Научная статья на тему 'Механизм легитимации государственной власти'

Механизм легитимации государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2506
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ЛЕГИТИМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СПОСОБЫ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЛЕГИТИМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / MECHANISM OF LEGITIMATION OF STATE POWER / WAYS OF THE LEGITIMACY OF POWER / FACTORS AND CONDITIONS OF LEGITIMATION OF STATE POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фалькина Т.Ю.

Анализируются проблемы формирования механизма легитимации государственной власти; факторы и условия легитимации государственной власти в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of legitimation of state power

Analyzed the problems of the formation mechanism of legitimation of state power, factors and conditions of legitimation of state power in Russia.

Текст научной работы на тему «Механизм легитимации государственной власти»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.5 ББК 67.0

МЕХАНИЗМ ЛЕГИТИМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА ФАЛЬКИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России

E-mail: bigury@uralweb.ru

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются проблемы формирования механизма легитимации государственной власти; факторы и условия легитимации государственной власти в России.

Ключевые слова: механизм легитимации государственной власти, способы легитимации власти, факторы и условия легитимации государственной власти.

Annotation. Analyzed the problems of the formation mechanism of legitimation of state power, factors and conditions of legitimation of state power in Russia.

Keywords: mechanism of legitimation of state power, ways of the legitimacy of power, factors and conditions of legitimation of state power.

Основной задачей реализации механизма легитимации государственной власти является формирование соответствующего уровня доверия населения. Именно данная цель направлена на обеспечение стабильности и эффективности власти в государстве. Грамотное и рациональное применение подходов к путям совершенствования механизма легитимации государственной власти является движущей силой в деле обеспечения интересов и общественно полезных потребностей человека.

Легитимация власти всегда оставалась неустойчивым и непредсказуемым видом политического процесса, результаты которого, тем не менее, ощущаются всем обществом. Важнейшей задачей политической власти остается дальнейшее укрепление основ собственной легитимности; остановка в этом важном для власти виде деятельности может привести к самым непредсказуемым последствиям, что не отвечает интересам общества и государства.

Механизм легитимации государственной власти — это легитимность и легитимация государственной власти в совокупности.

Под механизмом легитимации государственной власти нами понимается комплексная система обе-

спечения власти политических публичных государственных органов, которая имеет ряд составляющих: субъекты, объекты, методы, условия, средства и принципы. Все это способствует осуществлению процесса признания и узаконения государственной власти1.

Именно при помощи механизма легитимации государственной власти происходит процесс воспроизводства определенных моделей, обеспечивающих функционирование и эволюцию политической и правовой системы в целом.

Механизм легитимации может функционировать на основе таких основополагающих принципов и начал, как: законность, доступность, равенство, целостность, участие граждан, гласность, обеспечение права на защиту, ограничение власти в межличностных отношениях, невмешательство в свободную экономику.

Факторы, лежащие в основе определения эффективности процесса легитимации власти и уровня легитимности власти: поддержка народными массами таких институционных основ, как избирательная система в целом и выборы в частности, институты местного самоуправления; участие насе-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ления страны и отдельных регионов в оценивании эффективности деятельности отдельных структур, обладающих властными полномочиями; оценка эффективности государственной власти в виде индекса доверия граждан; непосредственное участие населения в функционировании отдельных государственных институтов; всеохватывающее признание возможности добиваться реализации своих прав и законных интересов через осуществление легальных процедур; степень персонификации власти в массовом сознании; критерии и показатели доверительности граждан к властным структурам на уровне региональной и местной власти; присутствие элементов перевода потребностей населения и его оценки в отношении властных структур.

