Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективной реализации рефлексивного управления развитием колледжа малого города'

Педагогические условия эффективной реализации рефлексивного управления развитием колледжа малого города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНО-АКТИВНАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ / ПОИСК СОБСТВЕННЫХ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / REFLEXIVE MANAGEMENT / REFLEXIVE-ACTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FORMATION OF REFLEXIVE POSITION / FINDING INDEPENDENT WAYS OF DEVELOPMENT / OVERCOMING PROFESSIONAL DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харлов Михаил Аркадьевич

На основе существующих научных взглядов представлен комплекс педагогических условий эффективной реализации рефлексивного управления развитием колледжа малого города, включающий в себя: формирование специфичной рефлексивноактивной образовательной среды инновационного развития, ингерентной для взаимодействия, взаимообмена и интегрирующей деятельность субъектов рефлексивного управления; целенаправленную подготовку (повышение квалификации) управленческого и педагогического персонала колледжа малого города к рефлексивному управлению; поиск собственных путей развития колледжа с учетом специфики культурноценностных традиций, социальных отношений и динамики изменений, сложившихся в территориальном пространстве малого города; использование рефлексии профессиональной деятельности как средства по преодолению профессиональных затруднений участников процесса рефлексивного управления развитием колледжа малого города. Педагогические условия данного комплекса отличаются научной новизной в силу их специфичных содержательных характеристик, являются необходимыми и достаточными, что засвидетельствовали результаты проведенной опытноэкспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFICIENT REFLEXIVE MANAGEMENT OF COLLEGE DEVELOPMENT IN A SMALL TOWN

Basing on the existing scientific opinions, the author describes a complex of pedagogical conditions for efficient reflexive management of college development in a town. The complex includes: formation of a specific reflexiveactive educational environment for innovative development, which organizes the activities of subjects of reflexive management and is inherent for interaction and interchange; training (retraining) of managers and teachers in reflexive management; finding independent ways of college development taking into account cultural traditions and values, social relations, and the dynamics of changes on the territory of a small town; using reviews (reflection) of professional activities as means of overcoming professional difficulties of parties involved in reflexive management of college development. Academic novelty of this complex is its pedagogical conditions, as they feature specific content characteristics and are necessary and sufficient, which was proved by the results of testing carried out by the author.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективной реализации рефлексивного управления развитием колледжа малого города»

УДК 37.013 М. А. Харлов

ББК 74.57 кандидат технических наук,

Шадринский политехнический колледж

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КОЛЛЕДЖА

МАЛОГО ГОРОДА

На основе существующих научных взглядов представлен комплекс педагогических условий эффективной реализации рефлексивного управления развитием колледжа малого города, включающий в себя: формирование специфичной рефлексивно-активной образовательной среды инновационного развития, ингерентной для взаимодействия, взаимообмена и интегрирующей деятельность субъектов рефлексивного управления; целенаправленную подготовку (повышение квалификации) управленческого и педагогического персонала колледжа малого города к рефлексивному управлению; поиск собственных путей развития колледжа с учетом специфики культурно-ценностных традиций, социальных отношений и динамики изменений, сложившихся в территориальном пространстве малого города; использование рефлексии профессиональной деятельности как средства по преодолению профессиональных затруднений участников процесса рефлексивного управления развитием колледжа малого города. Педагогические условия данного комплекса отличаются научной новизной в силу их специфичных содержательных характеристик, являются необходимыми и достаточными, что засвидетельствовали результаты проведенной опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: педагогические условия; рефлексивное управление; рефлексивно-активная среда; формирование рефлексивной позиции; поиск собственных путей развития; преодоление профессиональных затруднений.

M. A. Kharlov

PhD in Technical Sciences, Shadrinsk polytechnic college

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFICIENT REFLEXIVE MANAGEMENT OF COLLEGE DEVELOPMENT IN A SMALL TOWN

Basing on the existing scientific opinions, the author describes a complex of pedagogical conditions for efficient reflexive management of college development in a town. The complex includes: formation of a specific reflexive-active educational environment for innovative development, which organizes the activities of subjects of reflexive management and is inherent for interaction and interchange; training (retraining) of managers and teachers in reflexive management; finding independent ways of college development taking into account cultural traditions and values, social relations, and the dynamics of changes on the territory of a small town; using reviews (reflection) of professional activities as means of overcoming professional difficulties of parties involved in reflexive management of college development. Academic novelty of this complex is its pedagogical conditions, as they feature specific content characteristics and are necessary and sufficient, which was proved by the results of testing carried out by the author.

