УДК 378.126
В.А. Скакунова,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
К вопросу о понятии информационно-коммуникационной компетентности выпускников педагогических специальностей языкового вуза
Факультет иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
В последний период применение информационно-коммуникационных технологий год от года становится все более распространенной практикой в различных сферах жизнедеятельности человека. В связи с этим и образование претерпевает существенные изменения. Все больше образовательных учреждений используют информационно-коммуникационные технологии не только для проведения отдельных занятий, но и для обеспечения функционирования целостного учебного процесса по конкретной дисциплине или учебной программе. Как следствие, компетентное применение педаго-
гом любой специальности информационно-коммуникационных технологий на занятиях является одной из важнейших задач и в то же время движущей силой развития образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий широко рассматривается как зарубежными, так и отечественными исследователями. Анализируя опыт некоторых зарубежных коллег (Р. Крамсви-ка, Л. Аткинсона, С. Хсю), можно отметить, что информационно-коммуникационная компетентность является понятием, которое включает в себя различные аспекты, такие как мотивацию
специалиста, содержание ин-формационно-коммуникацион-ной компетентности, условия ее формирования, а также различные уровни, которые впервые были выделены ЮНЕСКО. Обращаясь к опыту отечественных ученых, стоит отметить тот факт, что российские исследователи концентрируются в основном на содержании информационно-коммуникационной компетентности, на ее составляющих, а также на различных информационно-коммуникационных компетенциях. Более того, принятие профессионального стандарта педагога в 2015 году впервые обозначило необходимость обучения применению информационно-коммуникационных компетенций и формированию информационно-коммуникационных компетентностей у студентов педагогических специальностей, что при компетентностном подходе является важным и логичным шагом.
Прежде чем определить понятие «информационно-коммуникационная компетентность», необходимо обозначить разницу между компетентностью и компетенцией в рамках компетентност-ного подхода.
На сегодняшний день в системе образования компетентност-ный подход является одним из основных подходов, регламентирующих не только цели и результаты образовательного процесса,
© Скакунова В.А., 2017
п
1 ir ti F
J
ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА СКАКУНОВА
преподаватель Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: методика обучения иностранным языкам, информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков, педагогика, педагогическая психология, профессиональное образование. Автор 11 публикаций.
Представлены основные положения, раскрывающие понятие информационно-коммуникационной компетентности выпускника педагогической специальности языкового высшего учебного заведения. На основании отечественных и зарубежных исследований обоснованы составляющие понятия информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя иностранного языка. В контексте компе-тентностного подхода показаны различия между компетентностью и компетенцией. Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность педагога, профессиональное образование, компетентностный подход, информационно-коммуникационные технологии.
The article considers basic aspects of the notion of information and communication competency of a teacher of a pre-service bachelors, future language teachers, in linguistic high school. On the basis of domestic and foreign research grounded components of the concept of information and communication competence of future teacher of a foreign language. The difference between competence and competency within the framework of the competence approach.
Key words: information and communication competency of a teacher, professional education, competence approach, information and communication technology.
установленные в федеральных государственных образовательных стандартах, но и деятельность педагога. Этот подход, по мнению А.В. Хуторского, подразумевает «не усвоение учащимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе» [5]. Кроме того, рассматривая применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях как относительно новое направление преподавательской деятельности, стоит обратиться к ключевым составляющим этого подхода. В нашем случае, к компетентности и компетенции.
Вопросами различия компетентности и компетенции занимались и занимаются многие исследователи, в основном представители российского методического сообщества: А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев, С.А. Дочкин и другие. В нашем исследовании мы будем придерживаться определения компетенции и компетентности А.В. Хуторского, который под компетенцией понимает «отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика,
необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере» [4, с.164]. В свою очередь, компетентность определяется как «совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориен-таций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере» [4, с.165]. Как и И.А.Зимняя, А.В. Хуторской считает, что компетентность подразумевает собой включение также и личностного аспекта (личност-но-деятельностного) в деятельности субъекта, т.е. его отношение к выполняемой деятельности [2, с.13].
