Научная статья на тему 'Формирование компетентности преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий'

Формирование компетентности преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATIONAL COMPETENCE / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / STRUCTURE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER'S OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ / CRITERIA AND INDICATORS / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / LEVELS OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCY / COMPONENTS AND CONTENT OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER'S OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоев Павел Викторович, Евстигнеев Максим Николаевич

Рассматриваются вопросы формирования компетентности преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий. Обосновывается актуальность данной проблемы. Освещаются определения понятий «информационная и коммуникационная компетенция» и «компетентность» преподавателя иностранного языка. Выявляется компонентный состав и определяется структура информационной и коммуникационной компетентности преподавателя иностранного языка.The article the issue of foreign language teachers' of information and communication competence considered. States the importance of the problem. Defines terms «information and communication competence» and «competency» of foreign language teachers. Suggests components and content of information and communication competency of foreign language teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоев Павел Викторович, Евстигнеев Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий»

УДК 378.046.4

П.В. Сысоев,

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина М.Н. Евстигнеев,

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Формирование компетентности преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

На современном этапе развития общества одной из доминирующих тенденций является его информатизация. Стремительное развитие и распространение в России интернет-технологий не могло не отразиться на государственной политике в области образования. Информатизация образования стала одним из приоритетных направлений модернизации российской системы образования, направленным на разработку методологии, методических систем, технологий, методов и организационных форм обучения, совершенствование механизмов управления системой

Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., 2014

образования в современном информационном обществе [2, 8]. За последние 5-10 лет в России были реализованы федеральные целевые программы «Электронная Россия», «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер - в каждую школу», направленные на информатизацию общего среднего, специального и высшего профессионального образования, в частности на создание информационной образовательной среды, в которой учащиеся и студенты могут интенсивно использовать информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.

Однако некомпетентность преподавателей высшей школы при использовании всего дидактического потенциала современных информационных и коммуникационных технологий тормозит процесс информатизации образования в общем и интенсификации преподавания конкретной дисциплины в частности. Следует отметить, что в настоящий момент в педагогической литературе описаны дидактические свойства и методические функции многих распространенных интернет-технологий (блог-технологий, ви-ки-технологий, подкастов, лингвистического корпуса, учебных и

ПАВЕЛ

ВИКТОРОВИЧ СЫСОЕВ

доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заведующий кафедрой лингвистики и линг-водидактики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Сфера научных интересов: информатизация языкового образования, использование информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, поликультурное образование. Автор более 200 публикаций.

информационно-справочных интернет-ресурсов) [1, 3, 4]. В зависимости от конкретной учебной дисциплины, учитывая ее специфику, набор информационных и коммуникационных технологий и степень их использования в учебном процессе будут варьироваться. При этом необходимо рассматривать методики использования конкретных информационных и коммуникационных технологий исключительно в рамках конкретных дисциплин, так как одно и то же средство может быть использовано для формирования и развития разных умений и компетенций в зависимости от цели обучения (в рамках конкретной дисциплины).

МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ ЕВСТИГНЕЕВ

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры лингвистики и лингво-дидактики Института филологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Сфера научных интересов: информатизация языкового образования, использование информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, формирование компетентности преподавателей иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий. Автор более 50 публикаций.

Иностранный язык является одной из дисциплин гуманитарного цикла, преподаваемых на 1-2-м курсах всех направлений подготовки (бакалавриат). Одной из основных целей обучения иностранному языку в вузе является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, речевого, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного), необходимой для общения студентов в социально-бытовой и профессиональной сфере. Именно поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку направлено на

развитие речевых умений (чтения, говорения, письма, аудирования), языковых навыков (лексических, фонетических, грамматических) и формирование социокультурной и межкультурной компетенций, а информационная и коммуникационная компетентность преподавателя иностранного языка заключается в способности использовать весь арсенал информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения аспектам иностранного языка и видам речевой деятельности [8].

Ключевыми понятиями в настоящей работе выступают термины «компетенция» и «компетентность». Вслед за А.В. Хуторским под компетенцией мы понимаем «совокупность взаимосвязанных качеств личности(мотивацию, знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним». Компетентность - это «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [11]. Иными словами, компетентность - это уровень (уровни) сформированности компетенции как теоретического конструкта.

