Научная статья на тему 'Перевод общеобразовательного учреждения повышенного статуса в режим самоорганизации'

Перевод общеобразовательного учреждения повышенного статуса в режим самоорганизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY / OPEN SYSTEMS / INNOVATION PROCESSES / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Наталия Николаевна

В работе описан алгоритм перевода общеобразовательного учреждения повышенного статуса в режим самоорганизации. Представлена организационно-педагогическая модель процесса перевода образовательной системы лицея в режим самоорганизации и некоторые итоги реализации данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transfer of a Higher Status General Educational Establishment into Self-Organization State

In this article the algorithm of transfer of higher status general educational establishment into self-organization state is described. The organizational-and-pedagogical model of the transfer process of lyceum educational system into self-organization state and some results of the given model realization are presented

Текст научной работы на тему «Перевод общеобразовательного учреждения повышенного статуса в режим самоорганизации»

УДК 37 .01 ББК 74

Давыдова Наталия Николаевна

кандидат технических наук, доцент

начальник отдела инновационных проектов УрО РАО

г. Екатеринбург Davydova Natalia Nikolaevna Candidate of Technology Assistant Professor Head of the Innovation Technologies Department of the Ural Office of the

Russian Educational Academy Перевод общеобразовательного учреждения повышенного статуса в режим

самоорганизации

Transfer of a Higher Status General Educational Establishment into SelfOrganization State

В работе описан алгоритм перевода общеобразовательного учреждения повышенного статуса в режим самоорганизации. Представлена организационно-педагогическая модель процесса перевода образовательной системы лицея в режим самоорганизации и некоторые итоги реализации данной модели.

In this article the algorithm of transfer of higher status general educational establishment into self-organization state is described. The organizational-and-pedagogical model of the transfer process of lyceum educational system into selforganization state and some results of the given model realization are presented.

Ключевые слова: информационное общество, открытые системы,

инновационные процессы, самоорганизация.

Key words: information-oriented society, open systems, innovation processes, self-organization.

Начало ХХ! века войдет в историю как время перехода человечества к эпохе информационного общества. Э. Тоффлер подчеркивал, что первая волна развития мировой цивилизации соответствовала аграрному обществу, вторая — индустриальному, нарастающая на наших глазах третья — информационному [10]. У. Дж. Мартин в [8] предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям

• Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

• Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

• Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

• Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

• Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

В информационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стиль мышления и образ жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления, к чему необходимо готовиться заранее. По мнению Э.Тоффлера для информационной цивилизации характерно производство и потребление, в первую очередь, интеллекта и знаний, что неизбежно ведет к увеличению доли умственного труда [10]. На решение этой проблемы сегодня и должно быть направлено развитие сферы образования и воспитания.

В процессе реформ первого десятилетия нового века современная школа определяет пути своего развития, адекватного новым требованиям: идет процесс перехода к вариативной развивающей, смысловой системе обучения, направленной на формирование человека, способного осуществить преобразование мира, умеющего творить, созидать, проявлять свою индивидуальность. Образовательная система современной школы представляет собой множество взаимосвязанных структурных и функциональных элементов, подчиняющихся основным целям и задачам образования подрастающего поколения. Поэтому основные направления развития образования можно изучать, используя методологию синергетики,

сформулированную ранее в тех областях научного знания, где изучаются сложные системы, явления их самоорганизации и эволюции, соответствующие принципам открытости, нелинейности, структурной гетерогенности.

Известно, что сложные системы состоят из множества элементов, находящихся во взаимодействии. Существует два основных подхода к описанию сложных систем. Первый рассматривает функционирование системы на микроуровнях, что, кроме всего прочего, ведет к проблеме обработки астрономических по своим объемам количеств информации. Второй подход описывает поведение системы в целом на макроуровне. Г.Хакен определяет синергетику как своего рода мост между ними [11]. Он проводит сопоставление между традиционным описанием сложных систем и синергетикой. Единицей описания в традиционном подходе является отдельный элемент рассматриваемой системы. Единица описания в синергетике

- это сеть, состоящая из отдельных элементов. В обычном описании свойства приписываются индивидуальному объекту, в синергетике - множествам объектов. То есть, за результат работы, способность быть наделенными теми или иными свойствами "отвечают" не отдельные элементы системы, а их коллективные взаимодействия - согласованности, синхронизации, когерентности. Предназначение синергетики, как науки, заключается в том, чтобы определить основные принципы объясняющие, каким образом из хаоса вырастают высокоорганизованные системы. Так, Г. Хакен отмечает: «Я назвал новую дисциплину синергетикой не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирование многих различных дисциплин» [ 11]. Общий смысл комплекса синергетических идей заключается в следующем :

• Процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной имеют объективный характер,

• Процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются.

