Научная статья на тему 'Профессионально ориентированная научно-исследовательская деятельность будущих менеджеров как средство формирования их информационно-коммуникационной компетентности'

Профессионально ориентированная научно-исследовательская деятельность будущих менеджеров как средство формирования их информационно-коммуникационной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ МЕНЕДЖЕР / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONALLY ORIENTED RESEARCH ACTIVITIES / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / FUTURE MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарбеева Оксана Викторовна

В статье рассматривается профессионально ориентированная научно-исследовательская работа (деятельность) будущих менеджеров, ее сущность, функции: мотивационная, методологическая, организационная, креативная, воспитательная; виды: индивидуальные (традиционные) и групповые (инновационные). В процессе этой работы в вузе формируется информационно-коммуникационная компетентность студентов, которая является основой профессиональной компетентности будущих менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарбеева Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally oriented research activities of the future managers as a means of forming their information and communication competence

The article considers the job-oriented research work (activity) of the future managers, its essence, function (motivational, methodological, organizational, creative, educational), species (individual (traditional) and group (innovation)). In this process, the emerging information and communication competence of students, which is the basis of professional competence of future managers in the course of their vocational training in high school.

Текст научной работы на тему «Профессионально ориентированная научно-исследовательская деятельность будущих менеджеров как средство формирования их информационно-коммуникационной компетентности»

12. Kobychev V.B., Vitkovskaja N.M. Osnovy teorii grupp dlya khimikov: ucheb.-metod. posobie[Fundamentals of group theory for chemists]: tutorial. Irkutsk: Irkut. State. University Publ. 2006. 52 p.

13. Messarovich M. Op. cit..

14. Gromyko N.V. Smysl i naznachenie metapredmetnogo podkhoda [Meaning and purpose of a meta-approach] / NII innovatsionnykh strategij razvitiya obshchego obrazovaniya - Research Institute of Innovative Strategies of general education. Available at: ug.ru/uploads/files/method_article/90/1; Encyclopedia of Mathematics: in 5 vols. Vol. 1. (in Russ.)

15. Krasovskii N.N. Matematicheskoe modelirovanie v shkole [Mathematical modeling in school] // Izvestiya UrGU - News of USU, Ekaterinburg, 1995, № 4, pp. 12-24.

16. Perminov E.A. O kurse "EHlementy teorii reshetok" v variativnoj metodicheskoj podgotovke budushchikh uchitelej matematiki[On the course "Elements of the theory of lattices" in variant methodical preparation of future mathematics teachers] / / Matematika i komp'yuternoe modelirovanie v issledovaniyakh studentov i shkol'nikov: materialy Vseros. molodezhnoj nauch.-praktich. konf. - Mathematics and computer modeling studies of students and schoolchildren: Proceedings of All-Russia. youth scientific-pactical. conf. Kirov. VyatSHU Publ. 2013. Pp. 19-22.

17. Perminov E.A. Diskretnaya matematika: ucheb. posobie dlya 8-9-kh kl. sred. obshcheobrazovat. shk[Discrete Mathematics: Textbook for 8-9 grades of general sch. Ekaterinburg: IRRO. 2004. 206 p.

18. Perminov E.A. O kurse "EHlementy teorii reshetok" v variativnoj metodicheskoj podgotovke budushchikh uchitelej matematiki[On the course "Elements of the theory of lattices" in variant methodical preparation of future mathematics teachers].

19. Gusev V.A. Vneklassnaya rabota po matematike v 6-8 klassakh[Class work in mathematics in grades 6-8] / V.A. Gusev, A.I. Orlov, A. L. Rosenthal. Moscow: Prosveshcheniye. 1984. 286 p.

