УДК 342 ББК 67
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛЕГИТИМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНЧЕНКО,
преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается взаимосвязь сложившихся в государственной практике легитимационных отношений. Используя исторические типы легитимации государственной власти, предпринята попытка выявить их организационно-правовые формы и проследить закономерности легитимационных процессов.
Ключевые слова: легитимация, государственная власть, исторические типы, организационные формы.
Abstract. As the main idea of the article is the link established in state practice legitimizing relations. Using historical types of legitimation of state power attempts to identify their organizational and legal forms and to trace patterns of legitimation processes.
Keywords: legitimation, state power, historical types, organizational forms.
Понятие легитимности государственной власти в научной литературе имеет свою историю и несколько значений. Анализ историко-правовой литературы показывает, что в целом наиболее известные концепции легитимности основаны на понимании того, что согласие общества на моральное право государственной власти управлять им определяется не только соответствием последней некоему идеальному представлению о ней в общественном сознании, сколько способностью власти влиять на формирование позитивного представления о ней, в том числе и посредством навязывания обществу критериев соответствующей ее оценки. При этом противоречия в трактовке и использовании понятия легитимность у различных авторов обусловлены тем, что «смысл легитимности раскрывается в контексте одной активной схемы без учета связи и культурно-исторического контекста процедур легитимации, что нередко и ведет к взаимоисключающим концепциям легитимности»1.
Легитимность государственной власти можно рассматривать и как общественное отношение между обладателями власти и подвластными, и как процесс, в ходе которого государственная власть становится обоснованной и законной в общественном сознании. Легитимация государственной власти связана с постепенным нарастанием коммуникационной активности государственной власти и общества, с укреплением правовой культуры у населения и ответственности у государственной власти. Легитимность как социальное обоснование государственной власти подразумевает двусторонние отношения: во-первых, отношение к государственной власти общества, признающего государственную власть; во-вторых, осознание населением права на власть со стороны государственной власти, признанности и обоснованности осуществляемой власти.
Свойство легитимности государственной власти постоянно поддерживается рядом средств,
поэтому легитимность как временное и изменчивое состояние государственной власти нуждается в постоянной поддержке — легитимации как непрерывном процессе. Сам факт государственной власти не предусматривает ее легитимности, а легитимность — свойство, органично не присущее государственной власти. Несмотря на то, что оно формируется посредством целенаправленных процедур, это свойство непосредственно связано с вопросом стабильности и эффективности государственной власти. Поэтому легитимация государственной власти представляет собой компенсационный процесс недостаточности ее легитимности.
Как мы считаем, источником процесса легитимации государственной власти является государственное начало. Так как сущность легитимации заключается в признании и обосновании определенного интереса, то в случае легитимации государственной власти происходит объяснение собственной ценности, поэтому отсюда и возникает характерная направленность на государство. Государственная власть при взаимоотношениях с обществом изначально направлена на достижение компромиссов, однако если сущность государственной власти заключается в том, чтобы обосновать собственные интересы, тогда легитимация представляет собой самообъяснение.
Таким образом, государственная власть осуществляет политику легитимации — комплекс мер по сохранению достигнутого уровня легитимности. Но можно ли считать легитимность подлинной, если в значительной степени она достигнута намеренными действиями государственной власти? В поисках ответа на данный вопрос нам представляется важным рассмотреть исторические типы легитимации государственной власти.
Первый тип — когда государственная власть проводит политику, направленную на реализацию интересов общества. «Если государственная власть реализует программу в расчете на укрепление своей легитимности, то это не противоречит идее легитимности. Не противоречит ей и соответствующее информационное обеспечение таких мер, — и на кануне их реализации, когда правительство убеждает население в их полезности, и после их осу-
ществления, когда оно показывает их значение, отмечает свой вклад. Политика легитимации власти как приобретение признания, доверия проводится государством через систему политической социализации личности, сферы воспитания, образования, культуры, и это вполне естественно, ибо власть способствует формированию политической культуры населения, его информированности, законопослу-шания»2.
Второй тип легитимации государственной власти — управление общественным сознанием с использованием разнообразных форм воздействия (правовых, политических, идеологических, социальных и т.д.), исходя из целей самообъяснения. Для этого систематически проводятся соответствующие идеологические кампании, применяется политика социального маневрирования. Зачастую государственная власть применяет меры популизма — «деятельности, имеющей целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Тот, кто дает установку, приобретает популярность, этому же способствует механизм отождествления, реализуемый в одной из двух форм: харизмы или «слуги народа»: при первом человек — объект воздействия — воспринимает предлагаемую ему объектом воздействия цель как истину, не подлежащую сомнению. Человек отождествляет себя с харизматическим лидером, почти обожествляет его, что является высшей формой легитимации»3.
