Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих менеджеров в высшей школе'

Профессиональная подготовка будущих менеджеров в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ИКТ / УРОВНИ И ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агабаян Гаяне Сергеевна

Статья посвящена одной из важных проблем совершенствования профессиональной подготовки будущих менеджеров в университете формированию ИКТ-компетентности. В ней характеризуются этапы и краткое содержание опытно-экспериментальной работы в высшей школе, приводятся результаты диагностики сформированности готовности студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий в сфере управления образованием на различных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агабаян Гаяне Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих менеджеров в высшей школе»

Педагогические н ну ки

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Г. С. Агабаян

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MANAGERS IN HIGHER EDUCATION

Agabayan G. S.

The article covers one of the most important problems of the improvement of vocational training of future managers in the university, i.e. the problem of ITC-competence formation. The author characterizes the stages and the content of research work in higher education, reports the results of diagnostics of the students' readiness to use information and computer technologies in the sphere of education management in various teaching stages.

Статья посвящена одной из важных проблем совершенствования профессиональной подготовки будущих менеджеров в университете -формированию ИНТ-компетентности. В ней характеризуются этапы и краткое содержание опытно-экспериментальной работы в высшей школе, приводятся результаты диагностики сформированности готовности студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий в сфере управления образованием на различных этапах обучения.

Ключевые слова: профессиональная готовность, ИНТ, уровни и диагностика профессиональной готовности студентов; критерии профессиональной готовности студентов; педагогические условия эффективности подготовки студентов-менеджеров.

УДК 37

В современных условиях модернизации во всех сферах социальной жизни информатизация активно проникает в образовательное пространство. Информатизация управления в области образования безусловно ведет к эффективности менеджмента, способствует реформированию и в целом, развитию российского образования. В программных документах Министерства образования и науки РФ определены основные направления названного процесса, в том числе оптимизации профессионального образования, его структуры, содержания и форм подготовки специалистов в соответствии с современными достижениями в области информационно-коммуникативных компьютерных технологий.

Вместе с тем, на основе анализа исследований можно констатировать, что подготовка специалистов к информатизации управления остается одним из малоизученных направлений профессионального образования. Слабо разработаны теоретические основы проблемы, не нашли должного отражения в исследованиях содержательные и организационные аспекты подготовки кадров к управлению образовательными учреждениями на основе инфокоммуникативных технологий, где содержание интегрировало бы знания и умения, полученные студентами вузов при изучении курсов информатики, педагогики, психологии, менеджмента, управления, а технология подготовки позволяла бы формировать профессиональную готовность к информатизации управления

образовательных учреждений в условиях высшего профессионального образования.

Исследование посвящено информационному подходу к подготовке будущих менеджеров в условиях современного университета. На разных этапах исследования охвачено 225 респондентов (руководители, менеджеры, студенты, эксперты). В процессе работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; беседа; анкетирование; опрос и тестирование; изучение и обобщение педагогического опыта; обучающий эксперимент; качественный и количественный анализ экспериментальных данных, наблюдение, анализ программно-методических материалов.

Мы учитывали, что проблема формирования готовности студентов и специалистов к применению программно-методических материалов информационно-коммуникативных технологий в профессиональной сфере рассматривалась в трудах В. П. Беспалько, Ю. С. Брановского,

Я. А. Ваграменко, А. П. Ершова, С. Д. Жданова, В. А. Изводчикова, Т. А. Лавиной, М. П. Лапчика, М. А. Лейбовского, К. Р. Овчинниковой, С. В. Панюковой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, С. Р. Удалова, А. Е. Шахмана др. Ими обоснованы цели и задачи подготовки, содержание и методика обучения слушателей использованию средств информационно-коммуникативных технологий в системе непрерывного образования, выявлены педагогические условия развития информационной культуры обучающихся. Анализ полученных в эксперименте данных по оценке качества знаний, формируемой информационно-компьютерной компетентности, показал:

• наличие специальных знаний на начало опытно-экспериментальнной работы - 20,6 %, на конец опытно-экспериментальнной работы - 45,3 %, что определяет повышение на 18,4 %;

• качество личности коммуникативность проектно-технологическое мышление у 43 % на начало эксперимента и у 76 % - на конец опытно-экспериметральной работы,

формирующем эксперименте повышение составило по данному критерию 13%;

• лидерские качества составили 61 % в начале эксперимента и 72% в формирующем эксперименте, таким образом, повышение составило 11 %;

• компьютерная грамотность составляла 48 % в начале эксперимента и 76 % в формирующем эксперименте, что определило повышение на 28 %.

