Научная статья на тему 'Общекультурная компетенция современных школьников: «Взгляд изнутри» и «Взгляд извне»'

Общекультурная компетенция современных школьников: «Взгляд изнутри» и «Взгляд извне» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION / ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / READERS' CULTURE / СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ. / ABILITY FOR SELF-DEVELOPMENT. / DESCRIPTION OF A SCHOOL-LEAVER / EDUCATED PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Супрунова А. В.

В связи с переходом на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) формирование и развитие общей культуры учащихся рассматривается как стратегическая цель воспитания и обучения. В статье дан анализ общекультурного уровня современных школьников. Автор актуализирует проблему разработки модели развития общекультурной компетенции школьников на основе чтения как вида речевой деятельности и средства познания и саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Супрунова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF MODERN SCHOOLCHILDREN: “INSIDE VIEW” AND “OUTSIDE VIEW”

According to the Federal state standard of basic general education (FSS of BGE) the forming and development of schoolchildren’s general culture is considered to be a strategic aim to bring up and educate. The general cultural level of present schoolchildren is analyzed in this article. Moreover the author stresses out an issue of designing a model of the cultural competence of schoolchildren, which is based on reading as a kind of a speech activity and a means of cognition and self-development.

Текст научной работы на тему «Общекультурная компетенция современных школьников: «Взгляд изнутри» и «Взгляд извне»»

УДК 373.5 ББК 78.073

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: «ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ» И «ВЗГЛЯД ИЗВНЕ»

GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF MODERN SCHOOLCHILDREN: "INSIDE VIEW" AND "OUTSIDE VIEW"

А. В. Супрунова

В связи с переходом на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) формирование и развитие общей культуры учащихся рассматривается как стратегическая цель воспитания и обучения. В статье дан анализ общекультурного уровня современных школьников. Автор актуализирует проблему разработки модели развития общекультурной компетенции школьников на основе чтения как вида речевой деятельности и средства познания и саморазвития.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт основного общего образования, портрет выпускника, общекультурная компетентность, культурный человек, читательская культура, способность к саморазвитию.

Учителя, родители, социологи, психологи, говоря о современных школьниках, констатируют тот факт, что общекультурный уровень детей с каждым годом становится все ниже. В ученической среде заметен отрыв от духовных корней русской культуры, потеря отечественных культурных традиций и ценностей. Данная ситуация во многом обусловлена тем, что в последнее десятилетие основной задачей школы было наполнить умы детей большим объемом знаний для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ, а воспитание «человека культуры» уходило на второй план. Хотя уже с середины XX в. философы и педагоги (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Ю. С. Курганов, В. М. Ро-зин и др.) призывали к переходу на новый вид образования: от «идеи образованного человека» - к идее «человека культуры» [1, с. 21].

В методике преподавания русского языка в течение последних десятилетий подход к соизучению языка и культуры активно разрабатывается, «поскольку язык как один из основных признаков нации выражает национальную культуру, а культура становится предметом изучения при обучении языку» [2, с. 15]. В научных работах Е. А. Бы-стровой, А. Д. Дейкиной, Т. К. Донской, С. И. Львовой, Н. Л. Мишатиной, Л. И. Новиковой, Л. А. Ходяковой описываются пути реализации культуроведческого подхода в обучении русскому языку в школе. «Связь языка и истории, языка и культуры - внутренний стержень методики преподавания родного русского языка» [3, с. 11].

A.W. Suprunova

According to the Federal state standard of basic general education (FSS of BGE) the forming and development of schoolchildren's general culture is considered to be a strategic aim to bring up and educate. The general cultural level of present schoolchildren is analyzed in this article. Moreover the author stresses out an issue of designing a model of the cultural competence of schoolchildren, which is based on reading as a kind of a speech activity and a means of cognition and self-development.

Keywords: Federal state standard of basic general education, description of a school-leaver, general cultural competence, educated person, readers' culture, ability for self-development.

