Научная статья на тему 'Методические основы формирования этноэстетической культуры студентов в университете'

Методические основы формирования этноэстетической культуры студентов в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭТНОЭСТЕТИКА / СТУДЕНТ / УНИВЕРСИТЕТ / УРОВЕНЬ / CULTURE / ETHNO AESTHETICS / STUDENT / UNIVERSITY / LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина Марина Ивановна

Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования этноэстетической культуры студентов. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала XXI века содержит проблемы личностного становления как часть проблем профессионального образования в университете. Она включает понятие, методические аспекты данного процесса в университете. При характеристике личности студента классического университета со сформированной этноэстетической культурой выделяются следующие критерии: культуросообразность университетского образования, этническая идентификация, этноэстетическая компетентность специалиста и продуктивно-творческая направленность личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METODIC ASPECTS OF FORMATION ETHNIC-AESTHETIC CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

This article focuses on an important problem of forming ethnic-aesthetic culture of students. The situation in the cultural and social life in Russia at the beginning of the 21st century has problems of personal development as part of the problems of vocational education at the university. It includes the concept of methodological aspects of the process at the university. In characterizing the individual student with the classical university formed ethnic-aesthetic culture there are following criteria: cultural issues of university education, ethnic identity, ethnic-aesthetic professional competence and productive-creative orientation of the individual.

Текст научной работы на тему «Методические основы формирования этноэстетической культуры студентов в университете»

УДК 378.036

М. И. Алдошина

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В УНИВЕРСИТЕТЕ

Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования этноэстетической культуры студентов. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала XXI века содержит проблемы личностного становления как часть проблем профессионального образования в университете. Она включает понятие, методические аспекты данного процесса в университете. При характеристике личности студента классического университета со сформированной этноэстетической культурой выделяются следующие критерии: культуросообразность университетского образования, этническая идентификация, этноэстетическая компетентность специалиста и продуктивно-творческая направленность личности.

Ключевые слова: культура, этноэстетика, студент, университет, уровень.

Образование выступает ведущим культурным институтом развития российского общества и российской цивилизации, определяющим качество главного в ХХ1 в. геостратегического ресурса - духовного потенциала страны и общественного интеллекта. Усиление роли образования в ряду механизмов устойчивого развития осложняет глобализационные и евроцентристские тенденции, ведущие к демонтажу самобытных цивилизационных структур, унификации культур, этносов, наций, что нарушает культурно-историческое разнообразие образовательных систем и снижает возможности их развития. В этих условиях актуализируется значение образования как базы сохранения культурной, исторической и национально-этнической самоидентификации русского народа, его «мировоззренческой матрицы» - складывавшейся веками целостной совокупности главных представлений о мире и человеке, ценностей и смыслов, которые составляют ядро русской национальной культуры, цементирующей российский социум.

Рубеж двух столетий ознаменовался созданием национальной доктрины образования Российской Федерации, где обозначены его стратегические цели и основные направления, реализация которых будет способствовать воспроизводству науки и культуры, интеллектуального базиса современной экономики. Существенно повысилась социальная роль образования, что определяется пониманием наиважнейшей ценности и основного капитала современного общества - личности, способной к поиску и освоению новой информации и принятию нестандартных творческих решений. Образование должно переориентироваться на систему традиционных национальных ценностей, обеспечивать укорененность обучающихся в национальной культуре и традициях. Национальная культура как гарант сохранения традиционных устоев общества, культуры и образования (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, М. В. Захарченко, К. Касьянова, А. А. Корольков, А. С. Панарин, В. К. Трофимов),

противодействуя своим образным рядом и педагогическим потенциалом кризисным явлениям современного общества и массовой культуры, способствует становлению основ ментальности русских. Сложившаяся ситуация требует сохранения феномена «университета» как механизма аккумуляции и трансляции культуры и исторического опыта через содержание образования, обеспечение его «эта-лонности». Как эталонные научно-образовательные центры университеты не исчерпывают свое назначение в категориях полезности и способствуют целенаправленному воздействию на личность формирующегося специалиста посредством традиционных культурных ценностей.

