Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности как теоретико-методологическая проблема'

Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности как теоретико-методологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПТЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL APPROACH / READINESS OF STUDENTS FOR RESEARCH ACTIVITY / ANTHROPOCENTRIC APPROACH / SUBJECT OF ACTIVITY APPROACH / COMPETENCY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадчин Игорь Владимирович

In article the content of concept readiness of students for research activity is considered. The detailed characteristic anthropocentric, subject deyatelnostny and the kompetentnostny approaches providing obtaining of versatile characteristics at formation of readiness of students of higher education institution to research activity is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION TO RESEARCH ACTIVITY AS TEORETIKO-METODOLOGICHESKAYA THE PROBLEM

In article the content of concept readiness of students for research activity is considered. The detailed characteristic anthropocentric, subject deyatelnostny and the kompetentnostny approaches providing obtaining of versatile characteristics at formation of readiness of students of higher education institution to research activity is given.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности как теоретико-методологическая проблема»

2. Кудашкина О.С. Конструирование содержания элективных курсов с направленностью на развитие коммуникативной компетентности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург. -2009. - 28 с.

3. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / под науч. ред. Н.Л. Титовой. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 668 с.

4. Pfeffer J., Salancik G.R. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. -N.Y.: Harper & Row, 1978. - 300 p.

УДК 378

Шадчин Игорь Владимирович

Челябинский государственный университет аgnostik007@mаil.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается содержание понятия готовность студентов к научно-исследовательской деятельности. Дана подробная характеристика антропоцентрического, субъектно-деятельностного и компетентност-ного подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик при формировании готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: методологический подход, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности, антропоцентрический подход, субъектно-деятельностный подход, комптетентностный подход.

В современном социуме, идущем по пути глобализации, способность эффективно функционировать в условиях международной конкуренции и нестабильной социально-экономической обстановки в мире становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Высшая профессиональная школа России переживает поливекторный процесс обновления. Одной из ведущих целей преобразований является комплексная подготовка специалиста, способного к профессиональному росту и саморазвитию, готового к осуществлению научных исследований в той или иной области знаний.

Современному выпускнику недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками. Одним из актуальных направлений развития образовательного процесса вуза является формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена наличием противоречия между социально заданной необходимостью формирования готовности будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности и недостаточной теоретико-методологической разработанностью этой проблемы в педагогике.

Сложность и многоаспектность проблемы эффективного формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности обусловливает необходимость применения комплекса взаимосвязанных методологических подходов к ее решению. В связи с чем, целью нашего исследования является теоретическое обоснование комплекса методологических подходов, обеспечивающих получе-

ние разноплановых характеристик при формировании готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности.

Конкретизируя на основании анализа трудов

О.В. Вихоревой, Э.Ф. Зеера, Л.А. Кандыбович и др. понятие «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности» мы будем понимать его как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблемному вопросу (А.А. Вербицкий, С.И. Зиновьев, М.И Колдина, А.В. Курганов и др.), учёт возрастных и социально-психологических особенностей студенческого возраста и специфики научноисследовательской деятельности в высшей школе позволили нам выделить следующие компоненты в структуре готовности студентов к научно-исследовательской деятельности: мотивационный, характеризующий познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности; ориентационный, включающий представления о методологии научного исследования и способах научно-исследовательской деятельности; деятельностный, определяющий владение умениями и навыками научно-исследовательской деятельности; рефлексивный, включающий самооценку и самоанализ собственной научно-исследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном познании. Выявленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и обеспечивают не только готовность к научно-ис-

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Шадчин И.В., 2012

следовательской деятельности, но и развитие самой личности студента в процессе обучения.

В качестве теоретико-методического основания процесса формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности выступает совокупность методологических подходов, так как исследуемое педагогическое явление в силу своей сложности не должно изучаться с одной точки зрения.

Необходимо отметить, что термин «подход» является полисемичным и может рассматриваться как:

- совокупность принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности;

- комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании, практике, характеризующий конкурирующие между собой стратегии и программы в науке, политике или организации жизнедеятельности человека;

- мировоззренческая категория, отражающая социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания;

- глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса и как принципиальная методологическая ориентация исследования [4, с. 48].

В нашем исследовании мы будем придерживаться точки зрения Э.Г. Юдина, который отмечает, что методологический подход можно определить как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [9, с. 42].

