Научная статья на тему 'Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход'

Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1178
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СИНЕРГЕТИКА / САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-FULFILLMENT / PERSONALITY / SYNERGETICS / SELF-DEVELOPING SYSTEM / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подымова Людмила Степановна, Макарова Людмила Николаевна

В статье обоснована необходимость использования идей синергетики для раскрытия стратегий и механизмов самореализации личности. Выявлены особенности самореализации личности как саморазвивающейся системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подымова Людмила Степановна, Макарова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-fulfillment of a person as a psychological and pedagogical problem: a synergic approach

The article proves the necessity of use of synergic ideas for disclosing of strategies and mechanisms of a person's self-fulfillment. Features of self-fulfillment of a person as a self-developing system are revealed.

Текст научной работы на тему «Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход»

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Л.С. Подымова, Л.Н. Макарова

В статье обоснована необходимость использования идей синергетики для раскрытия стратегий и механизмов самореализации личности. Выявлены особенности самореализации личности как само-развивающейся системы.

Ключевые слова: самореализация, личность, синергетика, саморазвивающаяся система, самоорганизация.

Самореализация - понятие, которое в настоящее время все чаще используется в науках о человеке, в т. ч. в психологии и педагогике. Усиление внимания к проблеме самореализации объясняется, на наш взгляд, все более широким пониманием ее определяющей роли в жизнедеятельности личности. Введение категории «самореализация», определение ее механизмов и уровней, соответствующих детерминант и барьеров, используемых стратегий позволяет заложить основы изучения феномена самореализации в психолого-педагогических науках. Отметим, что при изучении данной проблемы важно использовать как традиционные методы исследования, так и нетрадиционные, но уже признанные в науке.

Самореализация - это осуществление человеком возможностей своего развития посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом. Самореализация пронизывает всю деятельность человека и, прежде всего, рассматривается в ракурсе человека созидающего, человека-творца. Деятельности личности, в процессе которой удовлетворяются потребности в самореализации, является творческой деятельностью.

Изменения в нашем обществе повлекли за собой совершенно иной социальный запрос - на принятие человеком самостоятельных, индивидуально выверенных решений. Все это создало условия для подлинной самореализации, основным признаком которой является вариативность выбора.

Феномен самореализации имеет явно выраженный сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес как для педагогов, социологов, философов, психологов, социальных работников, медиков, так и для представителей других, не менее важных

наук о человеке. Проблема самореализации личности имеет большое значение для пси-холого-педагогической проблематики исследований, и многие особенности и закономерности самореализации личности могут быть выявлены посредством привлечения междисциплинарных знаний.

Самореализация как междисциплинарный феномен не может исследоваться без использования научного знания, полученного не только в смежных, но и, на первый взгляд, в далеко стоящих друг от друга фундаментальных математических, физико-математических, естественных и других науках.

Так, рассматривая самореализацию личности как процесс и как результат, следует подчеркнуть, что мы имеем дело со сверхсложной системой - личностью, которая взаимодействует с другими людьми, социумом. Для описания объекта не только требуется привлечение знаний, полученных в теориях систем, необходимо уметь описывать динамику развития этих систем, их организацию и управление ими. Говоря о самореализации, целесообразно вести речь о само-проектировании, самоуправлении, самоорганизации. Изучение механизмов самоорганизации личности можно отнести к проблеме синергетики.

Синергетика - это дисциплина, которая находится на стыке ряда наук (физики, химии, биологии и т. д.). Данная дисциплина является междисциплинарным направлением научных исследований, возникшим в 70-е гг. XX в. Ее основная задача - познание общих закономерностей и принципов процессов самоорганизации различной природы. «В рамках синергетики изучается такое совместное действие отдельных частей какой-либо неупорядоченной системы, в результате которого происходит самоорганизация - возни-

кают макроскопические, пространственные, временные или пространственно-временные структуры, причем рассматриваются как детерминированные, так и стохастические процессы» [1].

Термин «синергетика» ввел Г. Хакен (Штутгартский университет, ФРГ). Он происходит от греческого «8уле^е1а» - совместное или кооперативное действие. Другими словами, рассматривается процесс самоорганизации, происходящий в системах, состоящих из большого числа объектов и определяющийся совокупным кооперативным действием. Эффект самореализации заключается в самопроизвольном, спонтанном образовании упорядоченных структур в неупорядоченных стохастических системах; самоорганизующаяся система способна изменять внутреннюю структуру и способы поведения. «Процесс самоорганизации представляет собой автоматический процесс, при котором выживают комбинации, выгодные с точки зрения адаптации» [1, с. 5].

