ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 378.147 ББК 74.58
А. А. Шамшурина
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Рассматриваются методологические подходы к проблеме формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей. Исследуемый процесс раскрывается с точки зрения системно-деятельностного и компетентност-ного подходов
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, методологический подход, педагогическая система, деятельность, компетентностный подход
Ср >у
э
го
3
<
<
В соответствии с концептуальными положениями реформы системы образования в средней и высшей школах, декларируемыми в доктрине национального образования в России, подготовка будущего специалиста в условиях модернизации должна отражать перспективные тенденции развития информационных педагогических технологий в сфере образования.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между возросшей потребностью общества в подготовке будущего учителя, обладающего высоким уровнем информационно-коммуникационной компетентности, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью путей ее формирования.
Следует отметить, что для решения этой проблемы сложились необходимые научно-теоретические предпосылки. Они определены работами педагогов и психологов А.К. Айламазяна, Ю.К. Ба-банского, А.А. Вербицкого, Л.Э. Зеера, ВС. Леднева, Д.Ш. Матроса, В.А. Сла-стенина, А.В. Усовой, Н.М. Яковлевой и др.
Разработка проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя тре-
бует научно-методологического осмысления, которое следует начать с выбора подходов к предмету исследования. Б.С. Гершунский отмечает, что «именно подход к обоснованию всех компонентов учебно-воспитательных систем воплощает в себе методологические ориентиры реализации соответствующих стратегических доктрин образования. Разумеется, и сам подход может быть не единственным, он допускает, предполагает альтернативность в используемых образовательных стратегиях» [1, а 113].
Исходя из понимания формирования информационно-коммуникационной компетентности как сложного педагогического процесса, осмысление которого должно осуществляться с разных точек зрения, в качестве методологических оснований его исследования мы обосновываем системно-деятельностный и ком-петентностный подходы.
Рассмотрим каждый из выделенных подходов и представим их значение и результаты использования.
Системно-деятельностный подход трактуется как ориентация исследования, предполагающая изучение объекта как педагогической системы, содержательные характеристики которой имеют дея-
тельностную природу. Его общенаучные теоретические основы составляют идеи системного и деятельностного подходов.
Методология системного подхода представлена в трудах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, И.В Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др. Ключевые положения деятельностного подхода разрабатывались Л.П. Буевой, М.В. Деминым, В.А. Лекторским, Э.С. Маркаряном, В.Н. Сагатовским, В.И. Слободчиковым, B.C. Швыревым, Э.Г Юдиным и др. Педагогические интерпретации этих подходов представлены в трудах В.П. Беспаль-ко, Т.И. Дмитриенко, А.Г. Кузнецовой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.А. Якунина, В.А. Кан-Калика, Т.С. Поляковой, В.Н. Шматко.
Категориальный аппарат данного подхода касается определения понятий «система» и «деятельность».
Придерживаясь разработанных в научной литературе основ системного подхода, под системой будем понимать «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» [2, с. 427].
Образование является открытой социальной системой, поэтому в педагогике выделяют категорию «педагогическая система». Исследователи отмечают, что «под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе» [2, с. 72].
В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как формы, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности.
В общефилософском плане деятельность представляет собой специфически-человеческий способ отношения к миру, в ходе которого человек творчески пре-
образовывает природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемое им явление природы — объектом своей деятельности [3]. Деятельность как ключевая категория системно-деятельностного подхода в настоящее время широко изучается философией, психологией, кибернетикой, педагогикой, социологией и другими науками в связи с признанием ее большого методологического значения. Как отмечает Э.Г Юдин, «в современном познании, особенно гуманитарном, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку с его помощью дается универсальная характеристика человеческого мира» [4, с. 266].
В то же время, для педагогической деятельности характерны свои специфические особенности. Среди них В.А. Кан-Калик выделяет следующие:
а) отсутствует запас времени на решение текущих профессиональных задач (практически все проблемные ситуации, возникающие, например, на учебном занятии, требуют незамедлительного решения);
б) результаты работы педагога проявляются лишь частично, и их оценка всегда относительна;
в) педагогическая деятельность всегда сопряжена с учебным процессом учащихся, а также с творческим процессом всего педагогического коллектива;
г) педагогическая деятельность носит публичный характер.
В целом, исследователи определяют педагогическую деятельность как профессиональную деятельность, осуществляемую в условиях педагогического процесса, направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития [5].
Рассмотрим системные особенности процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей, то есть дадим характеристику его компонентного состава, элемента, структуры и системообразующих факторов.
Si
io
J
га
CL
о
ч: о
В первую очередь необходимо отметить, что процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей относится к педагогическим процессам, так как представляет собой целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие преподавателя и студентов, направленное на сознательное и прочное усвоение последними знаний, умений и навыков, формирование способности применить их на практике.
