5. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения.
СПб., 2000.
Поступила в редакцию 12.10.2008 г.
Podymova L.S., Makarova L.N. Self-fulfillment of a person as a psychological and pedagogical problem: a synergic approach. The article proves the necessity of use of synergic ideas for disclosing of strategies and mechanisms of a person’s self-fulfillment. Features of self-fulfillment of a person as a self-developing system are revealed.
Key words: self-fulfillment, personality, synergetics, self-developing system, self-organization.
Literature
1. Haken H. Synergetics. Moscow, 1980. P. 4.
2. Pushkin V.G. Self-organization as a global scientific problem // Self-movement. Self-organization. Selfmanagement... Perm, 1987.
3. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Synergetics as a new vision of the world: dialogue with I. Prigozhin // Philosophical Journal. 1992. # 12. P. 3.
4. Krasnoperov V.I. Self-organization of a person's life journey // Self-movement. Self-organization. Selfmanagement. Perm, 1987.
5. Korostileva L.A. Psychology of a person's selforganization: marriage and family relations. St Petersburg, 2000.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ТИПА ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА ВИДУ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ
А.В. Белошицкий
Обосновывается необходимость выявления индивидуально-типологических особенностей выпускников военного вуза, которые оказывают влияние на эффективность выполнения функциональных обязанностей, в целях рационального размещения выпускников по военным специальностям и должностям при распределении на первичные офицерские должности. Рассматривается, каким образом исследовать личность выпускника, чтобы наилучшим образом учесть его возможности в реализации профессиональных требований. Определяются критерии и способы их измерения для классификации типов личности выпускников и видов военно-профессиональной среды.
Ключевые слова: тип личности, военно-профессиональная среда, стадии личностно-профессионального развития курсантов.
Успех военно-профессиональной деятельности выпускников военного вуза во многом зависит от соответствия индивидуальнотипологических особенностей их личности конкретному виду военно-профессиональной деятельности (командной, инженерной,
штабной). Суть в том, что вариативность психологических составляющих личности курсантов, разнообразие специализаций вузовской подготовки и первичных офицерских должностей требуют гармонизации отношений между индивидуально-личностным и профессиональным, социально заданным.
Не вызывает сомнения тот факт, что все курсанты могут стать компетентными, способными эффективно выполнять конкретную деятельность в определенной предметной области. Основываясь на положении, выдвинутом А. Маслоу, о потребности личности в самоактуализации [1], следует заметить, что выпускник военного вуза стремится к актуализации своих личностных потенциалов, к
самовоплощению, к идентичности с определенным типом профессиональной деятельности, чтобы стать тем, кем он может быть с наибольшей самоэффективностью. Поэтому важно видеть каждого курсанта с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, значимых для успеха в той или иной специальной области военно-профессиональной деятельности.
Однако следует заметить, что профессионально-психологический отбор и психо-лого-педагогическое сопровождение курсантов в настоящее время не обладают той необходимой прогностичностью, которая учитывала бы динамический характер и все особенности происходящих в личности будущих офицеров изменений, а также не в полной мере учитываются типологические особенности личности выпускников, их индивидуальные психологические характеристики, оказывающие влияние на эффективность выполнения функциональных обязанностей на
конкретной должности. Следовательно, необходима психологическая экспертиза профессионального предназначения выпускников в целях их рационального размещения по военным специальностям и должностям.
К изучению личности выпускников с позиции их соответствия требованиям военнопрофессиональной деятельности на конкретных должностях следует подходить, опираясь на положение, сформулированное Б.Ф. Ломовым [2], согласно которому личность выпускника необходимо оценивать не путем локального соизмерения с ним отдельно взятых психических процессов, свойств личности, а в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных характеристик военно-профессиональной деятельности с учетом возможностей и активности выпускника в реализации профессиональных требований.
В связи с этим целесообразно использовать типологический подход, применяемый в экспериментальной психологии личности, который основывается на положении, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов. В результате выпускники могут быть объединены по их личностным особенностям. Обобщающим понятием выступает название соответствующего типа личности.
