Научная статья на тему 'Содержательные характеристики процесса формирования рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа'

Содержательные характеристики процесса формирования рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ СИТУАЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ВЫХОД / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ КОЛЛЕДЖА / FORMATION / REFLEXIVE POSITION / REFLEXIVE SITUATION / REFLEXIVE OUTPUT / MANAGEMENT PERSONNEL OF A COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бологова Н. А.

В статье раскрываются содержательные характеристики процесса формирования рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа, предпринята попытка рассмотреть различные подходы к формированию рефлексивной позиции управленческого персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTIAL CHARACNERISTICS OF THE FORMATION OF REFLEXIVE POSITION OF THE MANAGEMENTPERSONNEL OF A COLLEGE

The article tells about the substantial characteristics of the formation of reflexive position of the management personnel of a college.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики процесса формирования рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа»

ние на личность. Среди методов и приемов синергетического влияния, можно выделить пространственные и временные приемы. Они будут являться импульсами информационно-энергетического влияния на личность. Именно они запускают процессы самоорганизации как внутри, так и вне личности.

Другим важным аспектом будет выявление «аккупунктурной» точки влияния в данный момент и в данном месте. Синергетическое влияние будет связано с разрушением одних структур личности и самоорганизацией других, необходимых с точки зре-

Библиографический список

ния субъекта влияния. Необходимо умело задействовать синергию методов поощрения и наказания. Внешние системы, такие как коллектив, группы, также могут оказывать синергетическое влияние на личность, ее «перековку». Для получения эффективного результата влияния велика роль рефлексии субъекта, то есть способности предвидеть результаты и умения опережать и нейтрализовать защитные действия личности. Социальная перцепция до и после влияния является одним из критериев достижения результатов.

1. Малинецкий, Г.Г. Синергетика - от прошлого к будущему // Моделирование и анализ информационных систем. - № 3. - Т. 19.

2. Новикова, Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) / Л.И. Новикова, М.В. Соколовский / / Общественные науки и современность. - 1998. - № 1.

3. Смирнова, Е.Э. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) / Е.Э. Смирнова, А.П. Сопиков // Социальная психология личности; сост. В.Н. Куницына. - Л., 1974.

4. Гюго, В. Девяносто третий год. - М., 1963.

5. Кайдалов, Д.П. Психология единоначалия и коллегиальности: вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива / Д.П. Кайдалов, Е.И. Суименко. - М., 1979.

6. Гордин, Л.Ю. Методика воспитательного процесса: лекции по педагогике / Л.Ю. Гордин, И.Ф. Козлов, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев. -М., 1969.

7. Натанзон, Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. - М., 1972.

8. Коротов, В.М. Методика воспитательного процесса: лекции по педагогике / Л.Ю. Гордин, И.Ф. Козлов, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев. -М., 1969.

Bibliography

1. Malineckiyj, G.G. Sinergetika - ot proshlogo k buduthemu // Modelirovanie i analiz informacionnihkh sistem. - № 3. - T. 19.

2. Novikova, L.I. «Vospitateljnoe prostranstvo» kak otkrihtaya sistema (Pedagogika i sinergetika) / L.I. Novikova, M.V. Sokolovskiyj // Obthestvennihe nauki i sovremennostj. - 1998. - № 1.

3. Smirnova, E.Eh. Rassuzhdenie o rassuzhdeniyakh (refleksivnostj soznaniya lichnosti) / E.Eh. Smirnova, A.P. Sopikov // Socialjnaya psikhologiya lichnosti; sost. V.N. Kunicihna. - L., 1974.

4. Gyugo, V. Devyanosto tretiyj god. - M., 1963.

5. Kayjdalov, D.P. Psikhologiya edinonachaliya i kollegialjnosti: voprosih teorii i praktiki vzaimodeyjstviya rukovoditelya i kollektiva / D.P. Kayjdalov, E.I. Suimenko. - M., 1979.

6. Gordin, L.Yu. Metodika vospitateljnogo processa: lekcii po pedagogike / L.Yu. Gordin, I.F. Kozlov, V.M. Korotov, B.T. Likhachev. - M., 1969.