Keywords: pedagogical conditions; reflexive management; reflexive-active educational environment; formation of reflexive position; finding independent ways of development; overcoming professional difficulties.

При разработке комплекса педагогических условий эффективной реализации рефлексивного управления развитием колледжа малого города мы опирались на научные взгляды В. П. Беспалько [2] , Т. И. Остапенко [15], Т. М. Давы-

© М. А. Харлов, 2013

денко [4], ряда других ученых и пришли к тому, что эффективная реализация рефлексивного управления развитием колледжа малого города может обеспечиваться реализацией следующего комплекса педагогических условий.

1. Формирование специфичной рефлексивно-активной образовательной среды инновационного развития, ингерентной для взаимодействия, взаимообмена и интегрирующей деятельность субъектов рефлексивного управления. Категория «среда» издавна являлась объектом научных исследований. Л. С. Выготский [3], П. Ф. Лесгафт [10], изучая ее, неоднократно указывали на значительное влияние «среды» в образовании.

«Современный словарь по педагогике» дает современную трактовку этой дефиниции как «совокупности условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью» [17, с. 746].

Из такого понимания «среды» логично проистекает родственное понятие — «образовательная среда», «поскольку никакая материальная система не может существовать вне определенной среды, то «человек как "субъект образования" может находиться только в условиях "образовательной среды"» [19, с. 270].

Значительный вклад в исследование проблем «образовательной среды» внесли С. Д. Дерябо [5], В. П. Лебедева [8], В. А. Орлов [14]. В научных исследованиях даже сложился так называемый средовой подход.

Выделяются некоторые типологические признаки «образовательной среды»: «образовательная среда» любого уровня является сложносоставным объектом природы; целостность «образовательной среды» является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексных целевых установок обучения и воспитания; «образовательная среда» выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания [1, с. 36].

«Образовательная среда» в таком понимании естественным образом интегрируется с теми новыми возможностями, которые дает использование рефлексии, поскольку «составляющей процесса становления образовательной среды является рефлексивная деятельность» [9, с. 72]. В итоге образуется достаточно новое понятие «рефлексивная образовательная среда».

Понятие «рефлексивная образовательная среда», на наш взгляд, для целей исследования нуждается в определенном развитии. Семантически более оправданной является дефиниция «рефлексивно-активная образовательная среда», т. е. образовательная среда, базирующаяся на активном использовании рефлексии. В пользу этого нашего утверждения свидетельствует научная позиция В. Е. Лепского, который ввел понятие «рефлексивно-активной среды», исходя из принципа активности [9].

«Активность надситуативная — способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством надситуативной активности субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности...» [6, с.15]. Такая активность проявляется в трех формах: деятельностной, коммуникативной и рефлексивной.

Обобщенная процедура согласования субъектных позиций во взаимодействиях «субъект — рефлексивно-активная образовательная среда» колледжа малого города включает в себя:

- в рефлексивно-активной образовательной среде актуализируется рефлексивная площадка, адекватная рефлексивной позиции субъекта;

- рефлексивно-активная образовательная среда соответственно актуализирует у субъекта имеющуюся у него рефлексивную позицию;

- субъект и рефлексивно-активная образовательная среда совместно формируют новую рефлексивную площадку и новую рефлексивную позицию.

Нами выделяются следующие параметры рефлексивно-активной образовательной среды колледжа малого города, которые подлежат формированию:

- она соразмерна развивающейся в ней личности;

- педагоги, управленцы, студенты, работодатели в ней выступают в роли субъектов;

- организационная деятельность в ней носит социально-личностный характер;

- в ней обязательно актуализировано внутреннее противоречие или субъективное затруднение, связанное с управленческой, педагогической, учебной или иной деятельностью субъектов;

- она культуросообразна, поскольку именно в ней возможно переосмысление старых и создание новых культурных норм в процессе профессионального образования;

- в ней имеются возможности выбора в различных ситуациях, в которых находятся ее субъекты;

- она предполагает выбор таких методик, в которых упор делается, прежде всего, не на содержание, а на способы деятельности педагога и учащегося;

- любая деятельность ее субъектов, является креативной и исследовательской.

При этом рефлексивно-активная образовательная среда рассматривается как система, поскольку: вся ее организация подчинена определенной цели (т. е. она целостностна); она структурирована (т. е. она имеет элементы, части); наличествует взаимосвязанность и взаимодействие элементов (т. е. она самоорганизована и управляется в процессе развития).

