов-пахарей обращаются в реальные тракторы, косилки, комбайны, которые воспринимая смысл заметно повышают качество технологии земледелия [8, 55]. Действенно показаны направление русской эстетической культуры трудового воспитания в сказах П. Бажова «Данила мастер», А.С. Пушкина «О попе и работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», народной сказке «Царевна-лягушка» в обработке А.А. Афанасьева и др.

Заметим, интерес учащихся к философии народных сказаний пробуждает у учащихся не только такие этноэстетические ценности, как активность, действенность, стремление к созиданию, но и развивает умение радоваться жизни, ощущать прекрасное в творениях людей, видеть красоту в окружающей среде, чувствовать тепло в межличностных отношениях, восхищаться успехами других. А.С. Панарин замечает, что «настоящая творческая личность, способная что-то сделать в науке и культуре, - это тип, сохранивший архаическую способность воспламеняться, бескорыстно усердствовать, тянуться к высшему» [5, 492].

Для придания эффективности реализации основ этноэстетики в процессе формирования технологической культуры следует обращать особое внимание на широту межпредметных и глубину интеграционных связей, дидактическими факторами которых являются:

□ систематика, обобщение знаний по отраслям наук, видам искусств;

□ этноэстетизация учебно-воспитательного пространства;

□ интеграция естественнонаучных знаний в прикладную деятельность;

□ социальная ориентированность проектного метода обучения и др.

Успех осуществления вышеназванных положений в целостном процессе

формирования технологической культуры зависит и от развития качеств эстетического отношения к жизненным явлениям, таким как умению удивляться, тем самым вызывать непроизвольный интерес к освоению окружающих технологий. Для того чтобы вызвать удивление перед различными, ранее не привлекательными для учащихся архаичными технологиями человеческих рукотворений, необходимо найти механизмы этноэстетической дидактики, способные раскрыть тайны бытия исторических предметов. Руководящим принципом может быть высказывание философа античности из Афин Платона, что «познание начинается с удивления». Согласно его Идее (Форм), «над меняющимся чувственным миром вещей существует мир вечных неизменных Идей, на вершине которого находится Идея Блага (хорошести)» [7, 309].

В качестве наглядных средств можно показать учащимся качество обработки каменного топора, отверстия в нем, использовать знакомый детям принцип действия тетивы древнего лука с принципом работы механизма приводов современных станков, например, сверлильного, токарного. Следующий пример - механизм игрушки «Водная вертушка», устройство водяной мельницы, схожее с работой ГЭС, и т.д. Это позволяет интегрировать связь времен древнейших основ технологий с сегодняшними, чувственную составляющую этнокультур с истоками этноэстетики, соответственно использовать архаику воспитательного потенциала на различных занятиях.

Этноэстетический подход, построенный на трансляции духовных ценностей, диалога этнокультур в целостный процесс формирования технологической культуры, способен обеспечить определение смыслообразующего ядра этноэстетической ценности в развитии личностных качеств учащихся. К таким компонентам следует отнести: трудолюбие, разнообразие интересов и склонностей, развитие эстетических чувств и вкуса, нацеленность учащегося на преобразовательную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей, предприимчивость, умение осуществлять проектную деятельность, коммуникабельность, технологическое мировоззрение, творческое мышление и т.д.

Исходя из вышесказанного, заметим, что этноэстетический подход к формированию технологической культуры учащихся в системе школьного образования становится приоритетным. Действенность народного опыта воспитания, этноэстетические особенности его педагогических составляющих, создают основу стабилизации для кризисного состояния современного образования, связанного прежде всего с утратой духовных корней этносов, изменением общечеловеческих ценностей в обществе.

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. - Чебоксары: РИПКРНО, 1993. - 86 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

3. Никитин Г.А. Основы методики обучения учащихся технологии и предпринимательству: учеб. пособие для студентов технолого-экономических факультетов. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 235 с.

4. Павлова М.Б., Дж. Питт. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. - 96 с.

5. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: ЭКСМО, 2003. - 543с.

6. Пословицы и поговорки. - Мн.: Харвест, 2005. - 320 с. - (Золотая коллекция).

7. Современный словарь-справочник: Античный мир / Сост. М. И. Умнов. - М: 2000. - 408 с.

8. Этнопедагогическая пансофия Хузангая. - Чебоксары: Чув. гос. пед. ун-т, 2008. - 107 с.

Bibliography

1. Ethnopedagogical Pansophism of Huzangai. - Cheboksary: Chuvash State Pedagogical University, 2008. - 107 p.

2. Nikitin, G. A. Fundamentals of Students’ Training in Technology and Enterprising: Textbook for Students of the Technology and Economics Faculties. - Cheboksary: Chuvash Pedagogical University, 2007. - 235 p.

3. Panarin, A. S. Orthodox Civilization in the Global World. - Moscow, 2003. - 543 p.

4. Pavlova, M.B., Pitt, J. Educational Field of “Technology”: Theoretical Approaches and Methodological Recommendations. - Nizhny Novgorod; Nizhny Novgorod Humanitarian Centre, 1998. - 96 p.

5. Proverbs and Sayings. - Mn.: Harwest, 2005. - 320 p. (Golden Collection)

6. Umnov, M. I. Modern Dictionary-Reference Book: The Ancient World. - Moscow, 2000. - 408 p.

7. Volkov, G. N. Modern Functioning of Folk Pedagogics as a Phenomenon of Democracy and Humanism in the Sphere of Education. - Cheboksary, 1993; - 86 p.

8. Volkov, G. N. Ethnopedagogics: Textbook for Students of Colleges and Higher Pedagogical School. - 2nd Edit., Rev. and Enl. - Moscow: Academy, 2000. - 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.