МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ИППОЛИТОВА Н.В.
В статье на основе анализа взаимосвязи понятий «методология», «метод», «методика» раскрывается сущность понятия «методологический подход», выделяются функции методологического подхода в педагогических исследованиях, рассматриваются требования к выбору методологических оснований исследования современных проблем профессиональной педагогики.
In article on the basis of the analysis of interrelation of the concepts «methodology», «method», «technique» the essence of concept «a methodological approach» reveals, functions of a methodological approach in pedagogical researches are allocated, requirements to a choice of the methodological bases of research of modern problems of professional pedagogics are considered.
В условиях модернизации системы российского образования, повышения требований к качеству исследований, осуществляемых в сфере педагогики, особую значимость приобретает проблема грамотного определения научных ориентиров, определяющих деятельность педагога в процессе познания и преобразования педагогической действительности.
Методология как инструмент познания и преобразования окружающей действительности определяет основные направления исследования, обеспечивает его объективность и эффективность.
В общенаучном понимании методология представляет собой систему принципов научного исследования, совокупность методов исследования и обработки данных; учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности [1, а365]. Т.е. в широком смысле методология трактуется как исходная философская позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин, а в узком смысле - как теория научного познания в конкретной научной дисциплине [2, а235].
Итак, в самом общем понимании методология представляет собой учение о принципах построения, об основных закономерностях развития, о формах и методах научного познания. При этом важно отметить, что именно выбор методологии исследования обусловливает объективность и достоверность полученного знания. Однако ограничивать понимание методологии только процессом познания было бы ошибочным. В современных философских исследованиях подчеркивается деятельностный характер методологии, отмечается, что методология — это не только орудие теоретического познания, но и преобразования действительности. Так, И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин считают, что методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности действий ученого в процессе решения исследовательских задач [3].
Сходной позиции придерживаются и другие исследователи, рассматривающие методологию как «систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [1, а365], как «учение о методе научного познания и преобразования мира» [4].
Как показывает анализ определений методологии, данное понятие находится в тесной взаимосвязи с понятиями «метод», «методика».
В современной научной литературе метод определяется как
- «путь, способ исследования;
- способ сбора, обработки и анализа данных;
- способ применения старого знания для получения нового знания;
- упорядоченная работа с фактами и концепциями;
- совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи» [5, с.79; 2,
с.278; 6, с.404].
Понятие «метод исследования» трактуется как:
1) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;
2) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [7, с.21; 8, с.69].
Таким образом, в определении понятия «метод исследования» ключевым моментом является его понимание как способа достижения цели, в составе которого выделяются отдельные приемы и операции.
Это дает основание рассматривать методику исследования как конкретное воплощение избранных исследователем приемов и операций, составляющих метод исследования [5, с.80]. Т.е. методика исследования обеспечивает познание педагогических явлений и процессов посредством применения в конкретном исследовании определенных процедур, совокупности методов и приемов в соответствии с целью исследования.
Итак, понятия «методология», «метод», «методика» неразрывно связаны между собой. Методология как более широкое понятие включает в себя понятия метода и методики. Составляя основу исследования, методология определяет способы изучения и преобразования действительности, пути достижения поставленной цели (методы), реализация которых предполагает применение определенных процедур, приемов (методики). Т.е. взаимосвязь понятий «методология», «метод», «методика», определяется как соотношение целого и части.
Инструментом реализации методологических оснований научного анализа педагогических явлений и процессов является методологический подход.
В общепринятом понимании слово «подход» означает совокупность приемов, способов, используемых для воздействия на кого-либо, изучения чего-либо, ведения дел. Исследовательский подход определяется как исходный принцип, исходная позиция исследователя [9].
В современной философии понятие методологического подхода рассматривается по-разному различными учеными. Так, Н. Стефанов определяет методологический подход как «совокупность (систему) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности» [10, с.27]. И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин рассматривают методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта)» [3, с.74]. Объединяя данные позиции, А. Петров выделяет два значения данной общенаучной категории:
1) исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, составляющее основу исследовательской деятельности;
2) направление изучения объекта (предмета) исследования [11, с.54-58].
Итак, в современной методологической литературе понятие «подход» либо отождествляется с проведением в исследовании определенной мировоззренческой позиции (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.), либо понимается как стратегический принцип или их совокупность (Н. Стефанов, Э.Г. Юдин), либо связывается с применением набора процедур и приемов, служащих формой и условием реализации соответствующих принципов (А. Петров и др.). Данные трактовки не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Интеграция данных позиций позволяет рассматривать методологический подход как методологическую ориентацию исследования, представленную совокупностью принципов, определяющих исходную позицию исследователя и основные направления исследования.
