Научная статья на тему 'Основы создания веб-проектов для формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка'

Основы создания веб-проектов для формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА / METHODOLOGICAL NOTE / ВЕБ-ПРОЕКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / WEB-PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скакунова Виктория Александровна

Раскрыты основы составления пояснительной методической записки для веб-проекта, создаваемого с целью развития профессиональной информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей. Рассматриваются компоненты методической записки, в которой отражены принципы создания веб-проекта, формы работы, а также цели учебной деятельности. Обсуждается значение их применения в рамках формирования информационно-коммуникационной компетентности у будущих учителей иностранного языка.The article considers the basis of methodological note completion to web-project that is aimed at development of information and communication competency. Moreover, the author treats in detail each component of the note, the principles of its creating and forms of work pin class as well as the objectives of classroom activity. Furthermore, the importance of the implementation of methodological note is discussed in terms of formation of pre-service language teachers’ professional information and communication competency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скакунова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы создания веб-проектов для формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.07.P.37 УДК 378.126

В. А. Скакунова,

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Основы создания веб-проектов для формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка

Все более широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования - одна из актуальнейших задач учебных заведений всех типов и уровней.

Эта задача особенно важна не только в контексте цифровиза-ции экономики и социально-культурной сферы, но и с точки зрения собственных потребностей общеобразовательной и профессиональной школы. Тем более что появление новых технологий в образовании приводит к формированию новых навыков, умений, компетенций и компетентностей у профессионалов - учителей-предметников. В этой связи формирование профессиональной ин-формационно-коммуникацион-ной компетентности учителя, в нашем случае - в области обучения иностранным языкам, а также способы ее развития представляют собой важную тему научного дискурса.

Информационно-коммуникационная компетентность определяется как «интегральное лич-ностно-деятельностное качество профессиональной деятельности учителя» [3]. Она характеризуется:

- устойчивой позитивной мотивацией к использованию ин-формационно-коммуникаци-онных технологий в обучении;

- наличием знаний о месте и роли информационно-ком-

© Скакунова В.А., 2018

Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова

муникационных технологий в образовании;

- владением навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями;

- умением дидактически целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе и обмениваться профессиональным опытом с коллегами. Таким образом, информационно-коммуникационная компетентность учителя иностранного языка - это комплексное явление. Ее формирование требует

адекватной педагогической методики.

Среди эффективных педагогических технологий выделяется метод проектов, созданный в начале XX века в США и получивший широкое распространение. Он направлен в первую очередь на развитие практических навыков и умений в рамках работы над каким-либо проектом. Веб-проект, в свою очередь, предполагает использование интерактивных информационно-коммуникационных технологий. Ввиду этого технологией для формиро-

ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА СКАКУНОВА

преподаватель Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Сфера научных интересов: методика обучения иностранным языкам, информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранных языков, педагогика, педагогическая психология, профессиональное образование. Автор 11 опубликованных научных статей

Раскрыты основы составления пояснительной методической записки для веб-проекта, создаваемого с целью развития профессиональной информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей. Рассматриваются компоненты методической записки, в которой отражены принципы создания веб-проекта, формы работы, а также цели учебной деятельности. Обсуждается значение их применения в рамках формирования информационно-коммуникационной компетентности у будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова: пояснительная записка, веб-проект, профессиональная информационно-коммуникационная компетентность педагога, профессиональное образование.

The article considers the basis of methodological note completion to web-project that is aimed at development of information and communication competency. Moreover, the author treats in detail each component of the note, the principles of its creating and forms of work pin class as well as the objectives of classroom activity. Furthermore, the importance of the implementation of methodological note is discussed in terms of formation of pre-service language teachers' professional information and communication competency.

Key words: methodological note, web-project, professional information and communication competency, professional education.

вания информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей иностранного языка, студентов языкового факультета нами был выбран именно веб-проект. В данном случае веб-проект подразумевал создание урока на иностранном языке с применением информационно-коммуникационных технологий. Работа над веб-проектом могла проходить как индивидуально, так и в паре и в малой группе численностью до четырех человек.

Осуществление веб-проекта, как очевидно, требует использования вполне определенной методики проектирования. Для ее

Таблица

Компоненты пояснительной методической записки для веб-проекта по формированию информационно-коммуникационной компетентности учителя иностранного языка

Компоненты пояснительной записки Характеристика компонента

1. Тема фрагмента урока/полноценного урока/модуля/курса Учебная тема по федеральным государственным образовательным стандартам или выбранная в зависимости от цели фрагмента урока (занятия) и целевой аудитории

2. Целевая аудитория Представление целевой аудитории, для которой составлен данный фрагмент урока (занятия): - ступень образования (начальная, средняя, старшая школа, вуз - языковой / неязыковой факультет); - возраст; - год изучения иностранного языка; - уровень владения иностранным языком по языковой шкале Совета Европы CEFR