И. Пригожин с сотрудниками, разрабатывая теорию диссипативных структур в контексте учения о времени, пришли к пониманию синергетики как нового научного мировоззрения [9]. В математическом направлении изучения процессов самоорганизации, синергетика понимается как наука о математическом моделировании перехода систем из одного устойчивого состояния в другое. По мнению С.П. Курдюмова и Е.И.Князевой, синергетика

- это новая научная парадигма, порождающая революцию более глубокую и масштабную, чем научная революция начала XX в., начавшаяся с теории относительности и квантовой механики. Синергетика основана на идеях системности или, можно сказать, целостности мира и научного знания о нем, общности закономерности развития объектов всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности (многовариантности и необратимости) развития, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости) [ 6, 7]. Таким образом, синергетика в настоящее время понимается как

1) парадигма - система идей, принципов, образов, представлений, из которых, возможно, со временем вырастет фундаментальная научная теория;

2) ряд частнонаучных теорий (в физике, химии, биохимии, биологии, социологии, психологии и других науках), объединяемых идеями нелинейности, открытости, переходности, неравновесности процессов, идущих в системах;

3) новое мировоззрение утверждающее мышление, основанное на "становящихся", переходных, нестабильных, фрактальных формах, образах

4) общенаучная теория (которая пока еще складывается) либо как теория диссипативных структур (И. Пригожин), либо как теория переходных процессов, взаимопревращения хаоса и порядка, либо как теория самоорганизующихся систем (Г.Хакен), и т.п. В частности, Г. Хакен определяет

понятие самоорганизующейся системы следующим образом: «Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную и функциональную структуру» [13 ].

Новизна синергетического подхода заключается прежде всего в том, что хаос выступает и как разрушитель, и как созидатель. Хаотическое состояние содержит в себе неопределенность - вероятность и случайность, которые описываются при помощи понятий информации и энтропии. Зародышем самоорганизации служит "вероятность" - упорядоченность возникает через флуктуации, устойчивость через неустойчивость. Важная особенность такого определения - переход системы в новое устойчивое состояние неоднозначен. Достигшая критических параметров система из состояния сильной неустойчивости как бы «сваливается» в одно из многих возможных новых для нее устойчивых состояний. В этой точке (ее называют точкой бифуркации) перед самоорганизующейся системой открывается множество вариантов путей развития. Одновременно возникает множество диссипативных динамических микроструктур - прообразов будущих состояний системы - фракталов. Но, как правило, большинство из них оказываются невыгодными с точки зрения фундаментальных законов природы, и либо разрушаются полностью, либо остаются как отдельные остатки прошлого, с которыми мы нередко сталкиваемся не только в мире природы, но и в жизни общества, языке и культуре народов. В точке бифуркации происходит своеобразная конкуренция фрактальных образований, в результате «выживает» то, которое является наиболее приспособленным к внешним условиям. При благоприятных условиях такой фрактал «разрастается» и перерождается в новую макроструктуру. В результате этого система переходит в новое качественное состояние. «Выбрав» его, она продолжает поступательное движение до следующей точки бифуркации [9,12,13]. Синергетика, исследуя процессы самоорганизации, сформулировала ряд принципов, которые можно определить как необходимые и достаточные условия для возникновения и развития процессов

самоорганизации от генезиса упорядоченных структур, их эволюции до разрушения.

Открытость - способность рассматриваемой системы обмениваться с окружающей средой энергией, веществом, информацией. В открытых системах ключевую роль - наряду с закономерным и необходимым могут играть случайные факторы, флуктуационные процессы.

