Научная статья на тему 'Формирование общекультурной и методологической компетенции учащихся на основе коммуникативно-гуманитарного подхода'

Формирование общекультурной и методологической компетенции учащихся на основе коммуникативно-гуманитарного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Г. А.

Представлены обоснование и содержание эксперимента по формированию общекультурной и методологической компетентности учащихся на основе коммуникативно-гуманитарного подхода, включающего актуальность, предмет, гипотезу, задачи, принципы, методы, формы, этапы. Описан научный тезаурус концепции, некоторые результаты эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурной и методологической компетенции учащихся на основе коммуникативно-гуманитарного подхода»

УДК 37.011.33

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА

Представлены обоснование и содержание эксперимента по формированию общекультурной и методологической компетентности учащихся на основе коммуникативно-гуманитарного подхода, включающего актуальность, предмет, гипотезу, задачи, принципы, методы, формы, этапы. Описан научный тезаурус концепции, некоторые результаты эксперимента.

Ключевые слова: общекультурная компетенция, диалог культур, программа эксперимента, критерии оценки, модель выпускника.

Основные направления развития общего образования призваны обеспечить подготовку разносторонней личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию.

Особенностью современной эпохи является то, что накопленные российским обществом в XX в. социальные и культурные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезной ревизии. Развитие культуры в России во многом определяется изменениями социально-экономических отношений и девальвацией духовных ценностей общества, набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ведет к изменению личностных установок в сторону усиления индивидуалистического и потребительского начала, появляется угроза «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим, потери чувства общности.

Актуальность выбора коммуникативно-гуманитарного направления в образовании обусловлена необходимостью преодолеть тенденции приоритета потребительского сознания/поведения над культуротворческой деятельностью. Анкетирование образовательных запросов учащихся гимназии показало их желание расширить и углубить область гуманитарного образования и приблизить учебную деятельность к объектам культуры. Анкетирование педагогического коллектива подтвердило готовность участвовать в долговременном эксперименте по развитию социально-педагогической системы гимназии. Анализ опыта работы школы, возможностей педагогического коллектива и инфраструктуры гимназии выявил внутренние ресурсы и перспективы обновления содержания и структуры социально-педагогической системы гимназии.

Концепция предложенного нами коммуникативно-гуманитарного подхода образовании раскрыта в ряде статей [1; 2]. Эксперимент был направлен на достижение высокого качества гуманитарного образования, то есть на системные изменения составляющих образовательного процесса, принципиально влияющих на цели образования, на диалогизацию взаимоотношений между субъектами образовательного процесса (учитель - ученик, учитель - учитель, учитель - администрация школы, учитель - родители, родители - администрация), а также на гуманизцию и гуманитаризацию содержания и результата деятельности ученика и педагога.

Объект исследования: процесс обновления содержания гимназического образования в контексте его гуманизации и гуманитаризации. Предметом исследования явилось проектирование образовательной программы на основе коммуникативно-гуманитарного подхода.

Г. А. Иванова

Ленинградский

областной

институт

развития

образования

e-mail: ga_iv@ mail.ru

Главная цель эксперимента и ожидаемый результат - достижение нового качества гуманитарного образования за счет реализации общеобразовательных и профильных программ на основе коммуникативно-гуманитарного подхода.

Гипотеза эксперимента: формирование общекультурной и методологической компетентности учащихся на основе коммуникативно-гуманитарного подхода обеспечит новое качество гуманитарного образования, если:

• будет обновлено содержание образования за счет использования интегра-тивного и коммуникативного потенциала предметов гуманитарного цикла в образовательной программе школы;

• будет скорректировано содержание программ гуманитарного цикла с реализацией общеобразовательного и гуманитарного профиля;

• будут определены содержание и диагностика критериев сформированности общекультурной и методологической компетенции учащихся с учетом стандартов общеобразовательной и профильной школы;

• образовательный процесс будет обеспечен профессионализмом учителей, использованием деятельностно и личностно ориентированных педагогических технологий в контексте «диалога культур» и эвристического диалога.

Задачи и прогнозирование результатов для проверки гипотезы и достижения цели эксперимента представлены в табл. 1.

