УДК 159.923.2:577.22
Belokopytov Yu.N. METHODS AND TECHNIQUES OF SYNERGETIC INFLUENCE ON THE PERSONALITY OF.
The article considers the methods and techniques of synergetic influence on the individual. The author justifies the translation of the influence from the micro level to the macro-level. Describes skill rarely used by management punishment slave with simultaneous promotion. Outlines pulse duration of exposure and self-organization of the space.
Key words: the synergetic paradigm, methods and techniques of synergetic influence on the personality, synergy simultaneous punishment and reward, short pulse influence, self-organization of the space.
Ю.Н. Белокопытов, д-р психол. наук, проф. каф. управления персоналом Сибирского гос. технологического университета, г. Красноярск, E-mail: iura.belov@yandex.ru
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ
В статье рассматриваются методы и приемы синергетического влияния на личность. Обосновывается трансляция влияния с микро-уровня на макро-уровень. Описывается мастерство редко применяемого руководством наказания подчиненного с одновременным поощрением. Очерчивается длительность импульса воздействия и самоорганизация пространства.
Ключевые слова: синергетическая парадигма, методы и приемы синергетического влияния на личность, синергия одновременного наказания и поощрения, кратковременность импульса влияния, самоорганизация пространства.
В быстроменяющихся, экстремальных условиях, для осмысления сложнейших глубинных психолого-педагогических процессов, требуется новая нелинейная парадигма. Сейчас, в педагогике и психологии в большей мере все еще преобладает стабильная, парная, линейная парадигма. Она является лишь частью парадигмы синергетической, но по существу остается основой в принятии психолого-педагогических решений. Теория самоорганизации связывает в единое целое пространство и время, энергию и информацию в неравновесной, самоорганизующейся, психолого-педагогической системе. Необходимо владеть в совершенстве наукой и искусством самоорганизации вышеназванных параметров. Вместо жестких административных методов, более эффективными становятся методы мягкого ситуационного управления. При таком подходе, минимальное ак-купунктурное воздействие дает более мощный синергетический эффект.
Идеи синергетики в настоящее время проникают в такие науки как педагогика и психология. Важно отметить, что синергетика, которая исследует теорию самоорганизации, дает новое видение механизмов влияния на личность. Необходимо обозначить, на наш взгляд, две основополагающие статьи в этом направлении. Первая - статья ученого Г.Г. Малинецкого. В ней он обсуждает развитие теории самоорганизации или синергетики [1, с. 5-31]. Именно этот междисциплинарный подход дает возможность понять синергию разноуровневых факторов. Психо-лого-педагогические грани сравнительного анализа, который приводит к рождению новых идей в русле нашего исследования, раскрывается в статье Л.И. Новиковой и М.В. Соколовского [2, с. 132-143]. В данной публикации, проходит лейтмотивом единство организованного и спонтанного в неравновесной, самоорганизующейся воспитательной среде. Следовательно, новая картина видения мира является прерогативой постнеклас-сической науки синергетики.
Мы специально подобрали ретроспективные разноплановые психолого-педагогические ситуации для их инновационного осмысления в русле новой парадигмы. Конкретные ситуации, в большинстве своем описанные в классической литературе, начинают по-новому раскрывать свою сущность, при интерпретации в рамках ведущих принципов синергетической парадигмы.
Необходимо отметить, что работать над научной статьей на тему «методы и приемы синергетического влияния» одновременно и сложно и легко. С одной стороны, в ряде наук уже имеется наработанный теоретический и практический материал по влиянию, например в социологии, педагогике, психологии, что дает возможность обсуждения идей публикации большим кругом заинтересованных специалистов. С точки зрения, синергетическое направление исследований остается в науке белым пятном. В то же время, именно синергетическая парадигма дает возможность по-новому увидеть нелинейные системы (личность, как субъект и объект влияния, мы считаем именно такой системой). Соответственно нелинейность их взаимодействия, воздействия и влияния также будет являться нелинейной системой.
