МЕХАНИЗМ ПРАВОВОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ПРОЦЕСС
А.С. Прудников,
доктор юридических наук, профессор, ученый секретарь ученого совета Московского университета МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации;
Ю.А. Иванченко, инспектор ученого совета Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве E-mail: [email protected]
Аннотация. Проблема правовой легитимации государственной власти рассматривается с точки зрения специфики функционирования механизма обретения и укрепления правомочности.
Ключевые слова: государственная власть, правовая легитимация, правовая процедура, процедурные этапы.
LEGAL LIGITIMATON MECHANISM OF THE GOVERNMENT AS AN APPROPRIATE PROCESS
A.S. Prudnikov,
doctor of law, professor, academic council secretary of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Honoured lawyer of Russia
Y.A. Ivanchenko,
academic council inspector of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Annotation . The article deals with problem of the government legal legitimating in terms of operation peculiarity in finding and consolidating government competence.
Key words: the government, legal legitimation, legal procedure, procedural phases.
Легитимация государственной власти — многообразный процесс, имеющий множество форм, в котором каждая из форм легитимации с одной стороны тесно связана с другими, а с другой, смена их приоритетности и значимости определяют динамику этого процесса. В современном обществе легитимация государственной власти становится все более поверхностной, приобретает черты
контролируемого поведения (манипуляции). Так, идеология, как основное средство легитимации государственной власти, сегодня постепенно трансформируется в поверхностное стимулирование сознанием и потребностями населения. На этом фоне роль правовой легитимации государственной власти значительно возрастает, а неправовая легитимация отходит на второй план и в значительно
меньшей степени востребована.
Процедура правовой легитимации государственной власти представляет собой, с одной стороны, правовой процесс признания государственной власти обществом, с другой стороны, процесс правового обоснования своих властных полномочий носителем потенциально легитимной власти, выраженный в специфических правовых формах. Как специфическая форма правового процесса легитимации государственной власти данная процедура подразумевает прохождение нескольких процедурных этапов.
Итак, одним из первых этапов процесса правовой легитимации государственной власти является политико-правовое обоснование государственной власти. На этом этапе осуществляется обоснование компетентности существующей государственной власти в соответствии с определенными правовыми основаниями. Формальными признаками компетенции являются образование, стаж, то есть формализованные критерии определяемые правом. В недемократических государствах преобладают внешне формальные признаки компетенции, а в государстве демократического типа вопрос о компетенции носит обоюдный характер.
На данном этапе правовая политика является одним из элементов механизма правовой легитимации государственной власти как части государственного правового курса. По нашему мнению именно правовая политика может выступать в качестве варианта базового связующего звена между гражданским обществом и государством. Таковой, по мнению Г.И. Муромцева, следует считать лишь политику, где правовая форма дополняется правовым содержанием или направленностью на совершенствование, упорядочение либо преобразование самой правовой сферы жизни общества1.
Обозначения путей осуществления правовой политики как базового этапа формирования механизма правовой легитимации государственной власти реализуется непосредственно через ее формы: правотворчество, правоприменение, правовое воспитание. Процесс правотворчества определяется самой правовой политикой. В то же время созданные в результате правотворчества нормы позволяют судить о правильности стратегии деятельности государства, в частности, о том, насколько она соответствует или не соответствует системе ожиданий общества. Процесс применения права зависит от
того, какая правовая политика проводится в государстве, на какие ценности она сориентирована. В целом правильно выстроенные приоритеты правовой политики государства образуют систему взаимосвязанных и обусловленных друг другом элементов, оказывающих существенное влияние на эффективность функционирования механизма правовой легитимации государственной власти.
Следующим этапом правовой легитимации государственной власти является юридическая процедура ее формирования и наделения субъекта потенциально легитимной власти государственно-властными полномочиями.
Так, в монархии государственная власть передается путем унаследования в основном в соответствии с обычаем, в республике власть формируется в соответствии с принципом выборности, что предполагает процедурное закрепление легитимации в форме избирательного процесса. Становление и развитие современного демократического правового государства невозможно без юридического обеспечения проведения выборов как легитимного способа «обретения независимости от бюрократического механизма»2.
Правовая природа избирательных прав предполагает наличие частного и публичного интереса при их реализации. Избирательные права граждан представляют собой гарантированные государством возможности граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также основанные на них и обеспечивающие условия для их свободной реализации возможности граждан на участие в совершении определенных избирательных действий (право на участие в работе избирательных комиссий, право на наблюдение за работой избирательных комиссий, право на осуществление предвыборной агитации и др.).
Выборы представляют собой общественный договор поручения между избирателями, с одной стороны, и органами государственной власти с другой. Через такую систему договоров обеспечивается процесс перевода волевых намерений граждан в правовые формы существования народного суверенитета. Договор учреждает органы государственной власти, которые в последствии получают легитимную правовую основу своего возникновения и функционирования.
В данном случае юридическая процедура вы-
боров является определяющей степень единства и противоположности общества и государства. Однако легитимность выборной государственной власти может быть вынужденной, может подвергаться сомнению ввиду массового контролируемого поведения и сознанием граждан. В этом смысле В.П. Малахов справедливо отмечает, что «право является институтом замещения и восполнения недостаточности или отсутствия добровольности и согласия в отношениях, превращая их из внутренних душевных импульсов в формальные установки социально значимой деятельности. Иными словами, как правовой феномен, признанность связана не просто с выражением общественной реакции: в такой реакции нет ничего правового. Главное же состоит в том, что эта признанность является по преимуществу (и в конечном счете) вынужденной»3.
