Научная статья на тему 'Рефлексивная позиция управленческих кадров колледжа:понятийно-терминологический аспект'

Рефлексивная позиция управленческих кадров колледжа:понятийно-терминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КОЛЛЕДЖ) / POSITION / PROFESSIONAL POSITION / REFLEXIVE POSITION / COLLEGE MANAGERS / INSTITUTION OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бологова Наталья Анатольевна

Рассматривается понятийно-терминологический аспект проблемы рефлексивной позиции управленческих кадров колледжа. Раскрываются понятия и даются авторские интерпретации дефиниций «позиция», «профессиональная позиция», «рефлексивная позиция управленческих кадров колледжа». Делается вывод о необходимости продолжения изысканий по исследуемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бологова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE POSITION OF COLLEGE MANAGERS: CONCEPTUAL-TERMINOLOGICAL ASPECT

The article covers conceptual-terminological aspect on the problem of reflexive position of college managers. The author discloses concepts and gives interpretations of such definitions as “position”, “professional position”, “reflexive position of college managers”. The author insists to continue the research on the investigated problem.

Текст научной работы на тему «Рефлексивная позиция управленческих кадров колледжа:понятийно-терминологический аспект»

УДК 14.15.15

Н. А. Бологова

РЕФЛЕКСИВНАЯ ПОЗИЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КОЛЛЕДЖА: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассматривается понятийно-терминологический аспект проблемы рефлексивной позиции управленческих кадров колледжа. Раскрываются понятия и даются авторские интерпретации дефиниций «позиция», «профессиональная позиция», «рефлексивная позиция управленческих кадров колледжа». Делается вывод о необходимости продолжения изысканий по исследуемому вопросу.

Ключевые слова: позиция, профессиональная позиция, рефлексивная позиция, управленческие кадры, учреждение среднего профессионального образования (колледж).

Успешное управление функционированием и развитием учреждения среднего профессионального образования (колледжа) во многом обусловлено профессиональной позицией управленческих кадров.

Введение в научный оборот термина «позиция» положено исследованиями Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и других.

Собственно «позиция» трактуется как «положение, расположение, точка зрения, мнение в каком-нибудь вопросе» [1, с. 548], либо как «точка зрения, отношение к чему-либо и действия, поведение, обусловленные этим отношением» [2, с. 1035], либо как «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении; положение человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре и др.» [3, с. 101].

Для целей данного исследования выбрано понимание «позиции» как основания собственных взглядов и действий человека, выражающих его отношение к какому-либо вопросу через содержание и формы активности.

В большинстве случаев «позиция» рассматривается учеными в качестве ведущей характеристики личности, обусловливающей ее действия и поведение в обществе, хотя в различных науках «позиция личности» приобретает специфические свойства. Например, в философии «позиция личности» определяет закономерности поведения и действия личности в социальной общности (Л. П. Буева, А. С. Капто, В. И. Селиванов и др.). В психологии «позиция личности» рассматривается в различных аспектах: как системное образование психического развития личности (Л. И. Божович,

A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.); как система отношений личности к себе, обществу и др. (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцы-ферова и др.). А в педагогике (В. В. Горшкова, Е. С. Заир-Бек, А. К. Маркова, Н. К. Сергеев,

B. А. Сластенин и др.) «позиция личности» выступает в качестве одной из составляющих професси-

ональной компетентности работника образования и необходимым условием осуществления его профессиональной деятельности. Обобщенное определение В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева представляет «позицию личности» как «целостную интегративную характеристику всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенно-сти, ставшего субъектом собственной жизнедеятельности» [4, с. 159-160].

Ценность вышеназванных определений для нашего изыскания заключается в том, что «позиция» выступает в качестве одного из проявлений человека как субъекта деятельности. Он, включаясь в систему взаимосвязей и взаимоотношений с другими людьми, занимает собственную позицию, выполняет различные социальные роли, приобретает определенный статус.

