УДК 378.1
Д.Д. Донев,
Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Содержательные характеристики информационной компетентности менеджеров государственного и муниципального управления
Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Быстро меняющиеся социально-экономические условия в стране предъявляют новые требования к менеджеру государственного и муниципального управления.
В настоящее время профессионалом считается тот, кто систематически осваивает новые умения и знания, объем которых увеличивается вдвое каждые полтора года. А это требует систематического отслеживания новой информации, регулярного повышения квалификации, формирования навыков новых видов деятельности. Следует отметить, что в современ-
ных условиях, характеризующихся высокой степенью информатизации общества, эффективность профессиональной деятельности менеджера в значительной мере зависит от усвоения им постоянно возрастающих объемов разнообразной информации.
Понятие «информационная компетентность» раскрывали в своих работах такие ученые, как В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева, С.Д. Каракозов, O.А. Ки-зик, Г.Б. Паршукова, А.Л. Семенов, Н.Ю. Таиров, С.В. Тришина и др. Теоретический анализ обоснован-
ных ими научных положений свидетельствует о том, что это понятие в настоящее время однозначно не определено. Так, информационную компетентность можно характеризовать и как сферу знаний, и как компонент общей культуры, и как степень развития знаний, умений и навыков человека.
Понятие «информационная компетентность», появившееся на официальном уровне в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе», было включено в текст «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где система универсальных знаний, умений, навыков и опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями» [7].
Следуя намеченному плану исследования термина «информационная компетентность» менеджеров государственного и муниципального управления, проведем анализ состояния этой проблемы и представим ее основные положения.
О.Б. Зайцева рассматривает «информационную компетентность» в качестве сложного индивидуально-психологического образования, основанного на интеграции теоретических знаний, практических умений в сфере новых технологий и некоторого набора личностных качеств [4, с. 2].
Ряд авторов понимают информационную компетентность как
© Донев Д.Д., 2017
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ДОНЕВ
старший преподаватель кафедры экономики и антимонопольного регулирования Северо-Кавказского института - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сфера научных интересов: педагогика, информационные технологии, информатизация образования. Автор 11 публикаций
Рассматриваются научные работы, отражающие содержание понятия «информационная компетентность» менеджеров. Показаны составляющие информационной компетентности менеджера государственного и муниципального управления, включая функции, компоненты, критерии и уровни ее сформированности. Раскрыты педагогические условия развития информационной компетентности. Ключевые слова: менеджер государственного и муниципального управления, будущий специалист, информационная компетентность, профессиональная деятельность, управление.
The article presents a review of scientific papers reflecting the content of the definition of «information competence» managers. Also disclosed substantial component of information competence of the manager of state and municipal management, including functions, components, criteria and levels of formation and pedagogical conditions of development of information competence of the manager.
Key words: manager of state and municipal management, the future specialist, information competence, professional activity, management.
способность к интерпретации, систематизации, критической оценке и анализу полученной информации, формулировке аргументированных выводов, использованию полученной информации в ходе планирования и реализации своей деятельности, структурированию имеющейся информации, представлению ее в различных формах и на носителях, соответствующих запросам потребителя информации.
Л.Г. Осипова характеризует информационную компетентность как умение ориентироваться в обширном, быстро меняющемся и расширяющемся информационном поле, искать нужную информацию и использовать ее в своей системе деятельности для решения как исследовательских, так и практических задач [8].
А.Л. Семёнов под информационной компетентностью понимает новую грамотность, включающую способность к активной самостоятельной обработке информации, принятие новых решений в непредвиденных ситуациях с применением технологических средств [11].
В исследованиях М.В. Горя-човой информационная компетентность представляется посредством эффективности, конструктивности информационной
деятельности на основе компьютерной грамотности, что обозначает успешное использование знаний и умений для решения поставленных перед личностью задач [2].
O.A. Кизик считает, что информационная компетентность это:
- способность личности к обработке и самостоятельному поиску информации, которая необходима для эффективного выполнения профессиональных задач;
- способность личности к сотрудничеству, обеспечивающему групповую деятельность на основе современных информационно-коммуникационных технологий для достижения целей, имеющих профессиональную значимость;
- готовность личности к саморазвитию в области информационных технологий с целью систематического повышения квалификации и собственной реализации в профессиональной сфере [6, с. 24].