В научном мире существует большое количество опубликованной психолого-педагогической литературы, где основной ак-
цент влияния ставится на убеждение, нравственные позиции личности. Естественно, поле действия влияния наиболее эффективно при равновесных условиях взаимодействия субъекта и объекта. Хотя, особенно ярко синергетический эффект и мастерство его использования проявляется именно в военной педагогике и психологии. Во время военных действий требуются большие энергетические затраты личности и их необходимо расходовать экономно. Психологические качества личности стремительно обнажаются, и возникает большой риск выбора: успех или неуспех влияния. Поэтому, по нашему мнению, в процессе обучения в военных академиях принятие решений и психологическое влияние в большей мере базируется на постнекласси-ческой парадигме, чем в гражданских ВУЗах. Вследствие этого часть примеров, иллюстрирующих теорию, мы специально подобрали по военной тематике.
1. Рассмотрим ситуацию, когда информационное влияние с микро-уровня синергетически транслируется на макроуровень. Эта ситуация о легендарной русской разведчице, псевдоним «Анна Ревельская», был художественно представлен в произведениях В. Пикуля. Без единого выстрела со стороны русских погибли семь лучших кораблей кайзера. Все это было осуществлено благодаря рефлексивности сознания личности, которую и исследуют авторы-психологи.
«Во время первой мировой войны немецкий морской офицер в одном прибалтийском городке познакомился с очаровательной кельнершей. Через некоторое время, когда они стали доверять друг другу, она передала этому офицеру портфель якобы ее бывшего возлюбленного, бежавшего несколько месяцев назад. Немецкий офицер обнаружил в нем планы минных полей, преграждавших путь в Финский залив. Он передал эти карты в свой штаб. Штаб решил проверить документы, для чего провел несколько судов этим путем. После того как они вернулись благополучно, в штабе поверили, что карты подлинные. На основе этих карт была разработана операция по уничтожению российского флота. Эскадра немецких кораблей ночью пошла по указанному в картах фарватеру, но неожиданно один за другим последовало несколько взрывов. Сначала думали, что где-то ходит русская субмарина, что это случайность, и продолжали идти вперед, хотя потеряли один за другим три новейших миноносца. Когда корабли вошли в залив, то обнаружили, что флота, который нужно уничтожить, нет и в помине. Возвращаясь, эскадра пошла тем же путем, так как командиры были уверены, что карты правильные, а взрывы на пути в залив случайные. Однако на обратном пути ее ждали еще большие потери: эскадра лишилась еще четырех кораблей. Тогда немцы поняли, что обмануты. Когда посланные для ареста пришли к кельнерше, они нашли пустую квартиру. Птичка упорхнула» [3, с. 140]. Предвидение рассуждений и действий немецких штабистов и позволило выиграть сражение для русской разведки. Увы, иногда отличный разведчик стоит целой армии.
Нас интересовал психолого-педагогический аспект данной ситуации, а точнее мастерство синергетического влияния. Окружающий мир, в том числе и внутренний мир другого челове-
ка-объекта отражается в сознании субъекта, как свойство личности. Способность понять, что думают другие люди, размышлять за другое лицо, представить последствия и определяет рефлексию. На первом уровне глубины рефлексии рассуждения сводились к тому, что русские не знают о том, что карта минных полей попала к немцам. На втором уровне рефлексии просчитывалось недоверие немцев. Соответственно ими была проведена проверка, которая показала, что карты минных полей действительны. Но они не учли, что эта модель поведения была просчитана русской контрразведкой. После проверки, вновь были установлены минные поля. Обширность рефлексии, ее интегративность, оперируя научным термином синергия, позволила проникнуть в мир множества людей, чьи внутренние миры анализировались.
Таким образом, зная механизмы, структуру и качества личности можно аккупунктурно нанести укол в нужном месте и в нужное время. У специалистов по синергетике существует крылатая фраза, что «взмах крыльев бабочки в Бразилии рождает ураган в северной Америке». В данной ситуации мы как раз и наблюдаем многократно усиленный эффект синергии: минимальные психологические затраты влияния человека, а результат этого максимальные физические разрушения семи военных систем.
