Научная статья на тему 'Соотношение понятий легитимности, легализации и легальности государственной власти: теоретические аспекты'

Соотношение понятий легитимности, легализации и легальности государственной власти: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5977
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГИТИМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ЛЕГАЛЬНОСТЬ / LEGITIMATION / GOVERNMENT / LEGALIZATION / LEGALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванченко Юрий Александрович

Исследуется сфера легитимации государственной власти в контексте теоретических характеристик смежных понятий с различных точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between the concepts of legitimacy, legalization and legality of state power: theoretical aspects

In the article the sphere of legitimation of state power is explored in the context of the theoretical characteristics of the related concepts from different points of view.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий легитимности, легализации и легальности государственной власти: теоретические аспекты»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340.11 ББК 67.0

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЛЕГИТИМНОСТИ, ЛЕГАЛИЗАЦИИ И ЛЕГАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНЧЕНКО,

преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук,

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуется сфера легитимации государственной власти в контексте теоретических характеристик смежных понятий с различных точек зрения.

Ключевые слова: легитимация, государственная власть, легализация, легальность.

Annotation. In the article the sphere of legitimation of state power is explored in the context of the theoretical characteristics of the related concepts from different points of view.

Keywords: legitimation, government, legalization, legality.

Как известно, ценность государственной власти проявляется в ее социальном назначении, в обеспечении нормального существования общества. Однако, государственная власть в обществе может играть не только позитивную, созидательную роль. При определенных условиях она может быть разрушительной для экономических, социальных и культурных основ общества. С теоретической точки зрения все это выражается в убежденности, присутствующей в общественном сознании, что государственная власть соответствует своему социальному назначению.

В общественном сознании находит свое отражение легитимность государственной власти. Согласие общества на моральное право государственной власти управлять им определяется не столько соответствием последней некоему идеальному представлению о ней в общественном сознании, сколько способностью власти влиять на формирование позитивного представления о ней, в том числе и посредством навязывания обществу критериев соответствующей ее оценки.

Легитимность есть следствие легитимации, в силу чего легитимация государственной власти как

динамический процесс достижения и формирования легитимности, с одной стороны, представляет собой процесс приобретения государственной властью легитимного статуса, с другой, — оценивание государственной власти обществом, которое выражено в ценностях массового сознания. Другими словами, это процесс приведения деятельности государственной власти в соответствие с системой ожиданий общества, которые во многом определяются его особенностями и состоянием: в политизированном обществе, — соответственно, политические ожидания, в обществе потребления, — экономическая направленность деятельности государства на социальную сферу. Суть легитимации — придание государственной власти ценности, осознание ценности государственной власти.

Из этого следует, что государственная власть должна разделять ценности, которые общество ставит в качестве идеологических ориентиров, принимаемых большинством граждан и отражающихся в их сознании и поведении в виде так называемой «свободной лояльности». Последняя — синоним легитимности — состоит, по мнению И.А. Ильи-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

на, в том, «чтобы добровольно вменять себе законы своего государства, стараться верно, понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности»1.

Как мы считаем, легитимность государственной власти представляет собой состояние, имеющее различные уровни. При этом уровень легитимности государственной власти определяется эффективностью форм реализации социальных ожиданий и оценок в отношении деятельности государственной власти. Поддержание уровня обоснованности государственной власти невозможно без осуществления в реальности форм легитимации государственной власти, характеризующих способность субъектов коммуникативной системы находить и устанавливать конкретные действия как отвечающие либо не отвечающие определенным критериям. От того, как взаимодействуют органы государственной власти и общество зависит уровень легитимации государственной власти.

Источником процесса легитимации государственной власти, скорее всего, является государственное начало. Так как сущность легитимации заключается в признании и обосновании определенного интереса, то в случае легитимации государственной власти происходит объяснение собственной ценности, поэтому отсюда и возникает характерная направленность на государство. Государственная власть при взаимоотношениях с обществом изначально направлена на достижение компромиссов, однако если сущность государственной власти заключается в том, чтобы обосновать собственные интересы, то легитимация представляет собой самообъяснение.

