различными информационными источниками, представленными как в печатном, так и электронном виде, а также информационными ресурсами сети Интернет. Поэтому учитель, обладающий ключевой информационной компетентностью, владеет знаниями и умениями как в области традиционных (бумажных) технологий, так и в области информационных и коммуникационных технологий.
Базовая информационная компетентность учителя начальных классов определяется наличием знаний и умений в области психологии и физиологии, педагогических технологий, дидактики, знания особенностей использования современных технических средств, информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности для решения
основных профессиональных задач, направленных на достижение образовательных целей, с учетом запросов общества.
Специальная информационная компетентность учителя начальных классов предполагает наличие у него методических знаний по использованию традиционных (бумажных) технологий, компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий в организации образовательного процесса в начальной школе. Специальная информационная компетентность реализует базовые и ключевые компетентности применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов, а также готовность применять их в целостной интегрированной форме для достижения образовательных целей.
Библиографический список
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радио-новой. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2004.
2. Каракозов, С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования: дис. ... докт. пед. наук [Текст] / С.Д. Каракозов. - Барнаул, 2005.
3. Ракитина, Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: автореф. дис. ... докт. пед. наук [Текст] / Е.А. Ракитина. - М., 2002.
4. Мылова, И.Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования [Текст] / И.Б. Мылова // Информатика и образование. - 2004. - № 9.
5. Коршунова, В.В. Становление информационной компетентности будущего учителя начальных классов: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В.В. Коршунова. - Петрозаводск, 2006.
Статья поступила в редакцию 12.0309
УДК 681.3(07)
Н. Ю. Королева, канд. пед. наук,доц. МГПУ, г. Мурманск Д.П. Тевс, канд. пед. наук,доц. АлтГПА, г. Барнаул А. В. Замятина, ас. МГПУ, г. Мурманск
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЫ
Описывается подход к построению методической системы обучения будущих учителей информатики педагогическим технологиям информационно-образовательных систем обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.
Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, педагогические технологии на основе ИКТ, ИКТ-насыщенная среда.
Внедрение цифровой техники в повседневную жизнь учащихся ставит перед будущим учителем информатики задачи не только по ее использованию в обучающей деятельности, но и в области квалифицированного создания образовательных информационных ресурсов, призванных формировать для учащихся необходимую образовательную среду. В настоящее время возникла потребность в учителе, способном решать новые профессиональные задачи, и в готовности педагога использовать именно новые педагогические технологии в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.
Становление профессиональной компетентности будущего учителя предполагает развитие в нем способности и готовности решать профессиональные задачи средствами информационно-коммуникационных технологий как в предметной области обучения, так и области управления образовательным процессом.
Понятие «готовность» нельзя рассматривать отдельно от понятия «компетентность», составляющего основу профессионализма. На сегодняшний день существует достаточно мно-
го подходов к определению понятия «профессионализм» (В. А. Сластенин и др. [7], В. Бондаревский [2], В. Шувалова и О. Шиняева [11], Я. Турбовской [10], В. Я. Синенко [9] и др.). В отношении деятельности учителя, согласно работе М.В. Афониной [1], мы понимаем готовность как органичный сплав высокого уровня выполнения профессиональной деятельности с определенными личностными качествами.
Профессиональная компетентность является основой профессиональных качеств личности и включает не только представление о квалификации, но и развитые социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности [8] и, согласно работе [5], понимается как интегральная характеристика, определяющая умение специалиста решать профессионально-педагогические проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях учебной и научной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Сущностные признаки компетентности позволяют говорить о том, что компетентный специалист (в частности, педагог) должен быть устремлен в будущее и предвидеть изменения, поскольку профессиональная деятельность учителя не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует постоянного и непрерывного (само)образования. Деятельность компетентного специалиста соответствует модели профессионального развития, в которой основной акцент переносится на становление умения «выйти» за пределы непрерывного потока повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию. Следовательно, подготовка будущего учителя должна быть ориентирована не на обучение передавать готовые знания, а на формирование готовности будущего учителя находить знания (и средства) и применять их для решения профессиональных задач.
