полнены в реальности. С другой стороны, можно увидеть положительные тенденции в том, что у каждого педагога есть свое видение смысла как педагогической, так и дизайнерской деятельности.
Следующий этап - апробация программы на практике. Этот этап самый длительный по времени, в процессе которого происходит корректировка задуманного, вносятся изменения в содержание, тематику, уточняются формы и методы обучения. Все эти действия направлены на выявление наиболее эффективных путей реализации целей педагогического замысла. Здесь нужно остановить внимание на такую важную составляющую, как вовлечение учащихся в творческий процесс, привитие навыков проектной деятельности. Подростки приобретают творческий опыт сотрудничества с педагогом-дизайнером, благодаря которому процесс формирования творческой личности сопровождается овладением проектной деятельностью сначала путем подражания, а затем личностного творческого поведения.
Заключительным этапом становится анализ результатов, и корректировка программы на будущее. Следует подробнее рассмотреть критерии результатов педагогического творческого проекта. Объективные критерии эффективности педагогического проекта представляются в продуктах детского дизайна: плоскостных, объемных и объемно-пространственных композициях. Основными качественными показателями творческого развития учащихся служат нестандартные концепции
или идеи; оригинальные средства и приемы передачи замысла; конструктивные и технологические решения, эстетические качества. Причем нужно ориентироваться на то, что новое решение в деятельности подростков чаще всего проявляется как субъективно новое, то есть новое для учащегося. Субъективная сторона результата деятельности педагога проявляется в психологической атмосфере учебно-воспитательного процесса, в тех чувствах, эмоциях, которые вызывал в учащихся процесс обучения. Оценить субъективную сторону можно в процессе педагогического наблюдения, беседах, анкетировании детей и их родителей.
К субъективным составляющим относится и такой немаловажный факт, как заполнение свободного времени подростков содержательной деятельностью. Такое обстоятельство, как создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов, в конечном итоге составляют необходимые условия преодоления подросткового кризиса » [5, с. 303].
При проектировании педагогического процесса в области дизайна, необходимо по мере возможности учитывать, что многие учащиеся планируют свое дальнейшее обучение в профессиональных учебных заведениях дизайна, которые расположены в регионе, и поэтому целесообразно в проектировании дизайн-образования подростков учитывать и требования вступительных экзаменов в ВУЗы и СУЗы на дизайнерские специальности.
Библиографический список
1. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя. - Минск: ИООО «Современное слово», 2005.
2. Селиванова, Т.М. Формирование проектного мышления учителя изобразительного искусства на основе информационных технологий. - М., 2003.
3. Шкляров, В.С. Основы дизайна. Программа для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла // Изобразительное искусство в школе. - 2002. - .№ 1.
4. Кузин, В.С. Основы дизайна. 5-9 класс / В.С Кузин, А.С. Близнюк, В.В. Сидоренко: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. - М., 2001
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997.
Статья поступила в редакцию 12.08.09
УДК 796.07: 796 (07)
О.А. Суйкова, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, Е-таИ:оазшкоуа@гатЫег.ги
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СИСТЕМОЙ САМОРАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье освящаются принципы управления системой саморазвития спортсменов школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения с позиции синергетического подхода.
Ключевые слова: саморазвитие, самоорганизация, синергетика, открытые системы, синергетический подход в управлении педагогическими системами.
В классических науках эволюция природы и человека рассматривалась как нескончаемая цепь причинноследственных связей, без побочных отклонений, скачков и возвратов.
Однако с развитием релятивистской механики, эволюционной и генетической биологии и ряда других научных направлений стали активно разрабатываться другие парадигмы, другой подход, получивший название синергетического, где главный акцент делается на изучение открытых систем, а система рассматривается с позиций самоуправления, самоорганизации, саморазвития. Основываясь на принципах системности и целостности, синергетика делает акцент на изучении механизма самопроизвольного возникновения, самосохранения, самоорганизации и саморазвития, имеющих место не в любых, а именно в открытых системах, какими и являются социальные системы [1].