Не вызывает сомнения значимость эстетического компонента национальной культуры как воспитательного инварианта, выступающего ценностносмысловой основой формирования личности. Национальная эстетическая культура представлена относительно самостоятельными подсистемами, которые реализуют мощный спектр воздействий на личность: игра, труд, занятия искусствами, а также произведения фольклора, традиции, народные праздники, природа. «Язык» человеческих чувств, его сложность и утонченность выражения напрямую связаны с развитием личности. Особенностью русской культуры выступает то, что ее язык имеет не только формальные проявления (плавность линий в танце, ритмичность, аккумуляция средств воздействия), «чувствительность, эмоциональность, возможно, даже некоторую экзальтированность» [1, с. 28], но и непосредственные содержательные акценты: логичность и последовательность в рассуждениях, т. е. гибкость мышления и плавность изложения, ритм и продвижение от одной ступени восприятия к другой, от явных к высшим эстетическим чувствам, соединение образного, тактильного, вербального, музыкального и иных средств прекрасного для усиления значимости результата, действенности суммы стимулов.

Педагогические взгляды на вопросы эстетического развития личности базируются на психологических исследованиях. Определяя эстетическую культуру как цель эстетического воспитания и характеризуя особое место индивидуальной эстетической культуры в духовном облике человека, исследователи характеризуют последнюю как суммированный показатель, высший эталон всех сторон личной культуры.

Эстетическая культура представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное единство эстетических чувств, знаний, убеждений, навыков, норм деятельности и поведения. Общественно значимым результатом системы высшего профессионального образования является формирование личности специалиста, его профессиональной культуры в университете. Эстетическая культура личности является важной составной частью профессиональной культуры педагога. Традиционно в научном аспекте вопросы формирования эстетической культуры студентов на материале этнокультуры рассматривались в разных направлениях: в контексте усиления значимости в содержании вузовского образования и влияния на эстетическую культуру личности учебных предметов (на материале фольклора, филологических дисциплин, предметной подготовки, воспитательной деятельности в вузе). Исследователями выделяются системообразующие средства воздействия на личность студента: устное народное творчество; музыка; декоративно-прикладное искусство, анализируется эстетическое формирование личности студента на этнокультурных традициях Кавказа, этнокультуры Поволжья, народов Севера, педагога дошкольного образования и учителя начальных классов.

Таким образом, освещение проблемы формирования этноэстетической культуры студентов в вузе как интегративной характеристики личности и важной составляющей ее общей культуры, системообразующими элементами которой выступают эстетические отношения того или иного народа и соответствующая им система этноэстетических ценностей [2, с. 6], имеет свои исторические корни, теоретико-методологические предпосылки, практический опыт и является предметом исследования современных педагогов.

Мы решили выявить источники информации об этнокультуре. Данное исследование показало, что таковыми являются преподаватели (24 %), родители (30 %) и собственная деятельность студентов (20 %). Мотивируя свой выбор, студенты говорят о причинах их интереса к этнокультуре родного края. Обрабатывая творческие работы (сочинения-рассуждения) на тему «Почему Вы занимаетесь народным искусством?», получили следующие данные. Студентов привлекает интерес к смене дея-

тельности, возможность заниматься чем-то без принуждения (как в вузе, так и дома) (46 %), получение эстетического удовлетворения от занятий (40 %) и эстетического наслаждения от результатов собственной деятельности (26 %), возможность эмоциональной разрядки (17 %).

Для выявления эмоционально-личностного отношения к традиционной культуре была использована модифицированная методика определения уровня эмпатии студентов (разработка И. Ю. Соколовой). Для определения типа этнической идентичности личности применена методика Г. У Солдатовой и С. В. Рыжовой [3, с. 38]. Анализ данных о типе этнической идентичности личности показал, что превалирует низкий уровень (74 %) - уровень контактов, для которого характерны необязательные контакты с представителями своей этнической группы (на основе принадлежности к ней), безразличие к вопросам своей этнической принадлежности, отсутствие интереса к проблеме своих корней и членства в данной этнической группе.

