Научная статья на тему 'Динамика формирования этноэстетической культуры студентов в университете'

Динамика формирования этноэстетической культуры студентов в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРА / УНИВЕРСИТЕТ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / ETHNOESTHETICALLY CULTURE / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ETHNIC CULTURE / UNIVERSITY / ETHNO-CULTURAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошина М.И.

В современной социокультурной ситуации многонациональной России актуализируется проблема формирования этноэстетической культуры студентов в университете. Интересными являются сравнительные данные динамики ее формирования в разные годы у студентов классического университета. Автор получил данные, свидетельствующие о необходимости целенаправленного и планомерного осуществления этого процесса в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF FORMATION OF ETHNOESTHETICAL CULTURE OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

In the modern socio-cultural situation of multinational Russia is actualized the problem of formation anaesthetically culture of students at the university. The comparative facts of the dynamics of its formation in different years of students are interesting. The author received evidence of the necessity of purposeful and systematic implementation of this process at the University.

Текст научной работы на тему «Динамика формирования этноэстетической культуры студентов в университете»

УДК 378.036

UDC 378.036

М.И. АЛДОШИНА

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-mail: maraldo1@rambler.ru

M.I. ALDOSHINA

Doctor of Pedagogics, Professor, Dean of the faculty of pedagogy and psychology, Orel State University named after I.S. Turgenev Е-mail: maraldo1@rambler.ru

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ DYNAMICS OF FORMATION OF ETHNOESTHETICAL CULTURE OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

В современной социокультурной ситуации многонациональной России актуализируется проблема формирования этноэстетической культуры студентов в университете. Интересными являются сравнительные данные динамики ее формирования в разные годы у студентов классического университета. Автор получил данные, свидетельствующие о необходимости целенаправленного и планомерного осуществления этого процесса в университете.

Ключевые слова: этноэстетическая культура, этнокультурное образование, этнокультура, университет, этнокультурный контекст.

In the modern socio-cultural situation of multinational Russia is actualized the problem of formation anaesthetically culture of students at the university. The comparative facts of the dynamics of its formation in different years of students are interesting. The author received evidence of the necessity of purposeful and systematic implementation of this process at the University.

Keywords: ethnoesthetically culture, ethno-cultural education, ethnic culture, university, ethno-cultural context.

Этноэстетическая культура — специализированная часть культуры общества и личности, сложное системное образование, системообразующими элементами которого выступают эстетические отношения того или иного народа и соответствующая им система этноэстетических ценностей. На ее основе складывается этноэстетическая культура личности. К структурно-функциональным элементам этноэстетической культуры относятся: совокупность художественных ценностей, представляющих собой эстетические модели и идеалы этноса; эстетикопедагогическая и социально-творческая деятельность ярчайших представителей национальной культуры этноса (певцов, сказителей, танцоров, мастеров декоративно-прикладного искусства). Ядром этноэстетической культуры выступает традиционная народная культура, познание которой сопровождается развитием таких специфичных черт, формированием таких особых качеств личности, как художественный вкус, этноэстетический идеал, этноэсте-тическое переживание, способность видеть, чувствовать и воспроизводить красоту и гармонию и эстетически ее оценивать с позиции того или иного этнического менталитета. Чувственная природа этнической культуры делает ее уникальным транслятором этноэстетических идеалов, вкусов, потребностей, чувств от одного поколения к другому [1, с. 17-21].

Проделанный нами теоретический анализ показывает, что в научной литературе нет дефиниции, характеризующей взаимозависимость педагогической культуры и

ее эстетической составляющей на основе этнокультуры. Тесная внутренняя связь эстетического и этнического не вызывает сомнения, так как характеризует отношение цели и средства ее достижения. Этническое и эстетическое объединяются в педагогической деятельности, с одной стороны, нацеленностью на выработку у воспитанника системы ценностей, моделей поведения, жизненного идеала. Идеал человека выступает конечной целью формирования личности и специалиста в конкретной исторической ситуации. Эта цель представляет собой обобщение духовных, эстетических и т. п. качеств личности, формирование которых обусловливается требованиями общества. Таким образом, этноэстетическая культура является характеристикой общей и профессиональной культуры личности, проявляется на практическом (как формируемая в университете в процессе этноэстетических технологий характеристика личности) и идеальном уровне (как показатель устремленности профессионального роста) Мы опираемся на русскую национальную культуру по трем причинам. Во-первых, для Орловского региона это наиболее актуально, так как в национальном составе нашей области русские, по данным Статистического управления, составляют около 95%. Во-вторых, привлекательна сама русская народная педагогика тем, что одной из отличительных черт данной системы воспитания является культивирование уважительного отношения к другим народам и культурам. В-третьих, Орловский государственный университет относится к

© М.И. Алдошина © M.I. Aldoshina

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 PEDAGOGICAL SCIENCES

традиционным провинциальным вузам. С одной стороны, положительно сказывается довольно близкое расположение столицы, близость очагов культуры, развитость контактов и отрицательно «вестернизация, гедонизация, стратификация социальных и культурных процессов, а с другой - традиционные связи с корнями, аграрный характер хозяйствования и сохранение (в какой-то мере) села как духовного центра русской жизни, регулятора поведения, центра трансляции и развития национальных традиций и основ воспитания.