2. Синергетика влияния на окружающих применения руководством наказания подчиненного с одновременным поощрением. Довольно редкая ситуация в современной психологопедагогической практике, применение так называемой психической энергии. Ситуация из военной педагогики по роману В. Гюго «Девяносто третий год». Во время шторма на военном корабле одна из пушек сорвалась с цепей и начала перекатываться по палубе. Ее большой вес угрожал жизни людей находившихся поблизости. Канонир, проявляя смекалку и настойчивость, виртуозно поместил пушку на прежнее место. Проанализируем поступок пушкаря. Его действия с точки зрения синергетики бифуркационны, то есть двойственны. С одной стороны, он проявил недобросовестность на службе. По его вине пушка была плохо закреплена цепями у борта и представляла опасность для окружающих. С другой стороны, он предотвратил гибель и травмы конечностей людей на корабле. Одностороннее влияние только наказанием или только поощрением главного участника событий и... окружающие по-разному оценят уже самого руководителя. Обвинят его, в зависимости от положительной или отрицательной установки к канониру, или в покровительстве или в беспринципности по отношению к герою-виновнику. Лишь адекватное отношение к поступку как целостному явлению позволяет вынести правильное решение. Целостную же ситуацию необходимо одновременно рассматривать в двух ипостасях: поощрить за поступок успеха в работе и наказать за недобросовестность. Вот как разрешилась ситуация описанная в вышеназванном романе. Старый генерал и канонир. Один напротив другого.
«- Поди сюда, - приказал он.
Канонир сделал шаг вперед.
Старик повернулся к графу дю Буабертло, снял с груди капитана крест Святого Людовика и прикрепил его к куртке канонира.
- Ур-ра! - прокричали матросы.
Солдаты морской пехоты взяли под караул.
Но старый генерал, указав пальцем на сиявшего от счастья канонира, добавил:
- А теперь расстрелять его» [4, с. 50].
Довольно редкая ситуация в современной психолого-педа-гогической практике по одновременному применению наказания и поощрения. По мнению Д.П. Кайдалова и Е.И. Суименко [5, с. 218], которые проводили исследование в сфере управления, только каждый пятый руководитель в подобных ситуациях выбора повел себя правильно, совместив наказание с поощрением. Чаще всего руководители применяли наказание без поощрения или проявляли нейтральную позицию, а именно: ни наказания, ни поощрения.
3. К вопросу о длительности импульса наказания. Проанализируем ряд конкретных ситуаций с точки зрения широкого спектра временного континуума. Известный педагог А.С. Макаренко мастерски владел подобными приемами. Доктор педагогических наук Л.Ю. Гордин в своей лекции «Наказание» подвергает анализу именно эту сторону длительного временного влияния.
«Однажды Макаренко застал в саду коммуны двух девочек, рвавших зеленые яблоки. Он помог им слезть с яблони и не сказал ни слова упрека. Шли дни, недели. И вот однажды в столовой коммунары увидели на каждой тарелке по два круп-
ных спелых яблока из своего сада, а на тарелках у этих девочек по два сморщенных зеленца.
Очевидно, отсрочка наказания во времени в этом случае была связана с тем, что Антон Семенович хотел приурочить его к такому моменту, когда можно было бы ярче и ощутимее дать девочкам почувствовать, почему не следует рвать зеленые яблоки» [6, с. 297-298]. Этот реальный факт из своего коммунарс-кого детства с участием “удивительного человечища” вспоминают Н. Чудная и А. Красникова. “Мы сразу поняли, в чем дело, и молча прикусили губы. Но ребята за соседними столами спросили дежурного по столовой: “Почему Наташе и Ане попались такие яблоки?” Дежурный ответил:
- Антон Семенович сказал, что они своим яблокам не дали вырасти.» [7, с. 189].
Мы считаем, что для реализации этого приема необходимо тонко чувствовать и прогнозировать психологическое состояние личности, выбрать в какой момент времени необходимо нанести, с точки зрения синергетики, «аккупунктурный укол наказанием» (термин наш), чтобы изменить структуру личности, черты ее характера и поведение в целом.
Самое удивительное, что иногда вообще можно не наносить «аккупунктурный укол наказанием», если имеется информация о том, что виновник после глубоких переживаний осознал свой поступок. Доктор педагогических наук В.М. Коротов, в своей лекции «Методы педагогического воздействия» анализирует прием отсрочки наказания. Этот случай приводится у А.С. Макаренко в повести «Флаги на башнях» (глава «Вам письмо»).
«Игорь Чернявин совершил совершенно непозволительный для традиций коммуны поступок: встретив в парке Оксану, девушку, которая ему очень нравилась, он неожиданно для самого себя обнял и поцеловал ее.