Интеграция деятельности субъектов рефлексивно-активной образовательной среды колледжа малого города направлена не только на формирование специфических качеств личности субъектов в процессе рефлексивного управления развитием, но и на солидарную ответственность за результаты этого управления.

Это проявляется и в преобразовании всех компонентов рефлексивно-активной образовательной среды колледжа малого города: природного; пространственно-предметного; социального; учебно-методического и др.

2. Целенаправленная подготовка (повышение квалификации) управленческого и педагогического персонала колледжа малого города к рефлексивному управлению на основе сформированной у них рефлексивной позиции. Рефлексивное управление развитием колледжа малого города, сопряжено у управленческого и педагогического персонала с формированием собственной рефлексивной позиции, что требует соответствующей подготовки (повышения квалификации) персонала к этому.

В связи с этим, в нашем исследовании «формирование рефлексивной позиции управленческого и педагогического персонала колледжа малого города» понимается как процесс целенаправленного и организованного овладения управленческим и педагогическим персоналом колледжа рефлексивной позицией, необходимой им для успешной профессиональной деятельности в процессе рефлексивного управления развитием колледжа.

Структура рефлексивной позиции управленческого и педагогического персонала колледжа малого города определяется, прежде всего, предметом рефлексии и ее направленностью. Как следствие, она может быть представлена в следующих структурно-функциональных компонентах профессиональной деятельности: личностное, межличностное, предметно-функциональное, теоретико-методологическое направления. При этом структурно-функциональные компоненты включают в себя соответственно: переосмысление и корректи-

ровку содержания своего сознания, мотивов, ценностей, потребностей, задач, эмоций, психического состояния; проникновение во внутренний мир другого субъекта для понимания и оценивания себя, своей социальной значимости и статусности, адаптивность к влияниям внешней среды; осмысление своей профессиональной деятельности, профессионального общения, возможностей профессионального роста; анализ, оценивание и корректировка существующих научных теорий и технологий, собственных профессиональных знаний, умений, компетенций, восприятие их другими.

Система принципов, характеризующих закономерности формирования рефлексивной позиции управленческого и педагогического персонала колледжа малого города в процессе их подготовки (повышения квалификации) включает в себя принципы: полилогического самоопределения и приоритета самостоятельности обучения субъектов; приоритета положительной обратной связи; конструктивного взаимодействия и совместной деятельности субъектов; многокритериальной постановки и решения профессиональных задач; вариативности, гибкости и индивидуализация; создания свободного пространства для инициативы и индивидуальной ответственности субъектов; опоры на опыт взрослого обучающегося; актуализации результатов подготовки (повышения квалификации).

Нами выделены условные этапы процесса формирования рефлексивной позиции управленческого и педагогического персонала колледжа малого города в процессе подготовки (повышения квалификации): подготовительно-диагностический, теоретической и практической подготовки, заключительный.

3. Поиск собственных путей развития колледжа на основе специфики культурно-ценностных традиций, социальных отношений и динамики изменений, сложившихся в территориальном пространстве малого города. Исходя из определения В. А. Лефевра, о том, что: «рефлексивное управление — это процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому» [11, с. 48], то можно утверждать о наличии временного лага между моментом передачи оснований и принятием решения. То есть, если «передача оснований» происходит в настоящем времени, то рассчитывать на результат следует только в будущем.

Таким образом, требуется некое видение этого будущего, отправляясь от которого «назад», требуется решить задачу: какое действие следует предпринять управляющему субъекту в настоящем, чтобы дать искомое «основание» для управляемого субъекта. «По сути, рефлексивно управляющий субъект должен решить задачи, аналогичные поисковому (идущему от настоящего — к будущему) и нормативному (из будущего — к настоящему) прогнозированию. Именно информация о будущем способна наиболее эффективно сыграть роль искомого «основания» рефлексивного управления развитием» [13, с. 198].

«Образ будущего колледжа» имеет рефлексивный характер, так как включает в себя и «образ будущего» для каждого субъекта-участника, на основе которого они оценивают степень приемлемости того или иного варианта в ходе развития, и имеют возможность выработать к нему свое отношение. Поскольку итоговый вариант выбирается, исходя из позиций всех субъектов-участников, как наилучший из множества возможных, то отклонения от него не выгодны никому. Соответственно, каждый субъект-участник начинает ориентироваться на данный образ и прилагать усилия к тому, чтобы реализовался именно он. И в той мере, в какой в поиск собственных путей развития колледжа малого города удалось вовлечь всех или большинство субъектов среднего профессионального образования, способных повлиять на процесс изменения ситуации, запускается механизм «самореализующегося пророчества» [13, с. 199]. Таким

образом, поиск собственных путей развития колледжа как рефлексивное управление участниками превращается в «рефлексивное управление будущим».