Г. Хакен отмечает, что кибернетика играет важную роль в изучении общих принципов самоорганизации и предоставляет метод конструирования различных типов самоорганизующихся систем управления, обмена и переработки информации. Однако кибернетика не исследует физические процессы, происходящие в ходе самоорганизации таких сложных систем, т. к. не учитывает природу процессов самоорганизации. Синергетика описывает класс систем и процессы, подпадающие под феномен самореализации; исследует принципы эволюции сложных, открытых, динамичных систем. Соответственно и феномен самореализации должен рассматриваться в свете синергетической парадигмы.

С точки зрения синергетики самоосуще-ствление личности, включающее в себя процесс самоорганизации, невозможно без упорядоченности, не предполагающей воздействие извне. Вступает в силу фактор эволюции системы, связанный с антиэнтропийным характером, обусловленным накоплением структурной информации, которая способствует устойчивому развитию личности, продуктивной самореализации в ходе жизнедеятельности.

Результаты, полученные в науках физи-ко-биолого-кибернетического направления,

позволяют разрабатывать важные методологические положения. Рассматривая самоорганизацию как общенаучную проблему, В.Г. Пушкин [2] отмечает следующие условия самоорганизации: наличие подходящего окружения, которое проистекает из необходимости взаимодействия системы со средой, втягивание в синхронизм, образование единого ритма работы, многочисленных и разрозненных до этого элементов системы. Важным условием самоорганизации также является достижение порядка через флуктуацию. Это проявляется в том, что при определенных условиях возможно спонтанное образование и самоподдержание структур. При этом действует закон комплементарности -важнейший закон саморазвития.

Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов, обращаясь к синергетике как новому мировидению, отмечают, что «для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Хотя путей эволюции целей развития много, но с выбором пути в точках ветвления (точках бифуркации), т. е. на определенных этапах эволюции, проявляет себя некоторая предрасположенность, преддетерминирован-ность развертывания процессов. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком. Что касается человека, то именно явные осознанные и скрытые подсознательные установки определяют его поведение сегодня» [3].

Все это позволяет сделать возможным понимание сложных психолого-педагогических явлений, к которым относится феномен самореализации, в аспекте синергетической парадигмы. Личность является сложной самоорганизующейся системой, которой нельзя навязать пути ее развития: необходимо понять, как способствовать ее собственным тенденциям развития. Синергетика позволяет рассмотреть категории случая и выбора в виде возможности самореализации.

Важность синергетического подхода при исследовании процесса самореализации личности как саморазвивающейся системы позволяет осмыслить рассматриваемое понятие как целостное образование, характеризуемое следующими особенностями:

1) для самореализации важнейшим является синергетическое понятие открытости

системы (наличие определенных пространственных, временных и функциональных отношений с субъектами окружающей действительности), т. е. взаимодействие с другими такими же открытыми системами, осуществление полноценных, взаимообогащающих субъект-субъектных отношений. Следует отметить, что открытость является необходимым, но не достаточным условием для эффективности самореализации, т. к. любая са-моразвивающаяся система открыта, но не любая открытая система саморазвивается;

2) дуальным для предыдущего качества является автономность: каждый субъект способен определять для себя границы и направления процесса самореализации, ориентируясь на внутренние условия и потребности, и противостоять тем самым внешнему дестабилизирующему воздействию. Автономность личности находит свое выражение в самореализации на основе собственного индивидуального опыта. При этом на практике следует учитывать, что внешнее воздействие, не соответствующее собственным тенденциям развития личности, может оказаться неэффективным;

3) сложная динамичная нелинейная система не может жестко следовать внешним «предписаниям»: саморазвивающимся системам (личности, субъекту) нельзя навязывать пути их развития, следует понять, как способствовать их собственным тенденциям развития с максимальной эффективностью. Важно то обстоятельство, что субъект осознает и рассматривает себя как важнейший компонент более широкой системы, определяющий ее своей деятельностью: человек творит самого себя и достраивает (перестраивает) мир вокруг себя;

4) для сложных нелинейных систем одним из главных свойств является необратимость и многовариантность возможных путей развития: «поле путей развития». Предметом изучения помимо общего, повторяющегося, становится индивидуальное, неповторимое;