На другой день Игорь получил от начальника коммуны Захарова записку:
- Товарищ Чернявин.
Прошу тебя сегодня вечером, после сигнала “спать”, прийти ко мне поговорить.”
Время до вечера тянулось страшно медленно. Игорь уже сознавал себя величайшим преступником и со страхом представлял, как будут обсуждать его на общем собрании. Товарищи дали ему понять, что ничего хорошего ждать не приходится. Игорь пошел было к Захарову раньше, но тот снова отложил разговор до вечера. И вот.
Игорь открыл дверь.
Захаров сидел за столом. Увидев Игоря, кивнул на стул:
- Садись.
Игорь сел и перестал дышать. Захаров оставил бумаги, потер одной рукой лоб:
- Я тебе должен что-нибудь говорить или ты сам все понимаешь?
Игорь вскочил, положил руку на сердце, но ему стало стыдно этого движения, бросил руку вниз:
- Алексей Степанович, все понимаю. Простите!”
Вот наказание, исполненное удивительно тонко, деликатно, точно приспособленное к индивидуальным особенностям характера юноши. Но какое глубокое переживание своей вины перед коллективом (выделено нами) вызывает оно у воспитанника, давая ему хороший урок на будущее!» [8, с. 182].
Таким образом, внешние стимулы для личности превратились в стимулы внутренние. Наказание приобретает значение «намека». В результате которого личность начинает сама оценивать свой поступок и поведение. Заведующему коммуной ничего не пришлось говорить. Целый день переживаний и как результат: Игорь все осознал сам.
В двух приведенных выше ситуациях наказание за проступок было отодвинуто во времени. Возникает вопрос о возможности кратковременного наказания, за очень короткий промежуток времени - АТ А.С. Макаренко внес ясность по этому вопросу и ввел в приемы педагогического воздействия метод взрыва. Этот классический прием описан у него в «Педагогической поэме» в ситуации «Бойкот Ужикова». По мнению исследователя Э.Ш. Натанзона, метод взрыва это «явление стремительной и коренной перестройки личности под влиянием сильных, поражающих своей неожиданностью обстоятельств. Применение взрыва в качестве приема педагогического воздействия требует создания обстановки, в которой у учащихся возникли бы новые, сильные чувства. При этом затрагиваются ведущие чувства, связанные с жизненными интересами, перспективами, отношениями в семье и в коллективе. Благодаря этой силе возникающее чувство (будь это радость, благодарность, огорчение, стыд) ярким пламенем озаряет сознание и переплавляет прежнее чувство, взгляды, характеры, привычки. Воспитанник начинает по-
новому оценивать собственное поведение, в нем утверждается мысль о необходимости коренным образом измениться. Преобладающим становится новое чувство либо одно из прежних чувств, ставшее ведущим» [7, с. 190].
Важно добавить, что изменения в структуре личности могут не только постепенно накапливаться в течение длительного времени, но и реализовываться за очень короткий промежуток времени в одном взрывном явлении, который и приводит к новым формам поведения личности. У А.С. Макаренко даже существовал такой термин «перековка», то есть «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления». Хотя это очень трудный педагогический маневр и он может быть удачным только при строго определенных условиях. Приведу две ситуации, которые были взяты из реальной жизни. Много лет назад мне пришлось читать лекции на ФПК для директоров средних общеобразовательных школ Сибирского региона. На практических занятиях мы анализировали успехи и неудачи психо-лого-педагогических методов влияния. Банк представленных кейсов состоял из подлинных ситуаций, где директора школ были непосредственными участниками или очевидцами.
На далекой погранзаставе, еще во времена СССР произошло ничем не примечательное событие. Один из молодых солдат нового пополнения получил из дома посылку. Самое удивительное было то, что он ни с кем, ни чем, не поделился. Этому не придали значения, мало ли что личное могут прислать родители. Однажды ночью, молодой лейтенант, который спал в одной казарме с солдатами, неожиданно проснулся от шороха. Внимательно вслушавшись, он услышал шелест разворачиваемой шоколадной фольги. Солдат скрытно поедал присланные из дома гостинцы. Это же произошло и в последующую ночь. Наконец лейтенант, сам молодой выпускник после военного училища, ночью поднял всех по тревоге. Солдата выставили перед строем, и офицер приказал на виду у всех съесть присланные сладости. Все молча, смотрели на процедуру поедания, страшного по тому времени дефицита сладостей. Когда с посылкой все было закончено, офицер дал отбой. Видимо в военном училище был прекрасный педагог. Примененный офицером метод, без убеждения и физического воздействия, осуществил перековку личности солдата.