Функционирование механизма легитимации государственной власти обеспечивается посредством использования ряда способов. К таковым относятся: политика социального маневрирования через развитие системы социализации личности, сферы воспитания, культурных факторов, образовательной сферы; использование технических средств управления массовым поведением; использование аргументов популизма, которые направлены на обеспечение популярности среди населения путем обещаний, лозунгов; пропаганда — как средство легитимации выполняет две важные функции: а) политической социализации, т.е. такого влияния на общество, которое основано на совокупности социальных и политических норм, которые определяют поведение субъектов в сфере политики в пределах правовых границ; б) внешней легитимации государственной власти, т.е. создание представления на международной арене о том, что государство выполняет свои властные функции и поэтому заслуживает поддержки международного сообщества.

Правовая пропаганда как способ легитимации государственной власти, связанная с деятельностью государственной власти, осуществляется, в том числе, и через средства массовой информации и имеет широкую правовую основу2.

Каналы легитимации представляют собой такие способы, которые позволяют каким-либо образом выражать власть или критиковать ее действия. Каналы легитимации государственной власти позволяют субъектам находить и устанавливать конкретные

действия как соответствующие, так и не отвечающие данным критериям3. Это могут быть институты избирательной системы (например, выборы), элементы непосредственного волеизъявления народа (референдумы), опросы социологов.

Критерии легитимности государственной власти: первый критерий — применение властью насилия. Он зависит от уровня развития политической культуры общества и развития политического сознания; второй критерий — отражает уровень соответствия властных структур тем или иным нормам — как общеобязательным, так и не общеобязательным. При этом необходимо помнить, что нормы достаточно разнообразны и имеют противоречивый характер. Они зачастую устанавливаются государством и не всегда при этом поддерживаются обществом. Третий критерий — уровень электоральной активности населения государства.

Причинами делегитимации могут стать дисбаланс тех ценностных установок, которые превалируют в обществе, в частности, речь идет о противоречии между элитой и связанных с нею социальных групп, а также противоречие между идеей демократии и реальной социально-политической и правовой практикой.

Среди положений, которые способствуют осуществлению процесса легитимации власти, выступают следующие условия:

Ф формирование элементов непосредственных демократических начал, т.е. возобновление избрания губернаторов и глав муниципалитетов; $ более четкая реализация принципа разделения властей, когда речь идет о безоговорочном отделении представительной и судебной власти от исполнительной, создание действующей и эффективной системы сдержек и противовесов; ликвидация действующих на современном этапе формальных ограничений в сфере создания, регистрации и функционирования политических партий;

Ф предпринимаемые усилия партии власти как основа реализации легитимации власти должны быть направлены на удовлетворение частных интересов отдельных социальных групп и аккумуляцией их в общий социальный проект; Ф усиление авторитета государственной власти среди широких слоев населения; легитимации

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

такого положения, которое будет основано на

ценностях справедливости и правомерности.

Кроме этого, легитимация власти в России определяется рядом факторов: становление и усиление власти осуществляется на основе отсутствия единой национальной идеологии, которая бы отражала менталитет народов России; налицо институциональная слабость политических партий; доминирующее значение имеет исполнительная ветвь власти и личность главы государства; присутствует инициаторская роль политических элит; определяется высоким удельным весом крупных государственных корпораций; присутствуют сложные внешнеполитические условия.

Данная группа факторов безусловно влияет на процессы легитимации государственной власти, но при этом можно сделать вывод, что не все из них проявляются в одностороннем порядке.

На современном этапе ВЦИОМ постоянно проводит мониторинг общественного мнения о состоянии удовлетворенности населения государственной властью4 в различных регионах России.

Легитимация государственной политической публичной власти обладает сложной структурой. Основные элементы данной конструкции — это ресурсы (источники), уровни и факторы, которые совместно определяют специфичность протекающих легитимационных процессов в различных государствах, в том числе и в современной России.

Легитимация государственной власти может рассматриваться в двух аспектах: как легитимация государства в целом; как легитимация государственного аппарата.

Легитимация государства в целом — это сложная структура, основными составляющими элементами которой являются источники, условия и факторы, способствующие осуществлению легитима-ционных процессов в государстве.

Говоря об особенностях легитимации государства, необходимо иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, неразрывную связь государственной власти с государством; во — вторых, государственная власть и государство — явления разные, не тождественные.

