Научная статья на тему 'Методика проектирования содержания и процесса формирования технологической культуры обучающихся на этноэстетической основе'

Методика проектирования содержания и процесса формирования технологической культуры обучающихся на этноэстетической основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭТНОЭСТЕТИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТИ / DESIGNING / ETHNOESTHETISATION / FORMATION OF TECHNOLOGICAL CULTURE / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Геннадий Андреевич, Харитонов Михаил Григорьевич

В статье рассматривается инструментарий проектирования формирования технологической культуры обучающихся в многоуровневой системе «школа – вуз – ИПК». Средствами планирования содержания данного процесса выступают основы этноэстетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Геннадий Андреевич, Харитонов Михаил Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DESIGNING THE CONTENT AND PROCESS OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL CULTURE IN STUDENTS ON THE BASIS OF ETHNOESTHETICS

The article considers the tools for designing the formation of technological culture in students in the multilevel system «school – institute of higher education – advanced training institute». The bases of ethnoesthetics are the means of planning the content of this process.

Текст научной работы на тему «Методика проектирования содержания и процесса формирования технологической культуры обучающихся на этноэстетической основе»

УДК [37.016:37.017.925]:7

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

METHODS OF DESIGNING THE CONTENT AND PROCESS OF FORMATION OF TECHNOLOGICAL CULTURE IN STUDENTS ON THE BASIS OF ETHNOESTHETICS

Г. А. Никитин, М. Г. Харитонов G. A. Nikitin, M. G. Kharitonov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается инструментарий проектирования формирования технологической культуры обучающихся в многоуровневой системе «школа - вуз - ИПК». Средствами планирования содержания данного процесса выступают основы этноэстетики.

Abstract. The article considers the tools for designing the formation of technological culture in students in the multilevel system «school - institute of higher education - advanced training institute». The bases of ethnoesthetics are the means of planning the content of this process.

Ключевые слова: проектирование, этноэстетизация, формирование технологической культуры, ценности.

Keywords: designing, ethnoesthetisation, formation of technological culture, values.

Актуальность исследуемой проблемы. Современные требования к компетенциям специалистов, их творческому потенциалу, мировоззрению усиливают значимость совершенствования системы формирования технологической культуры обучающихся. Это предполагает проектирование содержания учебно-воспитательного процесса на этнических компонентах. Инновационной предпосылкой отбора содержания представляются основы этноэ-стетики, ее дидактические средства подготовки подрастающего поколения к трудовой жизни, проверенные многовековым опытом и обладающие мобилизационным духовным арсеналом.

Материал и методика исследований. Исследование эффективности педагогических составляющих этноэстетики в целостном процессе формирования технологической культуры обучающихся проводилось на базе СОШ № 49, СОШ № 62 г. Чебоксары, Кугесьской СОШ № 1 Чебоксарского района ЧР, Урмарской СОШ № 1 Урмарского района ЧР, техно-лого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чувашского республиканского института образования. В ходе исследования осуществлен логико-исторический, теоретический и практический анализ культурологической, социологической, технологической, психолого-педагогической литературы. Большое значение имел метод наблюдения за деятельностью отдельных учебных заведений, не включенных в состав экспериментальной площадки.

Результаты исследований и их обсуждение. Основные положения экспериментальной работы были сообщены научно-педагогической общественности в рамках всероссийских, международных научно-практических конференций. В них обозначалась проблема привлечения будущих учителей технологии, работников образования к разработке методик, проектированию педагогических технологий по формированию технологической культуры учащихся на этноэстетической основе в многоуровневой системе «школа - вуз - ИПК».

Успешное функционирование непрерывности данного процесса во многом зависит от владения работниками образования педагогическими технологиями, методикой их проектирования. Систематизация педагогического инструментария применительно к проблеме исследования нуждается в конкретизации определений. В рамках нашего исследования понятие «педагогическая технология» подразумевает научное проектирование процесса педагогического воздействия на обучаемых средствами этноэстетики, способными оптимизировать этот процесс, представить его как совокупность функций и форм организации учебно-воспитательного процесса, условий адаптации учащихся в жизненных реалиях.

Методологическим базисом проектирования содержания и процесса формирования технологической культуры обучаемых выступают общечеловеческие эстетические ценности в синтезе теории педагогической, психологической и социальной наук, практики отечественной и зарубежной школ трудового обучения и технологического образования. Опыт исследования подтверждает, что качество методики проектирования всецело зависит от уровня компетенции педагога, степени его творческой ориентированности в сфере этнопе-дагогики. Соответственно, результаты владения инструментами интеграции компонентов этноэстетики в области наук при проектировании педагогических технологий могут быть различными, но выдержанными в рамках этнических особенностей подготовки молодежи к трудовой жизни.