Неравновесность - существование системы зависит от прохождения через нее энергии, вещества, информации. Неравновесное протекание множества микропроцессов приобретает некоторую интегративную результирующую на макроуровне, которая качественно отличается от того, что происходит с каждым отдельным ее микроэлементом

Нелинейность - с точки зрения термодинамики в системе возможно множество устойчивых неравновесных состояний, между которыми возможны переходы, и, как следствие, в этих системах всегда есть выбор, некоторая неопределенность. В таких условиях между системой и средой могут иногда создаваться отношения обратной положительной связи, т.е. система влияет на свою среду таким образом, что в среде вырабатываются некоторые условия, которые в свою очередь обуславливают изменения в самой этой системе.

Учет основных положений универсальной методологической парадигмы, какой сегодня является синергетика, позволяет принципиально изменить представления о процессе образования, определить направления изменения его содержания и способов организации на основе текущего состояния системы и в контексте исторического развития. Определенные положения, выводы и терминологию этого направления можно проследить еще в работах Л.М. Выготского, который считал воспитание социальным, динамическим процессом, включающим в себя «... момент неустановлености, текучести, роста, самостоятельного изменения организма» [3]. Одной из пионерских работ этого направления была монография академика РАО В.И.Загвязинского, «Противоречия процесса обучения» [5]. Рассматривая процесс обучения он вводит понятие «обострение противоречий процесса обучения», которое

перекликается с понятием «режима с обострением», которое широко используется в теории самоорганизации. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов неоднократно подчеркивали, что методология синергетики поможет принципиально изменить трактовку процесса образования: «Процедура

обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя - это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи.. Это - ситуация пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития» [6]. По мнению В.Г. Буданова, методология синергетики поможет вернуться к фундаментальному образованию, «.дающему целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога...»[2]. Применительно к образовательным системам важны следующие положения синергетики:

• существование в системе нестабильных состояний является условием ее развития;

• будущее состояние системы формирует ее существующее состояние;

• управление системой основывается на «резонансном» воздействии.

В условиях современной социально-экономической среды особую актуальность приобретает изучение путей развития образовательных учреждений как открытых образовательных систем, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных образовательных элементов, постоянно обменивающихся с социальными подсистемами и друг другом информацией, интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами. Прежде всего, эти системы, несомненно, являются сложными, основные элементы таких систем, педагог и учащийся представляют собой взаимосвязанные во взаимодействии составляющие, позволяющие системе существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума. Кроме того, современная школа как открытая образовательная система взаимодействует, обмениваясь информационными, материальными и человеческими ресурсами с

социальной средой, воспринимает и интерпретирует в своих изменениях процессы, происходящие в обществе, поэтому можно сказать, что общеобразовательная школа и общество, сегодня, несомненно, являются взаимосвязанными системами. Открытость образовательной системы школы создает, прежде всего, многообразие интересов, обращенных к школе со стороны государства и общества. Именно открытость делает школу способной не только воспринимать сигналы со стороны изменившегося общества, но и отвечать внутренними возможностями изменения учебного плана школы, внедрения новых образовательных технологий, которые затем будут представлены обществу программами развития, управленческими и педагогическими проектами. Это позволяет создать необходимые организационные и содержательные условия для развития личности, как ученика, так и учителя. Открытость школы социуму приводит к увеличению степени внутреннего многообразия, которое, в свою очередь, ведет к появлению внутренних противоречий. Например, между необходимостью поддерживать и развивать в школе инновационную деятельность и в то же время сохранять единые требования к результатам образовательного процесса. Или, с одной стороны школа призвана транслировать сложившиеся культурные образцы и, таким образом, несомненно, является консервативным институтом, но, с другой стороны, являясь элементом современной социальной системы должна изменяться в связи с изменениями в социуме. Открытая образовательная система учитывает и быстро реагирует на все педагогические, научные, социологические и экономические новации. С синергетической точки зрения постоянный приток в открытую школу новых идей, информационных ресурсов заставляет ее упорядочивать свою внутреннюю структуру, быть более устойчивой в сложной окружающей обстановке. Таким образом, открытая школа сама становится мощным генератором идей, программ, ее выпускники более приспособлены к современной жизни, а педагоги находятся в постоянном творческом поиске. Именно эти тенденции в развитии школы способствуют ее постоянному изменению. Преодоление противоречий в