Источниками легитимации государства в целом могут быть процессы глобализации обществ и го-

сударств; процессы универсализации форм и видов функционирования власти.

Для России это влияние выражается в продолжающейся трансформации политического режима России и формировании либерально-демократической модели политической системы.

Таким образом, механизм легитимации государственной власти обеспечивает устойчивость, стабильность и эффективность работы государственных институтов и системы государственной власти в целом.

Кроме этого, легитимация власти в России определяется рядом факторов: становление и усиление власти осуществляется на основе отсутствия единой национальной идеологии, которая бы отражала менталитет народов России; налицо институциональная слабость политических партий; доминирующее значение имеет исполнительная ветвь власти и личность главы государства; присутствует инициаторская роль политических элит; определяется высоким удельным весом крупных государственных корпораций, присутствуют сложные внешнеполитические условия.

Данная группа факторов безусловно влияет на процессы легитимации государственной власти, но при этом можно сделать вывод, что не все из них проявляются в одностороннем порядке.

Официально декларируемый приоритет достижения эффективности и стабильности в деятельности власти позволяет говорить о существовании в России технократической модели ее легитимации. При этом президент Российской Федерации представляет собой особенный, специфичный орган государства, с многофункциональными властными полномочиями, который самым активнейшим образом учавствует в функционировании всех видов власти5.

Однако, можно увидеть дисбаланс между ин-тегративным фактором и фактором соответствия в пользу последнего. Именно данные факторы отражают возможности властных структур по воплощению в жизнь интересов большинства населения страны.

Одним из неоднозначных факторов является положение электоральной поддержки. Проходящие выборные кампании говорят, с одной стороны, о высоких показателях поддержки государственных

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

структур. С другой стороны, они свидетельствуют об общем увеличении политической апатии и пассивной роли населения страны. Данное положение подчеркивает вывод, что в Российской Федерации реализуется технократическая модель легитимации государственной власти.

Таким образом, только реформы, направленные на преображение всех сторон государственной власти, могут в полной мере поддерживать и восстанавливать легитимность государственной власти. Только в этом случае государственная власть и принимаемые ею ответственные решения могут отвечать ожиданиям личности, коллективов и общества.

Распад и стагнация политической системы возможны в случае возможных экономических промахов и неудач. Все это дестабилизирует власть, ослабляет ее легитимность и может, в итоге, привести к краху всей политической системы общества.

В современных условиях можно отметить, что легитимность власти в России будет сохранена и ярко выражена, если государство сумеет преодолеть «политику санкций» со стороны Запада и приложит все усилия по преодолению экономического кризиса, обеспечив дальнейшее экономическое и политическое развитие нашей страны.

Национальная российская политика должна быть направлена на решение внутренних проблем, таких, как: поддержание должного уровня жизни населения страны и повышение его качества, восстановление сельского хозяйства ( в условиях отказа от импорта товаров), поддержание и развитие промышленности, отказ от сырьевой экономики и поддержка нанотехнологий. Здесь должна быть разработана детальная национальная программа по ряду направлений, поставлены соответствующие цели и предложены способы их достижения, выработана стратегия и тактика.

Несомненно, большую роль в поддержании легитимности государственной власти играет институт конституционного контроля6, который распространяет свое влияние на все без исключения государственные органы власти.

Необходимо отметить, что легитимность государственной власти в Российской Федерации напрямую зависит от ряда факторов, влияющих на отношение населения к действующей власти и ситуации

в государстве, а следовательно, и на политическую, государственную и общественную стабильность.