Также следует отметить, что в настоящее время в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) формирование и развитие общей культуры рассматривается как стратегическая цель воспитания и обучения: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

• любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

• осознающий и принимающий ценности человеческой жизни <...>;

• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности <...>;

• социально активный, уважающий закон и правопорядок <...>;

• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

• осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни <...>;

• ориентирующийся в мире профессий <...>» [4].

Данный «портрет выпускника» мы можем представить в виде следующей схемы (рис. 1):

Выпускник школы

Анализируя личностные характеристики выпускника по ФГОС ООО и учитывая, что ведущей идеей модернизации отечественного образования является компетентностный подход, можем сделать вывод, что ключевой компетентностью, формируемой в годы учебы в школе, выступает общекультурная.

Проблемами формирования общекультурной компетентности (ОКК) как личностной характеристики учащихся занимались О. Е. Лебедев, Н. И. Неупокоева, С. Я. Троянская и др. В педагогической теории ОКК характеризуется как уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции [5].

О. Е. Лебедев рассматривает ОКК школьников как инвариантный показатель образованности выпускника средней школы [6, с. 8]. При этом ученый выделяет составляющие уровня образованности: функциональная грамотность, общекультурная компетентность, допрофессиональная компетентность, методологическая компетентность [7]. Рассматривая структуру ОКК как планируемого результата общего образования, О. Е. Лебедев выделяет ряд способностей, которые помогают объяснять явления действительности и ориентироваться в мире ценностей:

• ориентация в первоисточниках культуры: произведениях художественной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейных экспозициях, произведениях если не научной, то хотя бы научно-популярной литературы;

• способность ориентироваться в источниках информации, отбирать их для решения познавательных задач, обращая внимание на достоверность информации;

• способность объяснять явления действительности, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни с позиций науки;

• способность ориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни;

• способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с определенной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле;

• речевая культура учащихся - исключительно важный компонент общекультурной компетентности [6].

Мы разделяем точку зрения О. Е. Лебедева и считаем, что каждый из вышеизложенных компонентов ОКК должен стать целью общего образования, реализуемой в

Языковая культура

Коммуникативная культура

Культура труда

Правовая культура

Экологическая культура

Культура познания

Рис. 1. Портрет выпускника ФГОС ООО

ходе изучения всех общеобразовательных предметов и внеурочной деятельности. Однако не можем согласиться с оценкой речевой культуры учащихся, так как считаем, что это не только «важный компонент общекультурной компетентности», но и первостепенный, порождающий все остальные способности, поэтому должен занимать первую строчку в структуре ОКК.

В связи с тем, что сегодняшние школьники и их родители в недостаточной степени владеют новым методическим термином «компетенция», мы не вводили его в текст материалов для анкетирования, а попросили учащихся среднего звена (5-7-й класс г. Химки Московской области, всего 116 человек) ответить на два вопроса.

Вопрос «Какого человека можно назвать культурным?» вызвал у ребят определенные трудности, многие не смогли сразу на него ответить. Приведем примеры некоторых ответов учащихся:

Культурный человек - это «тот, кто ест аккуратно»; «кто не хулиганит»; «не ругается матом»; «не сорит на улице, не курит, не бросает пакеты с водой на головы людям» (ответы пятиклассников).

Культурный человек - это «вежливый и скромный»; «умеет себя хорошо вести»; «не грубит старшим и не врет сверстникам»; «приветлив, не грубит, ведет себя прилично» (ответы шестиклассников).

Культурный человек - это «тот, кто соблюдает нормы морали», «все делает хорошо и правильно»; «человек с хорошими манерами»; «почитает культуру своей страны»; «который ходит в театр, на концерты, на выставки, слушает классическую музыку»; «не выражается нецензурными словами при взрослых» (ответы семиклассников).

