формирования такого способа жизни, который способствует достижению как личных, так и общественных целей. Критерием эффективности этого процесса является уровень здоровья молодежи, уровень физической трудоспособности и социальной дееспособности [2, с.193].
Ограниченность в регулярности использования потенциала физической культуры ведет к не совершенствованию формирования личности, так как физкультурно-спортивная деятельность является важным фактором гармоничного развития личности.
Необходима целенаправленная работа по увеличению интереса к физической культуре, с учетом индивидуальных особенностей личности, формированию осознанной потребности к систематическим занятиям физической культурой, сохранению собственного здоровья.
Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.
Повышение уровня положительной мотивации к систематическим занятиям по физической культуре возможна за счет улучшения качества физического воспитания студентов.
Список использованной литературы:
1.Хусаинов Б. А. Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре [Текст] / Б. А. Хусаинов // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 378-381.
2. Черешнева А. Ю., Чернышева И. В., Шлемова М. В., Липовцев С. П. Мотивация студентов к активности на занятиях физической культуры // Успехи современного естествознания . 2013. №10. - С.193.
© Агеев А.В., Козенко Е.Ю., Мартыненко Н.В., 2016
УДК - 378.036
Алдошина Марина Ивановна,
доктор педагогических наук, доцент декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»г. Орел, РФ,
maraldo [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования этноэстетической культуры студентов. Ситуация в культурной и социальной жизни России начала 21 века содержит проблемы личностного становления как часть проблем профессионального образования в университете. Она включает понятие, аспекты структуры, характеристику личности студента классического университета со сформированной этноэстетической культурой и результаты данного процесса в университете.
Ключевые слова Культура, этноэстетика, студент, университет.
The current situation in Russia in the twenty-first century in social and culture makes the problem of personal development as part of his professional education at the university. The ethno-aesthetic culture of pre-servise teachers, its structure, content, сharakteristike of the student,s personality classical university with ethno-aesthetic culture and the result,s aspect of development in the university are regarded.
Key words Culture, etnoestetika, student, university.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
В условиях модернизации современного российского образования, внедрения компетентностного подхода и реализации новых требований к качеству подготовки выпускников вузов, одной из важнейших задач является формирование воспитывающего пространства вуза. Большинство вузовских организаторов и руководителей воспитательного процесса в высшем учебном заведении не акцентируют достаточного внимания на технологической составляющей организации, от которой напрямую зависит эффективность и качество формирования специалиста нового поколения, ограничиваясь контрольными и аналитическими функциями. Тем не менее, воспитательная деятельность, составляющая образовательного процесса университета - это приоритетная, неотъемлемая универсальная составляющая его деятельности. Важнейшей составляющей данной деятельности выступает формирование этноэстетической культуры студентов [3,С.20]. .
Реальным культурным содержанием образование человека наполняется только в условиях вне биологического способа связи людей в их совместной деятельности, т.е. обществе как социально организованном пространстве их жизни. Образование отдельного человека призвано придать ему образ, который содержит в органическом единстве общие, особенные и единичные характеристики. На уровне общих характеристик человек в образовании обретает свои родовые черты, некие универсальные свойства, делающие его человеком как таковым независимо от их конкретного социокультурного наполнения. На уровне особенных характеристик образование приводит к наполнению всех указанных свойств человека конкретным социокультурным содержанием, в зависимости от места, времени, условий его жизни, принадлежности к половозрастным, этническим, социально-классовым, религиозно-конфессиональным, профессиональным и другим общественным группам. На уровне единичного образование оказывается неразрывно связанным с реализацией уникально неповторимых свойств каждого отдельного человека, с его самоидентификацией, самоопределением, самореализацией.
Каждое конкретное общество, каждая культура несут в себе образы-образцы, обусловленные наличными социокультурными рамками, которые, как правило, и будут определять генезис его личностных характеристик. С ними связывается возможность осуществления родовых качеств человека, его индивидуальности, ибо исторически сложившийся тип культуры и общества стимулирует проявление сущностного родового творческого начала в человеке, его свободное самоопределение. А.С.Панарин утверждает, что «настоящая творческая личность, способная что-то сделать в науке и культуре, это тип, сохранивший архаическую способность воспламеняться, бескорыстно усердствовать, тянуться к высшему» [5, С.492].