На основании анализа научной литературы по исследуемой проблематике, мы пришли к выводу о том, что в качестве теоретико-методологической основы процесса формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности наиболее оптимальным вариантом является интеграция антропоцентрического, субъектно-деятельностного и компетентностного подходов. Дадим подробную характеристику выделенным методологическим подходам.

Идея антропоцентрического подхода базируется на философской (Т. де Шарден, М. Шелер), психологической (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), педагогической (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад) антропологии.

Антропоцентрический подход выражается в том, что человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, что он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективы и конечные цели. Он знаменует, по словам Е.С. Кубряковой, «тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования и обусловливает его специфический ракурс» [3, с. 12].

Данный подход в педагогике подчеркивает значимость индивидуальной системы ценностей в жиз-

ни человека: он сам для себя выстраивает систему ориентиров, целей, идеалов, определяющих логику и динамику его жизненного пути, и поэтому он ответствен за выбор своей судьбы, своего места в мире.

В основе данного подхода к организации образования лежат следующие идеи: целостность и самоценность человека; духовность человека и роль рефлексии в развитии его субъектности; его уникальная способность определять для себя нравственные ценности и ориентиры; открытость целостного педагогического процесса, направленного на создание условий самообразования человека по обеспечению для него пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия [7].

Таким образом, антропоцентрический подход ставит в центр внимания вопрос о современных целях и средствах развития человеческих способностей. Использование данного подхода в нашем исследовании позволит организовать процесс формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с опорой на самообразование и активизацию внутренней активности студентов.

С антропоцентрическим подходом тесно связан субъектно-деятельностный подход.

Исследование личности субъекта посредством целостного рассмотрения его деятельности, основывается на базовых положениях психологической теории деятельности, сложившейся в рамках субъектно-деятельностной парадигмы.

Предпосылки формирования субъектно-деятельностного подхода в отечественной психологии были заложены в работах физиологов начала XX века (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и др.), выдвигавших идеи детерминированности психики и обусловленности ее развития внешними факторами.

Обобщив научные взгляды философской и психологической мысли конца XIX - начала XX века, С.Л. Рубинштейн в начале прошлого столетия выдвинул основополагающий теоретический принцип деятельностного подхода, в основу которого была положена исходная концепция о «формировании внутренней сущности человеческого сознания в процессе воздействия человека на внешний мир в процессе общественной практики, в которой происходит взаимопроникновение действия и предмета в формирование субъекта и сознания через продукт общественной практики» [6].

Эта позиция способствовала утверждению принципа взаимосвязи и взаимообусловленности сознания и деятельности, сводящегося к тому, что «деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения» [6]. Социальная деятельность была охарактеризована, прежде всего, как деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

117

и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность.

Особое место субъектно-деятельностный подход занимает в педагогических исследованиях. Как отмечено В.А. Кольцовой и И.Р. Федорковой, «человек выступает непосредственно как субъект своей собственной и общественной жизни, как творец и созидатель» [5].

Категориальное отграничение деятельности в ее реальном практическом воплощении от субъекта во всей его многомодальности сегодня задаёт ориентиры развития современного понимания деятельности как особого способа связи субъективного и объективного, свободного, произвольно инициируемого субъектом и необходимого, где функция субъекта состоит в разрешении противоречий между необходимыми, функционально-обусловленными характеристиками труда и личностными возможностями человека [5].

Показав психологический смысл деятельности, С.Л. Рубинштейн определил место субъекта в ней, его активную позицию, направленную на изменение не только природных и социальных явлений, но и самого себя.

Такое понимание деятельности и ее субъекта позволит выявить функциональные взаимосвязи системы «деятельность и личность ее субъекта», определить оптимальные условия развития субъектной позиции личности в его жизнедеятельности, профессиональном и личностном формировании.

В нашем исследовании использование субъектно-деятельностного подхода позволит рассмотреть не только разные характеристики самого субъекта, но и его разные отношения к миру (созерцательное, эстетическое, деятельностное, познавательное). Каждому из этих отношений присуща своя «логика», своя качественная определенность. При таком многомодальном подходе деятельность не является своеобразным субъектом, а занимает место одного из отношений субъекта к миру [5; 6].

Роль общенаучной основы и теоретико-методологической стратегии исследования выполняет ком-петентностный подход, относящийся к высокому уровню методологии и применяемый во многих дисциплинах.

Для рассмотрения сущности компетентностно-го подхода остановимся на его семантическом ядре - категории компетентность.