Анализ ответов на данный вопрос показал, что в понимании школьников культура личности в большинстве случаев ассоциируется с коммуникативной культурой и культурой поведения в обществе:

- прилично ведет себя - 85 человек (73,6%);

- не пьет, не курит, не ругается матом - 58 чел. (50%);

- образованный - 52 чел. (44,7%);

- знает много об искусстве, истории своей страны -17 чел. (14,5%).

Как видим, результаты исследования показывают коммуникативную и поведенческую стереотипность понимания культуры личности учащимися. Немногие школьники отметили, что культурный человек это «тот, кто читает», «начитанный», «кто понимает искусство и много читает», «хочет развиваться, является многосторонней личностью, проявляет уважение к другим, знает культуру своего края, города». Надо заметить, что 12% от всех учащихся на данный вопрос ответили: «Не знаю», «Это сложный для меня вопрос», «Никогда не думал об этом». Значит, дети 10-13 лет, несмотря на то, что основы культуры закладываются в семье еще в дошкольном возрасте, затем развиваются на всех этапах школьного образования, а также в течение всей жизни человека, все реже задумываются над тем, насколько необходима культура для личностного роста.

На второй вопрос, который мы предложили школьникам, «Как ты думаешь, что влияет на повышение общекультурного уровня человека?» в основном опрашиваемые ответили:

• чтение книг, энциклопедий, словарей - 56,6%;

• просмотр телепередач и кинофильмов - 43%;

• посещение театра, музеев, выставок, концертов - 34%;

• путешествия - 31,6%.

Менее распространенные ответы:

• пример родителей и учителей - 5,3%;

• самообразование - 4%;

• не гулять с некультурной компанией - 2,6%.

Анализ ответов на второй вопрос выявил парадокс:

учащиеся понимают, что основные условия повышения культуры личности - это чтение и познание искусства, но в определении культурного человека, как показали ответы на первый вопрос, эти виды деятельности занимают последние позиции.

Как показывает школьная практика, уровень общекультурной компетенции современных учащихся (в подавляющем большинстве) катастрофически низкий. Возможно, мнение учителей субъективно. В связи с этим на втором этапе мы решили провести исследование, целью

которого стало определение уровня общекультурной компетенции, при этом мы использовали прием «взгляд изнутри» (самооценка школьников) и «взгляд извне» (оценка родителей). Считаем, что данный прием полезен и с точки зрения коррекции самооценки.

Школьники должны были самостоятельно оценить свой общекультурный и читательский уровень, а также способность к саморазвитию. Им были предложены варианты ответов: высокий, средний, низкий, затрудняюсь ответить. Результаты исследования мы представили в виде таблицы (табл. 1).

Как видно из таблицы (табл. 1), половина всех респондентов оценивают свой общекультурный уровень как средний, чуть меньше половины (44,8%) как высокий и только 1,7% (2 чел.) как низкий, у 4 человек данное задание вызвало затруднение, так как они не знали, что включает в себя понятие «общая культура человека», и никогда об этом не задумывались (мы выяснили это в ходе беседы с ребятами).

Неожиданный результат мы получили в ходе самооценки уровня читательской культуры. Большинство учащихся считают, что их уровень по данному критерию высокий (55,2%), 33,6% - средний и лишь 6,9% - низкий, 5 человек не смогли дать себе оценку. Тогда мы попросили ребят пояснить, что они понимают под термином «читательская культура». Самые распространенные ответы: «техника чтения» и «умение читать выразительно». К сожалению, учащиеся не называют такой критерий, как осознанность чтения.

Способность к саморазвитию 40,5% учащихся оценивают как среднюю, почти столько же 43,1% как высокую, 12,1% как низкую, 5 человек не смогли дать ответ. Тогда мы предложили ребятам ответить на блиц-вопросы и получили следующий результат:

- какую последнюю книгу вы прочитали вне школьной программы? Из 116 человек смогли назвать автора и произведение только 17 человек (14,7%);

- вы часто посещаете музеи, выставки, театры самостоятельно или с родителями? Положительный ответ дали 12 человек из 116 (10,3%);

- планируете ли вы свое свободное время на месяц, неделю, день? Самый распространенный ответ: «чаще всего нет» (77%);

Таблица 1

Анкетный опрос учащихся

Оцените свой уровень по следующим критериям Высокий Средний Низкий Затрудняюсь ответить

Общекультурный уровень 44,8% (52 чел.) 50% (58 чел.) 1,7% (2 чел.) 3,5% (4 чел.)