5) необходимо правильно инициировать тенденции саморазвития и самореализации самой личности как системы. Это качество, характеризующее специфический способ эффективного воздействия на процесс самореализации, мы назвали резонируемостью: иногда достаточно в точках бифуркации

произвести небольшое резонансное воздействие (индивидуальное), чтобы процесс перешел на новый уровень или стадию развития. Важно, что управление саморазвиваю-щимися системами должно ориентироваться не столько на желание управляющего, сколько на собственные тенденции развития этих систем, а также допускать возможность существования зон, свободных от контроля;

6) развитие нелинейной системы-личности вблизи точек бифуркаций определяется не предысторией развития системы, а тем, на какой путь развития станет система в ближайшем будущем. Здесь вступает в действие детерминизм высшего типа - детерминизм с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее (предопределенность в цепи причинно-следственных связей заменяется непредсказуемостью, многовариантностью, необходимостью выбора). При этом случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость состояния системы взаимодополняют друг друга, и этот вид взаимосвязи в синергетике является базовым, поскольку из него вытекает само понятие «нелинейности». Примечательно, что подобный подход не вступает в противоречие с принципами психологического детерминизма и развития (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.В. Брушлинский, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.). Детерминизм не исключает случайность - они согласуются и взаимодо-полняют друг друга: если в точке бифуркации действует случайность, непредсказуемость, то после выбора пути развития, на этапе более устойчивого существования системы, в силу вступает детерминизм;

7) неравновесное состояние процесса как системы обладает определенным количеством энергии, зависящим от развитости профессии, от состояния профессиональной и образовательной среды и профессионализма самого субъекта. При этом возможны два исхода: либо имеющаяся энергия диссипиру-ет (рассеется), причем неэффективно, либо способствует образованию новых элементов и структур системы. В первом случае это приводит к потере субъектом профессиональной мобильности, нередко даже компетентности, во втором происходит качественное изменение процесса самореализации: именно таким образом он переходит на более

высокий качественный уровень. Право на выбор своего профессионального пути есть у каждого субъекта, и управлять этим процессом может только он сам. Зная сущностные характеристики процесса самореализации, можно определить и спрогнозировать реально осуществимые варианты, стратегии развертывания профессионального развития.

Таким образом, с позиции синергетического подхода процесс самореализации личности представляет собой открытую само-развивающуюся целостную динамичную нелинейную систему, развитие которой обеспечивается взаимодействием дуальных условий: как внутренних ресурсов и потребностей системы, так и возможностей внешней среды.

Говоря о самоорганизации жизненного пути личности, В.И. Красноперов [4] сосредоточивает внимание «на биографии и выявлении в ней самоорганизации как специфического механизма саморазвертывания жизненного пути личности». Конституирование биографии обусловлено всеми способами существования Я на протяжении жизненного пути индивида. «Самоорганизация... выступает способом саморазвертывания и самореализации меры совершенствования личности. Предопределение есть одна из форм самоорганизации, а сам жизненный путь является самоорганизующейся системой, в которой роль самоорганизующихся центров играют судьбоносные черты. Специфика этой системы в том, что центр ее самоорганизации - человек, он, перемещаясь во времени, сохраняет вместе с тем содержание пройденного жизненного пути в виде жизненного опыта, влияющего и на степень самосовершенствования личности и выступающего как новый судьбоносный фактор, в самореализации личности» [4, с. 131].

Взаимодействуя с социальным окружением, человек на своем жизненном пути в процессе самореализации осуществляет как профессиональный выбор, так и выбор профессионального окружения, в наибольшей степени способствующий продуктивности и удовлетворенности. Отдавая предпочтение тем или иным путям своего развития, субъект основывается на более удачном опыте применения своих способностей в своих личных устремлениях. Самореализация включает в себя самопроектирование, т. е.

представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем. Посредством самоорганизации и самоуправления субъект осуществляет достижение поставленных целей, саморазвертыва-ние своего жизненного пути. Самореализация тогда приобретает продуктивный характер, когда она направлена на развитие личности и использует адекватные субъективные стратегии [5].

В связи с этим проблема способов самореализации личности в профессии приобретает особое значение. Так, например, долгое время проблема самосовершенствования педагога не исследовалась, т. к. в силу существовавшего стереотипа предпочитали видеть педагога непогрешимым и не сомневаться в его совершенстве. В рамках традиционной образовательной парадигмы применительно к педагогу самосовершенствование подменялось повышением квалификации, что нередко носило формальный, схоластический характер.