К. Ясперс справедливо подчеркивал, что «рассудок легко может поставить легитимность под вопрос. Поскольку выбор может быть только между легитимностью и деспотизмом, легитимность — единственный путь, став на который человек может жить, не испытывая страха. Сознание легитимности заставляет мириться с серьезными недостатками во избежание абсолютного зла»4. В силу этого определяется значимость процедурных правовых механизмов функционирования современных демократических режимов.
После формирования государственной власти следующим процедурным этапом правовой легитимации является ее юридическое обоснование. Государство объективно стремится закрепить свою власть нормативно, что является определенной юридической гарантией его полномочий. Если государственная власть функционирует в соответствии с законом, значит она, по крайней мере, легальна.
В связи с этим справедливо возникает вопрос что первично: легитимация или легализация государственной власти? Если легализация есть следствие легитимации, то это, по сути, содержательное наполнение правовых форм и, следовательно, правовой процесс по существу. А если легитимация есть следствие, тогда это представляет собой процесс легитимации сущности государственной власти по содержанию. В правовом государстве, естественно, легитимация первична. Современное правовое государство становится правовым тогда, когда государство озабочено тем, чтобы государственная власть была легитимирована. Это подразумевает внутрен-
нее объяснение целесообразности тех или иных действий государственной власти, а уже потом идет их законодательное оформление. В не правовом государстве, как мы видим, совсем наоборот: сначала издаются законы, а потом идет их объяснение.
В целом концептуальное различие между легализацией и легитимацией государственной власти не всегда улавливается сторонниками юридического подхода. Это происходит потому, что постоянное взаимодействие политического и правового регулятивных механизмов порождает их относительную самостоятельность. Возникает круговая зависимость легитимации (легализации) государственной власти и права в целом.
Такое разногласие в понимании легитимации на самом деле является характерным для ряда современных государств, что, безусловно, ведет к подмене термина «легитимация». При этом легитимация государственная власти превращается в противоречивый процесс, в процесс примитивизации общественного сознания. А это в свою очередь способствует пониманию правовой легитимации как восполнение нехватки легальности, усиление легальности государственной власти. Таким образом, содержание правовой легитимации государственной власти не может быть сведено только к ее легализации.
Следующий этап правовой легитимации государственной власти прямо вытекает из предшествующего. Это этап единого правового идеологического воздействия на подвластных субъектов. Для подтверждения и укрепления правомочности государственной власти необходима единая правовая идеология, способствующая с одной стороны восприятию общества как неотделимой составляющей государства, а с другой — восприятию государственной власти, выражающей общественные интересы. Таким образом, легитимация государственной власти осуществляется через специфические правовые идеи, взаимодействующие с идеями политическими, а так же посредством особой правовой интерпретации идей, входящих в систему идеологии государства.
Политика государства предусматривает реализацию государственной власти. Там, где существует феномен властвования, закономерно присутствует политическая идея власти, которая тесно связана с правовой идеей ответственности. Власть, чтобы оправдать себя, апеллирует к тому, что она ответ-
ственна и как бы сама подвластна. В политическом плане сегодня это находит выражение в идее демократии. В правовом плане — в идее связанности государственной власти с правом, т.е. в идее правового государства. Легитимная власть всегда подразумевает актуализацию идеи ответственности, а отсутствие ответственности, то есть безответственность воспринимается как основание подвластности. Таким образом, легитимная государственная политика всегда ответственна на идеологическом уровне, то есть всегда должна, по меньшей мере, восприниматься общественным сознанием как от-ветственная5.
Рассмотренное выше идеологическое воздействие не может быть в достаточной степени эффективным, если оно не будет иметь под собой фактическую основу (авторитет). Наличие авторитета определяет некие границы для государственной власти, выход за которые свидетельствует о ее нелегитимности. Авторитет можно мыслить как форму контроля над государственной властью, где цель контроля — предупреждение произвола с ее стороны.
Авторитет власти будет постепенно снижаться, если общество не будет реально наблюдать позитивный результат ее деятельности. На этапе поддержания авторитета государственной власти правовая процедура легитимации государственной власти определенным образом замыкается. Государственная власть будет признана легитимной, если станет очевидным, что ее обоснование, осуществляемое на первой стадии, оказалось действительно оправданным.
Одним из главных условий повышения авторитета государственной власти, на наш взгляд, является выработка новой правовой идеологии, способной сплотить общество на едином ценностном фундаменте. Такой новой идеологией может стать идея сильного социального государства, обладающего правовой легитимностью и высоким нравственным авторитетом. Правовая интерпретация этих идей выступает средством выражения индивидуальных интересов по существу, и как следствие, легитимирующим средством.
В заключении следует отметить, что на современном этапе механизм правовой легитимации государственной власти занимает особое значение в легитимационном процессе. Эффективность функционирования механизма правовой легитимации го-
сударственной власти напрямую зависит не только от нормального функционирования его структурных элементов, но и от согласованности их функционирования. Когда действуют одни элементы механизма, но не действуют другие, возникает эффект квазилегитимации, который целенаправленно компенсируется государственной властью усилением идеологии. Однако именно правовые ценности становятся сегодня интегративной основой общественного сознания. Право, являясь средством обеспечения доверия общества к государственной власти, закрепляет критерии правовой обоснованности управления обществом с одной стороны и гарантии социально-правовой защищенности с другой. Таким образом, правовая легитимация закономерно оказывается ведущей в легитимационной сфере государственной власти современного общества.
Литература
1 См.: Муромцев Г.И. Правовая политика: вопросы методологии // Правоведение. 2005. № 6.
2 Лазаревский Н.И. Народное представительство и его место в системе государственных установлений. Конституционное государство. СПб., 1905. С.182.
3 Малахов В.П. Философия права. М., 2007. С.248.
4 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.173.
5 См.: Клименко А.И. Легитимация государственной политики // Закон и право. М., 2005. № 4. С.5.