Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/79PVN115.pdf DOI: 10.15862/79PVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/79PVN115)
УДК 378.4
Мухаметшина Ольга Викторовна
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Филиал в г. Миассе Россия, Миасс1 Старший преподаватель E-mail: [email protected]
Рефлексивный тренинг как условие эффективного функционирования системы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров
1 456313, Челябинская обл., г. Миасс, ул. Нахимова 2
Аннотация. Проводимые в России в последнее время социально-политические, экономические реформы ориентированы на демократические преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества. Проблема формирования профессиональной компетентности — одна из актуальных задач педагогики на современном этапе модернизации сферы профессионального образования в нашей стране.
С точки зрения автора, формирование коммуникативно-рефлексивной компетенции будущего менеджера является необходимым для его дальнейшей профессиональной деятельности. Автором разработана система формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров и определены педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию разработанной системы.
Одним из педагогических условий эффективного функционирования системы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров является использование рефлексивного тренинга, основу которого составляют диагностика и самоанализ склонностей и способностей будущих менеджеров к коммуникативно-рефлексивной деятельности. Это условие влияет на успешность разработанной автором системы путем вовлечения будущих менеджеров в рефлексивную деятельность, с целью подготовки к выполнению задач в профессиональной сфере.
Реализация данного педагогического условия в экспериментальных группах способствовала выявлению ряда способностей студентов-менеджеров: например, способности анализировать себя (свои чувства, мысли и т. д.); способности определять и анализировать причины своего поведения; способности оценивать последствия своих поступков, определять свои ошибки и успехи; способности анализировать и оценивать результаты деятельности; способности прогнозировать ход действий в новых для себя ситуациях и др.
Ключевые слова: коммуникативно-рефлексивная компетенция менеджера; педагогические условия; рефлексия; рефлексивный тренинг; диагностика; самоанализ.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Мухаметшина О.В. Рефлексивный тренинг как условие эффективного функционирования системы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/79PVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/79PVN115
С 1990-х годов в педагогической науке наблюдается проявление интереса к проблеме рефлексии. Ученые начинают заниматься исследованием этого явления. Например, работа И.Г. Татур посвящена становлению педагогического мастерства будущего учителя в процессе развития его рефлексивной позиции (1990 г.). Далее, в 1991 г. появляется ряд диссертаций по проблеме рефлексии: С.Б. Долгопольский («Проблема рефлексии в пределах и по ту сторону философской спекуляции: (Культурно-исторический аспект)», Е.Б. Петрушихина («Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом»), Е.М. Бохорский («Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду»), Л.В. Яковлева («Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии (на материале педагогических училищ)»). В более поздний период появляются работы, посвященные исследованию рефлексии в области менеджмента. Например, О.А. Колосова описывает педагогические условия развития профессиональной рефлексии менеджера колледжа, Г.А. Демидова рассматривает рефлексивную среду как фактор формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в дополнительном профессиональном образовании. Отдельно следует отметить возросший интерес ученых к тренингу и игровым технологиям (Ю.Ю. Панов, А.В. Силкин, Т.Н. Черняева).
Изменившиеся социальные условия обращают внимание педагогов на проблему разработки новых подходов к профессиональной подготовке будущих менеджеров [8]. Для эффективного формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров необходимо использовать в процессе обучения тренинги, которые направлены на развитие профессионального самосознания студентов-менеджеров.
Профессия менеджера предполагает общение, взаимодействие с другими людьми. В этом процессе важными являются коммуникативные способности. Большую роль играют и организаторские способности, которые способствуют эффективному осуществлению менеджерами своей профессиональной деятельности.
С целью выявления качественных особенностей данных способностей у будущих менеджеров нами был проведен тест «Коммуникативные и организаторские склонности», авторами которого являются В.В. Синявский и В.А. Федорошин. После проведения данного опроса студентам был предложен алгоритм обработки результатов, чтобы определить, на каком уровне у каждого из них проявляются эти склонности. Анализ полученных результатов показал, что большая часть будущих менеджеров показала средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Характеристиками данного уровня являются: стремление к контактам с людьми, отстаивание своей точки зрения и др. Но коммуникативные и организаторские склонности этих студентов нуждаются в дальнейшем развитии. Среди опрошенных есть и студенты, которых можно отнести к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Данному уровню свойственны следующие особенности: способность хорошо ориентироваться в новой обстановке, быстрое налаживание контактов, стремление заниматься общественной деятельностью, способность принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Таким образом, будущим менеджерам была представлена возможность провести самоанализ своих коммуникативных и организаторских склонностей.
Одним из важных качеств будущего менеджера является способность к сопереживанию. Развитие у студентов-менеджеров эмпатии способствует их личностному росту и стремлению к самоактуализации.
Для диагностики способности будущих менеджеров к эмпатии был применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, который включал в себя предложения-утверждения [9]. Студентам необходимо было прочитать приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как
они ведут себя в подобных ситуациях, выразить свое согласие или несогласие с каждым из них. Будущие менеджеры должны были сопоставить свои ответы с ключом и подсчитать количество совпадений, затем сравнить его с представленными показателями.
