Научная статья на тему 'Акмеологические технологии обучения в школе – учителю'

Акмеологические технологии обучения в школе – учителю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1661
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методологическая компетентность / акмеологический подход / акмеологические технологии / саморазвитие / Methodological competence / acmeologic approach / acmeologic technologies / self-development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Валерия Николаевна

В статье показана необходимость формирования в процессе повышения квалификации методологической компетентности педагога. Раскрыта сущность акмеологического подхода как методологической основы современных инноваций в образовании. Представлены конкретные виды акмеологических технологий обучения в школе, которые раскрывают особенности применения акмеологического подхода на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the need for the formation of the methodological competence of a teacher in the course of his/her professional training. The nature of the acmeologic approach as a methodological basis of contemporary innovations in education is disclosed. The concrete forms of acmeologic teaching technologies in school, that reveal the features of acmeologic approach in practice, are presented.

Текст научной работы на тему «Акмеологические технологии обучения в школе – учителю»

Научные сообщения

УДК 371.14 ББК 74.204.8

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ - УЧИТЕЛЮ

Максимова В. Н.

Аннотация. В статье показана необходимость формирования в процессе повышения квалификации методологической компетентности педагога. Раскрыта сущность акмеоло-гического подхода как методологической основы современных инноваций в образовании. Представлены конкретные виды акмеологиче-ских технологий обучения в школе, которые раскрывают особенности применения акмеоло-гического подхода на практике.

The article shows the need for the formation of the methodological competence of a teacher in the course of his/her professional training. The nature of the acmeologic approach as a methodological basis of contemporary innovations in education is disclosed. The concrete forms of acmeologic teaching technologies in school, that reveal the features of acmeologic approach in practice, are presented.

Ключевые слова: методологическая компетентность, акмеологический подход, акмео-логические технологии, саморазвитие.

Methodological competence, acmeologic approach, acmeologic technologies, self-development.

Концепция «Наша новая школа», ориентированная на творческого учителя, может быть успешно реализована на практике только при условии повышения уровня методологической компетентности педагога как основы его профессионализма.

Методологическая компетентность педагога характеризуется следующими показателями:

- владение научными методами познания и преобразования педагогической действительности;

- развитость теоретического, концептуального мышления педагога, основанного на научных знаниях;

- умение успешно применять достижения психолого-педагогической науки на практике;

- способность системно проектировать образовательный процесс в соответствии с избранными методологическими подходами и принципами.

Образовательный процесс не должен быть стихийным и эклектичным, его целостность и целенаправленность обеспечиваются методологической компетентностью педагога, его умением грамотно и последовательно применять научные теории, методы и подходы на практике. Именно методологическая компетентность позволяет педагогу находить нестандартные способы решения инновационных задач профессиональной деятельности.

В связи с этой актуальной проблемой, от которой зависит качество образования на всех ступенях системы непрерывного образования педагогов, необходимо пересмотреть научные основы повышения квалификации педагогических кадров и сделать переход от традиционного рецептурного подхода к инновационному методологическому. Дать учителю рецепты на все случаи его профессиональной жизни невозможно, но научить самостоятельно и нестандартно мыслить, опираясь на научные знания, -необходимо.

В учебных планах повышения квалификации педагога должен быть общеразвивающий методологический компонент. Современная методология профессиональной деятельности опирается на общенаучные теории и подходы,

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

которые и должны составить содержание этого компонента:

- теория систем - системный подход;

- синергетика - синергетический подход;

- теория интеграции - интегративный подход;

- теория организации - управленческий подход;

- теория информации - информационный подход;

- теория личности и теория деятельности -личностно-деятельностный подход;

- акмеология - акмеологический подход;

- ноосферная теория - ноосферный подход и другие.