К ним относятся следующие: детальный анализ состояния и возможных проблем в целях укрепления российской государственности на современном этапе в рамках обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; исследование положений концепций о государственном суверенитете в целях разработки стратегии его всецелого обеспечения, выявление угроз национальной безопасности российской государственности и обеспечение законности избирательного процесса; изучение актуальных вопросов развития избирательной системы в механизме; формирование системы органов государственной и муниципальной власти; изучение правового обеспечения организации и деятельности политических партий как интегрирующего фактора в механизме формирования системы органов власти, мониторинг правосознания и общественного мнения граждан как фактора обеспечения народовластия; всесторонний анализ и прогнозирование тенденций развития системы органов законодательной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации; изучение законодательства о выборах и мониторинг применения его в жизни, разработка правовых, материально-технических и иных мер в целях совершенствования формирования системы органов власти в интересах укрепления российской государственности и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

При этом к правовым формам легитимации государственной власти можно отнести следующие: развитие правовой основы функционирования институтов гражданского общества, самоуправление; минимизация функций, возрастание организационного потенциала и сокращение контрольно-ревизионной деятельности; оптимизация правовой основы, законодательства; законодательные ограничения действия государственного аппарата; развитие гражданско-правовых отношений, гражданского права, очищение его от административно-правовых и полицейских вкраплений; обеспечение социальной справедливости; независимость (негосударственность) правосудия; антикоррупционная практика возвращения к правомочиям (полномочиям); компетенция как основа практики

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

комплектования кадров и оценка государственной деятельности.

Таким образом, необходимо комплексное научное и организационно правовое обеспечение легитимации власти и оптимизации законодательного обеспечения формирования органов государственной власти в Российской Федерации, что является необходимым условием устойчивого прогрессивного развития нашей страны в современном мире в обстановке глобализации.

Таким образом, только реформы, направленные на преображение всех сторон государственной власти, могут в полной мере поддерживать и восстанавливать легитимность государственной власти. Только в этом случае государственная власть и принимаемые ею ответственные решения могут соответствовать ожиданиям личности и общества целом.

1 Реутов Е.В. Легитимация региональной власти в Российской Федерации: структура и практики. Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2007. С. 65.

2 ФЗ РФ № 7-ФЗ от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170. КоАП РФ // URL: http://www.garant.ru; УК РФ// URL: http://www. garant.ru; ГК РФ // URL: http://www.garant.ru; ФКЗ от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // URL: http://www.garant.ru; ФКЗ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // URL: http://www.garant.ru; ФКЗ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // URL: http:// www.garant.ru; ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // URL: http://www.garant.ru; ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // URL: http:// www.garant.ru; ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // URL: http://www.garant.ru; ФЗ от 13 мар-

та 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе // URL: http://www.garant.ru; ФЗ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // URL: http://www.garant.ru; ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; // URL: http://www.garant.ru.ФЗ РФ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // URL: http:// www.garant.ru; ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»; ФЗ РФ от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене // URL: http://www.garant.ru.; ФЗ РФ от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации // URL: http://www.garant.ru.

3 Прудников А.С. ИванченкоЮ.А. Правовая аргументация и ее значение в легитимации государственной власти // Юридическая техника. 2013. № 7—1. С. 301.

4 Оценки удовлетворенности населения существующим государственным и муниципальным управлением выступают одним из весомых показателей эффективности деятельности органов власти и муниципального управления. ВЦИОМ имеет собственную методику измерения удовлетворенности властью, оценки её работы населением и применяет ее для выявления эффективности работы органов власти различного уровня — федерального, регионального и муниципального // URL: http://www.wciom.ru

5 Габричидзе Б.Н. Основы органов государственной власти России. [Электронный ресурс]: учебное пособие / Габричидзе Б.Н. Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 413. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8112. ЭБС «IPRbooks».

6 Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и 106 Конституции РФ // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1207. 2. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ч. 1 и 2 ст. 18 и 19 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания РФ // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 828. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 25 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 22 апреля 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2811.

Договорное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. Н.Д. Эриашвили, В.Н. Ткачева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 239 с. (Серия «Юриспруденция для бакалавров»).

Учебное пособие содержит общие положения договорного права: понятие и содержание договора, виды договора, порядок заключения договора, изменения и расторжения договора. Рассматриваются все виды договоров, наиболее распространенные из них анализируются подробнее.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех, кто захочет получить конкретную информацию о том или ином виде договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.