7. Natanzon, Eh.Sh. Priemih pedagogicheskogo vozdeyjstviya. - M., 1972.

8. Korotov, V.M. Metodika vospitateljnogo processa: lekcii po pedagogike / L.Yu. Gordin, I.F. Kozlov, V.M. Korotov, B.T. Likhachev. - M., 1969.

Статья поступила в редакцию 18.03.13

УДК 14.15.15

Bologova N.A. SUBSTIAL CHARACNERISTICS OF THE FORMATION OF REFLEXIVE POSITION OF THE MANAGEMENTPERSONNEL OF A COLLEGE. The article tells about the substantial characteristics of the formation of reflexive position of the management personnel of a college.

Key words: formation, reflexive position, reflexive situation, reflexive output, management personnel of a college.

Н.А. Бологова, соискатель каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Уральский гос. университет физической

культуры», г. Челябинск, E-mail: nbologova@mail.ru

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА КОЛЛЕДЖА

В статье раскрываются содержательные характеристики процесса формирования рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа, предпринята попытка рассмотреть различные подходы к формированию рефлексивной позиции управленческого персонала.

Ключевые слова: формирование, рефлексивная позиция, рефлексивная ситуация, рефлексивный выход, управленческий персонал колледжа.

В статье предпринята попытка рассмотреть различные подходы к формированию рефлексивной позиции управленческого персонала учреждения среднего профессионального образования. Под «формированием» в педагогике понимается:

• «придание определенной формы, законченности чему-либо; сложение, образование, развитие» [1, с. 430].

• «процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами, целостными устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности» [2, с. 92].

В нашем исследовании «формирование рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа» рассматривается, прежде всего, как процесс целенаправленного и организован-

ного овладения управленческим персоналом колледжа рефлексивной позицией, необходимой для успешной профессиональной управленческой деятельности. Специфической особенностью такого процесса заключается в том, что взаимодействие человека и объективной реальности переживается, оценивается и мыслится здесь с точки зрения отношения к профессиональной управленческой деятельности.

Необходимость формирования рефлексивной позиции как условия успешности в любом виде деятельности, в том числе, профессиональной, широко описана в литературе (Давыденко Т.М., Ильина Е.В., Карпов А.В., Кривых С.В., Пьянкова Г.С., Лепской В.Е., Романенко Н.М., Степанов С.Ю. [3 - 10] и др.).

«Рефлексию в настоящее время следует считать социально значимым феноменом, задающим ценности, критерии развития человека как целостной, открытой, саморазвивающейся системы. Рефлексию также следует считать условием возникновения особой инновационной среды, помогающей человеку преодолеть стереотипы, штампы, создать обстановку творчества» [11, с. 3]. Сам процесс рефлексии описывается так: «Субъект, совершающий какую-либо деятельность, в определенное время чувствует невозможность ее продолжения по причине возникшего затруднения, которое может выражаться и фиксироваться в недостижении цели или ощущения, что процесс происходит не так, как планировался, или эмоциональной неудовлетворенности по поводу ее протекания и т.д. В это время деятельность, как правило, приостанавливается. Если же она продолжается, то в ней повторяется та же ошибка, приводящая субъекта к состоянию неудовлетворенности. Как отмечает В.А. Метаева, чтобы выйти в рефлексию, нужно остановить деятельность и выйти из деятельностного слоя в мыслительный, другими словами, подумать о том, что и как ты делал. Для этого необходимо проанализировать содержание деятельности, процесс ее осуществления и найти тот элемент в деятельности, который создавал затруднение и мешал достижению цели - это будет первым шагом в осуществлении рефлексии.

Следующий принципиальный шаг в процессе рефлексии -не искать причины своей неудачи в поступках окружающих людей или во внешних обстоятельствах, а подумать над тем, что ты сам делал не так. Этот этап и означает критическое отношение к результатам собственной деятельности и себе как деятелю. По нашему мнению, важно, не выйти из рефлексии на этом этапе, так как конструктивный выход еще не найден. Для человека это опасно необоснованным занижением самооценки, разочарованием в собственном деле, внутриличностными конфликтами и т.д. На этапе критического анализа актуализируются эмоционально-волевые факторы поведения и деятельности. Это выражается в том, что человеку надо найти волю спросить у себя: «Что я должен сделать, чтобы преодолеть эту трудность?» А далее, надо начать думать и делать по-другому, изменить свое отношение к делу, к себе, к людям. Другими словами, этот этап означает поиск новой нормы, правила, образца деятельности, который снял бы затруднение, и человек мог дальше успешно продолжать деятельность» [11, с. 11].

