УДК 378.147:004
Р.А. Барышев,
Сибирский федеральный университет
Формирование модели информационно-коммуникационных компетенций в библиотеке вуза
Развитие высшего образования в России направлено на обеспечение качества подготовки высококвалифицированного, компетентного специалиста в соответствии с требованиями государства, общества, экономики и культуры, а также интересами и способностями личности. Компе-тентностный подход рассматривается как инновационный процесс в образовании. Он соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта, повышает качество высшего профессионального образования.
В настоящее время существуют десятки определений терминов «компетенция» и «компетентность». Многие из определений сводятся к следующему. Компетентность - это способность (готовность) на основе полученных знаний, умений, навыков и личностных качеств успешно осуществлять профессиональную деятельность. Компетентностный подход акцентирует внимание на обладании не только необходимым объемом знаний, но и умением применять их в различных ситуациях. Качество подготовки, конкурентоспособность выпускника зависят от уровня приобретенных компетенций.
Компетентностный подход предполагает перенос основного внимания с качества образовательных программ и организации учебного процесса на конечные результаты обучения и освоения
программ. Основой компетент-ностного подхода является квалификационная модель в формате компетенций. Специфика управления профессиональной подготовкой будущих специалистов обусловлена пониманием сущности их профессиональной компетенции, которая трактуется как интегральная способность личности, определяется профессиональными знаниями и умениями, профессионально значимыми личностными качествами, ценностными ориентациями в социуме, мотивами деятельности, стилем общения, общей культурой, а также способностью к целенаправленному саморазвитию,
Сибирский федеральный университет
пониманию и взаимодействию с окружающими [1].
Информационная компетет-ность является одной из составляющих профессиональной компетентности. Следует отметить, что современной наукой накоплен определенный опыт в исследовании сущности информационной компетентности. По мнению А.Н. Завьялова, информационная компетентность - это обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и
© Барышев Р. А., 2016
РУСЛАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БАРЫШЕВ
кандидат философских наук, директор Библиотечно-издательско-го комплекса Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: педагогика, информационные технологии, информатизация образования, библиотечное дело. Автор 35 публикаций
Рассматривается компетентностный подход в системе высшего образования. Показана деятельность научной библиотеки в университете, которая направлена на формирование информационно-коммуникационных компетенций. Приводится че-тырехкомпонентный состав информационных компетенций. Представлены оценки для определения уровня развития компетенций у пользователей библиотеки. Предложены пути повышения уровня информационно-коммуникационных компетенций студентов.
Ключевые слова: компетентностный подход, информационно-коммуникационные компетенции, статус пользователя, оценка компетенций.
The article highlights competence-based approach in the system of the higher education. The activity of Scientific Library at university is directed to formation of information and communication competences. Also considers the four-component structure of information competences and provides criteria for determination of the development level of user competences at library. Moreover, offers the ways of level increase of information and communication competences students.
Key words: competence-based approach, information and communication competences, user status, competence assessment.
опыт в профессиональной области [2].
Информационная компетентность, по С.В. Тришиной, представляет собой интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора,усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип
предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и ре-ализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [5].
А.В. Хуторской понимает информационную компетентность следующим образом: при помощи реальных объектов (телевизора,
Студенты занимаются в электронной библиотеке
магнитофона, телефона, факса, компьютера, принтера, модема) и информационных технологий (аудио- и видеозаписи, электронной почты, средств массовой информации, Интернета) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее [6].
Анализ литературы, посвященной образовательным функциям библиотеки, позволяет сделать вывод, что такие функции сводятся в первую очередь к формированию информационной компетентности пользователя, т.е. к его информационной культуре и грамотности. Как элемент структуры электронной информационно-образовательной среды, электронная библиотека реализует цели университета, которые в самом общем виде можно обозначить как подготовка выпускников, отвечающих требованиям современного общества. Анализ работ зарубежных и отечественных ученых позволил выделить, систематизировать и описать теоретические основы информационной компетентности, определить свойства, функции, задачи и уровни ее развития.
Например, А.В. Хуторский в структуре категории «информационная компетентность» выделяет следующие компоненты: ког-нитивность, мотивационность, технологичность, коммуникативность, саморазвитие [6].
Модель информационной компетентности П.К. Петрова, Н.Г. Сабитовой включает четыре компоненты: когнитивную, моти-вационную, деятельностную, коммуникационную [4].