Тип личности курсанта представляет собой своеобразный комплекс сочетания в целостном облике социально-психологического портрета курсанта в единстве с анализом внутренней детерминации личности. Типология курсантов, с количественным и качественным преобладанием выраженности одних ориентаций, характеристик над другими, свидетельствует о возможности обнаружить как внутренние признаки поведения, свойственные определенным группам курсантов в виде отличительных особенностей, так и определить внешние, по отношению к ним, дифференцированные способы педагогического влияния, оптимальным образом соответствующие каждому типу.
Конечно, тип личности курсанта - категория относительная. Динамичный характер процесса личностно-профессионального становления обусловливает при преобладании определенных типологических характеристик наличие признаков других типов. И хотя характеристики, существенные на определенной
стадии личностно-профессионального развития курсанта, вовсе не являются стабильными, тем не менее понятие типологической детерминации личности курсанта позволяет соотнести внешние и внутренние признаки его сознания, деятельности и поведения, осмыслить сочетание психологических свойств, качеств личности по принципу типологического соответствия.
Вместе с тем тот или иной сконструированный тип личности курсанта нельзя рассматривать вне его реального развития или считать принадлежность курсанта к тому или иному типу изначально заданной и неизменной. Важно преодолеть недостаток традиционного подхода, когда курсант рассматривается как состоящий из набора константных функций и качеств.
В связи с этим целесообразно проводить не локально-функциональный эксперимент, фрагментарную психодиагностику и социологические исследования, а мониторинг личностно-профессионального развития курсантов. Необходимо оценивать динамику личностно-профессионального роста курсантов на протяжении всего периода обучения в военном вузе.
К типологии личности курсантов можно подходить с точки зрения различных типообразующих признаков и, соответственно, получать различные типологические характеристики (по содержанию и по количеству). Следует, однако, заметить, что для построения корректной типологии мы придерживаемся следующей точки зрения. Поскольку идеальной моделью личности будущего офицера является гармонически развитая личность, то в качестве целевого признака в типологии должно выступать гармоничное сочетание психологических составляющих личности выпускников: доминирующая профессиональная направленность, мотивация (ценностная и учебная), самосознание («Я концепция», самооценка, рефлексия), коммуникативная компетентность, обученность. Это даст возможность идентифицировать профессиональную направленность курсанта с одним из направлений поливариантной профессиональной подготовки в вузе и тем самым выявить доминирующую предрасположенность курсанта к определенному виду предстоящей военно-профессиональной деятельности.
Для экспертизы соответствия типа личности виду профессиональной среды (требованиям конкретной должности) должен быть разработан аппарат ее формального описания на основе системы соответствующих параметров. В определенной мере это позволяют сделать классификации, учитывающие психические свойства человека, такие как: дифференциально-диагностический опросник
(ДДО) Е.А. Климова, определяющий наличие интереса к профессиям типа (человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-информация), опросник Д. Холланда, оценивающий интерес к практическим, исследовательским, художественным, социальным, предпринимательским, конвенци-альным профессиям. Общий характер этих классификаций определяется их производно-стью от перечня основных первичных потребностей человека - материальных, социальных, познавательных и эстетических. Кроме того, определение структуры интеллекта (тест структуры интеллекта Р. Амтхау-эра [3]) с точки зрения методологической целесообразности, обусловленной спецификой объекта анализа, содержательно позволяет оценить развитость гуманитарных, естественнонаучных, технических, математических способностей и тем самым опосредовано судить о возможных профессиональных предпочтениях.
В качестве методологического базиса такого описания может быть использована теория профессионального выбора Д. Холланда (основывающаяся на факторной теории интересов Д. Гилфорда), в которой выделяются следующие группы интересов: к технике, к науке, к социальному благосостоянию, к канцелярскому труду и к эстетике [4]. Данная теория достаточно полно учитывает индивидуальные психологические характеристики, предопределяющие успешность овладения определенной профессиональной деятельностью и совершенствования в ней. Кроме того, она в какой-то мере способствует решению проблемы, которая состоит в том, что осознание человеком интереса к той или иной профессиональной деятельности без активного в ней участия возможно только в редких случаях.
