твующим формам культуры своего общества, но и прошлому разнообразию истории, сменяющимся друг друга типам знаково-символических систем во всем их своеобразии и богатстве. Как духовное существо он должен и вправе выбирать направления и содержание своей духовной жизни и ценностей из всего культурного хранилища человечества. Человек должен и может совершать поступки и определять свой жизненный путь, не только адаптируясь к наличным условиям, следуя их нормам и традициям, но и организовывать жизнь, согласно избранным ценностям и выработанным убеждениям, не только опираясь на свой, но и на чужой опыт.
Культурная картина как система различных ценностей и культурных образцов едина не в своей унитарности, а во множественности и разнообразии элементов, каждый из которых имеет право на существование в ее рамках. Таким образом, образовательная система должна учитывать многообразие культур, диалогическое соотношение национальных и общечеловеческих ценностей и не изолироваться от общества в своей уникальности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Поликультурный подход к языковому образованию», проект № 12-16-14003.
Литература
1. Бахтин, М.М. Парадоксы диалога / М.М. Бахтин. - М., 1993. - 318 с.
2. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин; сост. С.Г. Бочаров, В.В. Кожинов. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.
3. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.
4. Библер, В.С. Диалог культур и школа 21-го века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. -М., 1994. - 414 с.
5. Библер, В.С. Культура. Диалог культур // Вопр. философии. - 1989. -№ 6. - С. 31-42.
6. Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -2004. - № 1. - С. 3-8.
7. Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура / B.C. Библер. - М.: Прогресс, 1993. - 176 с.
8. Цатуров, В.Н. К культуре мира - через образование / В.Н. Цатуров // Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы. - Махачкала: ЦПЦ ДГУ, 2000. - С. 29-31.
9. Макаев, В. В. Поликультурное образование - актуальная проблема / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.А. Супрунова // Педагогика. - 1999. - С. 6.
10. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. -208 с.
11. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 432 с.
Поступила в редакцию 04.07.2012
УДК 371.21.031 (571.56)
Формирование автономизационной компетентности учащихся в процессе реализации образовательной программы школы
Я.И. Ноговицына
Поднимается проблема формирования саморазвивающейся личности в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Выделена система методических приемов на основе синергетических условий. Эффективность их внедрения в педагогический процесс иллюстрируется на примере урока литературы.
Ключевые слова: автономизационная компетентность, саморазвитие, самоорганизация личности, синергетические условия, образовательная программа.
A problem offormation of a self-developing person during classes and free time activities ofpupils is considered. The system of methodical receptions on the basis of synergetic conditions is allocated. The efficiency of their introduction into pedagogical process is illustrated on the example of a lesson on literature.
Key words: autonomous competence, self-development, self-organization of a personality, synergetic conditions, educational program.
НОГОВИЦЫНА Ярослава Ильинична - зам. директора по воспитательной работе МОБУ СОШ №15 г.Якутска, nogovicina@mail. ги.
В последние десятилетия мир стремительно меняется. В условиях больших перемен, происходящих в обществе, опыт прошлых поколений перестает быть надежной опорой для прогнозирования будущего. Одной из сложнейших проблем, которые поставила перед человечеством современная действительность, является проблема человека в быстро изменяющемся мире. Наш земной шар стал настолько тесным, что проблемы на одном его конце моментально отражаются на другом. Что нас ждет завтра - мы не знаем. Необходимость научиться жить в быстро меняющемся непривычном для нас мире, «требует создание личности, способной жить в новых, неожиданных для нее обстоятельствах» [1, с. 74].
Мы считаем, что уметь аккомодироваться в предлагаемых условиях, быть конкурентоспособной, успешной, устойчивой может лишь личность, способная к дальнейшему саморазвитию. Образование призвано здесь сыграть решающую роль. В связи с этим изменились и требования государственного заказа к системе образования. Они сформулированы в виде ключевых суперкомпетентностей, которые отражены в рекомендациях ЮНЕСКО (доклад «В новое тысячелетие») и Концепции модернизации российского образования. Среди них мы выделяем автономизационную компетентность -способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности. Ав-тономизационная компетентность включает в себя следующие компетенции: способность личности к творческому саморазвитию, наличие самоустановки на здоровый образ жизни, умение контролировать свои эмоции, способность к саморегуляции своего поведения, потребность в самоуважении, самореализации [2].