Анализ понятия «методологический подход» во взаимосвязи с родовым понятием «методология» и с учетом уровней методологии подводит к целесообразности выделения уровней его толкования, что обусловлено его многоаспектностью и весьма широким методологическим содержанием.
В структуре подхода как целостного явления А. Петров выделяет два уровня:
- концептуально-теоретический, включающий базовые, исходные концептуальные положения, идеи и принципы, которые выступают гносеологической основой деятельности, осуществляемой с позиций и в рамках данного подхода, являются ядром ее содержания;
- процессуально-деятельностный, обеспечивающий выработку и применение в процессе такой деятельности целесообразных, адекватных ее концептуально-ориентированному содержанию способов и форм осуществления [8 , с.54-58].
Можно признать данную точку зрения вполне обоснованной, т.к. в философских источниках методология трактуется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, т.е. выделяется ее теоретическая и практическая направленность. Однако, на наш взгляд, более целесообразным было бы рассматривать понятие методологического похода с позиций уровней методологии, что позволяет выделить три уровня в его трактовке:
- философско-прескриптивный - совокупность идей, определяющих общую научную мировоззренческую позицию ученого при осуществлении исследования (философский уровень методологии);
- концептуально-дескриптивный - совокупность принципов, составляющих основу стратегии исследовательской деятельности (общенаучный и конкретно-научный уровень методологии);
- процессуально-праксеологический - совокупность способов, приемов, процедур, обеспечивающих реализацию избранной стратегии деятельности (уровень методики и техники исследования).
Такое понимание методологического подхода дает возможность определить данное понятие как совокупность идей, определяющих общую научную мировоззренческую позицию ученого, принципов, составляющих основу стратегии исследовательской деятельности, а также способов, приемов, процедур, обеспечивающих реализацию избранной стратегии в практической деятельности.
В соответствии с этим можно выделить функции методологического подхода в педагогических исследованиях, раскрывающие его роль и обеспечивающие успешность организации и осуществлении научно- педагогического исследования: философско-нормативную, когнитивно-прогностическую, конструктивно-праксеологическую.
Философско-нормативная функция предполагает определение исходных мировоззренческих, научных принципов, формирующих основу исследовательской педагогической деятельности, что позволяет определить методологическую базу педагогического исследования, сформулировать педагогическую концепцию, теорию и т.д.
Реализация когнитивно-прогностической функции направлена на организацию изучения объекта педагогического исследования с целью получения новых знаний о нем, выдвижения и обоснования предположений о возможных путях его совершенствования.
Конструктивно-праксеологическая функция предполагает выявление и применение способов, приемов организации практической деятельности по преобразованию исследуемого педагогического объекта.
С учетом выделенных функций можно определить роль методологического подхода в организации и осуществлении научных исследований в педагогике - формирование целостной методологической основы исследования, обеспечивающей выбор научно-обоснованной адекватной позиции исследователя при осуществлении познания и преобразования объектов педагогической действительности (явлений, процессов, систем).
Необходимо отметить, что каждый отдельно взятый подход представляет собой качественно новый способ изучения исследуемых явлений, но ни один из них не является универсальным. При этом различные подходы должны оцениваться с позиций их адекватности определенным типам исследования. Поэтому, как правило, один подход не исчерпывает методологи-
ческой характеристики конкретного исследования.
Сложность и многогранность явлений педагогической действительности, их взаимосвязь и взаимозависимость обусловливает необходимость применения совокупности методологических подходов, обеспечивающих получение объективной, достоверной информации, позволяющей создать целостную картину изучаемого педагогического явления.
В современной педагогической науке существует множество методологических подходов, определяющих различные направления исследований и отражающих специфику конкретной научно-исследовательской деятельности в области педагогики, поэтому одной из задач, имеющих первостепенное значение в организации научно-педагогического исследования, является выбор методологических подходов, составляющих основу исследования. Эта проблема может быть успешно решена при соблюдении ряда условий:
- избираемые методологические подходы должны быть адекватными, т.е. в полной мере соответствовать целям и задачам педагогического исследования;
- для получения объективной и целостной картины исследуемого педагогического явления необходимо использовать не один, а несколько подходов, соответствующих одному или нескольким уровням методологии;
- совокупность методологических подходов, применяемых в исследовании, не должна включать взаимоисключающие подходы;
- методологические подходы, применяемые в педагогическом исследовании, должны дополнять друг друга, что позволяет изучить конкретный объект всесторонне и во всех его взаимосвязях.
Каждый методологический подход может быть соотнесен с определенным уровнем методологии педагогической науки. Методологические подходы, соответствующие философскому уровню методологии педагогики, связаны с разработкой мировоззренческой проблематики, с выполнением функций философской критики форм и принципов научно-педагогического познания, они выступают в качестве общей философской методологической основы педагогических исследований.