20. Perminov E.A. Diskretnaya matematika[Discrete Math.]

УДК 378.147.88:338.24

О. В. Тарбеева

Профессионально ориентированная научно-исследовательская деятельность будущих менеджеров как средство формирования их информационно-коммуникационной компетентности

В статье рассматривается профессионально ориентированная научно-исследовательская работа (деятельность) будущих менеджеров, ее сущность, функции: мотивационная, методологическая, организационная, креативная, воспитательная; виды: индивидуальные (традиционные) и групповые (инновационные). В процессе этой работы в вузе формируется информационно-коммуникационная компетентность студентов, которая является основой профессиональной компетентности будущих менеджеров.

The article considers the job-oriented research work (activity) of the future managers, its essence, function (motivational, methodological, organizational, creative, educational), species (individual (traditional) and group (innovation)). In this process, the emerging information and communication competence of students, which is the basis of professional competence of future managers in the course of their vocational training in high school.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессионально ориентированная научно-исследовательская деятельность, информационно-коммуникационная компетентность, будущий менеджер.

Keywords: professional competence, professionally oriented research activities, information and communication competence, future manager.

Основой Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) как стандарта нового поколения, реализующего вузовские основные образовательные программы, является компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования. Реализация этих стандартов объективно

© Тарбеева О. В., 2014 120

требует построения новой модели подготовки будущего специалиста (бакалавра, магистра) и обусловливается разнообразием и структурной сложностью общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров [1], содержащихся в ФГОС ВПО.

Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения. При этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Профессиональная компетентность является основной составляющей профессиональной деятельности и будущих менеджеров. Чаще всего профессиональная компетентность употребляется для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма и рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [2].

Профессиональная компетентность менеджера является важнейшим критерием качества управленческой деятельности и понимается как способность и готовность менеджера к управлению, основанные на профессионально значимых и личностных качествах. Поэтому в настоящее время важным ресурсом профессиональной компетентности становятся не столько специальные знания, сколько информационно-коммуникационная компетентность как основа профессиональной деятельности, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие специалиста [3].

С формированием информационного общества к профессионально значимым для будущего менеджера компетентностям добавилась информационно-коммуникационная компетентность, которая является одной из ключевых компетентностей современного специалиста и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и т. д.

К задачам развития информационно-коммуникационной компетентности относят совокупность знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве [4].

Определяя информационно-коммуникационную компетентность будущего менеджера как готовность к работе в новых условиях информатизации, исследователи в качестве существенных указывают такие характеристики:

- способность решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и ИКТ;

- состоявшееся личностное качество, отражающее реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИТК в профессиональной деятельности;

- особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессиональной деятельности, используя ИКТ.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение и готовность самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема готовности и умения студентов использовать ИКТ в профессиональной деятельности рассматривается весьма активно [5]. Несмотря на сложность функций информационно-коммуникационной компетентности будущих менеджеров (информативная, информационно-обменная, технологическая, организационная, креативная), ее структура содержит следующие компоненты:

- мотивационный компонент включает систему мотивов, эмоционально-волевых и ценностных отношений менеджера к деятельности, к людям, к своим способностям, их развитию, отражает личностную заинтересованность менеджера в отношении использования ИКТ в профессиональной деятельности;

- когнитивный компонент выражает способность владения теоретическими знаниями, умениями и навыками оперирования информацией, информационными объектами и т. д., необходимы знания способов получения, переработки и передачи информации, навыки профессионального самосовершенствования, знание истории вычислительной техники, знание межпредметных связей и т. д.;

- деятельностный компонент представляет умение и готовность активно применять ИКТ в профессиональной деятельности как средство познания, развития и самосовершенствования;

- рефлексивный компонент проявляется в умении контролировать результаты своей деятельности, осуществлять анализ и самоанализ менеджером собственных навыков в области ИКТ и готовность к поиску новых средств для решения возникающих задач в профессиональной сфере.