Необходимо добавить к данному перечню и то, что наступающая культура многоголосна, поливариантна, а система образования в своем подавляющем большинстве одномерна» [4,С.68]. «Преодоление обще цивилизационного кризиса и культурно-цивилизационный прогресс возможен лишь при радикальной смене бытующих ныне технологий, форм жизнедеятельности, форм самоорганизации общества, а значит, и парадигмы образования, которая, отражая реалии информационной культуры, должна формировать не человека-функцию, а личность, несущую индивидуальную ответственность за свою судьбу и судьбу цивилизации» [4, С.106]. Главным приоритетом в университетском образовании должно стать создание условий для включения личностных структур студента - критичности, мотивирования, смыслотворчества, рефлексии и т.д. Благодаря их деятельности начинается процесс творчества: определение ценности воздействия, своего места во взаимоотношениях с участниками педагогического процесса, ценностей диалога, личностных особенностей, которые определяют смысл, содержание и направленность образования. Именно в этом случае возможно появление личностного смысла в образовании, когда, «ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком» [1, С.191].
По мнению Е.В.Бондаревской, главной жизненной проблемой каждого человека является обретение смысла жизни, который формируется в процессе получения образования и вхождения человека в культуру. Человек культуры характеризуется развитием субъектных индивидуальных свойств жизнетворчества, самостоятельности, адаптивности и др. По ее мнению, культура, как ценность воспитания, предстает в своем
объективном содержании, которое необходимо сохранять и передавать новым поколениям, а также в ее личностном значении: как процесс отношения к ней человека, сфера его культурного творчества, эстетических переживаний, духовного саморазвития, культурного роста. Такая постановка проблемы позволяет сформулировать нам еще одну тенденцию современного образования - необходимость совершенствования образовательных и воспитательных технологий в университете на основе диалога, сотворчества и сотрудничества, в целях личностно-творческого развития, формирования культуры студента.
Примером подобного подхода является рассмотрение технологий этноэстетического воздействия на студента в ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» на факультет педагогики и психологии на направлении подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Формирование этноэстетической культуры студентов осуществляется этапно и весь комплекс целенаправленной деятельности можно представить в виде трех модулей: аудиторное этноэстетическое обучение, внеаудиторная обучающая деятельность этноэстетической направленности, этноэстетическое воспитание в процессе подготовки и проведения социально-значимых дел [2; С. 36].
Этап адаптации (1 курс обучения) своей целью имеет приспособление личности студента к университетскому образованию. Тематика данного этапа - «Выявление взаимодействия общей и профессиональной культуры студента» определяется началом изучения курса «Основы профессиональной деятельности», «Профессиональная этика» (модуль аудиторного этноэстетического обучения), выполнением элементарных видов научно-исследовательской работы (научные доклады, рефераты, творческие работы, сочинения) - модуль внеаудиторного этноэстетического обучения - и проведением эпизодических и немасштабных воспитательных дел (в случае необходимости, участие в художественно-творческих объединениях Института эстетического образования, Дельфийском фестивале, проведение профориентационной беседы) - модуль этноэстетического воспитания.
Этап становления (2 курс обучения) целеполагает формирование профессионально-педагогической культуры студента и ее этноэстетической составляющей на основе изучения разделов «Теории обучения и воспитания» (модуль аудиторного этноэстетического обучения), определением научных интересов в рамках конкурсов научных проектов (конкурс воспитательных проектов «Ступени»), докладов (модуль внеаудиторного этноэстетического обучения). Педагогическая олимпиада на этапе методического и итогового туров реализует этновоспитательные потенции.