Рост знаний, личностных качеств будущих специалистов, выявленных по критериям, свидетельствует о результативности реализуемой педагогической модели. Полученные данные свидетельствуют о том, что реализованные стратегии образовательного процесса оказались продуктивными для развития исследуемой готовности студентов, их творческих и интеллектуальных способностей, поиска ими новой информации, формирования новых интеллектуальных и технологических умений деятельности в нестандартных условиях. Анализ полученных материалов показывает, что активизировались творческие возможности студентов, расширился их информационный диапазон.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что индивидуальная вариативная система информационно-коммуникативных знаний позволяет повышать уровень профессиональной подготовленности будущих специалистов для работы в современных динамичных условиях образовательной среды. Практические задания, реализованные в эксперименте, составлены таким образом, что в процессе их выполнения студенты использовали максимальное количество наиболее важных, базовых функций инфокоммуникативных программ, а содержание знаний отражало наиболее активный способ применения программ, используемых в практике управления.

Анализ этапов экспериментальной работы позволил констатировать следующее:

- Первый этап констатирующего эксперимента включал изучение практики управления образовательными учреждениями и состояние подготовки будущих специалистов к управлению на основе инфо-коммуникативных технологий. Анализ анке-

тирования руководителей образовательных учреждений и студентов выпускных групп очного и заочного отделений специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» ГОУ ВПО Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова показал, что в целом невысокий уровень готовности специалистов к применению инфокоммуникативных технологий в профессиональной деятельности (21%) является следствием недостаточного использования потенциальных возможностей формирования компетентности в области информатизации управления образовательными учреждениями в рамках существующей системы подготовки в вузе.

- Второй этап констатирующего эксперимента был ориентирован на исследование всех компонентов готовности специалистов к информатизации управления, их количественной и качественной характеристики в соответствии с выделенными уровнями. Обобщение фактических данных проводилось по следующим оценочным критериям:

1) мотивационно-ценностный -осознание включенности сферы образования в процессы глобальной информатизации и массовой коммуникации, отношение к информатизации направленность на использование ИКТ в управлении, мотивации на образование и самообразование в области информатизации управления;

2) когнитивный - система общих междисциплинарных знаний в области информатики, педагогики, психологии, менеджмента, управления ОУ и т. д., специальных научных знаний об информатизации образования, средств ИКТ, их применения в управлении ОУ, владение терминами и понятиями;

3) операционно-деятельностный -профессионально значимые умения и навыки;

4) прогностический - прогнозирование цели и задач развития ОУ, перспектив и последствий его информатизации, планирование системы сбора, обработки и передачи информации, необходимой для оптимального функционирования и развития ОУ, про-

цесса модернизации управления ОУ на основе ИКТ и формирования единой информационной образовательной среды;

5) аналитический - выполнение поиска, интерпретации управленческой информации: нормативной, правовой, административной, научной, учебно-методической, финансовой и др., определение возможности и целесообразности использования современной вычислительной техники и средств связи в решении задач управления ОУ, осуществление выбора аппаратного и программного сопровождения профессиональной деятельности, объяснение ситуаций, возникающих в процессе применения ИКТ, обоснование преимуществ тех или иных средств ИКТ;

6) коммуникативный - организация информационного взаимодействия, установление и поддержка контактов с общественностью: детьми, сотрудниками, родителями, учредителями, спонсорами, органами управления образованием, социальными институтами т. д., установление источников и формирование потоков информации о деятельности ОУ, построение общения с коллегами, экспертами, потребителями образовательных услуг (актуальными и потенциальными) в режиме реального времени, осуществление диалога, сотрудничества с различными предприятиями, учреждениями, органами власти на базе ИКТ;