Дадим анализ синергии влияния в данной ситуации с точки зрения ее успеха. Далекая пограничная застава может быть представлена закрытой организацией. Выполняя приказ Родины, молодые воины были отделены от цивилизации: магазинов, сладостей, людей. Сиюминутная помощь и взаимовыручка могла осуществляться только в своем воинском коллективе. Поэтому сформировавшаяся культура, следовательно, и типы организационного поведения имели свою специфику, коренным образом отличную от гражданской жизни. Именно это энергетическое поле скачком изменило внутреннюю структуру личности и мгновенно перебросило личность из эгоистического поведения гражданской жизни в коллективистское поведение воинской части.
Казалось бы, что алгоритм метода взрыва ясен. В то же время анализ другой ситуации проведем с точки зрения ее провала.
В школьном буфете, на перемене, с открытой витрины были украдены пирожки. Кражу совершили школьниками седьмого класса. Выданные родителями деньги они потратили на сигареты, а недостающие килокалории компенсировали таким образом. Директор средней школы, реагируя на жалобу буфетчицы, срочно собрал по этому поводу общешкольную линейку. На свои деньги он закупил оставшиеся пирожки и заставил школьников перед строем съесть их. Под улюлюканье, смех и советы окружающих школьников, они их все съели и. попросили еще. То, что желал увидеть директор школы, не произошло, макаренков-ская «перековка» не осуществилось. Они героями покинули общешкольное мероприятие.
Почему же они не испытали огорчения и стыда за свой поступок? Видимо тому есть несколько причин. Во-первых, молодой, неопытный директор школы, который читал о методе «взрыва», но не просчитал условия его реализации. Во-вторых, школа - система открытая, в ней сильна культура неблагополучного района, улицы, там свои традиции и нормы. В-третьих, нет дефицита обычных продуктов питания как после гражданской войны (время жизнедеятельности А.С. Макаренко). В-четвертых, низкий уровень педагогического и общешкольного коллективов. В-пятых, не учитывались индивидуальные особенности подросткового возраста и т.д. Список можно продолжать. Ясно одно: ключик «взрыва» не открыл замочек «перековки личности».
4. К вопросу о Ян и Инь самоорганизации пространства. С точки зрения синергетики, ее восточных истоков, для создания системы влияния необходимо задействовать весь простран-
ственный коллектив, даже с учетом отрицательных группировок. Мужское и женское начало, белое и черное, они перетекают друг в друга, изменяя расклад сил в пространстве и во времени, в ту или иную сторону. Надо лишь умело использовать аккупунктур-ный момент в своих интересах. Данную ситуацию мне поведал один из лучших директоров школы г. Москвы. Тогда, по заданию министерства РФ, мы проверяли средние общеобразовательные школы России. Вечером в гостинице, после проверок мы спорили о теории и практике психологической науки. Я в то время был аспирантом АПН СССР, но у меня уже был пятилетний опыт директора средней школы. Разговор зашел о роли комсомола, мощной по тем временам организации в школе. С того времени наша страна изменилась и можно не опасаясь открыто опубликовать ситуацию из застойных времен. Теперь она никому не навредит.
Средняя школа в центре Москвы считалась одной из лучших в городе. Для согласования какого-то очередного массового мероприятия в школу пожаловал секретарь ЦК ВЛКСМ. Пройдя чистенькими ухоженными коридорами, с идеологическими призывами на стенах, он разделся в открытой раздевалке на первом этаже. Затем прошел в кабинет директора, где совместно решили ряд организационных вопросов. Потом вызвали по городскому телефону цк-овскую автомашину, они, пожав друг другу руки, расстались. Обычное, рядовое явление для школы, которая на самом верху, на самом хорошем счету. Проходя по первому этажу, директор школы вновь столкнулся с работником ЦК ВЛКСМ. Оказалось, что машина его ждет уже полчаса, а вот статусную по тем временам свою шапочку, подарок сами понимаете кого, он найти не может. Директор как мог, успокоил его и сказал, что шапку найдем и отдадим. На том они и расстались. Придя в свой кабинет, он был долгое время в шоке. Это была самая настоящая кража в стенах школы шапки секретаря ЦК ВЛКСМ. Последствия этого события невозможно было предугадать, как для самого директора, так и для честного имени школы. Это, два руководителя, прекрасно осознавали. Надо отметить, что секретарь оказался порядочным человеком, не стал звонить первым лицам в МВД, вызывать следственную группу. Директору школы надо было имеющимися психолого-педагоги-ческими методами решить ситуацию с минимальными последствиями. Говоря простыми словами - сохранить «лицо школы».