Изучение эмоционального отношения к произведениям и явлениям этнокультуры у студентов позволило обнаружить примитивность и бедность эстетических реакций, затруднения при озвучивании эстетических оценок. При оценках разных видов этнокультуры предпочтения отдаются ярким образам, динамичному сюжету. По уровню эмоциональных предпочтений около 70 % студентов продемонстрировали низкие показатели. Часто звучали такие ответы: «Мне интересно изучать культуру своего народа, но не испытываю гордости за него». Студенты часто не могут определить, чем вызваны их приятные ощущения при взаимодействии с произведениями этнокультуры. Причем юноши часто не желали рассказывать о своих чувствах, эмоциональных состояниях, а девушки были более активны, не стеснялись озвучивать свои переживания, состояния, мысли. Взаимодействие со студентами разных курсов обучения показало, что при существующей организации процесса обучения в университете от курса к курсу не разворачивается палитра эмоциональных и чувственных проявлений студентов по отношению к произведениям и явлениям этнокультуры, не расширяется спектр предпочтений, не происходит осознание ее ценностей. Студенты называли лишь отдельные виды и жанры традиционной культуры. Их представления отличались неточностью, фактическим отсутствием понимания взаимосвязи между жизнедеятельностью современного человека и ценностями этнокульту-ры. Культурологические знания студентов также были ничтожно малыми (не могли определить понятия «культура», «этнокультура», «единство национального и мирового»). Такие данные позволя-

ют констатировать, что несистематизированное преподавание общекультурных дисциплин в университете фактически не влияет на формирование этноэстетического новообразования в структуре личности.

Таким образом, изучая первоначальный уровень сформированности этноэстетической культуры студентов в университете, можно предположить следующее. Высокий уровень этноэстетической культуры специалиста был представлен в малом количестве (в среднем около 10 %) и не отличался устойчивостью, активностью и яркостью проявления. Содержание образования в университете мало способствует решению данной задачи, так как разрозненное несистематизированное преподавание дает низкие и непрочные результаты. Часто эстетические суждения студентов противоречат их деятельности. Продукты деятельности обучающихся носят копирующий характер, не отражают индивидуального стиля, творческого подхода. Несмотря на это, студенты проявляли познавательный интерес к явлениям и произведениям этнокультуры и выражали готовность их изучать и использовать в будущей профессиональной деятельности.

Одним из важнейших аспектов гуманизации университетского образования является эстетическое насыщение целостного педагогического процесса ценностями этнокультуры, стимулирование у студентов потребности в формировании этно-эстетической культуры, которая была сопряжена в рамках университетского образования с определенными трудностями:

- необходимость личного участия исследователя, поскольку этноэстетическая деятельность как творческая по своей природе может быть объективно воспринята и интерпретирована только таким образом;

- поиск возможностей включения студентов в коллективную творческую деятельность этноэсте-тической направленности, ибо во многом результаты ее основываются на интуиции;

- необходимость учета того, что анализу подвергаются только определенные способы эстетической деятельности и индивидуальные ситуации, влияющие на общие условия;

- необходимость выявления и учета объективных и субъективных условий формирования этно-эстетической деятельности.

Смыслообразующей основой формирования этноэстетической культуры личности студентов в рамках образовательного процесса университета выступает традиционная национальная культура. С позиции ее использования в образовательном процессе университета необходимо выделить основные смысловые и организационные доминанты (Г Н. Волков, И. Ф. Гончаров, М. В. Захарченко),

использование которых в процессе университетского образования обеспечит их гармоничность, созвучность, соразмерность при внешней полифо-ничности и красочности. Такими смысловыми и организационными доминантами методики использования этнокультуры в целостном педагогическом процессе университета являются интонирование, позиционность, образность, эмоциональность и импровизационность.

Этнокультура русских имеет свой «художественный язык». Можно говорить о языке ее отдельных видов, но позволительно выделить и их основные общие черты. Традиционная национальная культура своеобразно интонирована. Все виды повествования (песенного, танцевального, сказочного, орнаментального) строятся на использовании определенного тона. Интонирование (от лат. т-Шпаге - громко говорить, произносить) предполагает повышение и понижение голоса, слов, тона и манеры произношения, отражающей чувства произносящего. Неслучайно были широко известны на Руси сказители, умеющие тонко, эмоционально и глубоко передать оттенки смысла произведения, придать им личностное звучание, подчеркнуть подтекст. Интонирование широко применяется в профессиональной деятельности педагогами, но еще значимее становится при использовании произведений традиционной национальной культуры. Интонирование не несет смысловой нагрузки, а как бы перераспределяет смыслы, строит контексты содержания, создает оттенки информации, привносит эмоционально-чувственное отношение говорящего, строит и иллюстрирует смысловую сферу студента.