Согласно теории профессионального выбора, люди стремятся найти среду и профессию, которые позволяют им наиболее
полно раскрыть свои способности, выразить свою мотивационную ориентацию, решать интересующие их профессиональные проблемы. Процесс профессионального развития ограничивается определением самим индивидом личностного типа, к которому он относится, а также выявлением такой профессиональной сферы, которая соответствует данному типу.
Изучение типологического своеобразия личности курсантов как проявления особенного в общем прокладывает путь к пониманию типологии личности выпускников. В этом контексте особое значение приобретает положение Б.И. Додонова о том, что «типы образуют линии категоризации индивидуальностей по наиболее существенным их параметрам... Конкретной личности соответствует не просто точка на одной из таких линий, а точка пересечения многих из них» [5].
Предпосылкой высоких достижений в профессиональной деятельности и удовлетворенности человека своим трудом является соответствие типа личности (совокупности определенных психологических характеристик) виду профессиональной среды (ценностных ориентаций ее рабочей среды). Сходные по своим ценностным ориентациям представители одной профессиональной группы и реагируют относительно одинаково в рабочих ситуациях, создавая тем самым, по словам Н.А. Аминова, «свою характерную интерперсональную сферу, свидетельствующую, в свою очередь, о существовании модели окружающей человека профессиональной среды» [6]. Как отмечает В.А. Бодров, имеются неоспоримые доказательства того, что методы изучения свойств личности позволяют классифицировать испытуемых и отнести каждого из них по совокупности признаков к определенному типу [7].
Для классификации типов личности и видов профессиональной среды определены критерии, а также способы их измерения. Этот комплекс критериев базируется на общеметрических категориях и, соответственно, может быть использован для характеристики различных систем, в т. ч. и таких сложных, как личность выпускника военного вуза и военно-профессиональная среда.
Из шести критериев: реалистическая, интеллектуальная, социальная, конвенциальная, предпринимательская, артистическая - для
характеристики среды профессиональной деятельности выпускников военных вузов используется пять, исключая последний, в силу того что артистический вид профессиональной среды в предмете рассмотрения отсутствует.
Постулируя наличие социально-психологических качеств, по-разному проявляющихся, но устойчиво сохраняющихся и детерминирующих профессиональное поведение специалиста в течение всей его профессиональной деятельности, мы вправе говорить о необходимости обеспечения «вписываемо-сти» личности в ту или иную профессиональную среду, что предопределяет успешность профессиональной деятельности и достижение мастерства.
При этом важно учитывать то, что лишь при достаточной глубине содержания исследования можно установить тип личности, неотделимый от ее уникальности. Поскольку мы имеем дело с массовыми процессами, то необходимо оперировать различными показателями. Поэтому до начала измерений целесообразно определить признаки, одни из которых можно представить качественно, другие - в числовом диапазоне. Признаками, определяющими тип личности выпускников, могут быть различные характеристики субъективных детерминант.
Качественной содержательной характеристикой личности является ее модальность. В то время как все другие характеристики показывают высокую или низкую степень выраженности того или иного эмпирического признака, модальность характеризует личность с качественной, типологической точки зрения. Однако в процессе установления модальности конкретной личности часто используется ее количественный анализ по избранным критериям.
Модальностью личности курсанта военного вуза является его доминирующая профессиональная направленность. Она выражает устойчивый интерес, склонность к определенному виду военно-профессиональной деятельности поливариантной профессии выпускника военного вуза, типическое проявление личности, которое носит ориентированный характер. Модальностью личности
курсанта военного вуза мы называем его доминирующую профессиональную направленность. Она выражает устойчивый интерес, склонность к определенному виду военно-профессиональной деятельности полива-риантной профессии выпускника военного вуза, типическое проявление личности, которое носит ориентированный характер.
Тип личности выпускника может быть отнесен к одному из пяти вариантов: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый. Структура приспособляемости различных типов личности к различным видам профессиональной среды, предложенная Д. Холландом, была использована как исходная.
В соответствии с данными положениями схема соответствия типа личности выпускника военного вуза виду военно-профессиональной среды представляет соответствие различных видов профессиональной среды разным видам военно-профессиональной деятельности выпускников на конкретных должностях.
