Научная статья на тему 'Содержательные характеристики правовой легитимности государственной власти в системе функционирования общественных отношений'

Содержательные характеристики правовой легитимности государственной власти в системе функционирования общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЛЕГИТИМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / THE LEGAL LEGITIMIZATION OF THE STATE POWER / THE RULE OF LAW / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович, Иванченко Юрий Александрович

Дается правовая характеристика легитимационных процессов в сфере осуществления государственной власти. Проводится анализ правовой легитимности государственной власти через упорядоченность, основанную на праве. Формулируются закономерные выводы о роли права в легитимационном процессе в отношении к государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the legal legitimacy of the government in the system of functioning of public relations

The legal characterization of legitimization processes in the sphere of state power is given. The analysis of the legal legitimacy of the state power through the regularity based on the law is carried out. Natural conclusions concerning the role of law in the legitimization process in relation to the state power are formulated.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики правовой легитимности государственной власти в системе функционирования общественных отношений»

© А.С. Прудников, Ю.А. Иванченко, 2018 УДК 342 ББК 67

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОЙ ЛЕГИТИМНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Анатолий Семенович Прудников,

профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор;

Юрий Александрович Иванченко,

преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Дается правовая характеристика легитимационных процессов в сфере осуществления государственной власти. Проводится анализ правовой легитимности государственной власти через упорядоченность, основанную на праве. Формулируются закономерные выводы о роли права в легитимационном процессе в отношении к государственной власти. Ключевые слова: правовая легитимация, государственная власть, правопорядок, общественные отношения. Для цитирования: Прудников А.С., Иванченко Ю.А. Содержательные характеристики правовой легитимности государственной власти в системе функционирования общественных отношений. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):18-20.

CHARACTERISTICS OF THE LEGAL LEGITIMACY OF THE GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF FUNCTIONING OF PUBLIC RELATIONS

Anatoliy S. Prudnikov,

Professor of Department of constitutional and municipal law of the Moscow University of the Interior,

Honored lawyer of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor;

Yuriy A. Ivanchenko,

lecturer of the Department of the History of State and Law of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, Candidate ofLegal Sciences Abstract. The legal characterization of legitimization processes in the sphere of state power is given. The analysis of the legal

legitimacy of the state power through the regularity based on the law is carried out. Natural conclusions concerning the role of law in

the legitimization process in relation to the state power are formulated.

Keywords: the legal legitimization of the state power, the rule of law, public relations.

Важной основой в осуществлении отношений во властной сфере является процедура формирования мотивов для согласования действий как со стороны государства, так и общества. По содержанию мотивы могут быть разнообразными, но их цель — создать и поддерживать порядок и стабильность в функционировании системы общественных отношений. Верховенство закона связано с легитимностью государственной власти как суверена во всех сферах, и, прежде всего, в социальной и правовой.

Легальность и легитимность — показатель двух критериев оценки, адекватных смыслу содержания и характеру суверенной власти. В некотором понимании легальность рассматривается как узкое понимание законности государственной власти. На наш взгляд, такой подход методологически не оправдан. Законность отражает только формальное соответствие процесса формирования государственной власти на основе реализации действующих правовых норм. Законность выступает как фактор этиче-

скои и правовой точки зрения суверенной власти. Легитимность напрямую связана с тем, что государственная власть как совокупность общественных институтов, изначально функционирующих на основе добровольного подчинения, превратилась в политический институт, склонный к трансгрессии и монополии определенных групп.

Легитимность представлена как минимум двумя сторонами: формальной и материальной. Формальная сторона означает принятие власти соответствующего органа или должностного лица и в установленном порядке. Если эти требования удовлетворяются, государственная власть, мы подчеркиваем, формально легитимна, потому что легитимность не может быть достигнута только при соблюдении установленных процедур и законности. Поэтому легитимность не может быть истолкована в отрыве от сущности государственной власти, способов, методов и форм ее реализации.

Как известно, в правовом государстве соотношение категорий закона и права различается в свете того, что закон является наиболее приемлемой формой выражения права, тогда как законность напрямую связана с установлением правопорядка. С одной стороны закон определяет меру свободного поведения, а свойство законности характеризует незыблемость этой меры, с другой стороны достаточно трудно определить справедливую меру свободы для всего общества в целом в процессе реализации его субъектами.

Соблюдение законов, санкционирующих интересы государственной власти, не в состоянии обеспечить режим законности, наоборот, расшатывает состояние законности и правопорядка. В условиях противоправности правомерными действия быть не могут, так как санкционирующие интересы государственной власти действия не содержат юридических норм, которые отражают действительную необходимость, а такая деятельность исключает широкое использование субъективных прав, в результате реализация государственного интереса практически полностью отчуждает законность от интересов общества.