В условиях демократизации системы образования в таком качестве выступает гуманистический подход, основу которого составляют идеи: понимания человека как части природы; самоценности личности; требования полного удовлетворения потребностей человека; опоры на общечеловеческие ценности (свобода, справедливость, достоинство личности, равенство и братство и т.д.). В психолого-педагогических исследованиях опора на философские положения гуманизма обусловливает выделение в качестве основополагающих идей устремленность человека в будущее, к свободной реализации своих творческих потенций; веру в себя и возможность достижения «Я» идеального; восхождение к личности [12, с.10-11].
Например, исследование проблем профессиональной подготовки будущих учителей с учетом гуманистической философии предполагает необходимость создания условий для самореализации личности, организации профессиональной подготовки будущих учителей в соответствии с принципом природосообразности и др. Это позволяет рассматривать профессиональную подготовку студентов как педагогический процесс, сущность которого заключается в освоении будущими учителями профессиональных и социальных ролей на основе присвоения знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной самостоятельной педагогической деятельности и самореализации личности специалиста в профессиональной деятельности. Такой подход дает основание выделить в качестве цели процесса профессиональной подготовки не обеспечение студентов необходимыми знаниями и умениями, а развитие личности будущего специалиста, способного реализовать свои способности в самостоятельной профессиональной педагогической деятельности.
Методологические подходы общенаучного и конкретно-научного уровня методологии педагогики определяют стратегию педагогического исследования. Наиболее распространенными подходами общенаучного уровня, применяемыми в педагогических исследованиях с этой
целью, являются системный подход, а также подходы, представленные в парных категориях диалектики: содержательный и формальный, логический и исторический, качественный и количественный, сущностный и феноменологический и др. подходы.
Рассмотрим кратко возможности применения системного подхода в исследовании проблем профессиональной педагогики. Разработке данного подхода в педагогике посвящены работы Б.С. Гершунского, Т.А. Ильиной, Ф.Ф. Королева, Ю.А. Конаржевского, В.Д. Семенова, Г.Н. Серикова и др., где отмечается, что в основе использования системного подхода в педагогических исследованиях лежит изучение внутренних и внешних системных свойств и связей педагогического объекта, которые обусловливают его целостность, характеризующуюся многомерностью и иерархией. Целостный объект при этом рассматривается как часть или элемент более высокого уровня. С помощью системного подхода осуществляется анализ всех факторов, влияющих на педагогическое явление, которые необходимо учитывать перед принятием того или иного решения. Его применение предполагает направленность деятельности педагогов на обеспечение оптимального функционирования тех систем, в которые включены воспитанники, с целью получения необходимых педагогических результатов [13].
Применение системного подхода в качестве методологической основы исследования профессиональной подготовки будущих учителей на общенаучном уровне позволяет не только раскрыть ее сущность и структуру как системного явления, но и выявить взаимосвязь между компонентами данной системы. Опора на исследование Т.А. Ильиной, выделяющей несколько этапов применения системного подхода в педагогических исследованиях [14], обусловливает выделение трех этапов применения системного подхода к исследованию профессиональной подготовки будущих учителей. На первом этапе профессиональная подготовка студентов педвуза рассматривается как сложная система, состоящая из нескольких компонентов, отражающих инвариантную и вариативную составляющие данной системы. На втором этапе выявляется сущность каждого компонента как неотъемлемой, но относительно самостоятельной части целого - всей системы профессиональной подготовки будущих учителей в вузе, выявляются их взаимосвязи. На третьем этапе осуществляется интеграция полученного знания для создания целостной картины изучаемого явления [12, с. 11-12].
На конкретно-научном уровне методологии педагогики для определения стратегии педагогического исследования могут использоваться аксиологический, культурологический, компе-тентностный, интегративно-деятельностный и другие подходы.
Компетентностный подход является одним из основных оснований исследования проблем педагогики в условиях перехода современной системы образования на компетентностную парадигму. В исследованиях современных ученых (В.И. Байденко, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.) компетентность рассматривается как интегративное личностное образование, отражающее способность и готовность личности к определенной деятельности. Значение компетентностного подхода в исследовании проблем профессионального образования обусловливается тем, что его применение позволяет определить роль и место компетентности в структуре профессионального и личностного развития. При этом процесс развития профессиональной компетентности связывается с формированием на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования наиболее продуктивного и конкурентоспособного функционирования работника той или иной квалификации и профиля. Как отмечают
Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению его основной цели - подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, го-
тового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [15, с.25].