Однако, необходимо понимать, что при таком варианте позиции государственной власти устойчивы при условии, если процесс постоянной общественной трансформации находится на уровне стагнации. В условиях, когда общество переходит из одного состояния в другое не плавно, а скачком, процесс формирования и отражения ценностей не успевает за изменяющейся реальностью. Прежние ценности переосмысливаются, вытесняются в неосознаваемое, а на их место приходят новые, наслаиваясь на старые2. В этой динамичной ситуации происходит нарушение достигнутых государственной властью и обществом компромиссов.

Установление правопорядка связано с легальностью государственной власти как суверенной и определяет социально-правовую легитимность. Легальность и легитимность — два оценочных критерия, позволяющих дать представление о содержании и сущности государственной власти3.

Легитимность имеет, по крайней мере, две стороны: формальную и содержательную. С точки зрения формальной, она означает принятие власти надлежащим органом или лицом и в установленном порядке. Если эти требования соблюдены, то государственная власть, подчеркнем, формально легитимна, поскольку проблема легитимности не может быть сведена только к соблюдению установленных процедур, а легитимность не может рассматриваться и пониматься в отрыве от существа государственной власти, ее способов, методов и форм реализации.

Опыт различных государств показал, что государственная власть, будучи формально легитимной (легальной), т.е. полученная надлежащими органами или лицами и в надлежащем порядке, часто не получает поддержки людей, оставаясь при этом фактически нереализованной и в этом смысле фактически не легитимной. Именно эффективность деятельности органов государственной власти, видимые результаты этой деятельности являются определяющими критериями в решении проблемы легитимности государственной власти. Это и будет свидетельствовать о различии между формальной и фактической легитимностью.

С содержательной точки зрения, легитимность государственной власти зависит от различных ее составляющих, прежде всего, от ее сущности. Идеальным является совпадение содержательной легитимности и легальности государственной власти. Если такое совпадение достигается, проблема легитимности вообще не возникает: власть воспринимается как позитивное демократическое явление, ее действия воспринимаются положительно и она эффективно осуществляет свои функции.

Проблема легитимности возникает тогда, когда содержательная легитимность и легальность государственной власти не совпадают. В силу этого создается пространство для различных комбинаций: в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

одних странах государственная власть может быть легальной, но нелегитимной, в других — легитимной, но нелегальной, в третьих — и легальной и легитимной.

В юриспруденции к вопросу о соотношении понятий легитимности и легальности следует подходить с учетом существования различных подходов к пониманию права. С позиции нормативного подхода рассматриваемые понятия будут тождественны независимо от содержательных характеристик при условии формального соответствия действующему законодательству. Иная ситуация будет в том случае, если соотношение этих понятий рассматривать с позиции широкого правопонимания, в рамках которого имеет место противопоставление права и закона. В данном случае легитимной будет признаваться лишь та государственная власть, которая опосредована законом, полностью соответствующим праву.

Как видим, легитимность и легальность государственной власти являются смежными, но не совпадающими понятиями. Легальность проявляется в юридическом оформлении государственной власти, которая выражается в принятии различного рода нормативных правовых актов, в том числе конституции. Также заметим, что легализованная государственная власть не всегда может быть легитимной, как и легитимная власть не обязательно легализована. Но каждая только что учрежденная власть, в первую очередь, старается легализовать себя на территории государства, что и происходит в большинстве случаев без особой сложности, в то время как обрести легитимность значительно труднее.

В таких характеристиках, как легальность и легитимность наиболее выразительным становится единство инструментального и ценностного аспектов государственной власти. Качество легальности выражает способность государственной власти действовать в рамках ею же устанавливаемых пределов, готовность нести ответственность. Нивелирование государственной властью этих аспектов нарушает коммуникативную систему отношений государственной власти и общества, и, следовательно, предопределяет дальнейшую неэффективность и неприемлемость этой власти для общества, а в конечном итоге — нелегитимность.