Каждый подход реализуется в теории и практике образования с помощью определенных принципов, на основе которых проектируются образовательные системы и технологии. Учителю важно в процессе повышения профессиональной квалификации усвоить логическую связь между научными положениями теории, вытекающим из этой теории методологическим подходом, реализующими этот подход принципами преобразования действительности и проектированием на основе этих принципов конкретных образовательных систем и технологий. Покажем это на примере акмеологического подхода.

Акмеологический подход в педагогике синтезирует достижения психолого-

педагогической и акмеологической науки и направлен на обеспечение качества образования учащихся. В основе акмеологического подхода к организации образовательной деятельности учащихся лежит знание учителем психологических закономерностей познания и развития личности в процессе обучения. Ещё выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский, обосновывая антропологический подход в педагогике, подчеркивал первостепенную значимость знаний психологии для учителя, без этих знаний учитель не может грамотно построить учебный процесс. Антропологический подход требует создания благоприятных условий для развития природного потенциала каждого ребенка в процессе обучения, опоры на психофизиологические особенности его возрастного развития.

Акмеологический подход исходит из принципа целостного развития растущего человека, взаимодействия психофизиологического и социокультурного развития (Б. Г. Ананьев). Из этого методологического принципа следуют важные для педагогики выводы:

- качество результатов образования должно быть выражено интегральными характеристиками, отражающими показатели обучения, воспитания и развития ученика (выпускника) как субъекта жизнедеятельности, как индивида, личности и индивидуальности;

- потенциал развития ребенка не ограничивается природными задатками, в процессе обучения он обогащается и развивается, пополняется качествами личности, мотивацией, внутренними ресурсами, которые стимулируют активную деятельность и стремление к успеху, к новым достижениям; при благоприятных внешних условиях включаются механизмы саморазвития растущего человека;

- с целью обеспечения качества образования процесс обучения необходимо проектировать на основе акмеологических технологий, направленных на развитие творческого потенциала личности ученика, на его саморазвитие, на успешное обучение каждого.

Разрабатывая теорию и практику акмеоло-гии школьного образования, мы пришли к следующему определению сущности акмеологиче-ской технологии обучения: это система поэтапной организации образовательного процесса, которая обеспечивает достижение успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого ученика на основе устойчивой мотивации достижений и саморазвития путем построения учебного процесса в соответствии с психологическими закономерностями успешной познавательной деятельности.

Закономерности успешной познавательной деятельности и психического развития ребенка в процессе обучения обоснованы в трудах отечественных психологов (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.), а также представителя гуманистической психологии К. Роджерса. Они сводятся к психологическим предпосылкам успешного обучения:

1) принятие учителем тезиса о том, что каждый ребенок обладает природной потенциальной возможностью учиться и ему нужно

создать благоприятные условия для развития его природного потенциала, для развития и самореализации творческого потенциала личности;

2) обучение может быть успешным тогда, когда ученик осознает его значимость для себя, понимает необходимость получаемых знаний в его жизни, их актуальность, применимость в дальнейшем обучении, практическую ценность;

3) обучение становится успешным, если человеческому «Я» ребенка ничто не угрожает, существует гарантия безопасности бытия, если не ущемляется человеческое достоинство растущего человека;

4) обучение является успешным тогда, когда соблюдается закон развития в деятельности (А. Н. Леонтьев) и большая часть результатов обучения достигается действием, а не словом;

5) обучение вовлекает всю личность в процесс развития и влечет за собой изменения в самоорганизации и самовосприятии ученика, в его самооценке, в его ответственном отношении к учебному процессу; соблюдается рефлексия, закон единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн) и закон, согласно которому обучение ведет за собой развитие и поэтому успешное обучение - это обучение в зоне ближайшего и перспективного развития ученика (Л. С. Выготский);

6) успешное обучение - это социальнополезное обучение, открытое новому социальному опыту (закон культурно-исторической обусловленности развития человека, обоснованный Л. С. Выготским).