Мы решили провести контрольный срез в рамках экспериментальной работы, сравнив данные 2001-2009 гг. [2, с.114-115] по формированию этноэ-стетической культуры студентов в образовательном процессе университета, в ходе которого была подтверждена продуктивность теоретической модели и методики формирования этноэстетической культуры студентов в университете, подкрепленная полученными эмпирическими данными. Базой опытно-экспериментальной работы, проводимой в 2014-2016 гг., выступили исторический и факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», студенты 1,2 и 3 курсов которого обучаются на направлениям подготовки «Педагогическое» и «Психолого-педагогическое образование» и специальности «Психология и педагогика девиантного поведения».

Говоря о значимости этнокультуры в жизни современного человека, студенты университета отмечают ее связующую роль для поколений (46%), необходимость для духовного развития человека (22%), потребность для расширения кругозора и интеллекта (7%), эмоциональную (15%) и практическую(10%) значимость.

Нами была использована экспериментальная методика определения степени согласия [4, с. 113], в которой студентам был предложен вопрос: "Согласны ли вы с утверждением, что без знания этнокультуры и умения заниматься каким-то ее видом, трудно себе представить истинно красивого человека и квалифицированного преподавателя?"

Путем математических вычислений была получена степень согласия (СС) = 3,32. Данный показатель истинен, если его значение лежит в пределах от 0 до 5. Полученный нами показатель степени согласия студентов преподавателей с приведенным утверждением показывает, что отрицательные стороны современной действительности оказали свое воздействие и результаты диагностики невысоки, но данные группы можно использовать в рамках экспериментальной работы, так как их согласованность влияет на результаты исследования незначительно в допустимых пределах.

Изучая эстетические интересы, мы установили, что студенты знают некоторые виды традиционной культуры, выделяя музыкальный фольклор (35%), народные танцы (78%), устное народное творчество (92%), декоративно-прикладное искусство (96%), различные ритуалы и обряды (88%), народный театр (85%).

Результаты анкетирования свидетельствуют о том,

что студенты занимались или продолжают заниматься различными видами народного творчества: им нравятся занятия вышивкой, вязанием, резьбой по дереву (по 48%), песенным и танцевальным творчеством (по 8б%), в студии художественного слова (27%) и театральном кружке (46%). Их притягивает в этих занятиях красота, изящество, яркость полученных изделий (56%), их практическая ценность (56%) и своеобразие (14%), а также возможность проявить свою умелость (28%), передать свои чувства и настроение (28%). Полученные данные свидетельствуют о привлекательности и эмоциональной ценности занятий народным искусством.

Мы решили выявить источники информации об эт-нокультуре. Данное исследование показало, что таковыми являются преподаватели - 44%, родители - 38% и собственная деятельность студентов - 18%. Мотивируя свой выбор, студенты говорят о причинах их интереса к этнокультуре родного края. Обрабатывая творческие работы (сочинения-рассуждения) на тему: "Почему Вы занимаетесь народным искусством?", мы получили следующие данные. Студентов привлекает интерес к смене деятельности, возможность заниматься чем-то без принуждения (как в вузе, так и дома) (46%); получение эстетического удовлетворения от занятий (42%) и эстетического наслаждения от результатов собственной деятельности (36%), возможность эмоциональной разрядки (48%).

Для выявления эмоционально-личностного отношения к традиционной культуре мы использовали модифицированную методику определения уровня эмпатии студентов (разработка И.Ю. Соколовой). Для определения типа этнической идентичности личности мы использовали методику Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой [5, с. 181]. Анализ данных о типе этнической идентичности личности показал, что превалирует низкий уровень (74%) - уровень контактов, для которого характерны необязательные контакты с представителями своей этнической группы (на основе принадлежности к ней), безразличие к вопросам своей этнической принадлежности, отсутствие интереса к проблеме своих корней и членства в данной этнической группе.