Традиционная национальная культура русских позиционна, т. е. предполагает позиционирование субъектов. Наиболее четко позиционирование проявляется в событийных танцах (девушки и юноши; «охотники» и «добыча» и т. п.). Позиционность (от лат. positio - положение, расположение), предполагает открытую или скрытую демонстрацию своего отношения к происходящему (сострадание, сочувствие, отторжение, возмущение, участие, сопереживание, демонстративное безразличие и т. п.). Строй русской народной песни, танца, фольклорного произведения допускает позиционирование исполнителя, демонстрацию своего отношения к произведению. Методически позиционные положения по отношению к исполняемому произведению можно определить следующим образом: «в» -растворение в исполняемом или используемом произведении или явлении национальной культуры: «рядом» - непосредственная близость, демонстративная заинтересованность в материале, но неглубокое проникновение в суть материала; «над» -безразличное отношение к материалу национального искусства; «под» - нарочито преувеличенное,

— б5 —

превалирующее над иными источниками образования, чрезмерно восхищающееся состояние человека (довольно редко встречающееся в современной студенческой среде). Данные виды позиций достаточно четко проявляются в деятельности студентов и редко бывают смешанного вида.

Не вызывает сомнения образность русской эт-нокультуры. Образность является чертой и неотъемлемой характеристикой всех видов культуры. Образность (от слова «образ» - живое, наглядное представление о ком-либо или чем-либо) предполагает «оживление» объекта, придание ему яркости, живости, изобразительной целостности. Неслучайно в русском фольклоре растения и животные оживают, совершают действия, говорят. Образ дополняет слово, усиливая смысловой контекст, создаваемое впечатление, законченный продукт. Образность русского народного танца формируется пластическим многообразием, яркостью исполняемых фигур, ритмичностью исполнения, красочностью костюмов. Сама мелодика русской песни, стилистика повествования создают образы, порой не нуждаясь в словесном подкреплении. Смыслы подразумеваются, создаются и передаются историко-генетически, настроение закладывается музыкой, темпом речи и танца, ритмом исполнения.

Неотъемлемой характеристикой традиционной национальной культуры, сопутствующей образности, является эмоциональность. Создание образов на основе произведений и явлений народной культуры сопровождается выражением эмоций (от фр. emovere - возбуждать, волновать). Чем ярче личность переживает эмоции, вследствие соприкосновения с этнокультурой, тем результативнее воспитательный процесс. Традиционная национальная культура порождает различные эмоции личности (страх, восхищение, гнев, радость, удивление и т. п.). Эмоциональность этнокультуры порождает необходимость эмоционального сопровождения при его использовании в педагогической деятельности, эмоциональность профессиональная способствует расширению эмоционального строя личности. Следовательно, в процессе приобщения к явлениям и произведениям традиционной национальной культуры формируется любознательность, неравнодушие в большом и малом, предотвращается «зомбирование» молодежи [4, с. 27].

Импровизационность выступает чертой, внутренне объединяющей педагогическую деятельность и традиционную национальную культуру. Импровизационность (от лат. improvisus - неожиданный, внезапный) характеризует деятельность без предварительной подготовки, когда момент выдумывания и исполнения совпадают во времени. При всей организованности, заданности (стандартами, программами, учебниками и т. п.) педагоги-

ческая деятельность является не просто творческой, предполагающей привнесение нового в определенной ситуации, а импровизационной, ведь предусмотреть все нюансы практической деятельности невозможно. Этнокультура в момент ее воспроизведения несет отпечаток импровизации, так как не все нюансы художественного мастерства дошли до нас, нет возможности их профессионального воспроизведения, нет соответствующей атрибутики. Все это предполагает у личности некую импровизационную готовности творить, принимать участие в общем деле. Ведь иногда, например, в русском хороводе его фигуры формируются по ходу исполнения, частушки «досочиняются» в процессе пения, а загадки выдумываются «как будто» непроизвольно (но специалисты подчеркивают соблюдение и улавливание всех требований жанра - точности, краткости, символизма).