Акмеологический подход к обучению основан на актуализации факторов прогрессивного развития растущего человека в образовательной деятельности:

- развитие мотивации достижений, а не избегания неудач;

- развитие потребности в творчестве и созидании, а не в разрушении и потреблении;

- развитие потребности в самореализации и успехе на основе собственных достижений, а не на основе унижения достоинств и достижений других людей;

- развитие стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, а не удовлетворения достигнутым уровнем;

- приоритет духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности человека;

- установка на образование как личностную ценность, и другие.

Акмеологический подход к обучению начинается с мотивации обучения, мотивации учебных достижений, с развития познавательного интереса учащихся, развития интереса детей к знаниям в дошкольном образовательном учреждении, с осознания растущим человеком ценности знаний для успешной жизненной карьеры. Познавательный интерес - это главный мотив учения, когда учение становится добровольным для ученика, желательным и приятным занятием. Поэтому основная задача учителя - стимулировать интерес ученика к своему учебному предмету, к его познанию.

Обобщая опыт учителей школ, работающих по проекту «Акмеологическая школа -школа качества», можно выделить три вида апробированных на практике акмеологических технологий обучения:

- технология «параллельного педагогического действия» (реализуют принцип целостности урока и целостности развития ученика);

- технология поуровневого усвоения знаний (принцип результативности обучения);

- технология саморазвития (принцип саморазвития).

1. Технология «параллельного педагогического действия» (термин заимствован у А. С. Макаренко, который применял метод параллельного педагогического воздействия на личность и коллектив) - это комплексная технология обучения, которая направлена на достижение высоких результатов в целостном развитии ученика путем синхронного решения совокупности учебно-воспитательных задач по основ -ным блокам развития: «усвоение системы знаний и умений», «развитие творчества», «развитие рефлексии и самооценки», «сохранение здоровья и работоспособности», «развитие общения и сотрудничества». Учитель должен уметь держать в поле зрения одновременно все задачи на каждом этапе урока, работать в параллельном режиме, отбирая различные формы, методы и приемы решения задач по всем блокам развития учащихся. Такая деятельность учителя названа нами полициклической педагогической деятельностью.

Анализ открытых уроков с использованием технологии «параллельного педагогического

действия» позволил выделить методы и приемы её реализации на практике.

Например, на уроке геометрии в 8 классе лицея № 126 Санкт-Петербурга на тему «Площади многоугольников» учитель Л. А. Моисеева применила следующие методы и приемы обучения: 1) динамика этапов урока, динамика задач и заданий по восходящей сложности от этапа к этапу; 2) постановка проблемных занимательных задач на основе привлечения материала из истории (Древняя Греция) и литературы (рассказ Л. Н. Толстого «Сколько земли надо человеку?»); 3) постоянное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы, работы в парах у доски (ученик - ученик-ментор); 4) введение музыкальных пауз для снятия утомления на уроке с высокой плотностью активной деятельности; 5) организация самопроверки в баллах и взаимопроверки учащимися решения задач на всех этапах урока; 6) наглядность успехов каждого ученика на уроке (в конце урока встают ученики, набравшие по 16-17 баллов за урок - «пятерка», затем по 1415 баллов - «четверка»). Данный урок относится к виду уроков-тренингов, он соответствует операционному этапу процесса обучения, спроектированного учителем по соответствующему разделу учебной программы. Система работы учителя способствовала формированию у каж -дого ученика высокой мотивации достижений, стремления к успеху, созданию социальных установок в классе на престижность учебных достижений, успешного обучения и творческих результатов.

2. Технология поуровневого усвоения знаний или результативного обучения основана на принципе поуровневого структурирования и усвоения знаний. Чтобы создать ситуацию успеха, надо определить «зону успеха» ученика и закрепить успех положительной оценкой, отмечая прирост достижений и оценивая продвижение ученика по лестнице успеха на каждом уроке. Нами выделено шесть уровней или этапов усвоения знаний:

1. узнавание,

2. запоминание,

3. понимание,

4. применение репродуктивное,

5.применение поисковое,

6. применение творческое.