Педагогика как система научного знания и методов воспитания и обучения является развивающейся в рамках социальной системы и выступает подсистемой более общей системы. Это положение позволяет рассматривать педагогическую систему как диссипативную, что является необходимым условием, чтобы подходить к ней как к саморазвивающейся системе.
Среди учёных, внёсших наибольший вклад в развитие философского осмысления идей синергетики, следует назвать П. Анохина, Е. Князеву, С. Курдюмова, Н. Моисеева, Д. Ме-хонцеву, И. Пригожина и других, которые полагают, что синергетический подход открывает новый этап в современной философии, даёт принципиально новый импульс в разработке многих научных проблем, связанных с самоорганизацией и саморазвитием сложных открытых систем.
Педагогические системы с полным основанием можно отнести к самоорганизующимся, ибо, как писал Г. Хакен: «... мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне приобретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру» [по 1, с. 24].
Представления синергетики отличают её среди родственных дисциплин тем, что они задействованы в «экстремальной» ситуации, то есть в условиях неравновесности, нелинейности, необратимости. В этом плане система педагогики, как развивающаяся в системе социальных отношений, вполне допускает по отношению к себе синергетический подход.
Одной из главных задач педагогики является воспитание, обучение, развитие и саморазвитие личности как человека
культуры. По своей сути, процесс приобретения человеком своей «самости» и является моментом становления и перехода индивидуума в личность. Именно после этого «фазового» перехода можно говорить о человеке как о самоорганизующейся, саморазвивающейся системе в более широкой системе социальных отношений. Переход человека из организуемого в самоорганизующуюся личность носит нелинейный характер и наступает на определённом этапе воздействия общественных институтов воспитания на него [2].
Личность как активно действующий субъект с нормальным распределением потенциальных ресурсов может актуально реализоваться в зависимости от требований той социальной системы, в которой она развивается. Другими словами, человек-личность как субъект с бесконечным числом степеней свободы выступает как нечто потенциальное. Но человек есть подсистема другой системы. Педагогическая система в зависимости от своих требований актуализирует и реализует лишь часть степеней свободы человека, то есть, как бы специализирует его на определённый тип деятельности, востребованный в данный исторический момент. Но «... практика во всех видах деятельности человека, в том числе и деятельности спортивной, требует не только и не столько изучения человека (это само собой), сколько воздействия на него» [3, с. 20].
Особенностью синергетического подхода к управлению педагогическими системами является то, что цель управляемому объекту (системе) не задаётся извне. То же самое можно сказать и о системе «человек». Влияния внешней среды, которые испытывает система, вызывают в ней множественные, разнонаправленные процессы (традиции и новации, жёсткое структурирование и реформирование, потребность и необходимость и т.п.). В результате взаимодействия этих процессов система сама выбирает направление своего развития. Другими словами, самоорганизующаяся система сама ставит перед собой цель и выбирает путь её достижения. Причём для успешного развития, система постоянно должна находиться в неравновесном состоянии, поскольку «хаос» расширяет спектр сил и возможностей организации для поиска новых точек зрения. Для того чтобы организация обновляла себя, она должна постоянно поддерживать неустойчивое состояние [4].
Исследования в теории управления показали, что следует не искоренять хаос, а управлять им, добиваясь выгодного соотношения между порядком и беспорядком. Как отмечают Е. Князева и С. Курдюмов, «главная проблема заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для субъекта путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Проблема также в том, как преодолевать хаос, его не преодолевая, а делая его симпатичным, творческим, превращая его в поле, рождающее искры новаций» [1, с. 71].
Поэтому субъект управления должен знать и уметь: когда, каким образом воздействовать на точку неустойчивости управляемой системы. Важными являются сила воздействия, «архитектура» воздействия, время и место воздействия. Ответным должно быть резонансное воздействие системы, которое вызывает изменение течения процессов внутри системы и получение оптимального педагогического результата. При этом, доля случайности в выборе системой пути своего развития велика, но после выбора пути в силу вступает в действие закон причинно-следственных связей.