Автор В.Л. Лозицкий информационную компетентность студента представляет целесообразным рассматривать структурно на следующих уровнях: мотивационно-целевом, когнитивном, операци-онно-деятельностном, оценочно-рефлексивном [3].
Для выделения основного содержания информационной компетентности возьмем за основу одну из зарубежных наработок [7]. В нем выделяют следующие четыре аспекта информационной компетентности:
- информационную сознательность, которая относится к пониманию социального статуса, ценности и функционирования информационного поведения;
- информационные технологии, владение ими на должном уровне;
- информационную способность, которая включает в себя способности к анализу, получению, обработке информации;
- информационную этику, которая относится к принципам информационного поведения [7].
Эти аспекты перекликаются с четырехкомпонентным составом компетенции. Так, информационную сознательность можно соотнести с мотивационно-цен-ностным компонентом, владение информационными технологиями - с деятельностным, информационную способность - с когнитивным, информационную этику -с рефлексивно-оценочным.
Наличный уровень развития каждого компонента определяет уровень информационной компетентности пользователя библиотеки. Если описывать его на формально-критериальном уровне, то можно ввести понятие «статус» читателя.
Под статусом мы будем понимать совокупность стабильных значений информационных параметров пользователя. Отметим, что понятие «статус» мультивек-торное и складываться оно может из самых разнообразных составляющих. Задача библиотеки - определить эту совокупность и определить критерии, согласно которым можно дифференцировать статусы - от низких, неудовлетворительных, к высоким. Высокий статус должен отражать развитую информационную ком-
Таблица 1
Оценка статуса пользователя по мотивационно-ценностному компоненту информационной компетентности
Уровень проявленности критерия Критерий
Неудовлетворительный Информационные потребности отсутствуют Студент не является читателем библиотеки. Не зарегистрирован в Личном кабинете. Печатными и электронными ресурсами библиотеки не пользуется
Удовлетворительный Информационные потребности находятся на стадии формирования Студент является читателем библиотеки. Посещает библиотеку один раз в семестр, чтобы получить учебные материалы. Зарегистрирован в Личном кабинете. Работает с печатными изданиями и электронными ресурсами. Просматривает и скачивает 5-10 источников в месяц
Хороший Информационные потребности сформированы. Мотивация информационной деятельности ориентирована на успех и самоутверждение Студент пользуется библиотекой в среднем не реже чем три раза в месяц. Зарегистрирован в электронно-библиотечных системах и базах данных отечественных ресурсов. Просматривает и скачивает 11-20 источников в месяц
Отличный Устойчивая потребность в информации, проявление высокой степени информационной активности. В качестве основного мотива приобретения информации выступает саморазвитие и самосовершенствование Студент пользуется библиотекой в среднем не реже чем один-два раза в неделю. Зарегистрирован в электронно-библиотечных системах и базах данных российских и зарубежных ресурсов. Активно пользуется услугами электронной библиотеки. Просматривает и скачивает 21 и более источников в месяц
Таблица 2
Оценка статуса пользователя по деятельностному компоненту информационной компетентности
Уровень проявленности критерия Критерий
Неудовлетворительный Навыки поиска информации отсутствуют Читатель не пользуется электронным каталогом Научной библиотеки Сибирского федерального университета. Не зарегистрирован в Личном кабинете
Удовлетворительный Навыки поиска информации находятся в стадии формирования. Плохое знание информационных источников Читатель пользуется электронным каталогом Научной библиотеки Сибирского федерального университета. Использует сервисы Личного кабинета: «Мой формуляр», «Рекомендованная литература», «Руководство пользователя»
Хороший Знание алгоритмов оптимизированного поиска информации. Хорошо ориентируется в различных информационных источниках Читатель пользуется электронным каталогом Научной библиотеки Сибирского федерального университета. Ведет расширенный поиск информации. Использует поисковую систему интегрированного поиска «единое поисковое окно» (ЕВБСО). Ведет поиск ресурсов по российским базам данных. Использует сервисы Личного кабинета: «Мой формуляр», «Рекомендованная литература», «Руководство пользователя», «История выдач и скачиваний», «История поисковых запросов», «Корзина заказов на абонементах»