В связи с этим справедливо возникает вопрос о первичности легитимации или легализации государственной власти. Если легализация представляет собой следствие легитимации, то это, по сути, содержательное наполнение ее форм, а если легитимация есть следствие легализации, тогда это представляет собой процесс легитимации государственной власти по содержанию.

Для более четкого уяснения соотношения понятий легитимации и легализации государственной власти обратимся к проблеме функционирования правового государства. По нашему мнению, в правовом государстве легитимация первична: современное правовое государство становится правовым тогда, когда государство заботится о том, чтобы государственная власть была легитимирована. Это подразумевает, во-первых, внутреннее объяснение целесообразности той или иной деятельности государственной власти, во-вторых, ее законодательное оформление. В неправовом государстве, как мы видим, все происходит совсем наоборот: сначала издаются законы, а потом идет их объяснение.

В целом концептуальное различие между легализацией и легитимацией государственной власти не всегда улавливается сторонниками юридического подхода. Это происходит потому, что постоянное взаимодействие политического и правового регулятивных механизмов порождает их относительную самостоятельность. Возникает круговая зависимость легитимации (легализации) государственной власти и права в целом.

Подводя итог изложенному выше, сформулируем основные выводы.

1. Легитимность государственной власти является результирующим следствием взаимосвязи двух процессов — формирования позитивного восприятия государственной власти обществом и соответствующего ему отношения государственной власти к обществу.

2. Основным источником процесса легитимации государственной власти является сама государственная власть. Одной из важнейших задач, проистекающих из самой сущности государственной власти, является узаконение (легализация) своих собственных (государственных) интересов, в той или иной степени отличающихся от интересов всего общества. Тем самым легитимация представляет

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

собой самообъяснение и дальнейшее самовоспроизводство с помощью всего арсенала идеологических, политических, экономических и правовых средств. Но легитимация как процесс самообоснования государственной власти, выраженного в правовой идеологии и политике, а также в правотворчестве, еще сама по себе не обеспечивает обретения легитимности государственной властью.

3. Идеальным случаем является совпадение легитимности и легальности государственной власти. Но в таком случае проблема легитимности вообще не возникает, так как государственная власть воспринимается обществом как полностью соответствующая своему социальному предназначению. Проблема легитимности возникает при несовпадении содержательной легитимности и легальности; государственная власть может носить легальный характер и, в то же время, быть нелегитимной.

4. Обретение и использование государственной власти даже в соответствии с установленны-

ми и принявшими форму права правилами еще не является прочной и стабильной основой для того, чтобы государственная власть могла считаться легитимной, потому что сам установленный властью порядок обретения легитимности еще нуждается в оправдании и принятии обществом. Государственная власть становится легитимной только в том случае, когда установленные законом правила обретения государственной власти и распоряжения ею получили обоснование в общественном сознании.

1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 252.

2 Шабров О.Ф. Пространство легитимности и специфика легитимации политической власти в России // Материалы XXXIII Международной конференции «Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе». М., 2006. С. 133.

3 Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 8.

УДК 34 ББК 67

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (В ТРЕХ ВЫПУСКАХ). ВЫПУСК ВТОРОЙ. ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК УЧЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В ДВУХ ЧАСТЯХ).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ КОНСТРУКЦИИ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЧЕРВОНЮК,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Е-таИ. [email protected]

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история правовых учений Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Обоснован принципиально новый подход к пониманию полицейского права в качестве: (1) крупной нормативной общности, представленной как отдельными отраслями права, так и комплексными правовыми институтами и иными структурно упорядоченными нормативными образованиями внутригосударственного и трансграничного действия и предназначенной исключительно или главным образом для целей правоохраны; (2) науки о правоохране. Представлен анализ полицейского государства как типа государства, отчуждающего право от управления полностью или оставляющего для него локальные сферы действия, устанавливающего государственные порядки, основанные на умалении гражданских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.