Таким образом, под информационной и коммуникационной компетенцией преподавателя иностранного языка мы понимаем конструкт, состоящий из теоретических знаний о современных информационных и коммуникационных технологиях и практических умений создавать и использовать учебные интернет-ресурсы, социальные сервисы «Веб 2.0» и другие информационные и коммуникационные технологии в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений студентов при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка [1].

Рассматриваются вопросы формирования компетентности преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий. Обосновывается актуальность данной проблемы. Освещаются определения понятий «информационная и коммуникационная компетенция» и «компетентность» преподавателя иностранного языка. Выявляется компонентный состав и определяется структура информационной и коммуникационной компетентности преподавателя иностранного языка.

Ключевые слова: информационная и коммуникационная компетентность, информационная и коммуникационная компетенция, информационная компетенция, структура информационной и коммуникационной компетентности преподавателя иностранного языка, компонентный состав информационной и коммуникационной компетенции преподавателя иностранного языка, критерии и показатели оценки, уровни сформи-рованности информационной и коммуникационной компетентности.

The article the issue of foreign language teachers' of information and communication competence considered. States the importance of the problem. Defines terms «information and communication competence» and «competency» of foreign language teachers. Suggests components and content of information and communication competency of foreign language teachers.

Key words: information and communication competence, information and communication competency, informational competence, structure of foreign language teacher's of information and communication competence, components and content of foreign language teacher's of information and communication competency, criteria and indicators, levels of information and communication competency of foreign language teachers.

Таблица

Компонентный состав информационной и коммуникационой компетенции преподавателя иностранного языка

Знания о/об:

Умения, навыки, способности

- основах обеспечения информационной безопасности обучающихся при реализации интернет-проектов [5];

- основных поисковых системах, общих правилах поиска и отбора информации в сети Интернет на иностранном языке для учебных целей [9];

- критериях оценки и отбора получаемой информации из сети Интернет на иностранном языке для учебных целей [6];

- структуре пяти видов авторских учебных интернет-ресурсов (по иностранному языку и культуре страны изучаемого языка): хотлисте, мультимедийном скрэпбу-ке, сабджекте сэмпла, трежа ханте, веб-квесте и их методическом потенциале [6];

- средствах синхронной и асинхронной интернет-коммуникации, используемых в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (электронной почте, веб-форуме, чатах, централизованной службе мгновенного обмена сообщениями в сети Интернет (ICQ), скайпе и др.);

- технологиях «Веб 2.0», используемых в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (социальных сервисах блогов, виках, подкастах, закладках и др.) и их методическом потенциале [6, 9];

- лингвистических корпусах, способствующих формированию грамматических и лексических навыков речи [7, 10];

- информационно-справочных ресурсах сети Интернет (сетевых (онлайн) энциклопедиях, словарях, переводчиках);

- основных видах сетевых тестов для контроля и самоконтроля успеваемости студентов;

- основных педагогических технологиях организации сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса [6]

- обеспечивать информационную безопасность обучающихся при реализации интернет-проектов;

- осуществлять поиск и отбор интернет-ресурсов на иностранном языке для учебных целей [9];

- производить оценку получаемой информации из сети Интернет для учебных целей [6];

- создавать пять видов авторских учебных интернет-ресурсов и использовать их в учебном процессе [6];

- использовать средства синхронной и асинхронной интернет-коммуникации в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка;

- использовать технологии «Веб 2.0» в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка [6, 9];

- использовать лингвистические корпуса в формировании грамматических и лексических навыков речи [7, 10];

- использовать информационно-справочные ресурсы сети Интернет для развития речевых умений и формирования социокультурной и межкультурной компетенций;

- использовать сетевые тесты для контроля и самоконтроля успеваемости студентов;

- организовывать взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством информационных и коммуникационных технологий [8]

Необходимо отметить, что за последние годы появился целый ряд работ, в которых исследователями раскрывается методический потенциал учебных интернет-ресурсов, социальных сервисов и служб Интернета нового поколения «Веб 2.0» в формировании языковых навыков, развитии речевых умений обучающихся и их межкультурной и иноязычной коммуникативной компетенции. Принимая во внимание результаты этих исследований, представляется целесообразным предложить компонентный состав информационной и коммуникаци-оной компетенции преподавателя иностранного языка (табл.).