7) инструментальный - применение компьютерной техники и электронных средств связи, текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, информационных и образовательных ресурсов сети, поисковых систем, каталогов, специальных программных продуктов, предназначенных для решения задач управления ОУ, разработка мультемидийных презентаций, создание и передача электронных писем, участие в работе сетевых объединений, Интернет-конференций, конструирование инфопространства и т. п.;

8) контролирующий - определение цели, содержания и технологии контроля информационного обеспечения управления ОУ, осуществление оценки информационного взаимодействия (внутреннего и внешне-

го), выявление причин обнаруженных недостатков и возможных путей их устранения, сочетание контроля и самоконтроля;

9) креативный - творческая активность, проявляющаяся в поиске и нахождении различных вариантов решения заданий; нестандартный подход к выполнению заданий; оригинальность решений управленческой задачи; творчество в принятии управленческого решения и его реализации.

Вышеуказанные критерии, выявленные с учетом последних исследований в области педагогического мониторинга, послужили основанием для определения четырех уровней сформированности готовности к информатизации управления ОУ у будущих менеджеров (начальный, удовлетворительный, достаточный, оптимальный).

Начальный уровень у 51 % респондентов отличается несформированностью моти-вационно-ценностный ориентаций, отсутствием интереса к образованию и самообразованию в области ИКТ. Знания респондентов поверхностны и бессистемны, что не дает возможности их свободного применения на практике частично владеют необходимыми умениями, но фактически не способны к использованию ИКТ при реализации управленческих функций.

У 76 % опрошенных на удовлетворительном уровне проявляется индифферентное отношение к информатизации управления ОУ и незначительный интерес к повышению профессиональной ИКТ-ком-петентности. Студенты обладают общими и некоторыми специальными знаниями, у них сформированы отдельные профессионально значимые умения, однако это не позволяет им рационально организовать информационное обеспечение управления на безе ИКТ.

На достаточном уровне 9 % респондентов демонстрируют позитивное отношение к информатизации управления, выражают потребность в развитии профессиональной ИКТ-компетентности, стремление к образованию в данной области. В целом они владеют комплексом знаний (общих и специальных), способы успешно решать типовые задачи на основе имеющихся умений и навыков, но испытывают сложности с их

переводом в конкретные технологические разработки и самостоятельным применением в новой ситуации.

Оптимальный уровень, выявленный у 4 % студентов, характеризуется устойчивой положительной мотивацией к информатизации управления, наличием интереса и потребности в самообразовании и совершенствовании профессиональной ИКТ-компетентности, глубокими, системными междисциплинарными знаниями об информатизации управления. У будущих менеджеров сформирован соответствующий тезаурус, они владеют комплексом необходимых умений и навыков, способны к построению информационной среды учреждения посредством программ общего и специального назначения, осуществляя их выбор в зависимости от ситуации. Они свободно, творчески используют ИКТ, как инструмент управления.

Анализ эмпирических данных показал, что студенты вуза в основном положительно относятся к возможности использования ИКТ в управлении, но не всегда мотивированы к самообразованию в этой области. Они проявляют интерес к самореализации в профессиональной сфере и внедрению новых механизмов организации информационного сопровождения будущей деятельности. Было выявлено, что у респондентов, участвующих в анкетировании, недостаточно сформированы знания, умения и навыки, обеспечивающие эффективность планирования, организации и контроля системы сбора, обработки и передачи информации, необходимой для качественного функционирования и развития учреждения в условиях информационного общества.

С учетом полученных сведений для проверки выдвинутой гипотезы было разработано содержание формирующего эксперимента. Опытная работа по подготовке специалистов информатизации управления проходила в несколько этапов. Каждый из них был направлен на решение ряда взаимообусловленных задач и занимал определенное место в системе профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Переход от одного этапа к другому

осуществлялся с опорой на предыдущий, что способствовало интеграции всех структурных элементов готовности специалиста к информатизации управления (мотивацион-но-целостный, когнитивный, операционно-деятельностный).

Подготовительный этап, который носил пропедевтический характер, был связан с формированием у студентов мотивацион-но-ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков в процессе изучения философии, культурологии, математики и информатики, концепций современного естествознания, технических и аудиовизуальных средств обучения, психологии, педагогики, а также в ходе практики, самостоятельной деятельности и научно-исследовательской работы (1-6 семестры).