Нужно подчеркнуть, что самоорганизующиеся системы развиваются только под воздействием внешней среды, в замкнутом пространстве они разрушаются. Чем шире, многообразнее внешняя среда системы, тем больше шансов для саморазвития получает каждый её участник, и сложнее становится сам процесс управления.
Система саморазвития спортсменов-школьников в условиях общеобразовательного учреждения является подсистемой образовательной системы школы, в то же время включает в себя большое количество подчинённых систем.
Далее, опираясь на идеи и закономерности синергетики, хотелось бы остановиться на некоторых педагогических принципах и правилах, обозначенных В.А. Беликовым [4],
которые были применены нами в эксперименте по реализации системы саморазвития спортсменов школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
1. Принцип периодической децентрализации в управлении педагогических систем и перехода управления в самоуправление. Этот принцип базируется на следующей синергетической закономерности: в саморазвитии педагогической системы достигается тем большая эффективность, чем более благоприятные условия создаются для перехода управления в самоуправление её подсистем. Данный принцип реализовался в следующих практических шагах:
1) по возможности (а иногда и при необходимости) происходило делегирование управленческих функций педагогическим подсистемам, то есть отдельным группам, самодеятельным объединениям, так как децентрализация управления была целесообразнее для решения некоторых педагогических вопросов;
2) для активизации перехода управления в самоуправление применялось поощрение инициативных групп, их самодеятельное творчество, разнообразие форм и методов самоорганизации и самоуправления, фиксировался рейтинг успешности;
3) для лидеров самодеятельных групп и объединений проводились семинары по обучению принципам и правилам управления.
2. Принцип открытости педагогических систем. Этот принцип базируется на следующей синергетической закономерности: в саморазвитии педагогических систем достигается тем большая эффективность, чем более благоприятные условия создаются для её открытости, взаимообмена и взаимосвязей (информационных, коммуникативных, финансовых) с другими системами. Принцип открытости педагогических систем обусловил следующие важные аспекты управления:
1) учителя школы периодически встречаются со своими коллегами-предметниками для обмена новой и новейшей информацией по педагогике и другим смежным дисциплинам в рамках плана работы районных методических объединений, проводят предметные олимпиады для школьников, участвуют в научно-методических семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах, выставках;
2) в соответствии с планом работы в образовательном учреждении проходят встречи с родителями, учёными, выпускниками, общественными организациями, вузами с целью расширения возможных контактов с внешней средой;
3) учащиеся спортивных классов активно участвуют в различных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах со своими сверстниками из других районов страны и за пределами страны.
3. Принцип самоопределения педагогических приоритетов. Этот принцип базируется на синергетической закономерности повышения эффективности самоуправления и саморазвития педагогических систем. Самоуправление и саморазвитие педагогических систем осуществляется тем более эффективно, чем более объективно устанавливаются приоритеты в разрешении педагогических проблем на всех уровнях самоуправления и саморазвития педагогической системы. Данный принцип нашёл своё отражение в следующих управленческих действиях:
1) соотнесение приоритетности педагогических проблем с уровнем управления, целями, мотивами и возможностями успешного их разрешения;
2) в каждом конкретно взятом виде деятельности педагоги, в первую очередь, непременно разрешали приоритетные педагогические проблемы;
3) для определения приоритетных проблем субъекты управления использовали материалы анализа различного уровня и объективные критерии, периодически проводя рейтинг приоритетности возникающих педагогических проблем.