Характерными особенностями поиска собственных путей развития колледжа малого города служат представительность и систематичность, итеративность или рекурсивность. Вот почему так важно, чтобы в этом процессе участвовал весь управленческий и педагогический персонал колледжа, студенты, родители, представители органов управления образованием, работодатели, социальные партнеры и другие субъекты. В качестве консультантов и экспертов по тому или иному вопросу привлекаются не просто те, кто обладает знаниями в требуемой области, а те, кто принимает решения, активно работает, имеет авторитет в соответствующей сфере деятельности.

Любое территориальное пространство малого города имеет свою специфику, которую также следует учитывать в ходе поиска путей развития колледжа. Она проявляется в культурно-ценностных традициях, социальных отношениях и в динамике изменений. Примером такой специфики в контексте нашего изыскания могут служить: региональные особенности формирования профессиональной занятости, специфика половозрастной структуры трудовых ресурсов, наличие традиционных промыслов и т. д.

В этой связи, В. Ф. Кузнецов проводит классификацию специфики социально-трудовых отношений в территориальном пространстве малого города [7, с. 22]:

- с развитым инновационно-индустриальным типом занятости;

- с индустриальным типом занятости,

- переходным к индустриальному типу занятости,

- сельскохозяйственным типом профессиональной занятости,

- занятости при производстве услуг по туризму, отдыху, спорту и т. д.

Действуя в одном направлении, все элементы системы социально-трудовых

отношений усиливают регулирующее воздействие, а эффективность работы всей системы отношений мультипликативно увеличивается. В этом эффекте можно выделить важное обстоятельство: направленность действий субъектов внутрь объекта (системы) обусловливается присутствием человека и его рефлексии во всех звеньях и уровнях хозяйства малого города. И на всех уровнях человек и его рефлексия — это главная производительная сила в совокупности его сущности (потребностей и способностей, знаний и навыков, желаний и воли).

Колледж, являясь одним из субъектов территориального пространства малого города, путем реализации своих функций (экономической (воспроизводственной), социальной и культурной) и интеграции с другими субъектами малого города, способен найти собственный путь развития, а также обеспечить развитие самого малого города с учетом специфики культурно-ценностных традиций, социальных отношений и динамики изменений.

4. Использование рефлексии профессиональной деятельности как средства по преодолению профессиональных затруднений участников процесса рефлексивного управления развитием колледжа малого города. Дефиниция «затруднение», как специальная научная категория, в исследованиях различных ученых и литературе толкуется по-разному, обобщение всех их позволяет нам выделить следующие элементы, важные в контексте нашего исследования. А именно, что затруднение:

- связано с условиями профессиональной деятельности педагогического и управленческого персонала колледжа малого города;

- противоречие между необходимостью в профессиональной деятельности и уровнем готовности педагогического и управленческого персонала колледжа малого города к деятельности;

- противоречие между складывающейся ситуацией и процессом ее разрешения;

- ситуация фиксации субъектом развития колледжа малого города невозможности получить эффективный результат в профессиональной деятельности.

Особенность профессиональных затруднений участников процесса рефлексивного управления развитием колледжа малого города в контексте нашего изыскания состоит в степени осознания, рефлексивного анализа их источника, и далее, содержания и поиска адекватных приемов их преодоления. Поскольку, в противном случае, профессиональные затруднения «играют негативную роль, неблагоприятно сказываются на эффективности деятельности, что приводит к профессиональной стагнации, являются источником психологических срывов и заниженной самооценки» [16, с. 17]. Иная ситуация, когда профессиональные затруднения рассматриваются как компонент профессиональной деятельности и субъекту развития ясен механизм их преодоления. Тогда профессиональные затруднения выступают фактором «стимулирования познавательной активности, мобилизационной готовности к решению проблем. В этом проявляется стимулирующая функция затруднений, их позитивная роль в профессиональном росте» [12, с. 162].

Именно понимание затруднения не как фактора, осложняющего деятельность, а как основания для ее развития постулируется в нашем исследовании.

