Научная статья на тему 'Профессиональная информационно-коммуникационная компетентность педагога'

Профессиональная информационно-коммуникационная компетентность педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / FUND OF ASSESSMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Николаевна, Пегасова Наталья Арнольдовна, Лебедева Светлана Юрьевна, Азаренко Анастасия Алексеевна

Рассматривается значение информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Представлена модель формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов.The article discusses the importance of information and communication competence of the future teachers in the light of the new federal state educational standards of higher professional education. Presented the model of formation of information and communication competence of the future teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Николаевна, Пегасова Наталья Арнольдовна, Лебедева Светлана Юрьевна, Азаренко Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная информационно-коммуникационная компетентность педагога»

ПЕДАГОГИКА

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

Е.Н. Иванова, Н.А. Пегасова, С.Ю. Лебедева, А.А. Азаренко,

Иркутский государственный университет

Профессиональная информационно-коммуникационная компетентность педагога

УДК 378.637

После введения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования перед высшими учебными заведениями, осуществляющими подготовку бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», были поставлены следующие задачи:

- переход на компетентност-ный подход;

- изменение учебных планов;

- введение в учебные планы дисциплин, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в области информационно-коммуникационных тех-

Иркутский государственный университет

нологий (как части профессиональной компетентности будущих учителей) [4, 1].

На сегодняшний день сложилось общепризнанное представление о составе информационно-коммуникационных компетенций учителей, которое основывается на стандартах их информационно-коммуникационных компетенций, разработанных Международным обществом по технологиям в образовании (^ТЕ) и Рекомендациях по структуре информационно-коммуникационных компетенций учителей ЮНЕСКО [5, 3].

Материалы ЮНЕСКО легли в основу перечня информационно-коммуникационных компетенций педагога, который нашел отражение в проекте профессионального стандарта педагога [2].

В настоящее время качественно изменились требования к квалификации учителя, что отражено в профессиональном стандарте педагога. Ныне квалификация учителя складывается из следующих компонентов:

- знание содержания предмета;

- владение современными методами проведения урока и контроля знаний, педагогическими технологиями;

- достаточно высокий уровень информационно-коммуникационной компетентности, подразумевающий владение общедоступными программными средствами на уровне грамотного пользователя, знание цифровых образовательных ресурсов и источников по дисциплине, умение отбирать их в соответствии с поставленными задачами, планировать педагогическую деятельность в информационно-коммуникационных технологиях - насыщенной образовательной среде.

В проекте концепции и содержания профессионального стандарта педагога, предложенного 12 февраля 2015 года, приведены следующие требования к информационно-коммуникационной компетентности педагога: «Профессиональная информационно-коммуникационная компетентность - это квали-

© Иванова Е.Н., Пегасова Н.А., Лебедева С.Ю., Азаренко А.А., 2017

% ЕЛЕНА

НИКОЛАЕВНА ИВАНОВА

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информатики и методики обучения информатике Педагогического института Иркутского государственного университета. Сфера научных интересов: система высшего профессионального образования (педагогика и методика преподавания), информационные технологии, методика преподавания информатики, преподавание дисциплин профессионального блока по направлению подготовки «Информатика». Автор 16 публикаций

НАТАЛЬЯ

АРНОЛЬДОВНА

ПЕГАСОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике Педагогического института Иркутского государственного университета. Сфера научных интересов: система высшего профессионального образования (педагогика и методика преподавания), информационные технологии, методика преподавания информатики, преподавание дисциплин профессионального блока направления «Информатика». Автор 8 публикаций

СВЕТЛАНА

ЮРЬЕВНА

ЛЕБЕДЕВА

старший преподаватель кафедры информатики и методики обучения информатике Педагогического института Иркутского государственного университета. Сфера научных интересов: методика профессионального обучения. Автор 5 публикаций

АНАСТАСИЯ

АЛЕКСЕЕВНА

АЗАРЕНКО

учитель информатики, магистрант Педагогического института Иркутского государственного университета. Сфера научных интересов: информационно-коммуникационные технологии, педагогика, методика преподавания информатики и информационно-коммуникационных технологий. Автор 3 публикаций

Рассматривается значение информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Представлена модель формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов. Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, фонд оценочных средств.

The article discusses the importance of information and communication competence of the future teachers in the light of the new federal state educational standards of higher professional education. Presented the model of formation of information and communication competence of the future teachers.

Key words: competence, professional competence, information and communication competence, fund of assessment tools.

фицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области (в развитых странах) средств информационно-коммуникационных технологий при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» [2].

Профессиональная педагогическая информационно-коммуникационная компетентность включает:

- общепользовательскую ин-формационно-коммуникацион-ную компетентность;

- общепедагогическую информационно-коммуникационную компетентность;

- предметно-педагогическую информационно-коммуникационную компетентность (отражающую профессиональную информационно-коммуникационную компетентность в соответствующей области человеческой деятельности).