Придя в себя, он первым делом собрал весь школьный актив, где открытым текстом сообщил о ЧП. Методом мозговой атаки начали решать неожиданно возникшую для школы проблему. Сразу отметим, что уровень организации школы оказался на высоте. Прокачка ситуации по официальным каналам дала сбой. Часы отсчитывали десятки минут не в пользу школы. Решили подключить отрицательные группировки школы. Собрали и их на экстренное совещание. Они поняли ситуацию и пообещали сделать все возможное. Директор выделил свои деньги на городской телефон (сотовых телефонов тогда не было) и на такси. Обхватил голову руками и стал ждать результатов. Через час начали поступать звонки от «школьных следователей»: такой-то рынок чист, такой-то тоже чист. Еще через несколько часов пришла обнадеживающая весточка, о том, что ученик школы действительно продал такую шапку. - «Вычисляем его покупателя». Клубок продавцов, перекупщиков и новых покупателей начал медленно распутываться. Далеко за полночь в кабинет директора школы вошли уставшие ребята и как большую драгоценность положили ему на стол именно ту, «самую дорогую шапку». Мы не будем описывать «перековку» личности директора по отношению к отрицательным группировкам школы. Каждому из участников он пожал руку, сказал спасибо. Подсуетились по поводу горячего чая и конфет. В кабинете директора долго горел свет. В школе давно уже не помнили, чтобы актив засиживался так допоздна.
У каждой истории должен быть счастливый конец. Перед чаепитием позвонили пострадавшему. На другом конце провода сразу же взяли трубку, видимо не спали.
«Вы знаете, - сообщил директор, - ваша шапка нашлась, она завалилась за батарею. Техничка убирала в раздевалке и обнаружила ее. Приезжайте, забирайте».
Думаю комментировать данную ситуацию, не имеет смысла. Читающий эти строки может сам сделать соответствующие выводы.
Подведем итоги. Каждый педагог, менеджер, чиновник того или иного уровня должен владеть мастерством синергетического влияния. Для этого мысленно он должен создать психолого-педа-гогическую систему. Она имеет пространственную и временную протяженность. Ее самоорганизующаяся структура должна с минимальными затратами содействовать получению максимальных результатов. Только после этого осуществляется реальное влия-
ние на личность. Среди методов и приемов синергетического влияния, можно выделить пространственные и временные приемы. Они будут являться импульсами информационно-энергетического влияния на личность. Именно они запускают процессы самоорганизации как внутри, так и вне личности.
Другим важным аспектом будет выявление «аккупунктурной» точки влияния в данный момент и в данном месте. Синергетическое влияние будет связано с разрушением одних структур личности и самоорганизацией других, необходимых с точки зре-
Библиографический список
ния субъекта влияния. Необходимо умело задействовать синергию методов поощрения и наказания. Внешние системы, такие как коллектив, группы, также могут оказывать синергетическое влияние на личность, ее «перековку». Для получения эффективного результата влияния велика роль рефлексии субъекта, то есть способности предвидеть результаты и умения опережать и нейтрализовать защитные действия личности. Социальная перцепция до и после влияния является одним из критериев достижения результатов.
1. Малинецкий, Г.Г. Синергетика - от прошлого к будущему // Моделирование и анализ информационных систем. - № 3. - Т. 19.
2. Новикова, Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) / Л.И. Новикова, М.В. Соколовский / / Общественные науки и современность. - 1998. - № 1.
3. Смирнова, Е.Э. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) / Е.Э. Смирнова, А.П. Сопиков // Социальная психология личности; сост. В.Н. Куницына. - Л., 1974.
4. Гюго, В. Девяносто третий год. - М., 1963.