Автономия - это индивидуальная свобода действия; самостоятельность. Необходимость автономии была осознана уже в античности Демокритом и Сократом. Как всеобщий принцип поведения автономия была провозглашена Мартеном Лютером, выступавшим против авторитаризма римско-католической церкви. Проблема автономии была этически осмыслена Шефтсбе-ри, Хатчесоном, а в теоретически последовательной форме Кантом. Кант понимал автономию как самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью, способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства. В своих трудах он пишет, что человек, обладающий автономным этическим достоинством и ответственностью, становится устойчивым в социально меняющихся обстоятельствах. Такой человек свободен от произвольных социальных установок, диктата власти, не теряет самообладания перед лицом стихии, недуга или
угрозы смерти. Если мы говорим об автономии в человеческом организме, фирме или системе, то имеем в виду, что та или иная ее часть или определенная функция сама отвечает за ее регулирование. При довольно свободном толковании автономии можно перевести это слово как «самоисполнение закона» [3].
Таким образом мы видим, что отличительная черта автономизационной компетентности - ее личностная ориентация и ответственность за выбор. А это является базой новых образовательных стандартов второго поколения. Этим обуславливается наш выбор данной компетентности, которая включает себя компетенции личностной ориентации. Под компетенциями личностной ориентации представляется комплекс навыков, восприятия, суждения и поведения личности, которые призваны обеспечить ее эффективную интеграцию в окружающую действительность и выступают основой для процесса самоопределения, самореализации и саморазвития. К компетенции личностной ориентации мы относим персональную компетенцию - способность индивида самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремиться к качественной работе. Данная компетенция отражает направленность человека на конкретные достижения и успех в работе [4]. В работах А.В. Хуторского рассматривается компетенция личностного самосовершенствования, которая направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки личности.
В совокупности личностные компетенции включают в себя овладение следующими способностями: 1) способностью ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья;ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии); 2) способностью к рефлексии (осознанию,осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения); 3) способностью к овладению самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения; 4) способностью принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства, способного к дальнейшему саморазвитию.
Из вышесказанного мы делаем вывод, что человек, в данном случае мы говорим о ребенке-ученике, обладающий данными способностями, будет активен не только по отношению к себе, но и активен по отношению к окружающей его действительности. Во взрослой жизни такой человек приобретет устойчивость, сможет быть
совершенно свободным в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такая личность даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем. «Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен», - утверждал еще во II-III вв. христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий) [5]. Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности. Ведь именно это предопределяет выбор из многообразия возможных нелинейных вариантов поведения. Таким образом, мы уже говорим о способности ученика к самоорганизации, к самопреобразованию, саморазвитию в целом. Но развитие личности как ее саморазвитие - это не линейное движение, направленное к «плюсу» или «минусу» (позитивному или негативному полюсам развития). Для того чтобы вывести ученика на уровень саморазвития, необходимо создавать сами нелинейные ситуации. Уход от такого традиционного понимания развития -саморазвития и поиск его новых онтологий привели нас к ассимиляции идей, описанной наукой синергетикой - теории о саморазвивающихся, самоорганизующихся системах.
В контексте экспериментальной работы, организованной в нашей школе, мы рассматриваем синергетику как область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических систем. Синергетическая концепция позволяет по-новому раскрыть научно-педагогическое знание. Она ориентирует на многомерность, многокомпонентность и полифоничность (альтернативность и вариативность) познаваемых процессов, обнаружение в них не раскрытых или недостаточно раскрытых состояний, признание большой роли случайности в их развитии.
Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). Это наука, занимающаяся изучением процессов самоорга-
низации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Как подчеркивают Е.Н. Князева и С. П. Курдюмов, синергетика дает нам знание о том, каково поведение сложных нелинейных систем в природе и обществе и каким образом мы должны их изучать, чтобы постигнуть эту сложность, справиться с ней [6].
Методы и идеи синергетики используются в настоящее время не только в естественных науках, где были созданы базовые синергетические модели, но и в гуманитарных - социологии, философии, психологии, экономике, лингвистике и др. Применение синергетических идей в педагогике основано на внутренней логике синергети-ческих процессов как общей ориентировочной основе нового синергетического типа мышления. В своем исследовании мы опираемся на работы В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, С.П. Капицы, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.Г. Ма-линецкого, В.В. Маткина, Н.М. Таланчука, С.Ю. Трофимовой, С.С. Шевелевой и др., в которых идеи синергетики переносятся в сферу образования. Интерпретация синергетических процессов в педагогической деятельности достаточно разнообразна. В нашем исследовании рассматриваем синергетику как метод, позволяющий активизировать развитие и саморазвитие учащихся в процессе реализации образовательной программы школы. Являясь нормативно-управленческим документом учреждения образования, образовательная программа характеризует специализацию содержания образования и особенности организации педагогического процесса. Программа показывает, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель организации образовательного процесса. Поэтому образовательная программа является сугубо индивидуальной, отражающей потребности и возможности участников педагогического процесса школы [7]. Проанализировав изученную литературу и опыт других школ, мы пришли к выводу, что в основном образовательные программы школ строятся на деятельностном, личностно-ориен-тированном и компетентностном подходах. Данные виды деятельности направлены не только на развитие, но и саморазвитие личности ребенка. Но саморазвитие происходит по законам синергетики. Поэтому при создании образовательной программы нашей школы мы стали использовать еще и синергетический подход. Мы считаем, что использование синергетиче-ского подхода при организации как основной образовательной программы (ООП), так и дополнительной образовательной программы (ДОП) школы усилит формирование автономизацион-ной компетентности.
Для достижения поставленной цели были реализованы следующие условия:
1. Построение ООП с учетом возрастных особенностей обучающихся на основе множественности видов деятельности ребенка:
1.1. Введение в ООП дополнительных учебных предметов, направленных на развитие нестандартного, интегративного стиля мышления: начальная школа (1-4-й классы) - уроки шахмат, шашек, сонор, уроки ТРИЗ; основная школа (5-7-й классы) - уроки основ моделирования, основ проектной деятельности, психологии, компьютерной грамотности, (8-9-й классы) -созданы предпрофильные математические и физико-математические классы с углубленным изучением математики и физики, введены уроки психологии и экономики; старшая школа (1011-й классы) - введены профильные физико-математические классы, элективные курсы по психологии, естествознанию.
1.2. Выявление и развитие способностей обучающихся, создание равных условий для разных учеников через использование развивающих технологий: начальная школа - система развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Элькони-на-Давыдова; основная и старшая школа - технология развития критического мышления, технология личностно-ориентированного обучения, диалоговые технологии, мультимедийные технологии.
1.3. Включение в ООП творческого экзамена интегративной направленности.
1.4. Создание синергетических условий на уроках при изучении новой темы, соблюдая законы синергетики.
2. Выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию ДОП:
2.1. Создание системы занятий кружков, секций в рамках школы по направлениям: эстетическое, физкультурно-оздоровительное, естественнонаучное, гуманитарное, математическое, информационное профориентационное направление.
2.2. Выявление профессиональных склонностей учащихся через систему дуального образования, организацию общественно-полезной деятельности, социальной практики.
2.3. Взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами, такими, например, как Русский драматический театр им. А.С. Пушкина. Совместно реализуется программа «Театр - детям», в рамках которой учащиеся посещают все спектакли театра бесплатно.
3. Сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников.