Именно информационно-коммуникационная компетентность характеризует глубокую осведомленность в предметной области знаний, личный опыт субъекта, нацеленного на перспективу в работе, на становление современного научного мировоззрения; открытого к динамичному обогащению и самосовершенствованию за счет получения, оценивания и использования информации; умеющего создавать новую информацию; способного достигать значимых результатов и высокого качества в профессиональной деятельности. Таким образом, информационно-коммуникационная компетентность является основной компонентой профессиональной подготовки будущего менеджера.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего специалиста особенно активно происходит в системе высшего профессионального образования, в частности в научно-исследовательской работе (деятельности) студентов (НИРС). Её эффективность определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений, развитием личностных качеств, накоплением опыта творческой исследовательской деятельности по данному направлению подготовки [6].

В процессе профессионального образования в вузе студенты на аудиторных занятиях (лекции, семинары, практические занятия) и во внеаудиторной работе (учебная и производственная практика, научные лаборатории и кружки, конференции, олимпиады) занимаются профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельностью, в процессе которой они приобретают знания, умения и навыки профессиональной деятельности.

Профессионально ориентированная научно-исследовательская деятельность студентов - это вид активности обучающегося, направленной на получение и применение новых знаний по специфике профессиональной деятельности, развитие способностей и мотивации к научному профессиональному творчеству.

В профессионально ориентированной научно-исследовательской работе студентов можно выделить следующие ее функции:

- мотивационную, связанную с развитием познавательного интереса к содержанию научных исследований в профессиональной области, формированием профессиональной мотивации будущего специалиста;

- методологическую, предполагающую овладение студентами методологией научного познания и методикой научных исследований в профессиональной сфере;

- организационную, характеризующую приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы, самостоятельного решения научных задач, овладение навыками работы в научных коллективах, практическое ознакомление студентов с методами организации их работы; привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских, опытных и проектно-конструкторских работ в профессиональной сфере;

- креативную, обусловливающую необходимость развития творческого мышления и творческого подхода к решению задач профессиональной деятельности; освоение методов самостоятельной работы с научной литературой, воспитание способности критического восприятия научной информации; углубленное и творческое освоение учебного материала; использование творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач социально-культурной сферы страны;

- воспитательную, предполагающую формирование сознательного отношения к профессиональному обучению и научно-исследовательской деятельности, стремления к самостоятельной работе, развитие интереса к научным исследованиям.

В практике профессионального образования в качестве основных видов профессионально ориентированной научно-исследовательской работы студентов можно выделить индивидуальные (традиционные) и групповые (инновационные) виды, которые в свою очередь можно также отнести к аудиторной и внеаудиторной деятельности.

К индивидуальным внеаудиторным видам профессионально ориентированной научно-исследовательской работы студентов относятся:

- чтение, анализ, отбор и систематизация научной литературы по профессиональному профилю деятельности, достижения отечественной и зарубежной науки в сфере профессиональной деятельности, составление библиографии по определенным темам;

- составление научных докладов, эссе, статей, тезисов по темам профессиональной деятельности;

- выполнение методических рекомендаций по актуальным вопросам профессиональной деятельности;

- участие в образовательных выставках, форумах, олимпиадах, а также научных конференциях и, по возможности, выступление с докладом на них по профилю деятельности;

- подготовка научных сообщений и рефератов по темам профессиональной деятельности;

- составление научных отчетов о выполнении элементов исследований во время практики;

- выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ по темам профессиональной деятельности.

Групповые внеаудиторные виды профессионально ориентированной научно-исследовательской работы студентов:

- объединения в научные кружки по определенному направлению исследования;

- работа в исследовательских группах по узкой теме профессиональной деятельности.

Успех профессиональной деятельности предполагает владение ее операционной, организаторской, психологической и нравственной сторонами, а также обобщенными профессиональными знаниями и готовностью к реализации оптимальных способов выполнения трудовых заданий. Наибольшее влияние на профессиональные намерения студентов оказывает интерес к учебным дисциплинам и участие их во всех видах профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности.