По мнению Г.Б. Паршуковой, информационная компетентность включает содержание и степень удовлетворения информационных потребностей личности, знание способов и закономерностей поиска, обработки, передачи, обмена, хранения информации в пространстве и во времени, умение их использовать в различных сферах своей деятельности [9, с. 13].
C.B. Тришина раскрывает структуру информационной компетентности, выделяя в ней следующие компоненты:
- когнитивный компонент, отражающий обработку информации на базе таких микрокогнитивных актов, как анализ входящей информации, формализацию, сравнение с имеющимися базами знаний, обобщение, разработку вариантов использования информации, а также прогнозирование результатов реализации решения проблемы, организацию сохранения информации в долгосрочной памяти, создание и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие ее с существующими базами знаний;
- ценностно-мотивационный компонент, содержащий условия, способствующие вхождению личности в мир ценностей, характеризующих уровень мотивационных побуждений, оказывающих влияние на отношение человека к работе, жизни. Выделяются четыре доминирующих разновидности побуждений: побуждения к достижениям, обладанию властью, принадлежности группе, к компетентности;
- технико-технологический компонент, включающий процесс понимания принципов функционирования, потенциала и ограничений различных технических устройств, которые предназначены для автоматизированного поиска и обработки информации, различий между автоматизированным и автоматическим выполнением информационныхпроцес-сов, а также умение ранжировать задачи по видам с последующим решением и выбором конкретного технического устройства, обусловленным его основными характеристиками, понимание сути технологического подхода к выполнению деятельности, знание информационно-коммуникационных технологий для поиска, обработки и хранения информации, а также выявления, создания и прогнозирования вероятных тех-
Формирование информационной компетентности менеджера
нологических этапов обработки информационных потоков, технологические приемы работы с информационными потоками;
- коммуникативный компонент, отражающий знание, понимание, применение языков и других разновидностей знаковых систем, коммуникационных технических средств в процессе передачи информации от одного индивида к другому с помощью различных форм невербальных и вербальных методов общения;
- рефлексивный компонент, включающий осознание собственного личностного уровня саморегуляции, при котором жизненная функция самосознания проявляется в самоуправлении поведением человека, а также в расширении его самосознания и самореализации [12].
По утверждению С.В. Триши-ной, информационная компе-
тентность выполняет следующие функции:
- познавательную, нацеленную на систематизацию знаний, познание и самопознание личностью самой себя;
- коммуникативную, осуществляемую с помощью бумажных и электронных носителей информации;
- адаптивную, способствующую адаптации к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
- нормативную, выступающую в виде системы моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
- оценочную или информативную, способствующую умению ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлению и отбору известной и новой, оценке значимой и второстепенной;
- интерактивную, формирующую активную самостоятельную и
творческую работу самой личности, ведущую к саморазвитию, самореализации.
Эти функции находятся в тесном взаимодействии, переходят из одной в другую и, по сути, представляют целостный процесс, позволяющий отображать взаимосвязь проблем разных учебных дисциплин в единой системе знаний обучающихся.
Вопросы измерения сфор-мированности информационной компетентности менеджера связаны с проблемой выделения и обоснования критериев и уровней ее сформированности.
При определении критериев информационной компетентности менеджера государственного и муниципального управления необходимо опираться на системное понимание компетентности, выделение ее структурно-функциональных компонентов, понимание компетентности
и как состояния, процесса, и как результата. Каждый выявленный критерий может отражать совокупность нескольких показателей. Степень их развитости у конкретного человека и будет определять его информационную компетентность.
