Научная статья на тему 'Конституция как основа легитимности государственной власти'

Конституция как основа легитимности государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2118
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / GOVERNMENT / ПРАВОВАЯ ЛЕГИТИМАЦИЯ / LEGAL LEGITIMATING / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ / CONSTITUTIONAL LEGALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванченко Ю.А.

В статье исследуется значение Конституции в системе легитимационной коммуникации общества и государства и раскрываются особенности конституционно-правовой легитимации государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Constitution as basis of government legitimacy

The article deals with significance of the Constitution in a system legitimizing communication society and the state, and describes the peculiarities of constitutional legitimacy of the government.

Текст научной работы на тему «Конституция как основа легитимности государственной власти»

КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВА ЛЕГИТИМНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Ю.А. ИВАНЧЕНКО

инспектор Ученого совета Московского университета МВД России

Аннотация. В статье исследуется значение Конституции в системе легитимационной коммуникации общества и государства и раскрываются особенности конституционно-правовой легитимации государственной власти.

Ключевые слова: государственная власть, правовая легитимация, Конституция, конституционная законность.

THE CONSTITUTION AS BASIS OF GOVERNMENT LEGITIMACY

YU.A. IVANCHENKO,

inspector ofthe academic council of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article deals with significance of the Constitution in a system legitimizing communication society and the state, and describes the peculiarities of constitutional legitimacy of the government. Keywords: the government, legal legitimating, Constitution, constitutional legality.

Государственная власть связана с реализацией функций государства и предназначена к использованию властвующим субъектом в широких общественных интересах, вытекающих из потребностей регулирования общественных отношений. При совпадении образа практической реализации власти с ее социальным предназначением можно говорить о том, что такая государственная власть является эффективной, судьба которой зависит не только от реформационных процессов, но и от того, насколько этой власти доверяет население, насколько деятельность государственной власти является обоснованной, законной и т.д.

Процесс приведения в соответствие деятельности государственной власти системе ожиданий общества способствует повышению ее легитимности или осознанию сущности государственной власти как установки массового сознания, а также наибольшему привлечению к управлению государством широких слоев населения. Как правильно отмечает Президент Российской Федерации В.В. Путин, «демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и обратной связи»1. Демократия заключается в фундаментальном праве выбирать власть, непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. Размышления о дальнейших путях развития российской государственности, развития современного общества, требующего высокой эффективности государственной власти, о способах управления обществом в новых условиях приводят к вопросу того взаимопонимания, которое должно существовать между государственной властью и обществом, и актуализируют проблему легитимации государственных властных структур.

В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Основной закон представляет собой единый, наделенный особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого устанавливаются основные начала функционирования государственной власти, определяется круг субъектов, осуществляющих государственную власть, механизм ее осуществления, условия и принципы легитимности. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»2. Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России перво-носителем и первоисточником государственной власти, тем самым, подчеркивая ее легитимность.

Каково значение Конституции в легитмационном процессе в отношении к государственной власти? Конституция, являясь важнейшим формализованным политико-правовым документом, безусловно, оказывает мощное влияние как на процесс формирования властных форм, так и на их существование. Конституционные нормы закрепляют формы властных институтов, порядок их взаимодействия друг с другом и с гражданами, основы их формирования и контроля за их деятельностью. Конституция непосредственно утверждает условия леги-

1 Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февр.

2 Конституция РФ // Российская газета. 1993. № 237.

тимации государственной власти, определяя свое значение в этом процессе как правовая гарантия коммуникации между органами государственной власти и гражданским обществом. Конституция влияет на характер и уровень эффективности государственной власти и функционально способствует формированию доверия к ней. Это проявляется, на наш взгляд, прежде всего в процессе селективного формирования органов государственной власти и назначения государственных должностей, например президента, судебных органов, путем установления сроков, профессиональных цензов и т.д. Так, ч. 2 ст. 81 Конституции РФ устанавливает, что Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет; ст. 119 — судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Таким образом, Конституция не просто легализует

ние государственной власти в межличностных сферах. В данном случае речь идет о невмешательстве государственной власти в свободную экономику, в межличностные отношения и т.д. Такая правовая гарантирован-ность и провозглашение некой самостоятельности и независимости от государства, по нашему мнению, является одним из правовых средств обеспечения доверия к государственной власти. Таким образом, достигаются две цели: с одной стороны, обеспечиваются и гарантируются права и свободы, с другой — создается правовая основа для доверия властным институтам.

Во всей системе социальной регуляции общественных отношений Конституция предстает в качестве официального выразителя народной воли. Однако необходимо отметить, что в процессе функционирования социальных систем присутствует ряд противоречий между деятельностью органов государственной власти, стремящимися к наибольшей свободе в принятии

государственную власть, но еще и устанавливает особые решений, и сущностным содержанием самой конститу-

правила, например отбора на замещение государственных должностей. Кроме того, Конституция устанавливает формы контроля в различных сферах за соблюдением органами государственной власти интересов личности и общества в целом, что в конечном счете является необходимым средством легитимации как предпосылкой формирования доверия населения к государственной власти. Так, в ч. 5 ст. 101 Конституции РФ закреплено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, порядок деятельности которой определяется законодательством.