Авторы работы [3] выделяют несколько значимых для работы учителя уровней подготовки, на основе которых можно выделить уровни готовности к профессиональной деятельности: (1) воспроизведения готовых знаний в предметной области; (2) передачи знаний; (3) самостоятельного исследования.
Согласно работе А.К. Марковой [6], можно определить следующие ключевые критерии и показатели готовности будущего учителя к деятельности в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды:
- направленность на эффективную профессиональную деятельность в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды;
- осознанность действий при решении профессиональных задач;
- сформированная научно-методическая основа действий (необходимая система знаний для решения основных профессиональных задач в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды);
- умение четко и правильно ставить цели своей деятельности, освоенность действий (умения, навыки и опыт в решении профессионально-педагогических задач);
- результативность.
Непосредственно сама готовность педагога к деятельности формируется в условиях решения профессиональных педагогических задач, среди которых наиболее важными выступают следующие виды его деятельности в условиях классноурочной системы: изложение новых знаний; закрепление изучаемого материала; организация самостоятельной работы учащихся; применение знаний учащихся на практике; проверка и оценка достижений учащихся.
Очевидно, что формирование готовности будущего учителя к деятельности в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды должно производиться в рамках решения им профессионально-педагогических задач на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Формирование единого информационно-образовательного пространства, которое составляют информационно-образовательные среды отдельных образовательных заведений, обусловлено быстрым темпом накопления информации и развивается в следующих направлениях:
- модернизация сетевых технологий учебных заведений;
- создание информационно-образовательных серверов для распространения учебно-методической информации;
- создание баз и банков данных;
- внедрение программных средств автоматизации рабочих процессов, включая управление учебным процессом и подразделениями учебного заведения;
- максимальное использование ресурсов сети Интернет, создание образовательных порталов учебных заведений с последующим объединением ресурсов в регионах и странах.
Информатизация образования предполагает развитие существующих и создание новых средств обучения, способствующих повышению качества обучения и предназначенных для организации работы обучаемых в единой распределенной информационно-образовательной среде. Новые средства обучения ставят вопросы разработки методик обучения на их основе, что влечет за собой трансформацию форм «традиционного» и развитие дистанционных. Современное образование в настоящее время достаточно активно использует сформировавшуюся ИКТ-насыщенную среду: широко использует не только Интернет-технологии, включая мультисервисные возможности сетей, электронные библиотеки, учебно-методические мультимедиа материалы (цифровые образовательные ресурсы), но и в арсенале учителя появилось достаточно новых аппаратно-программных средств обучения, призванных помочь учителю быстро и качественно создавать и использовать дидактические материалы (интерактивные доски, документ-камеры и т.п.)
Подготовка будущего учителя информатики к деятельности в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды может быть осуществлена в рамках дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения», предложенной С.Д. Каракозовым и Н. И. Рыжовой [4] для специализированной подготовки будущих учителей информатики.
Методическая система обучения созданию и использованию ресурсов информационно-образовательных систем обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды строится на основе современных педагогических подходов (компетентностного, деятельностного, модульного) согласно следующим положениям:
а) содержание обучения выстраивается на основе модели деятельности современного учителя информатики;
б) формы организации обучения отбираются на основе деятельностного подхода и основываются на модульной технологии.
Она может быть описана с использованием классической модели, в которой:
- цели и содержание обучения описываются как совокупность задач, определяющих готовность будущего учителя информатики к использованию педагогических технологий информационно-образовательных систем обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды;
- основным методом обучения выступает метод целесообразно подобранных задач, которые отражают основные этапы деятельности специалиста в области проектирования, организации и управления педагогическим процессом в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.
Содержание обучения имеет технологическую направленность, поскольку направлено на обучение педагогическому проектированию и созданию учебных ресурсов (по мнению А. Ю. Уварова [12], деятельности, основанной на технологии педагогического дизайна), а также эффективному использованию средств ИКТ-насыщенной образовательной среды.