На формирование мотивационного компонента информационно-коммуникационной компетентности существенное влияние оказывают личная готовность и заинтересованность будущего менеджера к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, что характеризует стремление к формированию и развитию творческих возможностей и способностей использовать ИКТ в профессиональной сфере, уровне самооценки в области ИКТ, а также мотивах выбора информации. Студенты имеют возможность участвовать в научных конференциях, олимпиадах, форумах, выставках, проводимых на факультетах в рамках учебной и внеучебной деятельности, где прослеживается личная заинтересованность обучающегося. Мотивационный компонент информационно-коммуникационной компетентности очень важен в профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности студентов, так как определяет побуждение и интерес студентов к научным исследованиям в процессе обучения в вузе.

На формирование когнитивного компонента информационно-коммуникационной компетентности оказывают влияние знание современных ИКТ и владение ими будущим менеджером в профессиональной деятельности, способность к восприятию, передаче, получению, отбору, хранению, воспроизведению, представлению и интеграции информации в профессиональной сфере, а также способность к моделированию и конструированию информационно-образовательной среды и прогнозированию результатов собственной деятельности. Умение студентом найти информацию, представить ее в виде реферата, доклада по теме, курсовой работы по учебной дисциплине или выпускной квалификационной работы на последнем курсе обучения - в той или иной мере происходит участие студентов в научно-исследовательской деятельности в рамках учебного процесса. Когнитивный компонент информационно-коммуникационной компетентности характеризует уровень знаний, умений и навыков в процессе профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности студентов.

На формирование деятельностного компонента информационно-коммуникационной компетентности существенное влияние оказывает умение использовать и способность организовывать профессиональную деятельность на основе средств ИКТ для решения профессиональных задач - это готовность к использованию ИКТ в условиях профессиональной деятельности в постоянно меняющемся информационном обществе, способность применять ИКТ для решения специализированных задач, а также готовность к освоению эффективного доступа к информации и аналитической обработке этой информации в профессиональной

деятельности. В процессе проведения научных поисков и представления конечного результата, например в период прохождения различных типов практики на предприятиях и в организациях, представление исследовательских отчетов, выражается в умении и способности организовывать профессиональную деятельность. Деятельностный компонент информационно-коммуникационной компетентности связан с особой спецификой профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности студентов.

На формирование рефлексивного компонента информационно-коммуникационной компетентности существенное влияние оказывает способность менеджеров освоить новые программные средства и технологии для работы в профессиональной деятельности, так как происходит непрерывный процесс их модернизации и обновления - готовность к совместному освоению научного и социального опыта; наличие совместной рефлексии и саморефлексии. Студент может и готов использовать новые технологии и средства в своей научной деятельности, например для написания выпускной квалификационной работы, а также во взаимодействии с преподавателем по теме исследования той же выпускной квалификационной работы. Рефлексивный компонент информационно-коммуникационной компетентности связан с профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельностью студентов как средство осознания студентом-исследователем результата исследований.

Таким образом, эффективная профессионально ориентированная научно-исследовательская деятельность будущих менеджеров - неотъемлемое средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов, которая является основой профессиональной деятельности будущих менеджеров.

Примечания

1. Зайцева О. Н. Формирование информационно-коммуникационной компетентности в системе уровневого образования / / Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013). Пермь: Меркурий, 2013. С. 124-126.

2. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000. 54 с.

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.,

2002.

4. Тришин С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 22 июня. URL:http://www.eidox.ru/journal/2004/0622-09.htm

5. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать / / Информатика и образование. 2004. № 3. С. 95-99.

6. Никитина Е. Ю. Применение технологии проблемного обучения при организации образовательного процесса в высшей школе / / Гуманизация образования в контексте системного подхода: материалы 4-й Всерос. конф. Бийск, 2007. С. 266-269.

Notes

1. Zaitseva O.N. Formirovanie informatsionno-kommunikatsionnoj kompetentnosti v sisteme urovnevogo obrazovaniya [Formation of information and communication competence in the formal education] / / Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy III mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', yanvar' 2013) - Problems and Prospects of Education: Proceedings of the III International scientific conf. (Perm, January 2013). Perm: Mercury. 2013. Pp. 124-126.