Специфика использования данного компонентного состава информационной и коммуникационной компетенции преподавателя иностранного языка заключается в его знаниях и способностях формировать определенные языковые навыки и развивать речевые умения обучающихся на основе той или иной технологии. В частности, способность использовать блог-технологию в обучении может быть универсальным умением, входящим в состав информационной и коммуникационной компетенции специалистов различных дисциплин. Однако способность развивать конкретные речевые умения на основе конкретного типа блогов будет уже являться отличительной чертой информационной и коммуникационной компетенции преподавателя иностранного языка.

Следует отметить, что информационная и коммуникационная компетенция - это не статичный, а динамичный конструкт, находящийся в постоянном развитии под влиянием технического прогресса и совершенствования методики обучения иностранным языкам. Компонентный состав, предлагаемый в настоящей работе, по мере развития информационных и коммуникационных тех-

нологий будет претерпевать объективные изменения и выходить на новый уровень образовательных возможностей.

Под информационной и коммуникационной компетентностью преподавателя иностранного языка мы понимаем способность использовать учебные интернет-ресурсы, социальные сервисы «Веб 2.0» и другие информационные и коммуникационные технологии с

целью формирования языковых навыков и развития речевых умений студентов при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.

В структурном плане информационная и коммуникационная компетентность преподавателя иностранного языка включает следующие пять взаимосвязанных компонентов: ценностно-мо-тивационный, когнитивный, опе-

рационный, коммуникативный и рефлексивный.

Ценностно-мотивационный компонент предполагает осознание важности и потребности использования информационных и коммуникационных технологий в преподавательской деятельности; проявление инициативы в применении информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и профессиональных задач; стремление к самосовершенствованию в освоении новых информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Когнитивный компонент характеризуется наличием определенных знаний о том, как можно использовать диапазон современных информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.

Операционный компонент определяется реализацией знаний на практике, то есть в преподавании иностранного языка.

Коммуникативный компонент предполагает способность преподавателя делиться накопленными знаниями и умениями, а также умение обсуждать с коллегами опыт использования информационных и коммуникационных технологий при обучении иностранному языку.

Сущность рефлексивного компонента заключается в способности преподавателя осуществлять самооценку и самоанализ своей деятельности по использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с целью постоянного совершенствования инновационных методик [1].

С целью проверки эффективности предлагаемого компонентного состава информационной и коммуникационной компетентности преподавателей иностранного языка было проведено экспериментальное обучение в рам-

ках 72 часового курса повышения квалификации для научно-педагогических кадров. Базой исследования стали Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Национальный исследовательский Томский государственный университет. По окончании курса у большинства преподавателей была сформирована почти пятиуровневая информационная и коммуникационная компетентность по пятибалльной шкале. Результаты свидетельствуют, что сформированность информационной и коммуникационной компетентности преподавателей иностранного языка позволяет:

- использовать известные и широко используемые студентами интернет-технологии на практике, что способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка;

- выводить значительный объем изучаемого материала на внеаудиторную форму работы, что актуально при сокращении часов на преподавание иностранного языка;

- реализовывать на практике педагогическую технологию «обучение в сотрудничестве»;

- развивать у студентов умения самостоятельной учебной деятельности посредством информационных и коммуникационных технологий, необходимые для самообразования на протяжении всей жизни;

- обучать студентов иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе информационных и коммуникационных технологий в зависимости от их интересов, потребностей и способностей.

Литература

1. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя

иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2012.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010.

3. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. М.: Дрофа, 2008.

4. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностр. языки в шк.

2012. № 6. С. 12-21.

5. Сысоев П.В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной интернет-среде: современный ответ на вызовы времени // Иностр. языки в шк. 2011. № 10. С. 16-20.

6. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Кн. дом «Либроком», 2013.

7. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. 2010. № 1(9). С. 99-111.

8. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.

9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учеб.-метод. пособие. М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 189 с.

10. Сысоев П.В., Кокорева А.А. Обучение студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов // Язык и культура.

2013. № 1 (21). С. 114-124.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.