В настоящее время педагогическая наука не выработала единого понимания сущности данного феномена.

А.В. Хуторской определяет это понятие как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов для эффективной деятельности по отношению к ним» [8].

И.Я. Зимняя трактует компетентность как «интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области» [2].

Вслед за О.А. Вихоревой мы рассматриваем компетентность как «совокупность личностных качеств (знания, умения, навыки, ценностно-смысловые ориентации), которые обусловлены опытом деятельности и обеспечивают эффективность самостоятельной деятельности», а компетенцию «как форму представления нормативных требований к результатам образовательной практики с позиции личностных качеств обучающихся» [1, с. 71].

Компетентностный подход к образованию не отрицает необходимости формирования знаниевой базы речь идет о компетентности как интегральном результате данного процесса.

Именно данный подход наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, так как компетентностный подход:

- проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность;

- ориентирован на установление связи образовательного процесса в вузе с требованиями внешней среды с целью обеспечения формирования у будущего специалиста необходимого набора исследовательских компетенций;

- является обобщенным условием способности человека эффективно действовать за пределами учебных ситуаций;

- характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых компетентность изначально возникла;

- предполагает готовность к совместной деятельности в условиях внутригрупповой и межгруппо-вой конкуренции;

- формирует способность принимать на себя ответственность за результаты проведения своих решений в жизнь и др. [4; 8].

На наш взгляд, компетентностный подход рассчитан на усиление практической направленности высшего профессионального образования при сохранении его фундаментальности.

Данный подход естественным образом сочетает идеи общепрофессионального и личностного развития; компетенции рассматриваются как сквозные, метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и интеллектуальные, информационно-компьютерные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения, что полностью соответствует важнейшим задачам формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

В нашем исследовании мы рассматриваем компе-тентностный подход как стратегию, акцентирующую внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые; это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

Таким образом, с нашей точки зрения, формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности является сложным педагогическим феноменом, что требует применения комплекса методологических подходов, обеспечивающих получение разноплановых характеристик исследуемого явления. Наиболее адекватным и целесообразным теоретико-методологическим инструментарием исследования формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с учётом сложности и многоуровневости процесса может стать интеграция антропоцентрического, субъектно-деятельностного и компетентностного подходов.

Библиографический список

1. Вихорева О.А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования. - Челябинск: Изд. центр «Уральская Академия», 2008. - 188 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 240 с.

3. Мандрикова Г.М. Основные положения антропоцентрической лексикографии // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2011. -№ 2 (5). - С. 8-12.

4. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы. - М.: МАН-ПО, 2006. - 154 с.

5. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воло-виковой. - М., 2002. - 368 с.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 416 с.

7. Трухачев В.И., Лякишева И.Н., Игнатова Н.Н. Высшее образование в ведущих странах мира. - Ставрополь: АГРУС, 2006. - 120 с.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.

9. Яковлев Е.В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

УДК 159.9:616

Шеронов Евгений Александрович

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

sheron of@mail. т

РАЗРАБОТКА КОСТРОМСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИГОДНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ НА МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ

КТМС является Костромским тестом на определение пригодности к обучению на медицинских специальностях. Методика разрабатывается на основе американских и европейских тестов на успешность и соответствует по своей конструкции известному Тесту для медицинских специальностей (ТМС). КТМС не является переводом или адаптацией ТМС к русским условиям. Он будет заново сконструирован при помощи новых заданий, исходя из принципов классического тестового конструирования.

Ключевые слова: психологический тест, конструирование психологического теста, классическая теория тестового конструирования.

Данной работой мы хотим обратить внимание на развитие психологического инструментария направленного на диагно-обностей, необходимых для успешного обучения в медицинском вузе, уточняя тем самым заявленную тематику.

КТМС является Костромским тестом на определение пригодности к обучению на медицинских специальностях. Он помогает при отборе подходящих студентов для успешного обучения. Тест предназначен для прогнозирования успешности обучения

на медицинских специальностях будущего студента, пока он находится в статусе абитуриента.

Обучение в медицинском высшем учебном заведении предполагает наличие неких специальных качеств и способностей [7]. Другими словами, стать успешным студентом на медицинском факультете сможет не каждый. Система приёма студентов в медицинские вузы не предполагает замер этих характеристик. Превосходство числа абитуриентов над числом бюджетных мест предполагает наличие качественной системы отбора. В США и в некоторых

© Шеронов Е.А., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.