Научная статья на тему 'Юридическая природа легитимации государственной власти'

Юридическая природа легитимации государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГИТИМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПРИРОДА / ПРАВО / LEGITIMACY / STATE POWER / NATURE / RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванченко Ю.А.

Исследование легитимации государственной власти с правовой точки зрения в статье позволило сформировать именно юридическое понимание природы и сущности легитимации государственной власти, раскрыть значимость правовых форм легитимации государственной власти в легитимационных процессах современного российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threats to national security

A study of the legitimation of state power from the legal point of view in the article allowed to form a legal understanding of the nature and essence of the legitimation of state power, to show the importance of legal forms of legitimation of state power in legitimating processes of the modern Russian state.

Текст научной работы на тему «Юридическая природа легитимации государственной власти»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340.11 ББК 67.0

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЛЕГИТИМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНЧЕНКО,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: hedgivan@mail.ru Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследование легитимации государственной власти с правовой точки зрения в статье позволило сформировать именно юридическое понимание природы и сущности легитимации государственной власти, раскрыть значимость правовых форм легитимации государственной власти в легитимационных процессах современного российского государства.

Ключевые слова: легитимация, государственная власть, природа, право.

Annotation. A study of the legitimation of state power from the legal point of view in the article allowed to form a legal understanding of the nature and essence of the legitimation of state power, to show the importance of legal forms of legitimation of state power in legitimating processes of the modern Russian state.

Keywords: legitimacy, state power, nature, right.

Легитимация государственной власти представляется крайне важным процессом в плане повышения эффективности функционирования правовой системы общества в целом. Легитимность государственной власти находит свое отражение в общественном сознании и связана с комплексом ожиданий от государственной власти состояния защищенности, безопасности, стабильности, экономического благополучия и т.д. Государственная власть заинтересована в том, чтобы никто не усомнился в ее реализации, а общество всегда подвергает это сомнению.

Согласие общества на моральное право власти управлять им определяется не столько соответствием последней некоему идеальному представлению о ней в общественном сознании, сколько способностью власти влиять на формирование позитивного представления о ней, в том числе и посредством навязывания обществу критериев соответствующей ее оценки1. С теоретической точки зрения все это выражается в убежденности, присутствующей в общественном сознании, что государственная власть соответствует своему социальному назначению.

В современных условиях связывающая деятельность государства роль права усиливается. Право является имманентной формой существования государственной власти независимо от того, каковы сущность и содержание этого права в конкретных исторических условиях. Существу легитимирующего действия права соответствует общая закономерность: чем точнее пра-

во отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере право способно оказывать ограничивающее влияние на деятельность государственной власти. Легитимирующее свойство право приобретает за счет способности определять пределы деятельности государственной власти и ее вмешательства в частную жизнь общества.

Будучи изначально политическим процессом, легитимация государственной власти невозможна без правового оформления, так как всегда протекает в правовых рамках и потому должна пониматься также как правовой процесс. Правовая легитимация сама по себе, вне связи с другими формами легитимации, не может обеспечить легитимности государственной власти в полном объеме, но если отсутствует правовая легитимация государственной власти, тогда все другие формы легитимации свойства легитимности как состояния государственной власти, отвечающего установкам общества на ее ценность, не порождают2.

Сущность государственной власти опосредует легализацию своих собственных государственных интересов, которые в той или иной степени отличаются от интересов всего общества. Характер легитимационно-го воздействия зависит от необходимости со стороны государственной власти обосновать самовоспроизводство. Поэтому основным источником процесса легитимации государственной власти является сама государственная власть. Однако, следует понимать, что легитимация как процесс самообоснования государ-

№ 3 / 2016

Вестник Московского университета МВД России

21

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ственнои власти, выраженного в правовой идеологии и политике, а также в правотворчестве, еще сама по себе не обеспечивает обретения государственной властью легитимности.

Проблема легитимности государственной власти возникает в случае несовпадения ее содержательной легитимности и легальности. Если такое совпадение достигается, легитимация государственной власти происходит автоматически, так как государственная власть воспринимается обществом как полностью соответствующая своему социальному предназначению. Между тем государственная власть может носить легальный характер и, в то же время, быть нелегитимной3.