развитии усилиями основных субъектов образовательной деятельности связано с саморазвитием образовательной системы современной школы, способностью к самоуправлению за счет постановки целей и задач развития, проектированию нового состояния образовательной системы и путей его достижения, корректировки образовательного процесса, анализа образовательной деятельности и результатов работы школы, определению новых целей и задач. Поэтому именно саморазвитие является важной характеристикой процесса изменения образовательной системы школы под воздействием внутренних противоречий и внешних факторов, определяемых процессами модернизации системы общего образования. В качестве основного механизма саморазвития школы выступает совокупность основных и вспомогательных направлений деятельности основных субъектов образовательного процесса, использование разработанного ОУ методического и технологического инструментария, обеспечивающих достижение требуемого результата и направленных на обеспечение самоорганизации образовательной системы .

В МОУ лицее № 110 им. Л.К Гришиной г. Екатеринбурга несколько лет ведется системная деятельность по переводу учреждения в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. Лицей создает необходимые условия:

• для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития лицеиста как индивидуальности в соответствии с его интересами, потребностями и способностями

• для обновления содержания образовательного процесса в соответствии с прогрессивными научными достижениями и современным информационным обеспечением

• для развития отношений взаимного уважения всех участников образовательного процесса на основе высших нравственных ценностей, созданных человечеством, а именно: заботе учащихся старших классов о малышах, уважение к труду учителя и других работников лицея,

использование права участвовать в обсуждении и принятии решений в организации и содержании образовательного процесса и др.;

• для формирования потребности здорового образа жизни, системно сохраняя и укрепляя здоровье лицеистов и членов педагогического коллектива.

Лицей является открытой системой, расширяющей образовательное пространство, необходимое для реализации задач непрерывного основного и дополнительного, а также допрофессионального образования, что является важным условием определения выпускником своей жизненной траектории. Кроме того, лицей является саморазвивающейся системой, не только совершенствующей образовательную среду, но и создающей необходимые условия для перевода субъект-субъектных ("учитель-ученик") отношений на уровень саморазвития и самореализации обоих субъектов образовательного процесса. Инновационная деятельность в лицее связана с использованием идей синергетики в моделировании и прогнозировании развития образовательной среды; адаптации идей синергетики в содержании образования в процессе проектной деятельности; применения идей синергетики к управлению образовательным процессом.

Приоритетными задачами, решаемыми в ходе инновационной деятельности, являются:

• совершенствование образовательного процесса лицея в условиях функционирования образовательной среды, основанной на единстве управления и самоорганизации всех участников образовательного процесса;

• формирование экологического, духовно-нравственного мировоззрения, патриотизма, информационной и коммуникативной культуры, направленных на интеллектуальное и нравственное развитие, социализацию личности;

• формирование у учащихся и учителей нелинейного мышления, умения самостоятельно работать с информацией;

• проектирование образовательного процесса с широким применением здоровьесберегающих технологий и активно использующего средства ИКТ;

• системное ведение мониторинга развития образовательной среды.

Определяющим фактором в решении поставленных задач является

обеспечение возможностей для всех участников образовательного процесса активно участвовать в проектной деятельности, в том числе на основе ИКТ, и создании цифровых ресурсов учебного назначения.

Основные направления инновационной деятельности лицея на основании синергетического подхода включают:

• реализацию образовательной стратегии, позволяющей создавать условия для развития адаптационных механизмов участников образовательного процесса в динамично развивающемся информационном обществе;

• формирование целостной системы знания, определяющей мировоззрение нового типа и обеспечивающей успешное ориентирование учащихся и учителей в сложных жизненных ситуациях, максимальное развитие их способностей и самореализации;

• личностно-ориентированное обучение и воспитание лицеистов с использованием ИКТ, направленное на возрождение российской культуры, нравственности, духовности;

• непрерывное обучение педагогических и управленческих кадров лицея в сфере новых образовательных технологий;

• системную интеграцию лицея в российское и мировое образовательное сообщество.

Важной частью развития инновационных процессов в лицее является непрерывное обучение педагогического коллектива, которое включает:

• проведение индивидуальных консультаций, развивающих мотивацию применения ИКТ на уроках учителями-предметниками;

• совместная проектировочная деятельность;

• формирование навыков самообразования учителей-предметников в профессиональной деятельности с использованием возможностей Интернета и т.д.