Важнейшим же направлением на пути преодоления профессиональных затруднений является актуализация профессиональных механизмов рефлексии. Рефлексивное преодоление профессиональных затруднений участниками процесса рефлексивного управления развитием колледжа малого города связывается с пониманием самой профессиональной деятельности как рефлексивной, а именно:

- самостоятельное осуществление критического анализа существующей ситуации;

- развитие ее методологического обеспечения;

- наличие развитых форм деятельности и выработка сложных форм рефлексии.

Преодоление профессиональных затруднений участниками процесса рефлексивного управления развитием колледжа малого города на основе рефлексии видится нам вместе с рядом других ученых [12; 18] по следующим направлениям: приведение в систему наиболее значимых теоретических знаний по проблеме преодоления профессиональных затруднений; расширение и углубление приобретенных умений и навыков рефлексивного преодоления профессиональных затруднений; углубленное изучение специальных методических основ преодоления профессиональных затруднений; мониторинг преодоления профессиональных затруднений.

В завершение отметим, что новизна выделенного и описанного комплекса педагогических условий эффективной реализации рефлексивного управления развитием колледжа малого города обусловливается тем, что:

- данные педагогические условия не использовались ранее в связи с определенным нами предметом исследования;

- приведенные педагогические условия не рассматривались в едином комплексе;

- особенности каждого из педагогических условий представлены в их специфичных характеристиках.

Список использованной литературы

1. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных образовательных учреждениях / Г. Ю. Беляев. — М. : ИЦКПС, 2000. — 217 с.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1993. — 456 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1991. — 420 с.

4. Давыденко Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой : дис. ... д-ра пед. наук / Т. М. Давыденко. — М., 1996. — 471 с.

5. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С. Д. Дерябо. — М. : Московский психолого-социальный институт, 1999. — 124 с.

6. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского ; ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд. расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 1998. — 512 с.

7. Кузнецов В. Ф. Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города : дис. ... д-ра пед. наук / В. Ф. Кузнецов. — Тольятти, 2007. — 243 с.

8. Лебедева В. П. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды / В. П. Лебедева, В. И. Панов // Проектирование образовательных сред в педагогической практике / под ред. В. П. Лебедевой. — Черноголовка, 1999. — С. 3-73.

9. Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития / В. Е. Лепский. — М. : Когито-Центр, 2010. — 255 с.

10. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. — М. : АПН СССР, 1952. — 461 с.

11. Лефевр В. А. Рефлексия / В. А. Лефевр. — М. : Когито-Центр, 2003. — 496 с.

12. Найн А. Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы / А. Я. Найн. — Шадринск : Исеть, 1999. — 328 с.

13. Никитаев В. В. Рефлексивное управление и форсайт / В. В. Никитаев // Рефлексивные процессы и управление : сб. материалов VIII Междунар. симпозиума, г. Москва, 18-19 окт. 2011 г. / под ред. В. Е. Лепского. — М. : Когито-Центр, 2011. — С. 197-199.

14. Орлов В. А. Школоведческие аспекты моделирования развивающей образовательной среды / В. А. Орлов, В. И. Панов // Тезисы докладов Первой российской конференции по экологической психологии, г. Москва, 3-5 дек. 1996 г. — М. : Психологический институт РАО, 1996. — С. 101-103.

15. Остапенко Т. И. Рефлексивное управление развитием инновационного образовательного учреждения: учебно-профессиональный ресурсный центр : дис. . канд. пед. наук / Т. И. Остапенко. — Челябинск, 2011. — 189 с.

16. Поляков Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Поляков. — М. : Педагогика, 1983. — 127 с.

17. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. — М. : Современное слово, 2001. — 928 с.

18. Суртаева Н. Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. Н. Суртаева. — М., 1995. — 40 с.

19. Тюмасева З. Н. Метатеория образования / З. Н. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. — СПб. : МАНЭБ, МИНПИ, ИЗиЭЧ, 2004. — 414 с.

References

1. Belyaev G. Yu. Pedagogicheskaya kharakteristika obrazovatelnoi sredy v razlichnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh [Pedagogical characteristic of educational environment at various educational institutions]. Moscow, ITsKPS Publ., 2000. 217 p.

2. Bespalko V. P. Slagaemyepedagogicheskikh tekhnologii [Components of pedagogical technologies]. Moscow, Pedagogika Publ., 1993. 456 p.