В качестве примера сочетания ООП и ДОП приведем пример урока литературы, проведенного И.Э. Бизиной. Тема урока - образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».Эпиграфом к уроку стали слова Пушкина: «Самостоянье человека - залог величия его». Эта мысль подходит к образам всех главных героев (Гринева, Пугачева, Маши Мироновой) и помогает в раскрытии образа Пугачева.
Это урок обобщения и систематизации, в системе уроков по повести он последний. С Пугачевым связаны судьбы всех главных героев. Через него Пушкин размышляет об истории и судьбе, о сути человека, отличии истинного великодушия от показного.
Цель урока: изучая образ Пугачева, ученики задумываются над такими нравственными понятиями, как верность долгу, прямодушие, честность, отвага, сила характера, нравственная стойкость. Приходят к выводу, что важной мыслью повести является мысль о возможности понять каждого человека: башкира 70-ти лет, в глазах которого огонь ненависти, т.к. жизнь научила его ненавидеть; капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице и не выслужившего ни славы, ни богатства; самого Пугачева, в котором Пушкин помогает увидеть не «исчадие зла», «бешеного пса», а «человека, верного дружбе, благородного, великодушного».
Для лучшего осознания учащимися темы урока после проведенного урока была организована внеклассная самостоятельная работа учащихся. Задание: мультимедийный проект - сделать фильм об Емельяне Пугачеве всем классом. Через неделю работа была закончена, проведена рефлексия, которая показала, что если организовать весь учебный процесс, используя синер-гетический подход, то можно добиться перехода учащихся на уровень саморазвития, самовыражения. Для этого необходимо рассматривать ученика как сложную диссипативную систему, способную к обмену с внешней средой, энергией, информацией, веществом. При этом идет изменение системы. Процессом изменения можно управлять, создавая синергетические условия. Для того, чтобы использование синерге-тического подхода было наглядно, обратимся к табл. 1-3, иллюстрирующим деятельность учителя и ученика.
Сценарий урока - образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
После завершения работы класс собрался на презентацию своей работы. Еще в ходе подготовки учащиеся дали ответ на поставленную выше проблему и однозначно пришли к выводу: «Нельзя совершать Зло даже во имя Большого Добра».
Т а б л и ц а 1
I этап деятельности учителя по созданию синергетических условий
Цель Деятельность учителя Содержание деятельности учащихся Результат
Вести диссипатив-ную систему (ученика в смущение Введение диссипатив-ной системы в состояние хаоса Совместно с ребятами была поставлена проблема, которую необходимо было решить в ходе работы «Можно ли совершать Зло во имя Большого Добра?». Класс был разбит на группы и распределены формы работы. Одна группа стала искать информацию о детстве и юношеских годах Пугачева, вторая - о восстании, третья группа занималась поиском картин, стихов, песен о нем, четвертая группа стала рисовать сюжеты по найденным материалам. Работа была не окончена и перенесена во внеурочное время. И здесь нам очень важно не оставить детей в состоянии смущения, бросить их наедине со своими мыслями Ученик задается вопросом о сложных нравственных понятиях, на которые он не может дать ответ самостоятельно. Он смущен, он видит, что должен измениться. Чтобы найти ответ он, отрицая себя настоящего, формирует себя нового. Это путь саморазвития
Т а б л и ц а 2
II этап деятельности учителя по созданию синергетических условий
Цель
Деятельность учителя
Содержание деятельности учащихся
Результат
оо § «
в §
I X
I ^ § й
и
р
у
и б и
£
что
о С