Отличный Разрабатывает стратегии поиска. Демонстрирует обширные знания информационных источников, идентифицирует и оценивает их, отбирает и извлекает найденную информацию Читатель пользуется электронным каталогом Научной библиотеки Сибирского федерального университета. Ведет расширенный поиск информации. Использует поисковую систему интегрированного поиска «единое поисковое окно» (ЕВБСО). Ведет поиск ресурсов по российским и зарубежным базам данных. Использует сервисы Личного кабинета: «Мой формуляр», «Рекомендованная литература», «Руководство пользователя», «История выдач и скачиваний», «История поисковых запросов», «Корзина заказов на абонементах», «Корзина заказов услуги "печать по требованию"», «Оформить заказ на издание по межбиблиотечному абонементу»
Таблица 3
Оценка статуса пользователя по когнитивному компоненту информационной компетентности
Уровень проявленности критерия Критерий
Неудовлетворительный Не владеет методами аналитико-синтетической обработки информации Студент не пользуется ресурсами библиотеки
Удовлетворительный Слабое владение методами ана-литико-синтетической обработки информации Пользователь работает с учебной и научно-популярной литературой для подготовки к практическим занятиям. Пишет рефераты, курсовые работы
Хороший Владеет методами аналити-ко-синтетической обработки информации Пользователь работает с учебной и научно-популярной литературой, научной периодикой. Пишет рефераты, курсовые работы. Разрабатывает тезисы докладов
Отличный Произвольно владеет методами аналитико-синтетической обработки информации Пользователь работает с учебной и научно-популярной литературой, научной периодикой, материалами конференций, монографиями. Пишет рефераты, курсовые работы. Разрабатывает тезисы докладов. Готовит научные статьи
Таблица 4 Оценка статуса пользователя по рефлексивно-оценочному компоненту информационной компетентности
Уровень проявленности критерия Критерий
Неудовлетворительный Отсутствие навыков критической оценки информации Студент не пользуется услугами библиотеки. Не использует сервис «Проверка работы системой антиплагиат»
Удовлетворительный Испытывает трудности при отборе информации. Умения использовать полученную информацию находятся в стадии формирования Читатель готовит доклады и презентации к учебным занятиям. Участвует в региональных конференциях. Оценка выпускной квалификационной работы «удовлетворительно». Использует сервис «Проверка работы системой антиплагиат» в среднем не реже чем один раз в семестр
Хороший Демонстрирует навыки использования информации в учебной и профессиональной деятельности. Демонстрирует умение оценивать качественную сторону информации Читатель готовит доклады и презентации к учебным занятиям. Участвует в региональных и российских конференциях. Оценка выпускной квалификационной работы «хорошо». Использует сервис «Проверка работы системой антиплагиат» в среднем не реже чем один раз в месяц
Отличный Умение критически оценивать информацию, гибкость и разнообразие критериев оценки. Демонстрирует собственный стиль информационного поведения, умение эффективно использовать информацию при решении профессиональных задач. Производит собственный информационный продукт в виде информации нового качества Читатель готовит доклады и презентации к учебным занятиям. Участвует в региональных, российских и международных конференциях. Оценка выпускной квалификационной работы «отлично». Использует сервис «Проверка работы системой антиплагиат» в среднем не реже чем один раз в неделю
петентность пользователя, а низкий - неудовлетворительную. При этом подходе задача библиотеки выглядит как повышение статуса читателя, свидетельствующее о развитии информационной компетентности.
Дифференциацию информационных параметров, отражающих статус пользователя, удобно осуществлять по четырехбалльной шкале: неудовлетворительное состояние, удовлетворительное, хорошее, отличное. Особо следует отметить, что каждый последующий уровень включает особенности предыдущего и имеет собственные черты, отличающие его от предыдущего.
Рассмотрим информационные параметры, определяющие статус студента по определенным критериям, в соответствии с описанной структурой информационной компетентности читателя.
Мотивационно-ценностный компонент информационной компетентности отражает информационную сознательность, которая относится к пониманию социального статуса, ценности и функционирования информационного поведения. В рамках этого компонента следует оценивать частоту посещения электронной библиотеки и количество заказанных и скаченных источников (табл.1).
Деятельностный компонент информационной компетентности должен отражать уровень владения технологиями поиска информации, знанием устройства электронного каталога, библиографических и полнотекстовых баз данных, возможностей библиотеки.
В качестве критерия может выступать количество используемых пользователем сервисов электронной библиотеки (табл. 2).