Таблица 1

Задачи эксперимента и ожидаемые результаты

1. Управление ОЭР

- создать организационно-управленческую модель развития гимназии в условиях эксперимента; - определить кадровое, финансовое, материально-техническое сопровождение экспериментальной образовательной программы - реализовано документальное, организационное и управленческое сопровождение эксперимента; - обеспечено оптимальное материально-техническое, кадровое, финансовое, сопровождение эксперимента

2. Организация образовательного процесса:

- изучить социально-культурные, психолого-педагогические, организационно-методические условия реализации ОЭР: - выявить противоречия между возможностями образовательной программы гимназии и образовательными потребностями учащихся; - спроектировать модель обновленной образовательной программы гимназии: - обосновать теоретические положения и определить содержание экспериментального образования ; - выбрать эффективные педагогические технологии, адекватные задачам разных ступеней и уровней гимназического образования Создана обновленная образовательная программа гимназии, в том числе: - скорректировано содержание программ гуманитарного цикла: «Филология», «Мировая художественная культура», «История», «Обществознание», «Изобразительное искусство» для общеобразовательной и профильной школы. - разработаны элективные курсы с учетом интеграции предметов гуманитарного цикла; - реализуются проектные, проблемные, исследовательские, игровые, дискуссионные педагогические технологии в контексте « диалога культур»

3. Оценка качества ОЭР

- выбрать критерии сформированности компетентностей и выявить динамику развития субъектов эксперимента; - выбрать методику оценки качества и оценить качество реализации педагогического эксперимента - созданы модель выпускника гимназии, модель профессиональной диалоговой педагогической личности; - оценено качество обучения и воспитания учащихся; - пройдена экспертиза качества реализации эксперимента

Методологические принципы организации экспериментальной образовательной системы гимназии выявлены на основе отечественных культурологических, психологических и педагогических концепций формирования национально-культурных духовных и нравственных ценностей личности (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Л. И. Бо-жович, А. П. Валицкая, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, М. С. Каган, А. Д. Король, О. Е. Кучерова, Д. С. Лихачев, В. Г. Маранцман, А. В. Хуторской и др.) [3 - 16]:

1) принцип диалога культур в контексте культуросообразной школы (В.С. Биб-лер) с включением личности в прошлое, настоящее и будущее культуры, установлением отношений между культурой (культурами) как связью людей и цивилизацией (цивилизациями) как связью вещей, воспитанием личности как «человека культуры» (Е.В. Бондаревская);

2) принципы гуманизма и человекоцентризма с целью формирования в сознании личности нового образа мира и человека, который является продуктом творческой деятельности человеческих сообществ и присущих им историко-культурных традиций; развитие и воспитание гимназиста как «человека культуры» в личностно-ориентированной и диалоговой педагогике (Е. В. Бондаревская, О. Е. Кучерова).

3) принцип интегративности: интеграция предметов гуманитарного цикла с целью формирования гуманитарного мышления и создания базовой целостной общенаучной и гуманитарной картины мира в сознании учащихся (А. П. Валицкая, В. Г. Маранцман, В. А. Доманский и др.);

4) принцип историзма: так как настоящее произведение культуры живет одновременно в двух временах - «малом» (время сегодня) и «большом» (время всегда), то бытование произведения в пространстве музея предполагает прочтение смыслов с позиций системы ценностей современности, актуализации, диалога зрителя (читателя) как человека нашего времени с автором данного текста культуры и через него участие в «большом диалоге культур» (М. М. Бахтин, В. В. Библер, Д. С. Лихачев);

5) принцип мультикультурности, предполагающий включение в программы широкого диапазона национально-культурных традиций с опорой на отечественную культуру на основе диалога культур (В. В. Степин, А. А. Гусейнов и др.);

6) принцип деятельностно ориентированного обучения (А. И. Якиманская и др.) на основе гармонического взаимодействия творческой и исследовательской деятельности личности в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика; диалогического взаимодействия в эвристическом обучении (А. В. Хуторской, А. Д. Король);

7) принцип личностно ориентированного обучения (В. В. Давыдов, Б. Г. Мещеряков и др.) с учетом потребностей, интересов и приоритетов развивающейся личности как субъекта обучения.