5. Кайдалов, Д.П. Психология единоначалия и коллегиальности: вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива / Д.П. Кайдалов, Е.И. Суименко. - М., 1979.
6. Гордин, Л.Ю. Методика воспитательного процесса: лекции по педагогике / Л.Ю. Гордин, И.Ф. Козлов, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев. -М., 1969.
7. Натанзон, Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. - М., 1972.
8. Коротов, В.М. Методика воспитательного процесса: лекции по педагогике / Л.Ю. Гордин, И.Ф. Козлов, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев. -М., 1969.
Bibliography
1. Malineckiyj, G.G. Sinergetika - ot proshlogo k buduthemu // Modelirovanie i analiz informacionnihkh sistem. - № 3. - T. 19.
2. Novikova, L.I. «Vospitateljnoe prostranstvo» kak otkrihtaya sistema (Pedagogika i sinergetika) / L.I. Novikova, M.V. Sokolovskiyj // Obthestvennihe nauki i sovremennostj. - 1998. - № 1.
3. Smirnova, E.Eh. Rassuzhdenie o rassuzhdeniyakh (refleksivnostj soznaniya lichnosti) / E.Eh. Smirnova, A.P. Sopikov // Socialjnaya psikhologiya lichnosti; sost. V.N. Kunicihna. - L., 1974.
4. Gyugo, V. Devyanosto tretiyj god. - M., 1963.
5. Kayjdalov, D.P. Psikhologiya edinonachaliya i kollegialjnosti: voprosih teorii i praktiki vzaimodeyjstviya rukovoditelya i kollektiva / D.P. Kayjdalov, E.I. Suimenko. - M., 1979.
6. Gordin, L.Yu. Metodika vospitateljnogo processa: lekcii po pedagogike / L.Yu. Gordin, I.F. Kozlov, V.M. Korotov, B.T. Likhachev. - M., 1969.
7. Natanzon, Eh.Sh. Priemih pedagogicheskogo vozdeyjstviya. - M., 1972.
8. Korotov, V.M. Metodika vospitateljnogo processa: lekcii po pedagogike / L.Yu. Gordin, I.F. Kozlov, V.M. Korotov, B.T. Likhachev. - M., 1969.
Статья поступила в редакцию 18.03.13
УДК 14.15.15
Bologova N.A. SUBSTIAL CHARACNERISTICS OF THE FORMATION OF REFLEXIVE POSITION OF THE MANAGEMENTPERSONNEL OF A COLLEGE. The article tells about the substantial characteristics of the formation of reflexive position of the management personnel of a college.
Key words: formation, reflexive position, reflexive situation, reflexive output, management personnel of a college.
Н.А. Бологова, соискатель каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Уральский гос. университет физической
культуры», г. Челябинск, E-mail: nbologova@mail.ru
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА КОЛЛЕДЖА
В статье раскрываются содержательные характеристики процесса формирования рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа, предпринята попытка рассмотреть различные подходы к формированию рефлексивной позиции управленческого персонала.
Ключевые слова: формирование, рефлексивная позиция, рефлексивная ситуация, рефлексивный выход, управленческий персонал колледжа.
В статье предпринята попытка рассмотреть различные подходы к формированию рефлексивной позиции управленческого персонала учреждения среднего профессионального образования. Под «формированием» в педагогике понимается:
• «придание определенной формы, законченности чему-либо; сложение, образование, развитие» [1, с. 430].
• «процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами, целостными устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности» [2, с. 92].
В нашем исследовании «формирование рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа» рассматривается, прежде всего, как процесс целенаправленного и организован-
ного овладения управленческим персоналом колледжа рефлексивной позицией, необходимой для успешной профессиональной управленческой деятельности. Специфической особенностью такого процесса заключается в том, что взаимодействие человека и объективной реальности переживается, оценивается и мыслится здесь с точки зрения отношения к профессиональной управленческой деятельности.
Необходимость формирования рефлексивной позиции как условия успешности в любом виде деятельности, в том числе, профессиональной, широко описана в литературе (Давыденко Т.М., Ильина Е.В., Карпов А.В., Кривых С.В., Пьянкова Г.С., Лепской В.Е., Романенко Н.М., Степанов С.Ю. [3 - 10] и др.).