Изучение эмоционального отношения к произведениям и явлениям этнокультуры у студентов позволило обнаружить примитивность и бедность эстетических реакций, затруднения при озвучивании эстетических оценок. При оценках разных видов этнокультуры предпочтения отдаются ярким образам, динамичному сюжету. По уровню эмоциональных предпочтений около 64% студентов продемонстрировали низкие показатели. Часто звучали такие ответы: «Мне интересно изучать культуру своего народа, но не испытываю гордости за него». Студенты часто не могут определить, чем вызваны их приятные ощущения при взаимодействии с произведениями этнокультуры. Причем, юноши часто не желали рассказывать о своих чувствах, эмоциональных состояниях, а девушки были более активны, не стеснялись озвучивать свои переживания, состояния, мысли. Взаимодействие со студентами разных

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016

курсов обучения показало, что при существующей организации процесса обучения в университете от курса к курсу не разворачивается палитра эмоциональных и чувственных проявлений студентов по отношению к произведениям и явлениям этнокультуры, не расширяется спектр предпочтений, не происходит осознание ее ценностей. Студенты называли лишь отдельные виды и жанры традиционной культуры. Их представления отличались неточностью, фактическим отсутствием понимания взаимосвязи между жизнедеятельностью современного человека и ценностями этнокультуры. Культурологические знания студентов также были ничтожно малыми (не могли определить понятия «культура», «этнокультура», «единство национального и мирового»). Такие данные позволяют констатировать, что несистематизированное преподавание общекульту-ных дисциплин в университете фактически не влияет на формирование этноэстетического новообразования в структуре личности.

Исследование показало, что при равных исходных возможностях высокий уровень сформированности этноэстетической культуры студентов к концу эксперимента в экспериментальных группах в среднем отмечен в 1,7-1,8 раза больше, чем в контрольных (за исключением показателя «деятельного погружения в этносреду» по критерию этнической идентификации личности и показателя «индивидуального стиля общения» по критерию продуктивно-творческой направленности личности). Низкий уровень сформированности искомой культуры студентов в контрольных группах сохраняется по семи показателям, тогда как в экспериментальных - только по двум. Данные анализа свидетельствуют о том, что динамика роста уровня ее сформированности в экспериментальных группах более выражена и значительна. Результативность эмпирических исследований подтверждена статистической обработкой.

Для проверки статистической значимости эффективности формирования уровня этноэстетической культуры студентов результаты оценки разных экспериментальных и контрольных групп были объединены. Это позволило упростить схему расчетов без потери содержательности выводов. Так как измерение уровня сформированности этноэстетической культуры проведено в порядковой шкале, где балльные оценки выставлены при выделении качественных параметров и нижние границы обеих выборок содержат более пяти элементов в каждой, для проведения проверки нами был выбран критерий согласия распределения Фишера.

Полученные данные свидетельствуют о том, что статистически значимые отличия в эффективности формирования этноэстетической культуры студентов в университете в экспериментальных и контрольных группах обнаружены по десяти показателям из двенадцати. Что касается П7 - «деятельное погружение в этнокультурную среду», то статистическая значимость различий на 10% уровне значимости не позволяет судить о продуктивности формирования данного аспекта личности специалиста в университете, ведь данный показатель

является длительно формируемым и может незначительно проявляться в студенческом возрасте. Малый прирост показателя П11 - «индивидуальный стиль общения» обусловлен непродолжительностью (с точки зрения формирования стилевых характеристик деятельности) периода этноэстетического развития в университете, индивидуальной опосредованностью и необходимостью долговременной и систематической деятельности в данном направлении.

Уровень различий значимости (более 6%) по показателям личностной позиции (П10) и творческого потенциала будущих преподавателей является достаточным и свидетельствует об эффективности процесса формирования этноэстетической культуры будущих специалистов в университете. Вместе с тем, успешность развития данных показателей (по 72%) в контрольных группах приводит к выводу о том, что данные процессы являются логическим следствием профессионального становления студентов в университете.

Представляется важным для формирования этноэстетической культуры студентов высокий уровень различий успешности (от 1 до 5 %) по показателям П2, П з и П 4 критерия культуросообразности образования, что подчеркивает значимость эмоционально-чувственного отклика и деятельного освоения явлений и произведений этнокультуры. Важность практического применения этноэстетических ценностей в деятельности будущих специалистов социального и гуманитарного профилей иллюстрирует и П9 критерия этноэстетической компетентности, проявившийся на высоком уровне.