Когнитивный компонент информационной компетентности отражает широту и глубину информационных потребностей пользователя, его способность к анализу, усвоению, обработ-
ке информации. Глубина информационной потребности может быть условно оценена посредством анализа уровня запрашиваемой им литературы. Для этого
нужно знать, какими глубокими и обширными знаниями должен обладать читатель для того, что бы осилить тот или иной источник и подготовить реферат, кур-
совую работу, выпускную квалификационную работу. Так, по этому критерию можно отследить динамику развития пользователя - от учебной литературы к научной (табл. 3).
В рамках этого компонента возможна оценка широты интересов пользователя.
Рефлексивно-оценочный компонент отражает оценку пользователем собственной информационной компетентности, в частности этической стороны использования информации. Этот компонент средствами библиотеки оценить затруднительно, однако возможно оценивать частоту использования системы провер-
ки работ на антиплагиат, что косвенным образом будет свидетельствовать о развитии этого компонента, а также результатами его работы по поиску и обработки информации, например, оценками за курсовые, выпускные квалификационные работы, количество опубликованных статей. Представим эти критерии в табл. 4.
Таким образом, получая данные о читателе (пользователе), сотрудники библиотеки имеют возможность в автоматическом режиме отслеживать его статус.
Для повышения статуса студента сотрудники библиотеки должны решать следующие задачи.
1. Проводить мониторинг и анкетирование пользователей с целью выявления у них уровня сфор-мированности модели информационной компетентности.
2. Разрабатывать и совершенствовать инструкции по работе с информационными ресурсами.
3. Проводить индивидуальные консультации, групповые тренинги для повышения статуса пользователя библиотеки.
Повышение статуса студента будет свидетельствовать о развитии его информационной компетентности и, следовательно, об эффективности деятельности библиотеки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Драч И.И. Методы компетентностно-ориентированно-го управления профессиональной подготовкой будущих преподавателей высшей школы // Инновации в образовании. 2013. № 3. С. 48-59.
2. Завьялов А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2005. 17 с.
3. Лозицкий В.Л. Формирование и развитие информационной компетентности как базового компонента информационной культуры студента вуза. URL: http://www. polessu.by/sites/default/files/sites/default/files/02per 03document/1.pdf (дата обращения: 20.10.2016).
4. Петров П.К., Сабитова Н.Г. Модель формирования информационно-коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата вуза // Современные пробле-
мы науки и образования. 2015. №2 (1). URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=17281 (дата обращения: 20.10.2016).
5. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Эйдос: интернет-журн. 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 20.10. 2016).
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО. Центр «Эйдос», 2002. 23 апреля. URL: http://www.eidos.ru/ news/compet.htm (дата обращения: 20.10. 2016).
7. Cultivation of high-quality librarians / Xinya Mei. URL: http:// link.springer.com/article/10.1007%2Fs11135-013-9904-7 (дата обращения: 20.10. 2016).
LITERATURA
1. Drach 1.1. Metody kompetentnostno-orientirovannogo upravlenija professional'noj podgotovkoi budushhih prepodavatelej vysshej shkoly // Innovacii v obrazovanii. 2013. № 3. S. 48-59.
2. Zav^lovA.N. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studentov v oblasti komp'yuternyh tehnologij (na primere srednego professional'nogo obrazovanija): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tyumen', 2005. 17 s.
3. Lozickij V.L. Formirovanie i razvitie informacionnoj kompetentnosti kak bazovogo komponenta informacionnoj kul'tury studenta vuza. URL: http://www.polessu.by/sites/ default/files/sites/default/files/02per 03document/1 .pdf (data obrashhenija: 20.10.2016).
4. Petrov P.K., Sabitova N.G. Model' formirovanija informacionno-kommunikacionnyh kompetencij u studentov bakalavriata vuza // Sovremennye problemy nauki
i obrazovanija. 2015. № 2(1). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17281 (data obrashhenija: 20.10.2016).
5. Trishina S. V. Informacionnaja kompetentnost' kak pedagogicheskaja kategorija // Yejdos: internet-zhurn. 2005. 10 sentjabrja. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0910-11.htm (data obrashhenija: 20.10. 2016).
6. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty // Otdelenie filosofii obrazovanija i teoreticheskoj pedagogiki RAO. Centr «Yejdos», 2002. 23 aprelja. URL: http://www.eidos.ru/ news/compet.htm (data obrashhenija: 20.10.2016).
7. Cultivation of high-quality librarians / Xinya Mei. URL: http:// link.springer.com/article/10.1007%2Fs11135-013-9904-7 (data obrashhenija: 20.10.2016).