Проанализировав результаты диагностики способностей будущих менеджеров к коммуникативно-рефлексивной деятельности, автор пришел к выводу о необходимости проведения рефлексивных тренингов, задачами которых являются: формирование установки на самопознание; развитие эмпатии, профессиональной рефлексии; преодоление психологических барьеров.
Благодаря профессиональной рефлексии, студент осознает себя в профессиональной роли менеджера, которая требует от него определенного набора способностей и профессионально важных качеств личности [7]. Вслед за Е.Б. Быстрай, мы полагаем, что реализация принципа рефлексии в учебном процессе вуза предполагает: формирование у студентов основ самоуправления и саморегуляции личности на основе ее идентификации с другими; обеспечение обращенности мышления студента на самого себя; интерпретацию собственного поведения; критическую оценку собственной позиции; умение создать впечатление о себе, действовать адекватно ситуации общения; формирование у студентов установки на идентификацию собственной личности с другими; распознавание интенции и прагматической цели коммуниканта; определение собственной цели и интенции [2].
Развитие профессиональной «Я - концепции» будущего менеджера будет происходить наиболее интенсивно, если в процессе подготовки студентов постоянно стимулировать у них самопознание и самоанализ, а также использовать методы активного социально-психологического обучения. В частности, рефлексивный тренинг, используемый в процессе подготовки будущих менеджеров, активизирует процесс самопознания и саморазвития студентов [7].
Мы солидарны со Г.Е. Смирновой, которая отмечает, что рефлексивный тренинг является особой формой обучения, которая способствует созданию психолого-педагогических условий для осознания студентами смысла профессии менеджера, осмысления и освоения нужных компетенций, освоения методов целенаправленного личностного и профессионального саморазвития [10]. Что в свою очередь повышает эффективность функционирования разработанной нами системы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров.
Итак, раскроем содержание проведенных рефлексивных тренингов.
По мнению С. Гладышева, тренинг - это особый метод получения знаний, специально созданная благоприятная среда, где каждый может увидеть и осознать свои плюсы и минусы, понять, какие личностные качества и профессиональные навыки необходимы для осуществления своей профессиональной деятельности [3].
Первый тренинг назывался «Формирование у будущих менеджеров взаимооценочных позиций на основе развития эмпатии и рефлексии». Овладению навыками самопознания послужили различные упражнения, которые направлены на создание благоприятных условий для работы группы будущих менеджеров, самодиагностику и самораскрытие членов группы.
Второй рефлексивный тренинг назывался «Роль обратной связи в развитии позитивного самовосприятия будущих менеджеров». На занятии были использованы упражнения, построенные по принципу "обратной связи". Обратная связь - это сообщение, адресованное человеку о том, как его воспринимают, что чувствуют при взаимоотношениях с ним, какие чувства вызывает у окружающих его поведение. Для менеджера важны отношения с окружающими, поэтому он должен обращать внимание на различные признаки, свидетельствующие о последствиях поведения. Обратная связь способствует созданию условий
для доверительных отношений, формированию позитивного самовосприятия студентов. Упражнения данного занятия, например, такие как «Поделись со мной», «Портрет», «Интервью» помогли студентам раскрыть свои личностные качества.
В заключительной части второго тренинга проводилось упражнение «Комплименты», на котором студентам было дано следующее задание: свободно передвигаясь по аудитории, подойти к любому члену группы и обменяться комплиментами, добрыми пожеланиями. Таким образом необходимо было обойти всех присутствующих. Для этого упражнения использовалась лирическая музыка. Целью этого упражнения было отработать навыки эмпатии и умения создавать позитивные установки друг на друга.
Затем подводились итоги работы группы будущих менеджеров по двум занятиям. Преподаватель еще раз обобщил теоретический материал, данный им в ходе занятий; затем обсудил вместе со студентами их впечатления от проведенных занятий, ответил на возникшие у них вопросы, подвел итоги совместной работы.
Таким образом, можно утверждать, что использование рефлексивного тренинга способствует интенсификации процесса формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров. Именно целенаправленно организованная рефлексивная деятельность способствует формированию у студентов-менеджеров целостного устойчивого осознаваемого (осмысленного) образа отношений к себе и другому на уровне чувств, ценностных ориентаций и действий [4].
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: в современных условиях коренным образом изменился подход к профессиональной подготовке будущих менеджеров, который требует создания условий, позволяющих формировать у будущих специалистов в области менеджмента глубокие теоретические знания, профессионально важные качества, обеспечивающие их профессиональную мобильность. В подобном контексте актуальным является поиск инновационных методов, обеспечивающих эффективность образовательной практики будущих менеджеров. Описанные автором в данной статье рефлексивные тренинги позволяют достаточно эффективно формировать коммуникативно-рефлексивную компетенцию будущих менеджеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникина В.Г. Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций // Культурно-историческая психология. - М.: Издательство МГППУ,
2009. - №3. - С. 72-80.
2. Быстрай Е.Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии: дис. ... доктора пед. наук. - Оренбург, 2006. - 506 с. С. 199.