Экспериментальные данные свидетельствуют, что очень высокий уровень значимости различий (менее 1%) наблюдается по показателям П1, Пб, Па и Па. Данный факт объясняется целенаправленностью процесса формирования этноэстетической культуры студентов, стремлением осознания нового через категории известного, и, с третьей стороны, проявляется студенческая привычка усваивать новую информацию на уровне набора знаний. Осознание значимости этноэстетических ценностей, выработка отношений к ним, формирование ценностных ориентаций на творческое применение их в профессиональной деятельности и поведении, становление индивидуального стиля общения, деятельности и поведения подчеркивают логичность и значимость проводимой в университете деятельности по формированию исследуемой культуры студентов. Проведенное исследование продемонстрировало, что правильно выделены и этапы формирования этноэстетической культуры студентов, подчеркивая необходимость наращивания интеллектуального багажа, затем постепенное развитие спектра этноэстетических чувств, переживаний и отношений через «прикосновение» к элементам этноэстетической деятельности и, наконец, деятель-ностное ее осуществление в непосредственной практике. Таким образом, соединяется логика постижения личностью прекрасного в этнокультуре, логика процесса познания и правило профессионального роста: от знания - к умению, от умения к мастерству.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 PEDAGOGICAL SCIENCES

Проведенная экспериментальная работа подтвердила полученные данные о востребованности студенческой молодежью ценностей традиционной этнокультуры не только в качестве личностной основы, цементирующей формирование Человека, но и базиса профессиональной культуры и компетентного специалиста в выбранной сфере педагогической деятельности. Это нам позволяет аргументировать этнокультурный контекст современного университетского образования (не вдаваясь в детальную полемику о соотношении поликультурности и этнокультурности в образовании), как результат осмысления некоторых теоретических противоречий:

Во-первых, важнейшей ценностью индустриально развитых обществ и постиндустриальной культуры является ценность индивидуально-личностного развития, основанного на свободе выбора, которая не может быть ограничена ни этнокультурной идентичностью, ни полом, ни национальностью, ни социальным происхождением и т.п. Этнокультурные стереотипы традиционной культуры, интегрированные в учебно-воспитательный процесс и образовательное пространство современного российского образования, специфическим образом трансформируют педагогическую среду становления и развития личности: ограничивают свободу выбора и препятствуют максимальному раскрытию личностного потенциала каждого обучаемого, что может иметь как отрицательное значение для формирующейся личности, так и положительное.

Во-вторых, этнокультурному равенству как ценности постиндустриальной культуры и фундаментальному условию формирования жизненных стратегий современной цивилизованной личности противосто-

ит традиционализм этнокультурных отношений, в производимый традиционным семейно-родительс подходом в отечественном образовании подрастг поколения (например, в полинациональных и поли вальных регионах, сельской местности) [3, с.56].

В-третьих, в то время как в социогуманитарном познании конца ХХ века произошла смена научнь парадигм поликультурности, в свете которой оснс внимание переносится на контекст формирована интерпретации этнокультурных различий, в педаг и школьной практике доминируют устаревшие под («плавильного котла», «мозаики», «ассимиляции»

В-четвертых, в ХХ веке существенно изменились условия этнокультурной идентификации. Повсеместный переход к совместному школьному разованию значительно увеличил возможности п< культурной, «интернациональной» стратегии обу-и взаимопроникновения культур, формирования с ных этнокультурных идентичностей, облегчил вза понимание между этносами, создавая психологич условия для формирования кооперативных проду ных отношений между обучаемыми в различных с рах общественной и личной жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что при це ленаправленной работе по внедрению модели ф( мирования этноэстетической культуры студентов образовательный процесс университета будет ус формироваться искомое новообразование. Динам (2009 и 2016 гг.) данного процесса подтверждена ках контрольного среза эксперимента на базе фа1 тов педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловск государственный университет имени И.С. Тургене

Библиографический список

1. Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета: автор дис. ... д-ра пед. наук. Орел, ОГУ, 2009. 45с.

2. Алдошина М.И. Аспект результативности формирования этноэстетической культуры будущих преподавателей в универ тете // Образование и общество. 2010. №3. С.113-115

3. Илларионова Л.П. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи: учебное пособие. М.: Издательство РГСУ 2013.

4. Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.

5. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

References

1. Aldoshina M. I. Formation of ethnoaesthetic culture of students in educational process of university: abstract. ... Doc. ped. Scie Orel, 2009. 45 p.

2. Aldoshina M. I. Aspect of productivity of formation of ethnoaesthetic culture of future teachers at university//Education and society. 2010. № 3. Pp. 113-115.

3. Illarionova L.P. Social and pedagogical maintenance of a young family: manual. M.: RSSU publishing house, 2013.

4. Grabar' M. I. Application of mathematical statistics in pedagogical researches. M.: Pedagogics, 1977.

5. Soldatova G. U. Psychology of interethnic intensity. M.: Smysl, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.