Таким образом, сформированной рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа предшествуют рефлексивная ситуация и рефлексивный выход.

Рефлексивная ситуация. Выход управленца колледжа из существующей профессиональной позиции в новую рефлексивную позицию происходит в ситуации невозможности достижения намеченных профессиональных целей уже известными ранее методами, способами, приемами. Это приводит к появлению новой системы ценностных, когнитивных, интеллектуальных и деятельностных отношений их к управленческой действительности и субъектам среднего профессионального образования, основанной на критическом осмыслении оснований, характера, структуры, процессов и результатов собственной профессиональной деятельности, позволяющих преодолеть возникшие затруднения. Такая ситуация называться рефлексивной.

В рефлексивной ситуации можно выделить задачу, процесс ее осмысления и решения, неудачу как стимул и другие элементы.

И.С. Ладенко отмечает, что «процесс переосмысления выражается, с одной стороны, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «я» и реализуется в виде соответствующих поступков. С другой же стороны - в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям, а также в адекватной их перестройке как оснований и средств действенного преобразования содержания стоящей перед ним задачи в целях получения требуемого результата» [12, с. 27].

Рефлексия является принципом не только дифференциации в каждом развитом уникальном человеческом «я» его различных подструктур («я» - физическое тело, «я» - биологический организм, «я» - социальное существо, «я» - профессионал и другие), но и интеграции «Я» в неповторимую целостность, несводимых ни к одной из её отдельных составляющих. Рефлексия представляет собой прогрессивный способ осуществления «Я» и служит предпосылкой для реализации продуктивного способа решения конкретных управленческих задач.

Выделяются следующие этапы переосмысления [13, с. 37]:

1) актуализация смысловых структур «я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при её понимании;

2) исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия;

3) дискредитация актуализировавшихся смыслов до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий;

4) инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречий через осмысление целостным «я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново - собственно фаза «переосмысления»;

5) реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации.

Для целей нашего исследования интерес представляет алгоритм описания рефлексивной мыслительной деятельности применительно к управленцу колледжа при вхождении его в проблемную профессиональную ситуацию, который предложен Ю.Н. Кулюткиным [14, с. 45-47]. «Субъект действует как исполнитель, преследующий некоторую реальную цель. С точки зрения наблюдателя, следящего за деятельностью субъекта-исполнителя, проблемная ситуация может быть представлена в форме некоторого препятствия. ...Однако субъект обладает способностью посмотреть на самого себя сточки зрения “другого”. Субъект начинает наблюдать возникшую перед ним проблемную ситуацию со стороны, он поднимается над проблемной ситуацией и рассматривает самого себя как субъекта-исполнителя, взаимодействующего с целевым объектом. От ощущения внутреннего конфликта, диссонанса у субъекта возникает познавательное отношение к ситуации, потребность понять, что произошло. .При этом субъект занимает новую позицию - позицию субъекта познания, а ситуация, в которой практически действовал человек, выступает в качестве объекта познания.

. Анализируя данную схему, приходим к выводу о том, что столкновение субъекта с некоторой проблемой стимулирует его рефлексивный выход, а сама проблема становится объектом мыслительной деятельности человека, направленной на поиск вариантов разрешения этой проблемной ситуации» [14, с. 45-47].

Рефлексивный выход. Из рефлексивной ситуации осуществляется рефлексивный выход, результатом которого являются значительные изменения в процессе мышления, приводящие к достижению поставленной цели.

Г.П. Щедровицким предложен алгоритм механизма «рефлексивного выхода» из проблемной профессиональной ситуации [15, с. 140]. «Причиной «рефлексивного выхода» является факт не-удавшейся деятельности индивида: либо он получает не тот продукт, который хотел; либо не может найти нужный материал; либо вообще не может осуществить необходимые действия. В каждом из этих случаев индивид ставит перед собой (и перед другими) вопрос: почему у него не получилось желаемое и что нужно сделать, чтобы всё-таки получилось то, что он хочет.