Одним из решений перечисленных выше задач стало введение в учебные планы курса «Профессиональная информационно-коммуникационная компетентность педагога». Целью этой дисциплины является формирование готовности к организации и развитию современной информационной образовательной среды, использование ее воз-

можностей для повышения качества образования, овладение методическими приемами эффективного применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

В результате изучения этой дисциплины бакалавры - будущие педагоги будут знать:

- о тенденциях и проблемах развития единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения, программных продуктах, предназначенных для решения административно-образовательных задач, типовых квалификационных требованиях в области ин-формационно-коммуникацион-ных технологий, предъявляемых к субъектам системы образования;

- о возможностях образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами информатики.

Также они будут уметь организовывать образовательный процесс с эффективным использованием средств информационно-коммуникационных технологий и владеть навыками самообразования в области педагогической деятельности, решения практических задач в профессиональной деятельности, повышения квалификации с использованием средств информационных технологий;

При определении содержания этой дисциплины была построена модель формирования ин-формационно-коммуникацион-ной компетентности будущих педагогов, которая представляет собой схему достижения сфор-мированности информационно-коммуникационной компетентности обучающегося и включает шесть основных компетенций, которыми должен овладеть студент в процессе изучения дисциплины (см. рис.).

Компетенции

1 2 3 4 5 6

Наличие знаний об образовательной политике, о требованиях ЮНЕСКО к структуре ИКТ-компетентности учителя. Умение работать с нормативными документами Наличие знаний об образовательных стандартах и требованиях к оцениванию образовательных результатов по своей дисциплине. Включение средств ИКТ в свою учебную программу и их использование Наличие знаний о технологиях использования ИКТ в профессиональной деятельности Владение базовыми приемами работы с техническими и программными средствами Умение использовать средства ИКТ при работе со всем классом, в группах и для индивидуальной работы Владение навыками работы с ИКТ и знаниями о ресурсах сети Интернет, чтобы получать дополнительные учебно-методические материалы, необходимые для профессионального развития

Знания, умения, навыки

Знать:

основные нормативные и рекомендательные документы, связанные с развитием отечественного образования и его информатизацией

Знать:

образовательные стандарты и требования к оцениванию образовательных результатов по своей дисциплине

Знать:

дидактические возможности средств ИКТ

Знать:

о назначении и функционировании персонального компьютера, программном обеспечении, устройствах ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе

Знать:

технологии использования средств ИКТ для индивидуальной и групповой работы с учащимися

Знать:

ресурсы и возможности сервисов сети Интернет, необходимые для применения в педагогической деятельности и профессиональном развитии

Уметь:

работать с

нормативными

документами.

Уметь:

осуществлять контроль учебных достижений и проектировать урок/ занятия с использованием средств ИКТ

Уметь:

организовывать образовательный процесс, эффективно используя средства ИКТ

Уметь:

использовать технические и программные средства в профессиональной деятельности

Уметь:

использовать средства ИКТ в урочной и внеурочной деятельности, проектировать образовательный процесс с помощью средств ИКТ

Уметь:

получать дополнительные учебно-методические материалы, необходимые для профессионального развития, проектировать и организовывать образовательный процесс с использованием сетевых технологий

Владеть:

навыками поиска информации, ее анализа и обработки

Владеть:

типовыми современными средствами ИКТ при организации образовательного процесса

Владеть:

современными педагогическими технологиями, методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе

Владеть:

в соответствии с предметной областью приемами подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий - вводом текста с клавиатуры и правилами его форматирования в текстовом редакторе; приемами редактирования изображений для их использования в документах и презентациях, работы с табличными данными для составления списков и таблиц с использованием встроенных способов расчета данных, построения графиков и диаграмм, создания презентаций и демонстрации для их использования в педагогической практике, базовыми сервисами и правилами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности; навигацией и поиском образовательной информации в сети Интернет, ее получением и сохранением в целях последующего использования в педагогическом процессе, работой с электронной почтой, со средствами сетевого общения (форумами и чатами)

Владеть:

типовыми современными средствами ИКТ при организации образовательного процесса, методами организации различных видов деятельности учащихся, в том числе проектной и исследовательской деятельности школьников при использовании сетевой технологии обучения

Владеть:

навыками самообразования в области педагогической деятельности, повышения квалификации с использованием средств ИКТ, современными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности для эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса

Методы формирования ИКТ-компетентности

1

4

5

6

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (лекция, рассказ, беседа), практические (лабораторные работы), методы самостоятельной работы и работа под руководством преподавателя. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: учебные дискуссии, разъяснение. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль и самоконтроль в обучении, лабораторный и машинный контроль, самоконтроль.

Средства формирования ИКТ-компетентности

1 2 3 4 5 6

Нормативные документы, техническое обеспечение, программное обеспечение Программное обеспечение, техническое обеспечение Учебно-методические материалы, цифровые образовательные ресурсы, программное обеспечение, техническое обеспечение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. Модель формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов Примечание. ИКТ-компетентность - информационно-коммуникационнвя компетентность.

Для проверки сформированно-сти компетенций при составлении фонда оценочных средств дисциплины учитывались основные виды деятельности учителя-предметника, в рамках которых осуществляется использование информационно-коммуникационных технологий,а именно:

- участие в управлении образовательной организацией;

- организация и осуществление учебно-воспитательного процесса.