Тем самым легитимация представляет собой самообъяснение и дальнейшее самовоспроизводство с помощью всего арсенала идеологических, политических, экономических и правовых средств. Но легитимация как процесс самообоснования государственной власти, выраженного в правовой идеологии и политике, а также в правотворчестве, еще сама по себе не обеспечивает обретения легитимности государственной властью. Поэтому важен не столько тип легитимности, сколько те формы, которые используются для легитимации власти на том или ином этапе исторического развития4.
Легитимация представляет собой следствие исторических процессов, происходящих в обществе и государстве. В силу этого меняются задачи, стоящие перед государственной властью, поэтому
№ 2 / 2017
Вестник экономической безопасности
163
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
легитимация государственной власти — это инициируемый государственной властью процесс. Он является возобновляемым и в неправовом смысле и в правовом, только факторы инициации разные. Неправовые формы постоянно действуют, обеспечивая повседневную легитимацию, а правовые формы легитимации приводятся в действие в определенных ситуациях, когда в этом возникает необходимость. Когда мы говорим о легитимации государственной власти в различных формах, то ведем речь о том, что обеспечивается юридическим правом. Это представляется важным ввиду того, что в современном обществе именно правовые формы легитимации государственной власти все чаще становятся востребованными.
При этом необходимо отметить, что легитимация государственной власти в правовых формах образует оформленные правом состояния, и правовые формы при этом являются средством достижения этого состояния.
Законодательное ограничение государственной власти — это обоснование рамок ее деятельности и существования, ее оформленности и одновременно признание ее самой. В чем здесь легитима-ционный момент? Основная идея — это мысль о том, что властвующие и подвластные равны перед одним порядком, выраженным в законе. Государственный аппарат — это структура, которая действует всегда на основе права. Он формируется и функционирует, базируясь на юридическом праве — законодательной основе. Соответственно речь здесь идет не о том, что нужно ограничить действия государственного аппарата, которые на самом деле и так ограничены юридическим правом. Необходимо учитывать символизирующую (искажающую действительность) направленность легитимационного процесса так как на практике деятельность государственного аппарата законодательно ограничивается. Смысл законодательного ограничения как легитимации заключается в придании сложившимся пределам деятельности государственного аппарата законной формы и обеспечении предсказуемости деятельности государственного аппарата5.
Таким образом в процессе функционирования социальных систем присутствует ряд противоречий между деятельностью органов государственной
власти, стремящихся к самовоспроизводству и к наибольшей свободе в принятии решений, и сущностным содержанием самой правовой установки, которая не может не ограничивать такие устремления. Именно сущностное определение характера процессов функционирования правовой системы в качестве правовой аргументации может предстать в качестве эффективного средства разрешения противоречий между объективными законами развития общества и легитимационной оценкой деятельности органов государственной власти6. Важным критерием правовой легитимности при этом является оптимальность, а именно оптимальное число функций государственного аппарата придает правовую форму легитимации.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что рассмотренные типы и формы легитимации государственной власти представляют собой в совокупности многогранный и непрерывный исторический процесс, в котором каждая из форм легитимации, с одной стороны, тесно связана с другими, а с другой — смена их приоритетности и значимости определяет динамику этого процесса. Значимость правовых форм легитимации государственной власти зависит от конкретного периода государственного развития, но в целом в современном обществе правовые формы легитимации государственной власти наиболее востребованы.
1 Мостовюк М.А. Легитимность насилия в контексте историко-культурных типов. Сб. научных статей «Проблемы государства и права в современном российском обществе». Вып. V. «Современная правовая жизнь: культурно-цивилизационный фактор». М.: 2004. С. 32.
2 СкиперскихА.В. Механизм политического текста в легитимации власти // Власть. 2007. № 10. С. 56.
3 Аверин Ю.П. Особенности формирования популизма в деятельности представительного органа государственной власти: теоретико-методологический анализ // Вестник МГУ, сер. 18, Социология и политология. 1998. № 1. С. 72.
4 См.: Соловьев К.А. Эволюция форм легитимации государственной власти в Древней и Средневековой Руси: Легитимная формула // Архив. 1999. № 1.
5 Зыкова С.В., Клименко А.И., Кулакова Ю.Ю. и др. Актуальные проблемы правовой теории государства / Под ред. В.П. Малахова и А.И. Клименко. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С. 171.
6 Прудников А.С. Правовая аргументация и ее значение в легитимации государственной власти // Юридическая техника. 2013. № 7-1. С. 302.