В качестве критерия соответствия типа личности выпускника виду военно-профессиональной среды рассматривается наличие или отсутствие корреляции между теми или иными типами личности выпускников и видами военно-профессиональной деятельности, что наглядно демонстрирует возможные наилучшие, приемлемые и неприемлемые варианты должностного предназначения выпускников (табл. 1).
Рассмотренный вариант определения должностного предназначения выпускников ориентирован на то, чтобы определить первичные офицерские должности при решении задачи распределения выпускников, требующей на основе дифференцированного прогнозирования выявлять пригодность выпускников к ряду специальностей определенного профессионального профиля, т. е. ту специальность, которая по своим психологическим требованиям наиболее соответствует психологическим особенностям личности конкретного выпускника, что является непременным условием успешного выполнения функциональных обязанностей.
Таблица 1
Соответствие типа личности выпускника военного вуза виду военно-профессиональной среды
Вид военно-профессиональной среды (военно-профессиональной деятельности)
Тип личности инженерно- эксплуатационная научно- исследовательская командная командно-штабная командно- воспитательная
Реалистичный + + + - - -
Интеллектуальный + + + - - - -
Предприимчивый - - - + + - +
Конвенциальный - - - + + + +
Социальный - - - + - + +
Среда Реалистическая Интеллектуальная Предприниматель- ская Конвенциальная Социальная
Примечание. «+ +» - тип личности, очень хорошо приспособленный к окружающей среде; «+» - тип личности, достаточно хорошо приспособленный к окружающей среде; «-» - тип личности, недостаточно хорошо приспособленный к окружающей среде; «—» - тип личности, совершенно не приспособленный к окружающей среде.
Реализация в военном вузе рассмотренного подхода в определении должностного предназначения выпускников, основанного на объективизации и содержательной интерпретации результатов мониторинга личностно-профессионального развития курсантов, имеет больше резервов для их самовыражения и самореализации в учебной и учебнопрофессиональной деятельности, чем традиционный.
Однако, чтобы эти резервы были востребованы педагогической практикой, необходимо: сформулировать практические рекомендации и обосновать их теоретически, сведя воедино данные целого ряда наук (психологии, педагогики, социологии); объединить теоретическое и эмпирическое в психо-лого-педагогических исследованиях, т. е. сочетать наблюдение, факты, эксперимент (эмпирический уровень исследования) с построением логических конструкций и научных абстракций (теоретический уровень исследования).
1. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 1999.
2. Ломов Б.Ф. О системном подходе в инженерной психологии // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 31-45.
3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2QQ1. С. 388-417.
4. Holland J.L. Making Vocational choices: A theory of Vocational personalities and work environments. N. Y., 1985.
5. Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 285.
6. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М.; Воронеж, 1997.
7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
Поступила в редакцию 21.10.2008 г.
Beloshitsky A.V. Determining the correspondence between personality-type of higher military educational institution graduate and the type of military professional environment. This article proves the necessity to reveal typical personality peculiarities of higher military educational institution graduate in order to reasonably appoint graduates to military specialties and primary officer positions. The criteria and methods of their measurement for personality-type classification of higher military educational institution graduates and types of military professional environment are determined.
Key words: personality type, military professional environment, stages of personal and professional development of students of a higher military educational institution.
Literature
1. Maslow A. Motivation and Personality. St Petersburg, 1999.
2. Lomov B.F. System approach in Engineering psychology // Issues of Psychology. 1975. # 2. P. 31-45.
3. Eliseev О.P. Practicum on Personality psychology. St Petersburg, 2001. P. 388-417.
4. Holland J.L. Making Vocational choices: A theory of Vocational personalities and work environments. N. Y., 1985.
5. Dodonov B.I. Harmonic development and typological diversity of a personality // Psychology of personality formation. Moscow, 1981. P. 285.
6. Aminov N.4. Diagnostics of pedagogical abilities. Moscow, Voronezh, 1997.
7. Bodrov V.4. Psychology of vocational aptitude. Moscow, 2001.