В рамках синергетической парадигмы можно исследовать как прогрессивные модели самореализации, так и регрессивные, например, профессионально-личностные деформации педагога. Прогрессивной модели присуща направленность на себя и других, социум в целом. При регрессивных тенденциях самореализация искажается, обретает неустойчивый и неконструктивный характер. Негативный жизненный опыт, затруднения в профессиональной и личной сферах нередко деформируют процесс самореализации, что непосредственно выражается в выборе стратегий самореализации.

Таким образом, использование синергетического подхода позволяет применять его в качестве методологического основания и инструментария для изучения стратегий и механизмов самореализации личности.

1. Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С. 4.

2. Пушкин В.Г. Самоорганизация как общенаучная проблема // Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление... Пермь, 1987.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Философский журнал. 1992. № 12. С. 3.

4. Красноперов В.И. Самоорганизация жизненного пути личности // Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление. Пермь, 1987.

5. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения.

СПб., 2000.

Поступила в редакцию 12.10.2008 г.

Podymova L.S., Makarova L.N. Self-fulfillment of a person as a psychological and pedagogical problem: a synergic approach. The article proves the necessity of use of synergic ideas for disclosing of strategies and mechanisms of a person’s self-fulfillment. Features of self-fulfillment of a person as a self-developing system are revealed.

Key words: self-fulfillment, personality, synergetics, self-developing system, self-organization.

Literature

1. Haken H. Synergetics. Moscow, 1980. P. 4.

2. Pushkin V.G. Self-organization as a global scientific problem // Self-movement. Self-organization. Selfmanagement. Perm, 1987.

3. Knyazeva Е.N., Kurdyumov S.P. Synergetics as a new vision of the world: dialogue with I. Prigozhin // Philosophical Journal. 1992. # 12. P. 3.

4. Krasnoperov V.I. Self-organization of a person's life journey // Self-movement. Self-organization. Selfmanagement. Perm, 1987.

5. Korostileva L.4. Psychology of a person's selforganization: marriage and family relations. St Petersburg, 2000.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ТИПА ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА ВИДУ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

А.В. Белошицкий

Обосновывается необходимость выявления индивидуально-типологических особенностей выпускников военного вуза, которые оказывают влияние на эффективность выполнения функциональных обязанностей, в целях рационального размещения выпускников по военным специальностям и должностям при распределении на первичные офицерские должности. Рассматривается, каким образом исследовать личность выпускника, чтобы наилучшим образом учесть его возможности в реализации профессиональных требований. Определяются критерии и способы их измерения для классификации типов личности выпускников и видов военно-профессиональной среды.

Ключевые слова: тип личности, военно-профессиональная среда, стадии личностно-профессионального развития курсантов.

Успех военно-профессиональной деятельности выпускников военного вуза во многом зависит от соответствия индивидуальнотипологических особенностей их личности конкретному виду военно-профессиональной деятельности (командной, инженерной,

штабной). Суть в том, что вариативность психологических составляющих личности курсантов, разнообразие специализаций вузовской подготовки и первичных офицерских должностей требуют гармонизации отношений между индивидуально-личностным и профессиональным, социально заданным.

Не вызывает сомнения тот факт, что все курсанты могут стать компетентными, способными эффективно выполнять конкретную деятельность в определенной предметной области. Основываясь на положении, выдвинутом А. Маслоу, о потребности личности в самоактуализации [1], следует заметить, что выпускник военного вуза стремится к актуализации своих личностных потенциалов, к

самовоплощению, к идентичности с определенным типом профессиональной деятельности, чтобы стать тем, кем он может быть с наибольшей самоэффективностью. Поэтому важно видеть каждого курсанта с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, значимых для успеха в той или иной специальной области военно-профессиональной деятельности.

Однако следует заметить, что профессионально-психологический отбор и психо-лого-педагогическое сопровождение курсантов в настоящее время не обладают той необходимой прогностичностью, которая учитывала бы динамический характер и все особенности происходящих в личности будущих офицеров изменений, а также не в полной мере учитываются типологические особенности личности выпускников, их индивидуальные психологические характеристики, оказывающие влияние на эффективность выполнения функциональных обязанностей на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.