Раскроем тезаурус научной концепции программы эксперимента. Исходным пунктом культуросообразной, человекоцентрической школы является понимание «культуры» как сложного материального и духовного бытия человека. Из многочисленных подходов к определению культуры мы остановились на комплексном определении категории культуры. Культура - 1) это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, 2) свод способов коллективного существования, 3) выработанная людьми система норм и оценочных критериев, что представляется в единстве трех неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной жизни, результатов этой жизнедеятельности и степени развитости личности.

В связи с тем, что материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают как определенные ценности (материальные - предметы, объекты и духовные - идеи, традиции), возрастает роль объектов культуры, обладающих интегративными возможностями, к каким относится музей. В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области человеческой деятельности, которые связаны с искусством (художественная культура). В XX в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизация. Понимая, что человек может окончательно удалиться

от природы в процессе технического овладения природой, важно предотвратить этот процесс и обеспечить гармоничное вхождение личности в мир.

При сопоставлении Культуры и Цивилизации культура оценивается как сфера высших человеческих действий: духовных, научных и художественных реализаций человеческой активности. Цивилизация же олицетворяет материальные формы бытия. Культура создает средства и способы духовного начала в человеке, цивилизация же олицетворяет материальные формы бытия.

Таким образом, сутью гуманитарного образования становится изучение человека в его отношении к миру и познание учеником самого себя, самоидентификации учащегося в контексте национально-культурных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Другим аспектом гуманитарного образования является соразмерное развитие различных каналов связи души и сознания человека с окружающим миром. Поэтому акцентуация в процессе обучения визуального и словесного мышления раскрывает интегративные возможности диалога предметов гуманитарного цикла.

В основу технологии «диалога культур» положены идеи М. М. Бахтина о «культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. С. Выготского и положения «философской логики культуры» В. С. Библера. Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания эмоций), диалог как речевое общение людей (речевая коммуникация) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур (на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления»). Диалог в культуре и диалог культур осуществляется при помощи текстов культуры (артефактов), являющих собой своеобразные представления, концепции мира, его образы.

Взаимодействие устной и письменной речи в ее развивающих функциях поднимает коммуникативно-речевые умения личности до уровня эссеистических и риторических умений, которые считаются высшим уровнем коммуникативно-речевой культуры личности. Особую функцию приобретают учебные жанры реальной и виртуальной экскурсии и жанр культуроведческого эссе (с франц. «набросок», «этюд» -жанр философской, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением).

Основными творческими продуктами учебной диалоговой деятельности являются эссе как жанр научно-популярной речи, основанный на рефлексии автора, реферат как жанр самостоятельного исследования учащихся, презентация проекта как синтетический вербально-визуальный жанр исследовательской и творческой деятельности, что позволяет виртуально расширить образовательную среду и во временном, и в пространственном планах, что гармонизирует процесс инкультурации личности, т.е. «врастания» личности в культуру, осознания себя как части национальной культуры. Данная позиция позволяет реализовать положения Национальной доктрины образования, призванной обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов.

В рамках экспериментальной работы в учебном диалоге с артефактами и ценностями культуры предполагалось обеспечить диалог с духовными ценностями, в личностном аспекте (знакомство с биографиями светочей культуры), социальном аспекте (эволюция ценностных представлений о мире в процессе развития общества), эстетическом аспекте (восприятие произведений разных видов искусства в жанрово-тематической специфике), историческом аспекте (изучение истории духовной культуры).

Методы экспериментальной деятельности: а) теоретический анализ педагогической, психологической, культурологической, искусствоведческой, филологической и методической литературы по теме; б) анкетирование, опрос учителей, учащихся, родителей; в) педагогический эксперимент; г) мониторинг результатов реализации про-

граммы ОЭР; д) статистическая обработка полученных данных; е) сравнение результатов экспериментальных и контрольных групп.