3. Цель фрагмента урока/полноценного урока / модуля / курса Цели фрагмента уроков (занятий) могут существенно различаться, например, один из этапов учебной деятельности (введение новой информации, закрепление изученного материала, один из видов контроля и др.) или развитие одной или нескольких компетенций коммуникативной компетентности. Цель определяет систему учебных задач

4. Учебные задачи Учебная задача определена учебной целью урока (занятия). Задачи предполагают определенные учебные действия, которые могут быть представлены в виде конкретных заданий

5. Длительность фрагмента урока Длительность представляемого фрагмента урока с использованием ИКТ. В данном случае оценивается методическая подготовленность студентов в плане правильного расчета времени

6. Тип обучения Очная или дистанционная форма обучения, смешанное обучение

7. Учебно-методические материалы Текстовые, графические, аудио- и видеоматериалы, а также интернет-ресурсы, использованные студентом для реализации веб-проекта

8. Общедидактические и част-нодидактические принципы, реализуемые в ходе проведения фрагменте урока К общедидактическим относятся принципы: - наглядности; - сознательности; - активности; - воспитывающего обучения; - доступности и посильности; - индивидуализации; - прочности (прочное усвоение знаний); - системности. К частнодидактическим принципам, то есть дидактическим принципам, свойственным методике обучения иностранным языкам, относятся: - принцип интеграции и дифференциации; - принцип учета родного языка; - принцип коммуникативной направленности обучения

9. Определение состава информационно-коммуникационных технологий, использованных для реализации данного фрагмента урока (занятия), и обоснование целесообразности их использования 1) Определение перечня используемых в учебном веб-проекте информационно-коммуникационных технологий; 2) обоснование применения выбранных информационно-коммуникационных технологий для достижения конкретных целей задания

разработки нами были применен такой инструмент, как пояснительная методическая записка, где нашли свое отражение не только основные этапы создания веб-проекта, но также и теоретические основы показательного урока (занятия), определяющие дидактические принципы и формы работы обучающихся в процессе выполнения учебных заданий.

В ходе проведенного исследования и экспериментальных работ на факультете иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в рамках учебного курса профессора А. Л. Назаренко «Теоретические и прагматические основы интегрирования информацион-

но-коммуникационных технологий в лингводидактику (практикум по теории преподавания иностранных языков)», ориентированного на студентов-бакалавров - будущих учителей иностранного языка, были сформулированы основные положения методической записки (см. табл.).

Что касается учебных целей показательного урока (занятия), то они могут быть различными, например, предусматривать развитие видов речевой деятельности или языковых навыков, а также социокультурной компетенции, которая может служить «инструментом творческого развития социально активной и самостоятельной личности» [1, с. 55]. Стоит отметить, что за основу общедидактических принципов, указан-

ных в таблице, были взяты положения, разработанные Е. И. Пас-совым [2] и Е. Н. Солововой [4].

В заключение отметим, что методическая пояснительная записка является весьма эффективным инструментом реализации прагматического этапа формирования и развития ин-формационно-коммуникацион-ной компетентности будущих учителей иностранного языка с использованием веб-проекта. Реализация учебных действий и целей, отраженных в методической записке, поможет обучающимся в овладении информационно-коммуникационной компетентностью, которая является существенным аспектом профессиональной подготовки специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб.пособие. 7-е изд., стер. М.: Академия, 2013.

2. Пассов Е. И, Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010.

3. Скакунова В. А. К вопросу об информационно-коммуникационной компетентности выпускников педагогических специальностей языкового вуза // Высшее образование сегодня. 2007. № 5. C. 15-18.

4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. М.: АСТ, 2009.

LITERATURA

1. Gal'skova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: ucheb. posobie. 7-e izd., ster. M.: Akademiya, 2013.

2. Passov E. I., Kuzovleva N. E. Urok inostrannogo yazyka. Rostov n/D: Feniks; M.: GLossa-Press, 2010.

3. Skakunova V. A. K voprosu ob informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti vypusknikov pedagogicheskih spe-ciaL'nostej yazykovogo vuza // Vysshee obrazovanie segodnya. 2007. № 5. C. 15-18.

4. Solovova E. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs. M.: AST, 2009.

*хххххххх О РАСПРОСТРАНЕНИИ ЦИФРОВОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ»

С 1 июня 2018 года организовано распространение цифровой версии журнала «Высшее образование сегодня» по подписке и отдельным заказам. Подписка оформляется редакцией журнала по запросам юридических и физических лиц на календарный период от одного квартала до года; заказы принима-1 ются на отдельные номера. Цифровая версия журнала направляется на электронный адрес заказчи-: ка. Цена цифровой версии одного номера журнала - 308 рублей, включая НДС, подписка на квартал -900 рублей, на полугодие - 1700 рублей, включая НДС. Заявки на подписку и заказы на отдельные номера принимаются по адресу электронной почты new-voslogos@mail.ru. Все документы предоставляются. Справки по телефону (495) 221-50-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.