В соответствии с этими уровнями возмож-но проектировать:

- этапы процесса обучения учебной теме, создавая блоки уроков, учебные модули с целью усвоения учебного материала на каждом из названных уровней, при этом успех ученика надо планировать и подготавливать заранее;

- структуру урока, особенно обобщающего, когда каждый этап урока отрабатывает последовательно один за другим уровни усвоения знаний, от узнавания к творческому применению, обеспечивая ситуации успеха каждого ученика в «зоне его ближайшего развития»;

- диагностические контрольные работы (ДКР), включающие разноуровневые задания и позволяющие объективно определить для каждого ученика зону его успеха, оценить прирост достижений, продвижение в усвоении не только знаний, но и способов их приобретения, поскольку каждый уровень усвоения отражает не только результат - качество знаний, но и процесс их познания, способы познавательной деятельности, развитие мыслительных процессов анализа и синтеза.

Для использования технологии поуровне-вого усвоения знаний или результативного обучения учитель должен уметь:

- структурировать учебный материал, выделять в нем основные виды знаний (факты, понятия, законы, теории, принципы, проблемы, идеи), определять степень сложности знаний, распределять их по уровням усвоения, отказаться от поурочно-поэлементной подачи новых знаний, перейти к целостному изучению всей учебной темы, уметь создавать структур -но-логические модели учебного материала (схемы, конспекты);

- грамотно ставить цели обучения в соответствии с уровнями усвоения знаний и обеспечивать результат и успехи учащихся, постепенно подготавливая их к решению творческих задач.

Так, урок изучения нового материала по математике в 6 классе (лицей № 126 Санкт-Петербурга) на тему «Противоположные числа» учитель Г. П. Волченкова строит в соответствии с этапами усвоения знаний по уровням: I

- индуктивное введение темы урока и нового понятия «противоположные числа» - уровни узнавания и запоминания; II - постановка заданий на смекалку, на догадку (например, учи-

тель просит назвать число, противоположное числу - (-3) - уровень понимания; III - задания на межпредметные связи с географией, физикой, экономикой при раскрытии смысла противоположных чисел в жизни - уровни применения поискового и творческого, требующего межпредметного обобщения знаний; IV- самостоятельная работа на проверку усвоения новых знаний в конце урока с самооценкой в баллах за задания на уровни усвоения: 1 задание -на узнавание, 2 - на запоминание, 3 - на понимание, 4 - на тематическое применение.

Урок применения и обобщения знаний по физике в 9 классе (лицей № 126 Санкт-Петербурга) на тему «Третий закон Ньютона» учитель С. А. Винницкая также строит в соответствии с этапами усвоения знаний по уровням: I - использование экранных пособий и телевидения (фрагмент видеофильма) - повторение и проверка знаний на уровне репродуктивного узнавания и запоминания; II - постановка серии проблемных вопросов на основе демонстрации опытов - уровни понимания, репродуктивного и поискового применения и обобщения знаний; III - самостоятельная работа на самооценку выполнения заданий, отвечающих уровням усвоения знаний, включая творческий;

Технология саморазви

IV - подсчет общего коэффициента усвоения новых знаний на уроке в классе (К У = 0,75).

3. Технология саморазвития - это более сложная акмеологическая технология. Её целесообразно применять в старших классах, в профильном обучении, в лицеях и гимназиях, в обучении одаренных детей. В технологии саморазвития управляет процессом познавательной деятельности сам ученик, а учитель создает для этого соответствующие психологопедагогические условия. Процесс обучения строится в логике этапов процесса саморазвития (таблица 1).

Технология саморазвития отражает также логику структуры образовательной деятельности; 1-3 этапы - это мотивационно-целевой компонент; 4-5 - содержательно-операционный компонент; 6 - результативно-оценочный компонент образовательной деятельности.