2. Pugachev V.P. Rukovodstvo personalom organizatsii [Management staff of the organization]. Moscow: Aspect Press. 2000. 54 p.

3. Raven J. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve. Vyyavlenie, razvitie i realizatsiya [Competence in modern society. Identification, development and implementation]. Moscow. 2002.

4. Trishin S.V., Hutorskoy A.V. Informatsionnaya kompetentnost' spetsialista v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Information competence of specialist in the system of additional vocational training] // Internet magazine "Eidos", 2004, 22 June. Available at: http: //www.eidox.ru/journal/ 2004/0622-09.htm (in Russ.)

5. Lebedev M.B., Shilova O.N. CHto takoe IKT-kompetentnost' studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovat' [What is the ICT competence of students of pedagogical university and how to generate it] / / Informatika i obrazovanie - Education and Informatics, 2004, № 3, pp. 95-99.

6. Nikitina E.Y. Primenenie tekhnologii problemnogo obucheniya pri organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v vysshej shkole [Application of technology of problem-based learning in the organization of the educational process in higher education] / / Gumanizatsiya obrazovaniya v kontekste sistemnogo podkhoda:

materialy 4-j Vseros. konf. - Humanization of education in the context of a systematic approach: Proceedings of the 4th All-Russia conf. Bijsk. 2007. Pp. 266-269.

УДК 510 (075.5)

С. В. Напалков

О практическом использовании тематических образовательных Web-квестов в школьном обучении математике

В статье раскрывается значение современной образовательной технологии Web-квест для совершенствования процесса обучения математике школьников; раскрывается структура тематического Web-квеста, его содержательное наполнение и особенности использования.

There is a value of the modern educational Web quest technology for improvement of process of training in mathematics of school students reveals in the article; the structure of a thematic Web quest, its substantial filling and features of use reveals.

Ключевые слова: тематический Web-квест, современные технологии обучения математике, математическое образование школьников.

Keywords: thematic Web quest, modern technologies of training in mathematics, mathematical education of pupils.

Современное состояние науки и производства ставит перед математическим образованием школьников задачи, требующие поиска и разработки эффективных педагогических технологий освоения фундаментальных знаний, оптимизации методик обучения, обеспечивающих высокое качество математической подготовки школьников, задействующих широкие возможности электронных образовательных ресурсов [1].

Электронные образовательные ресурсы по математике могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной деятельности учащихся. Особое значение при специальной организации они могут приобрести на уроках обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме, поскольку использование их возможностей позволяет более эффективно реализовать функцию систематизации, сводящуюся к установлению структурно-логических связей между отдельными единицами знаний данной темы, а также их связей с предыдущими темами, разделами курса и даже другими учебными предметами; и функцию обобщения, заключающуюся в выделении главного в содержании темы, а именно ведущих понятий, положений, методов, способов их получения и применения. В этом и заключаются, по мнению Т. А. Ивановой, основные учебные задачи урока систематизации и обобщения знаний учащихся:

- осмысление идей, приведших к изучению новой темы;

- выделение ведущих понятий темы, установление связей между ними, а также связей с родственными понятиями других тем курса математики или других учебных предметов;

- выделение общих методов познания (логических и эвристических), с помощью которых были получены новые знания, и частных методов, характерных для данной темы;

- выделение ключевых задач темы и способов их решения; установление связей с ключевыми задачами других тем, схожими или по условиям, или по требованиям, или способу решения;

- осознание общего способа изучения всей темы и исследование возможностей другого её построения [2].

Решение выделенных учебных задач при использовании электронных образовательных ресурсов, способствующих обобщению и систематизации учебного материала темы, фактически позволяет охватить все компоненты её содержания: информационный, методологический, смысловой и ценностный. А поэтому способствует правильному формированию

© Напалков С. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.