Условиями реализации Программы экспериментальной деятельности явились а) моделирование образовательного пространства в контексте «диалога культур» и «культуросообразной школы»; б) и повышение профессионализма учителя гимназии как педагогической личности в условиях обновления образования; в) моделирование выпускника гимназии:

1. Моделирование образовательного пространства в контексте «диалога культур» и «культуросообразной школы», в том числе:

• организация образовательной среды с использованием потенциала интеграции предметов гуманитарного цикла для развития культуры вербального и визуального мышления в контексте «диалога культур»;

• обеспечение мотивации и заинтересованности ученика с учетом личностных и возрастных особенностей и потребностей к общению с художественной культурой, профессиональному самоопределению;

• создание психологически комфортных условий с учетом индивидуальных возможностей учащихся и особенностей восприятия произведений искусства;

• использование педагогического диалога как способа реализации субъект-субъектных взаимоотношений;

• использование эвристического диалога (обучения) как условия формирования исследовательской (поисковой) культуры.

2. Повышение профессионализма учителя гимназии как педагогической личности в условиях обновления образования:

• совершенствование профессиональной компетентности (психологической, культурологической, предметной) учителя для реализации экспериментальной программы;

• совершенствование коммуникативной культуры учителя;

• ознакомление учителя с новыми информационными технологиями для обеспечения учебного процесса;

• личностное и культурное саморазвитие учителя как носителя культурной информации, как посредника между художественным артефактом и учеником, как экскурсовода, обеспечивающего диалог между учеником и музейной экспозицией, как собеседника, готового к педагогическому диалогу;

• формирование «Я-стратегии» - стратегии саморазвития педагогической личности;

• готовность к профессиональному самоанализу на каждом этапе работы

• совершенствование методической грамотности;

• овладение методикой экспериментальной деятельности;

3. Моделирование выпускника гимназии как разносторонней личности, сформированной в традициях отечественной и мировой культуры, характеризуемой следующими качествами:

1) воспитанность в традициях исторической преемственности поколений, патриотизма и гражданственности, бережного отношения к историческому и культурному наследию народа;

2) «культурная» диалогичность:

• готовность к межкультурному диалогу с взрослыми, сверстниками с уважением к взглядам и этнокультурным особенностям собеседников;

• уважение к выдающимся личностям - «светочам культуры», которые внесли вклад в развитие русской национальной и мировой культуры;

3) коммуникативность:

• развитая устная речь (внутренний и внешний диалог) и риторические умения (публичная речь);

• развитая письменная речь (умение создавать письменные тексты в разных стилях и жанрах речи, преимущественно исследовательского и творческого характера);

4) сформированная общекультурная компетенция, в том числе:

• развитая потребность в общении с артефактами материальной культуры как сохранение преемственности в сохранении достижений русской и мировой культуры;

• воспитанный устойчивый интерес к общению с произведениями художественной культуры как культурными ценностями и культурным наследием;

• развитое уважение и внимание к традициям и наследию национальной духовной культуры;

• сформированные гуманистические ценности в сознании учащихся, культурной самоидентификации личности гимназиста как носителя, хранителя культуры.

• сформированное умение воспринимать и интерпретировать артефакты русской и мировой культуры в единстве формы и содержания в историко-культурном контексте;

• воспитанность в традициях патриотизма, любви к историческому и культурному наследию предков;

5) сформированная исследовательская (познавательная) культура, методологическая компетенция, в частности:

• исследовательские умения в предметных областях и в осуществлении межпредметных связей;

• способность к самообразованию с постановкой целей в зависимости от потребностей и возможностей личности;

По каждой группе критериев использованы единые методики, показатели и инструментарий, разработанные в мониторинге качества образования и диагностическом пакете федерального эксперимента по профильному и предпрофильному обучению, в модели ЕГЭ (единого государственного экзамена), в единых требованиях оценки знаний и умений учащихся в предметных областях, в психологических диагностиках.