Л. И. Божович, рассматривая «позицию личности» в контексте личностного развития, ввела в научный оборот понятие «внутренняя позиция». Под ней она подразумевает «систему реально действующих мотивов личности по отношению к окружению или какой-либо его сфере; осознание себя, отношение к себе в контексте окружающей действительности, внутреннее принятие на основе выбора человеком своего места и роли» [5, с. 439], что предопределяет логический выход на «рефлексивную позицию», о чем мы будем говорить далее более подробно.

Обобщая сказанное, следует сделать следующий промежуточный вывод: «позиция» рассматривается как целостное и развивающееся образование личности, которое формируется, совершенствуется на протяжении всей ее жизни и выступает в качестве проявлений человека как субъекта. При этом употребление понятия «позиция» связано прежде всего с областью отношений и взаимоотношений активно действующей личности. Из этого следует, что формирование «позиции личности» происходит в процессе личностного развития и осуществления профессиональной деятельности. Данный вывод имеет особую значимость для решения проблемы, связанной с формированием

рефлексивной позиции управленцев учреждения среднего профессионального образования (колледжа). Изменение позиции личности управленца учреждения среднего профессионального образования (колледжа) осуществляется в том случае, если в ней активизируются внутренние процессы, включая появление личностного смысла выполнения профессиональной деятельности [6, с. 33].

Формирование понятия «рефлексивная позиция» уходит корнями в философию древности, когда впервые проблема рефлексии возникла как особая форма мыслительной деятельности. На современном этапе рефлексия рассматривается как сущность человеческого сознания, как смысловой центр всей человеческой реальности. По мнению В. И. Слободчикова, специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить свое я от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир предметом осмысления, понимания, а главное - предметом практического преобразования. «Рефлексия - это способность, определяющая границу между натуральноприродным и общественно-историческим способами бытия человека» [7, с. 36].

Современная рефлексии имеет междисциплинарный статус, поскольку она стала предметом исследования философии, психологии, педагогики, теории управления, прикладной математики и других наук. Анализ научной литературы и образовательной практики показывает, что проблема формирования рефлексивной позиции у работников профессионального образования значима для ученых и практиков. При этом рефлексия рассматривается учеными прежде всего как способ осмысленного существования и деятельности работников образования (О. С. Анисимов, И. И. Булычёв,

B. М. Розин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Г. П. Щедровицкий). Учеными указывается, что благодаря рефлексии работники образования осознанно проектируют, осуществляют и анализируют индивидуальную и совместную деятельность (Н. Г Алексеев, В. П. Зинченко, А. В. Карпов, И. А. Колесникова, И. С. Ладенко, И. Н. Семёнов,

C. Ю. Степанов). Они подчеркивают особую актуальность формирования рефлексивной позиции работников образования, работающих в системах развивающего обучения и ориентирующихся на развитие индивидуальности обучающихся в современных условиях (М. В. Каминская, М. И. Рожков, В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко). Рефлексия, по их убеждению, есть средство профессионального развития работников образования (А. А. Бизяева, Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин, Г. П. Звенигородская, Ю. Н. Кулюткин, Л. М. Митина, И. С. Сергеев). Особый интерес представляют исследования по проблеме формирования рефлексивной позиции у

педагога в процессе повышения квалификации (Б. А. Дробышевский, Н. Э. Онищенко, М. Уоллес).

«Профессиональная рефлексия», по мнению Б. З. Вульфова и В. Н. Харькина, содержит «единство человеческого, то есть способности к само-изучению, анализу причинно-следственных связей, сомнениям, реализации ценностных критериев, работе над собой, и профессионального, т. е. применения этой способности к сложным условиям и обстоятельствам профессионального бытия» [8, с. 18]. Это и определяет значимость и ведущую роль рефлексии в профессиональной деятельности управленческих кадров колледжа.

«Рефлексивная позиция» управленческих кадров колледжа выступает средством осознанного осуществления им профессиональной деятельности на основе осмысления управленческой и педагогической реальности, определения перспективных направлений развития управленческой и педагогической практики.