3. Vygotskii L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 420 p.

4. Davydenko T. M. Teoreticheskie osnovy refleksivnogo upravleniya shkoloi. Doct. dis. [Theoretical basis of reflexive management of the school. Dr. Dis.]. Moscow, 1996. 471 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Deryabo S. D. Ekologicheskayapsikhologiya: diagnostika ekologicheskogo soznaniya [Ecological psychology: diagnostics of ecological conscience]. Moscow, Moskovskii psik-hologo-sotsialnyi institut Publ., 1999. 124 p.

6. Petrovskii A. V., Yaroshevskii M. G. Karpenko L. A. (eds) Kratkii psikhologicheskii slovar [Concise Psychology Dictionary]. 2nd ed. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1998. 512 p.

7. Kuznetsov V. F. Sovremennaya kontseptsiya i model razvitiya vysshego profession-alnogo obrazovaniya v usloviyakh malogo goroda. Doct. dis. [A contemporary concet and model of higher professional education development in a small town. Dr. Dis.]. Togliatti, 2007. 243 p.

8. Lebedeva V. P., Panov V. I. Psycho-didactic aspects of forming educational environment. Proektirovanie obrazovatelnykh sred v pedagogicheskoi praktike [Designing educational environments in pedagogical practices]. Chernogolovka, 1999. Pp. 3-73 (in Russian).

9. Lepskii V. E. Refleksivno-aktivnye sredy innovatsionnogo razvitiya [Reflexive-active environments of innovative development]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2010. 255 p.

10. Lesgaft P. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected works on pedagogics]. Moscow, APN SSSR Publ., 1952. 461 p.

11. Lefevr V. A. Refleksiya [Reflexion]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2003. 496 p.

12. Nain A. Ya. Refleksivnoe upravlenie obrazovatelnym uchrezhdeniem: teoreti-cheskie osnovy [Reflexive management of educational institution: theory]. Shadrinsk, Iset Publ., 1999. 328 p.

13. Nikitaev V. V. Reflexive management and foresight. Refleksivnyeprotsessy i upravlenie : materialy VIII Mezhdunarodnogo simpoziuma, g. Moskva, 18-19 okt. 2011 g. [Reflexive processes and management: proceedings of the 8th international symposium, Moscow, Oct. 18-19, 2011]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2011. Pp. 197-199 (in Russian).

14. Orlov V. A., Panov V. I. Aspects of School Organization and Management in modeling of development and education environment. Tezisy dokladov Pervoi rossiiskoi konferen-tsii po ekologicheskoi psikhologii, g. Moskva, 3-5 dek. 1996 g. [Abstracts of the 1st Russian conference on ecologic psychology, Moscow, Dec. 3-5, 1996]. Moscow, Psikhologicheskii institut RAO Publ., 1996. Pp. 101-103 (in Russian).

15. Ostapenko T. I. Refleksivnoe upravlenie razvitiem innovatsionnogo obrazovatelno-go uchrezhdeniya: uchebno-professionalnyi resursnyi tsentr. Kand. dis. [Reflexive management of innovative educational institution and its development: academic and professional reaource centre. Cand. Dis.]. Chelyabinsk, 2011. 189 p.

16. Polyakov T. S. Analiz zatrudnenii v pedagogicheskoi deyatelnosti nachinayush-chikh uchitelei [An analysis of young teachers' difficulties in teaching process]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 127 p.

17. Rapatsevich E. S. Sovremennyi slovar po pedagogike [Contemporary pedagogic dictionary]. Moscow, Sovremennoe slovo Publ., 2001. 928 p.

18. Surtaeva N. N. Proektirovaniepedagogicheskikh tekhnologii vprofessional'noipod-gotovke uchitelya. Avtoref. doct. dis. [Design of teaching technologies in professional training of teachers. Dr. Dis. Thesis]. Moscow, 1995. 40 p.

19. Tyumaseva Z. N., Kvasha B. F. Metateoriya obrazovaniya [Metatheory of education]. Saint Petersburg, MANEB, MINPI, IZiECh Publ., 2004. 414 p.

Информация об авторе

Харлов Михаил Аркадьевич — кандидат технических наук, директор, Шадринс-кий политехнический колледж, 641877, Курганская область, г. Шадринск, ул. Бату-ринская, 34, e-mail: [email protected].

Author

Kharlov Mikhail Arkadievich — PhD in Technical Sciences, Director, Shadrinsk polytechnic college, 34 Baturinskaya st., 641877, Shadrinsk, Kurgan region, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.