Научная новизна эксперимента состоит в том, что в процессе реализации Программы эксперимента создана и апробирована инновационная образовательная программа гимназии, обеспечившая формирование общекультурной и методологической компетенции учащихся,

• обновлено содержание учебных программ предметов гуманитарного цикла с учетом интеграции с музейной программой;

• определены содержание и структура гуманитарного образования на основе коммуникативно-гуманитарного подхода;

• создана модель учителя гуманитарной школы;

• создана модель выпускника гуманитарной школы;

• создан банк диагностических материалов оценки качества гуманитарного образования, банк учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию Программы;

Значимость ОЭР состоит в том, что результаты и методические рекомендации могут быть использованы в педагогической практике гимназий и школ области, региона, страны для обновления образовательных программ общеобразовательных учреждений. В ходе ОЭР произошло выявление места и роли программы в среднем звене образовательной системы, определились перспективы создания и созданы вариативные интегративные курсы с учетом общеобразовательного и профильного обучения в старшем звене обучения.

Содержание этапов экспериментальной деятельности:

1. Подготовительный (2004 - 2005 гг.) а) диагностика противоречий, потребностей и интересов учащихся: выявление противоречий между образовательными интересами и приоритетами учащихся, возможностями педагогической системы гимназии; б)проектирование опытно-экспериментальной деятельности гимназии: отра-

ботка методики проведения педагогического эксперимента; в) организация опытно-экспериментальной деятельности в школе;

2. Практический (2005 - 2006 гг. - 2007 - 2008 гг.) деятельность по реализации педагогического эксперимента;

3. Обобщающий (2008 - 2009 гг.) конкретизация и коррекция элементов педагогического эксперимента;

4. Внедренческий (2009 - 2010 гг.) социализация (трансляция опыта).

Можно назвать следующие результаты экспериментальной деятельности:

1. Образовательный процесс в гимназии построен так, чтобы предоставить учащимся больше возможностей для саморазвития. Индивидуализация образования обеспечена тем, что организовано педагогическое сопровождение учащегося (коучинг) в процессе обучения и воспитания. В гимназии реализуются индивидуальные образовательные маршруты, которые способствуют не только расширению гимназического образования, но и повышению качества обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Повысился уровень профессиональной компетенции педагогов, в том числе: а) повышение общепрофессиональной компетенции педагогов в области психологии, педагогики, методики преподавания, применения в работе новых педагогических технологий;

б) повышение профессионального мастерства в реализации образовательного процесса в учебной и внеучебной предметной деятельности.

Таблица 2

Использование педагогических технологий учителями гимназии

Виды педагогических технологий 2006-2007 2007-2008 2008-2009

Интерактивные технологии 68,6 69 73

Исследовательские технологии 60,8 65,8 70

Проектные технологии 56,9 62,2 81

Программированное обучение 45,1 46 48,5

Модульное обучение 68,6 70 73

Педагогические мастерские 43,1 45,6 46

Игровое моделирование 47,1 50,2 61

Диалоговые технологии 86,3 90 91

Информационные технологии 68,6 71 75

Количество педагогов, прошедших переподготовку по освоению современных педагогических технологий: 2006 - 2007 - 30 %; 2007 - 2008 - 35 %; 2008 - 2009 -48,2 % . К 2010 г. переподготовку по освоению современных педагогических технологий прошли все педагоги гимназии.

Представим некоторые способы формирования общекультурной и методологической компетенции учащихся экспериментальных классов. В ходе эксперимента по формированию общекультурной и методологической компетентности учащихся особое внимание уделялось формированию культуры проектной и исследовательской деятельности в разных формах: а) преподавание базовых и профильных учебных предметов, элективных курсов; факультативов и спецкурсов; в) создание Научно-исследовательского общества гимназистов (НИОГ); г) моделирование портфолио ученика; д) мониторинги по оценке качества исследовательской работы; е) осуществление социального партнерства (Попечительский совет, учреждения дополнительного образования, сотрудничество с вузами, средства массовой информации).

Условием вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность является повышение мотивации за счет различных организационных форм:

1. Первый опыт самостоятельного исследования дети получают на уроках.

2. В системе дополнительного образования (кружки и факультативы) происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, правилами оформления реферативных работ. На факультативы и кружки приходят дети, заинтересованные в получении более глубоких знаний по предмету, т.к. них есть дополнительная возможность реализовать творческий и научный потенциал.