Основной этап (7-10 семестры) предполагал развитие устойчивого мотивацион-но-ценностного отношения к информатизации управления, расширение и углубление системы общих и специальных знаний, совершенствование умений и навыков организации управления с использованием средств ИКТ. Особая роль здесь принадлежала базовым дисциплинам (социология, политология, правоведение, теория управления, культурология, методология и методика исследований) и специальным курсам (компьютерные игровые комплексы, информатизация управления ОУ).

Внедрение спецкурса «Информатизация управления» имело своей целью формирование профессиональной ИКТ-ком-петентности будущих менеджеров. Его содержание представлено такими разделами: 1) информатизация общества и системы образования; 2) технические и программные средства образовательного назначения; 3) история и современное состояние информатизации управления; 4) информационные технологии в управлении; 5) информационные технологии в управлении современными системами.

На практических занятиях перед студентами ставились различные технологические задачи, инструментами решения которых служили средства информационно-компьютерных программ. Общая тематика

заданий была разработана с учетом возможности её использования в работе в будущей профессиональной деятельности в сфере управления. В процессе выполнения заданий студенты максимально использовали возможности ИКТ-программ. Их содержание отражало наиболее адекватный способ применения программных средств и инструментария в практике управления. Такая технология обучения давала возможность актуализировать полученные сведения, применять их на практике. Промежуточная диагностика выявила определенный рост сформированных компетентностей по выделенным вопросам в экспериментальных группах, что свидетельствует об эффективности разработанной педагогической модели и использования выявленных педагогических условий в определенной системе.

При организации педагогического взаимодействия использовались разнообразные формы и методы, отвечающие цели и содержанию подготовки менеджеров к информатизации управления (лекции-дискуссии, лекции с элементами беседы, лекции с мультимедийным сопровождением, семинары, лабораторные практикумы, деловые игры, экскурсии, научно-практические конференции, педагогическая практика, подготовка курсовых выпускных квалификационных работ, проблемные ситуации, творческие задания и др.). Вместе с тем, применялась комплексная оценка усвоения учебного материала в системе «преподаватель - студент - группа»: рейтинговая оценка качества знаний, текстовые задания, ситуационные задачи, опросы, защита проектов, самодиагностика, взаимоконтроль, зачеты, экзамены, коллоквиумы и др.

Контрольные результаты свидетельствуют о положительных изменениях в развитии всех компонентов готовности будущих менеджеров к информатизации управления.

Важное место в исследовании заняла разработка и реализация модели профессиональной подготовки специалистов к использованию ИКТ в профессиональной сфере.

Изучение исследований В. А. Афанасьева, Л. К. Веретенниковой, А. В. Муд-рика, Г. В. Мухамедзяновой, Э. Г. Юдина и

др. позволило нам рассмотреть профессиональную готовность специалистов к информатизации управления образовательным учреждениям (ОУ), к динамично развивающемуся личностному интегральному образованию, выражающему в определенной степени профессиональной информационно-коммуникативной компетентности и состоящему из взаимопроникающих и дополняющих знаний, умений и навыков информационной деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), включающую осознанную мотивацию, креативный, творческий стиль мышления. Таким образом, данное личностное образование имеет довольно сложную структуру, включающую ряд взаимосвязанных компонентов: мотивационный, когнитивный, процессуальный, креативный.

Для наиболее эффективного результата экспериментальная методика обучения студентов выстроена таким образом, что она сочетала две стратегии: а) совершенствование специальной подготовки; б) повышение творческого потенциала студентов, как интегральной характеристики личности, включающей и качества креативного мышления.

Мотивационный компонент является системообразующим. Особенность полученного компонента предопределяется спецификой управления ОУ с позиции информационного подхода.

Реализация данных стратегий осуществлялась через систему учебных заданий с четко поставленной целью личностного и профессионального развития студента.