Мы предложили учащимся подготовить по данной теме мультимедийный проект - сделать совместный фильм об Емельяне Пугачеве. Это самостоятельная внеурочная деятельность учащихся над проектом, требующая интеграции приобретенных знаний, поиск и получение новых знаний. Приобретенные компетенции носят интегрированный характер. Если развитие правильно пойдет, то ученики приходят к выводу, что важной мыслью повести является мысль о возможности понять каждого человека: башкира 70-ти лет, в глазах которого огонь ненависти, т.к. жизнь научила его ненавидеть; капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице и не выслужившего ни славы, ни богатства; самого Пугачева, в котором Пушкин помогает увидеть не «исчадие зла», «бешеного пса» а «человека, верного дружбе, благородного, великодушного». Таким образом, ребята стали жить единым темпомиром, одним интересом. За помощью они обращались к учителям истории, музыки, МХК, психологии, информатики. Было собрано большое количество материала. Каждый день ребята приносили что-то новенькое и с интересом рассказывали где и что они нашли. Работа над созданием фильма позволила не только искать и находить ответы на вопросы, но и выразить свое отношение к истории, самовыразиться через песни, стихи и рисунки. Так, например, совершенно неожиданно была найдена русская народная песня о Пугачеве и к ней несколько нотных строк. Учащиеся попросили помочь сделать им музыкальную обработку и записать саму песню учителя музыки и руководителя кружка игры на гитаре. В результате получилось очень нежное музыкальное произведение, которое стало фоном проекта, чем усилило эмоциональное восприятие изложенного материала_
Ученик ищущий. Так как работа совместная, все ищут, не только он один знает, ему интересно, он в едином темпомире со всеми, что позволяет получить результат выше, чем по отдельности каждый. Самовыражение является важным компонентом саморазвития. Это происходит при совместной самостоятельной работе, когда возможна свобода выбора, свобода выражения. Резонирование чувств, эмоций окрашивает настроение и помогает понять непонятное, ощутить неощутимое. «Мышь родит гору»
Т а б л и ц а 3
III этап деятельности учителя по созданию синергетических условий
Цель Деятельность учителя Содержание деятельности учащихся Результат
1 2 3 4
Требуется небольшое усилие, чтобы система перешла на уровень другого порядка понимания духовно-нравственных ценностей Организация перехода на уровень другого порядка Для того чтобы результат «сдвига» был совершен в нужном направлении и совпадал с образовательными, воспитательными и развивающими задачами программы обучения, необходимо цели структурировать и в соответствии с ними проводить рефлексию с целью мягкого управления развитием. В ходе работы мы не раз спрашивали учащихся, интересна ли им эта идея и если да, то чем? Ответы ребят можно было разделить на 3 основные группы: 1. Все учащиеся ответили, что да, эта работа им интересна, т. к. она для них новая и они могут применить на практике свои навыки в работе с информационно-коммуникациоными технологиями. Изучая образ Пугачева, используя при этом синергети-ческий подход, мы приводим учащихся к глубоким рассуждениям о жизненных ценностях, учим их видеть объект изучения разносторонне, развивая при этом творческое мышление, логику, формируя убеждения и мировоззрение
О к о н ч а н и е табл.3
1 2 3 4
2. Да, интересна, т.к. в ходе поиска информации узнали очень много нового и не только по данной теме. 3. Да, интересна, т. к. они чувствовали себя частью коллектива, несли ответственность вместе со всеми за конечный продукт деятельности. Таким образом,можно сделать вывод, что ребятам важен был не только конечный результат (в данном случае мультимедийный проект), а еще очень важен сам процесс подготовки данного проекта
Таким образом, если урок литературы и внеклассную работу по теме организовать синерге-тически, то формируется личностная ориентация учащихся и их ответственный выбор, т.е. формируется автономизационная компетентность.
Литература
1. Степанова Т. И. Опережающее образование // Народное образование Якутии. - Якутск, 2009. - №3. - С.73-76.
2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 215.
3. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. - С. 15.
4. Крысанова О.А. Инновационные аспекты научно-методической деятельности учителя физики. -Самара: Самарский университет, 2010. - С. 142.
5. Лазебникова А.Ю. Свобода в деятельности человека, учеб. пособие для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 2009. - С. 144.
6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / http://www.uni-dubna.ru.
7. Степанова Т.И., Горбатюк Б.А., Горбатюк С. Ю. Образовательная программа школы. - Якутск, 2007. - С. 3.
Поступила в редакцию 23.12.2011