4. Принцип социально-психолого-педагогического резонанса. Особенностью педагогических систем является то, что они многомерны и многоуровневы и связаны или сопряжены с психологическими и социальными системами и процессами, поэтому, саморазвитие педагогической системы осуществля-
ется тем более эффективно, чем в большей степени входят в своеобразный резонанс. То есть процессы разрешения социальных, психологических и педагогических проблем и задач взаимоусиливают и взаимодополняют друг друга. Принцип социально-психолого-педагогического резонанса реализуется в следующем:
1) с целью установления обратной связи по вопросам решения педагогических задач и особенностях протекания социальных, психологических и собственно педагогических процессов, происходит дифференцированный опрос и анкетирование учащихся спортивных классов, коллег-учителей, родителей на предмет их удовлетворённости процессом управления системой;
2) в решении управленческих педагогических задач важно учитывать, с одной стороны, психологический настрой, а с другой,-степень социальной поддержки всех заинтересованных лиц и организаций;
3) социально-психолого-педагогический резонанс, то есть взаимосовпадение, взаимостимулирование процессов помогает в разрешении конфликтов и в конфликтных ситуациях.
5. Принцип диверсификации и интеграции. Саморазвитие педагогических систем осуществляется тем эффективнее, чем активнее идёт процесс расширения поля деятельности педагогического коллектива, отдельных его членов на основе их продуктивной интеграции с новыми людьми, организациями и педагогическими системами. Важнейшим условием интеграции является взаимодействие, сотрудничество, сотворчество. Реализация принципа диверсификации через интеграцию осуществляется через следующие мероприятия управления:
1) для решения вновь возникающих проблем и задач приходится устанавливать новые связи, искать новых людей и объединяться с ними в решении приоритетных проблем-это, как правило, депутаты различных уровней, представители вузов, школ Олимпийского резерва, родители;
2) в учебном процессе широко используются интегративные курсы, спецкурсы, различные формы организации творческой деятельности.
Названные принципы управления сложной педагогической системой, каковой является система формирования осознанной потребности и способности к саморазвитию, определяют лишь внешнюю сторону воздействия на систему, внешние условия, хотя и детерминированные чётко поставленными целями. Внутренний аспект управления педагогической системой саморазвития спортсменов-школьников остаётся недостаточно разработанным. Этот вывод мы смогли сделать на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме нашего исследования.
В связи с этим, с опорой на законы синергетики и под влиянием идей И. Пригожина, Г. Хакена, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, нам представляется возможным расширить область закономерностей самоорганизации и саморазвития сложных нелинейных педагогических систем, сформулировав следующие принципы управления:
1. Принцип сохранения основной структуры системы. В процессе развития системы её структура подвергается постоянным воздействиям, которые вызывают в ней отдельные изменения. Для того чтобы под воздействием внешней среды не распалась основная структура системы, обеспечивающая саморазвитие, система стремится к установлению баланса внутреннего строения и внешней среды. Система стремится сохранить свою стабильность, хотя в принципе способна её нарушить. Реализация данного принципа проходит через следующие управленческие процедуры:
1) создание Попечительского совета школы, в который входят родители, депутаты, представители районных органов управления, тренеры команд;
2) организуются мобильные педагогические проблемные группы для взаимодействия с социумом с целью решения педагогических и социальных проблем детей, обучающихся в школе;
3) спортсмены-школьники являются самыми активными участниками общешкольных социально значимых ученических проектов.
2. Принцип максимальной эффективности использования внешних ресурсов, потребляемых системой, для достижения её целей. Максимальное использование ресурсов связано с повышением потенциальной работоспособности системы, уменьшения доли неравновесия системы. Именно с точки зрения полезности для достижения целей самоорганизации и саморазвития системы нужно рассматривать максимальную эффективность использования внешних ресурсов. Данный принцип реализуется следующими направлениями управленческой деятельности:
1) использование материальных и человеческих ресурсов органов общественного управления, общественных организаций и учреждений - партнёров;
2) использование баз тренировки;
3) использование интеллектуальных ресурсов представителей науки.