• совершенствование многообразия форм проведения мероприятий, в том числе с использованием средств ИКТ (педагогические советы, мастерские, работа временных творческих содружеств и коллективов, участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня).

Эффективность инновационных процессов в лицее во многом зависит от социально-экономической среды и качества управления. Система управления многими авторами трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления. Задача управления - оптимизация взаимодействия исключающих друг друга процессов сохранения и изменения, происходящих в образовательном пространстве. Искусство управления открытой образовательной системой состоит в том, чтобы обеспечить развитие многообразия и сохранить одновременно стабильность структуры образовательной системы. Для сохранения этого единства необходимо, чтобы управление носило превентивный характер, предвидело возникновение новых элементов, поддерживало гибкость, вариативность связей между элементами, сохраняло определенную меру их свободы. Возникновение нового возможно там, где предоставлены для этого большие возможности, где имеется большая свобода выбора. Именно избыточное многообразие создает спектр возможных направлений развития системы, предоставляет материал для отбора наиболее оптимальных тенденций этого развития. Для того, чтобы образование было способно к социальному конструированию, культуротворчеству, а не только к трансляции знаний и норм, в управлении образовательными системами должны происходить постоянные изменения, которые стимулируют образовательные системы к самоорганизации. Поэтому в лицее была обеспечена передача определенной части управленческих функций на уровень

педагогических коллективов кафедр и временных творческих содружеств педагогов, малых творческих групп педагогических работников, отдельных педагогов, работающих в позиции педагогического эксперимента. Мы считаем, что это способствует развитию образовательной среды лицея, живущей по законам самоорганизации и творческого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к появлению новых целей и направлений развития. Целью управленческой деятельности в этом случае является обеспечение условий для развития индивидуальности и самореализации основных субъектов образовательного процесса: как учащихся, так и педагогов. В лицее как открытой системе новые элементы многообразия, возникающие спонтанно в ходе инновационной деятельности педагогов, сетевого взаимодействия в ходе работы академической площадки УрО РАО [4] и т.д., требуют своевременного реагирования со стороны педагогического коллектива лицея и администрации. В этой связи процесс управления лицеем должен предвидеть возникновение новых элементов, поддерживать гибкость, вариативность связей между ними, что позволит обеспечить условия для возникновения новых, важных для развития лицея элементов, Возникновение нового возможно там, где имеется большая свобода выбора. Это многообразие и создает широкий спектр направлений развития лицея, предоставляет возможности для отбора наиболее оптимальных тенденций развития. На протяжении ряда лет МОУ лицей № 110 работает в рамках международных, российских и региональных проектов «Создание условий для развития индивидуальности учащихся и педагогов через интеграции урочной и внеурочной деятельности на принципах «культуроориентированности» и информационно-коммуникативной направленности образования», «Дизайн-студия «Город моей мечты»»,«Новые технологии мотивации в образовании, развития интереса к учению и интеллектуальному труду», «Математический клуб лицея № 110» «Ступени -проектные технологии в иностранном языке». «Создание ресурсного центра изучения французского языка», “Шаг в будущее”.

Таким образом, в качестве основных инструментов самоорганизации в лицее можно выделить следующие:

• саморазвитие членов педагогического коллектива лицея на основе обучения и самообучения, реализация системы мер по проектированию сильной организационной культуры;

• делегирование ряда полномочий кафедрам лицея ;

• создание горизонтальных структур управления на основе самоуправляемых временных творческих коллективов;

• расширение применения востребованных форм мотивирования субъектов образовательной деятельности

Критически важным фактором успешности лицея при переводе организации в режим саморазвития стали творческие способности педагогического коллектива, навыки совместной мотивированной работы. При построении модели перевода лицея в режим саморазвития важнейшим условием на начальном этапе являлось возникновение состояния неустойчивости образовательного пространства, поэтому первый этап совершенствования управленческой деятельности был направлен на обеспечение открытости и увеличение многообразия. Чтобы система стала неустойчивой, было необходимо создать условия для возникновения многообразия в системе, т. е. создать избыточность в формах, методах и средствах достижения поставленной цели. В нашем лицее это было достигнуто организационной и управленческой деятельностью, направленной на создание условий для расширения многообразия форм деятельности. На этом этапе работа велась по следующим направлениям:

• использование коллективных форм деятельности, развитие умения работать коллегиально, что содействовало формированию источников саморазвития (точек роста).