Логика развития каждого структурного компонента образовательной деятельности и процесса саморазвития может быть положена в основу проектирования:

1) целостного учебного процесса в течение учебного года,

2) процесса изучения учебной темы в объеме 10-15 уроков,

Таблица 1

я в процессе обучения

Этапы Учитель Учащиеся

1 Установка на престижность достижений Самоактуализация потребности в достижении

2 Диагностика достижений и мотивации Самоанализ своих проблем и достижений

3 Отработка адекватной самооценки учащихся Самооценка своих достижений

4 Отработка обобщенных учебнопознавательных умений Саморегуляция самостоятельной работы

5 Организация развивающей деятельности учащихся Самореализация творческого потенциала

6 Оценка продвижения и стимулирование саморазвития каждого ученика Самоопределение ученика как субъекта процесса обучения

3) структуры отдельных уроков по учебному предмету и межпредметных.

Технология саморазвития доступна продвинутому учителю, педагогу-акмеологу, у которого акмеологическая компетентность составляет основу педагогического профессионализма.

Так, в опыте учителей школы № 580 Санкт-Петербурга (директор Ю. В. Головченко) используется тематическое проектирование на основе технологии саморазвития учащихся. Все уроки учебной темы программы распределяются на блоки, соответствующие этапам саморазвития учащихся с постановкой решаемых учебно-воспитательных задач в каждом блоке уро-

ков. Например, учитель истории Н. В. Жолти-кова спроектировала изучение учебной темы «Россия в конце XIX - начале XX века» (12 уроков) в 10 классе следующим образом:

I блок - уроки № 1, 2, 3 - этап самоактуализации потребности в достижениях, пробуждение интереса учащихся к новому учебному материалу, установка на престижность учебных достижений;

II блок - урок № 4 - этап самоанализа своих проблем и достижений, диагностика знаний и мотивации учения, обучение критериям самоанализа и показателям достижений;

III блок - урок № 5 - этап самооценки своих учебных достижений, отработка умений адекватной самооценки учащихся и обобщенных познавательных умений;

IV блок - уроки № 6, 7, 8, 9, 10 - этап саморегуляции самостоятельной работы учащихся на основе отработки обобщенных учебнопознавательных умений, выполнение проблемных и творческих заданий, их анализ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V блок - уроки № 11, 12 - этап самореализации творческого потенциала учащихся, организация учителем развивающей познавательной деятельности в логике усложняющихся заданий, проведение лабораторных работ по учебнику и семинарских занятий, выполнение творческих домашних заданий, их оценка и самооценка; стимулирование дальнейшего саморазвития каждого ученика.

Акмеологические технологии мы рассматриваем как технологии успешного обучения

каждого ученика, основанные на принципе гуманизации образовательного процесса.

На кафедре теории и методики непрерывного образования ЛГУ имени А. С. Пушкина для студентов, получающих второе высшее об -разование, и для слушателей курсов повышения квалификации (педагогических коллективов школ Ленинградской области) читается спецкурс «Акмеология профессиональной деятельности педагога» (проф. Н. М. Полетаева), в котором раскрывается и вопрос об акмеологиче-ских технологиях обучения в школе. Акмеоло-гический подход составляет методологическую основу разрабатываемых студентами и слушателями образовательных проектов и дипломных работ, диссертационных работ аспирантов.

Литература

1. Максимова, В. Н. Акмеология школьного образования [Текст] / В. Н Максимова. -СПб. : ЛОИРО, 2000. - 231 с.

2. Максимова, В. Н. Введение в акмеоло-гию школьного образования [Текст] / В. Н. Максимова. - СПб. : ЛОИРО, 2002. - 156 с.

3. Максимова, В. Н. Акмеология последипломного образования педагога [Текст] : монография / В. Н. Максимова. - СПб. : ГМУ «ИОВ РАО», 2004. - 200 с.

4. Максимова, В. Н. Амеологический подход в педагогике [Текст] : монография / В. Н. Максимова. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.