Выделенные таким образом смысловые и организационные доминанты методики формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей (интонирование, позиционность, образность, эмоциональность, импровизационность) позволяют на их базе вычленить основные культурно-диалоговые методические приемы, использование которых в традиционных методах воспитания и обучения будет придавать последним этноэстетиче-скую направленность:

- иллюстрация (от лат. illustratio - пояснять) -способ изложения материала или организации деятельности, поясняющий и дополняющий что-либо;

- персонификация (от лат. persona - личность, лицо + facere - делать - олицетворение) - способ педагогической деятельности, при котором происходит наделение человеческими свойствами животных, предметов, явлений природы;

- драматизация (от греч. drama - действие) -способ передачи информации и организации деятельности, при котором осуществляется инсценирование действия на основе диалога или полилога, обычно предназначенное для демонстрации кому-то.

При непосредственном анализе выделенных методических приемов можно отметить, что их основные различия заключаются в разнице позиций субъекта педагогического взаимодействия, умении интонировать материал, понимании необходимости и целенаправленном создании образного и эмоционального подкрепления погружения в мир этнокультуры личностью, а также носит импровизационный характер, так как не всегда имеется возможность качественной и всесторонней подготовки. Именно культурно-диалоговые методические приемы составляют сущностную основу методов этноэстетического воспитания и обучения будущего преподавателя, выделяемых нами в контексте

нашего исследования. Методы этноэстетического воспитания и обучения будущих преподавателей -это взаимосвязанные способы деятельности педагогов и студентов, направленные на формирование их этноэстетической культуры.

Таким образом, методика формирования этно-эстетической культуры будущих преподавателей в университете, воспроизводя наиболее существенные социокультурные ценности современного университетского образования (культусосберегающая, личностно образующая и профессиональная функции современного университета, преломленные через необходимость его эталонности) [5, с. 1б9], основывается на следующих приоритетах: понимание над знанием, образа над информацией и ди-

алога над дискуссией. Смысловое своеобразие процессу формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в университете придают его основные черты (интонирование, позиционность, образность, эмоциональность и импровиза-ционность) как основа культурно-диалоговых методических приемов (иллюстрации, персонификации, драматизации). Суммируя сказанное выше, следует констатировать факт, что в процессе университетского образования, целенаправленно обогащенного ценностями и технологиями этнокультурной направленности, происходит заметный рост уровня сформированности такого новообразования в структуре личности студента, как его эт-ноэстетическая культура.

Список литературы

1. Костюкова Т. А., Грибоедова Т. П. Потенциал современной семьи в духовно-нравственном развитии ребенка // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). Вып. 4 (82). 2009. С. 28-31.

2. Алдошина М. И. Формирование этноэстетической культуры: методология, модель, методика: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2008. 263 с.

3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 190 с.

4. Народная культура в современных условиях / отв. ред. Н. Г. Михайлов. М., 2000.

5. Алдошина М. И. Ценностная основа формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 168-173.

Алдошина М. И., профессор, доцент, доктор педагогических наук.

Орловский государственный университет.

Ул. Комсомольская, 95, Орёл, Россия, 302026.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 08.12.2011.

M. I. Aldoshina

METODIC ASPECTS OF FORMATION ETHNIC-AESTHETIC CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

This article focuses on an important problem of forming ethnic-aesthetic culture of students. The situation in the cultural and social life in Russia at the beginning of the 21st century has problems of personal development as part of the problems of vocational education at the university. It includes the concept of methodological aspects of the process at the university. In characterizing the individual student with the classical university formed ethnic-aesthetic culture there are following criteria: cultural issues of university education, ethnic identity, ethnic-aesthetic professional competence and productive-creative orientation of the individual.

Key words: culture, ethno aesthetics, student, university, level.

Orel State University.

Ul. Komsomolskaya, 95, Orel, Russia, 30202б. E-mail: [email protected]

— б7 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.