• использование проектной деятельности. Выполняя коллективные проекты, учащиеся учатся согласовывать результаты с другими членами

школьного общества, предварительно планировать исследовательскую работу.

Таким образом, проектируя многообразные формы деятельности между субъектами образовательной деятельности, удалось получить насыщенную образовательную, самоорганизующуюся среду, в которой идет саморазвитие как лицеистов, так и педагогов лицея. Среди основных задач этого этапа можно выделить обеспечение расширения культурно-образовательного пространства лицея, увеличение числа субъектов образовательного процесса, объединение их усилий для увеличения многообразия содержания и форм образовательной деятельности, установление способов взаимосвязи элементов этого многообразия. Содержание управленческой деятельности: на этом этапе включало организацию взаимодействия с другими образовательными учреждениями, поддержку инновационной деятельности педагогов, организация взаимодействия с научными учреждениями и организацию деятельности педагогического коллектива по повышению профессионального мастерства. Среди основных результатов следует отметить существенное увеличение многообразия форм образовательной деятельности, увеличение многообразия содержания образовательного процесса, развитие инновационной деятельности педагогов, увеличение многообразия форм взаимодействия с другими образовательными и научными учреждениями, возникновение многообразия форм внеучебной деятельности в рамках дополнительного образования (см. таблицу 1)

Таблица 1

Многообразие форм учебной и внеучебной деятельности в лицее на примере

работы кафедры словесности.

Формы учебной и внеучебной деятельности Формы развития профессиональных качеств педагогов Организации партнеры

► Федеральные уроки чтения «Библиобраз», посвященные юбилеям П. П. Бажова, Л. Н. Толстого и др. Создание авторских учебнометодических комплексов Овладение образовательными технологиями проектного, исследовательского, • Объединенный музей писателей Урала; • Муниципальный музей Екатеринбурга; • Свердловский

► Федеральная игра «Медвежонок»

► Городской орфографический конкурс «Грамотей»

► Олимпиада УрФО по основам наук

► Предметные олимпиады и НПК разного уровня

► Декада словесности

► Проведение общелицейских дебатов по актуальным проблемам современности

► Городской поэтический марафон

► Всероссийская гуманитарнопросветительская конференция «История моей семьи - страница многовековой истории Отечества»

► Пушкинские праздники

► Программа «Сетевой город»

рефлексивного обучения, развития критического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мышления, технологией

дебатов, информационнокоммуникационными технологиями, технологией оценивания для обучения в ходе теоретических и

мебтодических семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских, Круглых столов, подиумных дискуссий , творческих встреч, ролевых игр и т.д. Участие в открытых городских педагогических чтениях

Создание программ

повышения квалификации для педагогов лицея, района и города

Публикации в сборниках различных уровней

краеведческий музей;

• Дом-музей П.Бажова;

• Уральское отделение Российской академии образования ;

• Уральский государственный педагогический университет;

• Уральский государственный университет ;

• Институт развития

регионального образования;

• Екатеринбургский дом учителя;

• Уральское отделение Союза писателей России;

• Уральская государственная филармония;

• Журнал «Любимый жук»;

• Издательский клуб

«Обычные дела».

Второй этап был направлен на структурирование образовательной деятельности, рост ее упорядоченности, что способствовало переходу лицея к периоду устойчивого развития. В этот период в лицее, как любой открытой системе при существенном накоплении многообразия, были созданы условия для активного взаимодействия не только между участниками образовательного процесса внутри лицея, но и социумом (другими образовательными и научными учреждениями, организациями, предприятиями). Возникли новые образовательные проекты, в том числе международные, что свидетельствует об открытом характере образовательной среды лицея, создании сложной, нелинейной системы, находящейся во взаимодействии с другими моделями образовательного пространства, способной к принятию в свою систему новых субъектов и созданию новых отношений. На этом этапе были созданы предпосылки для возникновения новых организационных структур, тесного

взаимодействия существующих организационных структур развивающегося многообразия образовательной деятельности.