Рассмотрев структуру процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя, следует сделать вывод о том, что она представляет собой последовательную смену этапов достижения цели. Кроме того, структура этого процесса носит линейно-возвратный характер, дающий возможность корректировать недостатки. Основными компонентами исследуемого процесса выступают этапы, которые различаются между собой внутренними целями. Цели этапов формируются в задачной форме, поэтому решение той или иной педагогической задачи можно рассматривать как элементарную единицу процесса исследования. А системообразующим фактором, определяющим его содержательную и организационную сторону, является общая цель рассматриваемого процесса — сформированность необходимого уровня информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей.
Сформулируем основные положения, отражающие результат использования системно-деятельностного подхода относительно рассматриваемого процесса.
1. Системно-деятельностный подход выступает теоретико-методологической основой и стратегией проблемы форми-| рования информационно-коммуникаци-^ онной компетентности будущего учите! ля, обеспечивает комплексное изучение данной проблемы и позволяет предста-
<
^ вить рассматриваемый процесс как педагогическую систему.
2. Процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя является подсистемой системы профессионально-педагогической подготовки учительских кадров, что позволяет осуществлять его реализацию с учетом общедидактических принципов профессиональной педагогики.
3. Рассмотрение процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя как педагогической системы позволяет: сконструировать модель педагогического процесса, выявить ее составляющие компоненты, выявить их место и значение, раскрыть диалектику их взаимосвязи.
4. Рассмотрение исследуемого процесса с точки зрения педагогической деятельности позволяет создать условия для формирования активности обучающихся за счет работы в сотрудничестве посредством включения будущих педагогов в профессиональную педагогическую деятельность с учетом их прошлого опыта.
5. Результатом формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя выступает педагогическая система, являющаяся целостным образованием специальных знаний, умений, навыков и профессионально-значимых качеств личности будущего учителя, обеспечивающих готовность к выполнению педагогической деятельности с использованием информационных технологий.
6. Исследуемый процесс представляет собой непрерывную смену различных видов деятельности, направленных на достижение необходимого уровня сфор-мированности информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя.
Отметим, что реализации положений системно-деятельностного подхода недостаточно для исследования процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей с точки зрения ключевых ком-
петенций, поэтому мы обратимся к ком-петентностному подходу как практико-ориентированной тактике исследуемого процесса.
Компетентностный подход призван решить ряд таких проблем в образовательном процессе, которые на основе существующих в теории и практике высшей школы технологий до сих пор остаются нерешенными, в число которых входит и проблема формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя.
Большинство исследователей компе-тентностного подхода полагают, что он является основой модернизации профессионального образования. Среди них А.С. Белкин, В.А. Болотов, Э.В. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторский, Г.П. Щед-ровицкий.
Компетентностный подход определяется Э.Ф. Зеером, А.М. Павловой, Э.Э. Сыманюк как приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.
Компетентностный подход продолжает широко использоваться в зарубежных исследованиях последнего времени. Так, международная организация СИНТЕРФОР (CINTERFOR/OIT — 2004, CINTERFOR — 2005) рассматривает его через призму стандартизации квалификационных требований и решения проблемы реформирования образования.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся: • смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
• содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
• смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
• оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения. Понятия «компетентностный подход»
и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
В отечественной педагогической науке компетентностный подход рассматривается как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.
Компетентностный подход в исследовании процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя реализуется следующим образом:
1) компетентностный подход выступает практико-ориентированной тактикой процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя;
2) компетентностный подход позволяет раскрыть сущность информационно-
5
ю
га
сх о
ч: о
коммуникационной компетентности как ключевой в структуре профессиональной компетентности будущего педагога, которая позволяет человеку в современных условиях достигать общественных и профессиональных успехов.
Отметим, что сама возможность взаимодополнения системно-деятельнос-тного и компетентностного подходов определяется внутренними методологическими связями между ними. Во-первых, системно-деятельностный подход составляет исследовательскую основу современной педагогики, обеспечивает комплексное изучение сложных педагогических объектов и направлен на систематизацию деятельностных процедур по достижению заданной цели. Во-вторых, компетентностный подход обеспечивает характеристику содержания и структуры профессиональной компетентности, представляющей собой полную целостную систему свойств и качеств специалиста, которые он приобретает в процессе профессиональной подготовки.
Так как формирование информационно-коммуникационной компетентности является сложным педагогическим процессом, то взаимодополняющее использование системно-деятельностного и компетентностного подходов позволяет рассмотреть его с разных точек зрения.
Библиографический список
1. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: «Флинта», 1998. -492 с.
2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
4. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. - М: Наука, 1978. - 391 с.
5. Яковлев Е.В., Яковлева НО. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.