Следует отметить, что приобретение и использование государственной власти даже в соответствии с установленными и принявшими форму права правилами еще не является прочной и стабильной основой для того, чтобы государственная власть могла считаться легитимной. Сам порядок приобретения легитимности, установленный государственной властью, также нуждается в законном закреплении и общественном обосновании. Государственная власть становится легитимной только в случае обоснованности в общественном сознании установленных законом правил деятельности государственной власти.

Право как совокупность норм и предписаний оформляет основы деятельности государственной власти, определяет процедуры взаимоотношений населения с властью, но при этом не совпадает с обеспечением законности. Право, являясь средством обеспечения доверия общества к государственной власти, с одной стороны, закрепляет критерии правовой обоснованности управления обществом, с другой, - предстает как совокупность гарантий социально-правовой защищенности общества, граждан. Отсюда можно сделать вывод: каждая правовая норма, по сути, содержит некоторое легитимационное содержание.

Чтобы определить роль правовой легитимации в становлении правового государства и развитии гражданского общества, обратимся к базовым правовым формам. Правовые формы легитимации государственной власти призваны дать правовые аналоги неправовым компонентам легитимации государственной власти юридической формы, т.е. закреплять и оформлять их легитимирующее действие. Исследование правовых форм легитимации государственной власти, характеризующих организацию государственно-правовой жизни в действительности, позволило обнаружить следующие закономерности.

Правовые формы легитимации государственной власти образуют два основных направления: правовая идеология, с одной стороны, и правовые процедуры с другой, - которые соответствующим образом являются критериями реальных процессов легитимации. При этом процедуры могут быть реализованы только через право, по сути, являясь правовым механизмом создания условий доверия к государственной власти. Однако, между идеологией и процедурами существу-

ет практика. В этом ключе легитимация как раз и есть процесс совмещения и согласования идеологии и процедуры. Целесообразность процедур объясняется идеями, а идейность находит выражение в практике путем приведения идейно-правовых установок в реальности. Именно такое состояние компромисса характеризует современность, поэтому правовые формы являются сегодня наиболее востребованными для легитимации государственной власти.

Правовая интерпретация идей равенства и порядка выступает средством выражения индивидуальных интересов по существу, и как следствие, легитимирующим средством. В рамках правовой легитимации идеологическое воздействие подкреплено соответствующими правовыми процедурами, и наоборот -существующие правовые процедуры организации и функционирования государственной власти получают в ходе легитимации свое идейное наполнение.

Процедура правовой легитимации государственной власти представляет собой, с одной стороны, правовой процесс признания государственной власти обществом, с другой стороны, процесс правового обоснования своих властных полномочий носителем потенциально легитимной власти, выраженный в специфических правовых формах. От того, насколько процедура правовой легитимации государственной власти соответствует системе взаимосвязанных и обусловленных друг другом элементов зависит эффективность функционирования механизма правовой легитимации государственной власти.

В качестве основных правовых путей и средств выхода из кризисных ситуаций легитимности для государства можно назвать следующие: закрепление правовых процедур легитимации государственной власти как предпосылок формирования доверия населения к ней; правовое оформление невмешательства государственной власти в межличностные сферы; установление правовых форм контроля в различных сферах над соблюдением органами государственной власти интересов личности и общества в целом; укрепление демократических ценностей в обществе; преодоление правового нигилизма населения.

В современной России существует ряд тенденций, ослабляющих положение государственной власти в обществе. К ним относятся: определенный разрыв между стремительностью законотворческого процесса и инертностью правосознания населения; активная юридизация отношений в самых разных сферах общественной жизни, влекущая за собой бюрократизацию власти по всей ее вертикали; нестабильное соответствие государственных гарантий реализации прав граждан средствам их обеспечения; невысокий леги-тимационный потенциал института выборов.

Кроме того, практически все правовые меры, направленные российской государственной властью на дальнейшее укрепление своей легитимности, формируются на основе уже сложившейся государственной ориентации процедуры легитимации, а именно - на

22

Вестник Московского университета МВД России

№ 3/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.