Экспериментальная модель подготовки будущих специалистов к информатизации управления ОУ объединяет такие составляющие как: социальный заказ, цель, задачи, принципы, направления и этапы работы, формы, методы и средства обучения, результат и уровни профессиональной готовности. Ее ядром выступает цель, которая заключается в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов к осуществлению информатизации управления образовательным учреждением (ОУ) и конкретизируется следующими задачами: 1) развитие осознанной мотивации к информатизации управле-

ния ОУ, деловых и личностных качеств менеджеров образования; 2) расширение и углубление системы знаний об информатизации управления ОУ; 3) выработка умений и навыков использования средств ИКТ в профессиональной деятельности.

Концептуальными положениями проектирования данной модели стали: системный подход как принцип познания действительности (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.), психологические теории об объективных законах развития личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Б. В. Ломов), её способностей (В. Д. Шадриков и др.) научно-методологические основы определения содержания и организации подготовки педагогических (управленческих) кадров (В. И. Андреев, Л. К. Веретенникова, Н. В. Веревка, А. В. Мудрик, В. А. Сласте-лин, К. М. Ушаков и др.).

В эксперименте реализация ключевых направлений подготовки специалистов осуществляется последовательно в рамках дисциплин высшего профессионального образования во всех блоках при актуализации межпредметных связей с учетом принципов гуманистической направленности, научности, сочетание теории и практики, системности, доступности, сочетание форм организации учебного процесса, прочности и действенности результатов. Как следствие, повышается эффективность подготовки студентов к информатизации управления, формируется определенный уровень профессиональной готовности будущих специалистов - менеджеров к названному виду деятельности.

В рамках реализации разработанной педагогической модели подготовки специалистов у студентов были сформированы мо-тивационно-ценностные ориентации, знания, умения, навыки, составляющие фундамент профессиональной ИКТ-компетент-ности. На уровень готовности к информатизации управления оказала влияние вся система подготовки специалистов менеджеров в вузе. При этом спецкурс «Информатизация в управлении» стал системообразующим средством, которое сфокусировало все составляющие процесса подготовки будущих менеджеров к управлению на основе ИКТ.

Таким образом, подготовка будущих менеджеров к информатизации управления представляет собой сложную профессионально-педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных между собой и взаимопроникающих компонентов. В основе такого процесса лежит педагогическая модель, реализация которой осуществляется на всех этапах профессиональной подготовки будущих менеджеров в университете.

Готовность к информатизации управления есть динамично развивающееся интегра-тивное образование, выражающее степень профессиональной ИКТ-компетентности специалиста. В его структуру входят мативаци-онно-ценностный, когнитивный и операцио-нально-деятельностный компоненты, специфика которых определяется своеобразием управления на основе ИКТ.

Эффективность используемого процесса подготовки студентов к информатизации управления в период их обучения в вузе определяется следующими педагогическими условиями: осуществление с учетом поликомпонентной структуры и содержания профессиональной готовности к информатизации управления; внедрение разработанной педагогической модели подготовки будущих специалистов к информатизации управления в образовательном процессе вуза, развитие информационной среды в учебном процессе университета; система методов, приемов, средств, опосредованных компьютерными технологиями, опирается на соответствующие современным требованиям психолого-педагогического обоснования; при использовании информационно-компьютерных

технологий в исследуемом процессе последовательно осуществляется принцип межпредметных связей, позволяющий объединять теоретические дисциплины с практическими; осуществление диагностики уровня формируемой готовности; проявление студентами познавательной и творческой активности в образовательном процессе. Данные условия были реализованы во взаимосвязи и взаимопроникновении в современных динамичных условиях образовательной среды университета.

Статья не исчерпывает всех аспектов развития профессиональной готовности будущих менеджеров средствами информационных и компьютерных технологий в связи с многогранностью данной проблемы, требующей дополнительных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веретенникова Л. К. Научно-педагогические основы опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении. — М, 2006.

2. Мухамедзянова Т. В. Гуманизация образования. — М, 2002.

3. Полат Е. С. Информационные и педагогические технологии. — М, 2002.

4. Шадриков В. Д. Психология способностей. — М, 2004.

Об авторе

Агабаян Гаяне Сергеевна, соискатель ученой степени МГГУ им. М. А. Шолохова. Сфера научных интересов - ИКТ-технологии в управлении образовательных учреждений, развитие профессиональной готовности будущих специалистов. gay25@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.