Необходимо иметь в виду, что любая система, в том

числе и государственная власть, стремится к самодостаточности, у нее на этапе функционирования появляются собственные интересы, которые вначале отличаются от интересов тех структур, которые эту систему создали, а затем начинают отличаться от интересов государства, от интересов общества. Для того чтобы эти явления не происходили, и необходимы всевозможные конституционно-правовые формы контроля как атрибуты государственного порядка.

Кроме того, в легитимационном процессе в отношении государственной власти Конституция выступает гарантом подлинного представительного характера законодательного органа. В этом находят свое проявление правовые основания народовластия, характеризующие полновластие народа, признание его единственным источником власти, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами.

Другим проявлением конституционно-правовой легитимации государственной власти является ограниче-

ционно-правовой установки, которая не может не ограничивать такие устремления. Именно сущностное определение характера процессов функционирования правовой системы может предстать в качестве эффек-

1 > у* у'/

тивного средства разрешения противоречий между объективными законами развития общества и легити-мационной оценкой деятельности органов государственной власти.

Таким образом, основные направления конституционно-правового регулирования легитимации государственной власти способствуют формированию правового образа государства как целостного явления. Но при этом большинство отношений легитимационного характера зачастую находятся вне зоны конституционно-правового регулирования. Причина, на наш взгляд, лежит на поверхности — всякая власть стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности, и, как следствие, к установлению в государстве правового режима однонаправленной законности, выдавая его за истинную законность. Отсюда возникает главный вопрос: как упорядочить и ограничить трансгрессирующую государственную власть? Как мы считаем, средством, упорядочивающим и ограничивающим государственную власть, должна выступать как раз конституционная законность как противопоставление государственного произвола, определяющая надежные правовые рамки.

Обеспечение конституционной законности является важнейшим условием существования и развития РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в

84

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2013

котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, реализует особые конституционно значимые функции, обеспечивающие наряду с деятельностью других органов государственной власти конституционную законность в РФ.

Таким образом, конституционная законность является базой для осуществления и развития режима законности в целом, нарушение конституционных положений влечет нелегитимность текущего законодательства, а соответственно. и государственной власти. :'

Подводя итоги, полагаем возможным сформулировать вывод о том, что основной закон государства есть базовая правовая форма легитимации государственной власти. Поскольку общество нуждается в более конкретной системе конституционных гарантий легитимности государственной власти, постольку вопросы, связанные с порядком легитимации государственной власти, проблема доверия и поддержки этой власти населением должны носить не только идеологический характер, но и иметь соответствующую конституционно-правовую регламентацию. Тогда конституционно-правовая легитимация как средство упорядочивания государственной власти будет оказывать первоочередное влияние на политическую, государственную и общественную сферы и иметь основополагающее значение для стабильного формирования правового государства.

(ft

ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ:

ТОЖДЕСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Б.Н. КОМАХИН,

кандидат юридических наук, докторант Московского университета МВД России;

П.К. ЛЫСОВ,

адъюнкт очной формы обучения кафедры конституционного и муниципального права Московского

университета МВД России

Аннотация. В статье рассматривается соотношение системы принципов судебной власти и принципов правосудия. В литературе, посвященной судебной власти и правосудию, принципы судебной власти и общие принципы правосудия, как правило, не разграничиваются. Однако, по мнению авторов, неверно причислять все принципы правосудия к принципам судебной власти, поскольку понятия «судебная власть» и «правосудие» не тождественны.

Ключевые слова: принципы судебной власти, принципы правосудия, судебная система, принцип равенства перед законом и судом.

PRINCIPLES OF THE JUDICIARY AND THE PRINCIPLES OF JUSTICE: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

B.N. KOMAKHIN,

candidate of legal sciences, doctoral candidate of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia;

P.K. LYSOV,

adjunct of full-time tuition of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article deals with the relation of the principles of the judiciary and the principles of justice. The literature on the judiciary and justice, the principles of the judiciary and the general principles of justice, as a rule, are not differentiated. However is not true to rank all of the principles of justice to the principles of the judiciary, since the concept of «judicial power» and «justice» are not the same.

Keywords: principles of the judiciary, the principles of justice, the court system, the principle of equality before the law and the courts.

Выявление основополагающих начал судебной власти требует исследования системы принципов1, на которых она основывается. Как наиболее общие положения, выражающие сущность и содержание исследуемого явления, принципы судебной власти отражают природу су-

дебной власти и уровень правового развития общества. Статус судебной власти раскрывается в первую очередь путем формулирования принципов ее осуществления2.

Принципы судебной власти как правовая категория характеризуются, с одной стороны, устойчивостью и не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.