Основная концептуальная идея методики проектирования педагогических технологий формирования технологической культуры обучающихся на этноэстетической основе базируется на культурологическом подходе. Ее суть заключается в использовании дидактических принципов, методов, организационных форм и средств приобщения детей к труду. Они представляются инновационным педагогическим инструментарием, способным обеспечить условия естественности в побуждении учащихся к изучению технологий обработки различных материалов, эстетики народных традиций, самоутверждению в социуме, самореализации в практике жизнедеятельности [4]. При культурологическом подходе отбор содержания учебной информации по формированию духовно-технологической мировоззренческой культуры обусловлен идеей развития идеального эстетического образа целостной личности по принципу «возвращения человека к самому себе, имеющего общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность» [8, 140].

В этом контексте осуществляется проектирование этноэстетического содержания формирования технологической культуры обучаемых в рамках решения дидактических задач подготовки молодежи к трудовой жизни и достижения цели современного технологического образования учащихся, «направленной на развитие творческого, активного ребенка, подготовленного к обучению в течение жизни» [7, 6]. Методическим аспектом сопровождения процесса проектирования выступают образовательные технологии (Г. К. Се-левко), технологии практикоориентированного и личностно ориентированного образования (П. Р. Атутов, Б. М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская), этнопедагогические (Г. Н. Волков, К. Ж. Кожахметова, Н. В. Селистрару, И. А. Чуркин), гуманно-личностные технологии

(Ш. А. Амонашвили), технологии знаково-контекстного обучения (А. А. Вербицкий), проектного обучения (Д. Дьюи, Дж. Питт, Н. В. Матяш, М. Б. Павлова, И. А. Сасова) на основе деятельностного подхода.

Структурообразующей линией проектирования содержания и процесса формирования технологической культуры обучающихся на этноэстетической основе являются закономерности этнопедагогики. Образцами этнических компонентов воспитания выступают традиционные виды труда (вышивание, ткачество, прядение, вязание, лозоплетение, резьба, земледелие); традиционные средства моральной и психологической подготовки к труду (народные сказания: пословицы, поговорки, загадки, легенды, мифы, сказки, намеки и т. д.; народная музыка: трудовые, колыбельные песни, потешки; народные игры, связанные с повседневным бытом, трудом, физическим, умственным, духовно-нравственным развитием, молодежные: «в копейку», «в орешник», «в удальца», «через сито»); традиционные формы организации труда и трудового обучения (индивидуальные: ларма (посиделки), коллективные: алылмаш (букв. рукообмен), ниме (помочи); трудовые праздники (серен (зачин весеннего сева), ?ёр ^ёнетни (обновление земли), акатуй (завершение весеннего сева)), традиционные молодежные праздники: хоровод и др.) [2].

Под отбором содержания понимается приведение в совокупную систему научнопедагогического инструментария и духовных ценностей трудового жизненного опыта народов в виде этноэстетической дидактики, нацеленных на освоение технологических, профессиональных знаний, умений и навыков. В них одна из категорий - социальная норма как исторический контекст подготовки к жизни - представляется установкой формирования личностных качеств учащихся с устойчивыми взглядами на сохранение, преобразование, созидание, преумножение материальных и духовных ценностей общества.

Культурологической основой проектирования модели развития целостной личности выступают подходы: этнопедагогический (Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова, М. Г. Харитонов), системный (А. Г. Асмолова, В. В. Краевский), гуманистический (Ш. А. Амонашвили, А. К. Маркова), этноэстетический (М. И. Алдошина, И. П. Гладилина, З. Ф. Исламова), технологический, практикоориентированный (Б. С. Гершунский, Ю. Л. Хотунцев), профессионально-ориентированный (О. В. Атаулова, В. М. Баженов, М. Г. Корецкий), творчески развивающий (В. И. Андреев, Н. А. Бердяев, А. В. Морозов), поликультурный (В. П. Борисенков, Л. В. Кузнецова) и др.

Содержание подходов предусматривает алгоритмизированную последовательность интегрирования компонентов дидактики технологического образования [3] и этноэстетиче-ской дидактики в целостный процесс формирования технологической культуры учащихся. Алгоритмом проектирования педагогических систем на основе этноэстетики является следующая последовательность этапов: «аналитический, теоретический, проектно-

экспериментальный, оценочно-экспериментальный, коррекционный» [1].