Этап проявления (3 курс обучения) ориентируется на проявление этноэстетической культуры в практической деятельности в сфере образования, так как теоретическая подготовка (модуль аудиторного этноэстетического обучения) заканчивается, начинает преподаваться методический блок, что предполагает формирование «образа» профессии и вариантов его реализации с учетом специфики профессиональной деятельности. Дополнение данной работы систематической деятельностью по подготовке курсовых работ, участие в научных кружках и лабораториях НИИ психологии и педагогики (модуль внеаудиторного этноэстетического обучения), а также методические программы для летнего отдыха воспитанников, тренинговые и студийные занятия наполняют этноэстетическую деятельность в воспитательном аспекте.
Этап актуализации и индивидуализации (4 год обучения) - это этап индивидуализации и дифференциации структуры этноэстетической культуры личности, определения ее уровня и степени значимости в системе иерархии личностных образований. Непосредственное этноэстетическое аудитрное обучение закончено и превалирует внеаудиторная деятельность: подготовка материалов для курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в научных студенческих обществах, группах и лабораториях (модуль внеаудиторного этноэстетического обучения), а также проведение социально-активных и воспитательных дел в ходе педагогической практики (модуль этноэстетического воспитания).
Этап индивидуализации (обучение в магистратуре) логичен после первого опыта практической деятельности. Целью данного этапа является самооценка сформированности этноэстетической культуры, ее совершенствование и коррекция, что становится возможным благодаря аккумуляции потенциала аудиторного и внеаудиторного этноэстетического обучения и этноэстетчиеского воспитания (в виде конспектов занятий и воспитательных дел, курсовых и выпускных квалификационных работ, социально-значимых дел в вузе (например, деятельность объединения «Жаворонушки»), микрорайоне и т.п.).
Таким образом, этапная, целенаправленная организация воспитательной деятельности в унивесритетете позволяет сделать вывод о достаточном потенциале для формирования этноэстетической
культуры личности студента в университете. Однако данный процесс будет еще результативнее, если органично дополнится соответствующими возможностями внеаудиторной воспитательной работы, научно-исследовательской деятельности студентов, педагогической практики и продуцируется в социально-значимых видах деятельности.
Список использованной литературы:
1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991
2. Алдошина, М.И. О культурной миссии университетов // Высшее образование сегодня. - М., 2007. - №°5-С.35-38.
3. Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Орел, ОГУ, 2009. -45с.
4. Видт И.Е. Культурологические основы образования. - Тюмень: Изд-во Тюм.гос.ун-та, 2002 3. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: ЭКСМО, 2003. - 543с.
© Алдошина М.И., 2016
УДК 37.014
Алифиров Анатолий Иванович
канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Михайлова Ирина Витальевна канд. пед. наук, доцент РГСУ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
НОВЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ШАХМАТИСТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются новые методы подготовки юных высококвалифицированных шахматистов, в частности использование технических средств обучения, компьютерных программ и основные принципы применения компьютерных технологий.
Ключевые слова
Методы подготовки шахматистов, компьютерные технологии и программы.
Вопросы подготовки шахматистов в детском и юношеском возрасте мало изучены на настоящий момент. Например, практически отсутствуют исследования и научно-обоснованные технологии подготовки юных спортсменов с использованием шахматных программ и системы Интернет, несмотря на появление в России необходимой материально-технической базы для внедрения новых информационных технологий в систему спортивной подготовки шахматистов [1, с. 14].
Для эффективности тренировочного процесса сегодня требуется применение новых технических средств обучения, накопление теоретического и практического материала по обучению юных шахматистов [4, с. 56]. Это дает возможность выйти на качественно новый уровень организации учебного процесса. Естественно, что принципиально новые формы проведения тренировочного процесса могли появиться только в связи с принципиально новыми открытиями и инновациями в жизни человечества. Так достижения электронной промышленности и создание новых аппаратов оргтехники ознаменовали собой появление новых мощных средств, которые потребовали разработку новых специфических форм обучения, например, с использованием компьютера. В.Ю. Волков отмечал, что технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности, причем ему придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания. Необходимо иметь в виду, что шахматные компьютерные программы (КП) - только средство и посредник между тренером и спортсменом, а управление процессом подготовки происходит только в пределах модели, избранной тренером на этапах