3. В научно-исследовательском обществе гимназистов идет настоящая исследовательская работа, которая приносит и несомненное удовольствие, и повышение статуса ученика. Проекты, созданные в рамках НОУ, проходят защиту на внутришкольных конференциях, что обеспечивает информированность учеников гимназии о проводимой исследовательской деятельности, а затем выходят на Гимназический конкурс проектов по предмету. Результаты конкурса доводятся до сведения всех учеников гимназии.

4. Выход на городские, региональные, международные конкурсы и публикация творческих работ. В гимназии сформирован и обновляется банк исследовательских и проектных работ учащихся, которые успешно используют преподаватели на уроках при объяснении нового материала (на уроках-семинарах, уроках-лекциях, практикумах и т. д.). Таким образом, инновационная деятельность дает возможность большего участия детей в исследовательской и проектной деятельности, конкурсном движении и олимпиадах, что представлено в табл. 3.

Таблица 3

Динамика вовлеченности учащихся экспериментальных классов в исследовательскую и творческую деятельность

Виды деятельности По отношению к числу учащихся экспериментальных классов

2007-2008 гг. 2008-2009 гг. 2009-2010 гг.

Олимпиады 60,5 % 61 % 64 %

Конференции 41,2 % 48 % 49,3 %

Исследовательская деятельность 20,7 % 23,6 % 24 %

Проектная деятельность 35 % 40 % 41,8 %

Результатом анализа эксперимента является диагностика сформированности общекультурной и методологической компетентности (по методике О. Е. Лебедева) [15].

Наиболее значимой в мониторинге оказалась общекультурная компетентность, так как она включает в себя диалоговое общение и образованность, способствует повышению функциональной грамотности, методологической компетентности и допро-фессиональной компетентности (в терминах О. Е. Лебедева). Были проведены мониторинговые исследования, которые включают в два круга вопросов: «Круг значимых проблем», «Освоенное культурное пространство».

В частности, полученные личностные характеристики готовности решения поставленных проблем (в сравнении по годам экспериментального и контрольного классов) показывают, что инновационная деятельность дает возможность большего участия детей в исследовательской и проектной деятельности, конкурсном движении и олимпиадах: а) учащиеся готовы ставить проблемы (60 % и выше); б) анализировать проблемы (60 % и выше); в) решать возникшие проблемы (60 % и выше); г) у учащихся сформировано культурно-образовательное пространство; д) сформирована познавательная база личности; е) учащиеся готовы использовать полученные знания в отдельных образовательных областях.

Методологическая компетентность определяется как уровень образованности, достаточный для самостоятельного исследования и творческого решения проблем

как теоретического, так и практического характера на основе выбранного мировоззрения (мировоззренческой позиции), освоения теоретического знания, методов творческой (исследовательской и преобразовательной) деятельности.

Уровень методологической компетентности может быть проявлен только в том или ином завершенном «продукте» творческой деятельности (исследовании, проекте, программе, изобретении, сочинении и т. д.) и в процессе его публичной защиты. В гимназической образовательной программе достижение уровня методологической компетентности мы определяли в образовательной области «Филология».

Достижение учащимся уровня методологической компетентности определяется при решении познавательных или практических задач: а) выбрать мировоззренческую позицию; б) использовать теоретическое знание, опираясь на первоисточники; в) применять методы творческой (исследовательской и преобразовательной) деятельности.

Выявление того, в какой мере достигнут учащимися уровень методологической компетентности, происходило на основе анализа творческой (исследовательской и преобразовательной) работы в нескольких направлениях:

1) учебно-исследовательская работа (поиск решения поставленной проблемы на основе изучения уже найденных другими решений; полученные результаты являются субъективно новыми, новыми только для ученика);

2) научно-исследовательская работа (поиск решения поставленной проблемы, решение которой не найдено другими; полученные результаты являются объективно новыми);

3) социокультурные программы-проекты;

4) успешное прохождение аттестации на основе ЕГЭ, заданий части С.