При определении сформиро-ванности информационно-коммуникационной компетентности студентов в результате изучения этой дисциплины нами была сформирована следующая система оценивания учебных результатов (см. табл.).

Рассмотренные выше материалы позволили нам обозначить пути дальнейшего совершенствования содержания дисциплины, фонда оценочных средств, что в конечном итоге будет способствовать подготовке выпускника вуза в соответствии с требованиями работодателя.

Таблица. Система оценивания сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов

Модули Критерии Уровневые показатели

Низкий Средний Высокий

1 Понимание роли ИКТ в образовании Наличие знаний об образовательной политике, требованиях ЮНЕСКО к структуре ИКТ-компетентности учителя. Умение работать с нормативными документами Знает основные нормативные и рекомендательные документы, связанные с развитием отечественного образования и его информатизацией Умеет работать с нормативными документами, выполнять поиск необходимой информации Владеет навыками обработки, структурирования, оценки и анализа найденной информации

2 Учебная программа и оценивание ее Наличие знаний об образовательных стандартах и требованиях к оцениванию результатов образования по своей дисциплине. Включение средств ИКТ в свою учебную программу и их использование Знает образовательные стандарты и требования к оцениванию результатов образования по своей дисциплине Умеет осуществлять контроль учебных достижений с применением средств ИКТ и проектировать уроки/занятия с использованием средств ИКТ Владеет типовыми современными средствами ИКТ и свободно использует их при организации образовательного процесса

3 Педагогические практики Наличие знаний о технологиях использования ИКТ в профессиональной деятельности Знает дидактические возможности средств ИКТ Умеет организовывать образовательный процесс, эффективно используя средства ИКТ Владеет современными педагогическими технологиями и методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе

Окончание табл.

Модули Критерии Уровневые показатели

Низкий Средний Высокий

4 Технические и программмные средства ИКТ Владение базовыми приемами работы с техническими и программными средствами Знает о назначении и функционировании персональных компьютеров, программном обеспечении, устройствах ввода-вывода информации и возможностях их использования в образовательном процессе Умеет использовать технические и программные средства в профессиональной педагогической деятельности В соответствии с предметной владеет приемами подготовки методических материалов и рабочих документов областью средствами офисных технологий, а также базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности

S Организация и управление образовательным процессом Умение использовать средства ИКТ при работе со всем классом, в группах и для индивидуальной работы Знает технологии использования средств ИКТ для индивидуальной и групповой работы с учащимися Умеет использовать средства ИКТ в урочной и внеурочной деятельности, проектировать образовательный процесс с помощью средств ИКТ Владеет типовыми современными средствами ИКТ при организации образовательного процесса, методами организации различных видов деятельности учащихся, в том числе проектной и исследовательской деятельности школьников при использовании сетевой технологии обучения

6 Профессиональное развитие Владение навыками работы с ИКТ и знаниями о ресурсах сети Интернет, чтобы получать дополнительные учебно-методические материалы, необходимые для профессионального развития Знает ресурсы и возможности сервисов сети Интернет, необходимые для применения в педагогической деятельности и профессиональном развитии Умеет получать дополнительные учебно-методические материалы, необходимые для профессионального развития, проектировать и организовывать образовательный процесс с использованием сетевых технологий Владеет навыками самообразования в области педагогической деятельности, повышения квалификации с использованием средств ИКТ, современными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности для эффективного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса

ЛИТЕРАТУРА

1. Лапчик М.П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: www.science-education.ru/101-5515 (дата обращения: 23.01.2017).

2. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя / официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-p1ai/ documents/3071 (дата обращения 23.01.2017).

3. Структура ИКТ-компетентности учителей: рекомендации ЮНЕСКО. Paris. UNESCO. 2011. URL: http://iite.unesco.

org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения 23.01.2017).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения 23.01.2017).

5. National Educational Technology Standards for Teachers. 2nd ed. Washington. DC: International Society for Technology in Education. 2008. URL: http://www.iste.org/standards/ essential-conditions (дата обращения 23.01.2017).

LITERATURA

1. Lapchik M.P. O formirovanii IKT-kompetentnosti bakalavrov pedagogicheskogo napravlenija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 1. URL: www.science-education.ru/101-5515 (data obrashenija: 23.01.2017).

2. Obshestvennoe obsuzhdenie proekta koncepcii i soderzhanija professional'nogo standarta uchitelja / oficial'nyi resurs Ministerstva obrazovanija i nauki Rossiiskoi Federacii. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-p1ai/ documents/3071 (data obrashenija 23.01.2017).

3. Struktura IKT-kompetentnosti uchitelei: rekomendacii YUNESKO. Paris. UNESCO. 2011. URL: http://iite.

unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (data obrashenija 23.01.2017).

4. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') «bakalavr»). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440301.pdf (data obrashenija 23.01.2017).

5. National Educational Technology Standards for Teachers. 2nd ed.Washington. DC: International Society for Technology in Education. 2008. URL: http://www.iste.org/standards/ essential-conditions (data obrashenija 23.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.