Важная роль компетентностного подхода, по мнению А. Петрова заключается в том, что компетентностно-ориентированное образование направлено на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности. Это, в свою очередь, как подчеркивает автор, требует создания определенных условий, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода в образовании: дидактических, обеспечивающих освоение ключевых компетентностей обучающимися в процессе обучения и формирование у них на этой основе профессиональной компетентности (цель, содержание, формы, методы и технологии обучения); организационно-управленческих, необходимых для организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса (формы, средства и способы организации и управления образовательным процессом); профессионально-методических, связанных с подготовкой педагогических работников к реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании и разработкой методического обеспечения компетентностно-ориентированного образовательного процесса [11].
Особое значение в исследовании проблем профессионального образования имеет интегративно-деятельностный подход (Н.В. Ипполитова, М.Г. Чепиков, И.П. Яковлев и др.), который рассматривает явления и процессы как сложные системы, целостность которых достигается на основе интеграции составляющих их элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Характеристика деятельности и подготовка к ней с позиций этого подхода предполагает рассмотрение первой в качестве основного средства достижения цели второй [16].
Так, анализ профессиональной подготовки студентов педвуза с позиций интегративнодеятельностного подхода позволяет рассматривать ее как целостную систему с определенной структурой и наличием взаимосвязей между компонентами, функционирующих в единстве. При этом разнообразная по видам, формам и содержанию деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки выступает в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего интеграцию мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной сторон деятельности студентов; структурных элементов содержания образования, отражающего взаимосвязь опыта познавательной деятельности (знания); опыта репродуктивной деятельности (умения и навыки); опыта творческой деятельности (решение проблемных ситуаций); опыта эмоционально-ценностных отношений; а также интеграцию личностного развития и профессионального роста будущего педагога.
Методологические подходы, принадлежащие к уровню методики и техники исследования, определяют практико-ориентированную основу осуществления педагогического исследования, поскольку обеспечивают получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку и способствуют выбору адекватной поставленным целям технологической инструментовке педагогической деятельности. В качестве практикоориентированной основы педагогического исследования могут использоваться дифференцированный, технологический, задачный, полисубъектный и другие подходы.
Подводя итог анализа методологических оснований в исследовании проблем профессиональной педагогики, отметим следующее. В качестве средства реализации соответствующих методологических оснований научного анализа педагогических явлений и процессов в сфере профессиональной педагогики выступает методологический подход, который может быть определен как совокупность идей, определяющих общую научную мировоззренческую позицию ученого, принципов, составляющих основу стратегии исследовательской деятельности, а также способов, приемов, процедур, обеспечивающих реализацию избранной стратегии в практической деятельности. При этом методологический подход реализует в единстве философско-нормативную, когнитивно-прогностическую, конструктивно-праксеологическую функции.
Эффективность научного исследования проблем профессиональной педагогики обеспечи-
вается применением совокупности методологических подходов, соответствующих различным уровням методологии и адекватных целям и задачам педагогического исследования.
Библиографический список:
1. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. ^валев и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840C.
2. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С.Ю. Головин.- Мн.: Харвест, 1997. -389С.
3. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - 270 С.
4. Философский словарь [Текст] / под. ред. М.М. Розенталя. - М.: Наука, 1985. - 675С.
5. ^джаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. ^джаспирова, А.Ю. ^джас-пиров. - М.: Академия, 2000. - 176С.
6. Современный словарь по педагогике [Текст] / сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720С.
7. ^зин, Ф.А. Магистерская диссертация [Текст] / Ф.А^узин. - М.: Ось, 1997. - 123С.
8. Уваров, В.М. Методы педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / В.М. Уваров. - Нижний Тагил, 2002. - 87С.
9. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574С.
10. Стефанов, Н. Мультипликационный подход и эффективность [Текст] / Н. Стефанов. - М.: Прогресс, 1976. - 251 С.
11. Петров, А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории [Текст] / А.Петров // Alma mater. - 2005. - № 2. - С. 54-58.
12. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки: монография / Н.В. Ипполитова [и др. ]. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. - 244С.
13. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения [Текст] / Г.Н. Сериков.- ^р-ган: Зауралье, 1997. - 164 С.
14. Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений [Текст] / Т.А. Ильина // Результаты новых исследований в педагогике / Под ред. Н.М. Шахмае-ва.- М., 1977. - С.3-18.
15. Зеер, Э.Ф. Kомпетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С.23-29.
16. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся [Текст] : дис. ...докт. пед.наук/ Н.В.Ипполитова. - Челябинск: ЧелГУ, 2000. -383С.
Ключевые слова: методология, методологический подход, методологические основания исследования современных проблем профессиональной педагогики.
Keywords: methodology, methodological approach, methodological bases of research of modern problems of professional pedagogics.
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