Среди них коррекционный этап как завершающий предусматривает приведение результатов методики проектирования обозначенного процесса в систему, представляющую содержание этноэстетизации учебно-воспитательного процесса.

Этноэстетизация учебно-воспитательного процесса выражается как в виде учебного материала, так и в виде художественного оформления интерьера, экстерьера образовательного заведения. Фактором этноэстетизации выступают условия гуманизации, дифференциации, интеграции, практикоориентированности, активности информационных технологий [5, 12]. Расширить методическую базу отбора содержания данного процесса способны принципы этноэстетизации учебно-воспитательного процесса:

- соответствия закономерностей этноэстетической дидактики и дидактики технологического образования тенденциям развития общества, технологии, науки, этнокультуры и личности;

- структурного единства научных, социальных, технологических и этноэстетических составляющих и культуры личности;

- гуманизации содержания мировоззренческой культуры личности по аспектам культур: жизненного самоопределения; этноэстетической, технологической, экономической, социальной, интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной и физической культуры; межличностной, межнациональной культуры общения, культуры семейных отношений;

- приоритетности общечеловеческих ценностей в свободном творческом развитии личности.

Принципы этноэстетизации процесса формирования технологической культуры обучаемых в структуре общего образования основываются на следующих критериях:

- целостности сочетания содержания основ этноэстетики и технологического образования с задачами подготовки учащихся к трудовой жизни;

- научной и практической направленности этноэстетического содержания в освоении основ наук;

- интегративности элементов этноэстетики в содержание системы непрерывной многоуровневой подготовки учащихся по схеме «школа - вуз - ИПК»;

- пропорциональности этноэстетического материала по половозрастным особенностям обучающихся.

Определение критериев происходит в избирательном отношении к ценностям практики формирования технологической культуры в отечественной и зарубежной школах и традиционной культуры воспитания как носителям идей научной и народной педагогики (этнопедагогики, этноэстетики).

Инструментами отбора содержания учебного материала по проблеме исследования выступают государственный образовательный стандарт, учебные планы образовательных учреждений, учебные программы по предметам, учебники, учебные пособия различного уровня, дидактические материалы. В них компоненты этноэстетики представляются средством как интегрирования, так и дифференцирования учебно-воспитательного содержания.

Результаты исследования показывают, что методически оправданными считаются три уровня отбора содержания, которые представляются алгоритмами проектирования процесса формирования технологической культуры: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень дидактического материала. В проектной деятельности следует учесть иерархию уровней, так как учебные планы образовательных заведений составляются исходя из положений общего теоретического представления, для чего необходимо рассматривать следующие типы учебных планов: базисный, типовой и учебный планы заведения, конкретного подразделения.

Исходной позицией проектирования целостного процесса формирования технологической культуры обучающихся по схеме «школа - вуз - ИПК» является школа. Существенным механизмом отбора этноэстетического содержания выступает республиканский компонент учебного плана. Согласно учебному плану включение местных компонентов национальной культуры воспитания в разделы технологии возможно по следующим этапам: 1-4, 5-7 классы, 8-9 предпрофильные классы, 10-11 профильные классы. При проектировании системы содержания целесообразно учитывать соответствие обязательного курса «Технология» базисному учебному плану.

Развертывание этноэстетического содержания в процессе формирования технологической культуры учащихся осуществляется на таких принципах, как «линейноконцентрический, концентрический и линейный» (П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, В. А. Скакун, В. А. Сластенин, М. В. Ретивых).

Дифференцированное развертывание взаимно дополняющих друг друга принципов этноэстетической дидактики продолжается в проектировании учебного материала на последующих ступенях многоуровневого процесса формирования технологической культуры обучающихся.

В педагогических вузах методика отбора содержания для недавних выпускников школ, профессиональных училищ, колледжей проводится на принципах преемственности, синтеза знаний основ наук, культур. На технолого-экономическом факультете этноэстетизация содержания и процесса формирования технологической культуры представляется фактором социализации процесса профессиональной подготовки учителей технологии. Практика показывает, что отбор эстетических ценностей этнической культуры усиливает эффективность интегративных возможностей циклов учебных дисциплин в формировании ключевых компетенций будущих учителей технологии. Этнические компоненты - «трудолюбие», «выносливость», «стремление к результату», «радость от труда» - в процессе формирования технологической культуры ориентируются на умение мобильно воплощать теоретические знания в практические умения и навыки.