На третьем этапе в лицее идет процесс нормативного оформления найденных форм, методов и содержания образования, упорядоченности деятельности. В то же время особое внимание уделяется созданию условий для сохранения в структуре образовательного пространства лицея как системы отношений многообразия, избыточности, демократичности, что сохраняет устойчивость отношений и высокие темпы развития учреждения. В этот период с целью создания оптимальных условий для осуществления эффективного образовательного процесса в лицее: окончательно сформирована кафедральная структура управления и определены основные формы взаимодействия возникших управленческих структур. Организовано нормативно-правовое оформление сложившейся структуры управления лицеем, что создало необходимые организационно-содержательные условия для профессионального и личностного роста педагогов, способствовало созданию системы непрерывного образования лицеистов и обеспечению стабильной успешности учащихся лицея, укреплению связей с учреждениями образования и науки. Ежегодно 150-200 лицеистов являются победителями олимпиад и научно-практических конференций различного уровня. 20-40 учеников лицея успешно сдают Международный пробный экзамен DELF. Ученики младших классов лицея являются победителями международных конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое перышко». Организационно-педагогическая модель процесса перевода образовательной системы лицея в режим самоорганизации приведена в табл. 2

Таблица 2

Организационно-педагогическая модель процесса перевода

образовательной системы лицея в режим самоорганизации

№ Базисные принципы Профессиональные качества Необходимые

самоорганизации педагогического коллектива, организационно-

образовательной создающие возможность для содержательные условия

системы реализации базовых

принципов

1 Открытость образовательной системы лицея Способность педагогического коллектива к постоянному взаимодействию с внешней средой Создание открытой информационнообразовательной среды лицея Учет требований рынка труда и системы профессионального образования к образовательной системе лицея

2 Стратегическое управление развитием лицея Способность управленческой команды к стратегическому управлению Стратегия и тактика формирования механизма саморазвития образовательной системы лицея на основе педагогического SWOT-анализа

3 Ориентация образовательной системы лицея на результат Способность педагогического коллектива достигать поставленные цели Определение цели образовательной деятельности, миссии лицея, модели выпускника лицея Выявление факторов результативности образовательной системы лицея

4 Синергетичность процесса образования Способность внутренней самоорганизации образовательной системы в целом Управление образовательной системой на принципах самоорганизации Обратная связь и самоорганизация образовательной системы в зависимости от потребностей учащихся, родительской общественности, системы профессионального образования

5. Устойчивое привлечение всех видов ресурсов Способность получать необходимые ресурсы из внешней среды Реализация программы опережающего развития материально-технической базы лицея

6. Разработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся и педагогов Способность выстраивать образовательные программы в соответствии с индивидуальными запросами личности, рынка труда и системы профессионального образования Внедрение современных технология обучения Организация педагогического взаимодействия в процессе конструирования знаний Мотивация лицеистов к проектной и

исследовательском деятельности в условиях информатизации образования в лицее_______

7.

Тесная связь внешней средой

Способность выстраивать партнерские отношения с субъектами внешней среды

Организация социального партнерства с внешней средой____________________

Постоянный контроль качества обучения

Способность к обеспечению системного контроля

качества подготовки

выпускников лицея

Комплексная система управления качеством образования в лицее анализ достижения

фактических результатов образования_______________

Эффективные организационные изменения в лицее стали возможны при условии, что лидеры идущих в ОУ перемен понимают базовые принципы управления происходящими преобразованиями . К таким принципам мы относим :

• наличие эффективных лидеров (руководителей временных творческих колелктивов), которые становятся инициаторами успешных преобразований в коллективе;

• обеспечение баланса между администрацией, педагогическим

коллективом, лицеистами, родителями, представителями

вышестоящих управленческих структур и общественностью;

• возможность сохранения и превращения энергии творческого поиска педагогов, управление системой организационного знания, высвобождение энергии человеческих ресурсов для формирования новых поведенческих моделей и последующих организационных преобразований.

• Выявление ключевых областей, перемены в которых должны дать мультипликационный эффект для всего лицея.

• Принцип демократической корректировки программы преобразований на основе системы управления с обратной связью позволяет корректировать «входные параметры» и своевременно гибкими ответными действиями улучшать результаты и высвобождать и направлять энергию коллектива лицея на «узловые точки» роста.