Таким образом, обращаясь к педагогическому контексту, в котором учитель иностранных языков использует информационно-коммуникационные технологии в рамках преподавания своей дисциплины, мы подразумеваем именно информационно-коммуникационную компетентность, которая включает в себя также информационно-коммуникационные компетенции. В подтверждение этому основные положения профес-
сионального стандарта, касающиеся применения информационно-коммуникационных технологий педагогом на занятии, приводят именно к информационно-коммуникационной компетентности и вводят несколько уровней этой компетентности: общепользовательскую, общепедагогическую и предметно-педагогическую информационно-коммуникационную компетентности [3, с. 20]. Последняя из них предполагает использование педагогом информационно-коммуникационных технологий с учетом их дидактического потенциала применительно к областям знаний, входящим в состав преподаваемой дисциплины. Иными словами, применение информационно-коммуникационных технологий на занятии предполагает не только определенные знания, навыки, умения и компетенции, но и личностное отношение и мотивированность педагога к использованию этих технологий в учебном процессе.
На основании изученных работ зарубежных и отечественных исследователей, а также проведенного исследования в рамках учебного курса для студентов - будущих учителей иностранного языка на факультете иностранных языков и регионо-ведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова нами было сформулировано понятие «информационно-коммуникационная компетентность» учителя иностранного языка.
Таким образом, информационно-коммуникационная компетентность - это интегральное личностно-деятельностное качество профессиональной деятельности учителя, для которого характерны:
• мотивированность к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам, а
также культуре стран преподаваемого языка; готовность и устойчивая мотивация к непрерывному профессиональному развитию в сфере применения информационно-коммуникационных технологий на учебных занятиях при условии дидактической целесообразности;
• владение теоретическими знаниями, в том числе знаниями в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и закономерностей развития информационных процессов в мире и обществе;
• владение технологическими навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями в процессе взаимодействия с информацией и при решении профессиональных задач;
• готовность и способность к принятию эффективных решений, касающихся дидактически оптимального выбора информационно-коммуникационных технологий в рамках определенной педагогической ситуации;
• готовность накапливать профессиональный опыт и открытость к приобретению но-
вого опыта при использовании дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий, а также к обмену опытом в этой области с участниками образовательного процесса.
Исходя из приведенного выше определения информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка, а также на основании проведенного исследования формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов-бакалавров - будущих учителей иностранного языка, можно сделать вывод, что ин-формационно-коммуникацион-ная компетентность является понятием многосложным и включает в себя как умения и навыки в технологической сфере, так и компетенции в педагогической области, обеспечивающие видение и понимание дидактических возможностей определенной интернет-технологии и программы с точки зрения их применения на занятии.
Наконец, немаловажным аспектом понятия информационно-коммуникационной ком-
петентности являются личност-но-деятельностные качества педагога, которые предполагают творческий подход и личностное отношение к применению и способу применения какой-либо информационно-коммуникационной технологии на занятии, т.е. в деятельности. Деятельность же, в свою очередь, как известно,«направ-лена на творческое преобразование, совершенствование действительности»[2, с. 657]. Поэтому, рассматривая информационно-коммуникационную компетентность применительно к деятельности учителя иностранного языка, необходимо отметить, что личностно-дея-тельностное отношение педагога к использованию информационно-коммуникационных технологий на занятии подразумевает не только дидактически оправданное отношение к выбору той или иной информационно-коммуникационной технологии, но и творческий подход к созданию заданий с информационно-коммуникационными технологиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С.13.
2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛА-ДОС», 2010. C. 687.
3. Профессиональный стандарт педагога от 1 января 2015 года. URL: http://deptno.lipetsk.ru/olimpic/profstandart_ pedagoga.pdf (дата обращения: 29. 04. 2017).
4. Хуторский А.В. Дидактика: учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2017. 720 с.
5. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm (дата обращения: 29.04.2017).
LITERATURA
1. Zimnyaya I.Ä. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii: avtorskaya versiya. M.: Issledovatel'skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. S.13.
2. NemovR.S. Psikhologiya. V 3-kh kn. Kn. 1. Obshhie osnovy psikhologii: ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. 5-e izd. M.: Gumanitarnyj izdatel'skij tsentr VLADOS, 2010. 687.
3. Professional'nyj standart pedagoga ot 01.01.2015 goda. URL: http://deptno.lipetsk.ru/olimpic/profstandart_ pedagoga.pdf (data obrashhenija: 29.04.2017).
4. Khutorskij Ä.V. Didaktika: ucheb. dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya. SPb.: Piter, 2017. 720 s.
5. Khutorskoj Ä.V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsij. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm (data obrashhenija: 29.04.2017).