Введение стандарта образования нового поколения, изменение базисного учебного плана образовательной области «Технология», тенденция к проектированию системы модульного обучения (С. В. Соколова, П. И. Третьяков, П. А. Юцявичене), целевой отбор эт-ноэстетического содержания в обучении школьников технологии предопределяют инновационный подход к проектированию педагогического инструментария повышения квалификации работников образования. Основными задачами инновационно-методического аспекта формирования технологической культуры работников образования в процессе повышения их квалификации являются:

- коррекция методических упущений, недоработок и затруднений учителей технологии в методике отбора содержания, проектирования основ этноэстетики в формировании технологической культуры учащихся;

- организация учебно-воспитательных мероприятий по активизации инновационной деятельности в педагогической практике отбора и проектирования содержания новых педагогических технологий;

- распространение инновационного опыта по методике отбора, проектирования учебно-воспитательного содержания;

- организационная работа по проектированию новых педагогических технологий в совершенствовании системы формирования технологической культуры на основе этноэсте-тики.

Для решения обозначенных задач создается инновационно-методический самоуправ-ленческий центр из числа творчески работающих учителей. Их профессиональные компетенции выступают ориентирами организации проектной деятельности среди педагогических работников по разработке авторских программ, нетрадиционных занятий. Темами проектной деятельности могут быть: урок-посиделки (Улах), урок-хоровод, урок-помочи, урок «Улып» (Улып - великан, исполин), урок «Хозяин - хозяйственник», занятие «Ребячий пастух» (педагог - «детоводитель»), занятие «Дом отца и матери - золотая колыбель».

Особое внимание в экспериментальной работе уделяется проектированию социально ориентированного содержания процесса формирования технологической культуры учащихся на примере деятельности школьной компании «Наследие» (г. Чебоксары), трудовых объединений «Кузница» (Чебоксарский район), «МастерОК» (Урмарский район).

Одним из показателей качества реализации новых педагогических технологий является активное участие школьников, студентов в конкурсах, олимпиадах по технологии школьного, районного, республиканского, всероссийского масштаба. Подтверждением тому - результативная работа ряда учителей технологии, работающих по авторской учебной программе. Среди них учителя технологии высшей категории: В. И. Кудряшов (СОШ № 49 г. Чебоксары), Н. А. Востриков (Кугесьская СОШ Чебоксарского района ЧР), В. А. Горбунов (Урмарская СОШ Урмарского района) [6, 316-323].

Резюме. На основании вышеизложенного следует отметить, что эффективному проектированию процесса и содержания формирования технологической культуры обучающихся способствует интегрирование компонентов этноэстетической дидактики в дидактику технологического образования. С этой целью:

1. В качестве методологической основы выбран культурологический подход, обязывающий систематизировать общечеловеческий опыт подготовки подрастающего поколения к жизни как инструмент социализации личности в условиях изменяющихся ценностей.

2. Выделены целеполагающие принципы, критерии подготовки к жизни, показана методика отбора технологического и этноэстетического содержания, способного привести в совокупную систему знания, умения и навыки учащихся, в непрерывной связи довузовской, вузовской и послевузовской подготовки с духовными ценностями этносов, с их социальными нормами как средством формирования устойчивых взглядов на преобразование, созидание, преумножение материальных и духовных ценностей общества.

3. Определен социальный ориентир инновационной направленности проектирования теоретического, методического, практического содержания деятельностного процесса формирования технологической культуры обучающихся на этноэстетической основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаулова, О. В. Основы проектирования профессионально ориентированной системы методикотехнологической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства / О. В. Атаулова и др. // Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. - М. : МИОО, 2002. - С. 34-41.

2. Волков, Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1989. - 335 с.

3. Дидактика технологического образования : книга для учителя : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. П. Р. Атутова. -М. : ИОСО РАО, 1997. - 230 с.

4. Никитин, Г. А. Концепция формирования технологической культуры учащейся молодежи в контексте педагогической составляющей этноэстетики / Г. А. Никитин. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 92 с.

5. Никитин, Г. А. Этноэстетика в практике формирования технологической культуры учащихся / Г. А. Никитин. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 364 с.

6. Никитин, Г. А. Формирование технологической культуры учащихся на основе этноэстетики / Г. А. Никитин. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 329 с.

7. Павлова, М. Б. Образовательная область «Технология». Теоретические подходы и методические рекомендации / М. Б. Павлова, Дж. Питт. - Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1998. - 96 с.

8. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. - М. : Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.