3. Гладышев С. Как вести себя на тренинге? [Текст] / С. Гладышев // Обучение и карьера. - 2005. - № 35. - С. 70.
4. Каргополова О.А. Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа [Текст] / О. А. Каргополова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 130-133.
5. Мухаметшина О.В. Констатирующий этап экспериментальной работы по формированию коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров // Вестник Челябинского государственного университета: Образование и здравоохранение. - 2013. - № 26 (317). - Выпуск 1. - С. 112-114.
6. Мухаметшина О.В. К вопросу формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №3 (22) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014 - Режим доступа: http://naukovedenie.ru
7. Неруш Т.Г. К вопросу о профессиональной рефлексии психолога // Психология и экономика. - 2006. - № 5. - С. 87.
8. Нестерова, Н.Л. Формирование профессиональной компетентности у студентов в медицинских училищах в условиях профессионально-рефлексивного тренинга: дис. ... канд. псих. наук. — М., 2010. — 184 с.
9. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. - М. : Филинъ, 1996. - 368с. - С. 101-103.
10. Смирнова Г.Е. Развитие профессиональных компетенций студента факультета психологии в контексте психологического тренинга // Вестник Московского государственного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. -
2010. - № 4.
Рецензент: Быстрай Елена Борисовна, профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой немецкого языка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет».
Mukhametshina Olga Viktorovna
Chelyabinsk state pedagogical university
Russia, Miass E-Mail: [email protected]
Reflexive training as a prerequisite for the effective functioning of the system of formation of communicative-reflexive competence of future managers
Abstract: In Russia recently, social political, economic reforms oriented towards the democratic transformation in all sectors of society. The problem of formation of professional competence is one of the actual problems of pedagogy at the present stage of modernization of vocational education in our country.
From the point of view of the author, the formation of communicative-reflexive competence of future manager is essential for his career. The author developed a system of communicative-reflexive competence of future managers and pedagogical conditions for the effective implementation of the developed system.
One of the pedagogical conditions for the effective functioning of the system of formation of communicative-reflexive competence of future managers is the use of reflexive training based on diagnosis and introspection inclinations and abilities of future managers to communicative a reflexive action. This condition affects the success of the system developed by the author through the involvement of future managers in a reflexive action to prepare for the challenges in the professional sphere.
Implementation of this pedagogical conditions for experimental groups has helped identify a number of abilities of students management: for example, the ability to analyze yourself (your feelings, thoughts, etc.); ability to define and analyze the reasons for their behavior; the ability to assess the impact of their actions, define their mistakes and successes; ability to analyze and evaluate performance; the ability to predict the course of action in the new emergencies, etc.
Keywords: communicative-reflexive competence; pedagogical conditions; reflection; reflexive training; diagnostics; introspection.
REFERENCES
1. Anikina V.G. Refleksivnyy trening kak sredstvo razresheniya konfliktnykh situatsiy // Kul 'turno-i storicheskaya psikhologiya. - M.: Izdatel'stvo MGPPU, 2009. - №3. - S. 7280.
2. Bystray E.B. Formirovanie opyta mezhkul'turnoy kompetentnosti budushchego uchitelya v pedagogicheskom vzaimodeystvii: dis. ... doktora ped. nauk. - Orenburg, 2006. - 506 s. S. 199.
3. Gladyshev S. Kak vesti sebya na treninge? [Tekst] / S. Gladyshev // Obuchenie i kar'era. - 2005. - № 35. - S. 70.
4. Kargopolova O.A. Refleksivnyy trening kak uslovie formirovaniya mezhlichnostnoy tolerantnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha [Tekst] / O. A. Kargopolova // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', may 2012 g.). — Perm': Merkuriy, 2012. — S. 130-133.
5. Mukhametshina O.V. Konstatiruyushchiy etap eksperimental'noy raboty po formirovaniyu kommunikativno-refleksivnoy kompetentsii budushchikh menedzherov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta: Obrazovanie i zdravookhranenie. - 2013. - № 26 (317). - Vypusk 1. - S. 112-114.
6. Mukhametshina O.V. K voprosu formirovaniya kommunikativno-refleksivnoy kompetentsii budushchikh menedzherov // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014 №3 (22) [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2014 - Rezhim dostupa: http: //naukovedeni e .ru
7. Nerush T.G. K voprosu o professional'noy refleksii psikhologa // Psikhologiya i ekonomika. - 2006. - № 5. - S. 87.
8. Nesterova, N.L. Formirovanie professional'noy kompetentnosti u studentov v meditsinskikh uchilishchakh v usloviyakh professional'no-refleksivnogo treninga: dis. ... kand. psikh. nauk. — M., 2010. — 184 s.
9. Prakticheskaya psikhologiya dlya menedzherov / Pod red. M. K. Tutushkinoy. - M. : Filin", 1996. - 368s. - S. 101-103.
10. Smirnova G.E. Razvitie professional'nykh kompetentsiy studenta fakul'teta psikhologii v kontekste psikhologicheskogo treninga // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M.A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya. - 2010. - № 4.