Уровень читательской культуры 55,2% (64 чел.) 33, 6% (39 чел.) 6,9% (8 чел.) 4,3% (5 чел.)

Способность к саморазвитию 40,5% (47 чел.) 43,1% (50 чел.) 12,1% (14 чел.) 4,3% (5 чел.)

Таблица 2

Анкетный опрос родителей

Оцените уровень своего ребенка по следующим критериям Высокий Средний Низкий Затрудняюсь ответить

Общекультурный уровень 9,5% (11 чел.) 90,5% (105 чел.) - -

Уровень читательской культуры 15,5% (18 чел.) 28,4% (33 чел.) 56,1% (65 чел.) -

Способность к саморазвитию 6% (7 чел.) 32% (37 чел.) 52,5% (61 чел.) 9,5% (11 чел.)

- способны ли вы самостоятельно изучить новую тему по русскому языку, физике, химии, иностранному языку или вам нужна помощь учителя? Большинство учащихся отметили, что при изучении новой темы им требуется помощь учителя (71%).

Анализ блиц-опроса заставил нас усомниться в объективной оценке учащимися своего общекультурного уровня, читательской культуры и способности к самообразованию.

Мы продолжили исследование, использовав прием «взгляд извне» (116 чел., родители учащихся, принимавших участие в предыдущем опросе), направленный на выявление общекультурного, читательского уровня, способности к самообразованию учащихся. Мы попросили родителей оценить уровень своих детей по тем же критериям: общекультурный, читательский уровень, способность к саморазвитию, так как считаем последние два одними из основных для повышения общей культуры личности. Рассмотрим результаты:

Данные исследования, приведенные в табл. 2, показывают, что почти половина родителей определяют читательский уровень детей и способность их к саморазвитию как низкий (56,1% и 52,5% соответственно), немного меньше как средний (28,4% и 32% соответственно) и всего 15,5% и 6% соответственно как высокий. Однако большинство родителей определяет общекультурный уровень своих детей как средний (90,8%) и лишь 9,2% как высокий.

Сравним результаты опросов детей и родителей по первому критерию «общекультурный уровень» (рис. 2):

Сопоставим результаты по второму критерию «уровень читательской культуры» (рис. 3):

Проанализируем оценку способности к саморазвитию, данную учениками и их родителями (рис. 4):

Данные сравнительного анализа обнаруживают, что родители учащихся гораздо ниже самих учащихся оценивают способность своих детей к саморазвитию и их читательскую культуру, при этом уровень общекультурной компетенции ребят как низкий не оценил ни один родитель.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости в рамках изучения гуманитарных предметов, в первую очередь русского языка как мета-предмета (благодаря которому развивается мышление, интеллект, креативность, духовность и нравственность учащихся, их умение учиться, общаться, добиваться успеха), проведения систематической работы по формированию у школьников представлений о «культурном человеке», «общей культуре», «культуре чтения», «внутренней культуре человека» и т. д. Результаты исследования выявляют проблему разработки модели развития общекультурной компетенции школьников 5-9-х классов на основе чтения как вида речевой деятельности и средства познания и саморазвития, так как, по нашему мнению, именно сокращение числа читающих учащихся послужило причиной снижения общекультурного уровня современных школьников.