Примерное содержание обучения может быть представлено в следующих учебных модулях:
Модуль 0. Современные педагогические технологии ИКТ-насыщенной среды.
Модуль 1. Педагогические технологии изложения новых знаний на основе ИКТ.
Модуль 2. ИКТ как технологии закрепления изучаемого материала.
Модуль 3. Педагогические ИКТ организации самостоятельной работы учащихся.
Модуль 4. Технологии работы по применению знаний на практике на основе ИКТ.
Модуль 5. Педагогические ИКТ проверки и оценки знаний, умений, навыков.
Приведем предлагаемый нами подход к отбору возможного примерного содержания дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» специализации «Системный администратор учебных компью-
терных сетей» в виде табличной информационной модели, построенной на основе сравнительного анализа технологий традиционного и дистанционного обучения с выделением возможных типов уроков и видов деятельности учителя (табл. 1).
В заключение можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития образовательных информационных технологий сформировавшаяся ИКТ-насыщенная среда требует от современного учителя непременной готовности к эффективному использованию ее средств в профессиональной деятельности независимо от технологии реализации учебного процесса (традиционно или дистанционной).
Таблица 1
Примерное содержание дисциплины "Педагогические технологии информационно-образовательных систем"
Модуль Традиционные технологии Дистанционные технологии Типы уроков Деятельность учителя
Модуль 0 Современные педагогические технологии ИКТ-насыщен-ной среды. Базовые понятия и теоретические основы педагогических технологий; распределенные информационнообразовательные системы обучения (информационно-образовательные среды); традиционные и дистанционные системы обучения; информационное обеспечение образования; управление образованием.
Модуль 1 Педагогические технологии изложения новых знаний на основе ИКТ. Использование проектора; интерактивной доски; документ-камеры; презентаций; создание и использование электронного наглядного материала; использование мультимедиа энциклопедий; виртуальные экскурсии и т.п. Создание презентаций и «видео-презентаций» (Бьерн Биллер); видеосюжетов и видеофильмов; масштабных телеконференций, «настольных» видеоконференций, аудио-конференций; 1Р телефония. Смешанные; изложения нового материала; интегрированные; учебные экскурсии. Информацион-но-объяснитель-ная; обучающая
Модуль 2 ИКТ как технологии закрепления изучаемого материала. Создание и использование электронных учебных ресурсов (УМК, учебников и т.д.); работа с модулями (открытые электронные образовательные ресурсы нового поколения); работа с виртуальными лабораториями, виртуальные эксперименты Создание и использование электронных лабораторных дистанционных практикумов; информационно-образовательных серверов школы. Смешанные; уроки выработки практических умений и навыков. Обучающая
Модуль 3 Педагогические ИКТ организации САмостоятельной работы учащихся. Создание и использование информационно-образовательных серверов школы; разработка Web-сайтов (личных страничек) школы, учителей, учащихся; электронные ресурсы для самостоятельной работы учащихся; образовательные ресурсы Интернет; Создание и использование информационнообразовательных серверов школы; электронных библиотек; разработка сайтов (личных страничек); образовательные ресурсы Интернет; доски объявлений. Смешанные; домашняя работа; индивидуальная работа на уроках. Обучающая
Модуль 4 Технологии работы по применению знаний на практике на основе ИКТ. Разработка и использование электронных сборников упражнений, задачников; работа с виртуальными лабораториями, виртуальные эксперименты; использование интерактивной доски. Разработка и использование электронных сборников упражнений, задачников; обучающих и контролирующих программ. Смешанные; повторения, систематизации и обобщения; семинары, конференции. Обучающая
Модуль 5 Педагогические ИКТ проверки и оценки знаний, умений, навыков. Тестовые задания: формы и требования к ним; Программы тестирования: анализ рынка программ; программирование тестов в языках программирования; создание тестов в офисных приложениях; Обработка результатов тестирования: формы отчетов; разработка и ведение БД успеваемости учащихся; балльно-рейтинговая система. Использование чатов ^куре, ISQ и т.п.); работа на форумах; общение посредством электронной почты; использование теле- и видеоконференций. Смешанные; уроки проверки и оценки знаний учащихся. Аналитикооценочная; диагностическая; корректирующая
Библиографический список
1. Афонина, М. В. Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения [Текст]: автореф. на соиск.уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика) / Афонина Марина Викторовна. Барнаул, 2007.