3. Принцип точности и направленности малых резонансных воздействий. При соблюдении данного принципа саморазвитие педагогических систем осуществляется тем более эффективно и целенаправленно, чем точнее и объективнее создаются внешние резонансные воздействия в бифуркационные моменты самоорганизующейся системы. Данный принцип обусловил следующие важные аспекты управления:
1) в педагогическом коллективе проводились «круглые столы», советы, консилиумы вместе с родителями по определению стратегии воспитания, как отдельных учащихся, так и классных коллективов, с учётом данных психологопедагогического диагностирования;
2) в связи с большой физической нагрузкой спортсменов-школьников (двухразовые ежедневные тренировки и напряжённый соревновательно-тренировочный график), используются методы психологического и релаксационного тренинга под наблюдением психолога и фельдшера, организован релаксационный режим в перерывах между тренировками и занятиями в школе, хорошее питание;
3) для формирования у спортсменов-школьников осознанной потребности и способности к устойчивому саморазвитию, обеспечения их методами и средствами саморазвития, в рамках учебного процесса реализуется программа элективного курса «Саморазвитие личности современного спортсмена»;
4) создание аналитической группы, разрабатывающей вопросы самоорганизации педагогической системы школы и пути её возможных неравновесных состояний в процессе саморазвития.
4. Принцип интеллектуальной энергонасыщенности окружающей среды. Саморазвитие педагогической системы осуществляется тем более эффективно, чем ярче и интеллектуальнее будет окружающая среда, насыщающая личность энергией, как для обогащения внутреннего мира личности, так и для умножения потенциала самой среды. Названный принцип реализуется в следующих аспектах управления:
1) система обучающих и проблемных семинаров для педагогического состава школы, проблемные педагогические советы и педагогические чтения, самообразование учителей, работа в творческих группах, участие в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, методические фестивали;
2) научное общество учащихся «Крылья», система подготовки учащихся к предметным олимпиадам, предметным неделям, интеллектуальные предметные марафоны;
3) в рамках общешкольных практико-ориентированных социально значимых проектов происходит творческое взаимодействие взрослых и детей (педагоги, родители, учащиеся);
4) дистанционные форумы, олимпиады разных уровней, взаимодействие с учёными.
5. Принцип рефлексивного прогнозирования бифуркационных (неравновесных) состояний. Саморазвитие педагогической системы будет проходить более целенаправленно и комфортно, если на основе рефлексивного анализа процесса развития самоорганизующейся системы будет составлен прогноз
вероятных бифуркационных состояний. Принцип рефлекси-рованного прогнозирования осуществляется через следующие мероприятия управления:
1) проведение научного анализа реализации образовательного процесса с выделением основных функций процесса и выполнения этих функций;
2) определение поля возможных точек бифуркации в развитии всех структур образовательного процесса;
3) прогнозирование конкретных неравновесных состояний в конкретных аспектах образовательного процесса.
6. Принцип открытости педагогических систем. В саморазвитии педагогических систем достигается тем большая эффективность, чем более благоприятные условия создаются для ее открытости, взаимообмена и взаимосвязей (информационных, коммуникативных, финансовых) с другими системами. Данный принцип обусловил следующие важные аспекты управления:
1) периодический обмен новой и новейшей информацией по педагогике и другим смежным дисциплинам с заинтересованными лицами и организациями;
2) профессионально-творческие взаимосвязи с родителями, учителями-коллегами, выпускниками, общественными организациями, вузами, учеными;
3) участие спортсменов-школьников в различных соревнованиях олимпиадах, конкурсах со своими сверстниками, как из других школ, так и из других районов, городов и стран;
4) участие педагогов в научно-методических семинарах, конференциях, профессиональных конкурсах, выставках;
5) материальная и моральная поддержка администрацией школы и района педагогов и активных учащихся; поиск дополнительных средств финансирования из различных фондов, государственных и частных организаций.
Библиографический список
1. Князева, Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - М.: Наука, 1994.
2. Бальсевич, В.К. Концепция информационно-образовательной кампании по развёртыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2003. - № 1.
3. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г.Д. Горбунов.-М.: Советский спорт, 2007.
4. Беликов, В. А. Синергетический подход в исследовании педагогических проблем / В.А. Беликов. - Магнитогорск: МГПУ, 2000.
Статья поступила в редакцию 2.08.09
УДК 159.9
И.А. Ральникова, канд. психол. наук, доц., АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РЕФЛЕКСИВНО-ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ НА ПЕРЕЛОМНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
В статье представлены результаты исследований рефлексии как функции, обеспечивающей вектор активности самоорганизующейся системы становления жизненных перспектив личности, выявлены их особенности у лиц, находящихся на переломных этапах жизненного пути.
Ключевые слова: жизненные перспективы личности, переломные этапы жизненного пути, функции рефлексии (регулятивная, приобретения внутреннего опыта, преобразования себя, осознания внутренней свободы выбора и ответственности, управление поиском, порождением смыслов и ценностей личности и др.).
7. Принцип социально-психолого-педагогического резонанса. Особенностью педагогических систем является то, что они многомерны и многоуровневы и связаны или сопряжены с психологическими и социальными системами и процессами. Саморазвитие педагогической системы осуществляется тем более эффективно, чем в большей степени входят в своеобразный резонанс, то есть взаимоусиливают, взаимодополняют друг друга процессы разрешения социальных, психологических и собственно педагогических проблем и задач. Реализация данного принципа проходит через следующие управленческие процедуры:
1) в процессе решения педагогических задач и проблем учитывается психологический настрой, психологический отклик учащихся, коллег-учителей, родителей, а также социальные условия их жизнедеятельности;
2) обеспечение полной обратной информации об особенностях протекания социальных, психологических и собственно педагогических процессов, с целью учета, в какой степени они входят в резонанс, то есть взаимно усиливают друг друга;
3) социально-психолого-педагогический резонанс, то есть взаимосовпадение, взаимостимулирование процессов, особо учитывается в разрешении конфликтов и конфликтных ситуаций.
Таким образом, педагогическая синергетика даёт возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая, прежде всего, их с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие. Законы и принципы педагогической синергетики открывают много новых возможностей и стратегий для совершенствования самоорганизации и саморазвития педагогических систем.
Изучению проблемы феномена рефлексии и его личностного аналога рефлексивности в современной психологии посвящено достаточно большое количество исследований [1,
2]. Вместе с тем, теоретико-методологические подходы к изучению названного феномена не однозначны, а порой амбивалентны (3.) Нет единства среди исследователей и в конструировании эмпирического инструментария, разнообразны осмысление и интерпретации получаемых результатов.
В настоящей статье, оставив в стороне дискуссию и комментарии различных точек зрения на понимании рефлексивных проявлений в жизни и деятельности человека, обсудим лишь один подход понимания рефлексии как особой психической функции личности (субъекта), одновременно являющейся способом и механизмом выхода психики за собственные пределы, детерминируя изменчивость (пластичность) и адаптивность личности, осмысление и переосмысление личного опыта, получения нового знания, в том числе и обеспечение процессов самоорганизации представлений личности о
жизненных перспективах. Отмеченные выше мнения исследователей о рефлексии как функции способствуют пониманию ее системообразующей роли в процессах становления и развития жизненных перспектив личности на различных этапах ее жизненного пути. В этой связи, рефлексивный подход важен и для выявления особенностей трансформаций жизненных перспектив на различных этапах жизненного пути, в том числе и в его переломных периодах, основными особенностями которых является их неадекватный, деструктивный характер, связанный со «старыми» представлениями, характеризующимися преобладанием негативных элементов в структуре жизненных перспектив личности, опосредующих ее жизнеосуществление, а также «поиском путей» их преодоления [4].
Трактовки психологами рефлексии с позиций функционального понимания довольно многочисленны, что и позволило выделить отдельные функции рефлексии у человека, обозначить их и сгруппировать следующим образом.