0,8 0,6 0,4 0,2

Щ\

/ 1г—Г 1

/

/ 1

□ высокий

□ средний

□ низкий

учащиеся родители

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Общекультурный уровень детей: взгляд «извне» и «изнутри»

V" У

ш

□ высокий

□ средний

□ низкий

учащиеся родители

Рис. 3. Уровень читательской культуры школьников: взгляд «извне» и «изнутри»

0,6-| 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

___

□ средняя

□ низкая

Г

учащиеся родители

Рис. 4. Способность школьников к саморазвитию: взгляд «извне» и «изнутри»

1

0

□ высокая

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика и культура. М.: Прогресс, 1991. 176 с.

2. Ходякова Л. А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства // Русский язык в школе. 2004. № 6. С. 8-16.

3. Дейкина А. Д. Русский язык как учебный предмет в общеобразовательном пространстве родной культуры // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения акад. А. В. Текучева (11-12 марта 2003 г.). М., 2003. 314 с. С. 10-15.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: www.standart.edu. ru /catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 26. 01.2013).

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь [Электронный ресурс]. URL: www/didacts.ru/dictionary/1024/word/kompe tentnost-obschekulturnaja (дата обращения: 24. 01.2013).

6. Лебедев О. Е. Демократическая школа в Петербурге. Проблемы управления развитием региональной образовательной системы. СПб.: Центр педагогической информации, 1996.

7. Лебедев О. Е. Формирование общекультурной компетентности учащихся как цель и результат школьного образования [Электронный ресурс] // Диалог культур и цивилизаций в современном мире: 7-е Междунар. Лихачевские науч. чтения. СПб., 2007. URL: www .lichachev.ru/chten/132/3947 /5648?bpage (дата обращения: 26.12.2013).

REFERENCES

1. Bibler V. S. Mikhail Mikhaylovich Bakhtin, ili poeti-ka i kultura (Mikhail Mikhaylovich Bakhtin, or poetics and culture). Moscow: Progress, 1991. 176 p.

2. Khodyakova L. A. Pupils' inclusion to national cul-

ture by means of fine arts [Priobshchenie Shkolnikov k natsionalnoy kulture sredstvami izobra-zitelnogo iskusstva]. Russkiy yazyk v shkole (Russian language at school), 2004, no. 6, pp. 8-16.

3. Deykina A. D. Russian as a school subject in the educational space of native culture [Russkiy yazyk kak uchebnyy predmet v obshcheobrazovatelnom prostranstve rodnoy kultury]. Kulturovedcheskiy podkhod: ego realizatsiya v shkolnom i vuzovskom kursakh russkogo yazyka: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 100-letiyu so dnya rozh-deniya akad. A. V. Tekucheva. (Cultural approach: ist implementation at school and university courses of Russian language: proceedings of research and practical conferece devoted to the 100th anniversary of Academician A.V. Tekuchev's birth). Moscow. 11-12 March 2003. Moscow, 2003, pp. 10-15.

4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (Federal State Educational Standard of Basic General Education). Available at: www.standart.edu.ru /cata-log.aspx?CatalogId=2588 (accessed 26. 01.2013).

5. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Peda-gogicheskiy slovar (Pedagogical dictionary). Available at: www/didacts.ru/dictionary/1024/word/kom petentnost-obschekulturnaja (accessed 24.01.2013).

6. Lebedev O. E. Demokraticheskaya shkola v Peter-burge. Problemy upravleniya razvitiem regional-noy obrazovatelnoy sistemy (Democratic school in Petersburg. Problems of managing the development of educational system). Saint-Petersburg: Tsentr pedagogicheskoy informatsii, 1996.

7. Lebedev O. E. Forming pupils' cultural competence as an aim and a result of school education [Formirovanie obshchekulturnoy kompetentnosti uchashchikhsya kak tsel i rezultat shkolnogo obrazovaniya]. Dialog kultur i tsivilizatsiy v sovremen-nom mire: 7-e Mezhdunar. Likhachevskie nauch. chteniya (Dialogues of cultures and civilizations in the modern world: 7th International Likhachev scientific recital). Saint-Petersburg, 2007. Available at: www.lichachev.ru/chten/132/3947/5648?bp age (accessed 26.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.