2. Бондаревский, В.О педагогическом творчестве и опасности дилетантизма [Текст] / В. Бондаревский // Народное образование. -1988. - № 6.
3. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие [Текст] / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: ЛПК и ПРО, 2003.
4. Каракозов, С.Д. Информационно-образовательные системы. Учебно-методический комплект [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова.
- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.
5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радио-новой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
6. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: 1996.
7. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998.
8. Профессионально-педагогические понятия: Словарь [Текст] / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2005.
9. Синенко, В.Я. Профессионализм учителя [Текст] / В.Я. Синенко // Педагогика. - 1999. - № 5.
10. Турбовской, Я. Без профессионализма нет ответственности [Текст] / Я. Турбовской // Народное образование. - 1999. - № 10.
11. Шувалова, В. От неуверенности - к профессионализму [Тест] / В. Шувалова, О. Шиняева // Народное образование. - 1995. - № 1.
12. Уваров, А.Ю. Информатизация школы и педагогический дизайн [Текст] / А.Ю. Уваров. - М.: ВЦ РАН, 2005
Статья поступила в редакцию 12.03.09
УДК 378
Н.В. Медведенко, соискатель АлтГПА, г. Южно-Сахалинск
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЛЕМЫЕ ПОДХОДЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе описаны подходы к изучению подготовки личности к профессиональной деятельности с точки зрения научной литературы (функциональный и личностный), а также в соответствии с эволюцией подходов к менеджменту и развитием управления (классический, человеческих отношений и научный).
Ключевые слова: подход, подготовка, профессиональное образование, менеджер, менеджмент, модульно-рейтинговая система, профессиональная деятельность, теория управления.
Для того чтобы определить полное представление о подготовке менеджеров к профессиональной деятельности, необходимо определить основные подходы к изучению данного явления, а также выявить ее структуру.
В научной литературе существуют два подхода к изучению подготовки личности к профессиональной деятельности: функциональный и личностный.
Функциональный подход проявляется в выявлении процессуальных качеств, непосредственно значимых для деятельности. С точки зрения функционального подхода подготовки, это определенное функциональное состояние, психологическая и социальная установка отношения, которая характеризует поведение личности.
Личностный подход связан с изучением подготовки как комплекс интегрированных, но разнородных свойств, различающихся по их месту и функциям в регуляции деятельности. При этом, ведущую интегрирующую роль выполняют личностные качества, выражающие направленность на соответствующую должность.
Личностными качествами менеджера являются: тяга к знаниям; профессионализм; ориентация на экономичность; ориентация на производительность; умение создавать коалиции; умение распознавать рациональные концепции; творческий подход; упорство; трудолюбие; уверенность в своей правоте; преданность делу; нестандартное мышление; изобрета-
тельность, инициативность и способность генерировать идеи; способность давать указания и умение выслушивать мнение партнеров (подчиненных, коллег); способность влиять на людей; способность выражать свое собственное мнение; способность к логическому мышлению; способность стимулирования профессионального роста подчиненных (коллег); способность объективно оценивать чужое мнение; способность объективно оценивать профессиональные качества подчиненных (коллег); способность публичного выступления; коммуникабельность; уравновешенность; лидерство; саморазвитие и самоорганизация; самоконтроль; энергичность и жизнестойкость; ответственность; умение и потребность работать в коллективе; озабоченность престижем предприятия или организации.
Как отмечает В.А. Сластенин, подготовка к деятельности есть такое особое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности осознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на модели вероятного поведения, определения социальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата [1].
Высокая профессиональная подготовка является залогом успешной работы менеджера. Высококвалифицированный