Для ответа на этот вопрос человек должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию, внешнюю как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности. Выход за пределы деятельности с целью выстраивания её смыслов называется рефлексивным выходом. Новая позиция деятеля, характеризуемая относительно его прежней позиции, будет называться рефлексивной позицией, а знания, вырабатываемые в ней, будут рефлексивными знаниями, поскольку они берутся относительно знаний прежней деятельности».

Данный алгоритм механизма «рефлексивного выхода» управленца колледжа из проблемной профессиональной ситуации схемы позволяет выявить сущность рефлексивного выхода и акцентировать внимание на дальнейший целесообразный характер выхода управленца колледжа в рефлексивную позицию.

Анализ структуры рефлексивного акта управленца колледжа весьма полезен для понимания его содержательных характеристик. По мнению Н.Г. Алексеева [16, с. 14], она включает в себя следующие компоненты:

1. Произвольная остановка предшествующего и подлежащего рефлексии действия или размышления. То есть необходимо остановить мысль относительно прежней цели и переключить её на анализ средств собственного мышления.

2. Фиксация размышлений в существенных узлах во внутреннем (как правило, вербальном) плане или - что более продуктивно - вынесенном вовне, то есть, письменном. Нет необходимости восстанавливать всё, достаточно выделить узловые пункты и причинные связи между ними. Для фиксации каждого выделенного фрагмента можно воспользоваться одним - тремя словами. Отдельные фиксации, чтобы они не утерялись в потоке сознания, должны быть закреплены либо на листке бумаги (в индивидуальных случаях) либо на доске, плакате (в коллективных случаях).

Рис. 1. Структура рефлексивного акта (по Н.Г. Алексееву [16])

3. Объективация, то есть переработка (переоформление) сделанных фиксаций в объект (объекты), выражаемые в различных схемах, что обеспечивает общее видение и понимание рефлексируемого содержания, а также возможность последующего использования полученных результатов как для изучения и исследования, так и для организации собственной (так и других лиц) деятельности. В процессе объективации начинается преобразование фиксаций, сведение их к некоторой целостной форме, к некоторому одному или нескольким объектам. С объектом возможно уже работать в различных контекстах, то есть рефлексия объективирует свои результаты, давая возможность работать в онтологической плоскости.

4. Отстранение. Действие указанного механизма предполагает наличие двух обязательных условий: во-первых, отстранения от ценностных установок рефлексирующего; во-вторых, сохранения содержания рефлексируемого, ибо именно оно является объектом рефлексии.

Новая позиция управленца колледжа, называемая рефлексивной позицией, характеризуется совокупностью способностей, способов, стратегий, тактических приёмов, обеспечивающих осознание и преодоление стереотипов личностного опыта и де-

ятельности путём их переосмысления, выдвижения и воплощения инновационных идей, возникающих в процессе решения профессиональных задач. В рефлексивной позиции управленческих кадров колледжа осуществляются специфические мыслительные действия, направленные на развитие профессиональной деятельности и себя как индивидуальности.

Как следствие, создается такая организация профессиональной ситуации, единой для всех действующих субъектов среднего профессионального образования, которая даёт им всем возможность, несмотря на различие их профессиональных позиций и объективное различие тех смыслов, которые должны в этих профессиональных ситуациях образовываться, видеть, понимать и восстанавливать один и тот же объективированный и нормированный смысл профессиональной управленческой деятельности.

Таким образом, рассмотренные нами содержательные характеристики процесса формирования рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа, позволяют продолжить исследование по разработке и теоретическому обоснованию модели формирования рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа в процессе повышения квалификации.

Библиографический список

1. Профессионально-педагогические понятия: словарь / под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург, 2005.

2. Найн, А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя. - Челябинск, 2007.

3. Давыденко, Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика: монография. - М., 1995.

4. Ильина, Е.В. Основы рефлексивного управления в подготовке менеджеров образования // Педагогический университетский вестник Алтая. - 1999. - № 10.

5. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов управления. - М., 2000.

6. Кривых, С.В. Социальная рефлексия в основе социального взаимодействия // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы Международной научно-практич. конф. - СПб., 2011.

7. Пьянкова, Г.С. О развитии профессиональной рефлексии специалиста XXI века в процессе его непрерывного образования // Общие проблемы университетского образования: итоги и прогнозы на рубеже нового тысячелетия: тезисы докладов Международной научнометодической конференции. - Пермь, 1999.