Определение уровня достижения учащимся методологической компетентности проводилось на основе совокупного анализа следующих составляющих аттестационных испытаний: творческой работы, автореферата к ней, отзыва руководителя (консультанта) учащегося, рецензии специалиста по решаемой проблеме, участия ученика в дискуссии в процессе защиты работы.

Для определения признаков проявления учащимся уровня методологической компетентности требовалось провести следующие операции:

1) выяснить круг значимых для учащегося проблем, решение которых свидетельствует о достижении им уровня методологической компетентности;

• познавательные (познания мира, самопознания, самого процесса познания);

• мировоззренческие (ценностно-эмоционального отношения к миру, себе и познанию);

• преобразовательные (преобразования мира, себя, знаний о мире и способов познания).

2) проанализировать образовательное пространство деятельности школьника, способность использовать различные виды первоисточников;

3) оценить, в какой мере освоены учащимся методы творческой (исследовательской и преобразовательной) деятельности;

4) определить, в какой мере учащийся ориентируется в теориях и концепциях, относящихся к определенной области знания.

Мониторинг показал, что реализованная экспериментальная программа дает возможность большего участия детей в исследовательской деятельности, формирует инициативность, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Таким образом, учитывая, что в рамках федерального эксперимента по модернизации общего среднего образования предусмотрены локальные эксперименты, позволяющие исследовать проблему усиления роли гуманитарных дисциплин в формировании личности, можно утверждать, что одним из путей совершенствования образовательного процесса выступает реализация коммуникативно-гуманитарного подхода, обеспечивающего диалог с Культурой как хранилищем духовных и материальных

ценностей и посредником между личностью учащегося и результатами национальной и мировой культуротворческой деятельности.

Список литературы

1. Иванова Г. А. Об актуальности коммуникативно-гуманитарного подхода в моделировании образовательного процесса/ Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. мат. Х Междун. науч.-практ. конф. ; под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: НГТУ. 2011. - С. 43 - 48.

2. Иванова Г. А. Коммуникативно-гуманитарный подход как условие организации образовательного процесса в юридическом вузе / Г. А. Иванова. Вестник СПГУТД. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2011. - № 2. - С. 61 - 66.

3. Арнольдов А. И. Введение в культурологию: Учебное пособие. — М.: НАКиОЦ. 1993.

4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство. 1979. - С. 285.

5. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат. 1991.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение. 1968.

7. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. / Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11 - 17.

8. Валицкая А. П. Культуротворческая школа: концепции и модель образовательного процесса / А. П. Валицкая. Педагогика. 1998. - № 4. - С. 12 - 23.

9. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / отв. ред. В. В. Степин, А. А. Гусейнов. - М.: Наука. 2005.

10. Каган M. С. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис. 1997.

11. Король А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения / А. Д. Король. Педагогика. 2007. - №9. - С. 18 - 25.

12. Хуторской А. В. Диалогичность как проблема современного образования (фило-софско-методологический аспект) / А. В. Хуторской, А. Д. Король. Вопросы философии. 2008. -№ 4. - С. 109 - 114.

13. Лихачев Д. С. О национальном характере русских / Д. С. Лихачев. Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 3 - 5.

14. Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе: На пути к Пушкину: Пос. для учителя и учащихся. В 2 ч. — СПб.: Владос. 1999. - 256 с.

15. Образовательные результаты ; под. ред. О. Е. Лебедева — СПб.: Специальная литература. 1999.

16. Кучерова О. Е. Гуманная педагогика: взгляд в будущее. - // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - № 6 (77), вып. 5. - C. 45 - 48.

FORMATION OF COMMON CULTURAL AND METHODOLOGICAL COMPETENCE OF PUPILS ON THE BASIS OF THE COMMUNICATIVE-HUMANITARIAN APPROACH

The substantiation and the experiment maintenance on formation of common cultural and methodological competence of pupils on the basis of the communicative-humanitarian approach are presented: an urgency, a subject, a hypothesis, problems, principles, methods, forms, stages. The scientific thesaurus of the concept, some results of experiment is described.

Key words: common cultural competence, dialogue of cultures, experiment program, criteria of estimation, model of graduate.

G. A. Ivanova

Leningrad Regional Institute of Education Development

e-mail: ga_iv@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.