Поэтому легитимация представляет собой по существу не чисто правовой, а смешанный с идеологией процесс. Задача идеологии заключается в том, чтобы сформировать сознание незыблемости

государственной власти и ответственности за непослушание ей. Узаконивание государственной власти представляет собой способ осознания обществом ее силы и права на принуждение. Идея власти как защитника подвластных есть явление идеологическое и производное от задачи легитимации власти. И власть при том должна осознавать себя именно формально законной. Отсюда можно сделать вывод, что государственная власть использует правопорядок как собственную защиту, а нормы права при этом создают фон формального равенства.

Одним из главных условий правопорядка, на наш взгляд, является выработка адекватной правовой идеологии, например, идеи сильного социального государства, обладающего правовой легитимностью и высоким нравственным авторитетом. В пользу сильного государства высказывались многие мыслители прошлого и современности. В частности, Ж.-Ж. Руссо отмечал, что лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам. В.А. Затонский отмечает, что государство, отказывающееся от исполнения имманентно присущих ему функций, уходящее путем прекращения регулирования из тех сфер общества, откуда уходить оно не имеет права, становится слабым, недееспособным [1, с. 172].

Сильным, как мы считаем, может быть признано лишь государство, обладающее значительным правовым потенциалом. Это практически означает, что сильное государство должно располагать достаточными правовыми ресурсами, которые позволяли бы ему разрабатывать и последовательно реализо-вывать государственный курс, эффективно управлять, эффективно воздействовать на общественные процессы, осуществлять на высоком профессиональном уровне нормотворчество, обеспечивать законность и правопорядок.

Сильное государство не является угрозой правам человека и гражданскому обществу, а представляет собой инструмент для защиты национальных интересов, к числу которых относятся права и основные свободны человека и гражданина. Именно сильное государство способно обеспечить гражданскому обществу нормальные условия для функционирования [2, с. 87—90]. В этой связи совершенно точным выглядит заявление Президента Российской Федерации о том, что сильное государство немыслимо

№ 2 / 2018

Вестник экономической безопасности

19

без уважения к правам и свободам человека [3]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года к числу стратегических национальных приоритетов отнесена защита прав и свобод граждан Российской Федерации [4].

Таким образом, как политически обоснованный процесс легитимации государственной власти не может существовать без юридического оформления, он всегда находится в правовых рамках, поэтому должен восприниматься, прежде всего, как правовой процесс. Легитимация сама по себе, независимо от других форм не может обеспечить свойство легитимности государственной власти в полной мере, но если нет правовой легитимации государственной власти, то все другие формы легитимации не создают легитимность в контексте реализации ценностей общества.

Какова роль права в легитимационном процессе в отношении к государственной власти? Право как один из важнейших социальных регуляторов, конечно, оказывает сильное влияние на формирование форм власти и их существование. Прежде всего, с точки зрения закрепления в форме государственных институтов, их взаимодействия друг с другом и с населением, их формирования и управления их деятельно стью.

В этой области право напрямую устанавливает основу для легитимации государственной власти в определенном значении как системы взаимообщения между государственными органами и гражданским обществом [5, с. 21—25]. Однако, правовые нормы часто порождают неоднозначное состояние и не всегда способствуют легитимации власти. Поэтому необходимо определять их статус в процессе общественно обоснования феномена государственной власти.

Право существенно влияет на эффективность государственной власти и через свои функции способствует формированию к ней доверия. Например, в процессах селективного формирования органов государственной власти, установления критериев назначения должностных лиц, дополнительных правовых ограничений. Кроме того, закон устанавливает формы контроля за органами государственной власти, различные направления защиты в интересах индивида и общества в целом, что в конечном итоге является необходимым условием правопорядка в системе функционирования общественных отношений.

Одним из важных проявлений легитимизации государственной власти является ограничение в сфере межличностных отношений. Правовые гарантии и признание определенной автономии от государственной власти, на наш взгляд, является одним из правовых способов, что обеспечивает доверие к государству. Таким образом, две задачи могут быть достигнуты: с одной стороны, реализация обеспеченных и гарантированных прав и свобод, с другой — этот процесс создает правовую основу для доверия к институтам власти.

В заключение можно сказать, что современные условия формирования легитимности государственной не могут обойтись без правовой составляющей. Право является присущим целостной государственной власти независимо от природы и содержания этого права в конкретных социальных условиях. По сути легитимность соответствует общей закономерности: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере право способно оказывать ограничивающее влияние на деятельность государственной власти. Легитимирующее свойство право приобретает за счет способности определять пределы деятельности государственной власти и ее вмешательства в частную жизнь общества.

Литература

1. Затонский В.А. Правовая жизнь государства в условиях глобализации и проблема обеспечения национальных интересов // Актуальные проблемы и направления развития права, общества и государства в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017.

2. Вакуленко А.Е. Современные особенности легитимности власти в России // Наука без границ. 2017. № 12 (17).

3. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года // Российская газета, № 46, 2 марта 2018.

4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ, 18.05.2009, № 20. ст. 2444.

5. Честнов И.Л. Легитимация права как функция гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.