8. Рефлексивные процессы и управление: сборник материалов VI Международного симпозиума 10-12 октября 2007 года, Москва / под ред. В. Е. Лепского. - М., 2007.

9. Романенко, Н.М. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала руководителей образовательных учреждений // Педагогический университетский вестник Алтая. - 1999. - № 12 [Э/р]. - Р/д: http://www.bspu.secna.ru / Journal / vestnik / vestnik. Html.

10. Степанов, С.Ю. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. - М., 1993.

11. Метаева, В.А. Методологические и методические основы рефлексии. - Екатеринбург, 2006.

12. Ладенко, И.С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. - Новосибирск, 1990.

13. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. - 1985. - № 3.

14. Кулюткин, Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. - СПб.,

2001.

15. Щедровицкий, Г.П. Организация, руководство, управление [Э/р]. - Р/д: http: // www.consultlib.nm.ru

16. Алексеев, Н.Г. Философские основания рефлексивного подхода // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образова-

ния: сборник статей / под общ. ред. А.В. Карпова, И.Н. Семёнова. - Ярославль, 2004.

Bibliography

1. Professionaljno-pedagogicheskie ponyatiya: slovarj / pod red. G.M. Romanceva. - Ekaterinburg, 2005.

2. Nayjn, A.Ya. Sovremennihyj slovarj-spravochnik molodogo issledovatelya. - Chelyabinsk, 2007.

3. Davihdenko, T.M. Refleksivnoe upravlenie shkoloyj: teoriya i praktika: monografiya. - M., 1995.

4. Iljina, E.V. Osnovih refleksivnogo upravleniya v podgotovke menedzherov obrazovaniya // Pedagogicheskiyj universitetskiyj vestnik Altaya. -1999. - № 10.

5. Karpov, A.V. Psikhologiya refleksivnihkh mekhanizmov upravleniya. - M., 2000.

6. Krivihkh, S.V. Socialjnaya refleksiya v osnove socialjnogo vzaimodeyjstviya // Socialjnoe vzaimodeyjstvie v razlichnihkh sferakh

zhiznedeyateljnosti: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - SPb., 2011.

7. Pjyankova, G.S. O razvitii professionaljnoyj refleksii specialista XXI veka v processe ego neprerihvnogo obrazovaniya // Obthie problemih universitetskogo obrazovaniya: itogi i prognozih na rubezhe novogo tihsyacheletiya: tezisih dokladov Mezhdunarodnoyj nauchno-metodicheskoyj konferencii. - Permj, 1999.

8. Refleksivnihe processih i upravlenie: sbornik materialov VI Mezhdunarodnogo simpoziuma 10-12 oktyabrya 2007 goda, Moskva / pod red. V. E. Lepskogo. - M., 2007.

9. Romanenko, N.M. Razvitie refleksivno-innovacionnogo potenciala rukovoditeleyj obrazovateljnihkh uch-rezhdeniyj // Pedagogicheskiyj universitetskiyj vestnik Altaya. - 1999. - № 12 [Eh/r]. - R/d: http://www.bspu.secna.ru / Journal / vestnik / vestnik. Html.

10. Stepanov, S.Yu. Upravlencheskaya innovatika: refleprakticheskie metodih. - M., 1993.

11. Metaeva, V.A. Metodologicheskie i metodicheskie osnovih refleksii. - Ekaterinburg, 2006.

12. Ladenko, I.S. Formirovanie tvorcheskogo mihshleniya i kuljtivirovanie refleksii. - Novosibirsk, 1990.

13. Stepanov, S.Yu. Psikhologiya refleksii: problemih i issledovaniya // Voprosih psikhologii. - 1985. - № 3.

14. Kulyutkin, Yu.N. Izmenyayuthiyjsya mir i problema razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. Cennostno-smihslovoyj analiz. - SPb., 2001.

15. Thedrovickiyj, G.P. Organizaciya, rukovodstvo, upravlenie [Eh/r]. - R/d: http: // www.consultlib.nm.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Alekseev, N.G. Filosofskie osnovaniya refleksivnogo podkhoda // Refleksivnihyj podkhod k psikhologicheskomu obespecheniyu obrazovaniya: sbornik stateyj / pod obth. red. A.V. Karpova, I.N. Semyonova. - Yaroslavlj, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.02.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.