с

Таким образом, деятельность всех субъектов образовательного процесса в рамках перехода в режим саморазвития существенно обогащает образовательную среду лицея. В сложной открытой системе, какой является сегодня лицей, за счет действия нелинейных связей возникают процессы коэволюции, характерные тем, что общий темп развития лицея становится выше темпов развития его составных частей. Для лицеиста, оказавшегося в среде, способствующей и поощряющей творчество во всех его разумных проявлениях, создается оптимальное сочетание условий достаточных для самоактуализации ребенка как творца. В ходе работы было подтверждено, что, чем больше лицеист вовлечен в совместную образовательную проектную деятельность, тем быстрее развиваются его творческие способности. Дальнейшее развитие лицея с позиции теории самоорганизации обеспечивает новые возможности для создания такой системы обучения и воспитания, в рамках которой осуществляется активное взаимодействие образования, науки, экономики и общества, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, позволяющей всем субъектам образовательного процесса адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям развивающегося информационного общества. Основные результаты инновационной деятельности лицея по переводу образовательной системы в режим развития были высоко оценены в ходе приоритетного Национального проекта «Образование»: лицей становился победителем конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в 2006, 2007, 2008 годах.

Библиография

1. Акчурин И.А. Развитие понятийного аппарата теории самоорганизации // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., Наука, 1994. С. 80-97.

2. Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании. Интернет-ресурс http://ns.iph.ras.ru/~mifs/stbudan.htm

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991, 480 с.

4. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник ЧГПУ, 2009, № 12

5. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1971, 160 с.

6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике //Вопр. философии,1997, N3, стр. 62-79

7. Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов Синергетика и принципы коэволюции сложных систем. М. Категории. 1997. №3, стр. 37-49.

8. У. Дж. Мартин. Информационное общество. Проблемы и иллюзии. М. ИНИОН 1989, 30 с.

9. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., Мир, 1990. - 342 с.

10. Э.Тоффлер. Третья волна. - М. ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999, с. 320-340

11. Хакен Г. Синергетика: иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах. М: Мир, 1985, 419 с.

12. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам М.: Мир, 1991, 234 с.

13. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. М.: Институт

компьютерных исследований, 2003, 320 с.

Bibliography

1. Akchurin, I.A. Conceptual Notion System Development of the Self-Organization Theory [Text] // Self-Organization and Science: Experience of Philosophical Judgement. - M., Science, 1994. - P. 80-97.

2. Budanov, V.G. Synergetic Strategy in Education [Electronic Resource]. - Access Mode: http: // ns.iph.ras.ru / ~ mifs/stbudan.htm >

3. Davydova, N.N. Network Interaction Organization of Innovative-and-Active Educational Establishments [Text] // Bulletin of ChSPU. - 2009. - № 12.

4. Haken, G. Synergetics: Instability Hierarchy in Self-Organizing Systems [Text]. - M: World, 1985. - 419 p.

5. Haken, G. Information and Self-Organization: Macroscopic Approach to the Complex Systems [Text]. - M.: World, 1991. - 234 p.

6. Haken, G. Nature Mysteries. Synergetics: Theory of Interaction [Text]. - M.: computer Research

Institute, 2003. - 320 p.

7. Knyazeva, E.N., Kurdyumov, S.P. Anthropic Principle in Synergetics [Text] // Questions of Philosophy. - 1997. - № 3. - P. 62-79.

8. Knyazeva, E.N., Kurdyumov, S.P. Synergetics and Co-Evolution Principles of the Complex Systems [Text]. - M.: Categories. 1997. - № 3. - P. 37-49.

9. Martin, W.J. Information-Oriented Society. Problems and Illusions [Text]. - M.: INION 1989. - 30 p.

10. Nikolis, G., Prigozhyn I. Studying the Complex [Text]. - M.: World, 1990. - 342 p.

11. Toffler, E. The Third Wave [Text]. - M.: LLC “Firm “AST Publishing House “, 1999. - P. 320-340.

12. Vygotsky, L.S. Pedagogical Psychology [Text]. - M., Pedagogics, 1991. - 480 p.

13. Zagvyazinsky, V.I. Contradictions of the Training Process [Text]. - Sverdlovsk: Middle-Ural Publishing House, 1971. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.