Н.Г. Витковская раскрывает следующие педагогические условия, способствующие эффективности формирования информационной компетентности студентов вузов:
- развитие информационных потребностей и запросов, ценностного отношения к информации;
- использование адаптированных к специальности новых педагогических технологий, таких как метод проектов, обучение в сотрудничестве;
- поддержка индивидуального маршрута при освоении студентами профессиональной образовательной программы;
- утверждение преподавателя на позиции партнера, консультанта, сотрудника, исследователя, экспериментатора, конструктора-создателя;
- формирование взаимоотношений преподавателя и студентов на основании доброжелательности, взаимоподдержки и ответственности;
- содействие развитию творчества, стимулирование саморефлексии и самооценки, что способствует профессиональному саморазвитию [1].
С.А. Пестов выделяет уровни, отражающие формирование информационной компетентности:
- потребитель информации;
- пользователь компьютера;
- понимание основ логического функционирования и знание характеристик технических средств;
- решение предметно-специфических задач на базе межпредметного, творческого подхода [10].
О.Н. Ионова определяет следующие критерии и показатели раз-
вития информационной компетентности личности:
- информационный, включающий такие показатели, как интерес к работе с информацией, осознание необходимости работы с информационными технологиями, знание методов работы с информационными ресурсами;
- технологический, подразумевающий такие показатели, как наличие знаний и умений в области информатики и информационных технологий и их применение в профессиональной деятельности, умение выбирать аппаратные и программные средства с целью эффективной обработки данных;
- рефлексивно-результативный, охватывающий такие показатели, как включение в информационную деятельность, совершенствование своих информационных знаний и умений на основе самоанализа.
Как отмечает О.Н. Ионова, приведенные критерии и показатели степени формирования информационной компетентности могут выступать в качестве отправных данных для установления уровня развития этого качества [5, с. 34].
О.Б. Зайцева приводит следующие уровни формирования информационной компетентности:
- первоначальный (овладение общими представлениями в области информатики и применения информационных технологий, интерес к использованию компьютерной техники, но отсутствие стремления оценить значимость информации. Этот уровень хотя и предполагает освоение простейших приемов работы с компьютером и программным обеспечением, но не обеспечивает целостного представления о возможностях применения компьютерной техники. На нем довольно слабо развивается рефлексия и практически отсутствует адекватная оценка себя и своих возможностей);
- алгоритмический или репродуктивный (проявление интереса к
разнообразным видам и способам представления информации, освоение метода аналогии и овладение на его основе сходными программными продуктами, деловое общение с помощью информационно-коммуникационных технологий. Личность осознает значимость информационных технологий для реализации своих собственных целей, формирует навыки самооценки и оценивания окружающих по определенному алгоритму);
- эвристический (умение решать разнообразные проблемы с применением соответствующего программного обеспечения, стремление к использованию информационных технологий в области профессиональной деятельности с учетом ценностных ориентаций, самостоятельное овладение различными программными продуктами, поддержание обмена профессионально значимой информацией на основе информационно-коммуникационных технологий, осознанное применение информационных технологий и адекватное оценивание себя и других в плане развития в профессиональной сфере);
- творческий (овладение информационными технологиями, используемыми в качестве средств профессионального самосовершенствования; целенаправленный отбор информации, которая необходима для формирования профессионально значимого продукта, умение вести профессиональный диалог с помощью информационно-коммуникационных технологий, определение проблемы и поиск путей их совместного решения, переоценка применения возможностей информационных технологий в плане личностно-профессионального развития) [3, с. 13].
Таким образом, понятие информационной компетентности менеджера государственного и муниципального управления обусловлено общими, особенны-
ми и единичными закономерностями профессиональной деятельности, а его суть отражает сформированность комплекса качеств, отвечающих требо-
ваниям труда в информационном обществе. Содержательная характеристика информационной компетентности менеджера включает цели, задачи и харак-
тер профессионального труда, так как информационная компетентность выступает значимым условием становления профессионализма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витковская Н.Г. Информационная компетентность 7. как условие формирования профессиональной компетенции журналиста // Вестник ВУиТ. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-kak-uslovie-formirovaniya-professionalnoy-kompetentsii-zhurnalista (дата обращения: 21. 12. 2016). 8.
2. Горячова М. В. Информационная компетентность как важнейшая часть профессионализма // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. №3(10). С. 47-51.
3. Зайцева О.Б. Информационная компетентность учителя образовательной области «Технология» // Педагоги- 9. ка. 2004. С. 11-17.
4. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами иннова- 10. ционных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002. 19 с.
5. Ионова О. Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования // Дополнительное про- 11. фессиональное образование. 2006. №4(28). С. 34-36.
6. Кизик О.А. К вопросу о становлении информационной компетентности как составляющей профессиональной 12. компетентности выпускника профессионального лицея
// Материалы научно-методической конференции «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации». Петрозаводск, 2003. Ч. 1. С. 23-25.
Молчан Э.М. Информационная компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Брянского государственного университета. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-prepodavatelya-vysshey-shkoly (дата обращения: 22. 12. 2016).
Осипова Л.Г. Деятельность педагогического коллектива по достижению современного качества образования // Совершенствование структуры школьного образования на основе возрастного подхода: материалы по итогам конф. От 9-10 января 2003 года / сост. М.В. Гончар. Калининград, 2003.
Паршукова Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. 253 с. Пестов С.А. Формирование информационной компетентности учителя // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов (от февраля 2008 года). URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped15.html (дата обращения: 15. 05. 2016).
Семёнов А.Л. Роль информационныхтехнологий в общем среднем образовании. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.
Тришина C. B. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11. htm (дата обращения: 12. 12. 2016).
LITERATURA
1. VitkovskajaN.G. Informacionnaja kompetentnost' kak uslovie formirovanija professional'noi kompetencii zhurnalista // Vestnik VUiT. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/informatsionnaya-kompetentnost-kak-uslovie-formirovaniya-professionalnoy-kompetentsii-zhurnalista (data obrashenija: 21. 12. 2016).
2. Gorjachova M. V. Informacionnaja kompetentnost' kak vazhneishaja chast' professionalizma // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanii. 2008. №3(10). S. 47-51.
3. Zaiceva O.B. Informacionnaja kompetentnost' uchitelja obrazovatel'noi oblasti «Tehnologija» // Pedagogika. 2004. S. 11-17.
4. Zaiceva O.B. Formirovanie informacionnoi kompetentnosti budushih uchitelei sredstvami innovacionnyh tehnologii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Brjansk, 2002. 19 s.
5. lonova O. N. Konceptual'nye osnovy formirovanija informacionnoi kompetentnosti vzroslyh v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie. 2006. №4 (28). S. 34-36.
6. Kizik O.A. K voprosu o stanovlenii informacionnoi kompetentnosti kak sostavljayushei professional'noi kompetentnosti vypusknika professional'nogo liceja // Materialy nauchno-metodicheskoi konferencii «Universitety v obrazovatel'nom prostranstve regiona: opyt, tradicii i innovacii». Petrozavodsk, 2003. Ch. 1. S. 23-25.
7. Molchan Ye. M. Informacionnaja kompetentnost'
prepodavatelja vysshei shkoly // Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-prepodavatelya-vysshey-shkoly (data obrashenija: 22. 12. 2016).
8. Osipova L.G. Dejatel'nost' pedagogicheskogo kollektiva po dostizheniyu sovremennogo kachestva obrazovanija // Sovershenstvovanie struktury shkol'nogo obrazovanija na osnove vozrastnogo podhoda: materialy po itogam konf. ot 9-10 janvarja 2003 goda / sost. M.V. Gonchar. Kaliningrad, 2003.
9. Parshukova G.B. Informacionnaja kompetentnost' lichnosti. Diagnostika i formirovanie: monografija. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2006. 253 s.
10. Pestov S.A. Formirovanie informacionnoi kompetentnosti uchitelja // Zhurnal nauchnyh publikacii aspirantov i doktorantov (ot fevralja 2008 goda). URL: http://www. jurnal.org/articles/2008/ped15.html (data obrashenija: 15. 05. 2016).
11. Semyonov A.L. Rol' informacionnyh tehnologii v obshem srednem obrazovanii. M.: Izd-vo MIPKRO, 2000. 12 s.
12. Trishina C. B. Informacionnaja kompetentnost' kak pedagogicheskaja kategorija // Internet-zhurnal «Yeidos». 2005. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11. htm (data obrashenija: 12. 12. 2016).