В научной литературе нет однозначного толкования понятия «рефлексивная позиция». Так,

В. А. Сластенин определяет «рефлексивную позицию» работника образования как «способность смотреть на себя и свою деятельность как бы со стороны» [9, с. 11]. Б. А. Дробышевский рассматривает ее как «способность обращать самосознание на ориентировочную основу собственных действий по построению совместной деятельности» [10, с. 119]. Т. В. Белозерцева под «рефлексивной позицией» понимает «целостную, интегративную характеристику собственного образа “Я”, образа других людей, анализ всей ситуации взаимодействия, которая определяет мировоззрение, принципы, поступки человека» [11, с. 8]. По мнению

Н. Э. Онищенко, она «выражается в умении осознавать уровень своей деятельности, анализировать и видеть причины недостатков в своей работе, в знании и использовании средств и методов своего профессионального совершенствования» [12, с. 9].

На основе анализа результатов научных исследований по рассматриваемой проблеме, образовательной практики и вышеприведенных определений дана авторская интерпретация понятия «рефлексивная позиция управленческих кадров колледжа». Рефлексивная позиция управленческих кадров колледжа рассматривается как система ценностных, когнитивных, интеллектуальных и деятельностных отношений их к управленческой действительности и субъектам среднего профессионального образования, основанная на критическом осмыслении оснований, характера, структуры, процессов и результатов собственной профессиональной деятельности. Рефлексивная позиция управленческих кадров характеризуется совокупностью способностей, способов, стратегий, такти-

ческих приемов, обеспечивающих осознание и преодоление стереотипов личностного опыта и деятельности путем их переосмысления, выдвижения и воплощения инновационных идей, возникающих в процессе решения профессиональных задач. В рефлексивной позиции управленческих кадров колледжа осуществляются специфические мыслительные действия, направленные на развитие профессиональной деятельности и себя как индивидуальности.

Данное определение позволяет в дальнейшем перейти к рассмотрению других аспектов изучае-

мой проблемы, в частности исследовать технологию формирования рефлексивной позиции управленческих кадров колледжа в системе дополнительного профессионального образования.

Проведенный анализ понятийно-терминологического аспекта рефлексивной позиции управленческих кадров свидетельствует о следующем. Несмотря на значимость проведенных научных исследований, в настоящее время еще нет достаточных аргументов в пользу вывода о завершенности проведенных исследований по данной проблеме. Необходимо продолжение изысканий и в этом аспекте.

Список литературы

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

2. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1600 с.

3. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. 155 с.

4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1994. 384 с.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.

6. Харлов М. А. Основы понятийно-терминологического аппарата исследования феномена рефлексивного управления развитием колледжа в условиях малого города // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 32-37.

7. Слободчиков В. И. Саморазвитие // Новые ценности в образовании: культурные модели школ. М.: Инноватор, 1997. 145 с.

8. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Просвещение, 1995. 111 с.

9. Сластенин В. А., Руденко Н. Г. О личностно ориентированных технологиях подготовки учителя. URL: http: // www.scired.informika.ru

10. Дробышевский Б. А. Моделирование условий формирования рефлексивной позиции педагога системы развивающего обучения // Университет в перспективе развития: альманах центра проблем развития образования БГУ. Минск. 2007. № 5. С. 116-121.

11. Белозерцева Т. В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 23 с.

12. Онищенко Н. Э. Педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов гуманитарных классов в системе профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2007. 22 с.

Бологова Н. А., руководитель научно-методической службы.

Шадринский политехнический колледж.

Ул. Батуринская, 34, Шадринск, Курганская область, Россия, 641877.

E-mail: shpk045@mail.ru

Материал поступил в редакцию 31.10.2012.

N. A. Bologova

REFLEXIVE POSITION OF COLLEGE MANAGERS: CONCEPTUAL-TERMINOLOGICAL ASPECT

The article covers conceptual-terminological aspect on the problem of reflexive position of college managers. The author discloses concepts and gives interpretations of such definitions as “position”, “professional position”, “reflexive position of college managers”. The author insists to continue the research on the investigated problem.

Key words: position, professional position, reflexive position, college managers, institution of vocational training.

Shadrinsk Polytechnical College.

Ul. Baturinskaya, 34, Shadrinsk, Kurgan region, Russia, 641877. E-mail: shpk045@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.